Наказание за оставление места дтп в беларуси

Оглавление:

Статьи автоюристов

В каких случаях можно оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции?

Звоните: 8 (495) 979-03-21 / 8 (495) 943-06-95

С Вами случилась неприятность: вы попали в ДТП! Однако Вы считаете, что повреждения незначительные, сильно торопитесь или просто не желаете ждать прибытия сотрудников ГИБДД? Чем может обернуться для Вас уезд с места ДТП? В каких случаях законом разрешено покинуть место ДТП? Какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП?

Автомобильный транспорт в современных условиях перестает быть роскошью. Владение личным автомобилем становится обыденным явлением. В результате этого каждый день увеличивается количество машин на дорогах, растет число водителей с небольшим стажем вождения. Это осложняет и без того далеко не идеальное дорожное движение. В результате каждый день увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий.

Что же делать если вы попали в ДТП? Необходимость длительного ожидания прибытия инспекторов ДПС для оформления аварии обусловливает то, что участники ДТП в некоторых случаях (например, при незначительных повреждениях своих автомобилей) предпочитают при возможности договориться на месте происшествия по поводу возмещения причиненного ущерба и не вызывать на место происшествия сотрудников полиции. Однако не всегда водителям удается договориться по поводу возмещения ущерба без оформления документов из ГИБДД.

Принять решение об уезде с места ДТП может невиновный в произошедшем событии водитель по той причине, что не будет иметь каких-либо претензий к виновнику. Виновник же в это время останется ждать инспекторов для получения документов, необходимых его страховой компании.

Бывают случаи, когда по каким-то причинам водитель транспортного средства, не почувствовав столкновения или не придав этому какого-либо значения, продолжает движение, оставляя место ДТП.

Стоит знать, что в обоих вышеперечисленных ситуациях оставивший место ДТП водитель рискует лишиться водительского удостоверения на длительный срок.

Дело в том, что, согласно Правилам дорожного движения (далее – ПДД) РФ, под ДТП понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Размер материального ущерба при этом ни имеет никакого значения, имеет значение то, что этот ущерб причинен.

В силу п. 2.5 ПДД РФ при ДТП водитель, причастный к нему, обязан ожидать прибытия сотрудников полиции. При таких обстоятельствах любой оставивший место ДТП водитель, в том числе и не виновный в столкновении, нарушает ПДД РФ тем, что не дожидается прибытия вызванный на место ДТП инспекторов ДПС.

В соответствии с ч.2 ст. 12.27 Кодекса об административных правонарушениях, за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, предусмотрена административная ответственность в виде лишения прав от одного года до полутора или арест до 15 суток.

Однако из общего правила есть исключения.

Один из случаев, когда можно отставить место ДТП, указан в п.2.6 ПДД: «Если в результате ДТП нет пострадавших, водители [т.е. должно быть более одного участника ДТП] при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост ДПС или в орган полиции для оформления происшествия».

Второй прописан в п. 2.6.1 ПДД, согласно которому, если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

При этом, водителям стоит учитывать, что лишение прав по действующему законодательству предусмотрено не за скрытие с места ДТП, а за оставление места дорожно-транспортного происшествия в нарушение ПДД РФ, которые за редким исключением предписывают всем участникам ДТП ожидать прибытия инспекторов ДПС.

Может не спасти от лишения прав оставившего место ДТП водителя и то обстоятельство, что он, не имея умысла скрываться, предоставил все свои координаты для связи второму участнику ДТП или, даже после того как уехал с места ДТП, добровольно явился в соответствующее подразделение ГИБДД для оформления произошедшего. Предусматривающее лишение прав правонарушение он по закону уже совершил в тот момент, когда уехал с места ДТП.

В случае же, если в ДТП имеются пострадавшие, которые нуждаются в экстренной медицинской помощи и которых невозможно доставить в медицинское учреждение на попутном транспорте, то водителю разрешается доставить данных пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение, а затем вернуться обратно на место ДТП.

Сокрытием с места ДТП такие действия являться не будут. Однако стоит учитывать, что в данной ситуации предварительно необходимо зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия, а после доставления в медучреждение пострадавшего вернуться на место ДТП и вызвать сотрудников полиции.

Фиксировать в присутствии понятых положения своих транспортных средств участвовавшие в ДТП водители обязаны и в случае, если они собираются передвинуть свои автомобили для того, чтобы освободить проезжую часть. В противном случае они могут быть привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 12.27 КоАП РФ, предусматривающей штраф от 1000 до 1500 рублей.

Нововведением является то, что оба водителя могут оставить место происшествия, если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов. В таком случае водителя рекондуется составить письменную расписку о взаимном отсутвии необходимости оформлять происшествие.

Подведем итог. В каких случаях закон разрешает уехать с места ДТП?

