Конституционное право республики казахстан это

Конституционное право РК ведущая отрасль национального права

Главная > Реферат >Государство и право

Тема №1: Конституционное право РК – ведущая отрасль национального права

Цель лекции — дать общую характеристику Конституционного права РК как ведущей отрасли национального права, показать его специфику.

Раскрыть предмет Конституционного права РК.

Раскрыть методы Конституционного права РК.

Дать определение Конституционного права РК как отрасли права.

Дать определение конституционно-правовых норм, раскрыть их специфику и виды.

Дать понятие конституционно-правового института, раскрыть его виды.

Дать определение конституционно-правовых отношений, раскрыть их специфику и виды.

Раскрыть систему и источники Конституционного права РК.

Показать место Конституционного права РК в национальной системе права.

предмет Конституционного права РК;

методы Конституционного права РК;

система Конституционного права РК;

источники Конституционного права РК.

Предмет Конституционного права РК

Данные отношения составляют единое целое и являются предметом одной отрасли права в силу того, что все они связаны с закреплением и выражением главных, коренных основ устройства общества и государства. Именно в этих отношениях проявляются сущность и природа данного общества и государства. Конституционное право регулирует отношения, сказывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др. Другие же отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Например, предметом административного права являются административные отношения, трудового права – трудовые отношения.

Особенность предмета Конституционного права выражается также и в том, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах. К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер. Совокупностью рассматриваемых отношений характеризуются организация общества как единой, целостной системы, механизм осуществления власти народом, управления делами общества и государства.

Что же это за отношения? Рассмотрим их. Их 3 типа:

1. Общественные отношения, характеризующие основы Конституционного строя РК. Эти отношения выражают коренные устои и принципы государства. В них выражается их качественная характеристика: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, политический режим, субъекты государственной власти, способы их реализации, общие черты политической системы общества.

Далее эти отношения характеризуют единые основы экономической системы: конституционное право закрепляет признание и равное развитие государственной и частной собственности, общие принципы гарантий прав собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны труда, общие принципы организации общества в области образования, науки, культуры, социальной сферы, природопользования и др.

2. Особую группу составляют общественные отношения, в которых воплощаются основы правового положения граждан в РК. Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют принадлежность к гражданству РК, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его основные права, свободы и обязанности. Именно эти отношения являются основой тех социальных связей, которые формируют общество.

Говоря об этих общественных отношениях, мы имеем ввиду не только основы правового положения граждан РК, но и основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.

3. Следующая группа общественных отношений, составляющая предмет конституционного права – это принципы организации и деятельности государственного механизма и органов местного самоуправления.

Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственный аппарат, виды органов, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, их акты, систему, принципы местного самоуправления.

Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, отличаются от отношений, регулируемых другими отраслями права, рядом своеобразных черт:

они являются ядром всех отношений, регулируемых правом, поскольку именно в них выражаются основы устройства общества и государства, определяющие содержание всех общественных связей;

эти отношения выражают устройство общества и государства как целостного организма, как единой политической, экономической и социальной системы. Другие отрасли права регулируют те общественные отношения, которые связаны с определенной сферой государственного воздействия на развитие общественных отношений;

эти отношения характеризуются особым кругом субъектов, в число которых входят народ Казахстана, нации, народности и др.;

особая правовая форма их закрепления. Основные из них регулируются Конституцией и конституционными законами РК.

Особенности предмета конституционного права обусловливают и особенности свойственных ему методов правового регулирования. Конституционное право использует в основном 2 метода:

правозакрепительный (правоустановительный) – конституционное право воздействует на общественные отношения путем закрепления важнейших политических, экономических и организационных принципов устройства общества и государства, форм собственности, основ правового положения граждан в РК и др.

правозапретительный – конституционное право регулирует общественные отношения путем установления конституционных запретов на определенные виды поведения. Например, ст. 39 п.3 Конституции 1995 года гласит: не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам.

Исходя из характеристики предмета и метода конституционного права дадим его определение:

Конституционное право РК – это ведущая отрасль национального права, которая представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы устройства общества и государства: основы Конституционного строя в РК, основы статуса человека и гражданина, а также принципы организации и деятельности государственного механизма и органов местного самоуправления.

