Международное усыновление проблемы и перспективы

Проблемы международного усыновления и возможные пути их преодоления

Главная > Реферат >Государство и право

Проблемы международного усыновления и возможные пути их преодоления.

На многих Интернет-форумах люди, мечтающие усыновить ребенка, рассказывают: сотрудники детских домов делают все, чтобы ребенок достался иностранцам. А для русских родителей придумывают столько преград , что многие опускают рукиРазница в отношении к отечественным и иностранным сыновителям практикуется в некоторых домах ребенка, вызванная различием в финансовой составляющей процесса. Импортный телевизор или новый компьютер, весомая сумма на ремонт детского дома заманчивее обычных слов благодарности.

Одна на из главных причин того, что российские граждане неохотно усыновляют детей, – это ненадлежащий уровень социально–экономических условий, в том числе жилищные проблемы, а также отсутствие государственной поддержки детей и семей, в которых есть дети. Для российских усыновителей одним из препятствий к усыновлению является снижение эффективности детского здравоохранения. Коммерциализация медицинских услуг оставляет все меньше надежд для родителей, в том числе усыновителей, вылечить больного ребенка. медицинские работники на практике «запугивают» потенциальных российских усыновителей страшными болезнями, имеющимися у детей, подлежащих усыновлению, которых в действительности не существует. В то же время представителям иностранных агентств в первоочередном порядке незаконно предоставляется информация о ребенке, состоянии его здоровья, проводится видео- и фотосъемка ребенка. В документах ребенка указываются «псевдодиагнозы», соответственно ребенок передается на усыновление иностранцам, как страдающий тем или иным заболеванием, по причине которого он не был усыновлен нашими гражданами. В действительности же ребенок передается за рубеж абсолютно здоровым, но за такую «услугу» (в виде несуществующего диагноза) медперсонал получает вознаграждение от усыновителей ребенка или посредников.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации», кандидаты в усыновители должны иметь жилую площадь, отвечающую санитарно–техническим требованиям. Установлено требование о размере дохода усыновителя, обеспечивающего прожиточный минимум ребенку. Такие условия скорее способствуют усыновлению детей за рубеж, национальное законодательство не работает, не охраняет законные права и интересы российских граждан, в том числе при усыновлении ими детей. На практике не только усыновители, но и сами дети сталкиваются с различными трудностями, особенно если усыновителями являются иностранные граждане.

Речь идет о сложностях, связанных с адаптацией усыновленного ребенка на территории иностранного государства, в чужой стране. ребенок не имеет в семье иностранных усыновителей той эмоциональной и культурной поддержки, которая есть в любой русской семье. усыновленные дети ощущают неудобства из-за своего физического облика, стесняются своего происхождения, у них наблюдается «раздвоение личности», что провоцирует обострение психологических и социальных проблем. Чтобы интересы ребенка были максимально учтены в результате усыновления, категория «интересы ребенка» включает в себя такие структурные элементы, как культурная, этническая, национальная принадлежность, которые должны быть сохранены при усыновлении.

Необходимо стремиться к усовершенствованию действующего законодательства, в частности можно облегчить процедуру усыновления для отчимов и мачех в отношении детей, предоставить возможность усыновить детей лицам, которые состоят в фактических брачных отношениях, а также расширить возможности для усыновления одиноким лицам.

Необходима реальная государственная поддержка в отношении семей, усыновивших ребенка, адресная социальная помощь усыновителям. По Москве выплаты составляют ежесесячно прожиточный минимум 3475 рублей, а в США компенсация 10 тыс. долларов+900долларов ежемесячно. По России есть регионы в которых осуществляются реальные меры направленные на социальную поддержку таких семей. По Самарской области, например,установленная единовременная выплата приемным родителям в размере 10 тыс рублей привела к тому, что более 50% всех усыновителей России приходится именно на этот регион.

Необходимы нормы, регулирующие процедуру.

Необходимо обеспечение оптимальных условий. В США созданы адаптационные центры, где специалисты помогают таким семьям установить межличностный контакт.В Западных странах существуют Церковные центры помощи семьям, особое внимание уделяют будущим родителям. После беседы с психологом и исследований супруги приглашаются как минимум на 3 групповые учебные встречи с психологами. Предполагаемым усыновителям могут предложить побеседовать с педиатром по проблемам. Отсутствие действенного механизма контроля за судьбой усыновленных детей на территории иностранного государства требует проведения конкретных мероприятий на международном уровне. «Иностранное усыновление имеет место, если подходящая семья не может быть найдена для него в стране происхождения». Таким образом, усыновление иностранцами рассматривается только в качестве альтернативного способа устройства ребенка. Тенденция увеличения количества усыновлений иностранцами по отношению к российским гражданам свидетельствует о сложившейся на практике.

В США традиционно любят усыновлять детей, в том числе и из-за границы. В 2009 году внутри США было усыновлено около 70 000 детей , когдав России в этот год, граждане усыновили менее 15 000 детей, а из-за границы в этот же год американцы усыновили больше детей, чем все остальные страны мира вместе взятые – почти 13 000. Среди усыновлений российских детей за рубеж Америка так же занимает первое место. В 2008-ом году американцы усыновили 1773 русских ребенка, испанцы – 904, и итальянцы — 496. Всего в этот год за границу было отдано на усыновление 4 125 детей. В Санкт-Петербурге было усыновлено российскими гражданами 224 ребенка, а иностранцами – 339. Всего же, по стране, в иностранные усыновления занимают 31,4 процента.

