Как заключить инвестиционный договор

Инвестиционный договор: образец. Инвестиционный договор на строительство

В российской правовой практике есть понятие инвестиционного договора. Особенно интересен тот факт, что, несмотря на широкую распространенность данного типа соглашения, официального закрепления в законодательных источниках оно не имеет. Каким же образом такие договоры составляются на практике?

Определение

Согласно распространенной трактовке, инвестиционный договор — это соглашение, как правило, коммерческого характера, определяющее механизм передачи денежных средств либо материальных ценностей лицом или группой субъектов в распоряжение предприятия с целью последующего возврата вложений в виде процентной надбавки или наделенного высокой стоимостью актива. Подписывая подобного рода контракт, инвестор передает финансы или имущество в пользу другого лица, чаще всего в собственность или оперативное управление.

Таким образом, основная цель, с которой заключается договор об инвестиционной деятельности, — последующее получение коммерчески ощутимой выгоды вкладчика денежных средств или материальных ценностей. При этом источник получения инвестором дохода — деятельность организации, в которую он вложился. Договор, о котором идет речь, как правило, предполагает, что соответствующие активности получателя денежных средств носят предпринимательский характер. Хотя правовая природа таких соглашений может быть самой разной.

Инвестиции в строительство

Особую популярность приобрел инвестиционный договор в строительстве. Источником финансирования деятельности девелоперов, как правило, выступают денежные средства, поступаемые извне — от граждан (если речь идет о возведении жилых домов), организаций, государства или муниципалитетов (если объект имеет коммерческое назначение). Инвестиционный договор в сфере строительства подразумевает, что вкладчик передает девелоперу денежные средства взамен на получение готовой недвижимости по факту ее возведения (или, как вариант, право купить интересующий объект с существенными преференциями).

Интересен тот факт, что такого типа контракты никак не классифицированы в гражданском законодательстве РФ.

С точки зрения правового статуса, инвестиционный договор на строительство — образец смешанного соглашения, легитимность которого гарантируется формулировками 2 пункта 421-й статьи ГК РФ — о возможности заключения контрактов, которые могут быть как предусмотрены законами РФ, так и не иметь такого статуса.

Структура подобного рода соглашений, как правило, подразумевает присутствие элементов, характерных для типов договоров в самых разных сферах.

То есть строительные контракты могут содержать формулировки, свойственные для договора займа, подряда или, например, товарищества, исходя из специфики деятельности фирмы, получающей инвестиции.

Нюансы законодательства

Вместе с тем, ГК РФ — не единственный источник права, который определяет статус строительных контрактов (точнее, дает ориентиры для составления их структуры). При составлении таких соглашений могут применяться нормы ФЗ «Об инвестиционной деятельности», а также Закона РСФСР аналогичной направленности — в тех частях, где положения не противоречат более новому правовому акту. Например, некоторые нормы, изложенные в указанном ФЗ, применяются, если речь идет не о строительстве объекта с нуля, а, скажем, о капитальном его ремонте или реконструкции. Соглашения подобного рода в ряде случаев также именуются инвестиционными договорами. Поскольку в гражданском законодательстве четкого определения таким контрактам нет, это не ошибка.

Признаки инвестиционных договоров

Как мы отметили выше, законы РФ не дают четкого определения, что же такое инвестиционный договор. В самом начале статьи мы привели одну из популярных трактовок данного термина, но официального характера наше определение не носит. Вместе с тем, российскими юристами выделяется несколько типовых признаков инвестиционного договора. Рассмотрим их.

Ключевой критерий здесь — экономическое содержание соглашений. Некоторые юристы считают, что принципиального значения не имеет, заключается ли инвестиционный договор между физическими лицами, юридическими или тем и другими — субъекты гражданских прав могут быть любыми (как и объекты). Сторонники данного мнения ссылаются на формулировки Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности» — там, в частности, сказано, что объектами инвестиционной деятельности могут быть фонды и оборотные средства во всех сферах и сегментах народного хозяйства.

В ФЗ, принятом уже в Российской Федерации, в свою очередь, сказано, что объектом вложений может быть имущество, находящееся в любой форме собственности — частной, государственной, муниципальной и иных. Некоторые юристы обращают внимание на ряд подзаконных источников права. Например, в одном из документов российской арбитражной практики сказано, что инвестиционный договор должен в обязательном порядке содержать формулировку, отражающую цель получения вкладчиком дохода или иных преференций.

