Коап рф 126 ст

Оглавление:

Статья 126 НК РФ. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Текст статьи.

Комментарии к статье

Отвечает ли плательщик за непредставление документов, если они находятся в архиве?

Статья 126 Налогового кодекса РФ закрепляет ответственность налогоплательщиков в виде штрафов. Штрафы уплачиваются за уклонение от передачи требуемых документов в налоговую.

Инспекция ждёт документы от плательщика положенный срок, и, если они не будут переданы, взимает штраф.

Как быть плательщику, если требуемые Налоговой службой документы уже находятся в архиве? Имеет ли он право воспользоваться этим основанием, чтобы не передавать бумаги?

Нет официальной позиции, разъяснившей бы этот вопрос, но есть судебное решение. Суд признал нахождение документов в архиве недостаточным основанием для их непредставления. Несмотря на то, что бумаги уже переданы в архив, налогоплательщик имеет к ним доступ, а значит может передать нужные документы налоговой инспекции. За уклонение от передачи документов инспекция справедливо, по мнению суда, взыскала штраф в размере 200 рублей за каждую бумагу, как и предписывает статья 126 Налогового кодекса РФ в пункте первом.

Если документы потеряны или испорчены, освобождается ли плательщик от штрафа?

Обратимся к ст 126 НК РФ с комментариями 2016 года. Она содержит меру ответственности за непредставление истребуемых бумаг в налоговую. Если налогоплательщик не передает в срок необходимые документы, он наказывается штрафом.

Вопрос о том, как быть с бумагами, пришедшими в негодность или утерянными налогоплательщиком, остаётся открытым. В судебной практике есть два подхода к решению подобных споров.

Судьи в большинстве случаев считают потерю и порчу документов плательщиком уважительной причиной для их непредставления, и признают неправомерным взимание штрафа в этом случае. Так, Налоговый кодекс РФ в ст 126 содержит упоминание, что санкции применимы лишь тогда, когда документы у налогоплательщика в наличии. Если же лицо не может передать нужные документы в инспекцию по независящим от него причинам (естественно, это необходимо подтвердить), то применение к нему ответственности в виде штрафа незаконно. Чтобы освободиться от штрафа, нужно доказать, что утрачены или испорчены бумаги были из-за влияния внешних, независящих от плательщика налога факторов. Например, в результате пожара, затопления, аварии, кражи и т.п. причин. Это преобладающая правовая позиция.

Суды расходятся в вопросе восстановления утраченных документов. По одному из мнений, штраф по ст 126 НК РФ применим только при непредставлении документов. Ответственность не связывается с их восстановлением. Поэтому судьи считают незаконными штрафы инспекции даже в тех случаях, когда плательщик утерянные бумаги мог бы восстановить.

Но некоторые судьи применяют иной подход. Они считают, что налогоплательщик может быть правомерно привлечён к ответственности в виде штрафа, если он не восстановил утраченные документы. Штраф по решению суда может быть взыскан в полном размере, если плательщик имел возможность восстановить бумаги, но не принял к этому никаких мер. Или, в одном из случаев, суд снизил штраф, взяв во внимание гибель документов при пожаре, но в целом посчитал применении санкции правомерной.

Итак, по преобладающей позиции, исходя из толкования норм ст 126 НК РФ с комментариями 2016 г., плательщик может быть освобождён от уплаты штрафа при утрате документов по решению суда. Нужно только предоставить доказательства, что потеряны они были не по вине налогоплательщика. Однако есть вероятность, что суд признает штраф правомерным, принимая во внимание необходимость восстановления утраченных бумаг.

Взимается ли штраф, если требуемые бумаги были переданы в гос. органы?

На 2016 год нет официальной позиции по этому вопросу. НК РФ не разъясняет, можно ли привлечь налогоплательщика к ответственности, если он уже передал требуемые от него налоговой службой бумаги другим государственным органам.

Остаётся опираться на комментарии к законодательству и судебные решения по подходящим спорам.

Исходя из практики, до настоящего момента судами применяется единая позиция. Считается, что взыскание штрафа по п 1 ст 126 НК РФ неправомерно, если требуемые налоговым органом документы отсутствуют налогоплательщика по причине изъятия другими государственными органами.