Уехать с места ДТП без обращения на ближайший пост ДПС или орган полиции водителю разрешается при одновременном наличии следующих условий:

— если в результате ДТП нет пострадавших;
— если в ДТП участвовали лишь двое водителей;
— если гражданская ответственность владельцев участвующих в ДТП автомобилей застрахована (имеется полис ОСАГО);
— если водители не имеют разногласий по обстоятельствам произошедшего ДТП;
— если водители не имеют разногласий по поводу перечня видимых повреждений своих транспортных средств;
— если заполнен как минимум один бланк извещения о ДТП в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств или у всех участников отсутствует необходимость в оформлении документов по факту ДТП;

Уехать с места ДТП с последующим обращением на ближайший пост ДПС или орган полиции водителю разрешается при одновременном наличии следующих условий:

— если в результате ДТП нет пострадавших;
— если в ДТП участвовали несколько водителей (более одного);
— если участвовавшие в ДТП водители предварительно составили по взаимному согласию единую схему произошедшего ДТП и подписали ее;

Уехать с места ДТП с последующим возвращением на место ДТП и вызовом сотрудников полиции на место произошедшего события водителю разрешается в случае:

— если в результате ДТП есть пострадавшие, нуждающиеся в срочной медицинской помощи, которых не представляется возможным доставить на попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение;

Во всех остальных случаях оставивший место ДТП водитель может быть привлечен к административной ответственности с назначением наказания в виде лишения прав от одного года до полутора лет или административного ареста сроком до 15 суток. При этом ответственность в равной степени грозит как водителю-виновнику, так и не нарушавшему Правила дорожного движения участнику ДТП.

Что будет за оставление места ДТП?

Итак, дорожно-транспортные происшествия в России являются достаточно серьезной проблемой. Ежегодно в ДТП попадает порядка 200 тыс. человек, из которых гибнет около 15% (приблизительно 30 тыс. человек). Тенденции к спаду не наблюдается, поэтому закономерно и в 2018 году ожидать приблизительно таких же данных.

Для борьбы с этой проблемой существует специальный свод законов и правил, знать которые необходимо как водителю, так и пешеходу. Это поможет не только избежать аварии, но и в случае, если она уже произошла, грамотно отстоять свои права.

Таким образом, например, одно из частых административных правонарушений — оставление места ДТП — не влечет за собой штрафа, согласно закону. Но ответственность за это деяние имеет свои тонкости. Конкретно данную тему мы и обговорим в нашей статье.

А было ли ДТП?

Вопрос действительно важный. Ведь ответственность возникает только в том случае, когда ДТП действительно произошло. Необходимо разобраться, что такое ДТП, как это понятие трактуется. Дорожно-транспортным происшествием считается событие, в котором задействовано движущееся транспортное средство; причинен материальный ущерб, либо есть пострадавшие либо погибшие люди. То есть, факт ДТП устанавливается только при непременном выполнении следующих двух условий:

  1. Наличие движущегося ТС.
  2. Нанесение того или иного материального ущерба, урон здоровью человека и т.д.

Если авария зафиксирована, а виновник скрылся с места ДТП, наказание он не несет в том случае, когда правила разрешают уехать с места ДТП (мы рассмотрим эти правила далее в статье). Во всех остальных случаях наказание предусмотрено статьей 12.27 КоАП РФ.

В зависимости от условий ситуации, наказанием может служить или лишение прав на различный срок, или административный арест на 15 суток. Обратите внимание, что штраф за это деяние не предусмотрен.

Но в законе об ОСАГО существует статья, согласно которой страховщик может предъявить регресс виновнику аварии, в случае если тот скрылся с места ДТП. Таким образом, сумма, выплаченная страховой компанией пострадавшему, может быть в дальнейшем потребована с виновника.

Ушел от ответственности или усугубил ситуацию?

Многие водители напрасно считают, что скрывшись с места ДТП, можно избавить себя от проблем — это вовсе не так. Прибывшие на место произошедшей аварии сотрудники ГИБДД станут опрашивать свидетелей, и вполне вероятно, что кто-либо из них запомнит или запишет номер машины виновника. Особенно, если речь заходит о серьезном ДТП. Так что если водитель скрылся с места происшествия, он только ухудшил свое положение.

Что же о данной проблеме говорится в правилах дорожного движения? Согласно ПДД, водитель, причастный к аварии, обязан:

  • В любом случае дожидаться сотрудников ГИБДД для фиксации происшествия.
  • Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим (если таковые имеются).
  • Ни при каких условиях не перемещать объекты, причастные к аварии!
  • Выставить специальный знак аварийной остановки.

Если одно из этих обязательных действий не выполняется водителем, то он понесет ответственность, согласно части второй статьи 12.27 КоАП за «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП».

Когда правила разрешают виновнику скрыться?

Существуют полностью законные обстоятельства, при которых водитель имеет право покинуть место аварии и не понести за это ответственность. Что входит в этот список?

