Коап ст 314

Статья 314. Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера

1. Злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания —

наказывается принудительными работами на срок до одного года либо лишением свободы на тот же срок.

2. Невозвращение в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, по истечении срока выезда либо неявка в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки —

наказывается принудительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Уклонение лица, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, от применения к нему принудительных мер медицинского характера —

наказывается лишением свободы на срок до одного года.

Примечания. 1. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью первой настоящей статьи, наступает в случае, когда ограничение свободы назначено лицу в качестве дополнительного наказания.

2. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, наступает в случае, когда принудительные меры медицинского характера применяются к лицу после отбытия наказания.

Статья 314 УК РФ. Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера

Новая редакция Ст. 314 УК РФ

1. Злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания —

наказывается принудительными работами на срок до одного года либо лишением свободы на тот же срок.

2. Невозвращение в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, по истечении срока выезда либо неявка в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки —

наказывается принудительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Уклонение лица, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, от применения к нему принудительных мер медицинского характера —

наказывается лишением свободы на срок до одного года.

Примечания. 1. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью первой настоящей статьи, наступает в случае, когда ограничение свободы назначено лицу в качестве дополнительного наказания.

2. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, наступает в случае, когда принудительные меры медицинского характера применяются к лицу после отбытия наказания.

Комментарий к Статье 314 УК РФ

1. Объект уклонения от отбывания наказания в виде лишения свободы сходен с объектом побега из мест лишения свободы, однако отличается прежде всего признаками объективной стороны состава преступления. Сущность данного посягательства выражается в невозвращении в определенный срок в места лишения свободы лица, которому дано было разрешение на выезд из этих мест или предоставлена отсрочка. Данное преступление осуществляется путем невыполнения обязанности возвратиться в определенный срок в места лишения свободы, и оно не связано с незаконным оставлением указанных мест. Выезд из мест лишения свободы возможен на основании как УК, так и УИК. Так, подобный выезд предполагается в связи с отсрочкой отбывания наказания, возможность которой предусмотрена в ст. 81 и 82 УК РФ. Кроме того, на основании УИК в связи с исключительными личными обстоятельствами осужденному может быть предоставлен краткосрочный (до семи суток, не считая нахождения в пути) (п. «а» ч. 1 ст. 97 УИК) и даже длительный (на время ежегодного оплачиваемого отпуска или на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска) выезд (п. «б» ч. 1 ст. 97 УИК). Невозвращение в места лишения свободы означает неявку в исправительное учреждение по истечении срока, на который выдано разрешение, или срока, на который была предоставлена отсрочка.

2. Обязательным условием привлечения к УО по коммент. статье является наличие возможности выполнить соответствующую обязанность. Если неявка в исправительное учреждение была следствием уважительных причин (болезнь осужденного, перебои в работе транспорта, стихийное бедствие и т.п.), то данный состав преступления отсутствует.

3. Истечение срока для явки в соответствующее учреждение характеризует момент окончания преступления (составом). Последнее, как и побег, может рассматриваться как длящееся преступление.

4. Субъект преступного посягательства наряду с общими признаками должен обладать совокупностью нескольких специальных свойств. Во-первых, это должно быть лицо, осужденное к лишению свободы и реально отбывающее это наказание. Во-вторых, это должно быть лицо, получившее право на краткосрочный выезд из мест лишения свободы на основании разрешения администрации или покинувшее указанные места на основании отсрочки отбывания наказания, предоставленной судом.

5. Субъективная сторона состава преступления предполагает вину в форме умысла, причем прямого. Субъект осознает, что нарушает лежащую на нем обязанность возвратиться в места лишения свободы в определенный срок и наличие возможности выполнить эту обязанность, и желает тем самым уклониться от отбывания наказания. Для квалификации не имеет значения, желает ли субъект уклониться от отбывания всего срока лишения свободы или лишь на время.

6. Предусмотренное коммент. статьей преступление относится к категории небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 314 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1, состоит в злостном уклонении осужденного к ограничению свободы как к дополнительному виду наказания от его отбывания. Понятие злостности раскрывается в ч. 4 ст. 58 УИК РФ.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2, состоит в том, что после предоставленного выезда или по окончании отсрочки исполнения приговора суда или отбывания наказания осужденный в установленный срок не возвращается или не прибывает в исправительное учреждение.

В отличие от побега в рассматриваемом преступлении лицо правомерно покидает место лишения свободы либо не попадает туда после вступления в силу обвинительного приговора.

