Материальная помощь муниципального

Материальная помощь муниципального

«Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», 2013, N 1

ВЫПЛАТА МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАБОТНИКУ

Учреждения и организации оказывают материальную помощь работникам, бывшим работникам, а также членам их семей на различных основаниях. При этом немаловажно документальное оформление таких выплат, а также их налогообложение. Об особенностях данных выплат мы и поговорим в статье.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

— в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

— в государственных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

— в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. При этом системы оплаты труда устанавливаются с учетом, в частности, примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета ( пп. «е» п. 2 Постановления Правительства РФ N 583 ).

Постановление от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Из приведенных норм следует, что при наличии финансовой возможности учреждение вправе в локальном нормативном акте прописать выплату материальной помощи по тем или иным основаниям и выдавать ее работникам. Однако помните, что материальная помощь — это социальная услуга, предоставляемая работникам для их поддержки и улучшения жизненного уровня ( ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст). При этом материальная помощь может быть оказана в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Как показывает практика, чаще всего материальная помощь оказывается в виде денежных средств.

Основные аспекты выплаты материальной помощи

Материальную помощь оказывают при возникновении у работников особых обстоятельств. Она является выплатой непроизводственного характера, не зависит от результатов деятельности учреждения и не связана с индивидуальными результатами работников. Соответственно, она не носит стимулирующий или компенсационный характер и не считается элементом оплаты труда. Ее основная цель — создание необходимых материальных условий для решения возникших у работника проблем. Кроме того, материальная помощь не может носить регулярный характер и выплачивается по заявлению работника, чаще всего в связи:

— со смертью члена семьи работника;

— со смертью самого работника;

— с ущербом, причиненным какой-либо чрезвычайной ситуацией;

— с рождением ребенка.

Уточним, что размер материальной помощи устанавливается руководством учреждения и определяется в зависимости от каждой конкретной ситуации и финансовых возможностей учреждения. При этом порядок оказания материальной помощи должен быть регламентирован локальным актом учреждения, коллективным или трудовым договором.

Кроме того, многие учреждения при предоставлении ежегодного отпуска работникам выплачивают материальную помощь, которую гарантируют им наравне с другими выплатами. Такая выплата по своему смыслу будет единовременной, причем она должна быть предусмотрена в локальном нормативном акте учреждения. В этом случае указанная выплата является элементом оплаты труда, так как связана с выполнением работником трудовой функции. То есть совершаемая при предоставлении ежегодного отпуска единовременная выплата не может признаваться материальной помощью, и значит, учитывается в расходах на оплату труда при исчислении налога на прибыль. Аналогичное мнение представлено в Письмах Минфина России от 03.09.2012 N 03-03-06/1/461 и ФНС России от 26.06.2012 N ЕД-4-3/[email protected] , а также в Постановлении ФАС ДВО от 05.03.2012 N Ф03-379/2012.

Если материальная помощь является элементом оплаты труда и предоставляется работнику к ежегодному отпуску, то основанием для ее выплаты являются:

— заявление работника о предоставлении отпуска;

— приказ руководителя учреждения о предоставлении работнику отпуска и выплате материальной помощи в установленном размере.

Применение районных коэффициентов

В соответствии со ст. ст. 315 — 317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ. Отметим, что аналогичные нормы есть в ст. ст. 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Однако акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, в связи с чем применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР, не противоречащие ТК РФ ( ч. 1 ст. 423 ТК РФ). Соответственно, следует руководствоваться Разъяснением , утвержденным Постановлением Минтруда России N 49 .

Постановление от 11.09.1995 N 49 «Об утверждении Разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)».

Согласно п. 1 Разъяснения процентные надбавки лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Кроме того, согласно п. 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2, в состав заработной платы, на которую начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, по среднему заработку, единовременное вознаграждение за выслугу лет, вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда.

Поскольку материальную помощь нельзя признать фактическим заработком, начислять на нее районный коэффициент не представляется возможным.

Материальная помощь и алиментные обязанности

Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841. Согласно пп. «л» п. 2 данного Перечня удержание алиментов производится с сумм материальной помощи, кроме единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, с террористическим актом, со смертью члена семьи, а также в виде гуманитарной помощи и за содействие в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений. То есть с сумм материальной помощи следует удерживать алименты.