Конституционно-правовые нормы – это нормы, регулирующие общественные отношения, которые составляют предмет конституционного права. Они являются частью общей системы права и обладают чертами, общими для всех правовых норм других отраслей права. Как и другие нормы права, они исходят от государства, являются общеобязательными правилами поведения, выраженными в правовых актах государства, охраняются и обеспечиваются государством.

Однако у норм конституционного права есть особенности, отличающие их от норм других отраслей права:

непосредственное целевое предназначение. Все правовые нормы имеют в качестве общей цели регулирование общественных отношений. Но непосредственные цели регулирования неодинаковы у различных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права – закрепление основ устройства общества и государства;

содержание, то есть та сфера общественных отношений, которую они регулируют;

источники – основополагающие, наиболее значимые нормы выражены в Конституции, то есть акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе;

структурные особенности. Большинство конституционных норм не имеет традиционной трехэлементной структуры, присущей большинству других правовых норм. В них нет указаний на то, кому именно они адресованы, какие и на кого возлагают права и обязанности, каковы те условия, при которых данные нормы применяются, и какова ответственность за их нарушение. В конституционном праве очень много норм общерегулятивного характера (нормы-принципы, нормы-задачи и др.). Такие нормы обычно имеют одну диспозицию и очень редко имеется санкция.

Для удобства изучения и применения нормы конституционного права классифицируют по различным основаниям на разные виды.

Конституционно-правовой институт – это совокупность норм конституционного права РК, регулирующих определенную взаимосвязанную часть системы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. Каков критерий деления отрасли конституционного права на институты? Этот критерий – взаимосвязанность, наличие определенных общих черт регулируемых отношений, родовые связи между ними. Конституционно-правовой институт регулирует комплекс взаимосвязанных общественных отношений, проникнутых внутренним единством. Например, институт гражданства РК объединяет нормы, предусматривающие порядок приобретения, прекращения гражданства и др.

Конституционно-правовые отношения – это такие общественные отношения, в которых их участники взаимосвязаны правами и обязанностями, установленными нормами конституционного права.

Конституционно0правовые отношения как один из видов правовых отношений обладают чертами, свойственными всем правовым отношениям. Они определяют собой юридическую связь между участниками общественных отношений, характер и пределы которой определены нормами конституционного права, являются волевыми отношениями, ибо зависят от воли и сознания людей, обеспечиваются и охраняются государством.

Вместе с тем им присуща и специфика. Она состоит в следующем:

они своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

значение в системе правовых отношений. Юридическое содержание правовых отношений составляют права и обязанности их участников. В конституционно-правовых отношениях они прямо или опосредованно связаны с закреплением основных принципов и устоев общества и государства. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правовых отношений;

специфический круг участников.

Система конституционного права – это научно обоснованное ее внутреннее строение, характеризующееся специфическим взаиморасположением конституционно-правовых норм, их объединением в специальные правовые образования (институты), отличающиеся последовательностью и взаимными связями.

Другие источники конституционного права – это правовые акты, в которых выражены конституционно-правовые нормы.

Учебная тема
Конституционное право

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

1. Предмет Конституционного права

2. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

3. Конституционно-правовые нормы

4. Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Конституционное право — одна из отраслей системы права. Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения. Под методом правового регулирования понимаются особые приемы, способы воздействия на общественные отношения со стороны государства (его органов) с помощью правовых норм.

Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1.основ конституционного строя, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2. взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;

3. устройство РК, состав и компетенция ее субъектов;

4. организации и функционирования системы органов власти РБ: Президента, Правительства, органов судебной власти, органов власти субъектов, а также местного самоуправления.

По сравнению с другими отраслями права предмет конституционного права отличается существенными особенностями. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех. Сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., в то время как другие отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Особенность конституционного права и в том, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах — те отношения, которые можно назвать базовыми в каждой из указанных сфер.

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

Метод правового регулирования конституционного права многоаспектен, что обусловлено сложным характером общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования называется «метод властеотношений».

Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями.

Разновидностью способов воздействия государства, на общественные отношения, входящие в предмет конституционного права, является установление конкретных правомочий и обязанностей участников отношений (организация выборов, деятельность депутатов, реализация компетенции государственными органами и др.).

Методу регулирования конституционного права свойственны такие особенности, как политико-правовой характер регулирования (закрепление в Конституции моральных принципов, категорий общественных идеалов и т.д.). Этот метод использует и такие классические способы воздействия на участников общественных отношений, как дозволение, запрет, возложение обязанностей, установление равенства сторон в отношения.

