Конституционное право украины задачи и решения

Задачи по конституционному праву

Главная > Документ

Задачи по конституционному праву

1. Гражданин П. обратился к начальнику почтового отделения с жалобой на то, что получил заказное письмо открытым, и попросил разобраться в случившемся. Начальник почтового отделения заявил, что такими мелочами, как разбирательство по поводу вскрытого письма он разбираться не станет. Тогда П. подал жалобу в федеральный суд.

Имеются ли основания для обращения в суд? Что говорят об этом положения Конституции РФ?

Для ответа обратитесь к ст. 23 Конституции РФ.

2. Статья 30 Конституции РФ закрепляет свободу деятельности общественных объединений. Означает ли это возможность создания любого общественного объединения?

Для ответа обратитесь к ст. 29 Конституции РФ.

3. Гражданка К. обратилась в Конституционный суд РФ с жалобой на решение прокуратуры города прекратить уголовное дело по факту гибели ее мужа, мотивировав это обращение тем, что были ущемлены ее конституционные права на получение объективных данных о ходе и результатов расследования.

Правомерно ли обращение? Находится ли данная проблема в компетенции Конституционного суда РФ?

Для ответа обратитесь к ст. 125 Конституции РФ.

4. Администрация высшего учебного заведения предъявила доценту П. обвинение в том, что он на проводимом учебном занятии утверждал, что нет оснований считать Российскую Федерацию демократическим государством.

Обоснованы ли претензии администрации к доценту П.?

Для ответа обратитесь к ст. 29 Конституции РФ.

5. Начальник отдела кадров одного из российских РУВД Агафонов отказал в приеме на работу на вакантную должность оперуполномоченного уголовного розыска гражданину России Панакидису, мотивируя это тем, что последний незадолго до этого приобрел греческое гражданство и теперь является гражданином с двойным гражданством.

Законны ли действия Агафонова?

Для ответа обратитесь к ст. 6 Закона «О гражданстве РФ».

6. Гражданин Украины Соболь, отбывающий наказание в виде лишения свободы за преступление небольшой тяжести на территории России в одном из исправительных учреждений Ленинградской области, обратился с заявлением в компетентные органы России о приеме в гражданство РФ, мотивируя это тем, что его супруга является гражданкой России, а также тем, что он зарегистрирован и проживает в течение последних десяти лет в Санкт-Петербурге.

Удовлетворят ли заявление Соболя компетентные органы? Обоснуйте ответ.

Для ответа обратитесь к ст. 16 Закона «О гражданстве РФ».

7. Бывший гражданин Казахстана Евдокимов приобрел в установленном порядке гражданство России, при этом его супруга, проживающая вместе с ним, является лицом без гражданства.

Имеет ли право на приобретение гражданства России их совместный четырнадцатилетний ребенок?

Для ответа обратитесь к ст. 25 Закона «О гражданстве РФ».

Ответы на задачи дать в развернутом виде с пояснениями.

Розділ 2. Конституція України та її розвиток

21 Понятие и структура конституции

Конституция — это основа всего законодательства государства. Сегодня в мире существует более 200 государственных и 300 федеральных конституций

Конституция (от лат — устройство, установка, упорядочение) — это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый и изменяется в особом порядке, является юридической базой для принятия др. ншого законодательства Украины, регулирующего общественные отношения, которые определяют организацию государственной власти, а также взаимоотношения государства с обществом, человеком и гражданиномм.

Впервые термин»конституция»был применен для обозначения правовых актов, которые принимались в. Древнем. Риме в период республики (V -1 веках до. Не). В древнеримском праве конституции регламент. Тувалу широкую сферу общественных отношений. Правовые акты, найменувалися конституциями, содержали нормы конкретного направления: наследственного, гражданского, семейного, уголовного права и т.д.. В. Римской дер жави принимались конституции четырех видов: декреты, рескрипты, мандаты и эдиктыдати та едикти:

o декреты-решения императоров в конкретных судебных делах;

* рескрипты — письменные ответы на запросы, поступившие императору по различным вопросам;

* мандаты — инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам;

— эдикты — постановления императора, которые были обязательными для всего населения. Римской империи

«То, что император постановил письменно и за подписью или определил через эдикт, как известно, является законом. Это и есть то, что мы обычно называем конституциями»2. Например,. Конституция императора. Каракаллы о дарения прав римского гражданства всему свободному населению. Римской империи (212 рерії (212 р.).