Материальная помощь и средний заработок

Напомним, что средний заработок исчисляется для оплаты отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, а также для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом средний заработок для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск рассчитывается в соответствии со ст. 139 ТК РФ и порядком N 922 , а для расчета пособий — в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ и Положением N 375 .

Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Итак, согласно ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, п. 2 Положения N 375 пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). При этом в средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные виды пособий, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ .

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Уточним, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:

— физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

— работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

— работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Материальная помощь, выплачиваемая не по основаниям, поименованным выше, облагается страховыми взносами, если превышает 4000 руб. на одного работника за расчетный период ( п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ).

То есть суммы материальной помощи, перечисленные в п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, а также не превышающие 4000 руб., не учитываются при расчете среднего заработка в целях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Иная материальная помощь в размере, превышающем 4000 руб. в расчете на одного работника за календарный год, включается в средний заработок работника для расчета пособий.

При расчете среднего заработка для оплаты отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в учреждении, независимо от их источника ( ст. 139 ТК РФ и п. 2 порядка N 922). В силу п. 3 порядка N 922 для расчета среднего заработка в данном случае не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, в частности материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха.

Порядок выплаты материальной помощи должен быть закреплен в локальном нормативном акте: коллективном договоре, положении об оплате труда, положении о выплате материальной помощи (образец приведен ниже) или др.

Положение о выплате материальной помощи работникам

ФГБУ «Новороссийский научно-исследовательский институт

травматологии и ортопедии» Минздравсоцразвития России

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение предусматривает выплату материальной помощи работникам ФГБУ «Новороссийский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии» Минздравсоцразвития России (далее — Учреждение).

1.2. Материальная помощь может предоставляться единовременно или несколько раз в течение календарного года.

2. Направления и размер оказания материальной помощи

2.1. В целях социальной защиты работников Учреждения и неработающих пенсионеров Учреждения им может оказываться материальная помощь за счет средств, поступающих из федерального бюджета (при наличии экономии средств по фонду оплаты труда), а также за счет средств, поступающих из внебюджетных источников (от приносящей доход деятельности, направленной Учреждением на оплату труда работников).

2.2. Работником считается сотрудник, принятый на работу по трудовому договору.

2.3. Материальная помощь на частичное возмещение затрат в связи с дорогостоящим лечением работника составляет:

— на приобретение дорогостоящих лекарственных средств и иных лечебных препаратов и оборудования — до 20 000 руб.;

— на лечение, протезирование и имплантацию зубов, забора и подсадки зубного костного блока — до 150 000 руб.;

— на стационарное лечение, в том числе санаторно-курортное лечение, — до 50 000 руб.;

— на проведение хирургических операций по жизненно важным показаниям — до 50 000 руб.

В исключительных случаях по решению директора работнику может быть выделена материальная помощь и в больших размерах.

По данному направлению материальная помощь оказывается при предоставлении соответствующих документов лечебного учреждения.

2.4. В случае причинения работнику материального ущерба в результате чрезвычайных обстоятельств (квартирной кражи, затопления квартиры и др.) помощь выплачивается в размере до 50 000 руб.

Факт стихийного бедствия, хищения и размер ущерба должны подтверждаться соответствующими документами.

2.5. Материальная помощь в связи со смертью:

— работника (работавшего или уволенного) — до 30 000 руб.;

— близких родственников ( ст. 2 СК РФ) — от 10 000 руб. до 30 000 руб.

2.6. Материальная помощь женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 2 лет, — в размере 20 000 руб. единовременно. Материальная помощь оказывается при условии обращения работника до исполнения ребенку двух лет.

2.7. Материальная помощь работнику при увольнении в связи с выходом на пенсию, в том числе по болезни и инвалидности:

— со стажем работы в Учреждении от 1 года до 5 лет — в размере должностного оклада;

— со стажем работы в Учреждении от 5 до 10 лет — в размере двух должностных окладов;

— со стажем работы в Учреждении свыше 10 лет — в размере четырех должностных окладов.

