Моральный долг картинки для детей

Долг и совесть

Что же такое долг? Как его определить? Впрочем, не будем торопиться с определением.

Факты. Зима 1988 г. Весь мир потрясла трагедия Армении — землетрясение. Тысячи погибших. Стихия. К сожалению, люди пока не умеют ею управлять.

А подготовиться заранее? Оказывается, можно. Существуют специальные методы строительства для районов повышенной сейсмоопасности. Удается достигнуть главного: сократить число жертв. Яркий пример — случившееся в 1989 г. землетрясение приблизительно такой же силы в Сан-Франциско (США). Погибших 63 человека. А ведь это город многомиллионный, с гигантскими небоскребами (ни один из которых, кстати, не был разрушен, даже не покосился). В Армении же многие здания рассыпались, как карточные домики. Чаще всего потому, что при сооружении нарушались строительные нормы. А ведь должны же были их соблюдать. Должны были.

А еще раньше, в 1986 г., был Чернобыль — величайшая в истории авария на атомной электростанции. Тут уж на стихию не сошлешься. Были грубо нарушены правила эксплуатации и обслуживания оборудования станции, не сработала специальная защита, потому что была отключена, хотя делать этого нельзя, нельзя категорически. Персонал станции обязан был неукоснительно, тщательно соблюдать эти правила. А руководители должны были постоянно, неустанно все проверять, контролировать, заботиться о безопасности и т. д. Должны были.

Вы, возможно, подумали, что факты приведены особые, чрезвычайные. Действительно, мы обратились к ним для того, чтобы обострить ваше внимание. А список этих фактов, к сожалению, можно продолжать и продолжать. И тут не только стихийные бедствия, но и «рукотворные», прежде всего терроризм: взрывы домов, нападения на общественные и детские учреждения и т. д. Многое можно было бы предотвратить или хотя бы смягчить. Но для этого должны были честно, четко и высокопрофессионально сработать соответствующие службы. Не сработали.

А теперь давайте присмотримся к тому, что порой происходит в нашей повседневной жизни.

Ситуация. Друг поклялся всегда быть рядом — и в радости, и в горе. Пришла беда. Друга рядом нет. А должен быть.

Случайно разбил прибор в кабинете физики, но не ризнался, соврал да еще пытался свалить вину на другого — сподличал.

А ведь должен был просто честно все рассказать и по возможности исправить оплошность. Должен.

Выросли дети, живут своей жизнью — все вполне -нормально. Но вот старых своих родителей забывают так меньше хлопот. А ведь должны заботиться о них. Должны.

Можно привести много подобных ситуаций. Однако конечно, поняли, что речь идет о долге. Даже примерно представили себе, что это такое. Предлагаем сопоставить ваши личные соображения с мнением тех, кто специально занимается вопросами морали.

Что такое долг. Долг, утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом.

Серьезное заявление. Что же оно означает?

Во-первых, оно означает, что, вступая в отношения с окружающими, мы приобретаем тем самым определенные объективные обязанности.

Во-вторых, на нас ложится ответственность — столь же объективная необходимость эти обязанности выполнять. Так, например, вы ученик. Есть у вас обязанности? Несомненно, сами знаете. Другой пример: вы пошли в кино, стали кинозрителем. Есть обязанности? Конечно, надо купить билет, занять в кинозале свое, а не чужое место, не разговаривать во время сеанса, не мешать другим смотреть фильм, не мусорить и т. д.

Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, сослуживцы, есть просто окружающие люди, есть наш дом, город, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определенные объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» означает независимые от нашего личного желания (т. е., хотим мы или не хотим, мы непременно должны их выполнять). Иначе мы не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей (а то и беды) для окружающих, да и для самих себя. Обманул, подвел товарища — можешь остаться вообще без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику и т. д.

Долг общественный и долг моральный. Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учебе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, окружающим людям, природе, а также самому себе. Чтобы общество могло жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.

Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись легко, без принуждения, добровольно? Это тоже один из вечных вопросов. Есть такой ответ: нужно, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу.

