Юридические функции международного права

Понятие, сущность и функции международного права

Международное право представляет собой самостоятельную, комплексную отрасль права, совокупность международно-правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. Прежде всего необходимо отметить, что эта отрасль права стала так называться лишь в 19 в. Прообразом современного международного права является одна из правовых систем римского права — право народов (лат. ius gentium). В отличие от меж­дународного публично­го права, регулирующего отношения между государствами, международными организациями и другими субъектами международных отношений, международное частное право регулирует гражданско-правовые, семейные, трудовые и процессуальные отношения с участием физических и юридических лиц иностранного государства. Предметом регулирования международного частного права могут быть правовое положение иностранцев и иностранных юридических лиц, а также их имущество, внешнеторговые договоры, брачно-семейные отношения, наследственные права, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные вопросы и т.д. Подчеркнем еще раз, что по своему содержанию и юридической сущности вопросы, решаемые международным частным правом, таковы, что их регулирование выходит за рамки компетенции одного государства.

В литературе выделяют два типа правовых систем — международное право и внутреннее право государств. Они существуют независимо друг от друга, имеют как общие черты, так и специфические, присущие им как самостоятельным системам права.

Общие черты следующие: обе системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно. И международное право, и внутригосударственное право обладают сходной структурой: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.

Можно выделить следующие особенности международного права, отличающие его от внутригосударственного права:

1) по способу создания правовых норм. Нормы внутригосударственного права создаются органами госу­дарств. Поскольку в международной системе нет законодатель­ного ор­гана, нормы международного права создаются самими субъек­тами ме­ждународного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воль госу­дарств или других субъ­ектов международного права.

2) по социальной сущнос­ти. Нормы внутригосударственного права по своей сущности соот­ветст­вуют социаль­ной сущности государств. Нормы общего междуна­родного права имеют общедемократи­ческий характер, а нормы локаль­ного ха­рактера по своей социальной сущности могут от­личаться от норм об­щего международного права в зависимости от социальной природы го­сударств, которые создали эти нормы и для которых они обязательны.

3) по субъектам права. Субъектами внутригосударственного права являются физиче­ские и юридические лица, органы государства. Субъектами междуна­род­ного права — главным образом суве­ренные государства, а такжена­ции и народы, борющиеся за создание самостоятельного го­сударства (государства в стадии становления), межгосударственные организа­ции и некото­рые государственно-подобные образования (например, Ватикан).

Однако субъекты международного права не охватываютвсехдействующих лиц меж­государственной системы, в которой наряду с субъектами международного права акторами являются различные объ­е­динения государств, а также международные органы, не являю­щиеся международными организациями. Несмотря на это, международное пра­во прямо или косвенно регулирует отношения между всеми дейст­вую­щими лицами межгосудар­ственной системы.

Нормы международного права адресованы, естественно, его субъ­ектам. Акторы меж­государственной системы, не являющиеся субъектами международного права, создаются государствами, и именно через государства и с их помощью международное право ре­гу­лирует их поведение.

4) по предмету регулирова­ния. Предметом регулирования международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов. Внутригосударственное право регулирует отношения между субъектами внутри отдельного государства, как правило, в пределах государственной территории и в рамках внутренней компетенции.

5) по спосо­бу обеспечения исполнения норм. Исполнение норм внутригосударственного права обеспечивается государственными органами. Особенностью международного права является то, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов, осуществляющих принуждение. Исполнение норм международного права, а в случае необходимости и принуждение, производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).

6) по источникам права. Внутригосударственные нормы содержатся в законах, указах, постановлениях и других внутригосударственных нормативных правовых актах, в то время как международно-правовые нормы выражаются в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, документов международных организаций.

Сущность любой отрасли права определяется ее предметом и методом. Предметом международного права являются любые публично-правовые отношения, в той или иной форме непосредственно затрагивающие интересы государств. Отношения, регулируемые международным правом, обычно отождествляются с понятием «международные правоотношения», которые включают отношения:

1) между государствами – двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество в целом;

2) между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях;

3)между государствами и государствоподобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;

4)между международными межправительственными организациями.

Все названные виды отношений представляют собой межгосударственные отношения, поскольку каждая международная межправительственная организация – это форма объединения государств. При рассмотрении международных межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом. Такие отношения всегда имеют публично- правовой характер.