Эксперты выделяют следующие несколько ключевых признаков, по которым тот или иной контракт можно классифицировать как «инвестиционный». А именно:

  • заключение инвестиционного договора должно подразумевать долгосрочный характер отношений сторон;
  • соглашение должно носить взаимный характер (то есть в обмен на получение инвестиций субъект передает вкладчику результат инвестирования — доход, недвижимость, преференции и т.д.);
  • соглашение должно иметь основание (в виде проектной документации, оферты, коммерческого предложения и т.д.);
  • в договоре должен отражаться коммерческий интерес сторон (то есть инвестор получает некоторое вознаграждение).

В зависимости от сферы бизнеса, в которой инвестор и получатель денежных средств сотрудничают, в соглашение могут также включаться формулировки, предполагающие целевое использование финансов и материальных ценностей, передаваемых вкладчиком, а также общий или долевой характер собственности на то имущество, что передается субъекту вложений.

Инвестиционное товарищество

В 2012 году в России был законодательно закреплен институт инвестиционного товарищества, отражающего особую форму совместной деятельности партнеров. В чем особенности заключаемых между ними соглашений? Договор инвестиционного товарищества, прежде всего, имеет специфику предмета.

Таковым в большинстве случаев является совместное приобретение ценных бумаг хозяйственных обществ, а также долей, формирующих складочный капитал в особого рода правовой форме бизнеса — хозяйственном партнерстве. Инвестиционное товарищество, таким образом, выступает неким компромиссным вариантом реализации правоотношений между такими формами как коммандитное (свойственное для юрлиц) и простое товарищество (в котором могут участвовать физлица).

Инвестиционное товарищество подразумевает договорные отношения, при котором при распределении доходов между участниками не платятся промежуточные налоги. При этом законодатель предоставляет участникам соглашения не раскрывать условия сделок публично. И в этом статус инвестиционного товарищества в отдельных признаках отличается от соглашения между организациями. Но есть между теми и другими и общие моменты. Например, в большинстве случаев требуется прописывать срок действия договора инвестиционного товарищества, учитывать специфику вывода из соглашения конкретных участников, особенности взаимодействия с кредиторами и т. д.

Практика составления инвестиционных договоров в строительстве

Вернемся к изучению соглашений, свойственных для сферы строительства — как к одним из самых популярных в аспекте инвестиционных взаимоотношений в бизнесе. Полезно будет изучить, например, алгоритм корректного составления таких контрактов, исходя из критериев, принятых в российской правовой системе. Выше мы отметили, что форма инвестиционного договора может иметь признаки схожести с соглашениями, характерными для иных сфер бизнеса — кредитованием, продажами и т.д. Исходя из этой особенности, как правильно конструировать контракты?

Во-первых, любое гражданское соглашение, необходимо начинать с преамбулы. В ней, как правило, излагается название договора, место и время и его заключение. Следующий компонент — информация о сторонах, подписывающих соглашение. Если заключается инвестиционный договор между юридическими лицами, то необходимо зафиксировать их официальное наименование, а также перечислить должностных лиц, которые действуют от имени соответствующих структур. Если одна из сторон контракта — физлицо, то необходимо указать его идентификационные данные (ФИО, серия и номер паспорта, адрес прописки).

Отметим, что обязанная сторона сделки имеет, как правило, один из двух основных статусов — либо она заказчик, либо подрядчик. В первом случае это означает, что контрагент инвестора обязуется привлечь дополнительных подрядчиков — то есть, является, главным образом, управляющей структурой. Но вполне возможен вариант, что одно и то же юрлицо будет и заказчиком и подрядчиком. Однако, в договоре эксперты все же рекомендуют употреблять первый термин.

Далее излагаются условия инвестиционного договора. Как правило, здесь фиксируются предмет соглашения, финансовые показатели, а также содержание контракта. Некоторые юристы полагают, ссылаясь на положения 432-й статьи ГК, что ключевое условие инвестиционного договора — именно предмет. Типовая его формулировка здесь может звучать примерно так: «Инвестор участвует в финансировании проекта путем передачи денежных средств, а заказчик использует их с целью строительства и последующей передачи объекта недвижимости в пользу контрагента». Конечно, в зависимости от специфики конкретного проекта формулировки могут быть иными.

