Материальная помощь тсж

Оглавление:

Материальная помощь сотрудникам и ее оформление в программе 1С

Оставить заявку

Оставьте свое имя и номер телефона, оператор свяжется с Вами в рабочее время в течение 2 часов.

Хочу получать новости об акциях, скидках и мероприятиях от 1С:Франчайзи Виктория

Рассылка выходит раз в неделю, Ваш адрес не будет передан посторонним лицам.

Нажимая на кнопку Отправить, я даю согласие на обработку персональных данных

Каждая организация вправе устанавливать самостоятельно размер материальной помощи, который она готова оказать своим сотрудникам и третьим лицам. А сегодня такие социальные выплаты будут нелишними для многих категорий граждан. Несмотря на позитивные прогнозы и оптимистичный настрой официальных властей, кризис негативно отражается на всех слоях населения.

Самое время оказывать поддержку своим сотрудникам и неважно программа 1С Предприятие Автосервис у вас или другая конфигурация программного обеспечения. Любой из продуктов от 1С способен автоматизировать процесс ведения учета и без проблем справляться с разнообразными задачами бухгалтера, кадровика или руководителя компании.

Как провести в программе 1С: Бухгалтерия материальную помощь сотруднику при рождении ребенка?

Появление в семье малыша – событие не только радостное, но и хлопотное. Работодатель может оказать соответствующую поддержку своему сотруднику при рождении ребенка. Отразить эту материальную помощь в бухгалтерском учете легко, особенно, если на предприятии применяется программа 1С: Бухгалтерия.

Для того, чтобы провести начисление этого вида социальных выплат достаточно оформить начисление зарплаты в разделе «Сотрудники и зарплата», указав в качестве вида расчета «Материальная помощь при рождении ребенка». Программа автоматически определит код вычета по НДФЛ и сформирует необходимые проводки, а также документы для отображения в учете.

Подписка на 1С ИТС ПРОФ дает возможность пользователям всегда быть в курсе всех актуальных положений законодательства, в том числе в сфере социальной поддержки. Используя материалы информационно-технологического сопровождения программ 1С, любой сотрудник бухгалтерии, даже при отсутствии солидного опыта, всегда сможет быстро сориентироваться и произвести необходимые операции корректно и своевременно. В помощь и опытным профессионалам, и новичкам – обширная база знаний по ведению всех видов учета на предприятии.

Оформление документов на материальную помощь

Материальная помощь — оформление документов производится по алгоритму, который описан в статье. Читатель узнает о том, какие документы для получения материальной помощи могут потребоваться, какими актами устанавливается перечень необходимых бумаг, и можно ли получить матпомощь без документов?

Как определить, какие документы для оформления материальной помощи должны быть переданы работодателю?

Порядок выплаты матпомощи не урегулирован действующим законодательством – ни Трудовым кодексом РФ, ни другими нормативными актами, в которых содержатся нормы трудового права. Не перечисляется в законах и перечень документов, которые необходимы для получения сотрудниками матпомощи. Чтобы определить, какие документы требуются, следует пойти иным путем, прописанным в предоставленном ниже алгоритме:

  1. Выделить основание, по которому планируется получение материальной помощи. Это может быть свадьба, рождение ребенка, болезнь, и т.д.
  2. Изучить внутренние документы, принятые в организации, обратившись в отдел кадров, или к лицу, ответственному за хранение внутренних документов фирмы. В компаниях могут быть утверждены Положения о порядке выплаты сумм матпомощи, коллективные договоры, в которых прописана интересующая сотрудника процедура.
  3. Если таковые найдены, требуется изучить их содержание и ознакомиться с перечнем оснований для перечисления средств работникам.
  4. Если основание, по которому сотрудник желает получить матпомощь прописано в документе, или в нем указывается на то, что матпомощь выплачивается по любым основаниям, — необходимо изучить порядок предоставления выплаты.
  5. В случае, если порядок содержит перечень требуемых документов, их необходимо подготовить и представить работодателю.
  6. Если перечень документов не указан во внутренней документации, значит он является произвольным, и определяется на усмотрение сотрудника. Например, доказательством заключения брака (если матпомощь выдается по данному основанию) является свидетельство о заключении брака.

Что делать, если в организации не принято внутренних актов, регулирующих порядок выплаты матпомощи?

