Консультации для родителей по сенсорике во второй младшей группе

Консультация для родителей «Игры для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста»

Нафисет Шумахова
Консультация для родителей «Игры для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях.

Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус.

С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

Уважаемые родители, предлагаем вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

• Игра «Песочница» на кухне.

Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

• Игра «Мозаика из пробок».

Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игры с крупами.

Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто, есть в печи место.

Будут-будут из печи Булочки и калачи.

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика!

Мы познакомили вас лишь с малой частью того, чем вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.

Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком!

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников«

Уважаемые родители!

«Сенсорное развитие детей младшего возраста в условиях детского сада», нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

• не считаю нужным;

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

• я не обращаю внимания на информацию;

• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

• наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?___

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ___

«Компьютерные игры для детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Консультация для родителей «Компьютерные игры для ребёнка дошкольного возраста» Современный ребёнок входит в компьютеризированный мир так.

Фотоотчёт «Морские обитатели» Организация сенсорного развития для детей раннего возраста енсорное развитие — является важным этапом умственного, целенаправленного развития ощущений и восприятий ребенка. Познание окружающего.

Консультация для педагогов «Игры для сенсорного развития детей 2–3 лет» Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Младший дошкольный возраст важный период в развитии.

Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста» Все детство от рождения до 18 лет делится на ряд возрастных периодов, первые три года которого выделяются в особый период, называемый периодом.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности.

Консультация для родителей «Народные игры для детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей. Тема: «Народные игры для детей младшего дошкольного возраста». Важным является то, что в подвижных народных.

Консультация: «Предметная игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (далее – ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от.

Мастер-класс для родителей и детей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста» Актуальность данного мероприятия возникла в связи с тем, что, работая с детьми младшего возраста мы выявили, что сенсорное развитие детей.

Экспресс-карточки для сенсорного развития детей раннего возраста Как известно, дошкольный возраст- это время активного познания окружающего мира. Ребенок, переступив порог детского сада знакомится с предметами,.

Консультация (младшая группа) по теме:
Консультация для родителей по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме:

«Сенсорное развитие детей младшего

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях.

Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус.

С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

Уважаемые родители, предлагаем вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто, есть в печи место.

Будут-будут из печи Булочки и калачи.

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика!

Мы познакомили вас лишь с малой частью того, чем вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.

Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком!

«Система работы по сенсорике с детьми 1 младшей группы».

СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
«Система работы по сенсорике с детьми 1 младшей группы».

Мир входит в сознание человека

лишь через дверь органов внешних чувств.

Если она закрыта, то он не может войти в него,

не может вступить с ним в связь.

Мир тогда не существует для сознания.

Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Особый вклад в это направления внесли выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер). Они по праву считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Основные принципы моей работы:

• Принцип занимательности — используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

• Принцип новизны — позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

• Принцип динамичности — заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

• Принцип сотрудничества — позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

• Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).

Цель моей работы — обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Ставлю следующие Задачи:

создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).

воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

Моя ведущая педагогическая идея ориентирована на активное, преобразование методического оснащения по работе с детьми, оснащение и обогащение предметно-пространственной среды.

Формы проведения непосредственной образовательной деятельности:

Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

Фронтальная (групповая) форма

С Использованием в работе различных видов дидактических игр:

На восприятие формы;

На целенаправленное развитие восприятия цвета;

На восприятие качеств величины;

На количество предметов;

На развитие речи, мышления;

На развитие первоначальных представлений о природе.

В связи с внедрением ФГОС ДО в свою работу, в котором прописано, что родители являются полноправными участниками образовательного процесса, веду активную деятельность по работе с семьёй. Родители помогают в оснащении, обновлении, наполнении и разнообразии среды, изготавливают дидактические игры, массажные коврики, тактильные мешочки.

Одной из задач ФГОС ДО является: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В связи с этим провожу анкетирования, родительские собрания по темам, которые больше всего интересуют родителей (из анализа анкет, консультации для родителей, оформляю рекомендации в родительский уголок, провожу совместные досуговые мероприятия.

Диапазоном личного вклада в педагогическую деятельность по данной теме считаю:

Разработку серии конспектов

Наше время, век высоких технологий диктует новые формы проведения непосредственной образовательной деятельности, поэтому в индивидуальной работе использую ИКТ, компьютерные игры на цвет и форму предметов.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты можно проследить по анализу оценки нервно-психического развития (К. Л. Печеры). Из которого видно, что система работы по сенсорному развития детей раннего возраста эффективна.

Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ

Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ

Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет.

Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет.

Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. — М.: Просвещение, 1983.

Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т. В. Галанова.

Хазиева Р. К. 55 развивающих игр для малышей от года до трех.

Широкова Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения

Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Считаю, что опыт представленной мною работы, может быть рекомендован, и применим педагогам дошкольного образования, как начинающими, так и с высоким уровнем мастерства.

Консультация (младшая группа) по теме:
Консультация для родителей «Что такое сенсорика, и почему ее необходимо развивать?»

Предварительный просмотр:

«Что такое сенсорика, и почему необходимо

ее развивать в раннем возрасте?»

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это

развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях

и предметах окружающего мира. От того, насколько точно

малыш научится воспринимать предметы и оперировать

полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга.

Ранний возраст — это период приобщения ребенка к познанию

окружающего мира. В эти годы ребенок приобретает

первоначальные знания о жизни через органы чувств.

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины,

формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять,

что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно

прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в

данный момент воспринимает понятия,

характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий,

Занятия по сенсорике, направленные на формирование

подноценного восприятия окружающей действительности,

служат основой познания мира, первой ступенью которого

является чувственный опыт. Ценность раннего

обучающего воздействия давно подмечена народом;

успешность умственного, физического, эстетического

воспитания в значительной степени зависит от уровня

сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно

ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

— является основой для интеллектуального развития

— упорядочивает хаотичные представления ребенка,

полученные при взаимодействии с внешним миром;

— готовит к реальной жизни;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной

и др. видов памяти.

— позитивно влияет на эстетическое чувство;

— является основой для развития воображения;

— дает ребенку возможность овладеть новыми способами

— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

Игра — это ведущий вид деятельности маленького человека.

Детство без игры и вне игры ненормально.

Лишение ребенка игровой практики — это лишение его

главного источника развития. Лишь опытным путём способен

ребёнок получить представление о мире. Чтобы помочь малышу

познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно

с ним просто поиграть. Игры на развитие сенсорики в раннем

возрасте связаны с определением свойств различных предметов.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие

ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные особенности,

с другой — принцип добровольности, право самостоятельного выбора.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм

красок — это и любимые игрушки, и окружающие предметы, слышит

разные звуки. Усвоение этих знаний происходит стихийно, без

руководства взрослых и они часто оказывается поверхностным.

Вот тогда и приходит на помощь сенсорное воспитание —

последовательное, планомерное ознакомление детей с

сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят

свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления

о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления

были разнообразными. Ребенка надо знакомить со многим:

цветами спектра, с геометрическими формами и т. д. Развивать

познавательные умения и речевые — определять цвет, размер,

форму предметов путем зрительного, осязательного и

двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать

в речи слова — названия величин и форм. Одновременно с

формированием эталонов необходимо учить детей способам

обследования предметов: их группировке по цвету, форме, вкусу,

запаху. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать

у детей аналитическое восприятие — умение разбираться в сочетании

цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

Главное составляющее полноценного развития детей в раннем

возрасте является сенсорное развитие. Низкий уровень сенсорного

развития сильно снижает возможность в будущем успешное

обсуждение ребенка в школе.

Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых

знаний, умений и навыков. Становясь все старше, ребенок требует

к себе повышенного внимания со стороны родителей, ему хочется

чаще с ними играть в игрушки, вместе гулять по улице и по

дрожать их различными действиями.

Организуя работу с маленькими детьми необходимо

— занятие с малышами должны быть основаны на

подражании взрослому (его движениям, словам), а не

— необходимо наличие эмоционального контакта между

взрослым и ребенком;

— в совместной деятельности ребенка и взрослого

должны одновременно присутствовать элементы игры

— нужно многократно повторять материал, чтобы

закрепить знания, умения и навыки;

— уровень сложности материала должен соответствовать

возрасту, задания следует усложнять постепенно;

— длительность занятия должна быть в зависимости

от возраста (от 5-10 до 15-20 минут);

— необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно

используя их в разных ситуациях.

Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно.