Инвестиционный договор, образец которого мы сейчас составляем, должен также содержать адрес будущего объекта недвижимости (улица, номер дома, корпуса и квартиры — если они могут быть известны), этажность и иные признаки, характеризующие его географическое положение. В ряде случаев эксперты рекомендуют прикладывать к договору графический план расположения объекта на местности, а также, если это возможно — также и схему квартиры.

Следующий пункт — стороны инвестиционного договора фиксируют перечень работ, которые обязанная сторона должна провести с целью выполнения условий контракта со своей стороны. Эксперты рекомендуют подробно раскрывать их содержание, то есть вписывать в соглашение, что это будут строительные, технические, монтажные работы, прокладка коммунальной инфраструктуры, электричества. Если предусматривается отделка — также фиксируем. В некоторых случаях перечень соответствующих работ, а также дополнительную документацию по ним удобнее размещать в приложениях к основному договору.

Следующий пункт договора — цена. Вполне возможно, что заказчик захочет установить ее в иностранной валюте. Но в этом случае следует указать основной источник данных о ее курсе относительно рубля — как правило, это сведения из ЦБ РФ. То есть можно закрепить такую формулировку: «Расчеты в рублях производятся исходя из курса валюты, установленного ЦБ РФ на день, когда инвестор осуществляет оплату». В разделе «цена» договора необходимо отразить общую сумму взноса от вкладчика, а также, поскольку предмет соглашения — недвижимость, цену квадратного метра жилья.

Инвестиционный договор, образец которого мы составляем, должен включать сведения о сроке выполнения заказчиком (подрядчиком — если эти статусы совмещены) своих контрактных обязательств. В 314-й статье ГК РФ сказано, что если срок не определен, то за основу берется некий разумный период времени. Но лучше, конечно, конкретизировать данное условие договора. При этом, срок может привязываться к разным моментам — сдаче объекта по приемке или же факту оформления инвестором права собственности на квартиру. Конкретный критерий определяют стороны договора, руководствуясь объективными приоритетами.

Обязанности инвестора

Полезно будет уделить внимание такому пункту как обязанности инвестора. Эксперты полагают, что типовой проект инвестиционного договора может содержать следующую их совокупность:

  • передавать денежные средства или иные материальные ресурсы в согласованные контрактом сроки (обеспечивать ими заказчика на регулярной основе);
  • снабжать партнера необходимыми правоустанавливающими и иного рода документами;
  • выплачивать, если это предусмотрено соглашением, отдельное вознаграждение заказчику;
  • осуществить приемку объекта.

Обязанности заказчика

В свою очередь, определенным спектром обязательств наделен также и заказчик. Что он должен сделать:

  • разработать или заказать проектную документацию;
  • найти и отвести земельный участок для возведения объекта недвижимости;
  • отчитываться о процессе строительства и расходования инвестиций согласно определенному договором графику;
  • провести, если это предусмотрено договором или требованиями законодательства, торги на привлечение подрядчиков;
  • сформировать коллектив строителей и специалистов иных необходимых профилей;
  • контролировать и осуществлять технических надзор над работой контрагентов;
  • сдать объект в приемку;
  • предоставить инвестору необходимые документы.

Особенности построения договора

Если предельно упросить алгоритм конструирования инвестиционного договора в строительстве, то выглядеть он будет примерно так:

  • одна сторона, то есть инвестор, обязуется передать денежные средства заказчику;
  • другая сторона, задействовав соответствующее вознаграждение, должна вложить полученные средства, исходя из специфики инвестиционного проекта, в строительство объекта недвижимости и впоследствии передать его инвестору;
  • соглашение должно включать сроки и прочие условия.

Содержание договора, если резюмировать его основные пункты, будет таким: преамбула, существенные условия (предмет, финансовые аспекты, сроки), а также обычные условия, после — права и обязанности каждой из сторон.