Таким образом, конституционное право — это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

По сравнению с нормами других отраслей они отличаются:

— содержанием (той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены);

— источниками, в которых они выражены (наиболее значимые нормы содержатся в Конституции);

— своеобразием вида норм (наличие значительного количества норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач);

— учредительным характером содержащихся в них предписаний;

— особым механизмом реализации (многие нормы связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния);

— специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены (народ, государство, нации, высшие государственные органы);

— особенностями структуры (обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция).

Конституционно-правовые отношения и их субъекты

В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения — общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными нормами.

Специфика конституционных отношений состоит в следующем:

1. Их отличает особое содержание, особая сфера отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Особый субъектный состав. Среди субъектов конституционно-правовых отношений есть такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. Значительное разнообразие видов правоотношений.

Наиболее классический вид правоотношений — конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Они возникают на основе реализации норм-правил поведения.

Другой вид — правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены конкретные права и обязанности. Такие отношения возникают на основе реализации норм-принципов, норм-деклараций, норм-целей.

Классификация конституционно-правовых отношений:

1. По сроку действия различаются постоянные и временные,

2. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения.

3. По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения.

Субъекты конституционного права — это участники конституционно-правовых отношений. Круг субъектов очень широк: ими могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают обязанности и предоставляют права. Среди них такие специфические субъекты, как государство, народ, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, граждане, лица без, гражданства и т.д.

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Среди источников конституционного права следует выделять правовые акты, действующие на всей территории РК, и акты, на территории, в которой осуществляется местное самоуправление.

В первой группе особое место занимает Конституция РК. Она является основным источником отрасли, что обусловлено следующими факторами:

1. В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

2. Конституция характеризуется широтой содержания установленных в ней норм, которые охватывают своим воздействием все сферы жизни общества,

3. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РК.

4. В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права, устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

5. Установленные в Конституции нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа.

6. Конституция по сравнению с другими источниками является актом не только наивысшего правового, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Система конституционного права

Конституционное право, являясь частью единой правовой системы, само является сложной системой. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия конституционно-правовых норм, их связи. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупность норм, не только обладающих определенным внутренним единством, но и отличающихся от других совокупностей норм конституционного права.

Система конституционного права — это совокупность составных частей и элементов конституционного права, характеризующих его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права.

Общие принципы конституционного права — это основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность.

Основные черты Конституции, как политического документа, характеризуют ее связь с общественным развитием, специфику конституционного воздействия на жизнь страны. Конституция РК обладает следующими основными чертами:

1. Основополагающий характер. Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, а конституционное регулирование носит обобщенный характер. При этом Конституция должна решить следующие задачи:

а) раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях;

б) использовать минимальное количество норм при этом;

в) в нормах четко и ясно отразить суть отношений, дать направление и определить принципиальное содержание их последующей регламентации.

2. Народный характер. Конституция РК — результат творческой деятельности народа, его непосредственного участия; служит интересам народа, отражает его задачи на будущее.

3. Реальный характер. Конституция РК соответствует фактически существующим общественным отношениям.

4. Стабильный характер. Данное свойство предполагает длительность действия конституции без внесения существенных изменений.

Юридические свойства — это признаки Конституции как Основного Закона, совокупность ее материально-правовых и формально-правовых свойств.

Материально-правовые свойства Конституции — это такие юридические свойства, которые характеризуют Конституцию с точки зрения предмета правового регулирования.

Конституция РК обладает следующими юридическими свойствами:

1. Это правовой акт, закон. Конституция РК — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.

2. Юридическое верховенство. Верховенство Конституции означает утверждение конституционного строя, т.е. подчинение государства Конституции, праву.

Конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам. Это означает, что законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции, что гарантируется особыми средствами ее охраны. Акты, противоречащие Конституции, либо отменяются, либо приводятся в соответствие с ней.

Верховенство Конституции РК означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

Конституция РК имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РК.

Прямое действие Конституции означает, что конституционные нормы для их реализации не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении, что служит гарантией от их искажения.

3. Является базой текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

4. Особый порядок принятия и изменения.

Конституция Республики Казахстан. Алматы: Юрист, 2006.

Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994г. Общая часть. Алматы: Юрист, 2006.

Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1994г. Особенная часть. Алматы: Юрист, 2006.

