Конституция рб статья 101

Оглавление:

Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. N ВС-22/15 (с изменениями и дополнениями)

Конституция Республики Башкортостан
от 24 декабря 1993 г. N ВС-22/15

С изменениями и дополнениями от:

3 ноября 2000 г., 3 декабря 2002 г., 15 июня 2006 г., 18 сентября 2008 г., 13 июля 2009 г., 19 мая 2011 г., 28 июня 2012 г., 4 марта 2014 г.

Введена в действие

от 24 декабря 1993 г.

Мы, многонациональный народ Республики Башкортостан,

соединенные общей судьбой на своей земле,

исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления,

принимая во внимание, что башкирский народ в XVI веке добровольно присоединился к России, в 1919 году на основе Соглашения Центральной Советской Власти России с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии в результате реализации права башкирской нации на самоопределение была образована Башкирская автономная республика в составе РСФСР, преобразованная в 1990 году в Республику Башкортостан в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Республики Башкортостан,

основываясь на Конституции Российской Федерации и Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан»,

свидетельствуя уважение к правам и свободам человека и гражданина, всех народов,

сознавая ответственность за свою республику перед нынешним и будущими поколениями,

стремясь обеспечить достойную жизнь, гражданский мир и межнациональное согласие,

принимаем в лице своих полномочных представителей Конституцию Республики Башкортостан.

24 декабря 1993 года

Конституция Республики Башкортостан принята всенародным голосованием 24 декабря 1993 года. Она состоит из преамбулы и двух разделов. Согласно Конституции, Республика Башкортостан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки. Республика Башкортостан имеет свои Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн — официальные символы, выражающие государственность Республики Башкортостан, самобытность и традиции народа Башкортостана (глава 10). Важное место Конституция РБ отводит человеку, его правам и свободам, которые являются высшей ценностью (глава 2).

В Республике Башкортостан действует конституционная система власти народа, которая осуществляется непосредственно (референдум, выборы) и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Закреплен принцип разделения властей на законодательную (глава 4), исполнительную (глава 5) и судебную (глава 7). Государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Президент Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, местные органы государственной власти Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан.

В Республике Башкортостан признается и гарантируется местное самоуправление (глава 8). Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Республика Башкортостан — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Глава 11 закрепляет нормы о поправках и пересмотре ее положений.

Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. N ВС-22/15 (принята Декларацией ВС РБ от 24 декабря 1993 г. N ВС-22/18; введена в действие Законом Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. N ВС-22/16)

Настоящая Конституция введена в действие со дня опубликования

Текст Конституции опубликован в газете «Известия Башкортостана», N 3 (627) от 6 января 1994 г.; в «Ведомостях Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан», N 4 (22), апрель 1994, ст. 146

Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2002 г. N 49-Г02-37 ч.ч. 1, 2 ст.1, ч.1 ст.17, ч.5 ст.46, ч.2 ст.69, п.п.7 (в части установления порядка организации и деятельности органов судебной власти Республики Башкортостан), 11 и 23 ч.1 ст.79, ч.2 ст.82, ч.2 ст.85, п.п.1, 11, 15, 16 ст.86, ч.3 ст.89 (в части решения Государственным Собранием Республики Башкортостан вопроса об отставке Президента Республики Башкортостан), ч.2 ст.142, ст.143 настоящей Конституции Республики Башкортостан признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 марта 2002 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон Республики Башкортостан от 4 марта 2014 г. N 57-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу. Пункты 1, 4, подпункты «а», «в», «г», «д», «и» пункта 6, абзац второй подпункта «а», подпункт «б» пункта 10, пункты 11, 13-17, пункт 18 (за исключением абзаца двадцатого), пункты 19-25, подпункты «б», «в» пункта 26, пункт 27, подпункт «а» пункта 29, пункты 31 и 32 статьи 1 названного Закона вступают в силу по истечении переходного периода, установленного статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 406-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Закон Республики Башкортостан от 28 июня 2012 г. N 545-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 19 мая 2011 г. N 395-з

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона, за исключением части первой статьи 67 настоящей Конституции, которая вступает в силу с 1 августа 2011 г.