Этапы реализации строительного договора

Мы изучили примерную структуру инвестиционного договора в сфере строительства. Рассмотрим теперь то, в рамках каких этапов соответствующее соглашение может реализовываться. Эксперты выделяют три основные стадии исполнения инвестиционного проекта.

Во-первых, это период, предшествующий непосредственным финансовым расчетам. В рамках него заказчик готовит проектную документацию, экономическое обоснование, осуществляет техническую подготовку к возведению объекта недвижимости. Что касается источника первого типа, она представляет собой совокупность информации, которая отражает применение технологий и инженерных решений в строительном проекте.

При этом перечень работ, предусмотренных в проектной документации, может быть ориентировочным. В ряде случаев инвестор может потребовать от заказчика поставления бизнес-плана, который должен наглядно отображать преимущества конкретного проекта, исходя в том числе из его технологической и инженерной специфики.

Во-вторых, это как таковой инвестиционно-строительный этап. В рамках его заказчик находит инвестора, заключает с ним соответствующий тип договора, подписывает контракты, в свою очередь с контрагентами, оформляет трудовые отношения с наемными специалистами. После — строит объект, а затем — передает его в распоряжение инвестора.

В-третьих, это эксплуатационный этап. В рамках его могут быть произведены дополнительные работы — в направлении отделки, снабжение объекта дополнительными коммунальными ресурсами, решение возможных вопросов, связанных с недочетами, допущенными при строительстве и т. д.

Передача объекта инвестору

Инвестиционный договор на строительство, образец которого мы в аспекте ключевых признаков рассмотрели выше, подразумевает, что передача объекта недвижимости должна сопровождаться подписанием акта приемки (или аналогичного документа) по факту завершения строительства. Кроме того, инвестор должен получить также и необходимые правоустанавливающие документы. В некоторых случаях заказчик обязуется также передать в распоряжение партнера основные источники по профилю рабочей документации — они могут быть использованы, например, при отделочных работах или реконструкции.

Скачать инвестиционный договор

Заключаем инвестиционный контракт

Особенности инвестиционного договора

Это документ, в соответствии с которым складываются взаимоотношения инвестора и заказчика.

Заказчиком выступает тот, кто непосредственно ведет проект, в который инвестировала другая сторона соглашения — инвестор. Инвестиционный контракт в строительстве, например, может еще иметь в качестве стороны соглашения подрядчика (его основная задача — решение организационных вопросов, к примеру, поиск заказчика и инвестора с целью реализации очередного проекта).

Также существует и такое понятие, как специальный инвестиционный контракт, который заключается в соответствии с нормами 44-ФЗ. Это соглашение содержит обязанности инвестора создать, модернизировать либо освоить производство промышленной продукции на территории России. А вторая сторона (РФ либо субъект РФ) обязуется стимулировать деятельность в сфере промышленности в соответствии с нормативными правовыми актами. Таким образом, подобный инструмент создан с целью модернизации промышленности путем предоставления льгот и преференций инвесторам. Специальный инвестиционный контракт Минпромторг заключает от имени Российской Федерации.

Существенные условия соглашения

К существенным условиям относятся:

  1. Предмет. С целью согласования стороны должны указать характеристики объекта. К примеру, если речь идет о строящемся объекте: местонахождение земельного участка, расположение объекта, целевое назначение, наличие балконов, гаражей, подвалов, мансард, общая площадь объекта.
  2. Стоимость. Существуют несколько возможных способов указать стоимость договора. Первый — указать фиксированную сумму, которая остается неизменной на весь период реализации проекта. Второй — приблизительную прибыль, то есть конечные выплаты будут зависеть от полученной прибыли.
  3. Сроки. Такое условие определяется в виде конкретных дат (важно использовать принцип разумности срока, то есть необходимо объективно оценивать возможности и особенности того или иного проекта).

Реализация инвестиционных контрактов со стороны заказчика включает в себя, к примеру, предоставление отчетов о реализации проекта, участка или офиса, привлечение необходимых лиц, а со стороны инвестора — передачу денежных средств, принятие объекта после его сдачи, а также выплату вознаграждения заказчику.