В этом случае процедура является не урегулированной, матпомощь может быть выплачена на основании заявления работника. Подтверждающие документы на мат. помощь можно не прикладывать, либо приложить те, которые по мнению сотрудника подтверждают факт наступления основания для выплаты.

В любом случае, обязательным документом является письменное заявление. Это документ, который не только доводит до сведения работодателя просьбу сотрудника о предоставлении матпомощи, но и позволяет указать требуемую ему сумму.

Если в организации нет локальных актов, либо коллективных договоров, которые обязывают работодателя выдавать матпомощь сотрудникам, он вправе, но не обязан производить выплаты.

Заявление составляется в произвольной форме, в 2 экземплярах. Оно подписывается работником и передается работодателю, либо уполномоченному лицу, ответственному за прием документации. На одной из копий документа, лицо, которому заявление передается, должно поставить дату его принятия и роспись. Копия заявления остается у сотрудника.

Заявление может быть написано по следующему образцу:

Директору ООО «Заковед»

Заявление

о предоставлении материальной помощи

Прошу предоставить мне материальную помощь в размере 20 000 рублей в связи с моим уходом в очередной оплачиваемый отпуск. Деньги прошу перечислить вместе с отпускными выплатами.

Приложение: приказ о предоставлении отпуска от 12.01.2018 № 11-П.

Дата: 17.03.2018 Филиппов С.И. /Филиппов/

Какие документы нужны для оформления материальной помощи по различным основаниям?

Достаточность представленных работником документов определяет работодатель. Он обязан руководствоваться внутренними документами предприятия, а если они отсутствуют – собственным мнением.

В качестве примера, приведем список документов, которые могут быть приложены к заявлению сотрудника о предоставлении ему материальной помощи.

Что нужно знать о работе председателя ТСЖ многоквартирного дома?

Процедура выбора председателя Товарищества Собственников Жилья (ТСЖ) и порядок выбора председателя ТСЖ регулируется Жилищным Кодексом Российской Федерации.

Руководство деятельностью ТСЖ осуществляется правлением товарищества. В свою очередь, правление ТСЖ избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества.

Правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества. Как видно из норм ЖК РФ, председателем товарищества может быть исключительно собственник помещения в многоквартирном доме, в котором было создано ТСЖ.

Действующее законодательство не предусматривает таких требований к кандидатам председателя товарищества.

Наличие у будущего председателя правления товарищества образования и знаний в области жилищного права облегчит процедуру организации и дальнейшей регистрации ТСЖ как юридического лица в налоговых органах. Поможет более оперативно принимать те или иные решения, отнесенных к компетенция правления ТСЖ. Исчезает необходимость обращения за консультациями в адрес специалистов жилищного права. Что определенно экономит время и денежные средства собственников помещений.

Мониторинг многоквартирных домов, в которых создано ТСЖ, показывает, что подавляющим большинством председателей правлений ТСЖ являются молодые активные люди в возрасте от 30-ти лет. К личностным качествам председателя правления товарищества можно отнести стремление улучшить состояние МКД и сделать свой дом отличным от других, умение организовать собственников помещений к проведению общих собраний и донести до них рабочие ситуации.

Важным личностным качеством председателя правления ТСЖ является умение слушать и слышать собственников, своих соседей, а затем реализовать или довести до завершения услышанное.

Полномочия выбранного председателя правления ТСЖ оформляются протоколом общего собрания членов товарищества. Деятельность председателя ТСЖ регламентируется нормами ст. 149 ЖК РФ.

Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Как правило, срок полномочий председателя ТСЖ ограничен двумя годами. Если действующий председатель всех устраивает и собственники хотят его переизбрать, то правление товарищества собственников жилья созывает собрание членов правления. В повестку вносится вопрос о выборе председателя правления ТСЖ. Если большинством членов правления ТСЖ будет утверждено решение о выборе действующего председателя, в этом случае полномочия председателя правления ТСЖ продлеваются.

Председатель правления ТСЖ обеспечивает выполнение решений правления, дает указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых обязательно. Он также подписывает платежные документы (например, обслуживающая организация по вывозу мусора с территории МКД направляет акт выполненных работ и счет на оплату к подписанию и оплату), совершает сделки (например, сделки с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг), разрабатывает и выносит на утверждение общему собранию членов товарищества правила внутреннего распорядка ТСЖ в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в МКД, положение об оплате их труда.