Если плательщик передал документы, например, в органы МВД или ФСБ, то требовать уплаты штрафа за непредставление этих же документов налоговая служба не имеет права. Причём в отдельном случае арбитражный суд также отклонил довод налоговой службы о том, что на самом деле бумаги в правоохранительные органы плательщиком не передавались. Суд отверг этот довод, так как он не был обоснован и доказан.

Итак, если требуемые налоговой бумаги уже были отданы в гос. органы или изъяты ими, штраф за их непредставление по ст 126 НК РФ не взимается. Когда к плательщику налога в таких обстоятельствах применен штраф, его можно оспорить в суде.

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

СТ 126 НК РФ.

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 — 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

1.1. Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями

влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 рублей.

1.2. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

2. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей.

3. Утратил силу с 1 июля 2002 г.

Комментарий к Ст. 126 Налогового кодекса

Комментируемая статья содержится в главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса Российской Федерации и указывает на санкции, которые будут применены к правонарушителю за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. С точки зрения административной ответственности данный состав правонарушения имеет свое закрепление в ст. 15.6 КоАП РФ. В данном случае в специфике рассматриваемой нами статьи речь идет о налоговой ответственности за одноименное нарушение законодательства о налогах и сборах.

Данный состав можно квалифицировать в общем виде как виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента или других лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Данный состав правонарушения определяется как формальный, поскольку общественно опасные последствия в его рамках подразумеваются, но установление их конкретного содержания не является обязательным для привлечения к ответственности.

Размер налогового штрафа устанавливается в абсолютном размере.

Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена данной статьей, являются фискальные отношения (общественные отношения в сфере налогообложения и организации налогового контроля), которым причиняется ущерб. Данный состав можно квалифицировать как некое воспрепятствование законной деятельности налоговых органов.

Объективная сторона данного правонарушения, определенного нами как формальное, характеризуется фактом совершения противоправного деяния, а именно в пункте 1 комментируемой статьи таким деянием выступает непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Далее часть первая отграничивает состав содержащегося в ней правонарушения от иных статей НК РФ, а именно от ст. 119, характеризующей непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества), от ст. 129.4, регламентирующей неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках и представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках, а также от ст. 129.6, идентифицирующей неправомерное непредставление уведомлений и представление недостоверных сведений в уведомлениях о контролируемых иностранных компаниях, об участии в иностранных компаниях. Более того, пунктом первым отграничивается объективная сторона от пункта 1.1 данной статьи, которая, в свою очередь характеризуется как непредставление налоговому органу документов, предусмотренных п. 5 ст. 25.15 (финансовая отчетность контролируемой иностранной компании или иные документы в случае ее отсутствия, а также аудиторское заключение по вышеупомянутой финансовой отчетности, если личный закон этой контролируемой иностранной компании устанавливает обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности) НК РФ, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями. Данное вынесение в п. 1.1 такого состава представляется очень важным, поскольку если за пункт 1 ответственность устанавливается в размере 200 рублей, то за совершение правонарушения, вынесенного в п. 1.1, величина взыскания составляет сумму, превышающую штраф за нарушение по п. 1 данной статьи в 500 раз, т.е. 100 000 рублей.

Таким образом, возникает вопрос о том, непредставление каких именно документов и (или) сведений может послужить основанием для привлечения к ответственности по данной статье. В письме Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. N АС-4-2/[email protected] «О доведении информации до налоговых органов» перечислен перечень документов, за непредставление которых возможно привлечение к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. Такими документами являются: 1) для организаций: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, аудиторское заключение или заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (если организации, в соответствии с федеральными законами, подлежат обязательному аудиту или обязательной ревизии), пояснительная записка; 2) для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг): бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств; 3) для государственных (муниципальных) учреждений: документы, входящие в состав бухгалтерской отчетности таких учреждений в соответствии с Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений». Также в данном письме содержится информация о том, что налоговые органы при определении размера штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ должны руководствоваться полным перечнем документов, входящих в состав бухгалтерской отчетности конкретной организации, и определять сумму штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ, который должен входить в состав бухгалтерской отчетности.