Что же такое моральный долг? Начнем с фактов.

Факты. Жил на Горном Алтае, у Телецкого озера, Николай Павлович Смирнов — знаменитый охотник. Всю жизнь там прожил. Уезжал только раз, причем в Москву. И вот зачем. На берегу высокогорного озера вырастил Николай Павлович огромный яблоневый сад. Что, в общем, невозможно: дом его стоял на голом скалистом берегу. Много лет почти каждый день греб он на противоположный берег и привозил оттуда в лодке хорошую землю, которую выкладывал террасами по скалистому берегу. И всю жизнь каждую яблоньку бережно обихаживал, спасая от сурового климата. Вот так, никем не побуждаемый, бескорыстно и мужественно человек украшал Землю.

В Москве каким-то образом узнали об этом чуде, позвали Смирнова в столицу и вручили медаль Выставки достижений народного хозяйства.

А теперь поставим вопрос: почему так самоотверженно жил человек, ради чего?

Общественный долг? Тут нечто большее. Это большее и есть моральный долг, когда человек превращает требования морали в личную задачу. Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования представляет и практически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению — добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга.

Только не нужно упрощать, представлять себе, что при исполнении морального долга все идет легко и весело, как по маслу. Нет, очень часто человек испытывает такие внутренние противоречия, ведет борьбу с самим собой. В нем сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий IX. Порой ему хотелось бы бросить все, уйти, укрыть. И это понятно. Но он умеет преодолеть внутренний разлад и твердо идет к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придает человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными.

Совесть. Вы, наверное, уже заметили, что в наших рассуждениях о долге упущен один важный момент: мы выяснили, кто же контролирует, оценивает исполнение долга. Или, может быть, вообще не существует контроля?

Существует, и даже двойной: внешний — контроль общества (общественное мнение) и внутренний —само контроль человека, т. е. совесть. Вот о ней и поговорим, опять начнем с фактов.

Факты. Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время Второй мировой воины близ него находился один на самых страшных фашистских лагерей смерти. Здесь фашисты — уничтожили сотни тысяч людей, в основном еврейской национальности, из разных стран мира. На одном на каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети».

Януш Корчак (1879 — 1942) — великий польский педагог н детский врач, любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и для взрослых. Перед войной он стал директором дома сирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда германские войска сосались в Польшу, фашистский топор был занесен и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреи. На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться продолжать борьбу. По поступил иначе. Когда фашисты, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошел учитель. На руках, крепко прижав к себе, он нес больную девочку. Поезд увез всех в концлагерь, в камеру смерти.

Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была? Почему пошел на смерть в одном строю с детьми, понимая, конечно же, что ничего не сможет изменить в их судьбе?

Вопросы сложные, очень личные. Открыть истину нам смог бы только сам Януш Корчак. Мы же с вами способны лишь предполагать.

Давайте порассуждаем. Януш Корчак, как мы знаем, был не только педагогом, но и директором дома сирот. Свой общественный (педагогический) долг оп исполнял честно. Но вот наступил особый день: его ученики стали жертвами национальной ненависти. Фашисты пе щадили никого, даже детей. Как должен поступить в такой ситуации директор школы, да и просто нормальный, порядочный человек? Вы скажете: бороться со злом. Бесспорно, это единственно приемлемый для порядочного человека способ действия. По со злом можно бороться по-разному. Корчак мог уйти в партизаны, бороться в подполье, бить фашистов в рядах народной армии. Он не спас бы уже обреченных детей, но приблизил бы день победы и тем самым помог бы другим детям. Однако Корчак избрал свой путь: пошел на самопожертвование.

Почему? Есть бесспорный ответ: он любил этих детей и не мог оставить их одних в трагический момент. Сердце, наверное, подсказывало, что его любовь, сострадание нужны им сейчас, сию минуту, перед тем как шагнуть в пропасть.

