Налог на имущество юридических лиц 2014 в санкт-петербурге

Оглавление:

Изменения налоговых законов Санкт-Петербурга (налог на имущество организаций, налог на имущество физлиц, налоговые льготы)

Информируем о том, что 27.11.2014 на сайте www.gov.spb.ru были официально опубликованы четыре Закона Санкт-Петербурга, затрагивающие вопросы налогообложения, включая налоги на имущество организаций и физических лиц, а также дополнительные к федеральным налоговые льготы в Санкт-Петербурге.

1) Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2014 №645-110 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций».

Закон вступает в силу с 01.01.2015 и в соответствии с предусмотренными главой 30 НК РФ возможностями вводит в Санкт-Петербурге порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций исходя не из их остаточной балансовой стоимости, а исходя из кадастровой стоимости объектов.

Напомним, что по НК РФ такое право субъекты РФ получили в отношении:

  • административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
  • нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются в указанных целях;
  • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
  • жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (т.е., например, учитываемых в качестве товаров для перепродажи) (вводится в текст главы 30 НК РФ с 2015 года и на момент принятия рассматриваемого Закона Санкт-Петербурга в редакции НК РФ отсутствовало).

Из всех перечисленных объектов в Санкт-Петербурге с 2015 года на уплату налога на имущество организаций исходя не из остаточной балансовой стоимости объектов, а исходя из их кадастровой стоимости переводятся лишь следующие:

  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
  • нежилых зданий, строений, сооружений и помещений площадью свыше 3’000 кв.м., которые фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, офисов, объектов общественного питания или бытового обслуживания

Таким образом, в Санкт-Петербурге введен дополнительный критерий — площадь объекта (она должна быть свыше 3’000 кв.м.), кроме того, дано прямое указание, что на новый порядок исчисления налога будут переводиться только те объекты, которые фактически используются в названых выше целях (в то время как НК РФ позволял перевести на новые правила, в том числе те объекты, которые не используются, а предназначены для такого использования согласно своим кадастровым паспортам и технической документации). Это, однако, вносит некоторую неопределенность в вопросы исчисления налога по новым правилам в зависимости от времени фактического использования объектов — в НК РФ таких особенностей нет (они там не нужны), но и в Законе Санкт-Петербурга их также не предусмотрели.

Ставка налога по указанным выше объектам (включая иностранцев) на 2015 год установлена в размере 1%. По всем остальным объектам обложения налогом на имущество организаций, включая объекты, используемые в целях торговли, общепита, оказания бытовых услуг и размещения офисов, в случае, если площадь таких объектов не превышает 3’000 кв.м,, порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций пока остается прежним: исходя из остаточной балансовой стоимости по ставке 2,2%.

2) Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2014 №643-109 «О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге».

Закон вступает в силу с 01.01.2015 и в соответствии с ранее введенной в текст НК РФ новой главой 32 «Налог на имущество физических лиц» предусматривает перевод исчисления данного налога исходя из его кадастровой стоимости. Однако пока что это будет касаться исключительно ограниченной группы объектов недвижимости, находящей в собственности физических лиц, а именно: в отношении зданий (строений, сооружений) или помещений площадью свыше 3’000 кв.м., которые фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, офисов, объектов общественного питания или бытового обслуживания (т.е. в тех целях, при использовании в которых исчисление налога на имущество организаций может быть переведено исходя из их кадастровой стоимости согласно нормам главы 30 НК РФ).

Как уже отмечалось выше, схожая категория объектов недвижимости переводится с 2015 года на уплату налога исходя из кадастровой стоимости и в рамках налога на имущество организаций. Отличием является лишь то, что для целей налога на имущество организаций в тексте Закона Санкт-Петербурга №645-110 сделано прямое указание на то, что речь идет о нежилых объектах, а в рамках налога на имущество физических лиц такого указания нет (хотя формально во всех перечисленных целях жилые объекты использоваться и не могут, что не исключает таких фактов в реальной жизни).