Обеспечение выполнения решений правления ТСЖ в многоквартирном доме требует от председателя полноценной отдачи.

Опираясь на личный опыт председателя правления ТСЖ в одном из регионов нашей страны, могу констатировать следующее: решение вопросов связанных с осуществлением комфортных, безопасных условий проживаний в МКД, вопросов с обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями потребуют погружения в данный процесс, как говорится, «с головой», делится личным опытом заместитель начальника жилищного отдела АО «ВК Комфорт».

Планирование и разработка смет доходов и расходов на соответствующий год с последующим вынесением на утверждение общему собранию членов товарищества; организация и проведение определенного вида работ и услуг; контроль за выполнением условий договоров сторонами; подготовка отчета о финансовой деятельности; контроль за своевременным внесением членами товарищества обязательных платежей и взносов — и это далеко не полный перечень обязательных требований к деятельности правления ТСЖ и председателя правления в частности.

Нужно понимать, что работа с людьми, собственниками помещений в МКД требует от правления товарищества определенного отношения. От выстроенной вертикали зависит и поставленный результат и атмосфера в доме.

Определение размера вознаграждения членам правления ТСЖ, в том числе председателя правления ТСЖ отнесено к компетенции общего собранию членов товарищества собственников жилья. Размер вознаграждения не оговорен нормой жилищного права, соответственно, он зависит от качества выполнения своих обязанностей председателем правления ТСЖ и желания собственников помещений их оплачивать.

В полномочия председателя ТСЖ входит также участие в хозяйственной деятельности от имени юрлица. На него распространяются положения статьи 53.1 ГК РФ об ответственности за ущерб, причиненный самому ТСЖ. В ЖК РФ ответственности органов управления товариществом не предусмотрено. Но они могут быть отражены в уставе.

В Российском законодательстве никак не оговаривается ответственность председателя за вред, причиненный ТСЖ неэффективным управлением, но это и не исключает его ответственности за бездействие или действие в конкретных ситуациях.

Так как устав ТСЖ — это его основной закон и менять его условия можно на основании решения общего собрания, целесообразно внести в устав ответственность председателя ТСЖ и прописать:

какую ответственность несет председатель за конкретные действия (например, штраф за несвоевременное предоставление или сокрытие информации о движении денег на счете ТСЖ);

  • председатель несет полную материальную ответственность, если его действиями ТСЖ будут причинены убытки (например, если некачественно будет произведён ремонт и нужно будет устранить недоделки или недостатки, за это отвечает председатель, который, в свою очередь, имеет право взыскать стоимость недостатков с контрагентов, произведших ремонт).
  • Персональная ответственность председателя может быть предусмотрена за такие нарушения, как сокрытие или искажение информации о деятельности ТСЖ, за убытки, возникшие у собственников в результате принятия необоснованных решений и т.д.

    Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

    Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

    Главный редактор: Анисимов А.С.

    Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

    Телефон редакции: +7 (495) 645-6601

    Настоящий ресурс содержит материалы 18+

    Сообщения и материалы информационного агентства РИА Недвижимость (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 июня 2016 года, свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 – 65988) сопровождаются пометкой «РИА Недвижимость»
    18+

    Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

    Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

    Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

    Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

    На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

    Комментарий пользователя будет удален, если он:

    • не соответствует тематике страницы;
    • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
    • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
    • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
    • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
    • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
    • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
    • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
    • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
    • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
    • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
    • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
    • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
    • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
    • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
    • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
    • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
    • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

    Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

    Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    Материальная помощь сотрудникам: налоговые последствия для компании и работников

    • Новинский Д.Ю. | налоговый консультант, аттестованный аудитор

    Правовая специфика ситуации с материальной помощью

    П режде всего необходимо определиться с термином «материальная помощь» и тем, что она собой представляет. В Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 г. № 532-ст, материальная помощь является «социально-экономической услугой, состоящей в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе». Однако данное определение связано с материальной помощью лицам, пострадавшим в результате терактов, стихийных бедствий, техногенных катастроф и т.п. На категории материальной помощи в процессе трудовых отношений данное определение не распространяется. Существует масса нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и внутренних нормативных документов коммерческих организаций, регламентирующих порядок и процедуру выдачи материальной помощи. В целом все указанные документы дают следующие классификации материальной помощи и особых обстоятельств, при наступлении которых она выплачивается:

    • материальная помощь в случаях получения ущерба для здоровья;
    • материальная помощь в случае понесения непредвиденного материального ущерба;
    • материальная помощь в случаях наступления событий, требующих значительных расходов (свадьбы, похороны, рождение ребенка и т. п.).