На этом можно было бы поставить точку, ибо любовь объясняет все, ради любви человек идет на любую жертву. По было бы несправедливо утверждать, что любовь, не связана с долгом и совестью. Давайте проследим эту связь. Зададим себе вопрос: можно ли считать, что поступок Януша Корчака был продиктован его педагогическим долгом? Мы, конечно, уверены, что Корчак глубоко осознавал свой общественный долг. Но имеем ли мы право считать самопожертвование общественным долгом учителя?

На наш взгляд, ответ может быть только одни: нет, зто противоречит гуманистической морали. Следовательно, поступок Януша Корчака нельзя считать исполнением его общественного долга.

Ну, а если посмотреть на ситуацию с позиции морального долга? В этом случае все решает сам человек — лнчно глубоко в душе своей, руководствуясь только своим внутренним голосом, внутренним моральным контролем. И Корчак нашел единственно приемлемый для него вариант поведения — идти на казнь вместе с детьми. Таковы наши предположения.

А теперь давайте вернемся к теоретическим вопросам подумаем: что это собственно такое — внутренний голос, внутренний моральный контроль? Наверное, вы уже поняли, что речь идет о совести.

Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью. Совести — это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. А еще про совесть говорят: внутреннее око. Это уже метафора, образное выражение.

Конечно, совесть, сознание долга не всегда проявляют: на уровне рассудка, рационального знания. Очень часто это глубокое личное чувство. Человек может не вполне сознавать, почему совесть велит ему поступать именно так, а не иначе. Руководствуясь совестью, в самых глубоким тайниках своей души он судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль говорит челоку, что он поступил честно, правильно и выступил на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести — что тогда ждет его? (Постарайся сам ответить на этот вопрос.)

И все же тайну совести, наверное, никогда не смогут скрыть. Никто не знает точно, откуда у человека совесть, почему она обладает такой силой, все видит и знает, почему умеет подсказать, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему вообще именно перед совестью нам нужно держать ответ. Одни полагают, что совесть — это голос Бога внутри человека, другие утверждают, что на результат долгого развития человеческого опыта.

Впрочем, так ли уж это важно? Важно, что она есть.

1. Что такое долг?
2. Что такое объективные обязанности?
3. Какие стороны предлагает наука различать в долге?
4. Что такое моральный долг?
5. Кто контролирует и оценивает исполнения долга?
6. Что такое совесть?

В классе и дома

1. В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б. В, Г, Д. » есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определенные обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен. Никому я ничего не должен!»
Выскажи свою опенку столкнувшихся позиций.

2. Ты уже знаешь, что долг — это обязанность, помноженная на ответственность. Подумай, что такое формализм, формальное понимание долга. Попытайся оценить это явление.

3. Объясни, как ты понимаешь смысл выражений «муки совести», « угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть».

4. Французский философ XVI в. М. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием».

Раскрой смысл слов известного философа. В каких случаях, почему совесть преисполняет человека страхом? В чем может быть причина страха? А в каких случаях совесть дает человеку уверенность и душенное спокойствие?

5. Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью. Но ведь есть люди, про которых говорят: «Бессовестный» Что же это за человек? Можно ли вообще назвать его человеком, личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?

6. Индийский философ и общественный деятель М. Ганди утверждал, что в вопросах совести закон большинства не действует. Объясни почему.

«Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить».

Т. Карлейль (1795—1881), английский публицист, философ

«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совестью.

Л. И. Солженицын. (1918—2008) —русский писатель

Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, нзд-во «Просвещение».— М. : Просвещение, 2010.- 223 с.— (Академический школьный учебник)

Учебники по всему предметам скачать, разработка планов уроков для учителей, Обществознание для 8 класса онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Моральный долг. Примеры из жизни

Современный человек ведет активную жизнь, контактируя каждый день с другими людьми. На него как на члена общества налагается определенный долг, который он должен выполнять, взаимодействуя в социуме.

