Как встать на очередь органов

Оглавление:

Можно ли встать на очередь на жилье, если в доме живут четверо?

Согласно ст. 51 ЖК РФ Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 52 ЖК РФ

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее — заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

Исходя из данных норм, если Вы под действие указанных норм. Советую Вам обратиться в жилищный орган, они более подробно Вам все разъяснят со всеми нюансами.

Очередь на жилье

Право каждого гражданина на жилье гарантирует ст. 40 Конституции РФ. Большинство российских семей не могут позволить себе приобрести квартиру или дом самостоятельно, поэтому получение социального жилья зачастую является для них единственным из всех возможных вариантов. Государство предоставляет нуждающимся лицам бесплатные жилые помещения только в порядке установленной очередности.

Как встать в очередь на квартиру? Об этом читайте в нашей статье.

Кто имеет право на очередь на жилье

Получить социальное жилье вправе следующие категории граждан:

  • военнослужащие;
  • дети-сироты, не имеющие опекуна;
  • жильцы аварийных или ветхих домов, подлежащих сносу;
  • жертвы стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий, лишившиеся жилья;
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС;
  • лица, имеющие хронические заболевания, представляющие угрозу для проживающих рядом людей;
  • вынужденные переселенцы;
  • семьи, признанные малообеспеченными;
  • одинокие матери.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ некоторые категории лиц могут быть продвинуты вверх по очереди, даже если они были зарегистрированы позже других:

  • граждане, живущие в непригодных для проживания в помещениях;
  • семьи, проживающие с хронически больным человеком, представляющим угрозу для здоровья своих сожителей (или же сам больной гражданин).

Претендент обязан соответствовать еще ряду условий:

  • наличие российского гражданства;
  • длительное проживание в одном и том же населенном пункте;
  • документальное подтверждение статуса малоимущего;
  • несоответствие размера площади жилого помещения учетным нормам;
  • непреднамеренное ухудшение имеющихся условий проживания в течение последних 5 лет.

Как встать на очередь

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ для постановки на учет и внесения гражданина в очередь на получение социального жилья ему необходимо собрать установленный перечень документов и предоставить бумаги в компетентные органы.

Куда обратиться

Для того, чтобы встать в очередь, следует обратиться в жилищный отдел районной, городской или областной администрации по месту проживания заявителя.

Документы рассматриваются в течение 1 месяца со дня их поступления, в итоге принимается решение либо о признании заявителя нуждающимся в предоставлении жилого помещения, либо об отказе.

В случае получения отказа следует обязательно уточнить его причину. Возможно, дело лишь в неправильно оформленных документах. Тогда ситуацию можно быстро исправить: устранить допущенные нарушения и вновь подать заявление.

Не стоит расстраиваться, если вам снова ответили категорическим отказом. Помните, у вас есть право подать исковое заявление в суд и оспорить такое решение. Как показывает практика, в данных ситуациях суды нередко встают на сторону заявителей, признавая отказы местной администрации неправомерными.

Чтобы встать в очередь на получение социального жилья, необходимо собрать и предоставить в уполномоченный орган следующий пакет документов:

  • заявление о постановке на учет, подписанное всеми членами семьи;
  • документы, удостоверяющие личность заявителей (гражданские паспорта, свидетельства о рождении);
  • ИНН;
  • свидетельство о заключении/расторжении брака;
  • справка из Единого государственного реестра недвижимости с указанием наличия/отсутствия у заявителей жилья в собственности;
  • справки о доходах, выписки с банковских счетов финансовых учреждений о движении средств;
  • документы, подтверждающие наличие льгот (если они есть).

Приведенный перечень включает в себя лишь общепринятые документы. Их потребуют у любой категории заявителей. В зависимости от каждой конкретной ситуации и региона страны список будет дополняться другими бумагами.

Узнать очередь

Существует несколько способов проверки своей очередности на улучшение жилищных условий:

  • личное посещение учреждения, где вам в устной форме сообщат ваш порядковый номер в очереди на текущий момент;
  • направление письменного запроса в соответствующее отделение городской или районной администрации. Все бумаги направляются заказным письмом с описью содержимого и возможностью обратного оповещения. Ответ на запрос должен прийти не позже чем через 30 дней;
  • использование интернет-сайта городского управления региона. Искать информацию в сети гораздо проще и удобнее, чем постоянно направлять запросы в соответствующие структуры или обивать пороги чиновников.

Возможность онлайн-проверки имеется не во всех городах России. Информацию о работе сайта (есть ли на нем данная функция) можно узнать при оформлении заявления на предоставление социального жилья.

Снятие с очереди

Гражданин может быть вычеркнут из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по следующим причинам:

  • направление претендентом заявления о снятии его с очереди;
  • утрата оснований, в соответствии с которыми предоставляется право получения жилья по договору социального найма (например, существенное улучшение финансового положения членов семьи);
  • переезд в другой регион;
  • получение материальной помощи для строительства или покупки жилья;
  • предоставление ложных сведений, послуживших причиной постановки на учет.

Тем, кто встал в очередь, придется каждый год подтверждать сведения о неизменности своего материального положения и сохранении потребности в улучшении бытовых условий.

Как встать в очередь на квартиру?

Фото: Lori

Многие наверняка знаете о возможности улучшения жилищных условий за счет государства. Тем, кто интересуется этой возможностью, важно знать, какие очереди льготников существуют и как в них можно попасть. Так ли велика очередь на улучшение жилищных условий на самом деле и стоит ли вообще в нее вставать? Попробуем разобраться.