    Материальная помощь не связана с результатом деятельности организации или с индивидуальными результатами работника. Материальная помощь носит непроизводственный характер и не связана с оплатой труда работников. Часто организации допускают методологическую ошибку, включая суммы материальной помощи в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. При этом в ряде случаев работодатели ссылаются на требования трудового законодательства, ошибочно полагая, что материальная помощь является выплатой стимулирующего характера и ссылаясь на ст. 135 ТК РФ. Однако это не соответствует требованиям законодательства. В ст. 135 ТК РФ указывается, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с системой оплаты труда, установленной работодателем. В систему оплаты труда, кроме должностного оклада, включаются доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, установленные локальными нормативными актами, коллективным и/или трудовым договором и соответствующим требованиям трудового законодательства. Ссылки на коллективный или трудовой договор являются еще одной ошибкой работодателей: они почему-то считают, что упоминание возможности выплаты материальной помощи в трудовом или коллективном договоре обязывает их это делать на регулярной основе, превращая материальную помощь в скрытую форму премирования.

    Материальная помощь носит индивидуальный характер, выдается по личному заявлению сотрудника. Она также не может носить регулярный характер и оказываться в целях компенсации понесенных работником затрат.

    Предприятие в целях компенсации роста коммунальных тарифов ежемесячно оказывало работникам материальную помощь в размере 3 500 руб. При этом от работников не истребовались какие-либо подтверждающие документы и заявления. Такая материальная помощь выплачивалась ежемесячно. Ежемесячная сумма составляла 420 000 руб. (120 человек х 3 500 руб.). За год сумма составила 5 040 000 руб. Сумма выплат относилась в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. При проведении выездной проверки налоговые инспекторы признали такие выплаты необоснованно занижающими налоговую базу по налогу на прибыль. По результатам проверки предприятие было вынуждено сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль, а также уплатить штрафы и пени.

    Материальная помощь, как уже отмечалось, выплачивается на основании личного заявления работника, к которому прилагаются документы, подтверждающие факт особых обстоятельств, позволяющих получить материальную помощь. При принятии руководителем организации положительного решения издается приказ, в котором указывается сумма получаемой сотрудником материальной помощи, и срок, в который она должна быть выплачена.

    Важное значение имеет определение размера материальной помощи, так как это связано с необходимостью уплатить НДФЛ. Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ налог на доходы физических лиц не уплачивается в случаях, если выплаты материальной помощи в связи с выходом на пенсию, но только если ее размер не превышает в течение налогового периода 4 000 руб.

    Сотрудник организации выходит на пенсию. Согласно внутренним нормативным документам выходящий на пенсию работник получает четыре должностных оклада в виде четырех должностных окладов. Должностной оклад работника 48 000 руб., четыре оклада составляют сумму в 192 000 руб. Следовательно, обложению НДФЛ подлежит сумма в 188 000 руб. (192 000 — 4 000).

    Не облагаются НДФЛ и выплаты в связи с рождением ребенка. Сумма выплаты не должна превышать 50 000 руб. Причем данная сумма выплаты при рождении двух детей и более устанавливается на каждого ребенка. Это правило распространяется и на случаи усыновления детей.

    В случае если во внутренних документах организации в качестве материальной помощи указаны выплаты работникам в связи со смертью члена (членов) семьи (согласно п. 1 ст. 238 НК РФ), то для определения того, кого следует считать членами семьи, необходимо руководствоваться нормой ст. 2 Семейного кодекса РФ, согласно которой к членам семьи относятся родители, супруги и дети (усыновители и усыновленные).

    Во внутренних документах по вопросам выплаты материальной помощи организации не должны допускать размытых и неоднозначных формулировок. Например, «выплаты по личным заявлениям работников», «в целях социальной защиты» или «другие случаи». В такой ситуации налоговый орган, безусловно, будет предъявлять претензии к организации-налогоплательщику и обвинять в искусственном занижении налоговой базы по налогу на прибыль. Все выплаты, производимые в пользу работников, должны осуществляться только по утвержденному перечню. Если выплаты производятся филиалом или организации, то ее внутренний документ по вопросам выплаты материальной помощи не должен отличаться от аналогичного документа, принятого головной организацией, или расширительно его трактовать.