  1. Обоюдное согласие. В аварии нет пострадавших, между водителями не возникло разногласий и споров, касательно события. В данном случае, при соблюдении обоих вышеуказанных условий, проблему можно решить, даже не вызывая сотрудников ДПС. Водители составляют схему ДТП, подписывают её и отправляются к ближайшему посту ДПС для заверения документов.
  2. Европротокол. Данный пункт также подразумевает разрешение конфликта без вмешательства сотрудников полиции. Работает исключительно при выполнении следующих четырех условий:
    • В происшествии задействовано не более 2 ТС.
    • Нанесен ущерб только имуществу, человеческих жертв нет.
    • Оба водителя обладают действующим полисом ОСАГО (на ТС, задействованное в ДТП).
    • Между лицами, задействованными в аварии, отсутствуют любые разногласия, касательно происшествия.
  3. Освободи проезд! Случай, когда водителю необходимо переставить ТС в более удобное место для освобождения проезжей части. При этом крайне важно зафиксировать при свидетелях изначальное положение автомобиля, чтобы не допустить ошибки в протоколе.
  4. Есть пострадавшие. Как уже говорилось ранее, водитель обязан предоставить первую медицинскую помощь. В той ситуации, когда пострадавший находится в состоянии, когда его необходимо срочно везти в больницу, водитель имеет право покинуть место происшествия для предоставления медицинской помощи пострадавшему. Но с одним условием — обязательно вернуться к месту аварии.

Абсолютно любые другие случаи, даже если водитель считает свою причину уважительной, будут расцениваться, как «побег» с места преступления.

Без суда и следствия

В конечном счете, если водители имеют разногласия или налицо действительно серьезная авария, проблема будет решаться через суд. Вначале будет проведено следствие на основании показаний свидетелей, касательно водителя, скрывшегося с места ДТП, затем через суд будет составлен приговор виновнику.

Заниматься розыском виновного будут в зависимости от ситуации дознаватели по розыску ГИБДД, следователи и оперативники, в некоторых случаях даже родственники пострадавших или погибших. В общем, скрыться «без суда и следствия» вряд ли выйдет.

Судом предусмотрены две меры административного наказания за оставленное место ДТП — это лишение прав на ТС на срок от одного до полутора лет либо лишение свободы сроком до 15 суток.

Важно: не водитель выбирает себе наказание. То есть, суд не смотрит на какие-либо личные причины, согласно которым он якобы не может лишить водителя прав на вождение ТС (например, если водителю необходимы права в связи с работой). Статистика утверждает, что чаще прочего в ходе судебного действия именно лишают прав, так что лучше в очередной раз поразмыслить о том, каким образом действовать в данной ситуации. Еще нужно иметь в виду, что лишить прав может исключительно суд, то есть это не входит в полномочия сотрудника ГИБДД.

Видео: Юрист о тонкостях ведения дела об оставлении места ДТП

Вышел из воды сухим

Если водитель все-таки не считает себя виновным, но он имеет законное право отстаивать собственную позицию в суде. Существует вероятность, что таким образом возможно избежать ответственности или снизить её до минимума. Необходимо предъявить доказательства, что в данной ситуации виновник все-таки имел право покинуть место ДТП.

Если авария не серьезная или не повлекла за собой последствий для обеих сторон — укажите на данной обстоятельство в суде. Помните, что суд имеет право освободить водителя, скрывшегося с места ДТП, согласно внутренним убеждениям.

Не торопитесь давать чистосердечное признание — обговорите этот вопрос с адвокатом. Ваши показания могут быть использованы против вас в суде. Не забывайте, что вы и вовсе можете отказаться от дачи показаний без своего адвоката-защитника, а также согласно своего конституционного права.

Таким образом, мы наглядно убеждаемся в том, что не зная закона справиться с данной ситуацией, да и с любой другой, достаточно трудно. Будьте осторожны на дороге и соблюдайте правила дорожного движения!

Консультация адвоката. За что лишают прав трезвых водителей

В очередном выпуске программы «Хотите по закону?» адвокат Павел Колтунович рассказал о том, за какие правонарушения органы ГАИ лишают прав трезвых водителей и какие простые жизненные ситуации могут закончиться неожиданным лишением прав.

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрено 10 составов правонарушений, которые могут повлечь лишение прав для трезвого водителя. Краткое их описание — в таблице.

Сегодня подробно рассмотрим одно из распространенных оснований лишения прав – оставление места ДТП (ч. 4. ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь).

Часто от лишения прав за оставление места аварии не спасает ни записка на месте ДТП, ни «явка с повинной в ГАИ через три дня», ни самая распространенная отговорка «я не почувствовал удар и уехал».

2 случая законного оставления места ДТП

Правила дорожного движения разрешают водителю оставлять место ДТП только в двух случаях (п. 31.3 и п. 31.4 ПДД):

1. В случае необходимости доставки пострадавшего (пострадавших) в организацию здравоохранения на транспортном средстве, при участии которого совершено дорожно-транспортное происшествие. При этом водитель обязан предварительно зафиксировать в присутствии очевидцев положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию;

2. В случае, когда участники дорожно-транспортного происшествия вправе не сообщать о нем в ГАИ (вред причинен только автомобилям участников ДТП в размере до 400 евро, водители застрахованы, трезвые и с правами, нет спора о вине).

В остальных случаях сокрытие с места ДТП грозит водителю наложением штрафа в размере от 900 тыс. до 4,5 млн рублей или лишением прав сроком до 2 лет.

Повредили только свой автомобиль – это тоже ДТП

Иногда начинающие водители уезжают, не осознавая, что, собственно, произошло ДТП. Особенно это характерно для аварий с участием только своего автомобиля.