Возможность предоставления осужденному к лишению свободы выезда за пределы исправительного учреждения предусмотрена ст. 97 УИК РФ. Отсрочка исполнения приговора суда регламентирована ст. 398 УПК РФ. Отсрочка отбывания наказания закреплена ст. 82 УК РФ. Фактически последняя не имеет отношения к анализируемому преступлению: по окончании срока отсрочки осужденная женщина освобождается от отбывания оставшейся части наказания, или данная часть заменяется более мягким видом карательного воздействия.

3. Юридическим моментом окончания преступления, предусмотренного ч. 2, выступает истечение срока, на который осужденному разрешен выезд, или срока отсрочки.

Несвоевременное возвращение или прибытие в исправительное учреждение может рассматриваться как элемент деятельного раскаяния. Небольшой срок опоздания характеризует деяние как малозначительное.

Фактически, как длящееся преступление, уклонение от отбывания лишения свободы заканчивается в момент задержания преступника, явки его с повинной или наступления обстоятельств, освобождающих его от обязанности отбыть наказание.

4. Субъект преступления (ч. 2) — лицо, осужденное к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, предоставлена отсрочка исполнения приговора суда или отсрочка отбывания наказания.

Коап ст 314

Статьей 314 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, от применения принудительных мер медицинского характера, статьей 314.1 УК РФ за уклонение от административного надзора.

В Пензенском областном суде по аналогичному вопросу было проведено обобщение судебной практики, которое показало, что по статье 314.1 УК РФ с вынесением приговора районными (городскими) судами области было рассмотрено 55 уголовных дел, осуждено 55 лиц.

Подавляющее большинство уголовных дел рассмотрено в особом порядке принятия судебного решения (46 дел).

Оправдательных приговоров не выносилось.

Структура назначенных наказаний за преступления, предусмотренные статьей 314.1 УК РФ, выглядит следующим образом:

– лишение свободы – 35 лиц;

– условное осуждение к лишению свободы – 14 лиц;

– обязательные работы – 3 лица;

– исправительные работы – 3 лица.

В 2013 году в апелляционном порядке приговоры районных судов обжалованы по 13 делам, из них по 2 делам приговоры изменены.

В кассационном (надзорном) порядке в 2013 году обжаловано 8 приговоров районных судов, из них 1 приговор отменен.

Что касается ст. 314 УК РФ, то в 2013 году уголовные дела о преступлениях, предусмотренных этой статьей, судами области не рассматривались, поэтому в своем выступлении останавливаться на ней я не буду.

Что касается ст. 314.1 УК РФ, то Уголовный кодекс РФ был дополнен этой статьей в 2011 году, Федеральным законом от 06.04.2011 № 66-ФЗ, и эта статья устанавливает уголовную ответственность за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

Понятие административного надзора закреплено в статье 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей.

Целью установления административного надзора является обеспечение постоянного наблюдения за поведением определенной категории освобождаемых или освобожденных лиц из мест лишения свободы, предупреждение совершения ими новых преступлений, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Цели административного надзора достигаются путем установления освобожденному из мест лишения свободы ряда административных ограничений: 1) запрещение пребывания в определенных местах, 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, 3) запрещение нахождения вне своего жилища по месту жительства или пребывания в определенное время, 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории, 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее поведение лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость.

Ответственность по статье 314.1 УК РФ наступает при наличии обязательных признаков объективной стороны этого преступления. К ним относятся:

– неприбытие без уважительных причин к избранному осужденным месту жительства или пребывания в установленный администрацией исправительного учреждения срок;

– самовольное оставление этим лицом места жительства или пребывания.

Изучение практики рассмотрения уголовных дел данной категории показало, что большинство преступлений, предусмотренных статьей 314.1 УК РФ, совершалось путем самовольного оставления лицом места жительства, совершенное в целях уклонения от административного надзора (47 дел).

Например, приговором Ленинского районного суда г. Пензы от 25 марта 2013 года по ст. 314.1 УК РФ за совершение лицом, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, самовольного оставления места жительства, в целях уклонения от административного надзора, был осужден Тарасов С.В.

Судом установлено, что решением Железнодорожного районного суда г. Пензы от 17 апреля 2012 года в отношении осужденного Тарасова С.В., имеющего непогашенную судимость при опасном рецидиве преступлений, был установлен административный надзор до 8 августа 2018 года, в соответствии с которым Тарасову С.В. в числе прочих административных ограничений был установлен запрет пребывания вне места жительства в период времени с 22 до 06 часов.