Положение части первой статьи 67 настоящей Конституции Республики Башкортостан (в редакции названного Закона) применяется к Государственному Собранию — Курултаю Республики Башкортостан, выборы в которое назначены по истечении ста дней после дня вступления в силу пункта 2 статьи 1 названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 13 июля 2009 г. N 146-з

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 18 сентября 2008 г. N 22-з

Закон Республики Башкортостан от 15 июня 2006 г. N 322-з

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 3 декабря 2002 г. N 369-з

Закон Республики Башкортостан от 3 ноября 2000 г. N 94-з

Изменения вступают в силу по истечении 20 дней со дня официального опубликования названного Закона

Решение Конституционного Суда «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе»»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного
контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе».
Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об альтернативной службе» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 13 мая 2015 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 мая 2015 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Согласно Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7); Конституция обладает высшей юридической силой; законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией (часть первая статьи 137).
Статьей 57 Конституции закреплены положения о том, что защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь; порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом.
В решении Конституционного Суда от 26 мая 2000 г. «О некоторых вопросах реализации статьи 57 Конституции Республики Беларусь» указано на необходимость обеспечения права граждан Республики Беларусь на замену, в частности по религиозным убеждениям, воинской службы альтернативной путем установления действенного механизма реализации этого права.
Конституционный Суд отмечает, что целью принятия Закона является устранение пробела в конституционно-правовом регулировании общественных отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан на прохождение альтернативной службы.
2. В соответствии с Конституцией человек, его права, свободы и гарантии их реализации
являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
Статьей 31 Конституции установлено право каждого самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
В статье 18 Всеобщей декларации прав человека закреплено право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, которое включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору; свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.
Исходя из указанных положений Конституции и международных правовых актов во взаимосвязи со статьей 57 Конституции, альтернативная служба определяется Законом как общественно-полезная деятельность, осуществление которой возлагается на граждан
Республики Беларусь взамен воинской службы и которая не связана со службой в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь (статья 1). Законом устанавливаются также сферы, в которых граждане проходят альтернативную службу, а именно: в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей (часть первая статьи 4).
Таким образом, определение в Законе альтернативной службы как общественно-полезной деятельности в вышеуказанных сферах общественной жизни свидетельствует о ее социальном характере.
3. Законом предусматривается, что на альтернативную службу могут быть направлены граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу, службу в резерве, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к прохождению срочной военной службы, службы в резерве, лично заявившие о том, что принятие военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боеприпасов и боевой техники противоречат их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы (часть первая статьи 3). Кроме того, устанавливается, что при наличии указанных оснований гражданин, подлежащий призыву на срочную военную службу, службу в резерве, может не позднее десяти календарных дней до окончания мероприятий по призыву на срочную военную службу, службу в резерве обратиться с письменным заявлением в районную (городскую) призывную комиссию по месту жительства; в заявлении должны быть изложены причины, побудившие гражданина заявить о замене воинской службы на альтернативную службу; к заявлению прилагается автобиография гражданина; гражданин вправе представлять иные материалы, которые могут служить подтверждением информации, изложенной в заявлении (части первая – третья статьи 15 Закона).
Оценивая конституционность данных положений Закона, Конституционный Суд считает, что обязанность гражданина, подлежащего призыву на срочную военную службу, службу в резерве, лично обосновать глубину религиозных убеждений в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы, не может рассматриваться как противоречащая статье 31 Конституции, поскольку она изначально обусловлена заявленным самим гражданином желанием вместо воинской службы проходить альтернативную.
Конституционный Суд отмечает также, что принятие решения о замене воинской службы на альтернативную (часть пятая статьи 16 Закона) зависит от глубины религиозных убеждений гражданина, делающей невозможным прохождение им воинской службы. Законодатель не связывает право на замену воинской службы на альтернативную лишь с фактом состояния в религиозной организации либо иными, в частности пацифистскими, убеждениями.
При этом Конституционный Суд обращает внимание на правовую позицию Европейского Суда по правам человека, изложенную в Постановлении от 7 июля 2011 г. по делу «Баятян (Bayatan) против Армении», в котором указано, что лишь неприятие военной службы, мотивированное серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями лица или глубоко и искренне исповедуемыми религиозными или иными взглядами, составляет убеждение или взгляд достаточных серьезности, связности и значения для использования гарантий статьи 9 «Свобода мысли, совести и религии» Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
4. В соответствии с Конституцией государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21).
Статьей 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
Согласно статье 8 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