Пример 1

Водитель, управляя автомобилем в темное время суток, заснул за рулем, в результате чего автомобиль съехал в придорожный кювет, машина получила незначительные механические повреждения.

Проснувшись, водитель не смог самостоятельно выехать из кювета, в связи с чем решил на попутном транспорте доехать до ближайшего населенного пункта для поиска эвакуатора. Не найдя эвакуатор в ночное время, водитель остановился на ночлег в гостинице. Утром, вернувшись к автомобилю, водитель увидел на месте инспекторов ГАИ, которым он рассказал о происшествии.

Оказалось, что к тому времени в отношении водителя уже проводились разыскные мероприятия. В итоге в отношении водителя было составлено два протокола, и в дальнейшем на него было наложено взыскание в виде лишения прав сроком на 1 год (за оставление места ДТП по ч. 4 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь) и штраф 0,5 базовой величины за нарушение иных правил дорожного движения (ч. 5 ст. 18.22 КоАП Республики Беларусь).

Водитель из вышеприведенного примера не учел, что дорожно-транспортным происшествием является происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица или его имуществу. Водитель пренебрег п. 31 ПДД, которым четко установлено, что он обязан делать в случае ДТП (остановиться, не менять положение ТС, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки, оставаться на месте).

Спасет ли записка, оставленная под щеткой стеклоочистителя?

В некоторых случаях, уезжая с места незначительного ДТП, водители оставляют под щеткой стеклоочистителя поврежденного автомобиля записку с примерным текстом «Я повредил Ваш автомобиль, мой тел ____, перезвоните».

Пример 2

Ночью, двигаясь задним ходом во дворе жилого дома, водитель зацепил припаркованный автомобиль, причинив последнему незначительные повреждения. Человек спешил и поэтому уехал с места ДТП, оставив под щетками поврежденного автомобиля записку с текстом «Я повредил Ваш автомобиль, мой тел ____, перезвоните». Утром, обнаружив повреждения, хозяйка вызвала ГАИ. Прибывший экипаж ГАИ по мобильному телефону связался с водителем, который незамедлительно прибыл на место ДТП.

В итоге в отношении водителя было составлено два протокола, и в дальнейшем на него было наложено взыскание в виде лишения прав сроком на 1 год (за оставление места ДТП по ч. 4 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь) и штраф 0,5 базовых величин за нарушение ПДД, которое привело к аварии (ч. 5 ст. 18.22 КоАП Республики Беларусь).

Несмотря на то, что водитель из примера № 2 не имел цели сокрытия самого ДТП и добровольно приехал на место после звонка инспектора ГАИ, формально в его действиях содержится состав административного правонарушения.

Какие доказательства должен собрать сотрудник ГАИ для привлечения водителя за оставление места ДТП?

По закону инспектору ГАИ необходимо установить одновременно два обстоятельства:

1. Сокрытие самого факта ДТП или обстоятельств его совершения.

2. Необходимость проведения сотрудниками ГАИ мероприятий по установлению (розыску) данного участника и (или) розыску транспортного средства.

Эти два ключевых обстоятельства на практике имеют очень широкое толкование, в связи с чем многие спорные ситуации формально могут трактоваться как оставление места ДТП.

К примеру, под сокрытием обстоятельств ДТП на практике подразумевается намерение водителя скрыть факт нахождения в состоянии алкогольного опьянения в момент аварии или другие отягчающие ответственность обстоятельства. Мероприятия по установлению участника ДТП – это не обязательно объявление скрывшегося водителя в розыск, это может быть и обычный звонок инспектора ГАИ по мобильному телефону.

Что следует помнить водителю при оставлении мест ДТП с участием пешехода

Особенно внимательно водителям следует относиться к ДТП с участием пешеходов. Если в результате наезда пешеходу причинены незначительные телесные повреждения, многие водители склонны «решить вопрос на месте» и не вызывать ГАИ. На практике такие ситуации могут закончиться лишением прав за оставление места ДТП.

Пример 3

Водитель совершил наезд на пешехода на переходе. Пешеход жаловался на боль в ноге, но согласился не вызвать скорую помощи и ГАИ, получив материальную компенсацию на месте ДТП. Придя домой, пешеход почувствовал, что боль в ноге усиливается, и к утру вызвал скорую помощь. В больнице пешеход сообщил о произошедшем ДТП. Для водителя эта ситуация закончилось лишением прав на 2 года за оставление места наезда.

Что делать, если вы уверены, что не совершали ДТП, но по каким-то причинам именно вас обвиняют в том, что вы сделали это и скрылись

— если сотрудник ГАИ звонит вам по телефону, не спешите признавать факт нахождения за рулем автомобиля в конкретное время в конкретном месте;

— обязательно ознакомьтесь с материалами дела, заявлением потерпевшего о причинении ему вреда;

— не ищите уважительных причин для якобы оставления места ДТП, а доказывайте, если вы не сидели за рулем автомобиля в тот момент или что ваш автомобиль вообще не был участником этой аварии;

— с помощью автотехнической экспертизы можно определить, могли ли конкретные повреждения образоваться в результате взаимодействия конкретных автомобилей (в том числе повреждения лакокрасочного покрытия); по направлению трасс (следов на лакокрасочном покрытии) можно определить примерный механизм ДТП (как двигались авто по отношению друг к другу в момент ДТП);

— ходатайство о назначении автотехнической экспертизы необходимо в письменном виде подать в ОГАИ, где рассматривается ваше дело;

— отказ в назначении экспертизы можно обжаловать в суд, прокуратуру, вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган ГАИ.