По прибытию к постоянному месту жительства в «адрес» Тарасов С.В. на основании решения суда был постановлен на учет в отделе полиции, уведомлен об установлении в отношении него административного надзора, указанного ограничения, предупрежден об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.

Однако Тарасов С.В. 10 ноября 2012 года самовольно оставил место своего жительства и стал проживать у своей сожительницы, где находился без уведомления сотрудников полиции до 10 января 2013 года, не желая возвращаться к месту своего жительства, тем самым нарушил установленное судом ограничение и уклонился от административного надзора.

Значительно меньшее число преступлений, предусмотренных ст. 314.1 УК РФ, совершалось путем неприбытия без уважительных причин к избранному осужденным месту жительства или пребывания в установленный администрацией исправительного учреждения срок (8 дел).

Например, приговором Первомайского районного суда г. Пензы от 10 октября 2013 года Артемов А.А осужден по ст. 314.1 УК РФ (совершил уклонение от административного надзора, выразившееся в неприбытии без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства, в определенный администрацией исправительного учреждения срок).

На основании решения Железнодорожного районного суда г. Пензы от 17 августа 2012 года в отношении Артемова А.А., осужденного 31.08.2009 года Ленинским районным судом г. Пензы по п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы, имеющего не снятую и не погашенную судимость, был установлен административный надзор на срок 3 года, исчисляющийся со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному Артемовым А.А. месту жительства или пребывания, в соответствии с которым последнему был установлен ряд административных ограничений.

21 декабря 2012 года Артемову А.А. выдано предписание о постановке на учет в отделе полиции № «…», куда он обязан прибыть не позднее 24 декабря 2012 года. Он был под роспись предупрежден по ст. 314.1 УК РФ о наступлении уголовной ответственности за уклонение от административного надзора, также ему было объявлено решение суда об установлении в отношении него административного надзора.

Однако Артемов А.А., освободившись из мест лишения свободы, к месту избранного им жительства 21 декабря 2012 года без уважительной причины не прибыл и до 21 февраля 2013 года без уведомления сотрудников полиции проживал у своей сожительницы.

Объективная сторона уклонения от административного надзора может выражаться как в форме действия (самовольное оставление места жительства или места пребывания), так и бездействия (неприбытие без уважительных причин к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок).

Принимая решение о привлечении лица к уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ, суду следует установить, в какой форме было совершено данное преступление.

На практике при рассмотрении уголовных дел об уклонении от административного надзора имелся случай возвращения уголовного дела прокурору в порядке статьи 237 УПК РФ. Основанием для возвращения уголовного дела послужило нарушение норм УПК РФ при составлении обвинительного акта органом дознания, в котором не было указано, в какой форме обвиняемый совершил уклонение от административного надзора.

Так, постановлением Пензенского районного суда Пензенской области от 6 марта 2013 года возвращено прокурору уголовное дело в отношении Гончарова С.Н. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного статьей 314.1 УК РФ.

В качестве оснований принятия такого решения суд указал, что при составлении обвинительного акта, орган дознания не указал в какой форме Гончаров С.Н. совершил уклонение от административного надзора, то есть не привел диспозицию ст. 314.1 УК РФ, после описательной части обвинительного акта, как этого требует п. 5 ст. 225 УПК РФ.

Кроме того, в нарушение п. 4 ст. 225 УПК РФ дознавателем в обвинительном акте не указано место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела.

Поскольку обвинительный акт составлен с нарушениями требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного акта, суд счел необходимым возвратить дело прокурору для устранения указанных нарушений.

Следует отметить, что субъективная сторона преступления, предусмотренного статьей 314.1 УК РФ, характеризуется виной в форме прямого умысла и целью уклонения от административного надзора.

Таким образом, если невыполнение обязанностей, возложенных на лицо, не имело цели уклонения от административного надзора, а например, имело цель навестить родственников, сдать вступительные экзамены и т.п., то такое деяние не может являться преступлением.

При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 УК РФ, судам следует устанавливать наличие умысла на уклонение от административного надзора.

Состав преступления, предусмотренного статьей 314.1 УК РФ, является формальным. Это означает, что преступление считается оконченным в момент истечения срока, в течение которого лицо, должно было явиться к избранному им месту жительства или пребывания, или в момент, когда поднадзорное лицо самовольно покинуло территорию населенного пункта его места жительства или пребывания.