В пункте 3 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплена обязанность каждого участвующего в данном Пакте государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве, а также развивать возможности судебной защиты (подпункты «а» и «b»).
Исходя из данных положений Конституции и международно-правовых актов, Конституционный Суд обращает внимание на то, что при применении части второй статьи 17 Закона, согласно которой решение об отказе в замене воинской службы на альтернативную службу гражданин вправе обжаловать в областную (Минскую городскую) призывную комиссию или в суд, следует иметь в виду, что отказ областной (Минской городской) призывной комиссии в удовлетворении жалобы не лишает гражданина права на судебную защиту.
В соответствии со статьями 2 и 3 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь судопроизводство по гражданским делам регулируется Конституцией, данным Кодексом и другими законодательными актами Республики Беларусь. Гражданское процессуальное законодательство регулирует порядок рассмотрения и разрешения судами гражданских, семейных, трудовых, других исковых дел, дел, возникающих из административно-правовых отношений, дел особого производства, дел приказного производства, а также иных дел и порядок исполнительного производства.
В ряде решений Конституционного Суда указывалось, что несоблюдение конституционного принципа верховенства права и основанного на нем принципа правовой определенности при регулировании отношений, касающихся прав и свобод граждан, гарантий их реализации, может повлечь неоднозначное понимание нормативных правовых актов или их отдельных норм, а также их неправильное применение, что не способствует обеспечению должного уровня конституционной законности.
В связи с этим Конституционный Суд отмечает, что, наряду с закреплением права гражданина на обжалование, в том числе в суд, решения районной (городской) призывной комиссии об отказе в замене воинской службы на альтернативную, законодателю следует определить особенности судебного порядка рассмотрения таких жалоб, обусловленные характером правоотношений, регулируемых Законом.
5. Согласно Конституции гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2); никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав (статья 58); общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью (часть третья статьи 133).
На реализацию данных конституционных положений направлен ряд норм Закона. В частности, Законом устанавливаются сроки альтернативной службы для граждан: не имеющих высшего образования, – 36 месяцев; имеющих высшее образование, – 24 месяца (статья 19); права и обязанности граждан, проходящих альтернативных службу (статья 21); предоставление им за счет средств республиканского бюджета ежемесячного денежного содержания (статья 24); меры взыскания, применяемые к гражданам, проходящим альтернативную службу, и порядок их применения (статья 27).
При регламентации некоторых вопросов, касающихся альтернативной службы, законодателем учитываются положения действующего законодательства, регулирующего прохождение воинской службы. Так, с письменным заявлением о замене воинской службы на альтернативную гражданин обращается в районную (городскую) призывную комиссию по месту жительства, которая принимает соответствующее решение; одной из причин принятия решения об отказе гражданину в удовлетворении данного ходатайства является его неявка без уважительных причин, указанных в части второй статьи 10 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе», на заседание призывной комиссии; в месячный срок со дня увольнения с альтернативной службы гражданин обязан явиться в военный комиссариат и иной орган, осуществляющий воинский учет, для принятия на воинский учет; граждане, уволенные с альтернативной службы, военным комиссаром зачисляются в запас Вооруженных Сил Республики Беларусь и относятся к запасу военнообязанных второй категории (статьи 15, 16, часть первая статьи 17, часть четвертая статьи 21, часть первая статьи 30 Закона).
Изложенное свидетельствует о направленности законодательного регулирования в этой части на обеспечение общих условий прохождения гражданами альтернативной службы независимо от организации, определенной в качестве места прохождения их службы.
6. Одним из условий прохождения гражданином альтернативной службы является соблюдение им ограничений, связанных с прохождением такой службы. К числу таких ограничений в соответствии со статьей 23 Закона относится запрет принимать участие в забастовках, заниматься иной оплачиваемой деятельностью (работой), осуществлять предпринимательскую деятельность.
Конституционный Суд считает, что вышеуказанное условие прохождения альтернативной службы не нарушает закрепленные в статьях 36 и 41 Конституции права граждан Республики Беларусь, в том числе право на свободу объединений, труд, защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на забастовку, поскольку гражданин добровольно реализует предусмотренное статьей 57 Конституции право на прохождение альтернативной службы вместо прохождения воинской службы.
7. Статья 28 Закона, закрепляющая, что граждане, уклоняющиеся от прохождения альтернативной службы, несут ответственность в соответствии с законодательными актами (часть первая), основана на нормах части второй статьи 2, части второй статьи 57 и статьи 58 Конституции.
Определение законодателем в данной статье Закона правонарушений, связанных с уклонением гражданина от прохождения альтернативной службы (часть вторая), и причин неявки гражданина в установленный срок к месту прохождения альтернативной службы, являющихся уважительными (часть третья), а также регламентация порядка установления причин неявки гражданина (часть четвертая) свидетельствуют о реализации конституционного принципа верховенства права (статья 7 Конституции), необходимым элементом которого выступает принцип правовой определенности, предполагающий, что нормы законов должны быть непротиворечивыми, логически согласованными, изложены точно и ясно с целью обеспечения их единообразного применения на практике.
Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что по своему содержанию Закон направлен на законодательное обеспечение реализации конституционного права граждан Республики Беларусь на замену воинской службы альтернативной службой в связи с невозможностью прохождения воинской службы по религиозным убеждениям.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об альтернативной службе» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.