Как заключить договор инвестирования

Разберемся подробнее, каким образом заключить специнвестконтракт. Льгота предоставляется на основании акта Правительства РФ, если соблюдаются следующие условия:

  • заключается РФ (субъектом РФ либо муниципалитетом);
  • объем инвестиций составляет более 3 млрд руб.;
  • производство продукции будет осуществляться российской организацией;
  • страна происхождения продукции — Российская Федерация.

Также, помимо вышеобозначенных критериев, необходимо указать в контракте отлагательные условия, которые касаются возможности инвестора заключать договоры на поставку продукции в качестве единственного поставщика, а также предельное количество поставляемой продукции и ответственность за его превышение.

Необходимо обратить внимание, что указанный выше критерий вступает в силу с момента издания Правительством РФ акта о назначении единственным поставщиком инвестора.

Образец инвестиционного контракта

Типовая форма специнвестконтракта закреплена в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 для различного рода отраслей промышленности (к примеру, машиностроение, авиационная или фармацевтическая продукция).

Как заключить инвестиционный договор

Инвестиционный договор — это наиболее распространенная форма соглашения о строительстве объектов недвижимости, заключаемая инвесторами с органами местного самоуправления, в том числе предусматривающего обязанность органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков инвесторам (застройщикам) при условии передачи в муниципальную собственность по окончании строительства части построенного жилья либо других объектов социальной и инженерной инфраструктуры и благоустройства.

Основные правила при заключении инвестиционного договора

Правильный выбор схемы осуществления инвестиционной деятельности в области строительства если не гарантирует, то существенно увеличивает шансы на успех. Инвестиционный контракт — своего рода «кодекс» для конкретных участников инвестиционной деятельности. Поэтому нет нужды обосновывать его важность. Не следует также забывать, что права по инвестконтракту могут быть переданы, уступлены иным образом (безвозмездно или возмездно), заложены и т.д.

При этом при составлении данных документов, в обязательном порядке нужно неукоснительно соблюдать все требования действующего законодательства и актов местного значения. В противном случае, могут быть негативные последствия вплоть до признания заключенных Вами договоров недействительными.

Достаточно непросто дать однозначную юридическую квалификацию отношений, возникающих между инвесторами (застройщиками) и муниципальными властями в связи с предоставлением земельных участков под строительство, поскольку такой вид договора действующим законодательством прямо не предусмотрен и в каждом субъекте и муниципальном образовании устанавливаются собственные правила и порядок заключения подобного рода договоров, а единообразная судебная практика до настоящего времени еще не сложилась.

Как правило, органом местного самоуправления предусматривается отвод земельного участка, что предполагает выдачу разрешения на ведение строительных работ и оформление соответствующих земельно-правовых документов. При этом основным условием совершения муниципалитетом юридически значимых действий является обязанность инвестора после завершения строительства передать в муниципальную собственность часть построенного жилого дома либо объекта социальной или инженерной инфраструктуры, элементов благоустройства.

В случае если осуществляется строительство объектов промышленной инфраструктуры, условием предоставления земельного участка и выдачи разрешения на строительство согласно нормативным актам органа местного самоуправления может быть предусмотрена обязанность инвестора перечислить средства долевого участия на развитие объектов административно-коммерческого, производственного, инженерного назначения соответствующей территории.

Любой инвестиционный контракт является комплексным договором. С одной стороны, при передаче земельного участка в собственность либо во временное пользование инвестору (застройщику) между муниципальными органами и инвестором возникают гражданско-правовые отношения, в которых обе стороны участвуют равноправно, что подразумевает заключение соответствующего гражданско-правового, как правило, возмездного договора, которым будут опосредованы имущественные отношения по передаче земельного участка в собственность либо во временное владение и пользование (ст. ст. 124, 125 ГК РФ). При передаче земельного участка в собственность оформляется договор купли-продажи, предполагающий перечисление покупателем (застройщиком) в местный бюджет денежной суммы, эквивалентной стоимости земельного участка, указанной в договоре. При оформлении договора аренды застройщик (арендатор) получает землю во временное владение и пользование и уплачивает в местный бюджет арендную плату в порядке, установленном договором.

С другой стороны, сама процедура предоставления земельного участка под строительство осуществляется в рамках административных правоотношений, что подразумевает принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка, осуществление отвода земли в натуре, выдачу разрешения на ведение строительных работ, оформление земельно-правовых документов.

