Крупная сделка в некоммерческой организации

Сделки с участием образовательных организаций как хозяйствующих субъектов (Сюбарева И.Ф.)

Дата размещения статьи: 04.05.2016

В современных условиях — условиях активного развития общественных отношений, совершенствования правового регулирования гражданских правоотношений и изменения законодательной базы, регулирующей сферу образования, — возрастает роль образовательных организаций как хозяйствующих субъектов в экономическом обороте. Сделки с участием образовательных организаций имеют специфику в правовом регулировании, которую определяют организационно-правовая форма юридического лица и режим имущества.
Образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ). Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (п. 4 ст. 22). Образовательные организации чаще всего создаются в организационно-правовой форме учреждения, виды которых определены гражданским законодательством: казенное, бюджетное, автономное, частное (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Образовательные организации являются юридическими лицами и имеют специальную правоспособность. Все они осуществляют основную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых они созданы. Допускается осуществление некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, но только лишь в тех случаях, когда она соответствует целям, ради которых созданы сами организации (п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ). Участие в имущественном, экономическом обороте возможно лишь в объеме, необходимом для обеспечения и осуществления уставной цели. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» носит специальный характер и вправе устанавливать особенности правового положения образовательных учреждений (п. 3 ст. 120 ГК РФ).
———————————
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Образовательные организации как юридические лица могут принимать участие в гражданском обороте путем совершения сделок с различными субъектами. Вопросы правового регулирования сделок определяются Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «Об автономных учреждениях» , «О некоммерческих организациях», а также рядом подзаконных нормативных правовых актов.
———————————
Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

Законом определены порядок и особенности заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью для бюджетных и автономных учреждений. Понятие крупной сделки бюджетного учреждения определено в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» (абз. 2 п. 13 ст. 9.2), автономного учреждения — в Федеральном законе «Об автономных учреждениях» (ст. 14). По своей сути (формулировке, определению) эти понятия очень схожи, несмотря на то что определены в разных законах и относятся к разным видам учреждений; тем не менее они имеют небольшие различия. Так, для бюджетных и автономных учреждений крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым, в соответствии с федеральным законом, учреждение вправе распоряжаться самостоятельно — этот вопрос рассмотрим позднее), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (абз. 2 п. 13 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 14 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). В отношении бюджетных учреждений крупной сделкой с вышеназванными характеристиками также признается несколько взаимосвязанных сделок (абз. 2 п. 13 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), в отношении автономных учреждений — сделка, связанная с привлечением заемных денежных средств.
Бюджетные и автономные учреждения заключают такие сделки с предварительного согласия учредителя, автономные — еще и с предварительного одобрения наблюдательного совета (п. 13 ст. 9.2, ст. 27 ФЗ «О некоммерческих организациях»; ст. ст. 14 — 17 ФЗ «Об автономных учреждениях»). В случае если имеется заинтересованность в совершении сделки, она должна быть одобрена органом управления некоммерческой организации или органом надзора за ее деятельностью (абз. 3 п. 3 ст. 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Статья 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях», регулирующая конфликт интересов, определяет круг лиц, заинтересованных в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок с другими организациями или гражданами. К ним отнесены руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований закона, может быть признана судом недействительной.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. N 1188 утвержден определенный порядок, который необходимо соблюдать федеральным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении названного Министерства, при совершении некоторых сделок. В приложениях к Приказу содержатся: утвержденный порядок предварительного согласования совершения крупных сделок; порядок принятия решения об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность; порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением Министерством образования и науки РФ или приобретенным за счет выделенных на его приобретение средств; порядок согласования передачи некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением собственником или приобретенного федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества. Определены документы, которые необходимо представить в Министерство образования и науки РФ в каждом из указанных случаев, установлены сроки для рассмотрения представленных документов, по окончании которых Министерство образования и науки РФ принимает одно из двух решений (об одобрении сделки или об отказе в ее совершении), которое оформляется соответствующим письмом.
———————————
Приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2010 г. N 1188 «Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» // Официальные документы в образовании. 2011. N 10.