Особенностью метода международного права является возможность применения принудительных мер для обеспечения соблюдения правовых норм на основе действующих международно-правовых норм и в рамках соответствующих международных договоров.

Функции международного праваосновные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования.

1) социальная- упроче­ние стабильной системы международных отношений. Достигается это в зна­чительной мере путем поддержания в ней должного порядка.

2) юридическая – правовое регулирование международных отношений.

3)регулятивная — нормы международного права призваны регулировать правоотношения, а не препятствовать им и не осложнять их.

4) охранительная — существуют механизмы, защищающие законные права и интересы субъектов международного права.

5) информационная – передача накопленного опыта рационального поведения государств.

6) функция интернационализациирасширение и углубление связей между государствами.

Сущность международного права.

Современное международное право имеет общедемократический харак­тер и отвечает интересам всех государств и народов. Рассматри­вая его сущность необходимо отметить, что оно является:

— антивоенным, т.е. исключает обращение к войне, как к средству разрешения возникающих между государствами разногла­сий;

— антиколониальным, т.е. запрещает колониализм, ра­сизм, апар­теид и стоит на защите интересов народов и наций;

— универсальным, т.е. в равной степени защищает инте­ресы всех народов и государств;

— демократическим и гуманным, т.е. провозгла­шает и за­щищает права человека.

Юридические функции международного права

Международное право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых самими государствами и другими субъектами международного права, и регулирующие отношения между этими субъектами международного права, в целях обеспечения мирного сотрудничества государств, равноправия и самоопределения народов.

МП — это особая правовая система, регулирующая межд. отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

Сущность любой отрасли права определяется ее предметом и методом. Предметом МП являются взаимоотношения между государствами и другими субъектами МП. Особенностью метода МП является возможность применения принудительных мер для обеспечения соблюдения правовых норм на основе действующих межд.-правовых норм и в рамках соответствующих межд. договоров.

Нормы международного права — это правила поведения, которые создаются субъектами международного права и регулируют отношения между ними, обращенные к неопределенному числу государств и обязательные для них.

Нормы международного права делятся на императивные и диспозитивные. В соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года под императивной нормой общего международного права понимается норма, принимаемая и признаваемая международным сообществом государства, отклонение от которой недопустимо. Императивными нормами, например, являются принципы международного права.

Диспозитивные нормы — это правила поведения, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других государств Диспозитионость нормы предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

Функции международного права

Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. Иначе говоря, в нормах международного права отражаются общеприемлемые для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений (например, правила использования радиочастотного спектра, позволяющие избегать взаимных помех при использовании электросвязи).

Регулирующая функция международного права проявляется в установлении государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия. Без таких правил было бы невозможно совместное существование и общение государств (например, порядок установления и прекращения дипломатических отношений).

Обеспечительная функция международного права выражается в принятии норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства (например, положения о международной ответственности за нарушения международного права или механизмы контроля за соблюдением договоров).

Охранительная функция международного права призвана защищать законные права и интересы государства (например, право на законную самооборону, создание оборонительных военных союзов, запрещение ряда видов оружия и т.п.).

Соотношение международного и внутригосударственного права

Между этими самостоятельными правовыми системами существует тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отражают национальные законы о границах соответствующих граничащих стран).

Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, обеспечение основных прав человека).

Различия заключаются в следующем:

а) в международном праве его субъектами, как уже отмечалось, являются государства, нации и международные организации. Во внутригосударственном праве к таковым относятся физические и юридические лица;

б) для субъекта международного права характерны отношения равенства, сотрудничества, для внутригосударственного субъекта отношения властвования, управления;

в) нормы в международном праве создаются самими субъектами международного права, и прежде всего государствами. Во внутригосударственном праве нормы создаются национальными органами власти, например парламентом.

Нормы международного права отражают права и обязанности субъектов лишь данной правовой системы. Отдельные органы государства, его физические и юридические лица непосредственно нормами международного права в принципе не руководствуются. C другой стороны, принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории и всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Эта система мер носит название имплементации.

Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по конституции признать непосредственное (прямое) действие норм международного права на своей территории. Например, по Конституции Российской Федерации 1993 года международное право является частью национальной правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). В случае расхождения какого-либо положения международного права с национальной нормой преимущественную силу имеет норма международного права.

Существует две теории относительно соотношения международного права и внутригосударственного: дуалистическая и монистическая.