    Налог на прибыль и материальная помощь

    Согласно п. 23 ст. 270 НК РФ сумма материальной помощи не признается расходом в целях исчисления налога на прибыль. Суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно ст. 264 и 272 НК РФ. Данные суммы признаются прочими расходами для целей налогообложения по налогу на прибыль в момент начисления.

    Министерство финансов РФ по данному вопросу занимает однозначную позицию: расходы организации на выплату материальной помощи своим работникам не учитываются в целях исчисления налога на прибыль, вне зависимости от оснований ее выплаты. Главное финансовое ведомство страны делает акцент на том, что суммы материальной помощи не включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль независимо от того, что ее выплата предусматривается трудовыми или коллективным договорами. Позиция Минфина РФ изложена в письмах от 07.08.2009 г. № 03-03-06/1/549, от 20.02.2008 г. № 03-03-06/1/120, от 01.08.2007 г. № 03-03-06/4/103. В письме Минфина РФ от 21.05.2008 г. № 03-04-05-01/172 указывается, что выплата материальной помощи организацией своим бывшим работникам-пенсионерам также не включается в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, выплаты всех категорий материальной помощи своим работникам организация должна осуществлять только за счет чистой прибыли.

    В связи с вышеуказанным интересна позиция Минфина в отношении материальной помощи, оказанной работнику в неденежной форме, которая квалифицируется как выплата, произведенная в пользу работника, и уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии со ст. 255 НК РФ 1 . Однако в данном случае должно быть соблюдено следующее условие: доля заработка работника в неденежной форме не должна превышать 20% от суммы начисленной ему месячной заработной платы. Кроме того, обязанность работодателя осуществлять выплаты работнику в неденежной форме должна быть закреплена в трудовом или коллективном договорах.

    Организация пригласила на работу в головной офис сотрудника филиала. При приеме на работу с ним был заключен трудовой договор, по которому работодатель обязывался предоставить работнику квартиру для проживания. Заработная плата работника составляет 120 000 руб. в месяц, 20% от нее — 24 000 руб. Следовательно, организация может истратить на предоставление жилья не более 24 000 руб. Если работник нашел более комфортабельное и более дорогое жилье, то доплачивать разницу между вышеуказанной суммой и стоимостью жилья он должен самостоятельно.

    По вопросу отнесения сумм выплат работнику на расходы у арбитражных судов имеются противоречивые мнения.

    Согласно постановлению ФАС СЗО от 05.08.2009 г. № А13-12387/2008 в случаях, если выплата материальной помощи к отпуску определена коллективным договором и выплаты производятся в пользу работников, не имеющих взысканий и нарушений трудовой дисциплины, то по своей правовой природе такая выплата носит стимулирующий характер и включается в состав расходов на оплату труда. Указанные выплаты непосредственно связаны с выполнением работником своих служебных обязанностей и поэтому относятся в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

    Согласно постановлению ФАС ВВО от 30.09.2008 г. № А29-813/2008 в случаях, если выплаты работникам единовременной материальной помощи при выходе на пенсию производятся на основании трудовых или коллективного договора и при соблюдении требований трудовой дисциплины и непрерывности трудового стажа, то такие выплаты включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль и (по мнению суда) носят стимулирующий характер.

    Согласно постановлению ФАС УО от 07.11.2007 г. № Ф09-9008/07-С2 материальная помощь к отпуску признана стимулирующей выплатой.

    Однако имеется и отрицательная для налогоплательщика судебная практика по данному вопросу. Причем в ряде случаев одни и те же суды по этому вопросу принимают различные решения.

    В постановлении ФАС УО от 17.02.2009 г. № Ф09-465/09-С2 указывается, что материальная помощь не является стимулирующей выплатой или надбавкой, а является одним из видов социальных гарантий, не связанных с эффективностью трудовой деятельности работника и выполнением им своих функциональных обязанностей.