2.8. Материальная помощь в связи с рождением ребенка — в размере 50 000 руб.

2.9. Материальная помощь в связи с бракосочетанием — в размере 10 000 руб.

2.10. Материальная помощь работнику в связи с юбилеем (40, 45, 50, 55, 60 лет, далее — по решению директора) — в размере 10 000 руб.

2.11. Материальная помощь на отдельные социальные нужды:

— в случае тяжелого материального положения работника — от 10 000 руб. до 30 000 руб.;

— на неотложные нужды (1 раз в календарном году) — до 10 000 руб.;

— на социальные потребности дополнительно к суммам ежегодного основного оплачиваемого отпуска — до 30 000 руб.;

— для подготовки школьников в первый класс — 5000 руб.

2.12. Работник имеет право на получение материальной помощи по всем основаниям, предусмотренным выше, не более одного раза в год по каждому из них.

3. Порядок оформления материальной помощи

3.1. Для получения материальной помощи на имя директора оформляется личное заявление работника (его близкого родственника), пенсионера с указанием причин для выплаты материальной помощи и приложением документов, подтверждающих право на ее получение.

3.2. При выплате материальной помощи в связи со смертью близких родственников, самого работника (работавшего или уволенного) в бухгалтерию необходимо представить копию свидетельства о смерти.

В таких случаях выдача материальной помощи производится:

— работнику (в случае смерти близких родственников);

— близким родственникам работника (в случае смерти самого работника — работавшего или уволенного) при представлении копий документов, подтверждающих родственные связи ( свидетельства о рождении, свидетельства о браке и т.д.).

3.3. Выплата материальной помощи оформляется бухгалтерией расходным ордером и выдается из кассы либо перечисляется на расчетный счет, указанный в поданном заявлении.

3.4. Суммы материальной помощи не учитываются в составе расходов, признаваемых при исчислении налога на прибыль.

3.5. Настоящее Положение вводится в действие с 9 января 2013 г .

Директор Синяков /Синяков В.А./

Как мы уже указали, работник должен подать заявление в произвольной форме на имя работодателя, приложив копии соответствующих подтверждающих документов.

Представим основные причины выделения материальной помощи в таблице и укажем, какими документами они должны быть подтверждены.

Материальная помощь

Статьи по теме

От правильной классификации выплат работникам зависит начисление на эти суммы налогов и страховых взносов. Не все выплаты, оформляемые как материальная помощь, действительно можно отнести к матпомощи.

Материальная помощь в бюджетном учреждении

Работникам в связи с возникновением у них определенных обстоятельств, событий (это, например, регистрация брака, рождение ребенка) или трудных жизненных ситуаций (тяжелое материальное положение, смерть члена семьи и др.) может быть оказана материальная помощь.

Бюджетные и автономные учреждения в рамках платной деятельности, обычно выплачивают материальную помощь из прибыли. Принять решение о выделении денег может руководитель учреждения. Именно он регулирует текущую деятельность учреждения (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для этого руководителю достаточно издать приказ.

Кроме того, бюджетные (автономные) учреждения могут выплатить матпомощь за счет субсидии на госзадание. Но только за счет сэкономленных средств.

Материальная помощь в казенном учреждении

Казенные учреждения производят выплаты по бюджетной смете. Но, если выплаты в ней не предусмотрены, их можно произвести только при наличии экономии. Это можно сделать, если:

  • у учреждения есть разрешение главного распорядителя бюджетных средств (п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ);
  • руководитель учреждения наделен правом самостоятельного утверждения бюджетной сметы (п. 8 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н).

В некоторых случаях обязанность выплачивать материальную помощь может быть установлена законодательно. Например, такая обязанность закреплена в приказе ФТC России от 23 октября 2008 г. № 1316 в отношении сотрудников таможенных органов и учреждений, подведомственных ФТC России.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ Как снизить штраф за СЗВ-М без суда
☑ Когда выгоднее уйти в отпуск в 2018 году
☑ Шпаргалка. Как включать премии в расчет отпускных

Какую выплату считать материальной помощью

К материальной помощи относятся следующие выплаты:

  • не связанные с выполнением сотрудником трудовой функции;
  • направленные на удовлетворение социальных потребностей работника, которые обусловлены возникновением у него трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события.