1. Собери пирамидку. Конусная пирамидка — прекрасный тренажер, помогающий усвоить величину предметов. Сначала продемонстрируйте, как она собирается, сделав акцент на том, что нанизывание колец происходим в зависимости от их величины. Затем предложите повторить увиденное ранее действие самостоятельно. В случае ошибки обязательно объясните, что малыш сделал не так.

2. Разложи кубики. Предложите ребенку выбрать из большого количества кубиков одинаковые по размеру и цвету, сложив их в разные коробочки.

3. Найди твой цвет. Дайте ребенку 3 игрушки разных цветов. Попросите пройтись по квартире и найти предметы такого же цвета.

4. Угадай на вкус. Нарежьте небольшие кусочки фруктов и овощей. Малыш должен с закрытыми глазами попробовать на вкус и назвать продукт.

5. Угадай фрукт и овощ. В мешочек положите разные

фрукты и овощи: яблоко, грушу, сливу, апельсин,

огурец, помидор. Задача ребенка, опустив руку

Консультация для родителей во второй младшей группе «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

Нафисет Шумахова
Консультация для родителей во второй младшей группе «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.

У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины («длинный — короткий», «широкий — узкий», «высокий — низкий» и т. д., а пользуется словами «большой — маленький». Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины, т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, эти дети воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих отношений.

Это результат нарушения процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму. Пространственные нарушения у детей с речевой па-тологией характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.

Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов — с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.

Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка — это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями» Дорогие родители! Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание,.

Консультация для родителей и воспитателей «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей» Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста Задача детского сада – обеспечить.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие» В раннем детстве быстро растет интерес к окружающему – этот мощный двигатель прогресса. Ребенок стремится все увидеть, услышать. Однако.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей 2–3 лет» Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Что же такое восприятие? Восприятие — это непосредственное, чувственное.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для родителей. Совместная работа родителей и логопеда. Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Консультация для родителей воспитателей на тему: «Сенсорное развитие ребенка: игры для детей от 1 до 3 лет» Консультация для родителей воспитателей на тему: «Сенсорное развитие ребенка: игры для детей от 1 до 3 лет» Органы чувств – это единственный.

Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие детей первой младшей группы» Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы,.

Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Консультация для родителей Тема: «Математика-это интересно!»

Транскрипт

1 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 для детей раннего возраста Колпинского района Санкт-Петербурга Консультация для родителей Тема: «Математика-это интересно!» Подготовил воспитатель Голубятникова Т.Н. Санкт-Петербург, г. Колпино 2017 г.

2 Математика это интересно! Как только ваш малыш свободно заговорил и научился крепко держать в руках ложку и совок, он попадает в увлекательную страну — математику! Ведь его окружает мир с разнообразием цветов, форм, величин, количества. Учите детей думать и выражать свои мысли, пополняйте словарный запас математическими терминами. Постепенно математический язык станет для ребенка естественной частью родного языка. Помогайте малышу тренировать свои руки, голову, смекалку. Предлагаем вам опыт такой подготовки. Итак ПОЗНАЕМ Познавая и изучая окружающий мир, узнаем: — цвет (красный, синий, желтый, зеленый с 1 года до 2 лет; с 2 до 3 лет добавляются оранжевый, фиолетовый, черный и белый); — форму предметов (шар, куб, кирпичик, призма); — форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник с 1 года до 2 лет; с 2 до 3 лет добавляются овал, прямоугольник); — величину (большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине). ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ Цвет нужно обязательно увидеть. Малыш может не знать цвета, но видеть, что бант и платье, одинаковые по цвету, а носки и платье — разные. Изучать цвета и закреплять знания о цветах можно несколькими разными способами: — используя специальные дидактические игрушки и игры, направленные на изучение цветов цветные пирамидки, цветное лото и др.; — рассматривая и сравнивая по цвету реальные предметы игрушки, овощи и фрукты, одежду и др.; — рассматривая картинки в книжках; — в процессе занятий продуктивными видами деятельности рисованием, лепкой, аппликацией; — предлагая малышу разнообразные обучающие раскраски.