Начиная с IV века не правовые акты императоров. Римской империи сыграли ведущую роль в сфере регулирования частноправовых отношений и рассматривались как leges generales (основной закон). В XVI — XV VII веках этот срок был научно обоснован в трудах таких европейских философов, как. Ф. Дюплесси-Монре,. А. Смита и друінших.

Римское право не выработало единого образца конституции, поскольку конституциями в. Римском государстве назывались практически все правовые акты, которые принимались императорами. Однако мы должны благодарить римском праву за появление термина»конституция»и за выработку теоретического обоснования существования такого правового акта, который имеет высшую юридическую силу по сравнению с другими правовыми актами, принятыми в государстви в державі.

С упадком. Римской государства термин»конституция»вышел из употребления и возродился в XVIII веке, когда его начали использовать для характеристики государственного строя. Великобритании2. По мнению. ПФ погорел. Илка, термин»конституция»употреблялся и в период раннего. Средневековья в каноническом (церковном) праве европейских стран для определения наименования конкретных актов церкви. Например,. Павийского. Конст итуция 1037. Священной. Римской империи германской нации,. Конституция (Устав) ордена монахов. Современным содержанием категория»конституция»наполнилась благодаря научным доработкам таких европейских филос офив-мыслителей, как. Г. Гроций,. Д. Дидро,. ХВольф,. Ж-Ж. Руссо,. Дж. Локк,. Г. Кельзен,. Т. Пейн и другие. Ими конституция определялась как основной нормативно-правовой акт государства, имеющий высшую юридическую силу, и в си члены социума должны придерживаться конституционно-правовых норть дотримуватися конституційно-правових норм.

Современные травники, в отличие от европейских мыслителей XVI — XVIII веков, не отождествляет понятие»конституция»и»основной закон»Эти понятия соотносятся между собой как содержание (конституция) и фор рма (основной закон). Содержание конституции определяет основные принципы государственного и общественного строя, народного суверенитета, форму государства, права и свободы человека и гражданина, которые наполняют конституционные принципы и нормы, а основной закон — это внешняя форма объективизации (воплощение) юридического содержания в виде кодифицированного нормативно-правового акта, имеющего высшую юридическую силу и является правовой основой д ля принятия других нормативно-правовых актемативно-правових актів.

Известный юрист. ЕО. Спекторский, отвечая на вопрос»что такое конституция?»,. Писал, что конституция — это совокупность юридических ограничений для государства, опосредует превращение государства в конституц тана. Зато. ЕД. Градовский еще в 1895 году в своем труде»Государственное право важнейших европейских государств»отмечал, что основной заслугой и одновременно признаком конституционных форм является самооб меженном государственной власти, в результате чего эта власть лишается абсолютизма, в каких бы руках она находилась — народа или монарха. Конституция — это хартия, которая ограничивает власть в рамках государства и властей у государства в рамках общества. Итак, конституция — это основной устав государства и нации, запрещающий узурпации властейй забороняє узурпацію влади.

В современной отечественной науке конституционного права наблюдается довольно разностороннее трактовка термина»конституция»По мнению ученого. МИ. Козюбры, конституция — это система общеобязательных норм, имеющие, как правило, высшую юридическую силу и регулируют основы отношений между государством, с одной стороны, человеком и обществом — с другой, а также определяют базовые основы организации самого государства и его в идносин с мировым обществом товариством .

Содержательно близким является определение термина»конституция», которое предложил другой известный отечественный юрист. ОФ. Фрицкий: конституция — это совокупность конституционно-правовых норм и принципов, регулирующих ь общественные отношения, которые определяют организацию государственной власти, ее взаимоотношения с обществом, человеком и гражданиномгромадянином.

Значительно шире толкует понятие»конституция»ОВ. Онищенко:. Конституция Украины — основной источник конституционного права Украины, единый нормативно-правовой акт, который является. Основным. Законом Украины, имеет н высшую юридическую силу, является юридической базой законодательства Украины, принимается и изменяется в особом порядке, имеет специфическое содержание и структуру, а также прямое действие на всей территории Украинорії. України.