Такой вывод следует из постановления Президиума ВАС РФ от 30 ноября 2010 г. № ВАС-4350/10. Арбитры также разъяснили, что не может быть расценена как материальная помощь сумма, выплачиваемая:

  • один раз в год в связи с предоставлением работнику ежегодного основного отпуска;
  • в процентном отношении к должностному окладу сотрудника в зависимости от его непрерывного стажа работы и достижений в труде;
  • таким образом, что ее размер может быть снижен за нарушение трудовой дисциплины по решению руководства (в отдельных случаях может вообще не выплачиваться).

Обратите внимание: таким образом, выплаты, иногда оформляемые как материальная помощь к отпуску, на самом деле к матпомощи не относятся. Условия выплаты материальной помощи и ее размеры устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, такими как коллективный или трудовой договор, положение о выплате материальной помощи.

В таком положении, к примеру, рекомендуется прописать: «материальная помощь к отпуску оказывается при возникновении у сотрудника потребности в медицинском лечении, для организации благоприятных условий отдыха и восстановления здоровья». Ведь иная формулировка (например, «материальная помощь выплачивается при предоставлении работникам отпуска») может навести проверяющих лиц на мысль, что ее выплата носит систематический характер, а значит, фактически эти суммы относятся к оплате труда.

Отметим, что для получения материальной помощи работник обязательно пишет заявление с просьбой об ее выплате в связи с конкретным обстоятельством, событием или ситуацией.

  1. Выплата материальной помощи работникам – право учреждения, а не его обязанность. Матпомощь не зависит от результата деятельности ни учреждения, ни конкретного работника. Ее выплата носит нерегулярный характер.
  2. Основания выплаты материальной помощи – заявление сотрудника и документы, подтверждающие обстоятельство, событие или ситуацию ее предоставления.
  3. Размер материальной помощи может зависеть от финансовых возможностей учреждения. Он не привязывается к должностному окладу сотрудника, чтобы не давать повод проверяющим лицам считать, что при определении размера матпомощи учитывается вклад работника в деятельность учреждения.
  4. Условия выплаты материальной помощи устанавливаются локальными нормативными актами учреждения.

Включается ли матпомощь в расчет среднего заработка

Ответ на этот вопрос зависит от статуса работника.

Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждены постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее – Правила № 562). Пункт 6 Правил № 562 раскрывает, в каком размере учитывается материальная помощь при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска государственного служащего. А именно – в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода служащего в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Если же статусом федерального госслужащего сотрудник не обладает, то следует руководствоваться иными нормами. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее – Положение № 922), которое и нужно использовать.

Выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, в частности материальная помощь не включают в расчет среднего заработка (п. 3 Положения № 922). С этим согласился и Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в решении от 2 декабря 2014 г. № 2-6933/2014.

Приведем еще один пример из арбитражной практики. Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в решении от 25 марта 2015 г. № 2-116/2015 установил, что локальным нормативным правовым актом работодателя материальная помощь отнесена к выплатам, не связанным с оплатой труда, поскольку не соотносится с выполнением муниципальным служащим его должностных обязанностей. Следовательно, материальная помощь не включается в расчет при исчислении среднего заработка.

Удержание выплаченной материальной помощи

В одном сельском поселении муниципальным служащим материальная помощь выплачивалась из фактически отработанного ими времени на основании положения о денежном содержании. Однако одна из сотрудниц, получив такую матпомощь, уволилась до истечения календарного года, за который ей были начислены выплаты.

Соответствующая сумма за не отработанное в календарном году время была удержана из причитавшегося работнице при увольнении денежного содержания. Ковылкинский районный суд Республики Мордовия решением от 25 мая 2015 г. № 2-116/2015 признал такие действия учреждения правомерными.

Часть 4 статьи 137 Трудового кодекса РФ указывает на запрет взыскания излишне выплаченной зарплаты, в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Исключениями считаются случаи:

  • счетной ошибки;
  • признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 Трудового кодекса РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 Трудового кодекса РФ);
  • излишней выплаты зарплаты в связи с неправомерными действиями сотрудника, установленными судом.