Объективная сторона п. 2 характеризуется непредставлением в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, более того, такое деяние не должно содержать признаков правонарушения, регламентируемого ст. 135.1 НК РФ (то есть непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган). Санкции для данного состава правонарушения установлены в разных размерах: для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в размере 1000 рублей, а для организаций и индивидуальных предпринимателей — в размере, превышающем штраф к уплате физическим лицом в 10 раз, то есть 10 000 рублей.

Субъектом данного правонарушения выступает по п. 1 налогоплательщик (лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы), который может быть как плательщиком сбора непосредственно — физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (для физических лиц возраст привлечения к ответственности наступает по достижении 16 лет) или организация, — так и налоговым агентом (лицом, на которое возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ).

По п. 1.1 комментируемой статьи выделяется особый субъект — контролирующее лицо. По п. 3 ст. 25.13 данный субъект определяется как физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов, а также физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации (для физических лиц — включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов. П. 5 ст. 25.13 также установлено, что контролирующим лицом организации может быть признано лицо, не отвечающее вышеприведенным признакам, но осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.

Субъектами по ч. 2 комментируемой статьи признаются организации или индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Субъективная сторона данного состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности по всем пунктам.

К статье 126 отсылает статья 93, которая регламентирует истребование документов при проведении налоговой проверки в пункте 4, то есть отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых во время проведения налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Что касается ст. 93.1, регламентирующей истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, она отсылает как к ст. 126, так и к родственной ей ст. 129.1 (комментируемой ниже). Так, в п. 6 ст. 93.1 устанавливается, что отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ, тогда как ответственность по ст. 129.1 влечет неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации. Четкое разграничение ответственности по двум статьям при непредставлении документов и информации контрагентом проверяемого налогоплательщика в порядке ст. 93.1 НК РФ было введено с 1 января 2014 года. Мы полагаем, что законодатель внес изменения в статью, разграничив ответственность по ст. 126 и ст. 129.1 из-за противоречий, сложившихся в судебной практике по этому вопросу. Дело в том, что согласно ранее действовавшей редакции п. 6 ст. 93.1 НК РФ непредставление документов, истребуемых у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц, располагающих документами или информацией о деятельности такого налогоплательщика, влекло ответственность по ст. 129.1 НК РФ, однако налоговые органы, несмотря на прямое указание на ст. 129.1 в тексте Кодекса, за непредставление документов по требованию, выставленному на основании ст. 93.1 НК РФ, привлекали виновных к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ. Что касается вышеупомянутых противоречий в практике, то ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 17.03.2009 N А33-9821/08-Ф02-942/09 указал на неправомерность взимания штрафа по п. 2 ст. 126 НК РФ в случае непредставления документов, истребованных на основании ст. 93.1 НК РФ, поскольку ст. 93.1 НК РФ прямо предусмотрено привлечение к ответственности по ст. 129.1 НК РФ. Аналогичной позиции придерживались и иные суды (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 03.06.2013 N Ф03-6629/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2013 N А15-1092/2012). Однако ФАС Московского округа в Постановлении от 22.07.2011 N КА-А40/7621-11 признал правомерность взыскания штрафа по п. 2 ст. 126 НК РФ.

Можно предположить, что сведения, речь о которых идет в ст. 126 НК РФ, носят документарный характер, тогда как под сведениями, упомянутыми в ст. 129.1, можно понимать и сообщение сведений или информации устно. Однако, принимая во внимание применение комментируемой статьи к налоговым агентам, можно сказать, что п. 2 ст. 230 указывает, что налоговыми агентами сведения представляются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях, а при численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять сведения на бумажных носителях. Также в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11 мая 2001 года N БГ-6-18/[email protected] указано, что при применении к налоговым агентам ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ необходимо учитывать, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе.

Статья 15.6 КоАП РФ. Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Новая редакция Ст. 15.6 КоАП РФ

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

2. Нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Комментарий к Статье 15.6 КоАП РФ

1. Налоговый контроль — деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, которые предусмотрены Налогового кодекса.