    В постановлении ФАС СЗО от 02.07.2008 г. № А05-6193/2007 указывается, что выплаты материальной помощи должны производиться за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты всех налогов, выплаты дивидендов и т.п. Таким образом, материальная помощь не учитывается в составе расходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль, и согласно ст. 270 НК РФ.

    Материальная помощь оказывается организацией своим сотрудникам при возникновении у них особых обстоятельств/проблем с целью создания благоприятных материальных условий для разрешения возникших обстоятельств/проблем. Следовательно, материальная помощь не носит стимулирующий характер и не направлена на поощрение работников за добросовестный труд, а носит социальный характер, то есть подпадает под действие нормы п. 23 ст. 270 НК РФ и не включается в состав расходов по оплате труда, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль. Кроме того, включение материальной помощи в состав расходов на оплату труда противоречит требованиям трудового законодательства. В ст. 129 ТК РФ говорится о том, что заработная плата представляет собой вознаграждение за труд, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Выплачиваемая же материальная помощь не связана с выполнением работниками своих трудовых обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями, трудовыми договорами и прочими внутренними документами организации. Следовательно, ее нельзя учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

    Также надо учитывать и тот факт, что материальная помощь не может носить регулярный характер и выплачиваться всем без исключения работникам организации.

    «Упрощенец» и материальная помощь

    Применение упрощенной системы налогообложения предполагает, что организация уменьшает полученные доходы на произведенные расходы в соответствии со статьей 346.16 НК РФ. Причем для «упрощенцев» налоговым законодательством не предусмотрены какие-либо особые условия и отличия от общей системы налогообложения по налогу на прибыль. Поэтому суммы материальной помощи не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

    Согласно ст. 346.11 НК РФ «упрощенцы» уплачивают взносы на обязательное пенсионное страхование своих работников. Согласно письму Минфина РФ от 24.12.2007 г. № 03-11-04/2/313 суммы пенсионных взносов «упрощенцы» учитывают в налоговой базе по единому налогу. Следовательно, на материальную помощь, выплачиваемую «упрощенцем» своим работникам, начисляются взносы на обязательное пенсионное страхование. Но это относится только к суммам материальной помощи в связи со свадьбами, смертями и рождением ребенка. Начиная с 01.01.2010 года на все виды материальной помощи, выплачиваемой «упрощенцем» своим работникам, необходимо уплачивать взносы в социальные фонды. Исчисление и уплата «упрощенцами» НДФЛ с сумм материальной помощи, выплачиваемой ими своим работникам, производится в общеустановленном порядке.

    А как у бюджетников?

    В бюджетных организациях действует внутренний нормативный документ, определяющий случаи, при наступлении которых выплачиваются суммы материальной помощи своим работникам. При разработке такого порядка бюджетные организации и учреждения руководствуются нормативными документами федеральных министерств и ведомств. В этих документах четко прописывается порядок и основания выплаты материальной помощи сотрудникам. В подведомственных федеральным органам исполнительной власти предприятиях и учреждениях действуют положения, разработанные на основании рекомендованных отраслевых типовых положений.

    В тех случаях, если бюджетная организация осуществляет виды деятельности, по результатам которых уплачивается налог на прибыль (например, образовательное учреждение или учреждение здравоохранения), то в соответствии с п. 23 ст. 270 НК РФ расходы на выплату материальной помощи не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

    Бюджетные организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью, применяют бюджетную классификацию своих расходов в соответствии с «Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ», утв. приказом Минфина РФ от 25.12.2008 г. № 145н. В соответствии с данной классификацией материальная помощь отражается в статье 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления». Если же бюджетная организация будет учитывать материальную помощь по статье 211 «Заработная плата» (а на практике это случается), то такие расходы будут квалифицироваться как нецелевое использование бюджетных средств.

    Рассматривая вопросы оказания материальной помощи, необходимо остановиться и на налоговых последствиях оказания материальной помощи за счет средств профсоюзной организации. Профсоюзные организации выплачивают материальную помощь своим членам за счет ежемесячно перечисляемых членских взносов. Такая материальная помощь не облагается взносами в социальные фонды, так как она выплачивается не работодателем, а общественной организацией, сообществом ряда работников одной организации. Также получаемая от профсоюза материальная помощь не облагается НДФЛ. В письме Минфина РФ от 27.11.2007 г. № 03-04-06-01/416 указывается, что данная категория материальной помощи налогом на доходы физических лиц не облагается.