Таким, что заслуживает внимания, является определение. Конституции Украины, предложенное. ЮМ. Методики: это единственный, наделенный особыми юридическими свойствами, акт, с помощью которого украинский народ выражает с свою суверенную волю, утверждает основные принципы устройства общества и государства, определяет систему и структуру государственной власти и местного самоуправления, механизмы реализации государственно-властных полномочия ь, основы правового статуса личности, территориальное устройство государства3. В целом конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, на основе которого функционирует механизм государственной власти и определяются политико-правовые условия формирования гражданского обществтва.

Конституция Украины — это нормативно-правовой акт государства, принимается народом или другими уполномоченными субъектами, определяет пределы осуществления государственной власти, общественный и государственный строй, порядо ок организации и деятельности органов государственной власти, основы народовластия, основы местного самоуправления, права и обязанности человека и гражданин.

Конституция принимается в целях:

* определение конституционной системы органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также органов местного самоуправления;

* закрепление механизма системы сдержек и противовесов в государстве;

* определения границ полномочий органов государственной власти;

* установка и охраны прав и свобод человека и гражданина;

o закрепление определенного соотношения политических сил в государстве и обществе

Признаки. Конституции Украины — это основные квалифицирующие характеристики, которые определяют ее сущность и содержание, цели и назначение в обществе и государстве

1. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Она является юридическим выражением суверенной воли украинского народа, который является единственным источником власти в государстве. Законы и другие нормативно-правовые акты, приемн имеются в государстве, не могут противоречить. Конституции Украины, поэтому должны соответствовать й їй.

2. Конституция Украины является кодифицированным нормативно-правовым актом высшей юридической силы

3. Конституция Украины является юридической основой законодательства Украины, поскольку законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе. Конституции Украины и призваны конкретизировать конституционно-прав вые нормы и принципи.

4. Конституция Украины является основным законом государства, поскольку регламентирует важнейшие и общие отношения в государстве и обществе. Если, например,. Уголовный кодекс Украины регламентирует правовид дносины, возникающие между государством и физическим лицом, совершившее правонарушение, то. Конституция Украины регламентирует отношения в политической, экономической, культурной, социальной, экологической и других сф эрах общественного жизненнотя.

5. Конституция Украины является главным источником конституционного права, так и определяет название отрасли права. Однако не менее значимы и другие источники конституционного права, в частности. Декларация о государственном сув веренитет Украины от 16 июля 1990 года,. Акт провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 тощщо.

6. Конституция Украины имеет постоянный характер. Это означает, что срок ее действия не определен, т.е. не ограничен во времени. Однако срок действия конституционно-правовых норм. Переходных положений. Конституции Украины ро озрахований целом на 3 — 5 лет после вступления в силусті.

7. Конституции Украины свойственна прямое действие норм. Это означает, что обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании. Конституции Украины гарантируется

8. Конституция Украины является парламентской, поскольку принята специально уполномоченным субъектом — парламентом, то есть. Верховной. Радой Украины

9. Конституция Украины имеет повышенную стабильность, которая обеспечивается соответствующей системой государственно-правовых гарантий. Конституция Украины имеет четкий законодательно определен порядок принятия и внесения в нее изменений, регламентирован разделом XIII. Гарантом. Конституции Украины является главой Украинского государства. Функциональная деятельность. Конституционного. Суда Украины направлена ??на обеспечение гарантий. Основного. Закона Украинаїни.

Предмет. Конституции Украины — это те общественные отношения, которые им регулируются и охраняются. Предмет. Конституции Украины в целом совпадает с предметом конституционного права. Предмет конституционного пр рава Украине даже несколько шире, чем предмет конституционного права вообще, поскольку. Конституция Украины регулирует и охраняетє:

а) порядок внесения в нее изменений (раздел 13);

б) порядок вступления в силу (раздел 14);

в) порядок вступления в силу отдельных конституционными положениями (раздел 15)

Структура. Конституции Украины — это внутренние ее составляющие, к которым относятся: преамбула, основная часть, заключительные и переходные положения. Конституция Украины состоит из преамбулы, 15 разделов, содержат 161 статьию.