Американец, чтобы подать документы на усыновление, должен показать доходы на 25% больше, чем средние по штату, затем он проверяется полицией и ФБР, проходит несколько собеседований и должен собрать 50 различных справок. Усыновление иностранного ребенка американцу обходится, в среднем, в 25-40 тысяч долларов. Это налоги, идущие, на содержание детских домов, и посреднические услуги специализированных агентств. Так ие сделки как правило не все осуществляются без криминала. Если кто-то готов заплатить, то всегда найдется тот, кто сделает все, что угодно, чтобы платить было за что. Так усыновление русских детей-близнецов им обошлось в 75 тысяч долларов. А новозеландская семья, чтобы усыновить российского ребенка, уплатила более 90 тысяч евро.

Ситуация, из которой появляются подобные суммы, очень проста: отсутствие общегосударственной системы усыновления. Органы опеки информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, передают в банки данных для потенциальных усыновителей. Но отсутствие контроля позволяет нескольким чиновникам разных организаций, войдя в сговор с судьей, организовать конвейер по продаже «перспективных» детей на усыновление. У такой посреднической «фирмы» обычно есть и «свой» врач, который пишет «перспективному» сироте в медицинскую карту страшные болезни, чтобы тем самым оградить его от «посторонних» усыновителей.

Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, комментируя случай с Ваней Скоробогатовым, заявил, что некоторые из документов, по которым тот был усыновлен, были просто сфальсифицированы, в частности, справки связанные с возрастом приемных родителей и их психологическим состоянием. Те, как сейчас выяснилось, состояли на психиатрическом учете.

Проблема в том, что далеко не обязательно американская семья, где был убит ребенок, подделывала документы – многие из них были на весьма хорошем счету. И идеи Павла Астахова о повторном психологическом освидетельствовании приемных родителей еще и в России вряд ли смогут исправить ситуацию. Когда продается и покупается любая информация, когда вокруг каждого детского дома вьется рой посредников, которые запрещены у нас законом, эти новые меры вряд ли смогут спасти детей. А вот поднять цены на посреднические услуги – запросто. А там, где цены поднимаются, беззакония становится еще больше. Нелегальный рынок легального усыновления, на котором уже сегодня в год оборачиваются десятки миллионов долларов, выгоден слишком многим. И если подходить к проблеме усыновления так, как предлагают сейчас, то вскоре у этого рынка появится еще одна статья доходов: из иностранных усыновителей начнут тянуть деньги еще и на этапе «освидетельствования». Публику к этому старательно готовят: трагические случаи в американских семьях объясняют «психологической несовместимостью». А новая процедура, дескать, должна, в том числе, определить «притрутся» ли приемные дети и родители друг к другу.

Есть, например, и такой бизнес: служащие специального агентства посещают усыновленных российских детей, составляют отчет, как те живут, переводят его на русский язык и отправляют в Россию. Стоит один такой отчет от 1500 до 2000 долларов. Ваня Скоробогатов, периодически избиваемый, например, год не был у врача. Интересно, что было в отчетах, которые посылались в Россию.

Так же ходит идея, что помимо этих агентств, «веры которым нет», в США должны выезжать из России специальные чиновники, и лично убеждаться в том, что дети живут хорошо. Вся поездка, естественно, планируется за счет усыновителей. Казалось бы, было бы более логичным (особенно учитывая количество усыновленных в США российских детей) создать строку в бюджете, набрать в США русскоязычного персонала – и пусть проверяют. К тому же люди, получающие зарплату из российского бюджета, будут по-настоящему независимы.

Усыновлённые дети, как правило, больше не возвращаются на историческую Родину. Они перенимают иностранную культуру и традиции, становятся членами другого общества. Дети, переезжающие в другую страну, по какой-либо причине не могли быть усыновлены в России. У них проблемы со здоровьем, физические недостатки или отклонения в развитии.
Дети, усыновляемые иностранцами, не имеют никакого шанса обрести семью внутри России. Поэтому запрет на иностранное усыновление лишит их возможности вырасти нормальными людьми. А слово «наш» по отношению к никому не нужным сиротам звучит лицемерно.

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ УСЫНОВЛЕНИИ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ

Дети-сироты проживают во всех государствах мира. Согласно данным организации «World Orphans» в мире насчитывается более 150 миллионов детей-сирот, около 6000 детей становятся сиротами ежедневно[1].

Декларация прав ребенка 1959 г. закрепляет принцип, согласно которому на обществе и на органах публичной власти лежит обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию[2].

Наиболее предпочтительной формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей.

Хотя правовой институт международного усыновления ещё в СССР, его практическое применение началось с 1991 года, когда иностранные граждане впервые обратились по вопросу усыновления в Российскую Федерацию. Изначально данный вид усыновления происходил по аналогии с усыновлением российскими гражданами в рамках постановления Главы администрации по месту нахождения ребенка[3].