Понятие долга

Долг — понятие многоплановое и может пониматься совершенно по-разному. Прежде всего, следует уяснить, что, вступая в контакт с окружающими людьми, человек приобретает объективные обязанности. Заключаются они в том, что на человека возлагается ответственность за совершение тех или иных поступков в отношении других людей. Притом совершенно неважно, какой статус в обществе занимает человек и чем занимается. Ответственность обнаруживается даже в самых простых действиях – к примеру, если нужно обратиться к врачу, то в любом случае сначала требуется записаться на прием, занять очередь в больнице, соблюсти нормы поведения в общественном месте…

Помимо этого, практически у каждого человека есть близкие люди, коллеги, друзья, и со всеми ними его связывают объективные обязанности и, как следствие, определенный долг. К примеру, гармоничные отношения в семье сложно представить, если все ее члены не будут выполнять определенные объективные обязанности по отношению друг к другу. Вообще, по-другому жизнь в социуме тяжело представить, в любой сфере деятельности следует поступать по совести и долгу.

Общественный и моральный долг

Как правило, понятие долга имеет две стороны. Человек, исполняющий необходимые объективные обязанности, подвержен общественному долгу. Данный тип долга проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека – дома, на учебе, на работе, в обществе друзей и т.д.

Моральный долг человека имеет под собой иную природу. Он проявляется тогда, когда человек превращает внешние моральные требования в личную задачу. Здесь нет места постороннему влиянию и указам, личность сама осуществляет индивидуальный моральный выбор на основе собственных убеждений. В этом случае человек не ограничивается одной только осведомленностью о нормах морали, он ставит себе цель следовать им, во что бы то ни стало.

Зачастую перед принятием морального долга человек внутренне борется со своими противоречиями. Но когда моральный выбор сформирован и становится частью сознания личности, появляется одухотворение, а также силы и мужество для совершения поступка. Высшее проявление морального долга ознаменовывается преодолением внутренних барьеров в пользу выбора совести и морали. В этом случае человек уверенно начинает следовать к своей цели.

Примеры морального долга

В большинстве случаев выполнение морального долга основывается на трех основных мотивах. Когда долг воспринимается как:

Данный мотив имеет достаточно распространенную природу. Например, когда два человека вступают в брак, они обязуются поддерживать друг друга, как говорится, и в беде, и в радости, а также хранить верность на протяжении всей жизни.

Для многих людей моральный долг имеет форму благодарности. Например, признательность мужа за рождение первенца жене или благодарность родителям за реализацию в жизни.

Редкий, особенно ценный мотив для совершения морального долга. Основывается, как правило, на личностных качествах самого человека, таких как милосердие, неравнодушие, обостренное чувство справедливости. Например, волонтерская деятельность. Данный моральный долг из жизни ярко демонстрирует осознанное желание помочь другим людям. Члены волонтерской или добровольческой организации на безвозмездной основе оказывают помощь различным категориям граждан, не считаясь со своими силами, временем и возможностями. Можно сказать, что они действуют по зову и велению сердца, оставаясь неравнодушными к чужой беде.

Свойства долга

У каждого человека в жизни возникало чувство долга. Ощутить его можно тогда, когда человек чувствует и понимает, что он может и должен сделать что-то очень хорошее и полезное для других людей. Его никто не заставляет совершать красивые поступки, это желание идет изнутри. Как понять, что это именно та ситуация, которая требует выполнения морального долга от человека? Для начала следует разобраться в свойствах долга.

Человеку следует осознать, что он должен оказать помощь и что он может это сделать. Что если он бездействует и не помогает, то тоже совершает поступок, только плохой, основывающийся на таких качествах характера, как трусость, равнодушие, лень.

2. Интерес в исполнении.

Человек должен понимать, что оказание помощи людям, если это в его силах, входит и в его интересы. Ведь такая помощь облагораживает человека, дает ему моральное удовлетворение от выполненного долга, гордость за себя, делает его сильнее и добрее.

3. Добровольное принятие.

Человек сам принимает решение о совершении морального долга, отталкиваясь только от своих личных убеждений. Его никто не принуждает, он сам хочет этого.

Чем руководствоваться в ситуациях морального выбора?

Прежде всего, следует:

  1. Распознать ситуацию и прояснить ее.
  2. Составить все варианты морального выбора.
  3. Проверить каждый выбор, задав три вопроса:
  • «Законно ли это действие?».
  • «Правильно ли это действие?».
  • «Принесет ли пользу другим людям это действие?».