Председательствующий – заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь О.Г. Сергеева

Конституция Республики Беларусь/Первоначальная редакция

Содержание

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси),

исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси,

сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям,

основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение,

опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности,

стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь,

желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства,

принимаем настоящую Конституцию — Основной Закон Республики Беларусь.

Раздел I. Основы конституционного строя Править

Статья 1. Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Статья 2. Человек является высшей ценностью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Статья 3. Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно и через представительные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Любые действия по достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону.

Статья 4. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Статья 5. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными органами массовой информации в порядке, определенном законом.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды.

Статья 6. Государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Статья 7. Государство, все его органы и должностные лица связаны правом, действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней законов.

Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имею юридической силы.

Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Статья 8. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Статья 9. Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоуправления народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.

Территория Беларуси едина и неотчуждаема.

Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законом.

Статья 10. Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство.

Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Приобретение и утрата гражданства осуществляется в соответствии с законом.

Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Статья 12. Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

Статья 13. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества.

Законом могут быть определены объекты, которые находятся только в собственности государства, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Статья 14. Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.

Статья 15. Государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь.

Статья 16. Все религии и вероисповедания равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другим не допускается.

Запрещается деятельность конфессиональных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан.

Отношения государства и конфессий регулируются законом.

Статья 17. Государственным языком Республики Беларусь является белорусский язык.

Республика Беларусь обеспечивает право свободного пользования русским языком как языком межнационального общения.

Статья 18. Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным.

Статья 19. Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

Статья 20. Столица Республики Беларусь — город Минск.

Статус города Минска определяется законом.

Раздел II. Личность, общество, государство Править

Статья 21. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Статья 22. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Статья 23. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Статья 24. Каждый имеет право на жизнь.

Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.

Статья 25. Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.

Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.

Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

Статья 26. Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Статья 27. Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

Статья 28. Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

Статья 29. Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

Статья 30. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.

Статья 31. Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов.

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Статья 33. Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.

Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них.

Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.

Статья 34. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, о состоянии окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Статья 35. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.

Статья 36. Каждый имеет право на свободу объединений.

Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Контрольной палаты Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Статья 37. Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.

Статья 38. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 39. Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах.

Статья 40. Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Статья 41. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.

Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

Статья 42. Лица, работающие по найму, имеют право на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности.

Статья 43. Трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.

Статья 44. Государство гарантирует каждому право собственности.

Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.

Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно приговору суда.

Осуществление права собственности не должно наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

Статья 45. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.

Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерам по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда.

Статья 46. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

Статья 47. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

Статья 48. Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного, общественного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья.

Никто не может быть произвольно лишен жилья.

Статья 49. Каждый имеет право на образование.

Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.

Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.

Статья 50. Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности.

Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону.

Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

Статья 51. Каждый имеет право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.

Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется.

Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Статья 52. Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции.

Статья 53. Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.

Статья 54. Каждый обязан беречь историко-культурное наследие и другие культурные ценности.

Статья 55. Охрана природной среды — долг каждого.

Статья 56. Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

Статья 57. Защита Республики Беларусь — обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом.

Статья 58. Никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.