4 способа как избежать ответственности за оставление места ДТП

Привет, с вами Кулик Илья. При маневрировании на парковке коснулись чужой машины, уехали не заметив, а теперь вас хотят лишить водительских прав из-за маленькой царапины на бампере, с которой, возможно, «потерпевший» ездит уже не один год? Да, предусмотрено суровое, но не всегда оправданное наказание за оставление места ДТП как избежать ответственности за такое правонарушение я расскажу в этой статье. Поехали!

Предупреждение

Публикуя эту статью, я полагаюсь на честность моих читателей, и, надеюсь, что советы будут использованы только тогда, когда наказание действительно несоразмерно с вредом, нанесённым окружающим людям. Я не несу никакой ответственности, за возможные последствия применения советов, изложенных в этой статье, в реальной жизни.

Так как статья посвящена ответственности за незаконное оставление места ДТП, я не буду рассматривать аварии, за которые положено наказание независимо от покидания места случившегося. А это любое происшествие, в котором причинён телесный вред людям. Более того, эти советы из этой статьи неприменимы к авариям с пострадавшими, так как срок давности по ним составляет от 1 года до 6 лет, и ищут виновников с гораздо большей тщательностью, чем при авариях, где повреждено только «железо».

Почему не стоит скрываться с места происшествия

Всё тайное становится явным. А в последнее время, со всё большим распространением как стационарных камер, так видеорегистраторов, найти виновника становится всё легче. И, кроме ответственности за аварию, ему придётся понести и наказание за оставление её. Поэтому никогда не покидайте самовольно место аварии.

Имейте в виду, что за оставление места происшествия одинаково наказываются как виновник, так и потерпевший. Но когда оформляются документы без скрывшегося участника, велика вероятность признания именно его виновным в ДТП.

Примечание. Далее в этой статье, употребляя слово «виновный», по умолчанию я буду иметь в виду виновного в сокрытии, а не в аварии.

Какое наказание положено за оставление места ДТП

Покидание аварии — это серьёзное правонарушение, наказание за которое, по ч.2 статьи 12.27 КоАП 1 – 1,5 года лишения водительских прав или до 15 суток ареста. Кроме того, то нарушение ПДД будет отягчающим обстоятельством при назначении наказания за последствия аварии, в которой пострадали люди.

Помимо этого, покидание места аварии – это основание для предъявления к вам регрессных требований от страховой компании, возместившей ущерб потерпевшему. То есть выплаченные ему деньги страховая совершенно законно запросит с вас.

Когда покидание места аварии не будет считаться сокрытием

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, возможно уезжать после аварии, не сообщая о ней в правоохранительные органы. Основные условия:

  • отсутствие раненых и погибших;
  • согласие между участниками по обстоятельствам ДТП, в т. ч. о том, кто виновник.

Кроме того, многие считают оставлением аварии действия, которые на самом деле не являются правонарушением. Незаконное оставление места происшествия – это когда документы оформлялись сотрудниками ГИБДД, а одного из участников не было при этом. Все остальные случаи, в том числе уехал, а потом вернулся, передвижение ТС и т. д. не могут быть наказаны как скрытие.

Естественно, нельзя уехать с места того, чего не было. Так что, если повреждений имущества и здоровья людей не было, из чего следует отсутствие факта наступления ДТП, можно смело разъезжаться.

Подробнее о том, когда можно совершенно законно уехать после аварии, читайте в статье: «Можно ли уехать с места ДТП и ничего не нарушить при этом?»

Когда можно избежать наказания за оставление места происшествия

Конечно же, я ни в коем случае не одобряю сокрытие с места ДТП. И виновник должен отвечать за свои действия, тем более если пострадали люди.

Но бывают такие ситуации, когда нанесённый другим вред явно не стоит того, чтобы остаться без возможности водить автомашину как минимум на год. Более того, иногда лишение водительского удостоверения за оставление места аварии грозит и невиновному водителю из-за нечестных действий второго участника происшествия.

Например, когда видевший, что вы подъезжали близко к его машине издалека, хозяин авто, решит, что потёртость на его бампере сделали, хотя она была уже давно, и вызовет ГИБДД в вашем отсутствии. Всё, можете прощаться с правами. Впрочем, здесь доказать свою невиновность может помочь трасологическая экспертиза.

Или вначале вроде бы не имеющий претензий оппонент впоследствии замечает какую-нибудь царапинку, иногда даже не сам, а по указанию знакомых, и тоже оформляет аварию в вашем отсутствии. Результат, опять же, для вас печальный. Много примеров можно привести, всех их объединяет то, что из-за мелких, иногда убирающихся полировкой за 10 минут повреждений, можно превратиться на год, а то и на полтора в пешехода.

Именно для попавших в такие ситуации я и хочу дать сегодня совет.