Ставка налога для физлиц по таким объектам определена на 2015 год в размере 2% (по налогу на имущество организаций — 1%). Однако при этом стоит напомнить, что в главе 32 НК РФ есть нормы, которые позволят физическим лицам собственникам при их переводе на новые правила исчисления налога исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости объектов первые 5 лет увеличение налоговой нагрузки применять для себя постепенно. Так, в 1-й год (в СПб — 2015 год) новая сумма налога по сравнению с прежней может вырасти только на 20% от общей величины увеличения налоговой нагрузки по данному налогу, во второй год — на 40%, в 3-й — на 60%, в 4-й — на 80%, и только начиная с 5-го года (т.е. в данном случае с 2019 года) будет необходимо уплачивать новую сумму налога в размере 100%.

В отношении всех прочих объектов физических лиц, включая жилые дома, строения, помещения, квартиры, гаражи, машино-места и прочие объекты (в том числе объекты, используемые в офисных целях, для размещения торговли, общепита или бытовых услуг, но площадью до 3’000 кв.м. включительно) будут облагаться налогом на имущество физических лиц в прежнем порядке (исходя из инвентаризационной стоимости объектов с учетом коэффициента-дефлятора) и по прежним ставкам.

Также отметим, что Закон сохраняет ранее предусмотренные в Санкт-Петербурге дополнительные (по отношению к федеральным) льготы по налогу на имущество физических лиц для детей-сирот, детей без попечения родителей на период их обучения или пребывания в Вооруженных силах РФ.

Закон не определяет срок уплаты налога на имущество физических лиц, однако напомним, что согласно нормам главы 32 НК РФ таким сроком в любом случае является 1 октября года, следующего за отчетным. Таким образом, впервые уплата налога на имущество физических лиц по новым правилам может наступить у владельцев соответствующих объектов за 2015 год по сроку до 01.10.2016.

3) Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2014 №648-111 «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Санкт-Петербурга».

Закон в соответствии с пунктом 3 статьи 227.1 НК РФ установил на 2015 год величину коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Санкт-Петербурга, в размере 1,9128.

Речь идет об иностранных гражданах, осуществляющих трудовую деятельность в РФ по найму у физических лиц, организаций и предпринимателей (до 01.01.2015 — только у физических лиц) на основании патента и которые исчисляют и уплачивают НДФЛ в бюджет РФ в виде фиксированных авансовых платежей в размере (с 2015 года — 1’200 рублей в месяц) с учетом индексации на коэффициент-дефлятор на соответствующий год, а также на региональные коэффициенты, учитывающие особенности рынка труда (данная норма о региональном коэффициенте введена в новую редакцию статьи 227.1 НК РФ Федеральным законом 24.11.2014 №368-ФЗ, официально опубликованном только за 1 день до того, как был принят рассматриваемый Закон Санкт-Петербурга, причем новая редакция статьи 227.1 НК РФ на момент принятия Закона Санкт-Петербурга №648-111 еще не действует — она вступает в силу только с 01.01.15).

Для целей НДФЛ федеральный коэффициент-дефлятор на 2015 год определен в размере 1,307 (см. приказ Минэкономразвития РФ от 29.10.2014 №685), т.е. ежемесячный платеж НДФЛ указанных выше нерезидентов должен в целом по стране составить не менее 1’568,4 руб. (с доплатой НДФЛ до фактического уровня по итогам года).

Закон Санкт-Петербурга №648-111 для вышеназванной индексации предусмотрел коэффициент, учитывающий особенности рынка труда в Санкт-Петербурге, который в силу буквального толкования должен применяться вместе с федеральным коэффициентом-дефлятором. Итоговый размер фиксированного платежа НДФЛ в Санкт-Петербурге с учетом этого составит 3’000,04 руб.