4. Принять решение.

5. Проанализировать решение, задав два вопроса:

  • «Как отразится на мне это действие?».
  • «Как я себя почувствую, если не совершу это действие?».

6. Совершить действие.

В этой ситуации важно не оправдывать себя в безнравственном выборе. А для этого нужно четко понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Долг и совесть

Большинство моральных выборов в нашей жизни диктуется именно совестью. Для цивилизованного человека обязанности и долг имеют огромное значение, но только совесть определяет, как правильно поступить личности. Поэтому совесть является внутренним моральным самоконтролем, основывающимся на глубоком познании своей ответственности и долга.

Бытует мнение, что совесть не относится к рассудку человека, а является сугубо личным чувством. И не во всех случаях человек может трезво осознать, почему совесть позволяет ему совершать те или иные поступки, а некоторые запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль дает человеку ощущать себя в гармонии с окружающим миром, ведь когда он действует по велению совести, он уверен, что поступает справедливо и честно.

Как гордо звучит заявление: «Я буду поступать по совести!»… Если бы не она, то человечество ожидало бы ужасные последствия, а так мир держится на поступках хороших людей.

Заключение

С одной стороны, совесть как внутренний регулятор проверяет действия человека и выступает в качестве главного основания для выполнения морального долга. С другой — между долгом и совестью может произойти конфликт, так как иной раз интересы самого человека не совпадают с общественными интересами. Понять, кто прав — долг или совесть, можно лишь с учетом всех обстоятельств и в зависимости от правильной личной интерпретации слова «долг».

Урок ОРКСЭ: Моральный долг

-Формирование представления о моральном долге, моральной обязанности.

-Способствовать формированию толерантного отношения к другим мнениям, воспитывать уважительное отношение к людям.

-Воспитывать чувство долга (сознательное и добровольное), ответственности, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми.

Оборудование: компьютер, проектор, иллюстративный материал, карточки.

2. Словарная работа

Притча — это маленький рассказ, несущий какое-либо поучение. Притчи полезно перечитывать — вспоминаешь те важные вещи,о которых стал забывать, а иногда полезно притчу и рассказать — через нее куда легче донести мысль, чем через какие-то доводы.

Фарисеями называли представителей религиозного течения ( секты ) в древней Иудее ( II в . до н . э . — II в . н . э .), которое возникло после выхода евреев из египетского плена .
Для фарисеев были характерны упоение собственной ученостью , знанием священных текстов , а такжеагрессивность в отстаивании своего мнения , лицемерие и ханжество , поскольку набожность не мешала имбыть высокомерными , корыстолюбивыми и т . д . Все свои религиозные обряды они совершали словно напоказ , демонстрируя всем окружающим свою набожность .

3.Просмотр притчи «О блудном сыне»

-Простит ли отец сына? (Да-нет- не знаю- деление на 3 группы). Каждая группа обосновывает свой выбор- почему?

4.Обсуждение ситуаций практического характера

«Бабушка разбудила мальчика утром и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор . После завтрака, прихватил пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же ударил её н огой, потому что она радостная подбежала к нему .

Бабушка просила быть дома к обеду, а по дороге выбросить мусор. Мальчик крикнул убегая — потом.

Встретил одноклассника, т от напомнил, что по математике задали трудную задачку.

После обеда бабушка сказала, что пора делать уроки. «А нам не задали»,-сказал мальчик .

Вечером он пошёл играть в футбол в парк. Мяч застрял на дереве. Мальчик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. По дороге домой, увидел на земле кошелёк. Озабоченная женщина ходила рядом, глядя под ноги. Толик незаметно поднял кошелёк и поб ежал в магазин покупать морожен ое.

Можно ли назвать главного героя свободным и почему?

Как нужно было поступить?

5.Работа в парах

Необходимо собрать буквы, чтобы определить тему урока: моральный долг.

Как вы понимаете «моральный долг»?

6.Работа с учебником.