Поскольку при совершении сделок речь идет об отчуждаемом или передаваемом имуществе, необходимо рассмотреть права учреждения на такое имущество, его виды и категории. Это позволит нам также определить, каким имуществом в соответствии с федеральным законом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, а каким — нет. В соответствии со ст. 296 ГК РФ имущество закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления. Учреждения владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются имуществом с согласия собственника этого имущества. Объем правомочий по распоряжению имуществом различен для различных видов учреждений (в ст. 298 ГК РФ). Так, казенные учреждения не могут распоряжаться имуществом без согласия собственника (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Автономные и бюджетные учреждения без согласия собственника не могут распоряжаться отдельными видами имущества: недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных им средств (абз. 1 п. 2 ст. 298, абз. 1 п. 3 ст. 298 ГК РФ). Остальным имуществом эти виды учреждений могут распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Частные учреждения ни при каких условиях не могут распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (абз. 1 п. 1 ст. 298 ГК РФ). Таким образом, только автономные и бюджетные учреждения вправе самостоятельно распоряжаться отдельными видами своего имущества. Частные и казенные учреждения самостоятельно распоряжаться своим имуществом не могут. Как видим, для каждого из учреждений законодательством установлен разный объем правомочий по распоряжению имуществом, который зависит от двух условий: согласия собственника имущества на его распоряжение и вида самого имущества.
Имущество бюджетных и автономных учреждений дифференцируется на категории: недвижимое имущество; особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств; остальное имущество (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»), каждое из которых имеет специфику в правовом регулировании. Для имущества частных и казенных учреждений такого деления на категории не предусмотрено: режим правового регулирования одинаков.
Виды особо ценного движимого имущества определяются Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 . Так, основной критерий, позволяющий отнести имущество к особо ценному движимому, выражен в денежном эквиваленте: для федеральных учреждений — это имущество стоимостью от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.; для учреждений субъекта Российской Федерации — от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб.; для муниципальных учреждений — от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. К особо ценному движимому имуществу может быть отнесено и иное движимое имущество, стоимость которого, например, ниже 50 тыс. руб., но без которого учреждение не может обойтись в процессе осуществления своей деятельности. Таким образом, речь идет о целевом назначении имущества. Другим критерием отнесения имущества к особо ценному движимому является специальный порядок его отчуждения. К такому имуществу относятся: музейные коллекции, предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда России, документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда. Таким образом, критериями отнесения имущества автономного и бюджетного учреждения к особо ценному движимому являются: стоимостный барьер, целевое назначение, специальный порядок отчуждения. Перечень особо ценного движимого имущества определяется соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
———————————
Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4237.

Обратим внимание, что закон определяет только отдельные виды сделок (крупные и сделки с заинтересованностью) и только для отдельных видов учреждений (бюджетных, автономных). Законом установлены особые требования (для бюджетных и автономных учреждений) к совершению таких сделок: согласие учредителя, предварительное одобрение наблюдательного совета. Для федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ, установлен порядок, который необходимо соблюдать при совершении некоторых сделок. Что касается других видов сделок с имуществом, то согласие собственника на распоряжение имуществом обязательно для всех видов учреждений, и только автономные и бюджетные учреждения вправе самостоятельно распоряжаться отдельными видами имущества (за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником или приобретенного за счет выделенных средств).
Приведем пример судебной практики, когда по решению суда договор аренды, заключенный между бюджетным учреждением и обществом с ограниченной ответственностью, был признан недействительным и были применены последствия недействительности ничтожной сделки. В данном случае федеральное недвижимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, было передано в аренду без согласия собственника, т.е. при отсутствии решения учредителя, согласованного с ФАУГИ .
———————————
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 июня 2014 г. по делу N А56-25462/2014: http://ras.arbitr.ru.

Сделки с участием образовательных организаций направлены на реализацию публичных интересов и характеризуются рядом ограничений, отражающих баланс интересов публичного собственника имущества и образовательной организации как субъекта экономической деятельности. Можно говорить об особом правовом режиме отдельных видов сделок — крупных и с заинтересованностью, требующем предварительного контроля со стороны учредителей за их совершением, и о формировании группы особенных требований к их действительности. Ограничения распространяются и на другие виды сделок, связанные с распоряжением имуществом собственника.
Изменения, внесенные в законодательство об образовании и связанные с расширением свободы и самостоятельности образовательных организаций в экономической деятельности, имущественных правоотношениях, выборе видов экономической деятельности, управлении и распоряжении имуществом и др., не изменили характер правового регулирования сделок, заключение которых ограничено нормами гражданского законодательства. Это можно рассматривать как позитивный момент с точки зрения контроля за надлежащим использованием имущества, закрепленного за собственником, а также с точки зрения экономического обоснования и целесообразности совершаемых крупных сделок в условиях активно развивающейся коммерциализации деятельности образовательных организаций.