    Материальная помощь и НДФЛ

    В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ в расчет налоговой базы по налогу на прибыль включаются все виды доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом (отчетном) периоде, как в денежной, так и в натуральной форме. В состав доходов, полученных в денежной форме, включаются и суммы материальной помощи.

    На практике существует ряд норм, которые регулируют особенности обложения НДФЛ различных видов материальной помощи. Особенно это важно в тех случаях, когда всевозможные виды материальной помощи закреплены в коллективных и трудовых договорах.

    Начиная с 01.01.2010 года от уплаты НДФЛ освобождаются суммы материальной помощи членам семьи умершего работника организации(п. 8 ст. 217 НК РФ). Данная норма установлена Федеральным законом РФ от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Ранее такие выплаты облагались НДФЛ и выдавались семьям умерших работников за минусом 13%. Логика в обложении НДФЛ выплат лицам, не состоящим с организацией в трудовых или гражданско-правовых отношениях, отсутствовала, и законодатель внес в Налоговый кодекс РФ давно назревшие изменения. Также не подлежит обложению НДФЛ и сумма материальной помощи, выдаваемой на похороны членов семьи. Причем категория членов семьи определяется ст. 2 Семейного кодекса РФ. Если же материальная помощь выдана на похороны родственников, не являющихся членами семьи, то такая выплата подлежит налогообложению по ставке 13% и включается в налоговую базу.

    В случае если организация выплачивает своему сотруднику материальную помощь на проезд к месту отдыха в отпуске или на проезд на похороны членов семьи, то существует мнение, что такие выплаты подлежат обложению НДФЛ только в части суммы, превышающей 4 000 руб. Однако, по мнению автора, указанная норма будет применяться только в том случае, когда работник организации получит материальную помощь на поездку на похороны члена семьи, указанного в ст. 2 Семейного кодекса РФ, а не родственника вообще. Выплата материальной помощи на поездку в отпуск возможна только при поездке в целях лечения или восстановления здоровья.

    Не подлежат налогообложению, согласно п. 8 ст. 217 НК РФ, и суммы материальной помощи работнику в связи с рождением или усыновлением ребенка, но только в размере, не превышающем 50 000 руб. на каждого ребенка. Такая норма действует с 01.01.2008 г.

    Организация выплатила своему работнику на рождение ребенка сумму в размере его должностного оклада. Должностной оклад работника составил 65 000 руб. Из них 15 000 руб. было превышением законодательно установленного предельного размера в 50 000 руб. Следовательно, данная сумма будет облагаться по ставке 13% и составит 1 950 руб. Следовательно, на руки работнику будет выдано 58 050 руб.

    Материальная помощь к отпуску, выплачиваемая организацией своему работнику, подлежит обложению НДФЛ, так как не включена в перечень видов единовременной материальной помощи, перечисленной в п. 8 ст. 217 НК РФ. Также не подлежит обложению НДФЛ материальная помощь, выплачиваемая пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации и материальная помощь, выплачиваемая в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения причиненного материального ущерба или вреда здоровью.

    Для организаций важен вопрос размера выплат материальной помощи, так как от этого зависит и размер налогооблагаемой суммы. Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ материальная помощь, выплачиваемая организацией своему работнику, не подлежит обложению НДФЛ в тех случаях, если ее размер в течение налогового периода (т.е. года) не превышает 4 000 руб.

    В течение года организация выплатила материальную помощь своему работнику по следующим основаниям:

    • на приобретение лекарств — 18 000 руб.;
    • к отпуску — 45 000 руб.

    Общая сумма материальной помощи за год (налоговый период) составил 63 000 руб. Налогом на доходы физических лиц должна облагаться сумма в размере 59 000 руб. (63 000 руб. — 4 000 руб.). Сумма налога составит 7 670 руб.

    Налоговые органы также придерживаются мнения, что НДФЛ должна облагаться сумма материальной помощи, превышающая 4 000 руб. 2

    Обложение материальной помощи взносами в социальные фонды

    До 2010 года материальная помощь, выплачиваемая организацией своим сотрудникам, не подлежала обложению ЕСН, что и приводило к различного рода «схемотворчествам» и скрытому премированию, то есть выплаты премий под видом материальной помощи.