Закон Республики Казахстан “О браке и семье” от 10 декабря 1998г. Алматы: Юрист, 2006.

Закон Республики Казахстан “О труде в республике Казахстан” от 10 декабря 1999г. Алматы: Юрист, 2006.

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001г. Алматы: Юрист, 2006.

Административное право Республики Казахстан. Общая часть: Альбом схем и токовый словарь (учебно-наглядное пособие). Алматы: ЮРИСТ, 2003, 102с.

Уголовный кодекс Республики Казахстан. Общая и Особенная части от 16 июля 1997г. Алматы: ЮРИСТ, 2006.

Байгелди Г.С. Международно-правовые основы внешней политики Республики Казахстан. Автореферат. Алматы, 2005, 169с.

Закон Республики Казахстан от 19.12.2007 года № 9-4 “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения и труда”

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. М: Юриспруденция, 2004, 145 с.

Дулатбеков Н.О. и др. Основы государства и права. Современный Казахстан. Учебное пособие. Астана: Фолиан, 2000, 354 с.

Оспанов К.И. Основы права: Учебное пособие .Издание 2-е, с дополнениями. Алматы: Жет і жар ? ы, 2007, 304 с.

Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан. Академический курс. Алматы: Жет і жар ? ы, 2004, 304с.

Конституционное право Республики Казахстан – отрасль права и юридической науки

1. Конституционное право как отрасль права Конституционное право — одна из отраслей системы права Республики Казахстан. 4
2. Источники и система конституционного права 5
3. Конституционное право как отрасль науки

9
Заключение 12
Список использованной литературы 13

На тему: Конституционное право Республики Казахстан — отрасль права и юридической науки

1. Конституционное право как отрасль права Конституционное право — одна из отраслей системы права Республики Казахстан.
4
2. Источники и система конституционного права
5
3. Конституционное право как отрасль науки

9
Заключение
12
Список использованной литературы
13

Конституционное право как наука представляет собой совокупность знаний об истории государственного строительства, конституционно-правовых теориях (доктрин). В дореволюционный период видными отечественными государствоведами являлись: В.М. Гессен, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов,П.И. Новгородцев. В советский период фундаментальный вклад в развитие государственного права внести: А.Я. Вышинский, Л.Д. Златопольский, К.Д. Коркмасова, И.Д. Левин, А.И. Лепешкин, П.И. Стучка, И.П. Трайнин и другие. В постсоветской России значительные конституционно-правовые исследования проводились либо проводятся следующими государствоведами: С.А. Авакьяном, Н.С. Бондарем, В.Т. Кабышевым, Л.М. Карапетяном, Е.И. Козловой, О.Е.Кутафиным, Л.А. Нудненко, В.И. Фадеевым, Т.Я. Хабриевой, В.Е. Чиркиным, Б.С. Эбзеевым и многими другими.

1. Конституционное право как отрасль права Конституционное право — одна из отраслей системы права Республики Казахстан.