Статья 59. Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

Статья 60. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

Статья 61. Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

Статья 62. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

Статья 63. Осуществление предусмотренных настоящей Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом.

При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24, части третьей статьи 25, cтатьях 26, 31 Конституции.

Раздел III. Избирательная система. Референдум Править

Глава 1. Избирательная система Править

Статья 64. Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.

В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону.

Статья 65. Возрастной ценз депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности, определяется соответствующими законами, если иное не предусмотрено Конституцией.

Статья 66. Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.

Подготовка и проведение выборов проводится открыто и гласно.

Статья 67. Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов.

Количество избирателей в каждом избирательном округе должно быть примерно равным.

Кандидаты, избираемые на государственные должности народом, участвуют в выборах на равных основаниях.

Статья 68. Выборы являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно.

Статья 69. Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается.

Статья 70. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с законом.

Статья 71. Расходы на подготовку и осуществление выборов осуществляются за счет государства в пределах выделенных на эти цели средств.

Статья 72. Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии.

Порядок проведения выборов определяется законами Республики Беларусь.

Выборы не проводятся в период чрезвычайного или военного положения.

Глава 2. Референдум (народное голосование) Править

Статья 73. Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Статья 74. Республиканские референдумы назначаются Верховным Советом Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь либо не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом.

Верховный Совет не позднее 30 дней после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Президента либо граждан о проведении референдума обязан назначить дату проведения республиканского референдума.

Вопрос о проведении республиканского референдума может быть рассмотрен Верховным Советом также по инициативе не менее 70 депутатов Верховного Совета Республики Беларусь.

Статья 75. Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Статья 76. Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.

В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.

Статья 77. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.

Статья 78. Порядок проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются законом Республики Беларусь.

Раздел IV. Законодательная, исполнительная и судебная власть Править

Глава 3. Верховный Совет Республики Беларусь Править

Статья 79. Верховный Совет Республики Беларусь является высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь.

Статья 80. Верховный Совет состоит из 260 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь.

Депутатом Верховного Совета может быть любой гражданин Республики Беларусь, обладающий избирательным правом и достигший 21 года.

Статья 81. Срок полномочий Верховного Совета — пять лет.

Полномочия Верховного Совета могут быть досрочно прекращены по постановлению Верховного Совета, принятому большинством не менее двух третей от избранных депутатов.

Выборы нового состава Верховного Совета назначаются не позднее трех месяцев до окончания полномочий Верховного Совета.

Статья 82. Первое заседание Верховного Совета созывается Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов не позднее чем через 30 дней после выборов.

Статья 83. Верховный Совет Республики Беларусь:

1) назначает республиканские референдумы; 2) принимает и изменяет Конституцию; 3) принимает законы и постановления и осуществляет контроль за их исполнением; 4) дает толкование Конституции и законов; 5) назначает очередные выборы депутатов Верховного Совета и местных Советов депутатов; выборы Президента; 6) образует Центральную комиссию по выборам и проведению республиканских референдумов; 7) избирает Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, Председателя и Совет Контрольной палаты Республики Беларусь, Председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь; 8) определяет порядок решения вопросов административно-территориального устройства государства; 9) определяет основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь; 10) утверждает республиканский бюджет, отчет о его исполнении, нормативы отчислений от общегосударственных налогов и доходов в местные бюджеты; 11) устанавливает республиканские налоги и сборы, осуществляет контроль за денежной эмиссией; 12) ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики Беларусь; 13) принимает решения об амнистии; 14) определяет военную доктрину; 15) объявляет войну и заключает мир; 16) учреждает государственные награды, классные чины и звания Республики Беларусь; 17) принимает постановления о роспуске местных Советов депутатов и назначает новые выборы в случае систематического или грубого нарушения ими требований законодательства; 18) отменяет распоряжения Председателя Верховного Совета Республики Беларусь в случаях, если они противоречат законам и постановлениям Верховного Совета.

Верховный Совет может решать иные вопросы в соответствии с Конституцией.

Статья 84. Голосование на заседаниях Верховного Совета осуществляется депутатами лично.

Законы и постановления Верховного Совета считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство избранных депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией.

Принятые законы в десятидневный срок со дня принятия направляются на подпись Президенту.

Статья 85. Верховный Совет избирает из числа депутатов Верховного Совета Председателя Верховного Совета, Первого заместителя Председателя Верховного Совета и заместителей Председателя Верховного Совета.