В 1995 году международное усыновление получило закрепление в ст. 165 Семейного кодекса Российской Федерации, а в 1996 году вопросы усыновления были переданы суду на местном уровне, а затем суду на уровне субъекта федерации.

За 25 лет существования института международного усыновления более ста тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обрели семью. Кроме того, важно отметить, что зачастую это дети, которые имеют хронические заболевания, являются инвалидами или имеют отклонения в психическом или физическом развитии.

Процедура международного усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предполагала два пути. Во-первых, иностранные граждане могли напрямую обратиться в органы опеки и попечительства, во-вторых, они могли обратиться в аккредитованные представительства. Данные представительства вели сопровождение данных усыновителей, то есть осуществляли перевод документов на русский язык, выступали по доверенности во всех органах и организациях, а также в суде, в качестве переводчиков, организовывали пребывание иностранных граждан в России, а также несли ответственность перед органами опеки и попечительства за предоставление информации об усыновленном ребенке в течение первых трех лет, посредством предоставления отчетов об адаптации, жизни и развитии ребенка в семье усыновителей с приложением фотоматериалов.

Российские органы опеки и попечительства предпочитали работать с аккредитованными представительствами, так как они выступали гарантами предоставления отчетов о жизни ребенка в семье усыновителей. Не посредников, что запрещено российским законодательством, а аккредитованных представительствах, сопровождающих иностранных усыновителей в вопросе усыновления ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации.

При это, если проанализировать все случаи, где происходило нарушение прав ребенка по международному усыновлению, связаны с отсутствием аккредитованного представительства в деле усыновления.

Необходимо отметить, что международное усыновление предполагало передачу на усыновление не новорожденного ребенка, а ребенка, которого в течение восьми месяцев органы опеки и попечительства предлагали на усыновление российским гражданам и в первую очередь родственникам под опеку.

Россия является одним из лидеров по количеству детей, переданных на международное усыновление. Большое количество детей-сирот свидетельствует о том, что государственная политика в сфере детства далека от совершенства, государство не способно защитить своих маленьких граждан, а институт семьи развит слабо, ведь приоритетными усыновителями всегда являются родственники ребенка[4].

Тема международного усыновления стала объектом пристального внимания после принятия Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», более известного как «Закон Димы Яковлева» в память об умершем 8 июля 2008 в США из-за халатности своих приёмных родителей усыновленном из России.

В соответствии со ст. 4 наложен запрет на усыновление американскими гражданами российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: «Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей»[5].

Отметим, что до принятия данного закона Соединенные штаты Америки занимали лидирующую позицию по общему числу усыновленных из России детей, а также детей с инвалидностью.

У данного закона есть и положительные, и отрицательные стороны. Безусловно, существовали объективные причины для его принятия. Во-первых, к моменту принятия данного акта было известно 17 случаев гибели российских детей в результате жестокого обращения с ними в американских приемных семьях, гораздо больше детей стали жертвами издевательств.

При этом Следственный комитет Российской Федерации практически не получал правовой помощи по расследованию данных дел, то есть фактически следственные органы вынуждены самостоятельно расследовать преступления, совершаемые приемные родителями российских детей.

Кроме того, не исключен вариант вывоза российских детей за рубеж посредством института усыновления в целях дальнейшей их продажи на органы.

Очевидно, что, если имеют место случаи жестокого обращения с усыновленными, государство обязано создать эффективный механизм контроля за их судьбой.

В свою очередь после принятия закона сотни российских детей лишились основного права: жить и воспитываться в семье, потому что не каждая приемная российская семья готова принять ребенка-инвалида или имеющего хроническое заболевание, а российское здравоохранение − «поставить на ноги» такого ребенка.

В Российской Федерации, к сожалению, отсутствует система реабилитации детей-инвалидов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а американские усыновители располагают и системой реабилитации, и системой обучения детей, которых в нашем образовании называют «необучаемыми» и помещают в учреждения социальной защиты.

В январе 2013 г. в Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ) была подана коллективная жалоба от четырех американских семей, которые не согласны с решением российских судов о прекращении производства по делам об усыновлении в связи с вступлением в силу «Закона Димы Яковлева».

Американцы жаловались на нарушение Россией статей 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и 14 (запрет на дискриминацию) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. по причине отказа им в усыновлении российских детей. Дело в том, что процесс усыновления американскими родителями российских детей проходил последнюю стадию в суде, когда был принят «Закон Димы Яковлева». К этому времени между американскими семьями и российскими детьми, по словам заявителей, уже начали складываться семейные отношения.

В январе 2017 года ЕСПЧ признал неправомерным запрет на усыновление российских детей в США. Для покрытия морального ущерба Российская Федерация должна выплатить истцам в общей сложности 75 тыс. евро, а для возмещения судебных издержек – еще 13,6 тыс. евро. Правомерность данного решения заслуживает отдельного анализа, ведь каждое государство вправе самостоятельно регулировать вопросы усыновления, исходя из своих интересов. В этой связи неудивительно, что данное решение было обжаловано[6].

После 2013 года ситуация с устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с одной стороны, внушает оптимизм. Количество таких детей снижается год от года, однако не за счет передачи детей на международное усыновление, а путем увеличения числа приемных семей.