Оно представляет собой систему правовых норм, которые характеризуются внутренним единством и отличаются от норм других отраслей. Внутреннее единство означает наличие у конституционных норм общих признаков, обусловленных особенностями общественных отношений, регулируемых ими. Общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, составляют его предмет. Предмет конституционного права имеет свои особенности. Общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, образуют основу устройства государства и общества и прямо связаны с осуществлением государственной власти. Уяснение предмета конституционного права имеет как теоретическое, так и практическое значение. Без этого нельзя правильно понять свойства, присущие нормам, институтам конституционного права, невозможно раскрыть их значение и роль в правовом регулировании, определить место в правовой системе. Без знания предмета конституционного права невозможно определить сферу применения его норм. Ведь первое, что следует предпринять при анализе конкретных правовых ситуаций, — это уяснить, нормы какой отрасли права следует применять. А для этого нужно установить характер общественных отношений, которые являются предметом регулирования. Весьма широк спектр отношений, регулируемых нормами конституционного права. Он охватывает все сферы жизнедеятельности государства и общества: политическую, экономичес- кую, социальную, культурную и т. д. Разумеется, что нормы конституционного права не регулируют указанные сферы во всех их проявлениях и всесторонне. Они регулируют основополагающие, базовые слои в указанных сферах. [1] Эти слои образуют фундамент политических, экономических, социальных, духовных связей в государстве и обществе, на котором возвышается все здание. Конституционное право регулирует государственные и общественные отношения при помощи определенных приемов и способов, совокупность которых называется методами правового регулирования. Для регулирования конституционно-правовых отношений применяются следующие методы: 1) метод обвязывания, 2) метод запрещения, 3) метод дозволения, 4) метод признания. Метод обвязывания применяется как в отношении государственных органов, так и в отношении физических лиц во всех сферах их деятельности. В статье 187 Конституции Республики Казахстан записано, что государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации. Другим примером применения этого метода является статья 6 Конституции Республики Казахстан: Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Характерно, что указанное положение относится как к государственной собственности, так и к частной. Следовательно, конституционная норма обязывает как государственные органы, так и частных собственников, использовать собственность не только в своих интересах, но и в общественных. Метод запрещения также используется конституционным правом. Этот метод применяется преимущественно в отношении государственных органов, общественных образований. В отношении граждан применяется метод запрещения в ограниченных случаях. Пункт 3 статьи 39 Конституции Республики Казахстан гласит: Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Конституция запрещает создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований. Конституционное право Республики Казахстан широко применяет метод дозволения, что является существенным признаком его демократизма[2]. Данный метод применяется по преимуществу для установления статуса человек и гражданина. В качестве примера можно указать на право свободного передвижения по территории Казахстана каждого и свободного выбора места жительства, кроме случаев, оговоренных законом. Специфика метода дозволения состоит в том, что нередко Конституция может ограничить действия субъектов, предоставляя им свободу действий до определенных рамок, границ. Метод дозволения применяется и при определении полномочий государственных органов. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 53 Конституции Республики Казахстан Парламент несовместном заседании Палат двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года. Конституционное право Республики Казахстан применяет, по моему мнению, еще один метод правового регулирования — метод признания (непризнания). В постсоветской литературе по конституционному праву не отмечается возможность применения данного метода. Между тем этот метод исходит из объективного фактора — законодательного признания естественных прав человека. Государство именно признает естественные права человека, а не дозволяет. В пункте 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан записано: Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Признание как метод правового регулирования также характеризует демократический и гуманный характер конституционного права.