Статья 86. Председатель Верховного Совета избирается тайным голосованием. Он подотчетен Верховному Совету.

Статья 87. Председатель Верховного Совета Республики Беларусь:

1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Верховным Советом; 2) ведет заседания Верховного Совета; 3) представляет Верховный Совет в отношениях с органами и организациями внутри страны и за границей; 4) подписывает постановления, принятые Верховным Советом; 5) представляет Верховному Совету кандидатуры для избрания на должности Первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Совета, Генерального прокурора, Председателя Контрольной палаты; 6) руководит работой аппарата Верховного Совета.

Председатель Верховного Совета издает распоряжения.

Первый заместитель и заместители Председателя Верховного Совета Республики Беларусь исполняют по поручению Председателя Верховного Совета отдельные его обязанности и замещают Председателя Верховного Совета в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.

Статья 88. Верховный Совет избирает из числа депутатов постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета, осуществления контроля за исполнением законов.

В случае необходимости Верховный Совет может создавать следственные, ревизионные и иные временные комиссии.

Статья 89. Для организации работы Верховного Совета создается Президиум Верховного Совета Республики Беларусь.

В состав Президиума Верховного Совета входят Председатель Верховного Совета, Первый заместитель Председателя Верховного Совета, заместители Председателя Верховного Совета и депутаты в порядке, предусмотренном Регламентом Верховного Совета.

Президиум Верховного Совета возглавляет Председатель Верховного Совета.

Статья 90. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Беларусь принадлежит депутатам Верховного Совета, постоянным комиссиям Верховного Совета, Президенту, Верховному Суду, Высшему Хозяйственному Суду, Генеральному прокурору, Контрольной палате, Национальному банку, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Статья 91. Полномочия Верховного Совета сохраняются до открытия первого заседания Верховного Совета нового созыва.

Статья 92. Депутат Верховного Совета осуществляет свои полномочия в Верховном Совете на профессиональной основе или по его желанию не порывая с производственной или служебной деятельностью.

Депутатами Верховного Совета не могут быть Президент, члены Кабинета Министров, судьи, а также иные лица, назначаемые на должность Президентом или по согласованию с ним.

Статья 93. Депутат Верховного Совета не несет юридической ответственности за свою деятельность в Верховном Совете, осуществляемую в соответствии с Конституцией, как в период исполнения депутатских полномочий, так и после их прекращения.

Депутат Верховного Совета не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован, иным образом лишен личной свободы без согласия Верховного Совета, кроме случаев задержания на месте совершения преступления.

Уголовное дело против депутата Верховного Совета может быть возбуждено Генеральным прокурором с согласия Верховного Совета, а в период между сессиями — с согласия Президиума Верховного Совета.

Статья 94. Порядок деятельности Верховного Совета, его органов и депутатов определяется Регламентом Верховного Совета, который принимается Верховным Советом и подписывается его Председателем, а также другими законодательными актами Республики Беларусь.

Глава 4. Президент Республики Беларусь Править

Статья 95. Президент Республики Беларусь является главой государства и исполнительной власти.

Статья 96. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет.

Статья 97. Президент избирается непосредственно народом Республики Беларусь. Срок полномочий Президента — пять лет. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков.

Кандидаты на должность Президента выдвигаются не менее чем 70 депутатами Верховного Совета, гражданами Республики Беларусь — при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Выборы Президента назначаются Верховным Советом не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

Статья 98. Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Порядок проведения выборов Президента определяется законом Республики Беларусь.

Статья 99. Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания: «Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь служить народу Республики Беларусь, соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь, добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».

Присяга приносится в торжественной обстановке на специальном заседании Верховного Совета Республики Беларусь не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.