Однако в рассматриваемом случае арбитры посчитали применение вышеуказанной нормы к разрешению спора несостоятельным, поскольку она регулирует взыскание с работника именно излишне выплаченной заработной платы, а данная ситуация касалась удержаний из денежного содержания служащего при увольнении с муниципальной службы.

Впрочем, есть основания оспорить это решение судей. Ведь работник, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, не обязан возвращать не только заработную плату, но и приравненные к ней платежи и иные денежные суммы, предоставленные человеку в качестве средства к существованию.

Об этом сказано в пункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ. В данном случае под необоснованным обогащением понимается недобросовестность работника, выявленная при получении им денежных сумм. Если материальная помощь была предоставлена согласно положению, а в отпуск сотрудник уходил на основании приказа работодателя, то недобросовестность с его стороны исключается.

Соответственно, нет оснований для взыскания суммы матпомощи в судебном порядке как необоснованного обогащения.

Материальная помощь НДФЛ

По общему правилу независимо от применяемой системы налогообложения материальная помощь облагается НДФЛ (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ).

Из этого правила есть исключения. Так, не нужно удерживать НДФЛ:

  • с материальной помощи, не превышающей 4000 руб. за налоговый период на одного сотрудника (бывшего сотрудника, который уволился в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту) (п. 28 ст. 217 НК РФ);
  • с единовременной материальной помощи, выплаченной в течение первого года в связи с рождением (усыновлением, удочерением) ребенка родителям или усыновителям, опекунам в размере не более 50 000 руб. на каждого ребенка;
  • с материальной помощи (независимо от ее размера), выплаченной в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством. Источник выплаты не важен. Единовременно выплачены суммы или нет – не играет никакой роли. При этом подтверждающим документом может быть справка из санэпидемстанции или от пожарной службы;
  • с единовременной материальной помощи в любом размере, которая выплачена членам семьи умершего сотрудника или бывшего сотрудника-пенсионера. Освобождается от НДФЛ и матпомощь сотруднику или бывшему сотруднику-пенсионеру в связи со смертью членов его семьи. Данное правило действует и если умер член семьи совместителя или сам умерший сотрудник – внешний совместитель;
  • с материальной помощи (независимо от ее размера), выплаченной пострадавшим (родственникам погибших) от террористических актов на территории России. Источник выплаты не важен. Единовременно выплачены суммы или нет – не играет никакой роли. Документом, подтверждающим факт совершения террористического акта, является, например, справка из органов внутренних дел.

При этом единовременной материальной помощью считается такая помощь, которая предоставляется человеку на определенные цели не более одного раза в год по одному основанию.

Она освобождается от НДФЛ независимо от того, как ее выплатили – сразу всей суммой или частями в течение года. Главное, чтобы основанием для этого был один документ, а именно приказ или распоряжение руководителя. Если же сотрудник получает матпомощь от работодателя по двум и более приказам (распоряжениям), то считать ее единовременной нельзя. И тогда с выплат по второму и последующим приказам (распоряжениям) придется удерживать НДФЛ.

Полный перечень оснований, когда НДФЛ с материальной помощи удерживать не нужно, приведен в пунктах 8, 8.3, 8.4 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

Материальная помощь при смерти родственнника

По общему правилу сумма единовременной материальной помощи сотруднику в связи со смертью членов его семьи не облагается НДФЛ (абз. 3 п. 8 ст. 217 НК РФ). Материальная помощь признается единовременной, если она предоставляется на определенные цели не более одного раза в налоговом периоде по одному основанию.

Такой вывод следует, в частности, из писем ФНС России от 18 августа 2011 № АС-4-3/13508 и Минфина России от 22 мая 2006 № 03-05-01-04/130. Поэтому, если по одному и тому же основанию материальная помощь выплачена более одного раза в течение года, то, начиная со второй выплаты, НДФЛ нужно удерживать.