1. Болдырев В.А. Правовое значение и содержание согласия на совершение сделки // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 10.
2. Илюшина М.Н. Правовой режим сделок в коммерческом обороте и в обороте долей хозяйственных обществ: общее и особенное: автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 2012.
3. Правовое положение некоммерческих организаций: учебное пособие / С.Н. Александрова, М.Н. Илюшина. М.: РПА Минюста России, 2009.
4. Родионова О.М. Понятие сделки с позиции деятельностного подхода // Юрист. 2013. N 10.

Банк экспертных заключений

Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.

Как автономной некоммерческой организации определить размер крупной сделки? Каким образом два учредителя автономной некоммерческой организации должны утвердить размер крупной сделки?

Размер и порядок определения размера крупной сделки автономной некоммерческой организации учредители должны закрепить в уставе организации.

Обоснование:

Автономная некоммерческая организация – унитарная, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах (ст. 123.24 ГК РФ, ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Действующее законодательство содержит определение крупной сделки в отношении хозяйственных обществ (ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), унитарных предприятий (ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), ряда некоммерческих организаций: бюджетного учреждения (ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ), автономного учреждения (ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Обобщив приведённые нормы, можно определить крупную сделку как сделку, направленную на распоряжение денежными средствами или имуществом, стоимость которого составляет значительную долю балансовой стоимости активов организации. Такая сделка должна быть одобрена коллегиальным органом (наблюдательным советом, советом директоров, общим собранием акционеров), либо учредителем.

Разрешительный порядок заключения крупных сделок введён законодателем с целью определить рамки финансовой и имущественной самостоятельности организаций, тем самым защитить организации и их участников от продажи крупных активов по заниженной цене или предотвратить их приобретение по завышенной цене.

При этом существующие правовые нормы не содержат определения крупной сделки для автономной некоммерческой организации, как и обязанности такой организации получать одобрение или согласие на осуществление каких-либо сделок. П. 3 ст. 10 Закона № 7-ФЗ обязывает учредителей автономной некоммерческой организации осуществлять надзор за её деятельностью в порядке, установленном учредительными документами организации.

Согласно ст. 14 Закона № 7-ФЗ, учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав, утверждаемый учредителями.

В уставе определяются наименование организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, источники формирования имущества, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации организации и иные положения.

Кроме того, учредители автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор. В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей из ее состава.

Таким образом, условие о контроле за крупными сделками автономной некоммерческой организации может быть включено в её устав, там же должен быть установлен порядок определения суммы (цены) сделки. На законодательном уровне критерии крупной сделки для автономной некоммерческой организации не определены.

Автор: Юхаранова М.Г.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Решение и предписание по жалобе АНО ДПО «Институт развития финансовых рынков» на действия заказчика — ГАОУ ДПО «Темоцентр»

А НО ДПО «Институт развития финансовых рынков»

1 09147, Москва, ул. Марксистская, д. 34, к. 4

Г АОУ ДПО г. Москвы «Московский центр технологическоей модернизации образования» (ГАОУ ДПО «Темоцентр»)

1 07076, Москва, пер. 1-й Зборовский, д. 3

1 15114, Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1577/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

31.08.2016 Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

И.С. Гудковой — заместителя руководителя Московского УФАС России, председателя Комиссии,

С.А. Соловьева — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

Е.В. Балакиной — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов,

от заказчика — ГАОУ ДПО «Темоцентр» : Карпов Д.М. (доверенность от 28.06.2016 № 02-02-43/ 16) ,

заявителя — АНО ДПО «Институт развития финансовых рынков» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 30.08.2016
№ ИШ/38883) ,

рассмотрев жалобу АНО ДПО «Институт развития финансовых рынков» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ГАОУ ДПО «Темоцентр» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации и проведению олимпиады среди школьников по основам предпринимательства и финансовой грамотности в городе Москве ( реестро вый
№ 31603871014 ) (дал ее — К онкурс) ,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса .

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразились в необоснованном отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе, а также в неправомерном допуске других участников.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд .

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 18 .1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В единой информационной системе в сфере закупок услуг www.zakupki.gov.ru (далее — Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГАОУ ДПО «Темоцентр» (далее — Положение о закупках).

08.07.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса от 08.07.2016 дата окончания подачи заявок — 08.08.2016, дата рассмотрения заявок — 11.08.2016 , дата подведения итогов Конкурса — 11.08.2016.

Из протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 11.08.2016
№ 31603871014-2 следует, что всего на участие в Конкурсе было подано 6 заявок, 5 из которых были допущены . Заявка Заявителя отклонена на основании несоответствия требованиям Положения о закупках (пункт 14.4 Положения о закупках) и Конкурсной документации (пункты 6.1, 14 Конкурсной документации), а именно: в составе заявки представлен протокол № 14 внеочередного заседания правления автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Институт развития финансовых рынков» от 03.03.2015, согласно которому одобрено совершение сделок по результатам открытых аукционов в электронной форме, максимальная сумма сделки не должна превышать 20 000 000 (двадцать миллионов) рублей. При этом, способ размещения закупки № 31603871014 «Конкурс в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению олимпиады среди школьников по основам предпринимательства и финансовой грамотности в городе Москве» является конкурс в электронной форме. Участником закупки соответствующих документов не представлено.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 6.1 Конкурсной документации Заказчиком установлено требование к включению участниками в состав заявки на участие в Конкурсе решения об одобрении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и если для участника процедуры закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой. Решение об одобрении крупной сделки должно содержать указание на предмет закупки и начальную (максимальную) цену договора.

В случае если для данного участника поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, обеспечения исполнения договора не являются крупной сделкой, участник процедуры закупки в заявке указывает о том, что данная сделка не является для него крупной.

В случае если получение указанного решения до истечения срока подачи заявок на участие для участника процедуры закупки невозможно в силу необходимости соблюдения установленного порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении крупных сделок, участник процедуры закупки обязан представить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем процедуры закупки представить вышеуказанное решение до момента заключения договора.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссия установила, что организационно-правовой формой организации Заявителя является автономная некоммерческая организация.

При этом, нормативным правовым документом, определяющим особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления, является Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях).

Особенности гражданско-правового положения автономных некоммерческих организаций установлены статьей 10 Закона о некоммерческих организациях.

Также, Комиссия отмечает, что Закон о некоммерческих организациях не устанавливает таких понятий как «крупная сделка» и «согласование крупной сделки» для автономных некоммерческих организаций.

Учитывая толкование вышеуказанных норм Комиссия делает вывод о том, что для организаций, организационно-правовой формой которых является автономная некоммерческая организация, не применимо понятие «согласование крупной сделки».

Таким образом, требование, установленное в пункте 6.1 Конкурсной документации, о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе решения об одобрении крупной сделки либо указания на то, что данная сделка не является для участника крупной, не распространяется на Заявителя.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 5.9 Конкурсной документации установлено, что при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе участник закупки не допускается закупочной комиссией к участию в Конкурсе в случаях, предусмотренных Положением о закупках. Отказ в допуске к участию в Конкурсе по иным основаниям не допускается.

Из пункта 14.4 Положения о закупках следует, что участник закупки, подавший заявку, не допускается закупочной комиссией к участи в закупке в случае:

непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений;

несоответствия участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным документацией о закупке;

непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения таких заявок указано в документации о закупке;

несоответствия заявки требованиям закупочной документации, в том числе наличия в заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, либо предложения о сроке выполнения работ (оказания услуг, поставки товара), превышающем срок, установленный документацией о закупке;

наличия в составе заявки недостоверной информации, в том числе в отношении его квалификационных данных;

осуществления закупки лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случае если предельная отпускная цена на лекарственные препараты, предлагаемые таким участником, не зарегистрирована.

Исходя из вышеизложенного, Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя от участия в Конкурсе на основании непредоставления решения об одобрении крупной сделки.

Таким образом, Комиссия приняла решение признать довод жалобы Заявителя относительно неправомерного отклонения его заявки от участия в Конкурсе, обоснованным.

При этом, Комиссия дополнительно отмечает, что в ходе заседания были изучены заявки остальных участников Конкурса и было установлено, что сведения, представленные всеми участниками Конкурса в составе заявок на участие в Конкурсе относительно «крупной сделки», соответствуют требованиям, установленным пунктом 6.1 Конкурсной документации.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 14.4 Положения о закупках.

Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

АНО ДПО «Институт развития финансовых рынков»

1 09147, Москва, ул. Марксистская,
д. 34, к. 4

Г АОУ ДПО г. Москвы «Московский центр технологическоей модернизации образования» (ГАОУ ДПО «Темоцентр»)

1 07076, Москва, пер. 1-й Зборовский, д. 3

1 15114, Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-1577/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

31.08.2016 Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 31 .08.2016 по делу № 1-00- 1577 /77-16 ,

ГАОУ ДПО «Темоцентр» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации и проведению олимпиады среди школьников по основам предпринимательства и финансовой грамотности в городе Москве ( реестро вый № 31603871014 ) (дал ее — К онкурс) , а именно:

Заказчику отменить протокол рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 11.08.2016 № 31603871014-2, протокол оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 11.08.2016 № 31603871014-3 , составлен ные в ходе проведения Конкурса.

Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанного протокола н а официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — Единая информационная система; Официальный сайт) .

З аказчику назначить новую дату и время рассмотрения заявок,, оценки и сопоставления заявок, подведения итогов Конкурса.

З аказчику уведомить участников, подавших заявки на участие в Конкурсе, о дате и времени рассмотрения заявок, оценки и сопоставления заявок, подведения итогов Конкурсе.

Заказчику провести процедуру рассмотрения заявок участников Конкурса повторно с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 31 .08.2016 по делу № 1-00- 1577 /77-16 .

З аказчику разместить вышеуказанные изменения на Официальном сайте .

Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 03.10.2016 .

Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщ ить в адрес Московского УФАС России в срок до 10.10.2016 с приложением подтверждающих документов.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Крупная сделка в некоммерческой организации

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Сборник типовых договоров ›
  • Условия действительности договора и последствия его несоблюдения ›
  • Соблюдение конфликта интересов и правил, касающихся крупной сделки, как условие действительности договора

Соблюдение конфликта интересов и правил, касающихся крупной сделки, как условие действительности договора

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 14 мая 1998 г. № 9 «О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок» статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется и в случаях, когда орган юридического лица при заключении договора действовал с превышением полномочий. Это возможно при конфликте интересов и совершении крупных сделок.

Крупные сделки и сделки, в совершении которых

имеется заинтересованность акционерных обществ

Согласно Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения акционерным обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.

Уставом акционерного общества могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется установленный указанным федеральным законом порядок одобрения крупных сделок.

В случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется стоимость такого имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, а в случае приобретения имущества – цена его приобретения.

Крупная сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества или общим собранием акционеров.

Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов общества, принимается всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества единогласно, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета). В случае если единогласие совета директоров (наблюдательного совета) по вопросу об одобрении крупной сделки не достигнуто, по решению совета директоров (наблюдательного совета) вопрос об одобрении крупной сделки может быть вынесен на решение общего собрания акционеров. В таком случае решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием акционеров большинством голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 процентов балансовой стоимости активов общества, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

В решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия.

В случае если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, к порядку ее совершения применяются только положения о последних.

Крупная сделка, совершенная с нарушением вышеизложенных требований, может быть признана недействительной по иску акционерного общества или акционера.

Положения о порядке одобрения крупных сделок не применяются к акционерным обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа.

Сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, в том числе управляющей организации или управляющего, члена коллегиального исполнительного органа или акционера, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в соответствии с положениями главы XI Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки, в случаях если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:

являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;

в иных случаях, определенных уставом акционерного общества.

Данные лица обязаны довести до сведения совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора акционерного общества информацию:

о юридических лицах, в которых они владеют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) 20 или более процентами голосующих акций (долей, паев);

о юридических лицах, в органах управления которых они занимают должности;

об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена до ее совершения советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества или общим собранием акционеров.

В обществе, где число акционеров-владельцев голосующих акций тысяча человек и менее, решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов директоров, не заинтересованных в ее совершении. Если количество незаинтересованных директоров составляет менее определенного уставом кворума для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета), решение по данному вопросу должно приниматься общим собранием акционеров.

