Лицензирование отдельных видов деятельности юридического лица

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Хозяйственное право

В соответствии со ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия ее осуществления.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Необходимо иметь в виду, что содержащийся в законе перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, не является исчерпывающим, поскольку его действие не распространяется на те виды деятельности, особый порядок лицензирования которых установлен законодательными актами Российской Федерации (банковская, страховая деятельность и т. п.).

Лицензирование видов деятельности осуществляют федеральные министерства и ведомства, а также исполнительные органы субъектов Российской Федерации.

Порядок ведения лицензионной деятельности также определен законом. Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, комплект документов, включающий заявление о выдаче лицензии, копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, свидетельство налогового органа о постановке на учет, документ, подтверждающий оплату сбора. Представление иных документов, в зависимости от специфики соответствующего вида деятельности, может быть предусмотрено в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности, которое утверждается Правительством РФ.

На практике лицензирующие органы отказывали в выдаче лицензии также в том случае, когда устав юридического лица не содержал перечень видов деятельности, для осуществления которой требовалась лицензия. Эта проблема была решена постановлением Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (п.18). Поскольку коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью, то, следовательно, коммерческой организации не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами.

Лицензии выдаются на определенный срок, в зависимости от специфики вида деятельности (не менее 5 лет), отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст.173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица. Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) является, согласно ст.61 ГК РФ, основанием для принудительной ликвидации юридического лица по решению суда.

Вопросы для самопроверки

1. Для чего необходимо лицензирование?

2. Каков порядок лицензирования?

3. Каковы последствия осуществления деятельности без лицензии?

Лицензирование отдельных видов деятельности юридического лица

Лицензирование деятельности юридических лиц

Процесс создания юридического лица не всегда заканчивается государственной регистрацией. Для того чтобы быть полноправным (правомочным) субъектом организации (в зависимости от вида предполагаемой деятельности) приходится проходить и лицензирование.

Лицензирование представляет собой мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

При осуществлении предпринимательской деятельности юридическое лицо обязано выполнять требования законодательства РФ о получении специального разрешения (лицензии, патента) на занятие определенными видами деятельности.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности часто происходит подмена таких понятий, как разрешение (лицензия) на лицензируемый вид деятельности и патент, выдаваемый субъекту предпринимательской деятельности при переходе на упрощенную систему налогообложения, так как данный патент – это всего лишь право предпринимателя на переход на иную, упрощенную, систему налогообложения.

Рассмотрим разницу в понятиях:

В соответствии с положениями Федерального закона отнесены к лицензируемым виды предпринимательской деятельности, осуществление которых может повлечь за собой:

• нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан,

• нанесение ущерба обороне страны и безопасности государства.

В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

В соответствии с законом о лицензировании вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом. Исходя из этого, передача или переуступка прав по лицензии от одного лица другому не допускается.

Для получения лицензии юридическое лицо обязано представить в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием:

• наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета;

• лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо намерено осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

2) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

3) справку о постановке лицензиата – юридического лица на учет в налоговом органе;

4) документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

Максимальный размер платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, действующий на момент рассмотрения заявления. Суммы оплаты за рассмотрение заявлений соискателей лицензий направляются в соответствующий бюджет.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор. Размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

В случае если лицензиат в течение трех месяцев после принятия решения о выдаче лицензии не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать ее. Суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий зачисляются в соответствующий бюджет.

В соответствии с законом о лицензировании лицензирующие органы вправе осуществлять контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, а также приостанавливать действие лицензии в случае:

• выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами, в пределах их компетенции, нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;

• невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти, в соответствии с ее компетенцией. Основанием для аннулирования лицензии является:

• обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

• неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

• незаконность решения о выдаче лицензии.

Статья 17 Федерального закона о лицензировании определяет виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Виды деятельности, не включенные в статью 17 Федерального закона, осуществляются со дня вступления в силу Федерального закона без лицензий, за исключением случаев, если лицензирование указанных видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона.

Установленный в Федеральном законе порядок лицензирования отдельных видов деятельности не распространяется на порядок лицензирования конкретных видов деятельности, лицензирование которых установлено вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона иными федеральными законами.

Лицензирование отдельных видов деятельности юридических лиц

Коммерческие организации, как правило, могут заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, однако на некоторые виды деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Действия лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий и некоторые иные связанные с ними действия именуются лицензированием.

В роли лицензирующих органов выступают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или их территориальные органы и в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этих видов деятельности. Осуществление лицензирования в иных целях не допускается.

В соответствии с Законом о лицензировании лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

– разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств;

– разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

– деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

– разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;

– деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

– производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;

– разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;

– деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;

– эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;

– деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны);

– оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;

– деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;

– деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

– частная охранная и частная детективная (сыскная) деятельность;

– телевизионное вещание и радиовещание;

– космическая и фармацевтическая деятельность;

– деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный Законом о лицензировании перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом.

К заявлению прилагаются:

– копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;

– копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Это решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Закон о лицензировании подробно регламентирует перечень сведений, подлежащих включению в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении, а также в саму лицензию; порядок формирования и ведения лицензионного дела соискателя лицензии; порядок представления лицензирующим органом дубликата и копии лицензии; порядок переоформления лицензии, организации и осуществления лицензионного контроля, приостановления, возобновления, прекращения действия, аннулирования лицензии, формирования государственного информационного ресурса, ведения реестра лицензий и предоставления информации по вопросам лицензирования (ст. 15–21 Закона).

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что положения Закона о лицензировании не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:

1) использования атомной энергии;

2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

3) деятельности, связанной с защитой государственной тайны;

4) деятельности кредитных организаций;

5) деятельности по проведению организованных торгов;

6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;

8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

10) клиринговой деятельности;

11) страховой деятельности.