Преамбула (от лат — то, что предшествует) — это вводная часть, в которой указываются цель, задачи, исторические условия принятия конституции, провозглашаются основные принципы, которые были положены в ее основу, и иногда декларируются права и свободы человека. Преамбула может быть большой (Конституция. Японии от 3 мая 1947 г. Конституция. Канады от 17 апреля 1982 г.), короткой (Конституция. Армении от 5 июля 199 5 г,. Конституция. Эстонии от 28 июня 1992 г. Конституция. ФРГ от 23 мая 1949 г.), ее может не быть (Конституция. Греции от 11 июня 1975 г.975 р.).

Преамбула. Конституции Украины является короткой по объему и имеет следующее содержание:»Верховная. Рада Украины от имени Украинского народа — граждан Украины всех национальностей, выражая суверенную волю народа, сп пираючись на многовековую историю украинского государственного строительства и на основе осуществленного украинской нацией, всем Украинским народом права на самоопределение, проявляя заботу об обеспечении прав и свобод человек и и достойных условий его жизни, заботясь об укреплении гражданского согласия на земле Украины, стремясь развивать и укреплять демократическое, социальное, правовое государство, сознавая ответственность пере д. Богом, собственной совестью, предыдущими, нынешним и грядущими поколениями, руководствуясь. Актом провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 г., одобренным 1 декабря 1991 г. всенародным голосованием принимает эту. Конституцию -. Основной. Закон Украины»Общим для всех преамбул является то, что они содержат идеологическую установокчну настанову.

Основная часть — в ней излагаются разделы, главы, статьи, пункты, абзацы, которые непосредственно регулируют и охраняют общественные отношения, закрепляют форму государства, основы народовластия, права и своб боди человека и гражданина и т.д.. Основная часть конституции раскрывает ее содержание и политико-правовое назначение в обществе и государстві.

Заключительные положения. Конституции Украины определяют порядок вступления в силу. Например,. Конституция Украины вступает в силу со дня его принятия (ст. 160. Конституции Украины). Стоит заметить, что так ке определения момента вступления в силу. Конституции Украины является нечетким. Доктринальная позиция определяет, что. Конституция Украины — это. Основной. Закон Украины. В свою очередь, закон вступает в силуості:

1) с момента принятия;

2) с момента, который определен в самом законе;

3) с момента опубликования;

4) через десять дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом (ч 5 ст 94. Конституции Украины). Закон должен быть опубликован не позднее чем через 15 дней после его под дписання и принятия к исполнению. Президентом Украинїни.

Однако в любом случае закон вступает в действие не ранее даты его опубликования. Учитывая это, непонятно: с какого момента. Конституция Украины вступила в силу

Конституционный. Суд Украины, рассмотрев вступления в силу. Конституции Украины, принял решение от 3 октября 1997 года № 4-зп, в котором пришел к выводу:»Моментом вступления в силу. Конституции ю Украины является момент объявления результатов голосования по проекту. Конституции Украины в целом на пленарном заседанииданні

Верховной. Рады Украины»В заключительных положениях. Конституции Украины (ст. 161) определено, что день принятия. Конституции Украины является государственным праздником -. Днем. Конституции Украины. В демократических государствах с мира. День конституции является общенациональным праздником, которое призвано не только объединить общество, но и консолидировать государство на основе тех принципов, которые заложены в ее основном закону законі.

Переходные положения. Конституции Украины (раздел XV) принимаются для урегулирования вопроса относительно соответствия новой. Конституции тех нормативно-правовых актов, которые действовали на момент принятия. Основного. Зак кону государств.

В переходных положениях может содержаться указание на введение в действие конкретной конституционной нормы. Например, в п 11 переходных положений указано, что ч. 1 ст 99. Конституции Украины вводится в действие пос ля введения национальной денежной единицы — гривныивні.

Переходные положения. Конституции Украины призваны обеспечить правопреемство государственной власти, определяют сроки изменения полномочий конкретных должностных лиц или соответствующих органов государственной власти на априклад,. Верховный. Суд Украины и. Высший арбитражный суд Украины осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством Украины до сформирования системы судов общей юрисдикции в Украине от соответственно ст 125. Конституции Украины, но не более пяти лет (п 12 переходных положений. Конституции Украиныни).