Уклонение от административного надзора является длящимся преступлением и моментом его окончания является обнаружение или задержание поднадзорного лица.

Субъектом данного преступления является совершеннолетнее лицо, в отношении которого установлен административный надзор.

Лица, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, определены в статье 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» № 64-ФЗ и в статье 173.1 УИК РФ.

Так, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 ст. 3 Федерального закона, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 3 Федерального закона, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ.

Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом (часть 2.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 432-ФЗ).

В отношении указанного в части 1 статьи 3 Федерального закона лица административный надзор устанавливается, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Исходя из положений статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ и статьи 173.1 УИК РФ, административный надзор может быть установлен в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте и достигших восемнадцати лет к моменту или после освобождения из мест лишения свободы.

Применение административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства возможно при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях.

Согласно ч. 1 ст. 31 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 УК РФ, подсудны районному суду.

Изучение практики рассмотрения уголовных дел по ст. 314.1 УК РФ показало, что судьи не всегда правильно определяли подсудность уголовных дел об уклонении от административного надзора.

Так, постановлением президиума Пензенского областного суда от 5 сентября 2013 года отменен приговор мирового судьи судебного участка №1 Пензенского района Пензенской области, которым Демин В.В. осужден по ст. 314.1 УК РФ.

Мировым судьей было нарушено требование п. 1 ст. 228 УПК РФ, согласно которого, судья должен выяснить подсудно ли уголовное дело данному суду.

Приговор мирового судьи в отношении Демина В.В. отменен с направлением уголовного дела для рассмотрения в районный суд.

При назначении наказания за уклонение от административного надзора в качестве отягчающего обстоятельства судам следует учитывать наличие рецидива преступлений, который явился одним из оснований для установления административного надзора.

В практике рассмотрения уголовных дел об уклонении от административного надзора, имелся случай, когда суд ошибочно исключил из обвинения рецидив преступлений, что является неверным.

Так, апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Пензенского областного суда от 3 июля 2013 года изменен приговор Октябрьского районного суда г. Пензы от 8 апреля 2013 года в отношении Кукета В.Н., осужденного по ст. 314.1 УК РФ.

Основанием для изменения приговора явилось ошибочное исключение районным судом из обвинения Кукета В.Н. указания о наличие в его действиях рецидива преступлений.

В приговоре суд сослался на то, что судимость Кукета В.Н. по приговору от 01.12.2006 года явилась одним из оснований для установления в отношении него административного надзора, в уклонении которого он обвинялся, что, по мнению суда первой инстанции не может повторно учитываться в качестве обстоятельства отягчающего наказание.

Судебная коллегия по уголовным делам посчитала данный вывод суда ошибочным и не основанным на законе, поскольку установление административного надзора, не влияет на наличие рецидива преступлений.

В связи с чем приговор суда в отношении Кукета В.Н. изменен, в его действиях признано наличие отягчающего обстоятельства – рецидива преступлений, отбывание наказания осужденному определено в исправительной колонии строгого режима.

У некоторых судов области возникал вопрос о разграничении административной ответственности за несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре (ст. 19.24 КоАП РФ) и уголовной ответственности за уклонение от административного надзора (ст. 314.1 УК РФ).

Административная ответственность наступает за несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ, а также несоблюдение административных ограничений, предусмотренных статьей 4 указанного закона, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Данные обстоятельства является основанием для привлечения лица к административной ответственности по статье 19.24 КоАП РФ.

Целью административного закона является обеспечение практической реализации функции административного надзора. Административная ответственность за нарушение ограничений и неисполнение обязанностей поднадзорным лицом является средством реализации этой функции.

Уголовная ответственность наступает за умышленное уклонение от административного надзора лица, в отношении которого установлен административный надзор.

Целью уголовного закона является обеспечение безопасности личности, общества и государства от лица, не исполняющего требования административного надзора. Уголовная ответственность в таком случае является формой реагирования государства на деяние, которое, становится общественно опасным и поэтому данное деяние отнесено в сферу уголовно-правовых отношений.

В качестве примера можно воспользоваться практикой другого региона РФ.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского областного суда от 20 ноября 2012 года был отменен приговор одного из районных судов Московской области, постановленный в особом порядке.

Как отметила судебная коллегия, из обвинения, предъявленного О. по ст. 314-1 УК РФ, а также показаний самого подозреваемого О. и свидетелей, допрошенных в ходе дознания, следует, что О. 1 и 5 марта 2012 года в ночное время направился в магазин за сигаретами и спиртными напитками, а 12 марта 2012 года возвращался домой из гостей.