Что надо делать, чтобы избежать ответственности за покидание места аварии

Если вы действительно виноваты в ДТП, самым правильным действием будет встретиться с потерпевшим и загладить ущерб. Хотя бы для спокойствия совести. Всегда надо поступать так, как вы хотите, чтобы поступали с вами. А ваша нечестность всегда рано или поздно будет наказана. Это закон жизни.

А потом, материальные потери всё равно придётся понести, так как в случае вашей виновности в ДТП страховая компания взыщет с вас по регрессу свои затраты на возмещение потерпевшему. Кроме того, договорившись с потерпевшим, можно просто и надёжно избежать ответственности за сокрытие (смотри способ №4).

Способ 1 – тянуть срок

Срок давности за сокрытие с места аварии – 3 месяца. То есть по прошествии этого времени вынести постановление о наказании уже невозможно.

Следовательно, если в течение этого периода не попадаться стражам порядка на дорогах, то наказания не последует.

Иногда, владельцы пострадавших авто сами проводят розыскные работы зачастую более эффективно чем гаишники просто потому, что они реально ищут.

Но даже если вашу машину заметили (нашли) и вам приходит уведомление из ГИБДД явиться на разбор происшествия и т. п., это не ещё значит, что надо сразу бежать сдаваться в отделение. При небольших повреждениях рассылка подобных бумаг – пустая формальность для автоинспекторов, им неинтересно заниматься вашими поисками, если, конечно, потерпевший не большая «шишка» :cool:. В таком случае точно лучше не скрываться.

Если получили повестку в суд

И даже если вы попались инспекторам, ещё не всё потеряно. Решение о наказании по рассматриваемому нарушению обязательно выносится судом. А в вашем отсутствии суд по закону не может рассматривать дело по сокрытию с места аварии.

Если вас уведомили надлежащим образом, что, впрочем, не всегда бывает, за неявку на судебное заседание без уважительной причины (уважительная, это, например, болезнь), на вас наложат штраф не больше 5 000 р., если вы физлицо, и перенесут дело. В случае повторной неявки, возможен привод в суд, то есть уполномоченные люди получат поручение доставить вас в суд. Как бы то ни было, в случае вашей неявки в суд в течение 3 месяцев с момента аварии дело будет закрыто.

Но ещё раз повторюсь, что это касается только мелких аварий, в которых нет пострадавших.

Примечание. В течение 3 лет после аварии потерпевший вправе требовать с вас компенсировать вред, как и страховая компания может в продолжение этого же срока предъявить к вам регресс за сокрытие.

Если вас нашли после срока давности

Иногда происходит так, что срок давности по привлечению к ответственности уже давно прошёл, но информацию об автомобиле не удалили из базы данных разыскиваемых ТС. Бывают случаи, что водителя останавливают через год после аварии, объявляют, что его авто в розыске, а он даже не знал, что его искали.

Дело в том, что снять с розыска может только тот, кто его объявил, в рассматриваемом случае это ГИБДД. А иначе авто будет значиться в списке разыскиваемых до бесконечности. Поэтому если кто-то забудет или где-то документ затеряется, машина может висеть в розыске очень долго.

Ничего страшного в этом нет. Наказать за покидание места аварии по прошествии 3 месяцев невозможно. Но чтобы у инспекторов не возникало вопросов, надо явиться в отделение ГИБДД и написать заявления о снятии с розыска в связи с истечением срока давности.

Прав вас уже за покидание места аварии не лишат, правда, потерпевший или СК могут вам предъявить требования о компенсации ущерба.

Способ 2 – убедить суд, что покинул место аварии неумышленно

Сразу скажу, что это достаточно сложно и применять это способ возможно только тогда, когда вы действовали действительно неумышленно. Есть решения суда, когда покинувшего место ДТП не привлекали к ответственности, так как отсутствовали доказательства, что он сделал это умышленно. А согласно презумпции невиновности, если виновность лица подлежит сомнению, оно признаётся невиновным.

В качестве аргументов судьёй приводились, что повреждения незначительные, а ввиду больших габаритов автомобиля (в рассматриваемых делах фигурировали автобус и фургон) и интенсивного движения, водитель реально мог не заметить касания.

Кроме того, учитывалось, что потерпевший сразу после аварии никак не пытался обратить внимание виновника на факт столкновения и не являлся в суд.

Способ 3 – прекращение дела за незначительностью

Также есть реальные судебные решения, когда административный процесс прекращался по незначительности, то есть судья решал, что действия виновника не могли нанести значительный вред обществу и государству, а потому дело прекращалось.

Когда повреждения небольшие, а тем более возникновение их в конкретном ДТП подлежит сомнению, и потерпевший не имеет претензий к виновнику, суд может прийти к выводу что строгое наказание не требуется и прекращает дело.

Вообще, в подобных делах, да и во многих других, выигрыш в суде зависит от активности сторон, от более правильной и убедительной аргументации своего мнения. Поэтому если вы не уверены в своих юридических знаниях, большую пользу принесёт помощь автоадвоката, или хотя бы юридическая консультация.

Способ 4 – договориться с потерпевшим

Это один из наиболее безопасных и простых способов. Действовать по этому варианту надо до явки на разбор (опознание) в ГИБДД. Главное условие, для его выполнения – чтобы потерпевший пошёл вам навстречу. А как этого добиться – решайте сами. Здесь многое зависит от личных качеств вашего оппонента.