В данном случае полагаем, что применение Закона №648-111 уже с 01.01.2015 (как он и предусматривает) является несколько спорным именно по причине того, что он был принят, основываясь на редакции НК РФ, которая еще не вступила в силу — на момент принятия Закона в НК РФ нет правила, позволяющего регионам вводить дополнительные коэффициенты.

4) Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2014 №641-108 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» и отдельные законодательные акты Санкт-Петербурга».

Закон уточняет порядок действия с 01.01.2015 на территории Санкт-Петербурга установленных в дополнение к федеральным льготам по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на прибыль организаций (в виде снижения ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга).

Кроме того, Закон вводит в действие с 2015 года ряд новых оснований для льгот по налогу на имущество организаций и применения пониженной ставки налога на прибыль организаций.

При этом все указанные изменения касаются налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга и осуществивших в течение определенного периода времени указанную в Законе сумму капитальных вложений в основные средств производственного назначения, используемые по такому назначению (не для сдачи в аренду). Сумма инвестиций, период их осуществления и конкретные направления деятельности налогоплательщиков, имеющих право на льготу, зависит от каждой конкретной льготы. Влияет на возможность их применения и вид конкретной льготы также численность работников налогоплательщика и размер среднемесячной оплаты их труда.

Налог на имущество организаций — изменения с 2018 года

Рассмотрим актуальные изменениями налогового законодательства, а именно изменения по налогу на имущество организаций.

Федеральная льгота на налог по движимому имуществу стала региональной

Как было в 2017 году

Основные средства 1–2 амортизационных групп не относились к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, Классификация основных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002).

Объекты основных средств 3–10 амортизационных групп, независимо от даты их принятия на учет являлись объектом налогообложения. Однако включать в налоговую базу их стоимость в большинстве случаев до 2018 года не приходилось.

Поскольку согласно пункту 25 статьи 381 НК РФ по движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г., была предусмотрена федеральная льгота. Исключение составляли движимые ОС, полученные при реорганизации, ликвидации, или от взаимозависимых лиц.

Что меняется с 1 января 2018?

По основным средствам 1–2 амортизационных групп все остается по-старому — они не относятся к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

А в отношении движимого имущества, включаемого в другие амортизационные группы, и принятого к учету с 2013 года, порядок налогообложения меняется.

Еще с 1 января 2017 глава 30 НК РФ была дополнена новой статьей 381.1, согласно которой федеральная льгота по налогу на имущество в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ (движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 года), с 01.01.2018 года действует на территории субъекта РФ только при условии принятия соответствующего закона субъекта.

Поправки в НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Также с 1 января 2018 года статья 381.1 НК РФ дополнена пунктом 2 (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Согласно которому закон субъекта вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налога в отношении:

  • Имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования;
  • Движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3х лет.

Многие субъекты РФ не посчитали необходимым «продлить» льготу на региональном уровне. Поэтому законодатели решили ограничить размер ставки налога в отношении такого имущества на 2018 год.

Если региональным законом льготы в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ не установлены — налоговые ставки в отношении такого имущества не могут превышать в 2018 году 1,1 % (пункт 3.3 статьи 380 НК РФ в новой редакции).

При этом ограничение ставки налогообложения (в пределах 1.1.%) также не действует, т.е. такое имущество облагается в общеустановленном порядке (п. 3.3 ст.380 НК РФ)

В отдельных регионах в отношении льготного движимого имущества приняты соответствующие законы, позволяющие не платить налог в 2018 году, либо платить по ставке ниже, чем 1,1%.

Среди них Московская область. Законом от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ на период 2018 — 2020 гг. установлена нулевая налоговая ставка в отношении движимого имущества, принятого организацией с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС. В законе перечислены исключения, установленные НК РФ в отношении которых ставка 0% не применяется: объекты, принятые на учет в результате реорганизации юридических лиц, при передаче имущества между взаимозависимыми лицами, т.д.