В пункте 1 переходных положений. Конституции Украины определено:»Законы и другие нормативные акты, принятые до вступления в силу настоящей. Конституции, являются действующими в части, не противоречащей. Конституции Украины и»В таких положениях может определяться срок действия соответствующих нормативно-правовых актов, правовой режим регулирования соответствующих общественных отношений. Например, в течение пяти лет после вступления и. Конституцией Украины сохраняется существующий порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также порядок проведения осмотра и обыска жилища или иного володи ния лица (п 13 переходных положений. Конституции Украиныуції. України).

Таким образом, в переходных положениях содержатся нормы толкования, указываются исключения из общих правил. Сегодня переходные положения. Конституции Украины фактически потеряли свою актуальность. Они в исчерпали себя, потому что были рассчитаны на три — пять последующих лет после принятия. Конституции Украинни.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Конституционное право Украины как учебная дисциплина

Конституционное право Украины как учебная дисциплина — это система знаний, умений и навыков, которые являются обязательными к применению и получения специальности юриста. Конституционное право как учебная дисциплина является нормативной дисциплиной, то есть обязательным.

Учреждения и утверждения конституционного (государственного) права как учебной дисциплины связано с рядом факторов:

1) юридическое образование неразрывно связана с основанием университетов в Украине. Университеты Харькова, Киева, Одессы, Львова имели несколько факультетов, среди которых выделялся юридический. В частности, в 1835 году в Киеве создан юридический факультет в университете Святого Владимира, однако преподавание такой учебной дисциплины, как конституционное право, основанное только после реформы 1864 года;

2) конституционные монархии, пришедшие на смену абсолютным, обусловили в XIX веке активизацию развития публичного права, приоритетной отраслью которого стало конституционное право;

3) практика преподавания учебной дисциплины «Государственное право» (другое его название — «Конституционное право») привнесена в Украину из ведущих европейских государств, где юриспруденция развивалась активнее, чем в царской России, в состав которой входила Украина.

Конституционное право Украины как учебная дисциплина преподается для будущих юристов в пределах объема учебных часов, предусмотренного Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины. Одним из необходимых условий организации учебного процесса является наличие учебной и рабочей программы по дисциплине «Конституционное право Украины».

Цель учебной дисциплины — формирование высокого уровня правовой культуры будущего юриста на основе усвоения правовых знаний, умений и навыков по учебной дисциплине «Конституционное право Украины» и возможности их практического применения.

Задачи изучения учебной дисциплины заключается в том, чтобы:

1) сформировать высокий уровень общего мировоззрения будущего юриста;

2) вооружить его общетеоретическими и практическими знаниями и умениями в сфере конституционно-правовых отношений;

3) обеспечить готовность будущего юриста к практическому использованию полученных знаний и умений;

4) привить уважение к праву.

В результате усвоения учебной дисциплины «Конституционное право Украины» студенты должны овладеть определенным объемом знаний, а именно:

1) знать основные положения теории и практики конституционализма; систему и содержание основных конституционно-правовых институтов; историю начала конституционного права; система конституционного законодательства Украины; механизм реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина; источники конституционного права; новейшие подходы науки конституционного права; особенности конституционно-правовой ответственности; конституционно-правовое регулирование вопросов организации и деятельности органов государственной власти; понятие и конституционные основы территориального устройства Украины; основы местного самоуправления;

2) уметь анализировать нормы различных конституционно-правовых актов; синтезировать международно-правовые акты и положения внутреннего конституционного законодательства; применять нормативную базу конституционного права для решения научно-практических задач; определять сущность конституционной системы органов государственной власти и их правосубъектность; анализировать особенности норм конституционно-правовых актов о правовой регламентации деятельности субъектов конституционного права в аспекте развития правового государства и гражданского общества.

Правоведение

ТЕМА 3. Основы конституционного права Украины.

1. Предмет и метод конституционного права.

2. Конституция Украины – Основной Закон государства и общества. Юридические свойства конституции.

3. Понятие гражданства, основания его приобретения и прекращения.

4. Конституционные (основные) права, свободы и обязанности человека и гражданина, их классификация.

5. Органы государственной власти в Украине:

а) Верховная Рада Украины;

б) Президент Украины;

в) Органы исполнительной власти (Кабинет Министров Украины, министерства, ведомства и государственные комитеты, местные государственные администрации).

6. Местное самоуправление в Украине.

7. Судебная система Украины.