Право встать в очередь на улучшение жилищных условий в нашей стране имеют различные категории граждан. Это могут быть бывшие чернобыльцы, военные, полицейские, жители крайнего севера и просто граждане, имеющие право на социальное жилье. В настоящий момент на бесплатное жилье от государства, в соответствии с Федеральным законом №29 от 14.06.2006, можно рассчитывать при следующих условиях:

— Семья признана малоимущей (имеет низкий доход).

— Площадь имеющегося жилья ниже учетной нормы на каждого члена семьи. Данную норму устанавливают отдельно по регионам, но в любом случае она менее 18 кв.м.

— Ветхое состояние жилья, где проживает семья. Либо дом не подлежит ремонту и признан специальной комиссией непригодным для проживания. Решение об «аварийности» дома принимается органами исполнительной власти.

— Проживание в коммунальной квартире человека с тяжелой формой хронического заболевания (например, туберкулез). Список таких заболеваний есть в постановлении правительства РФ №378 от 16.06.2006.

— Отсутствие в доме удобств. Например, электричества или отопления, горячей воды и/или водопровода, ванны, плиты и пр.

— Отсутствие в собственности у членов семьи какой-либо недвижимости при наличии права на проживание в РФ.

«Как правило, для постановки в очередь нужна некая стесненность в существующих жилищных условиях, — комментирует руководитель юридического отдела ГК «Экодолье» Иван Кудряшов. — Также среди основных факторов — отсутствие собственного жилья у самого заявителя и ближайших родственников. В Москве еще есть такой параметр как ценз оседлости проживания в этом регионе».

Для каждой из категорий граждан есть свой порядок постановки в очередь, но, как правило, в любом случае нужно обратиться в специализированный отдел муниципального образования и собрать необходимый комплект документов, подтверждающий отношение к соответствующей категории, имеющей право на социальное жилье. Список таких документов достаточно большой, поэтому приступать к сбору нужно заблаговременно.

Помимо постановки в очередь на улучшение жилищных условий, существует возможность получения социального жилья «в обход». Правда, право на бесплатное жилье вне очереди имеют немногие, в их числе:

— Лица, жилье которых, согласно установленному порядку, было официально признано негодным для проживания, а также неподлежащим ремонту/реконструкции.

— Все дети, которые остались без попечения родителей.

— Все лица, в анамнезе которых – хронические болезни тяжелой формы, способные нанести вред здоровью окружающих.

Программы по улучшению жилищных условий

Существуют разные программы, направленные на улучшение жилищных условий граждан России. При этом можно получить как бесплатную квартиру, так и безвозмездную субсидию на ее приобретение, или стать владельцем жилья по сниженной стоимости. Например, сейчас реализуется программа «Жилье для российской семьи», в рамках которой в ряде регионов есть возможность приобрести жилье по цене не выше 35 тыс. руб. за кв.м. Целевой объем строительства по этой программе — 25 млн. кв. м жилья экономического класса. В рамках этой программы можно также обратиться в органы местного самоуправления с целью постановки в очередь на приобретение жилья.

Для участия в программе «Жилье для российской семьи» нужно относиться к категории многодетных семей, работников бюджетной сферы или просто иметь на человека меньше 18 кв.м. Также нужно иметь доход, который позволит приобрести жилье по сниженным ценам в тех жилых комплексах, которые участвуют в этой программе. Далее в рамках этой программы можно получить льготную ипотеку по стандартам Агентства ипотечного и жилищного кредитования (АИЖК), которую в регионах предоставляют специально уполномоченные банки.

Существует ряд программ, направленных на улучшение жилищных условий для молодых семей:

Данная программа разрабатывалась в 2010 году. Она предписывает государственную поддержку — 30% субсидию для молодой семьи при покупке квартиры. Для ее реализации созданы региональные подпрограммы «Молодая семья».

Это федеральная программа, которая нацелена на формирование рынка жилья экономкласса, устранение недостатка комфортного жилья и повышение качества жилищного фонда. Программа воплощает в жизнь национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам РФ».

«Обеспечение жильем молодых семей»

Указанная программа — часть федеральной программы «Жилище». Благодаря ей семейные пары могут получить льготы на приобретение комфортного и современного жилья (в рамках программы можно построить дом, внести взнос в жилищно-строительный или жилищно-накопительный кооператив, погасить жилищный кредит). Субсидии от государства составляют 30-35%.

А надо ли становиться очередником?

«Что касается длины очереди на улучшение жилищных условий, она зависит от региона, ситуации и размера предоставляемого жилья, — рассказывает Иван Кудряшов. — Например, по предоставлению жилья военным и ветеранам очередь сейчас стала максимально короткой. По предоставлению жилья в социальный найм в Москве очередь меньше, а в небольших муниципальных образованиях она может быть большая, потому что там ничего не строится и, соответственно, предоставлять льготникам нечего».

От всех этих нюансов зависит и время ожидания получения муниципального жилья. Но вставать в очередь стоит в любом случае, потому что в тот или иной год может «сыграть» та или иная программа. Однако также нужно четко отдавать себе отчет в том, что при наличии очень длинной очереди такая постановка будет скорее для галочки. Впрочем, где-то вполне реально получить жилье. Может быть — не совсем в том районе, где хотелось бы, но зато свое. При этом, если вы ранее не использовали право на приватизацию жилого помещения, то полученное жилье можно впоследствии и приватизировать.

Агентство недвижимости «Сигма»: сделки с недвижимостью в Челябинске
Безопасно купить и продать квартиру можно с нашим агентством.
Продажа квартир в новостройках Челябинска, услуги юристов, риэлторские услуги.

г. Челябинск, пр. Победы, 303/2, оф. 4.
Тел: + 7 (351) 740 24 24, + 7 (351) 235 34 16

Квартиры в новых популярных микрорайонах: «Академ Риверсайд (Академ Сити)», «Парковый», «Чурилово» и в других новостройках

Жильё от государства: где и как можно встать в очередь на квартиру?