Важно четко понимать, что в отличие от усыновления приемная семья – это коммерческая форма опеки, за которую ежемесячно платит государство, предоставляет льготы и ссуды.

Одновременно с этим растет количество детей, которых вернули обратно в детские дома,

большинство из них жили в приемных семьях. При этом государство не обязывает приемных родителей вернуть деньги, которые они получали на содержание ребенка. Возврат очень негативно влияет на ребенка, его психологическое состояние, ведь ребенок как будто теряет семью во второй раз.

Наконец, как свидетельствует статистика, количество случаев жестокого обращения с усыновленными или взятыми под опеку детьми стало расти. То есть российское гражданство усыновителя или опекуна не является гарантией от подобных проявлений.

Возникает вопрос: как с помощью правовых средств разрешить данную ситуацию?

Прежде всего, необходимо создать систему сопровождения приемной семьи и помощи приемным родителям. Кроме того, в законодательстве необходимо предусмотреть механизм возврата федеральных единовременных пособий в бюджет в случае отмены опеки (усыновления) ребенка.

Если говорить о международном усыновлении, представляется, что запреты на усыновление американскими гражданами российских детей будут постепенно сняты. Для того, чтобы избежать ситуаций, которые послужили причиной принятия данного закона, следует заключить дополнительные двусторонние соглашения, которые установят новые правила и гарантии безопасности для детей.

2 Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года // URL : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения 06.05.2017).

3 Шангареев А.Т. О международном усыновлении в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2013. № 2. С. 37.

4 Ивлева Т.В. Проблема усыновления российских детей // Вестник Башкирского университета. 2013. № 9. С.928.

5 Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Российская газета. № 302. 29.12.2012.

6 Как изменил жизнь сирот «закон Димы Яковлева». Расследование РБК // URL: http://www.rbc.ru/investigation/society/17/01/2017/585802559a794798dcb9e688 (дата обращения 06.05.2017).

Список литературы и источников

1. Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения 06.05.2017).

2. Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Российская газета. № 302. 29.12.2012.

3. Как изменил жизнь сирот «закон Димы Яковлева». Расследование РБК // URL: http://www.rbc.ru/investigation/society/17/01/2017/585802559a794798dcb9e688 (дата обращения 06.05.2017).

4. Orphan Statistics: World Orphans // URL: http://worldorphans.org/wp-content/uploads/2015/05/Orphan- Statistics.pdf. (date of access: 06.05.2017).

5. Ивлева Т.В. Проблема усыновления российских детей // Вестник Башкирского университета. 2013.№ 9. С. 928 929.

6. Шангареев А.Т. О международном усыновлении в Российской Федерации // Социально- политические науки. 2013. № 2. С. 37-40.

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ

студент, кафедра гражданского и международного частного права, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов

канд. юридических наук, доцент кафедры гражданского и международного частного права, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

Семья — неисчерпаемый источник преданности, поддержки и любви. Утрата ребенком родных родителей не лишает его права воспитываться и жить в семье. Однако, последние 10 лет, согласно данным статистики, стали более частыми случаи аморального отношения с усыновленными детьми иностранными гражданами, что наводит на мысль недостаточного нормативного регулирования процедуры усыновления иностранными гражданами российских детей.

В законодательстве РФ предусматриваются такие формы устройства детей в семьи как приемная семья, опека и попечительство и усыновление. [5; ст 123]. Мы остановим свое внимание на проблеме усыновления, так как по ст. 124 Семейного кодекса РФ [5; ст. 124] это является приоритетной формой устройства детей, которые остались без попечения родителей.

Семейный кодекс не закрепил определения понятия усыновления. Однако это восполняется доктриной. Согласно определению Л. М. Пчелинцевой усыновление — это юридический акт, в результате которого между усыновленным ребенком и усыновителями и его родственниками, возникают права и обязанности аналогичные правам и обязанностям между детьми и родителями и их родственниками [4; с. 719].

В статье 124 Семейного кодекса РФ [5; ст. 124] указано, что усыновление детей иностранцами или лицами без гражданства возможно лишь в случаях, если нет возможности передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации или родственникам детей (в этом случае не важно проживают ли они на территории РФ или же в иностранных государствах).

Приведем несколько статистических данных. В 2014 году российскими гражданами усыновлено 6 616 детей, иностранными гражданами – 1114, то есть 14% детей от общего числа усыновленных детей. В 2015 году российскими гражданами усыновлено 6 649 детей, иностранными гражданами – 823, то есть 11% детей от общего числа усыновленных детей, среди стран, граждане которых усыновили наибольшее число российских детей, следует выделить Италию, Испанию, Францию. [8]

В настоящее время процедура международного усыновления регулируется Семейным кодексом РФ (ст. 124,165), Гражданским процессуальным кодексом РФ (гл. 29), ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ», ФЗ от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», рядом ратифицированных международных конвенций и договоров, которые, так или иначе, касаются вопросов усыновления. Не оставляют этот вопрос без внимания постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

В последнее время СМИ горячо обсуждает проблемы международного усыновления, это связано с вопиющими случаями жестокости к усыновленным российским детям иностранными гражданами.