В обществе, где число акционеров-владельцев голосующих акций более тысячи, решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) большинством голосов независимых директоров, не заинтересованных в ее совершении. Независимым директором признается член совета директоров (наблюдательного совета), не являющийся и не являвшийся в течение одного года, предшествовавшего принятию решения:

лицом, осуществляющим функции исполнительного единоличного органа общества, в том числе его управляющим, членом исполнительного коллегиального органа, лицом, занимающим должности в органах управления управляющей организации;

лицом, супруг, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные которого являются лицами, занимающими должности в указанных органах управления общества, управляющей организации общества либо являющимися управляющим общества;

аффилированным лицом общества, за исключением члена совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В случае если все члены совета директоров (наблюдательного совета) признаются заинтересованными лицами и (или) не являются независимыми директорами, сделка может быть одобрена решением общего собрания акционеров.

Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров большинством голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров-владельцев голосующих акций также в следующих случаях:

если предметом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок является имущество, стоимость которого по данным бухгалтерского учета (цена предложения приобретаемого имущества) общества составляет два и более процентов балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта;

если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки или реализацией акций, составляющих более двух процентов обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции;

если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более двух процентов обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует одобрения общего собрания акционеров, в случаях если условия такой сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, которые совершались между обществом и заинтересованным лицом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности общества, имевшей место до момента, когда заинтересованное лицо признается таковым. Данное исключение распространяется только на сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, совершенные в период с момента, когда заинтересованное лицо признается таковым, и до момента проведения следующего годового общего собрания акционеров.

В решении об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия.

Общее собрание акционеров может принять решение об одобрении сделки (сделок) между обществом и заинтересованным лицом, которая может быть совершена в будущем в процессе осуществления обществом его обычной хозяйственной деятельности. При этом в решении общего собрания акционеров должна быть также указана предельная сумма, на которую может быть совершена такая сделка (сделки). Такое решение имеет силу до следующего годового общего собрания акционеров.

Положения о порядке совершения сделок, в отношении которых имеется заинтересованность, не применяются:

к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа;

к сделкам, в совершении которых заинтересованы все акционеры;

при осуществлении преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций;

при приобретении и выкупе обществом размещенных акций;

при реорганизации общества в форме слияния (присоединения) обществ, если другому обществу, участвующему в слиянии (присоединении), принадлежит более чем три четверти всех голосующих акций реорганизуемого общества.

Дополнительные требования к порядку заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, совершенная с нарушением требований к сделке, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», может быть признана недействительной по иску общества или акционера. Заинтересованное лицо несет перед обществом ответственность в размере убытков, причиненных им обществу. В случае если ответственность несут несколько лиц, их ответственность перед обществом является солидарной.

Крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется

заинтересованность обществ с ограниченной ответственностью

Согласно Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» крупной сделкой является сделка

(в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки. Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Стоимость отчуждаемого обществом в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого обществом имущества – на основании цены предложения.

Решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества. В случае образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества принятие решений об одобрении крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов стоимости имущества общества, может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия. В решении могут не указываться лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, если сделка подлежит заключению на торгах, а также в иных случаях, если стороны, выгодоприобретатели не могут быть определены к моменту одобрения крупной сделки.

Уставом общества может быть предусмотрено, что для совершения крупных сделок не требуется решения общего собрания участников общества и совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества с ограниченной ответственностью, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа или заинтересованность участника, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества, не могут совершаться обществом без согласия общего собрания участников общества.

Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки, в случаях если они, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица:

являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом;

владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом;

занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом;

в иных случаях, определенных уставом общества.

Указанные лица должны доводить до сведения общего собрания участников общества информацию:

о юридических лицах, в которых они, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица владеют 20 и более процентами акций (долей, паев);

о юридических лицах, в которых они, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица занимают должности в органах управления;

об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными.

Решение о совершении обществом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием участников общества большинством голосов от общего числа голосов участников общества, не заинтересованных в ее совершении.

Совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует решения общего собрания участников общества, в случаях если сделка совершается в процессе обычной хозяйственной деятельности между обществом и другой стороной, имевшей место до момента, с которого лицо, заинтересованное в совершении сделки, признается таковым (решение не требуется до даты проведения следующего общего собрания участников).

Требования к совершению сделок с заинтересованностью не применяются к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества.