А компании, находящиеся в Санкт-Петербурге, в 2018 году применяют льготу только в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет (Закон Санкт-Петербурга от 29.11.2017 № 785-129).

Поэтому в отношении движимого имущества 3 — -10 амортизационных групп, выпущенного и принятого к учету в 2013-2014 годах, льгота в 2018 году не применяется. Поскольку регион не установил свою ставку налога, в отношении такого имущества будет действовать льготная максимальная ставка — 1,1%.

В Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» поправки, позволяющие применять льготу по пункту 25 статьи 381 НК РФ в 2018 году не внесены. Следовательно, у московских организаций движимое имущество 3-10 амортизационных групп, принятое на учет с 2013 года, теперь облагается налогом на имущество по максимальной льготной ставке 1,1%.

Максимальная ставка по налогу для движимого имущества, принятого к учету с 1 января 2013 года составляет 1,1 %. При применении льготы в 2018 году необходимо внимательно изучить закон своего субъекта РФ о налоге на имущество организаций.

Льгота по энергоэффективным объектам так же «передана» регионам

С 1 января 2018 года также вступили в силу поправки в ст. 381.1 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ. «Благодаря» им льгота, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ (объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность) отдана на откуп регионам. Т.е. если субъект РФ не установил соответствующим законом возможность применения льготы в отношении указанных объектов, с 01.01.2018 г. они облагаются налогом в общеустановленном порядке.

Исчисление налога на имущество по недвижимости

Особенности исчисления сумм налога и авансовых платежей, если налоговая база определяется как кадастровая стоимость недвижимости, приведены в пункте 12 статьи 378.2 НК РФ.

С 1 января 2018 года уточнены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества организаций, если их кадастровая стоимость определена в течение года (Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ пункт 12 статьи 378.2 дополнен подпунктом 2.1).

Речь о недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства и о недвижимости иностранных организаций, не относящиеся к их деятельности в России через постоянные представительства. А также о жилых домах и жилых помещениях, не учитываемых на балансе в качестве основных средств согласно ПБУ 6/01.

Если кадастровая стоимость указанной недвижимости была определена в течение года, то налоговая база и исчисление суммы налога (авансового платежа) по текущему году в отношении данных объектов определяется исходя из кадастровой стоимости, установленной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Налоговая декларация за 2017 год представляется по новой форме

Начиная с представления декларации за 2017 год организациям нужно использовать новую форму декларации и расчета по авансовому платежу, а также новые порядки заполнения отчетности и форматы подачи документов в электронном виде, утв. Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected]

Напомним, что за отчетные периоды 2017 года организации могли сдавать расчеты по авансовым платежам по налогу как по форме, утв. Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected], так и по старой форме, утв. приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 (письмо ФНС России от 23.06.2017 N БС-4-21/12076).

Итак, основные изменения 2018 года связаны с отменой федеральной льготы по движимому имуществу. Теперь власти каждого субъекта самостоятельно решают облагать налогом указанные активы компаний или нет.

Налог на имущество организаций 2017

Содержание

Основание и правовые основы

Налог на имущество организаций установлен Налоговым кодексом России. Это региональный налог — он вводится в действие НК РФ и законами субъектов РФ. Основы налога на имущество организаций установлены главой 30 НК РФ. Субъекты Российской Федерации имеют право определять налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога — в рамках, указанных в Налоговом кодексе.

Налогоплательщики

Налогоплательщики — организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

От уплаты налога на имущество освобождены организации, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.). Также для отдельных категорий организаций на федеральном или региональном уровнях устанавливаются льготы — об этом см. пункт «Налоговые льготы».

Обращаем внимание!

С 1 января 2017 года из числа налогоплательщиков больше не исключены:

  • организации — организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;
  • организации — маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета (МОК).