8. Правоохранительные органы:

б) Министерство юстиции и адвокатура;

в) МВД и милиция;

1. Предметом регулирования конституционного права являются наиболее важные государственно-правовые и политико-правовые отношения, которые связаны с вопросами государственного строительства и организации государственной власти в стране.

Предметом регулирования конституционного права являются общественные отношения, которые в зависимости от своего характера можно разделить на отдельные группы:

1) отношения, которые раскрывают основополагающие основы конституционного строя. В них, прежде всего, воплощается суверенитет народа. Также это отношения, которые касаются главных объектов права собственности Украинского народа, статуса государственного языка, принципов общественной жизни в Украине, основ внешнеполитической деятельности, принципов правового порядка, а также отношения, которые возникают в связи с использованием государственных символов Украины;

2) отношения, которые определяют характер основных связей между государством и конкретным лицом. Это отношения, которые касаются гражданства, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Украине, реализации гарантий правового статуса человека и гражданина;

3) отношения, которые раскрывают главные формы осуществления народовластия путем непосредственного участия граждан в решении государственных и общественных вопросов, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;

4) отношения, которые определяют систему, структуру, основы функционирования государственных органов. Они регулируют статус Верховной Рады Украины, Президента, органов исполнительной власти, правосудия и прокуратуры;

5) отношения, связанные с организацией и функционированием местного самоуправления в Украине.

Основным методом конституционного права является императивный метод (метод власти и подчинения), однако используется также и метод диспозитивный.

Конституционное право является основополагающей отраслью права, поскольку она регулирует основные положения, касающиеся организации государства и общества, основы конституционного строя Украины, основы правового статуса человека и гражданина, организацию, порядок и принципы функционирования, а также полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, территориальное устройство и государственную символику.

2. Конституция в материальном смысле – это Основной Закон государства, в котором закреплены основы конституционного строя Украины, ее политической и экономической системы, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форма правления, основные принципы организации и функционирования, система и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, территориальное устройство и государственные символы (т.е. основные объекты конституционного регулирования ).

Конституция в формальном смысле – это писаный акт, который принимается высшим представительным (законодательным) органом государства или непосредственно народом в ходе референдума и обладает высшей юридической силой. Конституция в Украине – это учредительный документ, который юридически закрепляет независимость, самостоятельность государственной власти, суверенитет Украины.

Юридические свойства Конституции:

1. учредительный характер. Это означает, что в функции Конституции входит образование основных институтов государства и общества. Своими нормами она закрепляет систему органов государственной власти, местного самоуправления, основные права и свободы человека и гражданина;

2. программный характер. Конституция закрепляет не только достигнутое в обществе, но и отражает цели, задачи и перспективы развития основных институтов государства и права;

3. высшая юридическая сила, верховенство Конституции в правовой системе государства, что означает ее приоритетное положение в системе законодательства страны. Все акты, которые принимаются государством, должны соответствовать конституции и не противоречить ей;

4. нормы Конституции являются нормами прямого действия. Это означает, что нормы Конституции влияют на общественные отношения непосредственно;

5. стабильность предусматривает значительную длительность норм конституции без внесения в нее существенных изменений, когда для этого нет объективных политических и социально-экономических предпосылок;

6. должна соответствовать условиям развития общества;

7. особый порядок принятия, внесения изменений и дополнений в Конституцию. Конституция Украины 1996 г. предусмотрела усложненный порядок изменения норм;

8. особый порядок охраны Конституции (существование Конституционного Суда Украины);

9. Конституция является базой для развития национальной правовой системы (различных отраслей права), поскольку основные положения конституции конкретизируются, детализируются и развиваются в действующем законодательстве.

3. Гражданство это постоянная правовая связь физического лица и Украинского государства, которая проявляется в их взаимных правах и обязанностях (Закон Украины «О гражданстве» в редакции от 18. 01. 2001 г.)

В Украине действует принцип единого гражданства. В соответствии с законодательством это означает, что исключается возможность существования гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства (государств), то в правовых отношениях с Украиной признается только гражданином Украины.

Гражданство приобретается на основании двух принципов:

1. «Принцип почвы» — гражданство приобретается в зависимости от территории рождения и независимо от гражданства родителей.

2. «Принцип крови» — гражданство приобретается в зависимости от гражданства родителей и независимо от территории рождения.