Лицензирование этих видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. Кроме того, особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление таких видов деятельности, как оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание; частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность; образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

Например, в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 утверждены Положение о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности, Положение о лицензировании частной охранной деятельности и Правила ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него.

Одновременно Закон о лицензировании наделил необходимыми полномочиями в области лицензирования Правительство РФ, лицензирующие органы и должностных лиц последних, а также предусмотрел возможность передачи полномочий Российской Федерации, органам государственной власти ее субъектов.

В соответствии со ст. 5 Закона к полномочиям Правительства РФ в области лицензирования относятся:

1) определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности;

2) утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования;

3) утверждение порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг;

4) утверждение типовой формы лицензии;

5) утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании.

В свою очередь, к полномочиям лицензирующих органов относятся, в частности:

1) осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;

2) проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;

3) утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий.

Лицензирование отдельных видов деятельности регулируются административными регламентами, такими как Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги лицензирования деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора), утвержденный приказом Минкомсвязи России от 18.04.2012 № ИЗ.

Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 1 Закона о лицензировании и разд. X ЖК [1] .

  • [1] Раздел X включен в ЖК Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившим в силу (в основном) с 1 сентября 2014 г.

8.2. Лицензирование отдельных видов деятельности юридического лица

лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; •

лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с федеральным законодательством; •

лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; •

лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности; •

лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с федеральным законодательством; • лицензиат — юридическое лицо іти индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности; •

соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности; •

реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостаношіении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Основными принципами осуществления лицензирования являются: •

обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; •

установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; •

установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; •

установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; •

гласность и открытость лицензирования; •

соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство РФ в соответствии с определенными Президентом РФ основными направлениями внутренней политики государства: 1)

утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; 2)

определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; 3)

устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия: •

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; •

приостановление действия лицензий; •

возобновление действия лицензий; •

аннулирование лицензий (в случае, предусмотренном законом); •

ведение реестра лицензий; •

контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление своих полномочий.

На каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим-ее юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, может осуществляться на всей территории Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет и по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения лицензии соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы: •

заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического ли- да, места его нахождения — для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять; •

копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) — для юридического лица; •

копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуального предпринимателя; •

копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налогом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом); •

документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; •

сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Кроме того, могут быть представлены иные документы, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных федеральными законами.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской федерации.

Лицензирующий орган принимает решение об предоставлении или об отказе в предоставлении лицензий в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимы документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе. Уведомление направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов бан- ковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Уведомление об отказе в предоставление лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа, которые предоставляются ему за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является: •

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; •

несоответствие соискателем лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в установленном порядке отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат — юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель — обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.

При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней’ со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается плата в размере 100 руб., которая зачисляется в соответствующий бюджет.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

Лицензирующие органы имеют право: •

проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям; •

запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок; •

составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; •

выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; •

выносить предупреждение лицензиату.

Лицензирующие органы вправе приостановить действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензий, которым не может превышать шесть месяцев. Если лицензиат не устранил указанные нарушения в установленный срок, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в резуль- тате, реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании или о направлении заявления о ее аннулировании в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в установленном порядке.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.

В реестре лицензий должны быть указаны: •

наименование лицензирующего органа; •

наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения — для юридического лица; •

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность — для индивидуального предпринимателя; •

лицензируемый вид деятельности; •

срок действия лицензии; •

идентификационный номер налогоплательщика; •

дата принятия решения о предоставлении лицензии; •

сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; •

основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии; •

основание и дата аннулирования лицензии; •

иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 руб. За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 руб. Суммы указанных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности установленный Федеральным законом не распространяется на следующие конкретные виды деятельности: •

деятельность кредитных организаций; •

деятельность, связанная с защитой государственной тайны; •

деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; •

деятельность в области связи; •

деятельность в области таможенного дела; •

деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; •

осуществление внешнеэкономических операций; •

осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров; •

приобретение оружия и патронов к нему; •

использование результатов интеллектуальной деятельности; •

использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации); •

использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира; •

деятельность работы и услуги в области использования атомной энергии; •

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются документы, перечисленные ниже. •

Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ. В нем подтверждается, что учредительные Документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены и письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления. •

Учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии). •

Решение о реорганизации юридического лица. •

Договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами. •

Передаточный акт или разделительный баланс. •

Документ об уплате государственной пошлины.

В случае, если в учредительные документы юридического липа, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется ‘регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством РФ.

Если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц за исключением случаев указанных в Федеральном законе, о государственной регистрации.

Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке предусмотренном законом.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в сроки, предусмотренные законом.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны трехдневный срок и письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического липа.

Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган предсташіяются следующие документы: •

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации но форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; •

документ об уплате государственной пошлины.

При ликвидации юридического лица и случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются: •

определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства; •

документ об уплате государственной пошлины.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Документы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона о государственной регистрации, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные Федеральным законом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в государственный реестр. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридическою лица.

Поскольку коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом) наделены общей правоспособностью, то им не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что данный вид деятельности не предусмотрен в их учредительных документах.

Лицензии выдаются на определенный срок в зависимости от специфики вида деятельности и отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

Право юридического лица заниматься деятельностью, на которую необходима лицензия, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении этого срока, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску данного юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица.

Деятельность без надлежащего разрешения (лицензии) является основанием для принудительной ликвидации юридического лица по решению суда (ст. 61 ГК РФ).