3 Во время занятий постоянно называйте цвета, чтобы ребенок имел возможность хорошо запомнить их названия, однако в раннем возрасте не советуем требовать от ребенка самостоятельного называния цветов: если называет хорошо, а если нет научится позже. Найди цветок для бабочки! Для игры нужны вырезанные из картона фигурки цветов и бабочек красного, синего, желтого, зеленого цвета. Разложите цветы на столе или на полу в комнате и предложите малышу помочь бабочкам найти свои цветы: Посади бабочку на такой цветок, чтобы её не было видно, и никто не смог ее поймать (увидеть, найти)! После выполнения ребенком задания подведите итог и назовите цвета: Жёлтая бабочка села на желтый цветок. Синяя бабочка села на синий цветок. И т.д. Все бабочки спрятались. Молодец! Также попросите ребенка найти предмет по названию цвета: Найди красную бабочку. А где синий цветок? Покажи! В дальнейшем можно добавлять фигурки других цветов. ЗНАКОМСТВО С ФОРМОЙ Знакомство малыша с формами должно происходить постепенно, изучение начинается с более простых и распространенных форм, в дальнейшем добавляются более сложные и менее распространенные формы. Сначала мы знакомим ребенка с кругом, затем с квадратом и треугольником. Далее можно добавить прямоугольник и овал.

4 С детьми раннего возраста изучаются плоские геометрические фигуры, из объемных геометрических тел можно предложить для изучения шар и куб, а ближе к дошкольному возрасту «кирпичик» (параллелепипед) и «яичко» (эллипсоид). Обучение формам ребенка раннего возраста предполагает постепенное усложнение: — Первый уровень знакомства с формами практические действия. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются специальные игрушки рамки и вкладыши Монтессори, доска Сегена, игра «Почтовый ящик». Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат его игры. — Второй уровень знакомства с формами зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами форм плоскими геометрическими фигурами и объемными геометрическими телами, и их названиями. Также малыш учится воспринимать форму предметов на изображениях. — Третий уровень знакомства с формами запоминание форм и их названий, что требует специальной работы. Доска Сегена это доска с углублениями разной формы для вкладывания плоских фигурок (деревянных, из толстого картона или пластмассовых), соответствующих по форме прорезям. Помимо простых геометрических фигур, могут быть доски с фигурками животных и предметов, либо картинки, которые складываются из нескольких геометрических форм. Выньте фигуры из углублений и предложите малышу снова вставить их на места «найти каждой фигурке домик».

5 «Почтовый ящик» это пластмассовая или деревянная коробка с прорезями разной формы, а также объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки. Достаньте фигурки из коробки и предложите малышу поиграть опустить все «посылки» в «почтовый ящик». Подскажите, что каждая фигурка проходит только в свое окошко. Подобные игры могут бить и сюжетными не только в виде коробки, но и в виде домика, животного. ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИЧИНОЙ При обучения ребенка умению воспринимать признак величины и сравнивать предметы по величине (этапы изучения изучении на занятиях с малышами признака величины советуем следующую последовательность величины): — Практическое соотнесение это сравнение предметов при их непосредственном сближении (приложении, наложении друг на друга): Правильно, такой. Нет, не такой! Таким способом можно сравнивать небольшие по величине предметы и игрушки и их детали. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются подходящие предметы кастрюли разной величины с крышками, большие и маленькие пакеты и т.п., специальные игрушки вкладыши, пирамидки, матрешки. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат его игры.

6 — Зрительное соотнесение восприятие величины на расстоянии. Таким способом можно сравнивать по величине предметы и игрушки (не беря их в руки), удаленные предметы (например, те, что видны из окна квартиры или автобуса), или крупные объекты (например, два рядом стоящих дома или дерева, автомобиля). На этом этапе ребенка учат не только сравнивать пары предметов зрительно (на глаз), атакже выстраивать ряды однородных предметов или игрушек в соответствии с признаком величины (матрешки и другие). — Называние параллельно закрепляем представления о величине в слове-названии: сначала взрослый называет величину предметов, а затем ребенок называет величину и разницу в величине при сравнении самостоятельно. Сравнивать предметы по величине можно разными способами: — используя специальные дидактические игрушки, принцип действия которых ориентирован на величину; — рассматривая и сравнивая по величине различные предметы в помещении, на улице; — используя специальные дидактические игры и пособия, а также книжки с заданиями и наклейками, направленные на изучение величины; — в процессе занятий продуктивными видами деятельности рисованием, лепкой, аппликацией. Знакомство малыша с величиной должно происходить постепенно. В начале работы следует познакомить ребенка с общим определением величины: «большой» «маленький», «больше» «меньше», «одинаковый, такой же по величине» (в дошкольном возрасте помимо общего определения добавляются более частные: «длинный» «короткий», «высокий» «низкий», «широкий» — «узкий»). Спрячь в ладошку! Подберите для игры два шарика один маленький, который помещается в ладошку, а другой побольше. Предложите ребенку спрятать в ладошку сначала маленький шарик, а затем большой: Спрячь шарик в ладошку! Нет шарика. А теперь попробуй спрятать этот шарик. Не получается? Большой шарик, не помещается в ладошку.