Что касается обязанности инвестора передать в муниципальную собственность по окончании строительства часть построенного жилья либо других объектов социальной и инженерной инфраструктуры и благоустройства, то такое соглашение по существу также является гражданско-правовым договором, поскольку согласно п. 2 ст. 72 Закона РФ от 16.07.1991 N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (далее — Закон о местном самоуправлении) для осуществления строительства и ремонта социальной и производственной инфраструктуры органы местного самоуправления, выступая в качестве заказчика, могут поручить хозяйствующим субъектам выполнить соответствующие работы на основании отдельного гражданско-правового договора или же заключить с ними договор долевого участия, который опять же является обычным гражданско-правовым договором. То же правило применимо и в отношении предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих работы по благоустройству территорий муниципальных образований.

В этой части для инвестиционных контрактов весьма характерен безвозмездный характер, поскольку орган местного самоуправления не исполняет никаких встречных гражданских обязательств в пользу инвестора — не передает имущества, не перечисляет денежных средств из местного бюджета, не производит зачет встречных обязательств. Действия органа местного самоуправления по отводу земельного участка и выдаче разрешения на строительство не могут квалифицироваться как встречное исполнение гражданских обязательств, поскольку к отношениям власти и подчинения применяются нормы административного законодательства и в силу прямых указаний п. 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство на такие отношения не распространяется.

Безвозмездный характер инвестиционных контрактов подтверждается и материалами судебной практики, в частности Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.07.1997 N 10-П «По делу о проверке конституционности частей первой, второй и третьей статьи 2 и части шестой статьи 4 Закона Московской области от 5 июля 1996 года «О сборе на компенсацию затрат бюджета Московской области по развитию инфраструктуры городов и других населенных пунктов области и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в Московскую область на постоянное жительство» в связи с жалобами граждан И.В. Шестопалько, О.Е. Сачковой и М.И. Крючковой», которым признано, что установление законом субъекта Российской Федерации обязанности участников гражданских правоотношений за совершение органами местного самоуправления юридически значимых действий участвовать в денежной форме в развитии инфраструктуры муниципальных образований нарушает налоговое законодательство, так как по сути дела является формой нового сбора, вводимого на территории муниципального образования и не предусмотренного действующим законодательством.

Таким образом, предусмотренная соглашениями безвозмездная передача инвестором в муниципальную собственность по окончании строительства части построенного жилья либо других объектов социальной и инженерной инфраструктуры и благоустройства является по сути дарением, и, следовательно, к таким отношениям должны применяться нормы гл. 32 ГК РФ о дарении.

Так, п. 1 ст. 572 ГК РФ предусмотрено, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не может быть признан дарением.

В свою очередь, в инвестиционных соглашениях инвестор принимает на себя обязательство передать в муниципальную собственность после окончания строительства часть площади построенного жилья либо других объектов социальной и инженерной инфраструктуры и благоустройства. Данному обязательству соответствует право муниципалитета требовать передачи части построенного жилья без исполнения встречного обязательства и возмещения.

В качестве примера можно привести положения одного из типовых инвестиционных контрактов, используемых в Московской области, касающиеся определения обязанностей органов местного самоуправления. По условиям инвестиционного контракта администрация обязуется:

— предоставить земельный участок в аренду на период строительства, после реализации инвестиционного проекта — в долгосрочную аренду с правом выкупа;

— не вмешиваться в хозяйственную деятельность инвестора, если данная деятельность не противоречит действующему законодательству и условиям соглашения;

— содействовать реализации гарантий осуществления инвестиционной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;

— рассматривать письменные предложения инвестора, связанные с реализацией инвестиционного проекта;

— осуществлять подготовку и принятие распорядительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта;

— осуществлять контроль за реализацией инвестиционного проекта и выполнением соглашения.

Тем же контрактом определяются следующие обязательства инвестора:

— обеспечить за счет собственных и (или) привлеченных (заемных) средств в объеме, установленном соглашением, финансирование и реализацию инвестиционного проекта в соответствии с проектно-сметной документацией и сдачу объекта инвестиций Государственной приемочной комиссии;

— представить в администрацию учредительные документы (устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации), заверенные нотариально, справку из банка об открытии и состоянии расчетного счета, свидетельство о постановке на налоговый учет в налоговую инспекцию;

— ежеквартально предоставлять администрации информацию об объемах выполненных работ и осуществленных инвестициях в соответствии с графиком выполнения работ;

— встать на учет в районный отдел государственной статистики в порядке и в сроки, установленные законодательством;

— оформить в соответствующем порядке права на земельный участок (заключить договор аренды с районным комитетом по имуществу администрации);

— своевременно и в установленном порядке осуществлять платежи за аренду земельного участка;

— обеспечить строительство и ввод объекта инвестиций в эксплуатацию в срок, определенный соглашением, с качеством в соответствии с действующими строительными нормами;

— после заключения соглашения обеспечить выполнение условий освоения и содержания строительной площадки в соответствии с установленными правилами и нормами:

обеспечить охрану объекта, установку мойки колес автотранспорта, уборку строительных площадок и прилегающих к ним уличных полос;

обеспечить инженерную подготовку строительной площадки в соответствии с выданными техническими условиями;

выполнить работы по разборке и вывозу конструкций сносимых зданий и сооружений, расположенных на строительной площадке объекта инвестиций (при условии наличия сооружений);

оформить и зарегистрировать свои имущественные права в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— управлять процессом строительства объекта, осуществлять технический надзор за строительством;

— обеспечивать по согласованию с подрядной организацией поставки основных строительных материалов, оборудования и конструкций;

— обеспечивать регулярный контроль над проведением скрытых работ; оформлять в установленном порядке акты на скрытые работы по объекту;

— обеспечивать лабораторный контроль качества строительства и продукции испытательными подразделениями (лабораториями), аттестованными в установленном порядке (при необходимости привлекать специалистов испытательных центров, аккредитованных Росстроем);

— использовать при строительстве продукцию строительного назначения, имеющую сертификат соответствия в Системе сертификации ГОСТ Р в строительстве;

— обеспечивать регистрацию, условия проживания и пребывания работников в соответствии с действующим законодательством; не использовать при проведении строительных работ лиц, нелегально проживающих на территории Московской области; иметь списки работающих с указанием полных паспортных данных;

— обеспечивать выполнение требований охраны труда и техники безопасности;

— выплачивать регулярно и своевременно заработную плату в размере не менее 1,5 МРОТ;

— осуществлять контроль за постановкой на налоговый учет в районную налоговую инспекцию строительных организаций, участвующих в строительстве объекта;

— обеспечивать страхование объекта в порядке, определяемом ст. ст. 742 и 932 ГК РФ;

— уведомлять администрацию о своей реорганизации (ликвидации) или перерегистрации в течение 30 дней с момента принятия решения о реорганизации (ликвидации) или перерегистрации.

А вот как трактуется объем договорных обязанностей в соответствии с условиями примерного инвестиционного контракта (договора), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23.01.2001 N 68-ПП.

— передать инвестору согласно условиям контракта в установленном порядке в течение 30 дней с момента подписания контракта здания, сооружения и земельный участок, если иное не предусмотрено условиями настоящего контракта;

— не осуществлять приватизацию, сдачу в аренду, продажу жилых и нежилых площадей и земельных участков, а также изменение договоров найма жилых площадей и дополнительную регистрацию граждан на жилую площадь в объектах, кроме случаев, установленных действующим законодательством;

— обеспечить на момент ввода объекта в эксплуатацию необходимые мощности энергоносителей в городских сетях, к которым будет произведено подключение объектов;

— оказывать инвестору необходимое содействие в реализации проекта по вопросам, входящим в компетенцию администрации, в том числе обеспечивать подготовку и принятие распорядительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта;

— по заявке инвестора оформить права краткосрочной аренды на земельный участок в месячный срок в установленном порядке;

— обеспечить оформление в установленном порядке права собственности инвестора согласно условиям контракта по объекту в двухмесячный срок при условии представления инвестором необходимых документов;

— после оформления имущественных прав на объект реконструкции или строительства оформить инвестору в долгосрочную аренду земельный участок (в границах, установленных проектом) с условием свободного обращения инвестором в гражданском обороте прав аренды на оформленный земельный участок;

— оказывать инвестору необходимое содействие в отселении жителей;

— в соответствии с условиями конкурса обеспечить вывод арендаторов и пользователей из объекта и освобождение незаконно занимаемых юридическими и физическими лицами зданий, строений, помещений и земельных участков.

Судебная практика признает, что, поскольку в таких соглашениях имеется, как правило, только гражданское обязательство инвестора предоставить часть недвижимого имущества в муниципальную собственность, а у органа местного самоуправления возникает только право требовать надлежащего исполнения передачи части построенного жилья, такие отношения следует квалифицировать как дарение (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 15.07.2003 N Ф08-2560/2003; от 06.11.2001 N Ф08-3651/2001).

Подводя итог вышесказанному, можно сделать весьма любопытный вывод: условия соглашений о предоставлении земельного участка под строительство в части обязательств органа местного самоуправления административного характера по существу являются ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ как противоречащие ст. ст. 1 и 2 ГК РФ. При заключении инвестиционного контракта упоминание об обязательствах органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка является существенным условием, следовательно, недействительность соглашения о предоставлении земельного участка под строительство в части обязательств органа местного самоуправления влечет недействительность всего инвестиционного соглашения в целом (ст. 180 ГК РФ). Такая позиция косвенным образом подтверждается и судебной практикой, в частности, в Постановлении ФАС Московского округа от 15.05.2001 N КГ-А41/2278-01 признается, что обстоятельства землевладения и землепользования непосредственно не влекут обязанность инвестора по безвозмездной передаче жилья без заключения договора долевого участия.

В этой связи инвесторам при заключении инвестиционных контрактов с органами местного самоуправления необходимо четко оговаривать в контракте взаимные гражданско-правовые обязательства сторон, в том числе и наличие имущественного возмещения за передаваемые муниципалитету площади и объекты в любой возможной форме.

Здесь уместно было бы упомянуть и о такой специфической форме инвестиционного договора, как государственный контракт, который заключается с целью реализации тех или иных государственных интересов.

В соответствии со ст. 763 ГК РФ подрядные строительные, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы, связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

По такому контракту государственным заказчиком выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком — юридическое лицо или гражданин.

Государственный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае если государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд, условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса.

Государственные заказчики размещают заказы на вновь начинаемое строительство на конкурсной основе, включая проведение подрядных торгов.

Контракт между государственным заказчиком и подрядчиком заключается в течение 30 дней после получения подрядчиком документов, удостоверяющих его победу на конкурсе (торгах).

Государственные заказчики при заключении контрактов на передачу части своих функций другим хозяйствующим субъектам должны предусматривать в них обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделяемых средств, а также ответственность сторон за нарушение принятых обязательств.

Государственные контракты заключаются с подрядной организацией, победившей на конкурсе (торгах), на основании исходных условий (стоимость, сроки и другие показатели, определяемые в соответствии с федеральными и межгосударственными целевыми программами). Уточнение стоимости, вызванное объективными причинами в процессе строительства, производится по договоренности сторон. Дополнительные финансовые средства при увеличении стоимости строительства выделяются государственным заказчиком по согласованию с органом, выделившим эти средства.

Объемы подрядных работ и необходимые финансовые средства определяются в контракте с разбивкой по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода в действие мощностей и объектов. В случаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывности финансирования срок строительства уточняется сторонами. При этом государственный заказчик возмещает подрядчику убытки.

Государственный заказчик выделяет подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование строительства. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости устанавливаются при заключении контракта. При невыполнении по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных графиком их производства, сумма предъявленного промежуточного платежа за фактически выполненные работы уменьшается на стоимость недовыполненных работ или платежи задерживаются до устранения допущенного отставания.

Окончательный расчет производится в течение одного месяца после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

В случае задержки установленных контрактом сроков перечисления аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов государственный заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит.

При необеспечении установленных контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их строительства приостанавливаются органом, выделившим эти средства. Решение о завершении строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с Минэкономразвития России, Минфином России, Росстроем, другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

В случае же необеспечения установленных контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов по вине подрядчика им уплачивается штраф в размере 0,001% договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства. Контрактом могут предусматриваться и другие меры имущественной ответственности, а также взыскание убытков в полном размере сверх неустойки.