Право на гражданство является неотъемлемым правом человека. Гражданин Украины не может быть лишен права на гражданство, т.е. он не может быть лишен гражданства или права изменить его (ст. 25).

Документами, подтверждающими принадлежность к гражданству Украины, является:

1. Паспорт гражданина Украины.

2. Паспорт гражданина Украины для выезда за границу.

3. Временное удостоверение гражданина Украины.

4. Дипломатичный паспорт.

5. Служебный паспорт.

6. Удостоверение личности моряка.

7. Удостоверение члена экипажа.

8. Удостоверение личности на возвращение в Украину.

Основания приобретения гражданства:

2. По территориальному происхождению.

3. Вследствие восстановления в гражданстве Украины.

4. Вследствие принятия в гражданство Украины.

5. Вследствие усыновления.

6. Вследствие установления опеки или попечительства.

7. Вследствие установления над лицом, признанным судом недееспособным, опеки.

8. Вследствие пребывания в гражданстве Украины одного или обоих родителей ребенка.

9. Вследствие установления отцовства.

10. По иным основаниям, предусмотренным международными договорами.

Приобретение гражданства Украины иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляется по их ходатайству при наличии следующих условий:

1. признание и соблюдение Конституции и законов Украины;

2. обязательство прекратить иностранное гражданство или непребывание в иностранном гражданстве;

3. непрерывное проживание на законных основаниях на территории Украины в течение последних 5 лет;

4. наличие законных источников существования;

5. получение разрешения на постоянное проживание в Украине;

6. владение государственным языком или его понимание в объеме, достаточном для общения.

В гражданство Украины не принимаются лица, которые:

1. совершили преступления против человечества или осуществляли геноцид;

2. осуждены в Украине к лишению свободы за совершение тяжкого преступления до погашения или снятия судимости;

3. совершили на территории другого государства деяние, которое признано законодательством Украины тяжким преступлением.

Законодательство также предусматривает основания прекращения гражданства:

1) выход из гражданства Украины (осуществляется по ходатайству гражданина Украины в случае выезда на постоянное проживание за границу);

2) утрата гражданства (например, в случае добровольного приобретения гражданином Украины иностранного гражданства и др.);

3) по основаниям, предусмотренным международными договорами.

3.Основные права (свободы) – это вид и мера возможного поведения, которое устанавливается Конституцией Украины и гарантируется принудительной силой государства; т.е. это закрепленные в Конституции возможности субъекта конституционно-правовых отношений удовлетворять свои законные интересы и потребности, которые отвечают уровню развития общества.

Классификация прав и свобод:

1. Личные (гражданские) – человек может существовать как биологически живое существо (право на жизнь, право на защиту чести и достоинства и т.д.)

2. Политические (право избирать и быть избранным и др.).

3. Экономические (право собственности, право на занятие предпринимательской деятельностью и др.).

4. Социальные (право на отдых, медицинское обеспечение и др.).

5. Культурные (право на образование, свобода литературного творчества и др.).

6. Экологические (право на безопасную окружающую среду).

Основные обязанности – это вид и мера должного (необходимого) поведения, установленного Конституцией, за неисполнение которых лицо может быть привлечено к ответственности и которое предполагает необходимость выполнения определенной социальной обязанности.

Конституция Украины предусматривает следующие обязанности:

1. защищать Отечество, независимость и территориальную целостность Украины, уважение ее государственных символов;

2. платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом;

3. соблюдать Конституцию и законы Украины, не посягать на права и свобод, честь и достоинство других людей;

4. не причинять вред природе, культурному наследию, возмещать причиненный ущерб.

Под гарантиями понимают правовые средства, которые обеспечивают реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право может быть реализовано, если ему отвечает чья-то обязанность его обеспечить. Существенное место занимают среди гарантий предусмотренные ст. ст. 55-64 Конституции Украины юридические гарантии.

1. Верховная Рада Украины является единственным законодательным органом. Формируется на основании общего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Конституционный состав – 450 народных депутатов. Народным депутатом Украины может быть гражданин Украины, достигший на день выборов 21 года, имеющий право голоса и проживающий на территории Украины в течение последних 5 лет. Не может быть избранным в Верховную Раду Украины гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке (ст. 76 Конституции Украины).

Народные депутаты Украины осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Народные депутаты Украины не могут иметь другого представительского мандата, быть на государственной службе, занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности), входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли (ст. 78 Конституции Украины).