Как м оральный долг связан с такими понятиями как свобода и ответственность?

Найдите ответ на этот вопрос в тексте учебника.

В обществе принято жить по нормам морали — это правила, одобряемые большинством людей, образцы поведения признанными обязательными для исполнения.

Долг- это осознанные действия человека? (ДА)

Моральный долг связан со свободой? (ДА)

Моральный долг связан с ответственностью? (ДА)

Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ)

Моральные нормы или обязанности- это общепринятые в обществе правила? (ДА)

Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА)

Есть ли документ, в котором прописаны какие права имеет человек? (ДА)

Завидовать, обзываться, пинаться- это норма? (НЕТ)

Нужно ли заботится о пожилых и больных людях? (ДА)

Уметь благодарить- это норма? (ДА)

Родители должны заботиться о своих детях? (ДА)

Дети должны помогать родителям? (ДА)

8. Работа в группах собрать пословицы о семье:

-Где любовь и совет, там и горя нет.

— Лучший клад, когда в семье лад.

— Детки хороши – отцу-матери –венец, детки плохи – отцу-матери – конец.

Что главное в семье?

Запомните: Моральный долг-твой выбор!

— Но как бы нас жизнь ни ломала,

В ней некое есть волшебство…

Хороших людей слишком мало.

И все – таки их большинство.

Стань добрым волшебником

Тут хитрости вовсе не нужно особой

Понять и исполнить желание другого

Одно удовольствие, честное слово.

9.А ведь мы так часто обижаем родителей…

Задание: убрать по осколку и продолжить предложение: «Простите, я больше не буду…»

Вот мы открыли сердце; как вы понимаете данные слова?

10.Дальнейший просмотр притчи: Простит ли отец сына?(да-нет-не знаю; докажите- почему7)

11.Рефлексия: звучит песня М.Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра»

Я чувствовал себя на уроке… Материал мне был понятен…

Я усвоил основные понятия… Я выполнял задания…

Мне захотелось поступать согласно Хочу поделиться знаниями

Конспект урока по ОРКСЭ «Совесть и долг»

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Тюменяк Муниципального района Туймазинского района Республики Башкортостан

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль Основы светской этики

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Тюменяк

Шабиева Лилия Смагиловна

(модуль Основы светской этики)

Тема: «Совесть и долг»

Цель урока: формирование первичных представлений о значении совести в жизни человека и общества.

• актуализация знаний и представлений, полученных на предыдущих уроках;

• развитие представлений о механизмах, регулирующих поведение человека;

• совершенствование умения анализировать свои и чужие поступки с точки зрения нравственного выбора;

• формирование внутренней установки поступать согласно своей совести;

• совершенствование умений в области коммуникации, умений выстраивать эффективную коммуникацию;

• совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания;

• обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;

• развитие интереса к изучению предмета.

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, долг.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты : развитие рефлексии « чистая совесть», «чувство долга», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

(мультимедийная презентация) ноутбук, учебник, раздаточный материал.

1. Актуализация знаний:

— Вспомните о поступке Марины. Можно ли сказать, что она поступила по совести?

— Приходилось ли вам слышать это выражение?

— Как вы можете его объяснить?

2. Формулирование темы урока, постановка цели.

3. «Случай на дороге». Обсуждение

— А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе)

-Что заставило водителя прийти в милицию и сдаться?

— Почему он сказал: «Я не могу так больше жить».

Совесть – это переживание осуждения или одобрения собственного поступка.

Стыд – это тяжёлое подавленное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.

4. Вот как о совести сказал наш современник поэт Олег Воротынский

Зеркало — где отражается душа.

Способность отделить, добро от зла.

Это в душе — зажженная свеча.

Возможность честно, посмотреть в глаза.

Несправедливость видя, не молчать.

Свершится злу, готовность помешать.

Заботу дать, как постареет мать.

Поступки добрые, от сердца совершать.

Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

5. Голос совести (работа по карточке – соединить стрелками)

1.Вызывает спокойную, чистую совесть. Человек осознает, что он справляется со своими моральными обязанностями, нет нарушений долга, отступлений от нравственных правил.