Бесплатно получить муниципальное жильё в России всё ещё вполне возможно, несмотря на общий спад роста рынка недвижимости и экономические проблемы. Правда, для этого придётся хорошенько постараться: нужно и документы подготовить, и на учёт в органы социальной защиты встать. Тем не менее, если вы здраво оцениваете свои возможности и знаете, что в ближайшем будущем вряд ли сумеете существенно улучшить финансовое положение семьи и обзавестись собственной недвижимостью, отказываться от помощи государства не стоит.

Кто может получить муниципальное жильё?

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно)

Процедура и условия предоставления квартир государством регламентируются Жилищным кодексом РФ. В нём же перечислены основные категории лиц, которые имеют исключительное право на получение жилища. Дополняют кодекс действующие Федеральные законы.

Квартира и доход

Кому можно встать в очередь на квартиру? Согласно статье 49 ЖК РФ, право на получение муниципальной жилой недвижимости от государства по проекту социального найма закреплено за малоимущими гражданами. Условия присвоения этого статуса отдельному физическому лицу или семье регулируются региональными органами власти. При этом главными критериями являются уровень дохода граждан и стоимость принадлежащего им имущества.

В каждом случае оценка собственности заявителей проводится индивидуально. Доступная жилплощадь считается комиссией комплексно, с учётом всей существующей недвижимости, принадлежащей семье гражданина.

Только нуждающимся

Граждане, желающие встать в очередь для получения нового жилья, должны быть не только малоимущими, но и действительно нуждающимися в улучшении условий проживания. К этой категории населения, согласно нормам статьи 51 ЖК РФ, относятся:

  • лица, которые не являются действующими нанимателями жилой недвижимости по программе социального найма и не входят в семью нанимателя;
  • лица, которые не являются владельцами жилой недвижимости и не входят в семью владельца;
  • лица, которые являются собственниками или нанимателями жилой недвижимости по программе социального найма, но общая площадь занимаемой ими квартиры в пересчёте на одного члена семьи значительно меньше установленного законодательно норматива;
  • лица, которые проживают в помещении, не соответствующем минимальным санитарным требованиям и нормам;
  • лица, которые проживают в жилом помещении, занятом несколькими семьями одновременно. Если при этом в одной из семей есть тяжелобольной человек, страдающий от заболевания, представляющего серьёзную опасность для здоровья и жизни окружающих (туберкулёз, психические расстройства и т. д.).

Вне общей очереди

Жилищным кодексом также предусмотрена возможность ускоренного получения жилья для малоимущих граждан, относящихся к одной из перечисленных ниже категорий:

  • лица, проживающие в аварийных зданиях, признанных непригодными для эксплуатации и не подлежащими ремонту или восстановлению;
  • лица, страдающие от тяжёлых форм хронических заболеваний, опасных для окружающих;
  • дети-сироты, лишённые попечения родителей (после окончания срока пребывания в специальных государственных учреждениях, приёмных семьях или семейных детских домах, и т. д.);
  • участники ВОВ и военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях;
  • нетрудоспособные инвалиды.

Дополнительные условия

Как можно встать в очередь на квартиру, если вы уверены, что являетесь малоимущим? Достаточно ли того, что вам действительно необходимо достойное жильё?

Не всегда. Для регистрации в органах социальной защиты у вас должно быть гражданство Российской Федерации. При этом в большинстве регионов требуется обязательное проживание на территории того населённого пункта, в котором вы хотите получить квартиру, в течение не менее 10–15 лет подряд.

Если в течение последних 5 лет нуждающийся совершал какие-либо действия с недвижимостью, которые повлекли за собой ухудшение условий его проживания, в постановке на учёт ему также может быть отказано. К этим действиям могут быть отнесены практически любые сделки с жильём: размен, продажа, вселение третьих лиц, выдел доли и т. д.

Куда и с чем идти?

Как уже было отмечено выше, рассчитывать на предоставление муниципального жилья могут только малоимущие. Поэтому первое, что вам следует сделать – получить этот статус.

Необходимые документы

  1. Паспорта всех членов семьи, которая претендует на статус малоимущей.
  2. Свидетельства о рождении (для детей до 14 лет).
  3. Свидетельства о присвоении ИНН.
  4. Бумаги, подтверждающие доход каждого работоспособного члена семьи за 2 предшествующих календарных года (справки 2-НДФЛ, справки о начислении пенсий, стипендий, пособий и т. д.).
  5. Документы о заключении брака (при наличии).
  6. Если есть собственная недвижимость – правоустанавливающие документы, справки из БТИ, действующие выписки из ЕГРП.
  7. Если есть муниципальное жильё – документы, подтверждающие ваше право проживания (решение суда, договор социального найма и т. д.).

Порядок действий

  1. Узнайте адрес местного отделения Управления социальной защиты населения (УСЗН), где можно встать в очередь на квартиру.
  2. Сделайте копии всех перечисленных выше бумаг, приложите к ним оригиналы и заполните заявление о признании вашей семьи малоимущей в органах соцзащиты.
  3. Получите ответ чиновников УСЗН. Если после оценки ваших доходов будет установлено, что они находятся ниже уровня прожиточного минимума, то семья будет признана, в соответствии с действующим законодательством Федерации, малоимущей.
  4. Заполните в УСЗН бланк о постановке вашей семьи на социальный учёт.
  5. Обратитесь в местную администрацию с копией документов, подтверждающих ваш статус малоимущего. Приложите к ним заполненное заявление на улучшение жилищных условий.
  6. В течение одного календарного месяца жилищная комиссия органов самоуправления рассмотрит ваше заявление и даст письменный ответ, в котором либо сообщит о постановке семьи в очередь, либо об отказе в удовлетворении заявленных вами требований.

Если вам отказали

Отказ администрации всегда можно оспорить в установленном законом порядке. Сделать это можно и при посредничестве профессионального юриста, и самостоятельно. Но, как ни странно, чаще всего достаточно просто исправить некоторые неточности в заявлении или представить чиновникам дополнительные документы, чтобы добиться положительного решения.

Дело в том, что полный список бумаг, необходимых для постановки гражданина в очередь на получение социального жилья, в разных регионах может несколько отличаться от стандартного, представленного выше. Поэтому, получив отказ, не расстраивайтесь и не спешите обращаться в вышестоящие инстанции. Лучше тщательно проверьте все документы, перепишите заявление и попробуйте отправить его снова.

Ожидание и социальные программы

Претендентов на получение муниципального жилья обычно очень много. Поэтому ожидание жилплощади иногда затягивается на целые десятилетия. При этом лицам, поставленным на учёт, необходимо время от времени подтверждать полученный ранее статус малоимущего. Если выяснится, что финансовое положение семьи улучшается, её вполне могут снять с очереди на получение недвижимости.

Тем, кто не хочет ждать жилья 10–15 лет, государство предлагает воспользоваться специальными социальными программами для очередников. С их помощью малоимущие граждане могут приобрести собственную квартиру, не дожидаясь распределения муниципального жилищного фонда. Часть расходов при такой покупке берёт на себя региональный или федеральный бюджет.

Остались вопросы?

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно)

  • +7 (499) 703-44-28 — Москва
  • +7 (812) 309-68-04 — Санкт-Петербург

Рекомендуем к прочтению

Аварийное жилье: как переселиться и на что рассчитывать

​Проблема аварийного жилья все еще остро стоит перед гражданами России. Поэтому расселение людей из ветхого жилфонда является приоритетной задачей жилищной реформы. В этой статье мы расскажем о тонкостях переселения.

Социальное жилье: получить просто, но долго

Получение социального жилья является одним из наиболее оптимальных вариантов для семей, не имеющих возможности приобрести собственную квартиру или дом. Но процедура получения жилплощади непроста. Почему? Ответ вы узнаете из этой статьи.

Как обычному россиянину бесплатно получить землю под строительство частного дома

С 1 марта 2015 года в России действует новый порядок бесплатного выделения участков земли льготным категориям населения.

Как получить земельный участок многодетной семье

Получение бесплатного земельного участка для многодетной семьи гарантировано Земельным кодексом России. Для этого следует представить нужные документы и подтвердить статус многодетной семьи.

Как встать в очередь за социальным жильем

Предоставление бесплатного жилья – мера беспрецедентная для всякого государства.

Безвозмездная передача государственных домовладений в личное пользование крайне ограничена и находится под строжайшим контролем муниципальных и общественных организаций. Для того, чтобы претендовать на бесплатное получение жилья надо удовлетворять обширному комплексу условий, иметь возможность документально подтвердить свое право на улучшение жилищных условий и обладать поистине стоическим терпением.

По правде говоря, в наше время получить социальное жилье способны граждане России, проживающие в крайне стесненных обстоятельствах, насчет которых государство абсолютно уверено, что другим способом они жилплощадь не получат.

Кто может претендовать на получение социального жилья

Основные претенденты на получение муниципального жилья по договору социального найма это граждане Российской Федерации, которые признаны местным органом власти:

б) нуждающимися в предоставлении жилья.

Обе этих категории сложные и неоднозначные. Для того, чтобы уяснить, имеет ли право гражданин на улучшение жилищных условий, необходимо провести непростые вычисления по формулам, содержащим ряд параметров, значения которых меняются ежеквартально, а информация разбросана по различным источникам.

Получить социальное жилье в Москве могут только малоимущие, в столице на это установлено жесткое ограничение, но и стоимость жилья очень высока. В Санкт-Петербурге к малоимущим добавляются многодетные семьи с тремя и более детьми, ветераны Великой Отечественной войны или боевых действий, инвалиды, Герои Советского Союза, а также реабилитированные коренные ленинградцы, утратившие жилище в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями.

Признание граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья ограничено рядом условий и требует предоставления немаленького пакета документов. Попробуем разобраться в технологии определения правоспособности и алгоритме постановки на учет на получение социального жилья.

Основные термины и законы

Гарантируя право на жилище, Конституция Российской Федерации не определяет механизм и условия его получения. Для этого существует Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 года.

В Жилищном кодексе установлены основные принципы, условия социального найма; требования к претендентам на получение социального жилья. Все, кто предполагает, что имеет право на улучшение жилищных условий за государственный счет должен в первую очередь изучить главу 7 Жилищного кодекса, поскольку остальные законодательные и подзаконные акты должны не противоречить Кодексу.

Социальное жилье

Социальное жилье – жилое помещение, принадлежащее государству или муниципалитету, которое предоставляется гражданам по договору бессрочного социального найма.

В настоящее время к социальному жилью относятся все жилые помещения, которые не прошли приватизацию и находятся в государственном или в муниципальном жилищном фонде.

Жилым помещением называется недвижимое имущество, которое обладает следующими признаками: изолированность, и пригодность для постоянного проживания людей. В скобках замечу, что к недвижимому имуществу относятся, в частности, океанические лайнеры и космические корабли, но Жилищный кодекс ограничивается понятиями «жилой дом», «квартира» и «комната».

Важным для понимания некоторых положений Кодекса являются термины «общая площадь жилого помещения», «площадь жилого помещения», «норма предоставления», «учетная норма площади».

Общая площадь жилого помещения (площадь квартиры)

К общей площади жилого помещения (п.5 ст.15 ЖК РФ) относится суммарная площадь всех частей жилого помещения, включая кухню, ванную и туалет, чуланы и др., за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Понятие общей площади жилого помещения по ЖК РФ соответствует понятию площади квартиры по «Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» (утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, с последующими изменениями от 04.09.2000 и 19.05.2008, именуемая далее Инструкция), на которую ссылаются СНИПы (например, СНИП 31-01-2003). Согласно Инструкции «показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей». Иными словами именно этот показатель должен по идее определять уровень обеспеченности граждан жильем. Это и естественно, ведь живем то мы с вами не на балконе.

Однако на деле некоторые субъекты, включая Москву, имеют свое представление на этот счет. В Москве действует Закон города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 года (в последней редакции от 05.10.2011), именуемый далее Закон Москвы. В частности, в нем расшифровываются основные понятия, где описание общей площади жилого помещения совпадает с ЖК РФ (п. 4 ст.1 Закона Москвы), но в целях определения социальных норм не используется — вместо этого все нормы отталкиваются от площади жилого помещения с учетом балконов и лоджий. В Законе Москвы общая площадь вспоминается лишь единожды — в ст. 39 о праве жителей города Москвы на замену своего жилого помещения на жилое помещение меньшего размера (!).

Площадь жилого помещения (общая площадь квартиры)

Площадь жилого помещения включает все, что находится за входной дверью: комнаты с кухней и санузлом, террасы, балконы и др. Методики расчета площади жилого помещения ЖК РФ не устанавливает, впрочем как и не вводит даже такого понятия, поэтому из текста ЖК РФ не понятно, чем именно отличается общая площадь от «просто» площади. Однако ЖК РФ содержит следующее (п.7 ст. 57 ЖК РФ): «При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности». Также именно такая формулировка площади возникает и в ст. 50, посвященной норме предоставления и учетной норме.

Москва, естественно, воспользовалась невнятностью ЖК РФ и в своем Законе Москвы ввела понятие площади жилого помещения как «суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас» (п.3 ст.1). Никакого понижающего коэффициента для балконов и лоджий при этом в Законе Москвы не предусматривается. Именно такое понимание о площади использовано в Москве для определения норм предоставления и учетных норм.

Аналогом понятия площади жилого помещения по Инструкции является общая площадь квартиры, рассчитываемая как «сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий — 0,5, для балконов и террас — 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0». Согласно Инструкции показатель общей площади квартиры используется для «государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей». То есть данный показатель необходим для статистики валового ввода жилья в эксплуатацию — тут нельзя не учитывать площади балконов, так как они все же «строятся» и должны влиять на статистку, пусть и с понижающим коэффициентом.

Как видите, московские власти воспользовались лазейкой и для определения социальных норм используют совершенно не те показатели площади. Доказать же незаконность такой методики невозможно — ЖК РФ, хотя и невнятен по трактовкам, но является законом более высокого ранга, чем Инструкция.

Норма предоставления

Норма предоставления — «минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма» (п.1 ст. 50 ЖК РФ). Эта норма устанавливается органами местного самоуправления исходя из местных реалий. То есть в соответствии с этой нормой и будут предоставлять жилье по социальному найму.

Согласно Закону Москвы (п.5 ст.1) «норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее — норма предоставления) — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой».

Ну и, наконец, п.3 ст.20 Закона Москвы: «Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека».

Учетная норма

Учетная норма — минимальный размер жилого помещения в расчете на одного жильца. По учетной норме отсчитывается граница уровня обеспеченности общей площадью жилья (п.4 ст. 50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается местным органом самоуправления. По сути — по действующей учетной норме в конкретном регионе принимается решение, нуждается ли гражданин в улучшении условий или нет. Учетная норма не может превышать норму предоставления (п.5 ст. 50 ЖК РФ) — хотя понятнее было бы сформулировать наоборот — норма предоставления не может быть меньше учетной нормы, то есть предоставляют столько же, либо больше.

Для Москвы, аналогично ситуации с нормой предоставления, учетная норма отталкивается именно от площади жилого помещения ( с лоджиями и балконами). На текущий момент согласно п.3 ст.9 Закона Москвы норма составляет 10 кв.м. на человека. То есть, чтобы быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, например, в однокомнатной квартире площадью 33 кв.м. должно быть «прописано» минимум 4(четыре) человека, причем никто из них не должен иметь иной жилплощади в собственности или в пользовании (п.1-2 ст. 9 Закона Москвы).

Малоимущие — как определяется уровень обеспеченности

Для Жилищного кодекса понятие «малоимущие» вовсе не означает людей, зарплата которых меньше прожиточного минимума. Основным критерием отнесения семьи к категории малоимущих является возможность приобретения жилья для обеспечения всех членов семьи по норме предоставления жилплощади, ориентируясь на среднюю стоимость домовладений в регионе.

Если имущественная обеспеченность семьи меньше стоимости жилой площади, которую необходимо приобрести для обеспечения членов семьи по норме предоставления на одного человека, семья признается малоимущей.

С первого взгляда определить, является семья малоимущей или нет, довольно затруднительно. В формулу расчета входит с десяток не всегда очевидных показателей. Например, понятие «член семьи» в данном случае выступает как правовая категория, а не биологическая и означает проживающих на одной площади в рамках одного лицевого счета. Если лицевые счета разделены – то и семьи врозь, невзирая на родную кровь. Некоторые законы безапелляционно манипулируют родственными связями: «Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи» (закон г. Москвы от 18 июня 2008 года № 24).

По столичному региону методика расчета признания жителей Москвы малоимущими с целью постановки на учет на улучшение жилищных условий приведена в Постановлении Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП.

Определение имущественной обеспеченности

Имущественная обеспеченность складывается из дохода семьи и стоимости имущества, подлежащего налогообложению.

а) Расчет дохода семьи

Доход семьи рассчитывается по формуле, включающей разницу между ежемесячным совокупным доходом членов семьи и суммарным прожиточным минимумом, умноженную на расчетный период в месяцах (по Москве — 20 лет, то есть 240 месяцев).

Совокупный доход берется за последние 2 года перед подачей заявления.

Прожиточный минимум на душу населения берется из действующего в регионе на день подачи заявления нормативного акта, который обновляется ежеквартально.

Сведения о прожиточном минимуме в некоторых регионах России за 4 квартал 2011 года приведен в таблице № 1. В представленной выборке дана информация по Москве и области, Санкт-Петербургу и регионам с наименьшим и наибольшим уровнем проживания. Полную сводную таблицу по России можно посмотреть на сайте Росстата http://www.gks.ru/gis/tables/urov-6.htm

Данные по конкретному региону лучше искать на официальных сайтах по субъектам Российской Федерации, там информация актуализируется чаще. По Москве, например, сведения Росстата уже устарели. Новый прожиточный минимум утвержден Постановлением Правительства Москвы от 20.03.2012 г. № 94-ПП и составляет 9128 рублей на душу населения.

б) Расчет стоимости имущества семьи, подлежащей налогообложению

Стоимость имущества семьи складывается из собственности, принадлежащей членам семьи, за исключением помещений, пригодных к проживанию:

  • земельные участки в полной или долевой собственности, рассчитанные по кадастровой стоимости;
  • дачные дома, гаражи и иные нежилые помещения (по рыночной стоимости);
  • автомобили и другие регистрируемые транспортные средства (по оценочной среднерыночной стоимости);
  • паенакопления в любых кооперативах;
  • имущественные доли, акции и ценные бумаги.

Стоимость жилья, находящегося в собственности членов семьи, при исчислении имущественной обеспеченности не прибавляется к доходам, но учитывается при определении обеспеченности жильем. То есть комната, квартира, часть жилья, принадлежащая членам семьи, прибавляется не в денежном выражении, а к метражу общей площади, не зависимо от того, где бы эта собственность не находилась: под Магаданом или на Кипре.

Исчисление стоимости необходимой жилплощади

Площадь, необходимая для проживания семьи, вычисляется как разница между площадью, которую получила бы семья в соответствии с принятыми в регионе нормативами и общей площадью жилья, находящегося в собственности у членов семьи. Соответственно, если у семьи во владении по частям или в целостном варианте имеется жилплощадь в объемах больше норматива, такая семья на учет не ставится и малоимущей не признается.

О принятых в регионах нормативах предоставления жилой площади информацию надо искать на сайтах местной исполнительной власти. В Москве, Санкт-Петербурге с областями этот норматив составляет 18 кв.м. В Новосибирской области – 15 кв.м., в Калининграде от 15 до 18 кв.м. на каждого члена семьи.

При исчислении стоимости этой абстрактной жилплощади следует ориентироваться на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по регионам России, ежеквартально утверждаемую Министерством регионального развития РФ. Последний такой приказ был подписан 29 марта 2012 г. № 143. Согласно данным на 2 квартал 2012 года, среднерыночная стоимость квадратного метра жилья больше всего в Москве — 85 тысяч 500 рублей, и в Московской области: 44 тысячи 250 рублей. Ненамного отстает Санкт-Петербург – 50 800 рублей и Ненецкий автономный округ – 47 050 рублей. Самое дешевое жилье в Карачаево-Черкесской Республике – 20 700 рублей, Чеченской Республике – 21 050 руб. и Республике Ингушетия – 21 100 рублей. В Центральном федеральном округе самая низкая рыночная стоимость жилья в Курской и Орловской областях, соответственно: 22 700 рублей и 25 300 руб. Невысока среднерыночная стоимость одного квадратного метра жилья в Саратове – 23 750 рублей, Ульяновской области – 25 400 рублей и Ставропольском крае – 24 500 рублей.

Порядок признания малоимущим в Москве и необходимые документы

В Москве до прошлого года признание граждан малоимущими осуществлял Департамент социальной защиты населения города, но с апреля 2011 года эта функция совершенно логично перешла к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, сосредоточив дела жилищные в одних руках (Постановление правительства Москвы от 22.02.2011 г. № 44-ПП).

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП в окружной отдел Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предоставляются:

1. Заявление по образцу, опубликованному на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html;

2. Паспорта заявителя и членов его семьи старше 14 лет и свидетельства о рождении на детей;

3. Свидетельство или уведомление ИНН (о присвоении идентификационного номера налогоплательщика) на каждого совершеннолетнего члена семьи;

4. Документы, определяющие состав семьи: свидетельства о заключении брака, рождении детей; единый жилищный документ на квартиру, где проживает заявитель.

5. Документы, подтверждающие виды и размер совокупного дохода семьи. В первую очередь, это справки о доходах по месту работы всех работающих членов семьи по форме № 2-НДФЛ за два календарных года, а также трудовые книжки. Полный перечень документов о доходах содержит 21 пункт и охватывает все возможные источники получения денег, от стипендий до доходов от акций, за исключением единовременных страховых выплат и пособия на погребение.

6. Документы, подтверждающие наличие в собственности членов семьи имущества, подлежащего налогообложению (кроме помещений, пригодных для проживания):

  • выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • документы о праве собственности на земельный участок, дачу, гараж; о праве собственности на транспортное средство;
  • справка Бюро технической инвентаризации о стоимости дачи, гаража или иного нежилого строения;
  • справка о кадастровой стоимости земельного участка;
  • справка о стоимости паенакоплений (выдается кооперативом);
  • отчет независимого оценщика о стоимости имущества членов семьи заявителя.

В спорных случаях дополнительно прилагается решение суда о вселении члена семьи в жилое помещение. При проживании в одном жилом помещении разных семей необходимо представить договор социального найма (коммерческого найма, безвозмездного пользования и др.).

Если Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы принимает решение о признании заявителя малоимущем, на его адрес направляется извещение. Итоговый документ — копию Решения заявитель может получить в окружном филиале Департамента.

Условия для признания гражданина или семьи нуждающимися в жилом помещении

После признания семьи малоимущей в установленном порядке можно приступать к следующему этапу: к признанию в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В Москве, согласно уже упомянутому выше Закону Москвы (№ 29 от 14 июня 2006 года) на постановку на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье могут претендовать малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на территории Москвы не менее 10 лет (суммарно) и не ухудшавшие жилищные условия последние 5 лет.

Необходимым условием является одна из ситуаций:

1) Размер площади жилого помещения на каждого члена семьи меньше учетной нормы.

Учетная норма устанавливается в каждом регионе. В Москве, Подмосковье, Краснодаре, Челябинске и др. учетная норма составляет 10 кв.м. на человека в отдельной квартире и 15 кв.м. в коммуналке; в Санкт-Петербурге – 9 кв.м., в Калининграде – 12 кв.м., в Оренбурге – 12,5 кв.м., в Череповце и Владивостоке – 13 кв.м., и так далее. В Республике Марий Эл в одном районе учетная норма 14 кв. м на человека, а в другом 18 кв. м.

При определении площади, закрепленной за семьей, приплюсовывается площадь жилья, находящегося в собственности у каждого из лиц, перечисленных в заявлении о постановке на учет.

2) Семья проживает в ветхом и не подлежащем ремонту жилье.

Ветхий и не подлежащий ремонту дом должен быть признан непригодным для проживания в установленном порядке по заключению межведомственной комиссии на основании акта обследования помещения. Орган исполнительной власти (в данном примере — Правительство Москвы) принимает решение о признании жилого дома аварийным; в решении устанавливаются сроки отселения жильцов, источники финансирования по отселению из жилого дома и др.

3) В коммуналке проживает хронически больной в тяжелой форме жилец.

Перечень тяжелых болезней, делающих невыносимой соседство в коммунальной квартире дан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Это такие болезни, как туберкулез в открытой форме, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и др.

4) В доме отсутствуют хотя бы одно из следующих удобств: электричество, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка.

5) Члены семьи не являются собственниками жилья и вообще не обладают никаким жилищем, но имеют право проживания на территории Москвы и могут это доказать.

Из перечисленных условий наибольшую сложность вызывает вопрос намеренного ухудшения жилищных условий.

В Жилищном кодексе, в статье 70 за нанимателем жилого помещения, иначе – ответственным квартиросъемщиком, закреплено право на вселение членов семьи: супруга, своих детей и родителей, а также других родственников на свое усмотрение. Но пользоваться этим правом претенденту на улучшение жилищных условий следует осмотрительно, чтобы не совершить такого, за что могут исключить или отодвинуть по очереди назад.

Московские правила досконально описывают запрещенные и разрешенные действия.

Ответственный квартиросъемщик, не опасаясь санкций, может вселять:

  • своих несовершеннолетних детей;
  • супруга (супругу) и других родственников только при условии, что они ранее стояли на жилищном учете в Столице;
  • нетрудоспособных родителей, оставшихся без жилья в результате его ветхости и аварийности либо добровольно и безвозмездно от него отказавшихся;
  • временных жильцов.

Влекут ухудшение жилищных условий:

  • сделки, меняющие порядок пользования жилым помещением, обмены и размены;
  • изменение состава семьи, в том числе за счет расторжения брака, а также вселение иных членов семьи;
  • продажа, дарение и иные действия, направленные на отчуждение помещений, принадлежащих членам семьи;
  • выдел доли собственниками жилых помещений.

Здесь приведены наиболее часто встречающиеся моменты. Полный список разрешенных и запрещенных действий смотрите в ст. 10 Закона Москвы.

Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Если все условия соблюдены, составляется заявление по форме, утвержденной региональным органом власти, которое подписывается всеми членами семьи заявителя, пожелавшими быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Поскольку в Москве действует «Служба одного окна», то процесс признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении с 2011 года проводится за одну стадию, хотя малоимущность можно подтвердить отдельно. Формы бланков и образцы заполнения заявлений опубликованы на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html, а процесс подачи заявления и набор необходимых документов изложены в Регламенте рассмотрения в режиме «одного окна» заявлений граждан, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 7 апреля 2011 г. N 115-ПП.

В Санкт-Петербурге решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и учет граждан, претендующих на социальный найм осуществляют жилищные отделы администраций районов Санкт-Петербурга, а документы принимают в Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг. Форма заявления и перечень документов для постановки на учет опубликованы на информационном портале «Государственные услуги в Санкт-Петербурге»: http://gu.spb.ru.

Документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В Москве по месту жительства заявителя необходимо подать заявление, подписанное всеми заинтересованными членами семьи, а также следующие документы (копии и оригиналы для сверки):

  • паспорта, свидетельства о рождении на несовершеннолетних детей и иные документы, на гражданина Российской Федерации, подтверждающие личность и место жительства заявителя и членов его семьи;
  • свидетельства о браке, разводе и об иных родственных отношениях, связывающих лица, указанные в заявлении;
  • копия решения о признании семьи малоимущей, если заявитель озаботился об этом заранее, либо пакет документов, подтверждающий размер доходов за последние два года, и сведения об имеющемся имуществе (кроме жилья, пригодного для проживания).