Следует отметить, что ст. 31 Налогового кодекса в предыдущей редакции не давала полного представления о правовых основаниях истребования документов, наделяя налоговые органы правом требовать у налогоплательщика или налогового агента «документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов». Что ставило налогоплательщика в крайне неудобное положение, по сути, ущемляла его права. Данная норма не в полной мере корреспондировала с пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса, возлагающим на налогоплательщика обязанность «представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налогового кодекса, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Фактически Налогового кодекса наделял налоговые органы правом истребовать в ходе налоговых проверок неограниченное количество любых документов. При этом следует отметить, что налоговые инспекции активно пользовались данным полномочием.

Государственный орган, имея безусловное право требовать от налогоплательщика представления документов, должно реализовывать это право исключительно в рамках определенной процедуры. Это тесно связывает данную норму с положениями, регулирующими осуществление налоговыми органами мероприятий налогового контроля.

Порядок истребования документов для налоговой проверки, установленный п. 1 ст. 93 Налогового кодекса, является единым для всех видов налоговых проверок и гарантирует защиту прав налогоплательщика при проведении проверок.

В то же время нельзя не отметить, что в последнее время такое мероприятие налогового контроля, как камеральная налоговая проверка, использовалась налоговыми органами довольно широко. В отличие от выездных налоговых проверок проведение камеральных проверок не было обусловлено серьезными ограничениями (наличие специального решения руководителя налогового органа, недопустимость проведения повторных проверок и т.п.). К тому же ст. 88 Налогового кодекса позволяла налоговым органам истребовать у налогоплательщиков «документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов». По этим причинам налоговые органы практиковали проведение камеральных налоговых проверок в любой ситуации, когда у них возникает потребность ознакомиться с документами налогоплательщика.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ внес изменения в процедуру истребования документов. Так, в Налоговый кодекс добавлена новая ст. 93.1. Положительными для налогоплательщиков можно считать изменения в ст. 88 Налогового кодекса, которые касаются перечня документов, запрашиваемых у организации при камеральных проверках. Законодатель определил, что помимо документов, которые организации обязаны представить вместе с налоговой декларацией, налоговые органы могут требовать только документы, которые подтверждают:
———————————
См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3436.

— право на льготу при налогообложении;

— правомерность применения вычетов по НДС;

— исчисление и уплату налогов, связанных с использование природных ресурсов.

Кроме того, с 2010 года вступает в силу положение, в котором будет указано, что при налоговой проверке работники налоговых органов не смогут требовать документы, которые уже были представлены в инспекцию в ходе камеральной или выездной проверки.

Интересна позиция, которую заняли арбитражные суды. В Постановлении от 15.06.2004 при рассмотрении дела N А56-28520/03 ФАС СЗО указал на недопустимость произвольного истребования у налогоплательщика всего объема первичных учетных документов и счетов-фактур.

Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29 сентября 2003 г. N А26-2708/03-211 сказано: «НК не предусматривает право налоговых органов истребовать у организаций в рамках встречной налоговой проверки сведения о поставщиках, в отношении которых налоговым органом не проводится налоговая проверка. Поэтому арбитражный суд признал необоснованным требование налогового органа о представлении налогоплательщиком информации о поставщиках реализованных на экспорт товаров».

Согласно Постановлению ФАС Уральского округа от 17 ноября 2003 г. N Ф09-3840/03-АК, «требования о предоставлении иных документов, не имеющих прямого отношения к цели проверки, нарушает конституционные права налогоплательщика.

При этом в указанных требованиях инспекция запросила документы, которые не имеют прямого отношения к данной форме налогового контроля — камеральной проверке (табели учета рабочего времени, приказы и договоры общества, сведения о количестве отработанного времени каждого физического лица в календарных днях), т.е. превысила свои полномочия, предусмотренные пунктом 4 статьи 88 НК».

А вот цитата из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2003 г. N А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1: «При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать все документы, относящиеся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика; им могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах».

Кроме того, необходимо обратить внимание на следующее: в информационном письме Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 сказано, что санкция, предусмотренная п. 1 ст. 126 Налогового кодекса, не может быть применена за непредставление документа, который хотя и поименован в нормативном правовом акте как обязательный к представлению, но является приложением к налоговой декларации (налоговому расчету).