Однако согласно ст. 379 НК РФ налог в отношении имущества, необходимого для проведения мероприятий, по-прежнему не платят:

  • FIFA и ее дочерние отделения, а также ряд иных организаций, участвующих в подготовке и проведении в чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Объект налогообложения

Движимое и недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе как основные средства.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Не являются объектами налогообложения:

  • земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы;
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, если оно используется для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ;
  • объекты, признаваемые культурным наследием (памятниками истории и культуры) народов РФ;
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Налоговая база

Необходима для расчета авансовых платежей по налогу.

По общему правилу налоговая база определяется организацией самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества, относящегося к объектам налогообложения. Учитывается по его остаточной стоимости. Если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих затрат, связанных с данным имуществом, его остаточная стоимость для целей исчисления налога на имущество организаций определяется без учета таких затрат.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости может определяться как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. В этом случае она исчисляется в соответствии с правилами статьи 378.2 Налогового кодекса.

Налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости:

  • административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них;
  • нежилых помещений, которые в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания (фактическим использованием нежилого помещения в данных целях признается использование не менее 20% площади помещения для размещения указанных объектов);
  • объектов недвижимости иностранных организаций, которые не осуществляют деятельности в России через постоянное представительство, либо объектов, не относящихся к деятельности иностранной компании в РФ через постоянное представительство;
  • жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;
  • унитарные предприятия.

Законодательные органы субъекта РФ наделены полномочием устанавливать особенности определения налоговой базы по региональным налогам, а значит, и по налогу на имущество организаций (статья 12 НК РФ). В частности, им разрешено утверждать перечни объектов, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости. Перечни такого имущества утверждаются не позднее 1 января года, в течение которого будут действовать установленные правила.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества:

  • подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
  • каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
  • входящего в состав Единой системы газоснабжения;
  • налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
  • облагаемого по разным налоговым ставкам.

Если фактическое местонахождение налогооблагаемых объектов находится в разных субъектах РФ, налог исчисляется с учетом ставок, принятых в соответствующих субъектах РФ.

Особенности исчисления налоговой базы участниками простого товарищества (по договору о совместной деятельности), а также в отношении имущества, переданного в доверительное управление, определены статьями 377 и 378 главы 30 НК РФ.

(ред. от 29.11.2013) «О налоге на имущество организаций» (принят ЗС СПб 26.11.2003)

Налоговый и отчетные периоды

Налоговый период — календарный год.

Отчетные периоды — первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в Налоговом кодексе, субъекты РФ не вправе.

Налоговая ставка

Ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ — с учетом норм, установленных статьей 380 Налогового кодекса РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

(ред. от 29.11.2013) «О налоге на имущество организаций» (принят ЗС СПб 26.11.2003)

Налоговые льготы

Перечень организаций, которым предоставляются льготы по уплате налога на имущество, установлен статьей 381 НК РФ. Согласно ей от уплаты налога освобождаются:

  1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
  2. религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
  3. общероссийские общественные организации инвалидов:
    • среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
    • уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных и некоторых иных), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
    • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  4. организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов;
  5. организации:
    • в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
    • в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного для использования на территории ОЭЗ при ведении деятельности в рамках заключенного соглашения (в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества);
    • признаваемые управляющими компаниями инновационного центра «Сколково»;
    • получившие статус участников проекта «Сколково» по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов;
  6. имущество:
    • специализированных протезно-ортопедических предприятий;
    • коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
    • государственных научных центров;
    • и другие — полный список см. в статье 381 НК РФ.

Обратите внимание!

С 1 января 2017 года субъекты РФ наделены правом устанавливать на своей территории льготу в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Исключение составляют движимые объекты, принятые на учет при:

  • реорганизации или ликвидации;
  • передаче друг другу взаимозависимыми лицами.

Однако эти исключения не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного с января 2013 года. Изменения внесены в пункт 25 статьи 381 НК РФ.