2. Источники и система конституционного права
В правовой науке выработано понятие юридических источников права. Под источниками права в этом смысле понимаются формы, в которых выражаются нормы права. Правовые нормы устанавливаются в нормативных правовых актах. Конституция Республики Казахстан имеет ряд особых черт, связанных с определением источников права. В Конституции перечисляются формы (источники) права: Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики (п. 1 ст. 4). Указанное конституционное положение фиксирует источники права в общих чертах. Не все формы нормативных правовых актов, указанных в Конституции, являются ее источниками. Основным источником конституционного права Республики Казахстан является Конституция в целом. Это обстоятельство следует подчеркнуть потому, что источником формирования национального права служат не только правовые нормы Конституции, но и другие ее элементы: принципы, декларативные положения, понятия, цели, задачи. В Конституции Республики Казахстан констатируется, что народ Казахстана объединен общей исторической судьбой. Эта констатация исторического факта имеет важное значение для понимания характера государства как народного, а не только многонационального. А эта идея ориентирует государство на то, чтобы выступать от имени всего многонационального государства, не допускать дискриминации по национальному признаку и т.д. Разумеется, все эти идеи должны служить источником соответствующего законодательства. Примером источникового значения конституционных идей служит также признание Казахстана как социального государства. Это положение должно быть основным источником законодательства, посвященного социальному обеспечению граждан республики. Источником казахстанского права служат провозглашенные в Конституции Республики Казахстан принципы деятельности государства: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. Прежде чем эти принципы будут положены в основу деятельности государства и его органов, они должны быть закреплены в соответствующих нормативных правовых актах с учетом особенностей каждого государственного органа. Прямым и непосредственным источником конституционного права как отрасли являются правовые нормы Конституции. Чем характеризуются правовые нормы Конституции Республики Казахстан как источник права? 1. В Конституции Республики Казахстан закрепляются правовые нормы, являющиеся основополагающими для всего конституционного законодательства. Иначе говоря, правовые нормы Конституции являются базой формирования и развития всех нормативных правовых актов, регулирующих конституционно-правовые отношения. 2. Правовые нормы Конституции Республики Казахстан относятся ко всем сферам жизни государства и общества: политической, экономической, социальной, культурной. Разумеется, правовые нормы Конституции не регулируют подробно и всесторонне общественные отношения в указанных сферах. Они регулируют лишь существенные, главные стороны общественных отношений. Этим правовые нормы Конституции Республики Казахстан отличаются от правовых норм других отраслей права. 3. Конституция Республики Казахстан по сравнению с другими источниками конституционного права имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории Казахстана. Законы и другие нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Казахстан, должны исходить из Конституции и не должны противоречить ей. Если они будут противоречить Конституции, то они являются недействительными и не должны применяться. В Конституции Республики Казахстан установлены гарантии обеспечения высшей юридической силы ее положений. 4. Значение Конституции Республики Казахстан как основного источника не только конституционного права, но и всех других отраслей права обусловлено тем, что в ней непосредственно воплощены государственная воля народа, его стремление построить правовое демократическое государство, стать равноправным членом мирового сообщества. 5. Конституция отличается от других источников права и тем, что она является основным законом не только государства, но и общества в целом. Другие нормативные правовые акты касаются отдельных сторон общественной жизни. А идеи, принципы, правовые нормы Конституции Республики Казахстан регулируют наиболее существенные стороны жизни всего общества: касаются каждого человека, гражданина, всех субъектов общественной самодеятельности (объединений, движений, органов самоуправления и т. д.). 6. Конституция отличается от других источников конституционного права еще и тем, что устанавливает особый порядок принятия изменений и дополнений. Такой порядок обусловлен значением Конституции как основного закона государства и общества и необходимостью обеспечения ее стабильности. 7. Еще одно своеобразие Конституции Республики Казахстан как источника конституционного права заключается в том, что в ней указаны формы других его источников: конституционные, обычные законы, нормативные указы и постановления Президента, постановления Правительства Республики Казахстан, а также степень юридической силы, порядок принятия, опубликования, отмены. К числу источников конституционного права Республики Казахстан, устанавливающих правовые нормы государственного (республиканского) значения, относятся конституционные законы. Название конституционные законы содержится в Конституции Республики Казахстан. Специфика конституционных законов Казахстана состоит в том, что они не вносят изменений и дополнений в Конституцию, а лишь конкретизируют правовые нормы Конституции. Этим обусловлено и то, что процедура принятия конституционных законов Республики Казахстан отличается от процедуры принятия решений об изменении и дополнении Конституции. Источником конституционного права являются также обычные законы. Обычные законы принимаются Парламентом Республики Казахстан. В предусмотренных Конституцией Республики Казахстан случаях обычные законы могут приниматься Президентом. К источникам конституционного права Казахстана относятся обычные законы о гражданстве, о миграции и др. Источниками отрасли конституционного права являются Регламент Мажилиса, Регламент Сената, Регламент Парламента Республики Казахстан, положения о координационных и вспомогательных органах, образуемых Палатами Парламента. К источникам конституционного права Республики Казахстан относятся и нормативные указы Президента Республики Казахстан. . продолжение

Конституционное право Республики Казахстан (Конспекты лекций) 1413

Данный учебный материал по курсу “Конституционное право Республики Казахстан” предназначен студентам очной и заочной формы обучения, составлен из расчета часов дневного отделения и соответствует типовой программе, утвержденной Министерством образования и науки РК.

Конституционное право Республики Казахстана — ведущая отрасль права, являющаяся основой для изучения многих правовых дисциплин. Наука конституционного права исследует государство в целом и его институты с позиций правового оформления его устройства и юридических отношений, возникающих между ним, его составными частями и органами, обществом и гражданином. Предметом конституционного права как отрасли права является система общественных отношений, образующих основы общественного и государственного устройства, составляющих в совокупности конституционный строй Республики Казахстан, основы правового положения личности, государственно-территориальное устройство, систему, основы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Будущие юристы, изучая данную дисциплину, получают комплекс теоретических знаний об основных конституционно-правовых институтах, а также навыки для практического применения конституционных норм как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Ведь даже само название отрасли, науки и учебной дисциплины исходит от Конституции — Основного закона страны, являющегося ядром всей системы правового регулирования общественных отношений. П.2 ст.4 Конституции РК закрепляет ее высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. Поэтому непосредственное применение конституционных и связанных с ними других норм позволяет обеспечить эффективность, действенность и динамичность правовой системы, поднять на высший, приоритетный уровень такие общепризнанные человеческие ценности как права человека, собственность, брак, семья и т.д., гуманизировать сам процесс становления и развития государственности Казахстана.