2. Органы юстиции, которые выдают лицензии на право нотариальной деятельности и наделяют нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа:

— о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности;

— о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой;

— о физических лицах, освобожденных от частной практики нотариуса.

Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения:

— об адвокатах, внесенных в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования);

— об адвокатах, исключенных из указанного реестра;

— о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

Органы, которые осуществляют регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных:

— о фактах регистрации физического лица по месту жительства;

— о фактах рождения и смерти физических лиц.

Органы, которые осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, которые осуществляют регистрацию транспортных средств, обязаны в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации сообщать сведения:

— о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе,

— о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах.

Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения:

— об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными;

— об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности;

— о дееспособных физических лицах, над которыми установлено попечительство в форме патронажа;

— о физических лицах, признанных судом безвестно отсутствующими;

— о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом.

Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения:

— о выдаче свидетельств о праве на наследство

— о нотариальном удостоверении договоров дарения.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:

— о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;

— о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.

Органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об аккредитации (о лишении аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц в течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации).

Другой комментарий к Ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, права и интересы налогоплательщика, порядок осуществления налогового контроля, установленные Налоговым кодексом РФ, иными нормативными актами.

2. Под налоговым контролем (надзором) следует понимать проведение проверки выполнения и соблюдения налогоплательщиками, а также должностными лицами налоговых органов при осуществлении их деятельности обязательных требований, стандартов, условий, установленных законодательством в сфере налогообложения.

3. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок. Налоговым кодексом предусматриваются: камеральные, выездные налоговые проверки, а также повторные налоговые проверки.

4. Особенностью проведения повторной выездной налоговой проверки является то, что она может проводиться в исключительных случаях: в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика); вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

5. Поводом для представления в установленный срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля, является мотивированный запрос налогового органа, проводящего проверку соответствующего налогоплательщика (налогового агента, банка).

Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий (ст.93 НК).

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, Налогового кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (ст.82 НК).

6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 настоящей статьи, характеризуется действием (бездействием) и выражается в:

а) непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в надлежащем порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

б) отказе от представления в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в действующем порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

в) представлении таких сведений в неполном объеме или искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.

7. Предметом правонарушения являются оформленные в установленном порядке документы, содержащие сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие полученные доходы и произведенные расходы.

8. Под непредставлением сведений или отказом их представить следует понимать невыполнение письменного мотивированного требования налогового органа представить документы, истребуемые в целях налогового контроля, а также представление сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Не являются искаженными данные, полученные в результате спорной трактовки юридической природы фактов, влияющих на процесс определения налоговой базы и исчисления налогов.

9. Ответственность за непредставление сведений налоговому органу предусмотрена ч.2 ст.15.6 и вытекает также из необходимости осуществления налогового контроля за реализацией обязанности налоговых агентов; органов, осуществляющих регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, регистрацию физических лиц по месту жительства, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним.

Под непредставлением в этом случае понимается несообщение или несвоевременное сообщение, а также представление в неполном объеме или в искаженном виде информации и документов, предоставление которых входит в служебные обязанности должностных лиц органов исполнительной власти, частных нотариусов, иных лиц.

10. Квалифицирующим признаком является нарушение срока сообщения следующих сведений:

согласно ст.85 НК РФ пятидневный срок (со дня соответствующего нотариального удостоверения) предоставления сведений о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения установлен для органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, нотариусов, осуществляющих частную практику; для органов опеки и попечительства, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и иных аналогичных учреждений, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку и попечительство или управление имуществом подопечного;

десятидневный срок (со дня соответствующей регистрации) установлен для органов, осуществляющих регистрацию, перерегистрацию, реорганизацию или ликвидацию организаций, регистрацию физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность; выдачу лицензий, свидетельств или иных подобных документов частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам; регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; регистрацию или учет недвижимого имущества или транспортных средств; регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами.

Согласно ст.86.2 НК РФ предусмотрена обязанность организаций или уполномоченных лиц, связанных с проведением контроля за расходами физического лица, представлять в течение 15 дней информацию о зарегистрированных сделках купли-продажи недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, культурных ценностей, золота в слитках.

11. Несообщение об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган квалифицируется по ст.15.7 КоАП РФ (Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику).

12. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

13. Субъектами указанного нарушения могут быть граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, должностные лица юридических лиц, а также должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариус или должностное лицо, уполномоченное совершать нотариальные действия.

Разграничение ответственности по НК РФ и КоАП РФ за непредставление сведений для налогового контроля

Е.В. Овчарова,
старший юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», канд. юрид. наук

Наиболее актуальной проблемой квалификации противоправных деяний, ответственность за которые предусмотрена как в НК РФ, так и в КоАП РФ, является проблема разграничения административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля по статьям 126, 129.1 НК РФ и статье 15.6 КоАП РФ.

Административная ответственность за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля, предусмотрена в статьях 126 НК РФ, 129.1 НК РФ и в статье 15.6 КоАП РФ. В связи с этим возникают проблемы правовой квалификации правонарушения, выразившегося в непредставлении сведений налоговому органу. В случае неправильной квалификации, то есть неправильного применения нормы НК РФ или КоАП РФ, лицо считается привлеченным к административной ответственности незаконно. На этом основании суд должен отказать налоговому органу в удовлетворении иска о взыскании штрафа по НК РФ.

Правильность такого подхода подтверждается постановлениями Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2002 по делу № А26-4687/02-29 и от 23.01.2003 по делу № А13-6253/02-08. В этих постановлениях суд кассационной инстанции отмечает, что при неправильной квалификации правонарушения, ответственность за которое предусмотрена НК РФ, у налогового органа отсутствует право на переквалификацию по другой статье НК РФ и применение санкции, указанной в решении о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. На этом основании суд кассационной инстанции делает вывод, что при таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции об отказе в иске о взыскании штрафа по НК РФ законно и обоснованно.

При применении административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для проведения налогового контроля, часто возникают вопросы: при каких обстоятельствах применяется ответственность по той или иной статье НК РФ и КоАП РФ, где предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений налоговым органам, и может ли в таких случаях одновременно применяться ответственность и по НК РФ, и по КоАП РФ?

В законодательстве и в судебной практике разграничение административной ответственности за непредставление сведений налоговым органам проводится следующим образом.

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений) между НК РФ и КоАП РФ

В пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дано следующее разъяснение арбитражным судам при решении вопроса о соотношении положений КоАП РФ и части первой НК РФ:

«Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3—15.9 и 15.11 КоАП РФ. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций.

Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ».

Из этого следует, что при непредставлении организациями документов (сведений), необходимых для налогового контроля, организации привлекаются к ответственности по статье 126 или 129.1 НК РФ, а виновные в непредставлении таких документов (сведений) должностные лица этих организаций одновременно привлекаются к ответственности по статье 15.6 КоАП РФ.

В примечании к статье 2.4 КоАП РФ указано, что по общему правилу индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица организаций, если законом не установлено иное. В примечании к статье 15.3 КоАП РФ предусмотрено исключение из этого общего правила для индивидуальных предпринимателей: ответственность, предусмотренная в статьях 15.3—15.9 и 15.11 КоАП РФ, применяется только к должностным лицам организаций.

Из этого можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели при непредставлении ими документов (сведений), необходимых для налогового контроля, привлекаются к административной ответственности по НК РФ, а не по КоАП РФ.

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений), необходимых для налогового контроля, между Налоговым кодексом РФ (статьи 126 и 129.1) и Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 15.6) проводится только по кругу лиц, привлекаемых к ответственности.

К ответственности за непредставление документов (сведений) по НК РФ (статьи 126 и 129.1) привлекаются организации и индивидуальные предприниматели, а по КоАП РФ (ст. 15.6) — должностные лица организаций и, как указано в пункте 1 статьи 15.6 КоАП РФ, физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей.

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений), предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 126 НК РФ

По кругу участников налоговых правоотношений:

• к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ привлекаются организации и индивидуальные предприниматели — налогоплательщики или налоговые агенты;

• к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ привлекаются иные организации — не налогоплательщики и не налоговые агенты, а также не банки, представляющие документы в налоговые органы по их требованию.