В случае образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета) принятие решения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, может быть отнесено уставом общества к его компетенции, за исключением случаев если сумма оплаты по сделке или стоимость имущества, являющегося предметом сделки, превышает два процента стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Сделка, которая совершена с нарушением вышеизложенных требований, может быть признана недействительной по иску общества или его участника.

Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований к ней, может быть признана недействительной по иску общества или его участника.

Срок исковой давности по требованию о признании крупной сделки недействительной в случае его пропуска восстановлению не подлежит.

Суд отказывает в удовлетворении требований о признании крупной сделки, совершенной с нарушением предусмотренных настоящей статьей требований к ней, недействительной при наличии одного из следующих обстоятельств:

– голосование участника общества, обратившегося с иском о признании крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием участников общества, недействительной, хотя бы он и принимал участие в голосовании по этому вопросу, не могло повлиять на результаты голосования;

– не доказано, что совершение данной сделки повлекло или может повлечь за собой причинение убытков обществу или участнику общества, обратившемуся с соответствующим иском, либо возникновение иных неблагоприятных последствий для них;

– к моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства последующего одобрения данной сделки по правилам, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

– при рассмотрении дела в суде доказано, что другая сторона по данной сделке не знала и не должна была знать о ее совершении с нарушением предусмотренных настоящей статьей требований к ней.

Крупные сделки государственных и муниципальных

Согласно статье 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

Стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества – на основании цены предложения такого имущества.

Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Конфликт интересов в некоммерческих организациях

Согласно статье 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.

Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.

Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами.

Под возможностями некоммерческой организации понимаются принадлежащие ей имущество, имущественные и неимущественные права, возможности в области предпринимательской деятельности, информация о деятельности и планах некоммерческой организации, имеющая для нее ценность.

В случае если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки:

оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки;

сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением вышеизложенных требований, может быть признана судом недействительной.

Заинтересованное лицо несет перед некоммерческой организацией ответственность в размере причиненных им убытков. Если убытки причинены несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед некоммерческой организацией является солидарной.

Договор, заключенный с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, недействителен (статья 169 Гражданского кодекса Российской Федерации). При наличии умысла у обеих сторон такого договора – в случае исполнения договора обеими сторонами – в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по договору, а в случае исполнения договора одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного. При наличии умысла лишь у одной из сторон все полученное ею по договору должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Российской Федерации.

Следует отметить, что определение, является ли цель заведомо противной основам правопорядка или нравственности, представляется далеко не всегда однозначным. Например, заключение коммерческой организацией договоров, позволяющих избежать уплаты некоторых налогов или занизить налогооблагаемую базу, можно трактовать как заключение их в целях уклонения от уплаты налогов, а эта цель вполне подпадает под определение «заведомо противной основам правопорядка».

Особое значение имеет соблюдение формы договора.

Несоблюдение простой письменной формы договора лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение договора и его условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. В случаях, прямо указанных в федеральных законах или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы влечет недействительность договора.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации при несоблюдении письменной формы недействительны договоры о залоге (статья 339), поручительства (статья 362), дарения при передаче дара в будущем, дарения юридическим лицом при стоимости дара, превышающей пять установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (пункт 2 статьи 574), банковского вклада (статья 836), страхования, за исключением обязательного государственного (пункт 1 статьи 940), коммерческой концессии (пункт 1 статьи 1028), кредитные договоры (статья 820), внешнеэкономические сделки (пункт 3 статьи 162).

Несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных федеральными законами, – требования о государственной регистрации договора влечет его недействительность.

Если одна из сторон полностью или частично исполнила договор, требующий нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения, суд вправе по требованию исполнившей договор стороны признать его действительным. В этом случае последующее нотариальное удостоверение договора не требуется.

Если договор, требующий государственной регистрации, заключен в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от его регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации договора. В этом случае он регистрируется в соответствии с решением суда.

Сторона, необоснованно уклоняющаяся от нотариального удостоверения или государственной регистрации договора, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в заключении или регистрации договора.

Таким образом, договор должен:

1) по содержанию соответствовать федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации;

2) по цели не противоречить основам правопорядка и нравственности;

3) быть заключен в установленной Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами форме.

При заключении договора юридическим лицом лицо, подписывающее договор, должно обладать соответствующими полномочиями в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и учредительными документами, в том числе в части выполнения требований об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и крупных сделок.