Кодекс также дополнен статьей 381.1 НК РФ, которая установила: если регион не воспользуется этим правом, то с 2018 года эта льгота на его территории действовать больше не будет. Льгота, установленная п. 24 ст. 381 НК РФ (в части имущества, расположенного в российском секторе дня Каспийского моря) также будет применяться с 1 января 2018 года только при принятии субъектом соответствующего закона.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(ред. от 03.04.2013) «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов»

(ред. от 28.12.2013) «Об инновационном центре «Сколково»

(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) (дата введения 01.01.1996) (ред. от 14.04.1998)

(ред. от 29.11.2013) «О налоге на имущество организаций» (принят ЗС СПб 26.11.2003)

«О налоговых льготах»

(ред. от 11.12.2013) «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции»

Порядок и сроки уплаты налога, отчетность

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Налог, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между полной суммой налога, исчисленного за год, и суммами авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода. Исчисляется отдельно в отношении имущества:

  • подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
  • каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
  • входящего в состав Единой системы газоснабжения;
  • налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
  • облагаемого по разным налоговым ставкам.

Авансовые платежи по налогу на имущество уплачиваются три раза в год, по итогам каждого отчетного периода — I квартала, полугодия и 9 месяцев.

Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.

Особенности исчисления налога и сумм авансовых платежей в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется по его кадастровой стоимости, изложены в ст. 378.2 Налогового кодекса.

Обращаем внимание!

Для имущества, в отношении которого налог определяется исходя из кадастровой стоимости, месяц перехода права считается полным для нового владельца, только если право возникло до 15-го числа включительно. В таком случае прежний собственник этот месяц при расчете не учитывает. Если же переход права собственности зарегистрирован после 15-го числа, налог за этот месяц не платит новый собственник.

Сроки и порядок уплаты налога и авансовых платежей установлены законами субъектов Российской Федерации.

По общему правилу в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению организации-налогоплательщика. Особые случаи – см. статьи 384, 385, 385.1, 385.2 Налогового кодекса РФ.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

В отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи уплачиваются по месту нахождения недвижимого имущества.

Налоговые декларации по итогам года представляются не позднее 30 марта следующего года. В этот же срок уплачивается сумма налога за истекший год.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу утверждены Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895. Представляются как в бумажном, так и в электронном виде.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть здесь.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

(ред. от 05.11.2013) «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» (вместе с «Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций», «Порядком заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций»)

(ред. от 29.11.2013) «О налоге на имущество организаций» (принят ЗС СПб 26.11.2003)

Зачисление

100% зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Налог на имущество организаций в Санкт-Петербурге

Налог на имущество организаций в Санкт-Петербурге введен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96. Им утверждены налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества:

  • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения;
  • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
  • нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
  • нежилых помещений площадью свыше 3000 кв.м, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства;
  • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

Налоговая ставка установлена в размере 1 % от кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, устанавливается в размере 0,7%.

Перечень льгот, предоставляемых по налогу на имущество, включает более 20 позиций. Например, от уплаты налога освобождены:

  • органы государственной власти Санкт-Петербурга,
  • организации, основным видом деятельности которых является изготовление специального оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность инвалидов, а также технических и иных средств реабилитации инвалидов,
  • жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, товарищества собственников жилья, товарищества домовладельцев — в отношении жилых помещений, а также общего имущества жилого дома и имущества, используемого для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома,
  • садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан — в отношении имущества, используемого в целях обеспечения социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства,
  • организации — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения,
  • органы местного самоуправления — в отношении имущества детских и спортивных площадок, ограждений газонов и иных зеленых насаждений,
  • гаражно-строительные кооперативы — в отношении находящегося на их балансе имущества,
  • и еще ряд довольно приличный список организаций — полный их перечень указан в статье 4-1 закона 26.11.2003 N 684-96.
  • Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются налогоплательщиками не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. В те же сроки уплачиваются авансовые платежи.
  • С 1 января 2016 года организации — в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, фактически используемых ими для размещения бань и включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

(ред. от 29.11.2013) «О налоге на имущество организаций» (принят ЗС СПб 26.11.2003)

«О налоговых льготах»

Налог на имущество организаций в Москве

Налог на имущество организаций в Москве введен Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64. Им утверждены налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении:

  1. административно-деловых центров и торговых центров общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них, если эти здания, за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, использование которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  2. отдельно стоящих нежилых зданий общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
  3. расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания;
  4. объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства.