2.Рождает собой муки совести, раскаяние. Человек сожалеет о случившемся, хочет исправить ошибку и не совершать подобного в

будущем. Здесь совесть соединяется с чувством вины и стыда.

6. Проблемная ситуация: «Один водитель сбил человека насмерть и уехал. Никто происшествия не видел, свидетелей не было…» Какое продолжение может быть? Как нужно поступить, что нужно делать в таких ситуациях?

— Я в ваших ответах услышала слова «Должен был…» И слова эти очень непростые. В них вложен мудрый и важный смысл, поднимающий человека на высокую нравственную высоту. И эта высота называется МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ (понятия «долг», «моральная норма», «человек долга»)

7. Работа с текстом учебника.

Чтение текста урока.

Чтение рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» (с. 57—58).

Вопросы для обсуждения:

1. Как помогла совесть Лиде?

2. Можем ли мы назвать Олю бессовестной?

3. Как мы можем объяснить, что такое совесть, после прочтения рассказа?

4. Как вы думаете, совесть — это то, чего человек боится или то, на что он полагается?

Словарная работа со словом совесть (с. 57).

Чтение сказки «Бабушка-медведица и внучка»(с. 59—60).

Вопросы для обсуждения:

1. Определите, кто из героев сказки поступил по совести.

2. Чему учит сказка о бабушке-медведице и внучке?

3. Что значит поступать по совести?

Словарная работа со словом долг (с. 145)

4. Можете ли вы теперь ответить на вопрос, как связаны совесть и долг?

5. «Кто такой совестливый человек?»

Ответив на несколько вопросов, мы получим образ совестливого человека:

Он работает с душой — да.

Не пройдёт мимо чужой беды — да.

Всё делает по совести — да.

Он добр, честен, правдив — да.

Ищет оправдание своим поступкам — нет.

Учитель: Вот он какой – совестливый человек. Совесть нужна при всех

обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Рядом с совестливым человеком легче живётся.

Совесть заставляет человека размышлять о своих поступках. Она напоминает об обязанностях, долге, ответственности, заставляет ориентироваться на поступки других людей. Совесть игнорирует хитрые оправдания, многословные доказательства собственной невиновности. Она, молча и неотступно, заставляет нас говорить себе правду. Это наш внутренний судья.

8. Упражнения совести

А) «Минута раскаяния»

Учитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести — это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки, вспомним, кого мы обидели, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и записывают.

Б) «Минута прощения»

Учитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения.

Может быть, стоит попросить прощения у тех, кого обидели?

Дети записывают, просят прощения, складывают листочки и передают адресату. Кто получил записку, открывает и читает.

Учитель. Чувство раскаяния и чувство прощения– это великие чувства. Они очищают и исцеляют человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние.

В первый раз трудно сделать такой шаг, а как еще можно попросить прощение? (Можно попросить прощение в записке, позвонить или при встрече).

— Как должен поступить человек, у которого просят прощение? (Уметь прощать)

— А сейчас я хочу вам подарить красные сердечки.

Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков.

9. Высказывания знаменитых людей:

Без совести и при большом уме не проживёшь.

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

Учитель. В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека.

Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям.

Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.

Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).

Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.

Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.

Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.

Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.

Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.

Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

Не берите чужого без разрешения.

Не желайте никому зла

Не допускайте грубости

Во всём помогайте ближним

Будьте добрым человеком

-Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.

-Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью?

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Активно работали на уроке….

Интересны были высказывания…

10. Итог урока. Рефлексия

– Что значит, жить в ладу со своей совестью?

Я чувствовал себя на уроке… Материал мне был понятен…

Я усвоил основные понятия… Я выполнял задания…

Мне захотелось поступать согласно Хочу поделиться знаниями

моральным нормам… с друзьями…

1. Нарисуйте рисунки по теме урока. (по желанию)

2. Прочитайте сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» или

посмотрите (желательно с родителями) мультфильм с одноименным названием.

Учитель. Расставаясь, я хочу пожелать:

Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы! Всё в Ваших руках.