Формы работы Верховной Рады:

  1. сессии (пленарные заседания):

· очередные сессии начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года;

· внеочередные сессии, с указанием распорядка дня, созываются Председателем Верховной Рады Украины по требованию не менее чем одной трети народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины или по требованию Президента Украины (ст. 83 Конституции Украины);

  1. заседания комитетов, где осуществляется законопроектная работа, готовятся и предварительно рассматриваются вопросы, отнесенные к полномочиям Верховной Рады Украины;
  2. Верховная Рада Украины для проведения расследований по вопросам, которые представляют общественный интерес, создает временные следственные комиссии, если за это проголосовало не менее одной трети от конституционного состава Верховной Рады Украины;
  3. Верховная Рада Украины в пределах своих полномочий может создавать временные специальные комиссии для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов.

Структура Верховной Рады Украины включает:

1. общий количественный состав;

2. комитеты Верховной Рады Украины;

3. депутатские фракции;

4. временные специальные и следственные комиссии;

5. должностные лица парламента (Председатель Верховной Рады Украины, первый заместитель и заместитель Председателя);

6. аппарат Верховной Рады Украины.

Функции Верховной Рады Украины:

  1. законодательная (принимает законы, вносит в них изменения и дополнения, признает их утратившими юридическую силу, отменяет или приостанавливает их действие).
  2. учредительная (организационная) проявляется в формировании или участии в формировании органов исполнительной или судебной власти; формировании собственных парламентских структур; назначении или избрании на должности, увольнении с должности, предоставлении согласия на назначение и увольнение с должности иных органов государственной власти и государственных организаций; решении вопросов территориального устройства, Вооруженных Сил Украины; обеспечении формирования органов местного самоуправления;
  3. функция парламентского контроля (контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины; парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и их защита; бюджетно-финансовый контроль; направление запросов Президенту Украины; реализация права запроса народного депутата Украины на сессии Верховной Рады Украины; парламентский контроль за деятельностью органов прокуратуры; осуществление контроля по отдельным вопросам непосредственно или через временные специальные и следственные комиссии).

Президент Украины – глава государства и выступает от его имени. Он является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина.

Президент Украины избирается гражданами Украины на основе общего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Президентом может быть избран гражданин Украины, достигший 35 лет, имеющий право голоса, проживающий в Украине в течение последних 10 перед днем выборов лет и владеющий государственным языком.

Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков подряд.

Президент Украины не может иметь иного представительского мандата, занимать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься иной оплачиваемой или предпринимательской деятельностью или входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, имеющего цель получение прибыли.

Полномочия Президента Украины:

1. по представительству государства внутри страны и в международных отношениях (обращение с посланиями к народу и с ежегодным посланием к Верховной Раде Украины; представительство государства в международных отношениях, ведение переговоров и заключение международных договоров Украины; принятие решений о признании иностранных государств, назначение и освобождение глав дипломатических представительств Украины в других государствах);

2. в отношении парламента (прекращение полномочий Верховной Рады, право законодательной инициативы, право вето);

3. учредительные полномочия по формированию органов исполнительной власти (Кабинета Министров Украины, министерств, иных центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций и др.);

4. относительно порядка формирования органов судебной власти и контрольно-надзорных органов (назначение 1 /3 состава Конституционного Суда Украины, назначение на должность профессионального судьи на первые 5 лет, назначение с согласия Верховной Рады на должность Генерального прокурора Украины и освобождение его от должности; осуществление помилования и др.);

5. как гаранта конституционного строя, территориальной целостности Украины, соблюдения прав и свобод человека и гражданина и других конституционных институтов (как Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины, осуществление руководства в сфере национальной безопасности и обороны, внесение в Верховную Раду представления об объявлении состояния войны и принятие решения об использовании Вооруженных Сил в случае вооруженной агрессии против Украины, присвоение высших воинских званий, высших дипломатических рангов и иных высших специальных званий и классных чинов);

6. решение вопросов гражданства (о принятии в гражданство, о прекращении гражданства, о предоставлении убежища в Украине);

7. награждает государственными наградами, устанавливает президентские отличия и награждает ими;

8. принимает указы и распоряжения и осуществляет иные установленные Конституцией полномочия.