Статья 100. Президент Республики Беларусь:

1) принимает меры по охране суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечению политической и экономической стабильности, соблюдению прав и свобод граждан; 2) руководит системой органов исполнительной власти и обеспечивает их взаимодействие с представительными органами; 3) создает и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие центральные органы управления Республики Беларусь; 4) с согласия Верховного Совета назначает и освобождает от должности Премьер-министра, его заместителей, министров иностранных дел, финансов, обороны, внутренних дел, Председателя Комитета государственной безопасности; назначает и освобождает от должности других членов Кабинета Министров; принимает отставку указанных в этом пункте лиц; 5) представляет Верховному Совету кандидатуры для избрания на должности Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Правления Национального банка; 6) ежегодно представляет Верховному Совету доклады о положении государства, по собственной инициативе или по предложению Верховного Совета информирует Верховный Совет Республики Беларусь о реализации внутренней и внешней политики Республики Беларусь; 7) обращается с посланиями к народу Республики Беларусь и Верховному Совету; 8) сообщает Верховному Совету о Программе деятельности Кабинета Министров; 9) имеет право участвовать в работе Верховного Совета и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением; 10) назначает судей Республики Беларусь, кроме тех, избрание которых отнесено к компетенции Верховного Совета; 11) назначает других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законом, если иное не предусмотрено Конституцией; 12) решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; 13) награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания; 14) осуществляет помилование осужденных граждан; 15) представляет государство в отношениях с другими странами и международными организациями; 16) ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; 17) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; 18) в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Верховного Совета; 19) в случаях, предусмотренных законом, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее не более чем на двухмесячный срок; 20) подписывает законы, вправе не позднее чем в десятидневный срок со дня получения закона возвратить его со своими возражениями в Верховный Совет для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет большинством не менее двух третей от избранных депутатов подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан подписать закон в трехдневный срок; невозвращенный в указанный срок закон считается подписанным; 21) имеет право отменять акты подведомственных ему органов исполнительной власти; 22) приостанавливает решения местных Советов депутатов в случае несоответствия их закону; 23) возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; 24) является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; 25) вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию; 26) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Президент не вправе делегировать каким-либо органам либо должностным лицам свои полномочия как главы государства.

Статья 101. Президент издает в пределах своих полномочий указы и распоряжения, организует и контролирует их выполнение.

Статья 102. Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.

Президент приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.

Статья 103. Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Верховным Советом.

Статья 104. Президент может быть смещен с должности в случае нарушения Конституции или совершения им преступления, а также досрочно освобожден от должности при невозможности исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья постановлением Верховного Совета, принятым большинством не менее двух третей от избранных депутатов Верховного Совета.

Вопрос о смещении Президента может быть поставлен по предложению не менее 70 депутатов Верховного Совета. Заключение о нарушении Президентом Конституции дается Конституционным Судом, о совершении преступления — специальной комиссией Верховного Совета. С момента вынесения заключения Конституционного Суда о нарушении Конституции либо заключения специальной комиссии о совершении преступления Президент не может исполнять свои обязанности до вынесения Верховным Советом соответствующего решения.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.

Статья 105. В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Председателю Верховного Совета.

В этом случае обязанности Председателя Верховного Совета переходят к Первому заместителю Председателя Верховного Совета.

Статья 106. Для реализации полномочий исполнительной власти в областях экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте Республики Беларусь создается Кабинет Министров Республики Беларусь.

Статья 107. Кабинет Министров слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Члены Кабинета Министров назначаются и освобождаются от должности Президентом. Премьер-министр, его заместители, министры иностранных дел, финансов, обороны, внутренних дел, Председатель Комитета государственной безопасности назначаются и освобождаются от должности Президентом с согласия Верховного Совета.

Премьер-министр осуществляет непосредственное руководство деятельностью Кабинета Министров, подписывает акты Кабинета Министров, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, исполняет иные возложенные на него функции.

Верховный Совет вправе заслушать отчет любого члена Кабинета Министров по вопросам исполнения законов. В случае нарушения членом Кабинета Министров Конституции и законов Верховный Совет вправе поставить перед Президентом вопрос о досрочном освобождении его от должности.

Статья 108. Компетенция Кабинета Министров, порядок его деятельности определяются на основе Конституции законом о Кабинете Министров Республики Беларусь.

Глава 5. Суд Править

Статья 109. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Статья 110. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Статья 111. Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской, не сопряженной с занятием штатных должностей.

Основания для избрания (назначения) судей на должности и их освобождения предусматриваются законом.

Статья 112. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции, законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных актов.

Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции или иному закону, он принимает решение в соответствии с Конституцией и законом и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

Статья 113. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях — единолично судьями.

Статья 114. Разбирательство дел во всех судах открытое.

Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Статья 115. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.