Такой подход в разграничении ответственности подтверждается судебной практикой. Согласно Постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 22.11.2001 по делу № А82-126/2001-А/9 ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ применяется к налогоплательщикам и налоговым агентам и не может применяться к депозитариям. В соответствии с Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2002 по делу № А05-10154/01-529/12 штраф за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике по пункту 2 статьи 126 НК РФ к налогоплательщику не применяется.

По содержанию обязанностей, за нарушение которых наступает ответственность. Ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ применяется к налогоплательщикам или налоговым агентам за непредставление документов об уплате налогов или обязанностях налогового агента:

• при непредставлении в налоговый орган документов, когда эта обязанность должна исполняться без требования налоговых органов о представлении документов;

• при нарушении установленного законом срока представления в налоговый орган документов, когда эта обязанность должна исполняться без требования налоговых органов.

(Исключения из этих правил составляют случаи непредставления налоговых деклараций и сведений об открытии и закрытии счетов в банке. В этих случаях ответственность наступает соответственно по статьям 119 и 118 НК РФ — данные нормы являются специальными по сравнению с общей нормой пункта 1 статьи 126 НК РФ.);

• при непредставлении в налоговый орган документов по требованию налогового органа;

• при представлении по требованию налогового органа документов с недостоверными сведениями.

В соответствии с пунктом 19 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации [ сноска 1 ] , несвоевременное уведомление организацией-налогоплательщиком налогового органа о внесении изменений в учредительные документы данной организации влечет взыскание с соответствующей организации штрафа в однократном размере по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Обязанность организации-налогоплательщика по уведомлению налогового органа об изменениях в уставных документах в 10-дневный срок с момента регистрации таких изменений предусмотрена в пункте 3 статьи 84 НК РФ. Эта обязанность должна исполняться организацией без какого-либо запроса налогового органа.

Из постановлений ФАС Московского округа от 19.11.2001 по делу № КА-А40/6695-01, ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2002 по делу № А 05-12744/01-688/19 следует, что при отсутствии в законе прямой обязанности налогоплательщика или налогового агента представлять определенные документы в налоговый орган в установленный законом срок ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ применяется только в случае, если соответствующие документы были истребованы у налогоплательщика налоговым органом.

Ответственность по пункту 2 статьи 126 НК РФ применяется к организациям, за исключением налоговых агентов и банков, у которых истребуются документы о других налогоплательщиках:

• при непредставлении в налоговый орган документов по запросу налогового органа;

• при представлении документов с недостоверными сведениями.

Из Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.05.2001 по делу № Ф04/1341-237/А03-2001 следует, что ответственность по пункту 2 статьи 126 НК РФ применяется в случаях непредставления в налоговый орган документов по запросу налогового органа.

В целом необходимо отметить, что из содержания ряда постановлений ФАС различных судебных округов следует, что отсутствие у лица истребуемых и запрашиваемых налоговым органом документов исключает его привлечение к ответственности по статье 126 НК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 25.10.2002 по делу № КА-А40/7033-02; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.01.2002 по делу № Ф03-А701-2/2800; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.05.2001 по делу № Ф04/1341-237/А03-2001).

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений), предусмотренных статьями 126 и 129.1 НК РФ

В пункте 18 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Президиум ВАС РФ указал, что в силу пункта 1 статьи 129.1 НК РФ лицо может быть привлечено к ответственности за несвоевременное сообщение налоговому органу сведений, которые оно в соответствии с Налоговым кодексом РФ должно сообщить, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ. Исходя из этого, ответственность по статье 129.1 НК РФ применяется в случаях, не предусмотренных статьей 126 НК РФ.

К ответственности по статье 129.1 НК РФ привлекаются организации, за исключением налоговых агентов и банков, на которых Налоговым кодексом РФ возложены обязанности представлять в налоговый орган в установленный срок документы (сведения), связанные с исполнением обязанностей уплаты налогов другими налогоплательщиками, без запроса налогового органа.

Ответственность по статье 129.1 НК РФ наступает для этих лиц по истечении срока, установленного НК РФ.

Фактически эта ответственность наступает в случаях, когда обязанность представления сведений и срок ее исполнения прямо предусмотрены НК РФ. Так, в статье 85 НК РФ указано, что организации, ведущие государственную регистрацию организаций, индивидуальных предпринимателей, недвижимого имущества, транспортных средств, а также физических лиц по месту жительства, обязаны сообщать об этом в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 10 дней. Организация обязана представить такие сведения в установленный законом срок без запроса налогового органа. За неисполнение обязанности применяется ответственность по статье 129.1 НК РФ. Это подтверждается в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2002 по делу № А56-6946/02, которым удовлетворен иск налогового органа о взыскании с УВД Выборгского района Ленинградской области штрафа в размере 5 тыс. руб. по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ за неоднократное несвоевременное сообщение в налоговый орган сведений о регистрации физических лиц по месту жительства.

Исключение из этого правила составляют случаи привлечения к ответственности организаций за непредставление ими сведений в порядке налогового контроля за расходами физического лица, обязанность представления которых без запроса налогового органа предусмотрена в статье 86.2 НК РФ. Эти организации привлекаются к ответственности по статье 126 НК РФ.

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений), предусмотренных частями 1 и 2 статьи 15.6 КоАП РФ

В частях 1 и 2 статьи 15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность:

• за непредставление в налоговые органы в установленный законом срок документов (сведений), необходимых для налогового контроля;

• за представление в налоговые органы документов (сведений), необходимых для налогового контроля, в неполном объеме;

• за представление в налоговые органы документов (сведений), необходимых для налогового контроля, в искаженном виде.

В части 1 статьи 15.6 КоАП РФ также предусмотрена ответственность за отказ от представления в налоговые органы документов (сведений), необходимых для налогового контроля. Причем ответственность по статье 15.6 КоАП РФ наступает в случаях, когда эта обязанность предусмотрена законом как без запроса налогового органа, так и по его запросу.

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений) по пунктам 1 и 2 статьи 15.6 КоАП РФ фактически проводится только по кругу лиц.

К административной ответственности по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ привлекаются:

• физические лица — налогоплательщики, за исключением индивидуальных предпринимателей (см. примечание к статье 15.3 КоАП РФ);

• должностные лица организаций — налогоплательщиков, налоговых агентов. (Исключение составляют случаи непредставления налоговых деклараций и сведений об открытии и закрытии счетов в банке. В этих случаях к должностным лицам организаций-налогоплательщиков применяется ответственность соответственно по статьям 15.5 и 15.4 КоАП РФ, так как указанные нормы являются специальными по сравнению с общей нормой пункта 1 статьи 15.6 КоАП РФ.);

• должностные лица других организаций, на которые возложена обязанность представления документов (сведений) в налоговый орган, за исключением должностных лиц, перечень которых предусмотрен в части 2 статьи 15.6 КоАП РФ.

К административной ответственности по части 2 статьи 15.6 КоАП РФ привлекаются:

• должностные лица органа, проводящего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• должностные лица органа, выдающего физическим лицам лицензии на право занятия частной практикой;

• должностные лица органа, проводящего регистрацию лиц по месту жительства;

• должностные лица органа, регистрирующего акты гражданского состояния;

• должностные лица органа, ведущего учет и регистрацию имущества и сделок с ним;

• нотариусы или должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия.

Штрафы по статьям 126 и 129.1 НК РФ и по статье 15.6 КоАП РФ взыскиваются в судебном порядке (п. 7 ст. 114 НК РФ; ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Дела о взыскании штрафов по статьям 126 и 129.1 НК РФ рассматриваются в арбитражных судах (глава 26 АПК РФ), а дела о взыскании штрафов по статье 15.6 КоАП РФ — мировыми судьями, при отсутствии мировых судей — судьями районных судов (ст. 23.1 КоАП РФ).

Сложность юридической техники при регламентации административной ответственности за непредставление сведений для налогового контроля и важность сравнительного анализа каждой из норм об установлении такой ответственности в НК РФ и в КоАП РФ для правильной квалификации противоправных деяний свидетельствует о необходимости унификации административной ответственности за правонарушения в налоговой сфере, имеющие одинаковые объект и объективную сторону.

[ сноска 1 ] См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71.

Ключевые слова: административная ответственность, представление сведений, налоговый контроль, привлечение к ответственности, разграничение, administrative liability, holding liable, separation, submission of information, tax control