В данной ситуации основанием для выплаты материальной помощи является факт смерти члена семьи сотрудника. Смерть разных родственников (даже если она случилась в одном налоговом периоде) не может рассматриваться как одно событие. Следовательно, выплаты, связанные со смертью родственников, в целях налогообложения НДФЛ нужно рассматривать не в совокупности, а по каждому случаю смерти родственника отдельно. То есть в данном случае сотруднику выплачены по разным основаниям две единовременные выплаты в виде материальной помощи:

  • в связи со смертью матери;
  • в связи со смертью супруга.

На основании абзаца 3 подпункта 8 статьи 217 Налогового кодекса РФ каждая из этих выплат не подлежит обложению НДФЛ

Материальная помощь при рождении ребенка

НДФЛ облагают только сумму материальной помощи, которая превышает 50 000 руб. на каждого ребенка в течение первого года с момента рождения (усыновления, назначения опекунства).

Это прямо предусмотрено в пункте 8 статьи 217 Налогового кодекса РФ. На практике можно столкнуться с разными вариантами выплаты единовременной помощи.

Вариант 1. На каждого ребенка материальную помощь предоставили в пределах 50 000 руб. В этом случае платить НДФЛ не придется вовсе. Фактически родитель получит до 100 000 руб. включительно, не облагаемых НДФЛ.

Вариант 2. На каждого ребенка материальную помощь предоставили в размере больше установленного предела в 50 000 руб. Например, по 70 000 руб. Тогда НДФЛ нужно будет заплатить только с суммы превышения. То есть в рассмотренном случае доход будет равен 40 000 руб. Расчет тут такой:
40 000 руб. ((70 000 руб. × 2) – (50 000 руб. × 2)).

Вариант 3. Матпомощь предоставят в разном размере. Например, за одного ребенка 80 000, а за второго 30 000. НДФЛ придется заплатить только с выплаты в 80 000 руб. – она превышает 50 000 руб.:
30 000 руб. (80 000 руб. – 50 000 руб.).

С этого превышения и перечисляйте НДФЛ. А вот с матпомощи на второго ребенка перечислять налог не понадобится.

Этот же принцип работает, если родилась тройня. И даже если в том же году, в котором рожден первый ребенок, родители усыновят или оформят опекунство на еще одного или даже нескольких детей.

Облагается ли страховыми взносами материальная помощь

По общему правилу независимо от применяемой системы налогообложения материальная помощь облагается:

  • взносами на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование (ст. 420 НК РФ);
  • взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ).

Из общего правила есть исключения. Так, не нужно начислять взносы:

  • на материальную помощь, не превышающую 4000 руб. за расчетный период на одного сотрудника;
  • на единовременную материальную помощь, выплаченную в течение первого года в связи с рождением (усыновлением, удочерением) ребенка родителям (усыновителям, опекунам), в размере не более 50 000 руб. на каждого ребенка;
  • на единовременную материальную помощь (независимо от ее размера), выплаченную в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством;
  • на единовременную материальную помощь (независимо от ее размера), выплаченную пострадавшим от террористических актов на территории России;
  • на единовременную материальную помощь (независимо от размера), выплаченную в связи со смертью члена семьи. Единовременную материальную помощь в связи со смертью родственников – не членов семьи сотрудника (например, родителей супруга) облагайте страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Во всех остальных случаях страховые взносы и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на материальную помощь, оказанную сотруднику, начислить нужно.

Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Челябинска

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи»;
  • Закон Челябинской области от 28.04.2005 № 378-ЗО «Об установлении величины прожиточного минимума в Челябинской области»;
  • Постановление Администрации города Челябинска от 5 июля 2016 г. N 271-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Адресная материальная помощь малообеспеченным категориям населения, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума».
  • МФЦ города Челябинска — ул. Труда, д. 164
  • МФЦ в Тракторозаводском районе — ул. Комарова, д. 39
  • МФЦ в Курчатовском районе — пр-кт Победы, 396/1
  • МФЦ в Ленинском районе — ул. Новороссийская, 118 В

Результатом предоставления муниципальной услуги является оказание адресной материальной помощи или отказ в предоставлении муниципальной услуги.

  1. превышение у заявителей доходов, дающих право на оказание адресной материальной помощи;
  2. предоставление неполных, заведомо недостоверных сведений и документов, предусмотренных пунктом 11 Административного регламента.

Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

  1. отсутствие трудной жизненной ситуации;
  2. предоставление неполных, заведомо недостоверных сведений и документов.

В случае устранения оснований для отказа в приеме документов на предоставление муниципальной услуги, а также оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги в установленный для предоставления муниципальной услуги срок заявитель вправе обратиться повторно для получения муниципальной услуги в порядке, установленном Административным регламентом.

  1. заявление на имя начальника УСЗН о предоставлении муниципальной услуги по форме;
  2. копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
  3. документ, выданный уполномоченными органами, организациями и предприятиями, о регистрации заявителя и членов семьи заявителя по месту жительства (пребывания) на территории города Челябинска;
  4. документы, подтверждающие доход каждого члена семьи за последние три месяца перед обращением, для определения среднедушевого дохода семьи либо документы, подтверждающие отсутствие дохода семьи;
  5. заявление на имя начальника УСЗН о согласии на обработку персональных данных и запрос информации и документов (Форма).

Исчисление величины среднедушевого дохода семьи производится на основании документов о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи.

  1. о заработной плате, денежном содержании (вознаграждении) по месту работы;
  2. о денежном довольствии военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел;
  3. о размере:
    • получаемой пенсии (кроме социальных доплат к пенсии);
    • получаемой стипендии (кроме социальной стипендии);
    • получаемых пособий;
  4. о размере алиментов, получаемых на содержание несовершеннолетних детей, либо соглашение об уплате алиментов.

Документы о доходах семьи, предоставляемые непосредственно заявителем, должны содержать следующие сведения:

  • дату выдачи;
  • сведения о полном наименовании и почтовом адресе организации, выдавшей документ, а для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество, ИНН, ОГРН;
  • фамилию, имя, отчество лица, доходы которого подтверждаются;
  • сведения о доходах за три месяца до месяца обращения за материальной помощью;
  • подпись руководителя организации (индивидуального предпринимателя) либо уполномоченного должностного лица с указанием фамилии и инициалов подписывающего;
  • печать организации, индивидуального предпринимателя (при наличии).

Отсутствие доходов семьи подтверждается следующими документами:

  1. копии трудовых книжек, содержащих сведения об увольнении;
  2. документ, содержащий сведения о причинах неисполнения судебного акта о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

При отсутствии у заявителя трудовой книжки отсутствие доходов подтверждается объяснительной заявителя и (или) членов семьи, в которой указываются сведения о том, что они нигде не работали и не работают по трудовому договору, не осуществляют деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, не относятся к иным физическим лицам, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. В этом случае дополнительно прилагаются документы, содержащие сведения о неполучении пособия по безработице и об отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

  • о том, что место нахождения разыскиваемого должника не установлено;
  • о нахождении должника в соответствующем учреждении (отбывает наказание в виде лишения свободы, находится под стражей в качестве подозреваемого или обвиняемого по подозрению в совершении преступления, находится на принудительном лечении по решению суда) и об отсутствии у него заработка, достаточного для исполнения судебного акта;
  • о причинах неисполнения судебного акта, а также судебный акт о взыскании алиментов на детей с лиц, обязанных их уплачивать.

При отсутствии возможности предоставить документальные сведения о получении (неполучении) доходов заявитель и член семьи предоставляет заявление на имя начальника УСЗН, в котором получаемый (неполучаемый) доход указывается декларативно. Указанное заявление приобщается к пакету документов для рассмотрения вопроса о предоставлении заявителю муниципальной услуги.

  1. документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (пребывания) заявителя, а также других членов семьи заявителя;
  2. документы, содержащие сведения о размере:
    • получаемой пенсии (кроме социальных доплат к пенсии);
    • получаемых пособий;
  3. сведения из Инспекции Федеральной налоговой службы по месту жительства заявителя об отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  4. документ из территориального учреждения службы занятости населения, подтверждающий, что заявитель (члены семьи) получает или не получает пособие по безработице.

Специалист многофункционального центра проверяет соответствие копий представляемых документов (за исключением нотариально заверенных) их оригиналам.