Судебная коллегия указала, что для установления обстоятельств вмененного О. преступления, предусмотренного ст. 314-1 УК РФ необходимо исследовать собранные по делу доказательства и фактические обстоятельства дела, тогда как настоящее дело было рассмотрено судом первой инстанции в особом порядке судебного разбирательства.

Из смысла кассационного определения видно, что фактический вывод суда о наличии в действиях О. уголовно-наказуемого деяния преждевременен.

В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания РФ в первом чтении принят законопроект о внесении изменений в ст. 314.1 УК РФ, которым планируется ввести понятие неоднократного несоблюдения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом./p>

Законопроектом предусматривается, что если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два и более раза в течение года, то оно будет привлекаться к уголовной ответственности.

Рассмотрение судами области уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 314 УК РФ.

Изучением установлено, что в 2013 году уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 314 УК РФ, в суды области не поступали.

Статья 314 УК РФ состоит из трех частей и предусматривает уголовную ответственность за три самостоятельных состава преступления:

– злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания;

– невозвращение в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, по истечении срока выезда либо неявка в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки;

– уклонение лица, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, от применения к нему принудительных мер медицинского характера.

Согласно примечанию к указанной статье уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью первой настоящей статьи, наступает в случае, когда ограничение свободы назначено лицу в качестве дополнительного наказания.

Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, наступает в случае, когда принудительные меры медицинского характера применяются к лицу после отбытия наказания.

Согласно ч. 4 ст. 58 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, признается:

а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;

б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля;

в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней;

г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в ч. 3 ст. 47.1 УИК РФ.

Непосредственным объектом злостного уклонения от отбывания наказания является установленный порядок исполнения назначенного судом дополнительного наказания в виде ограничения свободы.

Объективная сторона характеризуется совершением деяния в форме бездействия, то есть невыполнения требований, возложенных судом на осужденного при назначении дополнительного наказания в виде ограничения свободы, содержание которых закреплено в ст. 53 УК РФ.

Следует учитывать, что привлечь лицо к уголовной ответственности за указанные деяния можно только в случае злостного характера допущенных нарушений.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

Субъектом является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор, и которое не отбыло назначенное ему наказание в виде ограничения свободы.

Непосредственным объектом преступления по части 2 статьи 314 УК РФ является установленный порядок исполнения назначенного судом наказания в виде лишения свободы с учетом имеющихся отсрочек.

Объективная сторона уклонения от отбывания наказания в виде лишения свободы выражается в форме бездействия и состоит из двух деяний:

– невозвращения в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы этого учреждения, по истечении срока выезда;

– неявки в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки.

Состав преступления формальный, преступление считается оконченным с момента истечения срока, установленного для возвращения в исправительное учреждение, или в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы.

Данное преступление является длящимся и начинается с момента неявки в место отбывания наказания, а заканчивается в момент обнаружения или задержания осужденного.

Если приговор в отношении осужденного, который уклонялся от отбывания лишения свободы, отменяется и уголовное дело в отношении его прекращается либо если приговор изменяется и наказание осужденному заменяется на не связанное с лишением свободы, он не может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 314 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

Субъектом преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 314 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор, и которое не отбыло назначенное ему наказание в виде лишения свободы.

Непосредственным объектом преступления по части 3 статьи 314 УК РФ является установленный порядок применения принудительных мер медицинского характера к лицу, страдающему расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Объективная сторона выражается в бездействии лица, то есть в уклонении освобожденного после отбытия наказания осужденного от применения к нему принудительных мер медицинского характера. Состав данного преступления является формальным.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 314 УК РФ, является вменяемое совершеннолетнее лицо, которое осуждено за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдает, по заключению судебно-психиатрической экспертизы, расстройством сексуального предпочтения (педофилией).

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 314 УК РФ характеризуется прямым умыслом и целью уклониться от отбывания наказания.

В случае привлечения лица к ответственности по ст. 314 УК РФ, суду необходимо установить умысел осужденного уклониться от отбывания наказания. Отсутствие умысла исключает наступление ответственности по данной статье.