В особых случаях дополнительно прилагаются документы:

  • о праве собственности членов семьи на жилые помещений, пригодные для проживания, в том числе расположенные за пределами города Москвы или Российской Федерации за последние 5 лет;
  • о наличии прав на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма, которыми обладают граждане, проживающие в ветхих строениях, дети-сироты, бывшие заключенные и демобилизованные из Вооруженных Сил РФ, а также тяжело больные граждане по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.

Также ответственному квартиросъемщику необходимо доказать факт проживания в Москве не менее 10 лет, если он в этот период выезжал за пределы муниципального округа, предъявив соответствующие выписки из домовой книги.

Документы из БТИ, выписку из домовой книги и другие документы по текущему месту жительства заявителя сотрудники «Службы одного окна» запросят самостоятельно.

В случае принятия положительного решения о постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, а этот вопрос решается теоретически в течение месяца, заявителю направляется соответствующее извещение. Копию Решения можно получить в течение 10 дней после обращения в уполномоченный орган (в Москве – окружное отделение Департамента жилищной политики и жилищного фонда).

На что можно претендовать и кто первый в очереди

В Москве договор социального найма заключается на жилье общей площадью не менее 18 кв.м. на человека. При этом, в силу архитектурных особенностей городского строительства, супружеская пара может претендовать на однокомнатную квартиру площадью до 44 квадратных метров; не пара – на двухкомнатную квартиру до 50 кв.м.; супруги с ребенком получат двухкомнатную квартиру до 62 кв.м. а на троих самостоятельных граждан придется трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.

Если в семье есть тяжело больной хроник по федеральному списку болезней, ему полагается изолированное жилое помещение в квартире.

В первую очередь социальное жилье получают сироты, демобилизованные и вернувшиеся из заключения москвичи, если они за время отсутствия утратили жилье. Во вторую очередь – тяжело больные хроники; в третью – жильцы аварийных домов, не пригодных для проживания.

За что снимают с учета или отодвигают очередь

Причины очевидны: выезд на постоянное место жительства из Москвы; изменение жилищных условий в результате получения жилья, изменения состава семьи; утрата правовых оснований на социальный наем; получение субсидий на доступное жилье.

Московские власти проверяют жилищные и имущественные условия стоящих на учете граждан раз в пять лет, за год до подхода очереди на получение жилья и непосредственно перед выдачей ключей на новую квартиру. Проверки проходят без участия очередников: в компетентные организации рассылаются запросы и в случае выявления несоответствия или утраты основания для получения жилья, семья снимается с учета.

Если при окончательной проверке перед выпиской ордера на жилье в Москве обнаружится, что очередник совершил действия, квалифицированные как ухудшение жилищных условий, его задвинут в очередь на несколько лет назад.

Также в конец очереди на следующий год могут отправить за три отказа от предлагаемых квартир.

Реально ли получить социальное жилье?

Кто-то же получает! Согласно данным Росстата в 2010 году всего по России жилье получили 244 тысячи семей (включая одиноких), из них в жилье в Москве – 9701, в Санкт-Петербурге — 16602. Правда, на учете остается 2,8 миллиона нуждающихся в получении жилья, да и тенденция не радует: последние шесть лет жилье получает по 5-6% семей, стоящих на учете. Такими темпами срок ожидания составит 19-20 лет.

Государственные чиновники делают все, чтобы барьеры на пути получения бесплатного социального жилья были как можно выше и круче. Закон цепляется за любой повод, который может послужить причиной отказа. Санкции за намеренное ухудшение жилищных условий является самым распространенным приемом.

Рассмотрим теоретическую житейскую ситуацию: семья из четырех человек (наниматель с женой и его родители) проживают в квартире общей площадью 38 квадратных метра. У супруги имеется в собственности часть квартиры площадью 15 кв.м. в городе Коряжма Архангельской области, где проживает ее непутевый брат с третьей женой и детьми. Факт наличия собственности зафиксирован в Едином реестре, и скрывать его бесполезно.

В семье рождается ребенок. В квартире становится очень тесно, но с учетом наличия у жены собственности в дальнем краю, суммарный размер площади все равно превышает 10 кв.м. на каждого члена семьи.

Варианты, спасающие ситуацию: развод с формальной выпиской жены из квартиры; избавление от собственности в городе Коряжма; прописка кого-нибудь из многочисленных племянников жены; разделение лицевого счета и выделение родителям отдельной доли с постановкой только их на учет — смотрите в подпункте 2 статьи 10 закона г. Москвы № 29-2006 г. «Действия, повлекшие ухудшение жилищных условий». Пять лет в нарушении прав постановки на учет на получение жилья гарантировано!

Это тот самый случай, когда наследство умершей бабушки может заставить искренне скорбеть о покойной даже очень толстокожих внуков.

Известна история, когда отказывали в постановке на учет ветерану войны в связи с тем, что его дочка продала принадлежащую ей часть другой квартиры, то есть намеренно ухудшила жилищные условия семьи. «Ждите 5 лет», — предложили 85-летнему ветерану оптимисты из Департамента жилищной политики.

Для того чтобы за двадцать лет ожидания не нарушить правила и условия получения бесплатного жилья надо быть не слишком успешной, довольно терпеливой и очень стабильной семьей. Гораздо проще и выгоднее принять участие в какой-нибудь государственной или городской программе, типа «Молодой семье – доступное жилье» или социальной ипотеке, либо в других мероприятиях, частично субсидируемых из местного или федерального бюджета.

Законы и подзаконные акты

«Жилищный кодекс Российской Федерации», утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»

Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

Закон города Москвы от 25 января 2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Постановление Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»

Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»