Статья 116. Стороны имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.

Раздел V. Местное управление и самоуправление Править

Статья 117. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Статья 118. Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года.

Статья 119. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.

Статья 120. К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначение местных референдумов.

Статья 121. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Статья 122. Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими Советами депутатов.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

Решения местных Советов депутатов, их исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в суд.

Статья 123. В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Верховным Советом. Иные основания досрочного прекращения полномочий местных Советов депутатов определяются законом.

Статья 124. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного управления и самоуправления определяются законом.

Раздел VI. Государственный контроль и надзор Править

Глава 6. Конституционный Суд Республики Беларусь Править

Статья 125. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Статья 126. Конституционный Суд Республики Беларусь избирается Верховным Советом Республики Беларусь из квалифицированных специалистов в области права в количестве 11 судей. Срок полномочий членов Конституционного Суда — 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда — 60 лет.

Лица, избранные в Конституционный Суд, не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской работы, не сопряженной с занятием штатных должностей.

Лица, избранные в Конституционный Суд, вправе в любое время подать в отставку.

Прямое или косвенное воздействие на Конституционный Суд или его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

Статья 127. Конституционный Суд по предложениям Президента, Председателя Верховного Совета, постоянных комиссий Верховного Совета, не менее 70 депутатов Верховного Совета, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора дает заключения:

о соответствии законов, международных договоров и иных обязательств Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; о соответствии правовых актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, постановлений Кабинета Министров, а также актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, имеющих нормативный характер, Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

Конституционный Суд вправе по своему усмотрению рассмотреть вопрос о соответствии нормативных актов любого государственного органа, общественного объединения Конституции и законам, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

Статья 128. Нормативные акты, международные договорные или иные обязательства, признанные Конституционным Судом неконституционными ввиду нарушения ими прав и свобод человека, считаются не имеющими юридической силы в целом либо в определенной их части с момента принятия соответствующего акта.

Другие нормативные акты государственных органов и общественных объединений, международные договорные или иные обязательства, признанные Конституционным Судом несоответствующими Конституции, законам или международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.

Нормативно-правовые акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, признанные Конституционным Судом несоответствующими Конституции, законам или международно-правовым актам, считаются недействующими на территории Республики Беларусь в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.

Конституционный Суд выносит решения простым большинством голосов от полного состава судей.

Статья 129. Заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Статья 130. Конституционный Суд вправе вносить предложения в Верховный Совет о необходимости изменений и дополнений Конституции, а также о принятии и изменении законов. Такие предложения подлежат обязательному рассмотрению Верховным Советом.

Статья 131. Лица, избранные в Конституционный Суд, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы, иным способом лишены личной свободы без согласия Верховного Совета, кроме случаев задержания на месте совершения преступления.

Уголовное дело против члена Конституционного Суда может быть возбуждено Генеральным прокурором с согласия Верховного Совета.

Статья 132. Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом.

Глава 7. Прокуратура Править

Статья 133. Надзор за точным и единообразным исполнением законов министерствами и другими подведомственными Кабинету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Статья 134. Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, избираемый Верховным Советом.

Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.

Статья 135. Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются только законом. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Верховному Совету.

Статья 136. Компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законом.

Глава 8. Контрольная палата Республики Беларусь Править

Статья 137. Контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Верховного Совета, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Контрольная палата.

Статья 138. Контрольная палата образуется Верховным Советом, действует под его руководством и подотчетна ему.

Статья 139. Председатель Контрольной палаты избирается Верховным Советом сроком на пять лет.

Статья 140. Компетенция, организация и порядок деятельности Контрольной палаты определяются законом.

Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь Править

Статья 141. Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Статья 142. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.

Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.

В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.

Статья 143. Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом.

Статья 144. Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Верховного Совета не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок.

Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.

Статья 145. Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения Править

Статья 146. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае расхождения закона с Конституцией действует Конституция, а в случае расхождения иного нормативного акта с законом действует закон.

Статья 147. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается Верховным Советом Республики Беларусь по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, не менее 40 депутатов Верховного Совета, Президента, Конституционного Суда.

Статья 148. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Верховным Советом с промежутком не менее трех месяцев.

Изменения и дополнения в Конституции не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Верховного Совета.

Статья 149. Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие Конституции и указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от избранных депутатов Верховного Совета.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.