    С 01.01.2010 г. ситуация изменилась. ЕСН был заменен прямыми выплатами в ПФР, ФСС и ФОМС в соответствии со ст. 24 Федерального Закона РФ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ 3 .

    Если ранее, до 01.01.2010, при начислении ЕСН на суммы материальной помощи учитывалось, что такие выплаты не включаются в состав расходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль, то начиная с 01.01.2010 года начисление страховых взносов не зависит от этого. Взносы будут начисляться в любом случае.

    Согласно ст. 7 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ страховые взносы будут начисляться на выплаты, производимые по трудовым договорам. То есть в тех случаях, когда выплата материальной помощи будет входить в систему оплаты труда и регламентироваться трудовыми и коллективными договорами или же локальными нормативными актами, она будет облагаться страховыми взносами. Если же материальная помощь будет носить разовый характер (это выплаты, в связи со стихийными бедствиями, в связи с юбилеями и пр.), то такие выплаты не будут включаться в состав расходов на оплату труда. Однако данное послабление не дает повода для «схематизации» материальной помощи, да это и проблематично: налоговые инспекторы смогут выявить факты массовой выдачи материальной помощи по незаконным основаниям.

    Статьей 9 закона № 212-ФЗ установлено, что страховые взносы начисляются на все включенные в систему оплаты труда выплаты материальной помощи, если они превышают сумму в 4 000 руб. То есть законодатель максимально сблизил НДФЛ и страховые взносы в социальные фонды в части максимально допустимого размера, после которого такие выплаты подлежат обложению.

    В настоящее время в части начисления страховых взносов на суммы материальной помощи имеется интересная судебная практика. Она интересна еще и тем, что суды выносили свои решения уже после принятия вышеуказанных федеральных законов.

    Согласно постановлению ФАС ЗСО от 12.11.2009 г. № А27-8325/2009 материальная помощь не признается объектом для начисления страховых взносов ввиду того, что эти выплаты не являются оплатой труда работников. Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС УО от 23.09.2009 г. № Ф09-7181/09-С2 и в постановлении ФАС МО от 12.08.2009 г. № КА-А40/7282-09.

    Мнение арбитражных судов логично: материальная помощь не является элементом системы оплаты труда и поэтому не должна облагаться взносами в социальные фонды. Но поскольку в 2010 году утратили силу все судебные решения и разъяснения главного финансового ведомства по вопросам формирования налоговой базы по ЕСН, то необходимо руководствоваться требованиями Закона № 212-ФЗ.

    Поэтому при выплате материальной помощи к отпуску (а это одна из наиболее распространенных форм материальной помощи) организация должна исходить из того, предусмотрена эта выплата трудовыми и коллективным договорами или нет. Начисляться взносы должны с суммы, превышающей 4 000 руб.

    Организация выплатила (в соответствии с трудовым договором и локальным нормативным актом) сотруднику к отпуску материальную помощь в размере должностного оклада. Должностной оклад данного работника составляет 60 000 руб. Из этой суммы под обложение не подпадает 4 000 руб. Следовательно, социальными взносами будет облагаться сумма в 56 000 руб. На эту сумму организация начислит:

    • взносы в Пенсионный фонд по ставке 20% — 11 200 руб.;
    • взносы на обязательное социальное страхование в случае временной нетрудоспособности по ставке 2,9% — 1 624 руб.;
    • страховые взносы на обязательное медицинское страхование по ставке 3,1% — 1 736 руб.

    Итого общая сумма начислений в социальные фонды составила 14 560 руб.

    На практике в ряде организаций выплаты материальной помощи к отпускам сотрудников предусматриваются коллективным и трудовыми договорами, в которых указывается, что такого рода выплата предусмотрена как форма оплаты труда и непосредственно связана с выполнением сотрудником своих должностных обязанностей.

    В части выплат взносов в ФСС в 2010 году продолжает действовать перечень выплат, на которые не начисляют взносы по социальному страхованию, изложенный в постановлении Правительства РФ от 07.07.1999 г. № 765.

    Письмо Минфина РФ от 22.03.2006 г. № 03-03-04/1/272. Вернуться назад

    См., в частности, письмо УФНС РФ по г. Москве от 05.06.2006 г. № 04-1-04/300. Вернуться назад

    Федеральный закон РФ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов положений (законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».Вернуться назад