Порядок же действий будет таким:

  1. встречаетесь с потерпевшим и договариваетесь с ним, чтобы он не опознал вас в ГИБДД. Естественно, понадобится загладить ущерб;
  2. являетесь на опознание в ГАИ в назначенный день;
  3. потерпевший объявляет, что он не узнаёт вас, как и ваше транспортное средство и пишет заявление о прекращении административного дела;
  4. дело закрывают, ваш автомобиль снимается с розыска.

Потерпевшему участнику ДТП во многих случаях выгодно сразу получить деньги. А также ему совершенно неинтересно, чтобы вы остались без прав, поэтому многие соглашаются на такую схему. Конечно, всегда есть шанс нарваться на вредную обидчивую личность, с которой такой вариант не прокатит, но ведь он не единственный!

Дополнительный плюс этого варианта

Кстати, это единственный вариант, при котором не придётся оплачивать страховой компании регрессные требования, если вы скрывшийся виновник аварии. Возможно и лицемерие со стороны потерпевшего, то есть он, получив от вас деньги, захочет получить выплату от СК, которую она взыщет с вас. Чтобы такого не произошло, возьмите расписку об отсутствии претензий.

Как можно смягчить наказание

«Смягчить» сказано достаточно условно, ведь вариантов наказания предусмотрено только два:

  • лишение прав;
  • административный арест.

Так вот, иногда возможно назначение ареста. Что меньше вас страшит несколько суток (максимум 15) в кутузке или год, год с половиной пешеходом, решайте сам.

Но какое именно наказание вам назначить, решает суд, и тут уже зависит от конкретного судьи, к которому вы попадёте. Некоторые судьи сами предлагают выбор, а некоторые категоричны в своих решениях. Поэтому здесь как повезёт, но лучше вообще не покидать места ДТП, чтобы не пришлось выбирать из двух зол меньшее.

Если вас хотят привлечь за алкогольное опьянение

Верховный Суд постановил, что признать человека находящимся в нетрезвом виде можно только по результатам медосвидетельствования. Показания свидетелей не являются доказательством пребывания подшофе.

Поэтому если скрывшегося находят через продолжительное время после аварии, доказать, что он был пьяным невозможно. Если сотрудники правоохранительных органов считают иначе, то следует обращаться в суд.

Полезные советы

  • никогда не покидайте место ДТП;
  • всегда старайтесь договориться с потерпевшей стороной, так отсутствие у неё претензий к вам – большой плюс во всех отношениях;
  • не пытайтесь избежать наказания, когда вы действительно его заслуживаете.

Заключение

Старайтесь не попадать в ситуации, в которых пришлось бы воспользоваться советами из данной статьи. А если уж случилось так, что попали, действуйте по совести и не бойтесь ответить за свои реальные проступки.

Если вы хотите поделиться опытом или советом по данной теме – милости просим в комментарии. Там же можно задавать вопросы.

Видео-бонус: 5 случаев когда ты не зассал и спас жизнь. Эти люди – настоящие герои. Они не побоялись рискнуть своей жизнью ради других.

На этом статью заканчиваю. Напоминаю, что самый верный способ не пропустить новые статьи – это оформить подписку на их рассылку. А рассказать о прочитанном в соцсетях можно кликнув на соответствующую иконку. До свиданья!

ОСТАВЛЕНИЕ МЕСТА ДТП

Государственная автомобильная инспекция — название, согласитесь, красивое, честное и надежное. В идеале эта структура заботится о том, чтобы нам, автомобилистам, было приятно, комфортно и, главное, безопасно ездить по многочисленным дорогам Беларуси. Но на деле все не так, и образ, рисуемый названием, просто утопичен.