Первой проблемой является несовершенный государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, которые усыновлены иностранными гражданами. Согласно национальному законодательству, родители, усыновившие ребенка, обязаны представлять отчеты после усыновления. Иностранные граждане эту обязанность зачастую игнорируют. Чаще всего это происходит в случаях так называемого «независимого усыновления», согласно которому частное лицо берет на себя ответственность за сбор и оформление документов на территории Российской Федерации и, несмотря на то, что в России посредничество при усыновлении запрещено, на практике они участвуют под видом лиц, сопровождающих иностранных кандидатов в приемные родители. В пример можно привести Надежду Фратти, которая помогла 600 российским детям, оставшихся без попечения родителей, уехать в приемные семьи в Италию, и четырежды признанной виновной Волгоградским областным судом в таком посредничестве. [1]

Второй проблемой является вопрос подготовки иностранных усыновителей к принятию в семью ребенка. В ст. 127 СК РФ [5; ст 127] предусмотрено, что прохождение такой подготовки является одним из критериев усыновителя. Но в статье предусматривается, что такая подготовка может быть проведена в стране, гражданами которого они являются. В целях реализации вышеуказанного требования Минобрнауки России подготовило письмо от 24 августа 2012 г. № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» [3], которое регулирует некоторые особенности прохождения подготовки иностранных кандидатов в приемные родители, которые постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации. Однако этого недостаточно, так как прохождение подготовки на территории России позволит лучше узнать и освоить русский менталитет и особенности культуры, данное положение необходимо закрепить в российском законодательстве. [6; с 100-101]

Как следствие общественного резонанса по поводу жестокости американских родителей в отношении российских детей, усыновленных ими, в 2000-х годах стал подниматься вопрос о введении моратория или отмены международного усыновления, так Алексей Чернышев, представитель фракции ЛДПР, предложил запретить усыновлять российских детей гражданам США.

По данным ВЦИОМ, в январе 2013 г. запрет на усыновление иностранцами поддержало 53% российских граждан, а уже в марте 2013 – 64% [2; c. 273]

28 декабря 2012 года был подписан закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» [10], этот закон известен также под названием «закон Димы Яковлева», он подразумевает запрет на усыновление российских детей гражданами США. Одновременно В.В. Путиным был подписан указ № 1688 о поддержке государством усыновлений и других форм попечительства российских детей внутри России [7]

В заключение хотелось бы сказать, что проблема международного усыновления детей в России остается острой, созданная нормативно-правовая база института усыновления требует изучения причин, сущности и последствий нарушений в ходе усыновления иностранными гражданами. В целях защиты прав и интересов усыновляемых детей необходимо на международном уровне ввести дополнительные гарантии, так как все государства, без исключения, должны заботиться о детях, оставшихся без попечения родителей.

Международное усыновление проблемы и перспективы

Проблемы и перспективы развития института усыновления в Российской Федерации на современном этапе

Нынешняя государственная социальная политика направлена на то, чтобы укреплять в сознании общества идею о необходимости устройства ребенка-сироты не в государственное учреждение (детский дом или школу-интернат), как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные проблемы и трудности.

Нашему государству понадобилось около 10 лет для того, чтобы идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, стала воплощаться в жизнь. Согласно ст. 123 СК РФ, «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. ». Неслучайно семейные формы устройства стали получать государственную поддержку. Это выгодно не только обществу в целом (не нужно строить новые сиротские учреждения и тратить немалые средства на их содержание), но прежде всего отвечает интересам самих детей. Известно, что семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью.

Анализ статистических данных об устройстве выявленных детей за последние 5 лет показывает, что соотношение количества детей, переданных в семьи граждан, остается практически неизменным. В детские дома, как правило, помещается от 25 до 30% выявленных детей, а в семьи граждан — до 70% детей, оставшихся без попечения родителей.

Общеизвестно, что общение родителей и детей остается одной из самых глубоких и насущных потребностей человека. Это эмоциональная первооснова семейного воспитания. Ребенку нужна защищенность, которую он может обрести в кругу семьи. Иметь родителей для ребенка означает безопасность, привязанность, эмоциональность, само существование, культуру.

Исследования в различных областях знаний (медицине, психологии, социологии) убедительно показывают, какую огромную роль в умственном, психическом, нравственном и физическом развитии личности играет родительская любовь и забота о ребенке Обуховский К. Психология влечений человека. — М., 1972. — С. 161. . Так, наблюдение за развитием маленьких детей в стенах детского учреждения позволило сделать вывод о том, что у детей, воспитываемых в детских учреждениях, т.е. имеющих значительно больше возможностей для контактов, чем у тех, которые живут в семьях, явно отсутствует способность к эмоциональному контакту с другими детьми.

Этот парадокс объясняется тем, что персонал часто относится к своим воспитанникам равнодушно и не проявляет к ним большого интереса как к личностям. Подобного рода обстоятельство «обезличивает» детей, они не могут надлежащим образом развивать свои способности к синтонии (т.е. возможности различать эмоции), которая только вместе с чувством «созвучия» с ними других людей составляет двусторонний естественный эмоциональный контакт. Даже у детей-грудничков, находящихся по несколько месяцев в детских больницах, наблюдается, как говорят специалисты, «госпитальный синдром», когда ребенок постоянно молчит, не кричит, потому что понимает, что никто не подойдет к нему Там же. — С. 170. .