Судебная коллегия по уголовным делам Пензенского областного суда

Нарушение ограничений при административном надзоре

Здравствуйте. У меня был административный надзор после освобождения ст131 на 3 года(с 2014 года) с одним ограничением(отметка два раза в месяц). В конце срока надзора, были установлены дополнительные ограничения (запрещение нахождения вне помещения с 22.00 до 6.00 и отметка 4 раза в месяц). Осталось до конца надзора по решению суда 2,5 месяца, но инспектор пригрозил, что подаст документы в суд на продление надзора еще на 3 года, так как были нарушения ст 19.24 КоАП, два протокола(в связи с задержкой на работе, не успевал до 22.00 вернуться домой, но так как работаю не официально, то это считается нарушением).Мне посоветовали категорически отказаться выполнять ограничения, чтобы меня привлекли по ст.314 УК РФ (а именно дали срок с лишением свободы) и в дальнейшем после выхода на свободу освободиться от надзора. Сейчас при таком надзоре лучше находится в тюрьме, чем сидеть у матери на шее. Но у меня есть вопросы и я бы хотел получить на них ответы.

1.Если сейчас не отмечаться и не находится в помещении в определенное время и при задержании сообщить, что это делаю намерено, могут ли привлечь по ст 314 УК РФ?

2.Если привлекут по этой статье, то какое наказание могут вынести?

3.Отбыв наказание по ст.314 продлевается ли надзор до погашения судимости или нет?

Ответы юристов (2)

Если Вы намеренно будете нарушать порядок отбывания административного надзора в отношении Вас возбудят уголовное дело и привлекут к уголовной ответственности. При особом порядке можете получить 4-6 месяцев лишения свободы. Отбыв наказание надзор закончиться, но они снова могут обратиться с установлением административного надзора. Поэтому я считаю, что в Вашей ситуации инспектор может и не обратиться в суд на продление надзора или в суде объясните, почему вы нарушили условия отбывания, я считаю, что суд посчитает это уважительной причиной и инспектору откажет. Удачи!

Уточнение клиента

На снисхождение суда и инспектора надежды нет,а по какой причине могут продлить надзор?

11 Мая 2017, 17:19

Я не знаю как в Вашем регионе работают инспектора, но в нашем регионе они очень редко обращаются за продлением… Но согласно законодательства

Статья 7. Продление административного надзора
Административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Статья 9. Прекращение административного надзора

1. Административный надзор прекращается по следующим основаниям:
1) истечение срока административного надзора;
2) снятие судимости с поднадзорного лица;
3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания;
4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;
5) смерть поднадзорного лица.

4. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.
5. После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья 314 УК РФ. Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера (действующая редакция)

1. Злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания —

наказывается принудительными работами на срок до одного года либо лишением свободы на тот же срок.

2. Невозвращение в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, по истечении срока выезда либо неявка в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки —

наказывается принудительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Уклонение лица, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, от применения к нему принудительных мер медицинского характера —

наказывается лишением свободы на срок до одного года.

Примечания. 1. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью первой настоящей статьи, наступает в случае, когда ограничение свободы назначено лицу в качестве дополнительного наказания.

2. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, наступает в случае, когда принудительные меры медицинского характера применяются к лицу после отбытия наказания.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 314 УК РФ

1. Комментируемая статья содержит два близких по своей сути преступления: за злостное уклонение от отбывания наказания в ч. 1 предусмотрена ответственность в виде ограничения свободы, а в ч. 2 — лишения свободы.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК, состоит в злостном уклонении от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания (см. примечание к статье).

Характеристика злостности уклонения дана в комментарии к ст. 53 УК.

3. Преступление считается оконченным с момента, когда уклонение становится злостным.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК, характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления — лицо, в отношении которого ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания.

6. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314 УК, состоит из двух деяний:

1) невозвращения в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы этого учреждения, по истечении срока выезда;

2) неявки в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки.

Невозвращение в места лишения свободы лиц, которым был разрешен такой выезд, по истечении установленного срока — это специфическая форма уклонения от отбывания наказания в виде лишения свободы. Ее особенность заключается в том, что законные действия (оставление места отбывания наказания на законных основаниях, по разрешению управомоченного на то лица) перерастают в противоправные или преступные. Уголовная ответственность наступает в том случае, если осужденный не возвращается в место лишения свободы, имея при этом цель уклониться от отбывания наказания.

7. Преступление может выражаться в неявке в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, которому была предоставлена отсрочка исполнения приговора суда или отбывания наказания.

8. Преступление считается оконченным с момента истечения срока, установленного для возвращения в исправительное учреждение или в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы.

9. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314 УК, характеризуется прямым умыслом.

10. Субъект преступления — лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы.