Кл час права и обязанности детей

Классный час по правовому воспитанию 5 класс

Классный час на тему: Всемирный день прав ребёнка

Классный час в 5 классе на тему «Права и обязанности детей»

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Права детей учитель запишет на доске, затем в ходе классного часа прочитает детям. Не следует подробно разъяснять суть каждого права, лучше сосредоточить внимание на игровых ситуациях, которые побуждают детей к высказываниям, к осознанию своих прав и обязанностей.

Сценарий содержит ряд игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у детей. Поэтому желательно, чтобы игровые сценки исполнили сами дети. Хотя все реплики может прочесть и учитель.

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Подготовительная работа с детьми

Подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках (роли: мама, сын, учитель, ученик, ученица, Маугли, Гарри Поттер). Сценки очень короткие, репетировать их не надо, достаточно раздать детям слова.

Оформление класса

На перемене перед классным часом написать на доске:

Права и обязанности детей

20 ноября — Всемирный день прав ребенка

Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.)

Дети — все человеческие существа до 18 лет (статья 1)

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

План классного часа

2. Интерактивная беседа «Право на имя».

3. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

4. Ролевая игра «Юридическая консультация».

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Игра «Имена»

Классный руководитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября — это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка».

Сегодня мы и будем говорить о правах детей.

Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.

Учитель называет свое имя, например: «Анна — аккуратная». Учитель показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.

II. Интерактивная беседа «Право на имя»

Классный руководитель. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

Дети. Конечно, имеем.

Классный руководитель. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.

Классный руководитель. Да, это первый ваш документ. А что там еще записано, кто знает?

Дети. Там еще записаны имена наших родителей.

Классный руководитель. Правильно, а еще там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?

Примерные ответы детей:

— В Конституции, законах, указах и т. п.

— Разрабатывали президент, депутаты и т. п.

III. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

Классный руководитель. Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право — право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция — это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира?

Учитель показывает на доску, на которой записаны права детей, читает записи.

IV. Ролевая игра «Юридическая консультация»

Классный руководитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация — это совет, разъяснение, а юристы — это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка». »

Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

— Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

Примерные ответы детей:

— Не все знают права детей.

— Не считают детей полноценными людьми.

— Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми.

Классный руководитель. Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.

V. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Классный руководитель. Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей — обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности — дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом — рисованием!

Классный руководитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Дети. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Петров?

Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Классный руководитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Примерные ответы детей:

— Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести — за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

— Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Классный руководитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Дети. Конвенцию «О правах ребенка».

Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?

Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?

Примерные ответы детей:

— Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

— Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

Примерные ответы детей:

— Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

— Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.

— Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.

Классный час «Права и обязанности учащихся».

Цели:

Показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.

Показать единство прав и свобод.

Доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.

Способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению.

Развивать мышление и воображение.

Цели для учащихся:

Убедиться (поверить) и запомнить, что у любого человека нет прав без обязанностей.

Понять, что обязательный человек — это успешный человек.

План занятия

Обобщение понятий «права» и «обязанности» школьника.

Работа над принципом единства прав и обязанностей (на примере ситуаций из школьной жизни)

Решение кроссворда по теме занятия.

Обязательный человек — это успешный человек (заключение)

Ход урока

1. Сообщение темы и цели классного часа Тема нашего классного часа «Права и обязанности школьников»

— Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.

Все мы разные, но одно у нас общее — это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

Работаем под девизом «Вместе дружно, а врозь — хоть брось»

Как вы понимаете эти слова?

2. Обобщение понятий «права» и «обязанности» школьника.

— Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право?

Право — это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.

— Где права, там и обязанности. Что значит — обязанности?

— Обязанность — это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

— В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?

— Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

— Как вы думаете, права — отдельно, обязанности — отдельно?

(-Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право — нарушить порядок. Нарушить порядок — нарушить обязанности)

— Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья, учителя

Самая маленькая форма государства — это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности.

Из предложенного списка выберите , что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.

право свободно выражать свои взгляды и мнения

право на образование

право жить с родителями

право на защиту от насилия

помогать по дому

заботиться о старших

стараться самому обслуживать себя

заботиться о младших

не обсуждать поступки родителей с посторонними

Психогимнастика «Выйти к свету»

— А сейчас займите удобное положение расслабьтесь и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой — то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

— Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно.)

— Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.

— А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, радость.)

— Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.

Работа с ситуациями (- Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)

— Вспомните, что иногда случается на уроках.

(- Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения)

— А теперь давайте разбираться. Что же происходит? У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право? Право, которое защищают все законы и все документы!

— Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.

— Посмотрите, как это можно изобразить.

(- Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова)

(- На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями)

(- разбор принятого ранее решения по пользованию сотовым телефоном на уроке)

(- Кто имеет право ограничить ваши права)

(- правила законопослушных людей)

Ответы на вопросы.

1. Норма, правило, установленное и охраняемое государством.

2. Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду.

3. У взрослых право на работу,
А у детей есть на ::

4. У всех есть право на.
Я маму так свою люблю.
Люблю братишку сорванца
И очень я люблю отца.

5. Вот, к примеру, право.
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
Она нам всем нужна.

-Обязательный человек — это успешный человек (заключение)

Итог урока.

— Обязанность — обязательный человек — это какой человек? (Ответы детей).

— Это тот, кто выполняет свои обязанности, кто не нарушает законы.

Это законопослушный человек. Стать законопослушным, обязательным человеком очень важно для вашей будущей самостоятельной жизни. В любом учреждении, училище, заводе, фирме, где вы будете учиться или работать вам предложат подписать контракт — трудовой договор или договор о выполнении устава училища.

— После нарушения трудовых обязательств следует увольнение с работы, исключение из училища. Необязательный, невоспитанный, неаккуратный работник не нужен на производстве. Помните об этом.

«Мои права и обязанности» классный час

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа – комплекс №19» акимата г. Усть-Каменогорска

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

ГВИАНИДЗЕ НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

«Воспитание и только воспитание — цель школы»
Песталоцци.

Пояснительная записка к классному часу «Мои права и обязанности»

Юным гражданам Казахстана предстоит «открыть» дверь в новом веке и жить в третьем тысячелетии. И от того, какими они вырастут, во что будут верить, что будут принимать за основной устав в жизни, зависит судьба нашего Государства. Начатое отцами и дедами великое дело возрождения Казахстана завтра будет в руках юных граждан нашей страны. Хочется надеяться, что подрастающее поколение сделает мир лучше, добрее, разумнее. Правовое воспитание помогает развитию способности развития инициативности — тех качеств, без которых не возможно формирование гражданина нового Казахстана — носителя великой культуры, великого народа. Данный урок помогает защитить права ребенка в семье, в школе, в социуме; воспитавать правовое сознание, законопослушание и право — защищенность. Президент нашей страны Н.А. Назарбаев в своем программном документе «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» сказал, что отсутствие предмета «Казахстанское право» ведет к правовому нигилизму и безграмотности молодежи. Сегодня растет число подростков – правонарушителей, подростков не знающих, чем заняться. Поэтому актуально и важно проводить классные часы, беседы, диспуты и т.д. по правам и обязанностям учащихся школы.

Повышение правовой грамотности младших школьников, развитие гражданско – правовой культуры; формирование правовой компетентности через регулярное проведение занятий; взаимодействие учителя с родителями, учащимися и органами правопорядка.

Познакомить учащихся с Всеобщей Декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РК «О правах ребенка».

Формировать положительное отношение к законам и их выполнению. Побудить учащихся к анализу ситуации с точки зрения права и морали.

Воспитывать в духе законности и уважения прав других людей.

Права и обязанности детей. Классный час.

Тема: Права и обязанности детей.

Продолжить знакомить обучающихся с основными документами, которые определяют обязанности детей и защищают права детей в нашей стране, мире;

Учиться работать с ними;

Способствовать реализации прав и обязанностей обучающихся как граждан;

Развивать навыки логического мышления, умения высказывать свое мнение;

Воспитывать социальный кругозор.

Оборудование:презентация «Права и обязанности ребенка», видео «Я имею право», карточки с правами, цветной картон, клей.

Термины: права, обязанности, мораль.

Приветствие. Установка на позитивное настроение. Дети закрывают глаза и повторяют «Я -человек, меня любят родители, меня уважают друзья и одноклассники. Я чувствую себя счастливым и люди рядом со мной чувствуют себя счастливыми». Ну что ж это нам хотелось бы…Ребята а все ли чувствуют себя и вправду счастливыми? А люди вокруг вас? Что нужно сделать что б это стало правдой?

Сегодня тема нашего классного часа должна помочь нам стать счастливее и сделать более счастливыми людей, которые нас окружают.

Актуализация опорных знаний.

Наша задача на сегодня выяснить что важнее права или обязанности для гармоничной жизни человека в обществе. (мозговой штурм) Как вы думаете, зачем люди придумывают разные правила, нормы,законы? Почему бы людям не делать то, что им хочется?

Больше всего правил вам, наверное, приходиться придерживаться в школе. И это понятно. Потому, что учителю нужно объяснить новую тему сразу целому классу, в котором иногда по 32 человека, а иногда и больше. Что же будет, когда каждый начнет разговаривать и мешать слушать другим?Тогда никто ничего не поймет. Именно поэтому одним из главных правил в школе является: Хочеш спросить, сказать или ответить- подними руку! Говорить можно только с разрешения учителя!

(Мозговой штурм) Какие еще правила нужно соблюдать в школе? (из перечисленых правил выбираю несколько и спрашиваю)Для чего они существуют?

Изучение нового материала.

В современном мире существуют документы, которые регулируют отношения общества к детям как гражданам, обосновывают необходимость заботы о жизни, образовании, воспитании.

Важнейший документ каждого государства, который регламентирует основные права человека, — Конституция, которую Россия приняла 12 декабря 1993 года (в статьях 17-64 закреплены основные права человека). Она содержит основные принципы Общей декларации прав человека, которую утвердили 10 декабря 1948 года ООН.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Конвенцию про защиту прав детей, а 20 ноября 1989 года — Декларацию о правах ребенка.

Просмотр видео «ты имеешь право»(1мин)

Презентация основных прав ребенка.

(Работа в группах) объединить участников в группы и раздать карточки с правами ребенка и полоски цветной бумаги. Ученики прописывают права на полосках. После этого полоски картона объединяют в виде гирлянды.

Бывало ли так, что вы помогали кому-нибудь реализовать свои права. Приведите примеры.

Жизнь каждого складывается по-разному, но никто не имеет права нарушать права других. Приходилось вам сталкиваться с нарушением вашим прав?

Вспомните сказку «Золушка» или «Гарри Поттер». Какие права героев были нарушены?

То есть главной обязанностью человека будет уважение прав других людей.(вешаю гирлянду на дерево).

Выполнение прав неотъемлемо от выполнения каждым своих обязанностей.

Обязанность–это то, что подлежит безусловному выполнению. Какие обязанности вам известны? Какие из них выполняете вы?

Игра «Цепочка прав и обязанностей»

Поднимите руки те, кто хотел бы пользоваться правами, которые мы сегодня обговорили! Ми не должны никому вредить, а значит, не забывать, что каждый человек должен выполнять и свои обязанности перед семьей, одноклассниками и обществом.

Начнем… «Я имею право на…», «Я обязан…»

Но есть и неписанные законы — мораль (совокупность норм и правил, которые приняты в обществе и регулируют поступки человека). За их нарушение человек несет моральную ответственность(например, его поступок могут осудить другие люди).Еще мы её можем называть совестью.

Игра «Да-Нет»(с карточками).

Какие действия можно отнести к моральным(правильным), а какие к аморальным?(перед вами карточки с ответами да и нет(правая-да, левая — нет), закроем глаза и начнем.

Ходить босым по траве, грубить, мусорить в общественных местах, ловить рыбу, употреблять алкоголь, курить, работать, смотреть фильм, жадничать, завидовать, ругаться.

И так давайте сделаем вывод должна ли какая-то из чаш весов перевешивать, если мы хотим комфортно жить в обществе?

Викторина (продолжить фразу)

Схватив крысу за хвост, Буратино нарушил ее право на ….

Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что мальчик воспользуется правом на ….

Буратино хотел попасть в театр, потому что имел право на…

Права и обязанности любого человека взаимосвязанны и очень важны; жизнь будет гармоничной и справедливой при условии выполнения человеком свои прав и обязанностей и не будет забывать о таковых у других.

Продолжить фразу: «Сегодня я понял(а), что правила нужны для того что бы….»

Классный час (6 класс) на тему:
Классный час «Имею право, но обязан»

Классный час «Имею право, но обязан» с использованием ИКТ

Цель: — воспитание правовой грамотности учащихся;

— учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

— формировать коммуникативные умения школьников.

Предварительный просмотр:

МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Имею право, но обязан

Классный час в 6 классе,

проведенный учителем высшей

Классный час «Имею право, но обязан»

Цель : — воспитание правовой грамотности учащихся

— учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

— формировать коммуникативные умения школьников.

Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

На классный час приглашены представители правоохранительных органов, которые оценивают ответы учащихся.

I задание: На доске вывешены таблички с определениями:

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира иненасилия в интересах детей планеты

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня — Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.
  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

4 задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

5 задание : Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей ( по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

6 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это :

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  • отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

7 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

1. запрет курить в общественных местах

2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.

1. запрет кататься по перилам

2. запрет играть на проезжей части дороги.

Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса.

Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку имровизированно

Командир :- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася : — Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика : — Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна : Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник ( обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель : -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: — Он подставил мне подножку.

Серёжа : — А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Назовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки.

Назовите права, которые нарушались.

Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

— “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

— “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

— “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирныхсобраниях, право на свободу, право на гражданство).

Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

Учащиеся работают в тетрадях для классных часов

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав илиобязанностей?_

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:

  • как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.

(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

  • чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
  • заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
  • уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

Представители закона вручают каждому визитку — символ маленького человечка с надписью: « Живи по закону, поступай по совести ».

  • 1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. – М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997.
  • 2. Европейская конвенция о защите прав человека, 2001.
  • 3. Европейская социальная хартия. Информационный центр Совета Европы по правам человека. 2000.
  • 4. Декларация и программа действий в области культуры мира. Информационный центр ООН, Весь Мир. М.: 1999.
  • 5. Декларация принципов терпимости. ЮНЕСКО.
  • 6. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М – НОРМА», М.: 2000. – 784 c.
  • 7. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА
  • 8 http:// festival.1september.ru /authors/ 103- 879-569
  • 9. http://festival.1september.ru/authors/ 102-693-623
  • 10.Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.
  • www.koipkro.kostroma.ru/. /Игра- викторина %20Большакова.doc

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен.

В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые все должны знать и помнить. Мероприятие «Имею право, но обязан» поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно.

Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб.

через различные формы познавательной деятельности формируются правовые знания.

Цель: — воспитание правовой грамотности воспитанников. — учить детей определять, что такое «можно», а что такое «нельзя». — формировать коммуникативные ум.

Материал предназначен для детей 5-7 классов.

Сценарий мероприятия для учащихся 5-7 классов.

Сценарий классного часа на тему «Права и обязанности ребенка»

Описание разработки

Цели:

1. познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка в игровой форме,

2. формирование дисциплинированности, уважения прав других людей

Ход классного часа

Знать свои права и уметь за них бороться – значит

Ученик 1

Обязанности и права, ты должен знать

Как дважды – два.

В наш, бурный, XXI век, культурный,

Здравый человек осмыслить должен

Для чего он на Земле живёт давно.

Давай представим, ты растёшь…

Учиться лет с шести пойдёшь

Окончишь, скажем, ты Лицей,

Перед тобою сто путей

И право чем тебе заняться,

Ты сможешь выбрать постараться.

С ребятами спорили мы много раз,

Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Слово учителя.

— Сегодня на классном часе мы поговорим о ваших правах и обязанностях.

— А как вы думаете, узаконены ли права ребенка и где их можно увидеть?

Права ребенка прописаны в Конвенции прав ребенка. 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

(На доске пишется 4 варианта ответов:

Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

— А кто считает, что его права нарушаются?

— А теперь поднимите руки те, кто знаком со своими правами?

— А сейчас мы с вами перечислим некоторые основные ваши права

Мальчишки и девчонки,

И мы вместе с ними

С рождения имеют право на имя.

Имеем мы право сказать, как один:

“Я – полноправный страны гражданин!”

Ученик 3. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Имею я право нормально питаться,

Учиться, лечиться и развлекаться.

Расти в своём доме, в полной семье,

А не на уличной мёрзнуть скамье.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.

Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.

Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

К ребёнку нельзя относиться небрежно,

А только с любовь, заботой и нежно.

Ребёнка нельзя как товар продавать,

И от учёбы его отрывать.

Ученик 7. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

Терпимость и дружба –

Вот это богатство.

А наши родители и педагоги

Должны нас направить

Ученик 9. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

— Объясните, пожалуйста, как вы понимаете каждое право.

Учитель. Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:

Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? ( ответы детей)

Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

– Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”. – Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

2. Игра

Разбить детей на команды, выбрать капитана. Назначить рефери. Каждой раздать Конвенцию о правах ребенка, Конституцию РФ.

1) Каждой команде дать задание написать на листке бумаги по три ситуации, в которых по их мнению, были нарушены их права. Собрать все ситуации в общий банк.

Затем каждая группа вытягивает из банка один из вариантов с проблемной (не своей) ситуацией, нужно прочитать написанное и ответить на следующие вопросы:

— Какие права ребенка нарушены, с вашей точки зрения, в данном случае?

— Каким способом, можно восстановить нарушенные права?

— Кто может помочь в этом? (служба соц. защиты, юрист)

2) Группам дается список возможных прав и свобод человека. Задание: определить, какими правами пользуются дети и подростки в соответствии с Российским Законодательством.

1. Право на свободу и личную неприкосновенность

2. Право на жизни

3. Право на защиту от безработицы

4. Право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения

5. Право на свободу мысли и слова

6. Право на личную собственность

7. Право на получение информации

9. Право на мирные собрания

10.Право на образование

11.Право на жизнь с родителями

12.Право на достоинство личности

13.Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени

14.Право на неприкосновенность жилища

15.Право избирать и быть избранным

16.Право на участие в правосудии

17.Право на медицинскую помощь

18.Право на отдых, досуг

2) Каждой команде розданы рисунки. Нужно определить, какая статья Конвенции о правах ребенка подходит к каждой из картинок, и сообщить свое решение.

3) Капитану команды называют термин. Просят назвать слова-ассоциации. Рефери записывает слова. Затем ассоциации за 1 минуту называют все оставшиеся члены команды по очереди. Рефери фиксирует число совпадений. За каждое совпадение дается 1 балл. (Ребенок, закон, обязанности)

4) Художественный конкурс. Нарисовать обложку к Конвенции о правах ребенка и объяснить, что хотел показать.

5) Назвать как больше своих обязанностей, перечислить правила для учащихся. Сказать, в каком документе прописаны правила для учащихся.