Семья, принимающая ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеет больше возможностей для ухода за ним, его лечения. Замечено, что в первые месяцы пребывания в семье дети, усыновленные из детских учреждений, удивительно быстро развиваются; одновременно с формированием чувства уверенности и развитием межличностных отношений значительно улучшается их речь, расширяется кругозор. Практически это означает, что семья является уникальной социальной общностью, в наибольшей степени приспособленной к биопсихическим особенностям человека, где при благоприятно складывающихся отношениях реализуются все его потребности. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что нахождение в интернатном учреждении с большей степенью вероятности снижает потенциал умственного и социального развития ребенка, ограничивает его способность успешно интегрироваться в общество. По данным за 2004 г., 190 тыс. детей проживают в детских домах и интернатах, при этом 20 тыс. из них — в специализированных интернатах для умственно или физически неполноценных детей Государственный отчет Минтруда России «О положении детей в Российской Федерации в 2004 году» // Государственная Дума Федерального Собрания РФ, 2005. — 17 сент. .

Очевидно, что развитие ребенка в рамках детского учреждения не может быть полноценным по отношению к условиям его воспитания в семье.

В семье происходит первичное формирование чувств и мыслей, воли и характера, сознания и поведения ребенка. В семье развиваются его способности и воспитываются важнейшие моральные качества, приобретаются необходимые навыки и привычки.

Во всем мире в соответствии с Конвенцией ООН (статья 21) о правах ребенка приоритетным считается национальное усыновление, а не международное. В России режим наибольшего благоприятствования именно для российских усыновителей еще и закреплен 124-й статьей Семейного Кодекса РФ. В настоящее время, отношение к международному усыновлению делятся на 2 лагеря: одни считают, что необходимо запретить или ограничить такое усыновление, другие наоборот.

Выяснилось, что международное усыновление из года в год растет (за три года увеличилось на 72%), а внутреннее снижается. Например, в Санкт-Петербурге усыновление иностранцами детей составляет 85% от общего количества усыновленных. В 2004 г. общее количество детей, усыновленных иностранными гражданами, составило 9,4 тыс. человек (59%), что превышает число усыновлений посторонними российскими гражданами, которые усыновили 7 тыс. детей (41%). То же самое можно проследить по статистическим данным Новосибирской области, представленным за 2004 — 2005 гг.: число детей, усыновленных иностранными гражданами (2004 г.-237, 2005 г. — 161) превышает количество детей, усыновленных российскими гражданами (2004 г. — 124, 2005 г.- 126) (в целом по России динамику усыновления российскими и иностранными гражданами можно посмотреть в Приложении 1) Мусина Д. Как усыновить ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://info.tatcenter.ru/society/. . Можно отметить и положительные тенденции, наметившиеся в области международного усыновления — это сближение сотрудничества государств в сфере международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени было принято и подписано множество международно-правовых актов, договоров и соглашений по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об усыновлении. Россия присоединилась ко многим из них.

Возможности иностранных граждан позволяют принять им в свои семьи братьев, сестер: свыше 20 семей иностранных граждан усыновили по двое, трое детей. В 2004 году иностранцами было усыновлено 4 ребенка-инвалида (челюстно-лицевые патологии, пороки развития сердечно-сосудистой системы), а также дети с диагнозом «перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции». Шансы таких детей-сирот обрести российских родителей невелики.

Кроме того, необходимо отметить, что российские граждане, главным образом, усыновляют больше всего детей до 1 года, в то время как большая часть детей, усыновленных иностранцами — дети более старшего возраста.

Всероссийский центр изучения общественного мнения провел исследование причин, по которым россияне не могут усыновлять детей (данные на 14.07.2005 г.).

Доминирующей причиной является низкий уровень дохода в семье (29% опрошенных). Респонденты старше 60 лет (20%) называют ограничения по возрасту, 17% наличие собственных детей в настоящее время или желание их иметь в будущем. Реже в качестве причин невозможности усыновлять детей указывают неудовлетворительные жилищные условия, отсутствие потребности в усыновлении и неготовность усыновлять «чужих» детей в связи с неприязнью к не своим детям и вероятной их плохой наследственностью (соответственно 6%, 6% и 5%). На вопрос, хотели бы вы усыновить ребенка, 80% россиян уверенно отвечают нет.

Государство не оказывает никакой помощи после усыновления за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец. В качестве основной меры государственной помощи для семей, решивших усыновить ребенка, большинство опрошенных (65%) назвали выплату адекватных денежных пособий, 31% считают необходимым выделение жилой площади и другое Главное препятствие к усыновлению детей материальное положение россиян. № 246 [электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script .

Наряду с этим, результаты социологического опроса, проводимого фондом «Общественное мнение» (11.08.2005 г.) в России, свидетельствуют о преобладании негативного отношения российских граждан к практике усыновления детей из России иностранцами.

Большинство респондентов (52%) полагают, что для ребенка из детского дома лучше, если его усыновляет российская, нежели иностранная семья. Противоположное мнение высказали 11% опрошенных. Сравнительно немногие российские граждане (6%), высказываясь за запрет международного усыновления, аргументировали эту точку зрения ссылками на жестокое обращение с российскими детьми за рубежом. Значительно чаще (15% ответов) речь шла о том, что детям легче жить в знакомой, привычной среде («в российской семье ребенку привычнее, ему знаком и язык, и обычаи, и нравы»; «дома и стены помогают»; «ребенку легче будет адаптироваться в российской семье») Главное препятствие к усыновлению детей материальное положение россиян № 246 [Электронный ресурс] / Всероссийский центр изучения общественного мнения. — Режим доступа: http:// Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script .

Большинство респондентов считают, что необходимо ужесточить процедуру усыновления иностранными гражданами Елена Вовк. Детские дома и проблема усыновления // Детский дом,2005. — №31. . В последнее время (особенно на фоне громких уголовных дел по поводу жестокого обращения иностранных граждан с детьми, усыновленными в России и увезенными за рубеж) актуально рассмотрение правового регулирования щепетильных вопросов принятия в семью маленьких граждан РФ. И здесь первостепенное значение имеет забота государства о безопасности российских детей. На практике же наблюдаются серьезные нарушения в процедурах усыновления детей, особенно иностранными гражданами. Норма ст. 154 Уголовного кодекса РФ носит бланкетный характер. Условия и порядок, обеспечивающие законность устройства детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируются, прежде всего, Семейным кодексом РФ. Уголовная ответственность наступает в том случае, когда лицо нарушает нормы СК РФ.

С целью усиления государственного контроля за усыновлением детей, в 2001 г. был принят Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Этот закон подтверждает приоритет российских усыновителей перед иностранными гражданами.

Еще одной неоднозначной проблемой института усыновления является такое понятие, как тайна усыновления и Россия входит в число тех немногих стран, где она существует. Потенциальные родители-россияне, желая сохранить тайну, берут, как правило, только самых маленьких. Страх того, что ребенок 5-6 лет будет помнить свое детдомовское прошлое, слишком велик, а уж об усыновлении детей полностью сознательного возраста речь у нас вообще не идет. За рубежом, например, из усыновления секрета не делают. Там считается, что усыновленный ребенок должен знать всю правду о своем происхождении. В России отмена тайны усыновления продолжает считаться несвоевременным шагом в виду незрелости общества, которое представляет своеобразный риск для приемного ребенка. И ответственность за решение о том, будет ли ребенок знать, кто он, полностью лежит на приемных родителях.

Наряду с этим, существуют внутренние проблемы в области усыновления т. е. проблемы внутри принимающей семьи. Люди, берущие на себя миссию воспитания ребенка-сироты в семье, зачастую оказываются неготовыми к решению многочисленных проблем. Приемные родители нуждаются в квалифицированной помощи специалистов: психологов, психиатров, дефектологов, педиатров и других, особенно важно это на этапе подготовки к приему ребенка-сироты и первых месяцев адаптации его к новой семье. К сожалению, сложившаяся в России практика, за редкими исключениями, не предусматривает участие этих специалистов в отборе и подготовке будущей принимающей семьи, что часто приводит к тяжелым кризисам, как для ребенка, так и для принявшей его семьи, вплоть до отказа от ребенка и возвращения его в детский дом.

Можно предположить, что негативные психологические проблемы в семьях усыновителей связаны с закрытостью данной семьи для общества и с тем, что ребенок часто выступает как средство решения собственных, нередко трагических проблем (смерть кровного ребенка, невозможность иметь собственных детей и т. п.). Очевидно, что в этой ситуации семья сама нуждается в психологической помощи.

Успешность адаптации ребенка-сироты в новой семье в значительной степени зависит от предшествующего опыта ребенка. Дети-отказники, не знающие ничего о своем прошлом и причинах своего сиротства, с трудом строят свою идентичность. Ребенок, у которого связи с кровной семьей существовали и разрушились, испытывает чувства отверженности, вины, гнева Мусина Д. Как усыновить ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// info.tatcenter.ru/society/. .

Данные исследований свидетельствуют о том, что у детей воспитанников детских домов и интернатов существуют неадекватные представления о взаимоотношениях взрослых и детей в семье, они неверно трактуют ситуации взаимодействия детей и родителей. Те дети, которые имели опыт семейной жизни, чаще всего отрицают наличие проблемы у своих родителей, стремятся их всячески защитить, вину за сложившиеся обстоятельства возлагают на случай, окружающих и др. При этом у таких детей выявляются наличие страхов, ожидание опасности от родителей, дезориентированность в ситуациях социального взаимодействия. Непроработанный, вытесненный травматический опыт «блокирует» развитие ребенка, препятствует позитивной самореализации. Необходима разработка целостных программ подготовки ребенка к вхождению в приемную семью (каков бы ни был ее статус) Щербакова А. М. Всегда ли семья панацея от сиротских бед // Детский дом. 2004 г., №11. — С. 9. .

Актуален вопрос о возможном влиянии генов биологических родителей ребенка на его развитие как личности. Специалисты советуют в первую очередь внимательно ознакомиться со всей юридической информацией о ребенке в органах опеки и попечительства, собрать максимальное количество информации, проконсультироваться с врачами и только после этого делать окончательные выводы. Высока степень риска генетической передачи заболеваний (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, аутизм, шизофрения). Согласно современным научным исследованиям генетические факторы играют значительную роль в формировании психологических свойств личности человека. Ученые считают, что основные психологические черты человек наследует у своих родителей на 40-60%, а интеллектуальные способности на 60-80%.

Таким образом, основными проблемами развития института усыновления являются: рост международного, а не национального усыновления, серьезные причины невозможности усыновления детей, оставшихся без попечения родителей российскими гражданами (низкий уровень дохода, жилищная проблема). В связи с чем необходимо, не только разрабатывать национальные проекты (программы), направленные на решение основных проблем института усыновления, но и активно внедрять их в жизнь. Осуществлять их реализацию открыто, с помощью и участием общественных объединений (организаций), благотворительных фондов по защите интересов ребенка, что позволит исключить или снизить количество злоупотреблений или нарушений со стороны органов государственной власти.

Так, документы для постановки на учет лица в качестве кандидата в усыновители являются лишь необходимой предпосылкой для возникновения так называемых учетных правоотношений. Основанием для такого вывода может служить п. 7 ст. 271 ГПК РФ, предусматривающий в перечне документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении, «документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители». Орган опеки и попечительства обязан принять документы у гражданина и рассмотреть их в установленный срок, а гражданин обладает правом их предоставить.

Дата заключения, данного органом опеки и попечительства, является основанием для определения момента постановки на учет лица в качестве кандидата на усыновление. Четкое определение такого момента имеет большое практическое значение, поскольку механизм контроля за порядком формирования очередности уязвим, возможны «перемещения» по очереди, в которой можно стоять длительное время, но безрезультатно. Анализ практики прокурорского надзора показывает, что повсеместно не выполняются требования ст. 122, 126 СК РФ, определяющие порядок и сроки выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Должностные лица образовательных, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения несвоевременно направляют сведения о таких детях в органы опеки и попечительства, в результате тысячи детей длительное время содержатся в больницах, приютах, домах ребенка. Деятельность органов опеки и попечительства, вопреки требованиям ст. 123 СК РФ, фактически сводится к подбору детей только тем гражданам, которые сами обратились к ним с такой просьбой. Однако работники органов опеки и попечительства обязаны самостоятельно проявлять инициативу в подборе ребенка усыновителям. Заключение органа опеки и попечительства и момент постановки на учет лица в качестве кандидата в усыновители не совпадают между собой по времени. Этот срок может быть от одного до восьми месяцев, в зависимости от уровня учета (первичный, региональный, федеральный). В ряде регионов имеют место многочисленные нарушения порядка и сроков направления в региональный банк данных информации о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью, информации об изменениях данных, содержащихся в анкете ребенка, о прекращении учета сведений о несовершеннолетних.

Очевидные трудности в механизме реализации норм об усыновлении, о чем свидетельствуют скандальные судебные процессы и другая негативная информация, дают основание утверждать, что формирование института усыновления еще не завершено. Поэтому общество вправе ожидать увеличения объема нормативного материала и совершенствования качества изложенных в нем предписаний. Этот процесс, по существу, уже идет. В частности, Минобразования РФ издало Приказ от 20 июля 2001 г. № 2750 «Об утверждении типовых форм документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях», а также принято Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» и другие документы.

Принятие этих актов вызвано острейшей потребностью в совершенствовании процедуры усыновления. Представляется, что оптимизации механизма учета и контроля за деятельностью должностных лиц способствовало бы нормативное закрепление условий и процедуры отбора лиц, претендующих на занятие определенных должностей. В качестве одного из требований, предъявляемых к лицам, занимающимся отбором кандидатов в усыновители, следовало бы ввести наличие специального образования (педагогического, юридического, психологического), поскольку современный рынок образовательных услуг позволяет обеспечить сочетание интересов государства и конкретных специалистов. К сожалению, и в вышеназванных документах не решен вопрос о требованиях к лицам, занимающимся вопросами усыновления.

Поэтому можно ожидать роста правонарушений в этой области.

Правоотношения, возникающие в результате усыновления, позволяют говорить о возможности создания подлинно семейных отношений между усыновителем и усыновленным. А значение семейного воспитания, особенно в первые годы жизни ребенка, трудно переоценить, так как ему принадлежит основополагающая роль в формировании личности. Привлекательность усыновления как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждает и практика. Так, за последние 10 лет было усыновлено 60 тыс. российских детей, из них 45 тыс. вывезено за рубеж.

Несмотря на то, что большинство из них усыновлялись иностранными гражданами, цифры свидетельствуют о том, что усыновление как форма устройства детей в семью, жизнеспособно и практически востребовано. Представляется, что тенденция к его широкому распространению будет не только сохраняться, но и усиливаться. В настоящее время Россия занимает второе место в мире по числу детей, передаваемых на усыновление иностранцам. В связи с этим в США был принят новый закон о гражданстве, предусматривающий право на получение гражданства такими детьми автоматически Дюжева О. А. Проблемы законодательства о международном усыновлении // Государство и право. — 1995. — № 6. — С. 43. . Закрепив приоритет семейного воспитания в законе, государство обязано обеспечить его реализацию Ст. 123 СК РФ от 29 декабря 1995 г. // Правовая система Консультант Плюс. .