Ведущая роль конституционного права в системе правовых наук обусловлена также тем, что знание конституционных норм важно не только для юристов, но и для каждого члена общества. Знание главного закона страны и умение непосредственно применять его нормы позволяют установить режим конституционной законности, т.е. такой правовой режим, при котором обеспечивается соблюдение конституции всеми физическими и юридическими лицами, а все принимаемые в государстве нормативные акты и совершаемые правоприменительные действия не противоречат Конституции. Причем важно отметить добровольность соблюдения конституционных норм, когда гражданин и любое должностное лицо сообразовывают свое поведение и действия в соответствии с предписаниями высшего закона, руководствуясь личным убеждением. Общий уровень правовой культуры общества во многом зависит от знания гражданами своих прав и обязанностей, закрепленных в Конституции, и от их убежденности и веры в их реальную защиту конституционно-правовыми институтами.

Овладение предметом конституционного права целесообразно начать с рассмотрения Конституции Республики Казахстана, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. с изменениями, внесенными в нее 7 октября 1998 г. При этом студент должен внимательно изучить структуру Конституции, которая состоит из Преамбулы и 9 разделов.

Далее необходимо ознакомиться с основными конституционными и простыми законами, регулирующими порядок проведения выборов и референдума, деятельность Президента, Парламента, Правительства, Конституционного Совета, судов, органов местного государственного управления.

Рассмотрение основ конституционного строя включает в себя понятие конституционного (общественного) строя, его принципы и структуру, состоящую из 3-х подсистем: экономической, социальной и политической, место и роль государства в политической системе общества, принципы организации государственной власти.

Изучая основы правового положения личности, будущий юрист знакомится с личными (гражданскими), политическими, социальными, экономическими и культурными правами и свободами человека и гражданина, закрепленными в Конституции. При этом целесообразно проследить, что нового по сравнению с Основным Законом 1993г. внесла Конституция 1995 г., в какой степени регулирование прав и свобод соотнесено с политическими и социально-экономическими потребностями и тенденциями в современном развитии Казахстана. Реализация прав и свобод неразрывно связана с выполнением гражданами и всеми должностными лицами государства своих конституционных обязанностей. Это важнейший конституционный принцип, определяющий правовое положение личности. Данный блок вопросов включает в себе также рассмотрение вопросов гражданства, способов его приобретения и прекращения, условий приема в гражданство и т.д.

Конституционно-правовой статус Президента, Парламента, Правительства, судов, органов местного государственного управления охватывает исследование порядка их формирования, срока полномочий, прекращения деятельности, организационных форм работы, компетенции, взаимоотношений между собой и места в механизме государства.

Конституционный контроль — сравнительно новый институт в науке конституционного права Республики Казахстан, связанный с учреждением в 1992 г. Конституционного Суда. Его значение и роль определены необходимостью обеспечения верховенства Конституции в обществе и государстве. В реализации этой задачи важное место отводится Конституционному Совету республики.

В учебном процессе специальное внимание уделяется также изучению основ организации и перспектив становления местного самоуправления в Республике Казахстан

В ходе самостоятельной работы студентам необходимо обратить особое внимание на изучение нормативных правовых актов и их анализ.

Самостоятельная работа студента предполагает также наряду с изучением учебного материала подготовку научных докладов, сообщений, рефератов, статей, курсовых и дипломных работ по отдельным темам курса. В этом процессе следует ознакомиться не только с нормативными источниками и соответствующими разделами учебников и учебных пособий, но и с рекомендуемой специальной литературой.

Любая научная работа (доклад, сообщение, реферат, статья, курсовая и дипломные работы) должны содержать введение, основную часть и заключение. При подготовке курсовых и дипломных работ введение и заключение должны быть выделены в самостоятельные разделы. Обязательно должны быть сноски на использованные источники с указанием их перечня в конце работы.

Автор контента (преподаватель): Жанузакова Л.Т.

Место работы автора контента: университет «Туран», кафедра

юриспруденции и международного права

Сведения о преподавателе (авторе): д.ю.н, профессор

По дисциплине: Конституционное право Республики Казахстан

Специальность:5В030100 «юриспруденция»

Технология обучения: кредитная

Форма обучения: очное/заочное

Языковое отделение: русское

Система оценки знаний студентов: рейтинговая