7 Вкладыши Представляют собой разноцветные емкости разной величины, которые с одной стороны, можно вкладывать друг в друга, а с другой перевернуть их и построить из них башенку. Вкладыши бывают разной формы (круглые, квадратные) и цвета, сделаны из пластмассы или дерева. Предложите малышу сначала разобрать вкладыши, поиграть с ними. Постепенно, манипулируя с частями игрушки, малыш учится складывать их друг в друга (чтобы не осталось лишних) и складывать один на другой в виде башенки. Количество используемых в игре вкладышей можно увеличивать постепенно.

8 ЗНАКОМСТВО С КОЛИЧЕСТВОМ Знакомство с элементарным количеством целесообразным начинать в рамках сенсорного развития малыша. Под понятием «элементарное количество» мы подразумеваем восприятие количества без пересчета и практическое знакомство с такими понятиями, как: ОДИН, МАЛО, МНОГО, ПОРОВНУ (ОДИНАКОВО), БОЛЬШЕ МЕНЬШЕ, ПАРА. Знакомство с этими понятиями, еще не являясь собственно математикой, становятся важной предпосылкой изучения математики в дальнейшем. Знакомя малыша с элементарным количеством, следует, как всегда, учитывать особенности раннего возраста: — необходимо обыгрывать занятия и придумывать для заданий интересные сюжеты; — советуем использовать во время занятий различные подходящие предметы и игрушки, а также наборы для счета счетные палочки, геометрические фигурки, яблоки, грибочки и другие маленькие предметы и картонные фигурки (в будущем их можно использовать во время обучения счету на занятиях математикой); — необходимо во время занятия многократно повторять словесные обозначения элементарного количества ОДИН — МНОГО, -помогают нам в этом жесты указательный (когда мы показываем на один) и обводящий (когда мы обводим рукой группу предметов чем больше количество предметов в группе, тем более широкий обводящий жест используется). Задания по изучению элементарного количества включают в себя: — во-первых, практическое восприятие элементарного количества занятия с использованием предметов и игрушек, которыми можно манипулировать практически (потрогать, переложить); — во-вторых, использование цветных картонных фигурок, которыми также можно манипулировать (трогать, перекладывать, группировать, выкладывать в ряд), но при этом они являются заменителями реальных предметов;

9 — и, наконец, в-третьих, графические задания, в которых ребенок знакомится с количеством, выполняя задания на бумаге рисуя и дорисовывая детали заданий. Советуем закреплять знания об элементарном количестве, используя различные ситуации во время еды, на прогулке, в транспорте. Грибы в корзинках Заранее подготовьте цветные картонные фигурки грибов. Затем нарисуйте на большом листе две корзинки. Предложите ребенку разложить грибы по корзинкам в соответствии с вашей инструкцией: Разложи грибы по корзинкам так, чтобы получилось поровну. Положи в одну корзинку больше, а в другую меньше грибов. Положи в одну корзинку всего один грибок, а в другую много грибов. Также можно использовать изображения трех корзинок: Разложи грибы по корзинкам один грибок, мало грибов, много грибов. Поставь цветы в вазу! Положите перед ребенком лист-основу для выполнения задания изображения двух ваз, а также фигурки цветочков (сначала лучше использовать одинаковые цветочки, в дальнейшем разные): Давай поставим цветы в вазы. В эту вазу поставь один цветочек. В эту вазу поставь много цветов. Продолжайте игру: В этой вазе было много цветов.

10 Потом некоторые цветочки завяли (уберите три изображения). Сколько стало в вазе цветов? Мало цветов. Продолжайте игру: Прошло еще время, и все цветы завяли. Сколько цветов осталось в вазах. В этой вазе ни одного цветка. И в этой вазе ни одного цветочка. Завяли цветы Так что, дорогие родители и прочие родственники не бойтесь математики. Чем раньше начнете, естественней и безболезненней она войдет в жизнь ребенка, и не будет вызывать ни страхов, ни стрессов!