Виной всему недобросовестные сотрудники ГАИ, оборотни в погонах, вымогатели — называйте их как хотите, они того заслуживают. Эти люди не занимаются нашей безопасностью, а, наоборот, сами представляют опасность для автолюбителей и профессионалов. Одно дело если водитель нарушил Правила дорожного движения и наказание неминуемо, другое — если его вынудили нарушить ПДД, а еще хуже — подстроили нарушение, сфабриковали, подставили, оклеветали.
Я хочу рассказать о достаточно новом способе обмана автовладельцев жадными до чужих денег сотрудниками ГАИ. Этот способ появился недавно и становится все более популярным, а называется он «Скрылся с места ДТП». Наказание за это нарушение ни много ни мало штраф в размере от 20 до 50 базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до двух лет. Много это или мало, каждый решит для себя сам.
Повод для подобного «развода» дали видеокамеры на парковках гипермаркетов. Если раньше автовладельцы старались парковаться под ними, то теперь, скорее всего, будем их избегать.
Все начинается с оповещения вас сотрудниками ГАИ о том, что вы на днях скрылись с места ДТП. Произойти это может по-разному, в зависимости от того, что от вас хотят. Если деньги, то это будет, скорее всего, телефонный звонок. Возможна и повестка с приглашением на группу разбора, ведь там все еще можно уладить проблему «миром», то есть просто взяткой. Не удивляйтесь, даже если пришла повестка из отдела розыска (!), — это гаишники просто выполняют план по раскрытию нарушений. В любом случае алгоритм фальсификации одинаков, как и ваши действия по противостоянию. Главное для начала — не пугаться и не верить тому, что говорит вам голос в трубке или человек в погонах, сидящий напротив. Сделать это сложно, ибо вы действительно были тогда-то и там-то, парковались около других автомобилей и даже, возможно (хоть это и немыслимо), могли незаметно для себя задеть один из них. Все правдоподобно настолько, что вы покрываетесь холодной испариной. Мне известно несколько подобных случаев, имевших место на стоянке гипермаркета «Корона», где «потерпевшей стороной» выступают местные таксисты.
Следующий шаг в запугивании — демонстрация заявления «потерпевшего» (конечно же, липового) и видеозаписи, где в главной роли вы, а во второстепенной — какой-то автомобиль, мимо которого вы проехали ближе всего. Задели вы его или нет — не разобрать, качество съемки недостаточно хорошее. Вместо того чтобы, борясь с подведенным животом, начинать договариваться, потребуйте экспертизы записи и вызова «потерпевшего» для очной ставки — это самые действенные средства. Запись может быть подделана, зато «потерпевший», наоборот, настоящий, но «свой человек» для гаишников. В любом случае ни одно, ни другое еще не является доказательством вашей вины, ведь на вашем автомобиле нет ни царапинки, а значит, нет и прямых улик против вас.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление и поговорить о бдительности. Подходя к месту парковки, нужно обязательно осматривать свой автомобиль. Пользы от этого гораздо больше, чем может показаться. Во-первых, вы подтверждаете готовность своей машины к предстоящей поездке (шины не спущены, номерные знаки на месте). Во-вторых, убеждаетесь в том, что автомобиль цел: нет ни царапин, ни потертостей, ни вмятин (особенно это актуально для автовладельцев, застраховавших свою машину по КАСКО). В-третьих, вы страхуете себя от описываемой «подставы», ведь злоумышленникам в погонах не составляет особого труда дойти до вашего авто и терануть его где-нибудь шкуркой по примеру «подставщиков» на трассе.
Итак, прямых улик против вас нет, запись на экспертизу никто и не подумает отдавать (так дело может дойти и до службы собственной безопасности, которая выяснит, как часто на этой парковке автовладельцы скрываются с места ДТП), а у «потерпевшего» нет никакого желания идти по статье о лжесвидетельстве. Уж лучше они поищут настоящего «лоха», коли вы таковым не оказались.
Почему выбор пал именно на вас? Оборотни с жезлами выбрали вас не просто так. Они наблюдали за вами, присматривались к вашей внешности, манере и умению водить автомобиль, оценивали отношение к своему авто (о чем было в отступлении), возможно, даже выражение вашего лица. Жертва по всем критериям выглядит «лохом»? Будет и «развод». Но уже не с вами, ведь вы предупреждены, а значит, вооружены!

Как это происходит на дороге, или Слепая вера в справедливость.
Того, что наши дороги ужасны, никто до сих пор не оспаривает. Есть несколько достойных трасс, но и те далеки от идеального состояния. Где колея, где волны, где разметки нет, и все они поголовно не убираются.
На асфальте попадается щебень, гравий, камни и просто мусор. Вот этот мусор и может стать причиной лишения вас права управления автомобилем по части 4 статьи 18.17 КоАП «Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является. «. Для того чтобы остаться без «прав», нужно два условия: камень из-под колеса встречной или попутной машины в стекло (крыло, капот, дверь) вашего автомобиля и — обязательно! — ваша вера в справедливость.
Происходит все просто. Вы едете по трассе или иной дороге, никого не трогаете, вдруг один из описанных выше камней бьет ваш автомобиль. Водитель, из-под чьего колеса он вылетел, естественно, ничего не заметил и умчался дальше по своим делам. А что делаете вы? Надо оформить повреждение для страховой компании, поэтому вы продолжаете движение до ближайшего отдела ГАИ или патрульной машины. Подъехав, вы рассказываете о произошедшем работникам ГАИ, а дальше.
Дальше, если вы напоролись на оборотней, начнется оформление оставления вами места ДТП. Ведь камень ударил ваш автомобиль не здесь, а где-то там, в километре отсюда (да хоть в двухстах метрах). Дело в шляпе! Либо вы без «прав», либо оборотни при ваших деньгах, либо они же без денег, но с выполненным планом, но в любом случае на ступеньку ближе к Преисподней. Суд будет на стороне ГАИ, ведь у вас не было веских причин оставлять место ДТП. Да и что может считаться веской причиной, заранее сказать невозможно. Или так: ничто не сможет вас извинить.
Методов противодействия такому оформлению нет. Но нужно учитывать, что сокрытием с места ДТП может считаться только тот случай, когда причиной сокрытия стало желание водителя избежать наказания. А тут вы — пострадавший, сами приехали за помощью и справкой в страховую компанию. Это по справедливости, а на практике закон разграничений между этими двумя видами «оставления места ДТП» не делает.

Александр СТАРИЧЕНКО.