Налоговая ставка по общему правилу установлена в размере 2,2%. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в размере 1,3 процента.

Сроком уплаты налога признано 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Дополнительные налоговые льготы установлены статьей 4 закона от 05.11.2003 N 64. Например, освобождены от уплаты налога на имущество в Москве:

  • автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований
  • органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления в городе Москве;
  • организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета города Москвы;
  • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, жилищные кооперативы;
  • жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья;
  • и ряд других организаций — полный список см. в статье 4 закона.

Также предусмотрены льготы в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

(ред. от 20.11.2013) «О налоге на имущество организаций»

Налог на имущество организаций в Ленинградской области

Налог на имущество организаций в Ленинградской области введен Областным законом Ленинградской области от 25.11.2003 N 98-оз. Им утверждены налоговые ставки, сроки и порядок уплаты авансовых платежей, а также дополнительный перечень льгот по налогу.

Налоговая ставка налога на имущество организаций установлена в размере 2,2%. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, устанавливается в размере 2,0%.

Налоговая ставка в отношении государственных унитарных предприятий, оказывающих инженерные услуги (сбор, очистка и распределение воды, прием стоков, передача пара и горячей воды, передача электроэнергии, услуги железнодорожного транспорта) предприятиям, осуществляющим свою хозяйственную деятельность на территории Ленинградской области, в части имущества, не используемого в производстве, а также не приносящего иного дохода имущества при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), устанавливается в размере 0,4%.

Налоговая ставка для научных организаций, заключивших государственный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также научных организаций Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус, — в отношении их имущества, за исключением имущества, сдаваемого в аренду или переданного другим юридическим и(или) физическим лицам на иных основаниях, устанавливается в размере 1,1%

Сроки уплаты налога и сдачи отчетности.

Авансовый платеж по налогу по итогам отчетного периода уплачивается не позднее 35 дней по окончании отчетного периода.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками до 10 апреля следующего года.

В Ленинградской области освобождены от налогообложения налогом на имущество целый ряд организаций. Например:

  • бюджетные и автономные учреждения Ленинградской области жилищные кооперативы;
  • жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья организации по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции;
  • религиозные организации;
  • некоторые организации поддержки субъектов малого предпринимательства;
  • организации народных художественных промыслов;
  • и другие предприятия — их полный перечень установлен в статье 3-1 закона 98-оз.
    Санкт-Петербург:
  • Областной закон Ленинградской области от 25.11.2003 N 98-оз

(ред. от 29.12.2012) «О налоге на имущество организаций» (принят ЗС ЛО 25.11.2003)

Налог на имущество организаций: что нового в 2017 году?

С 1 января 2017 года субъекты РФ наделены правом устанавливать на своей территории льготу в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Исключение составляют движимые объекты, принятые на учет при:

  • реорганизации или ликвидации;
  • передаче друг другу взаимозависимыми лицами.

Однако эти исключения не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного с января 2013 года. Изменения внесены в пункт 25 статьи 381 НК РФ.

Кодекс также дополнен статьей 381.1 НК РФ, которая установила: если регион не воспользуется этим правом, то с 2018 года эта льгота на его территории действовать больше не будет. Льгота, установленная п. 24 ст. 381 НК РФ (в части имущества, расположенного в российском секторе дня Каспийского моря) также будет применяться с 1 января 2018 года только при принятии субъектом соответствующего закона.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Обращаем внимание!

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

    Федеральные:
  • Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»