Дуалистическая теория основывается на том, что международное и внутригосударственное право — это две разные правовые системы.

Монистическая теория — исходит из соединения международного и внутригосударственного права в единую правовую систему.

Следует отметить, что дуалистическая теория более четкая, способная отграничить внутригосударственное право от международного. Так, согласно дуалистической теории, субъектами международного права являются государства, нации и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица. Механизм взаимодействия международного и внутригосударственного права выглядит следующим образом:

— трансформация — осуществление государством норм международного права посредством издания национальных нормативных актов (например, закона, акта о ратификации международного договора);

— рецепция — нормы национального права текстуально повторяют нормы международного права, конкретизируют их, учитывая особенности социального строя государства;

— инкорпорация — включение норм международного права во внутригосударственное право;

— отсылка — во внутреннем акте государства может быть применена отсылка к международному акту (например, договору).

Пример тому часть 4 ст. 15 Конституции РФ, предусматривающая, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Государство, заключившее международный договор, обязано его соблюдать. В этом случае оно не может ссылаться на внутреннюю норму, если решит отказаться от выполнения положений международного договора.

Таким образом, для формирования устойчивой правовой системы необходимо, чтобы внутригосударственное право было согласовано с международным.

Международное публичное и международное частное право

Международные отношения шире, чем межгосударственные, межвластные. Действующими лицами на международной арене выступают физические и юридические лица в своём личном качестве, а не от имени государства. Такие отношения регулируются нормами национального права (например, законы государств о правовом статусе иностранцев на их территории); нормами сделок-контрактов, заключаемых лицами различного гражданства; коллизионными нормами (правилами, которые определяют применимое право того или иного государства к возникающему правоотношению); международными договорами, которые унифицируют порядок правоотношений лиц различной национальности в той или иной области (гражданские, трудовые, семейные отношения).

Перечисленный набор источников норм, регулирующих международные отношения такого рода, дает основание для различения международного публичного (межвластного) права и международного частного (не межвластного) права. Соответственно, наука международного права разделилась также на две части.

В отечественной доктрине можно выделить два направления: одни считают, что международное публичное и международное частное право составляют два раздела единой системы международного права; по мнению других, международное частное право входит в национальные правовые системы в качестве их отрасли.

Сложное взаимодействие норм международного публичного и международного частного права, нередкий переход правоотношения из сферы международного частного права в сферу международного публичного права (например, право лица на так называемую дипломатическую защиту своих нарушенных интересов), обязательность. соответствия частноправовых отношений общепризнанным принципам международного публичного права, развивающаяся кодификация норм международного частного права в межгосударственных договорах — все это свидетельство того, что истинный профессионализм юриста-международника предполагает одинаково хорошее владение знаниями в обеих областях правового регулирования международных отношений.

Соотношение международного права с международным частным правом. Отличия международного права от международного частного права

Соотношение международного права и международного частного права выражается в следующем

1. Их объединяет общая цель — создание правовых условий для международного сотрудничества в различных областях международных отношений

2. Международные договоры по международному частному праву не могут противоречить основным принципам международного права. Это означает, что нормы международного права являются превалирующими, первоосновой по отношению к нормам международного частного права.

Отличия международного права от международного частного права:

1. по субъектному составу:

— в отличие от субъектов международного права к субъектам международного частного права относятся физические и юридические лица, государства (это обособленные субъекты). Государства могут вступать в имущественные отношения с иностранными юридическими лицами и с отдельными иностранными предпринимателями, в таких случаях они не обладают суверенитетом, но находятся под юрисдикцией государства и подчиняются действию национальных законов.

2. по объекту регулирования:

— в отличие от объекта регулирования международного права объектом регулирования международного частного права являются гражданско-правовые отношения, но властные, но осложненные иностранным элементом.

3. по методу регулирования:

— методом регулирования в международном праве является согласование воли государств, а в международном частном праве — преодоление коллизий.

4. по источникам правового регулирования.

— источниками международного права являются

а) международные договоры и обычаи, принципы,

б) судебные решения и доктрины;

— источниками международного частного права являются

а) международные договоры;

б) внутреннее законодательство,

в) судебные прецеденты и судебная практика;

д) доктрины международного частного права.

6. по сфере действия

— сфера действия международного права — глобальная;

— сфера действия международного частного права — национальная (нормы международного частного права регулируют соответствующие отношения в пределах отдельного государства).

7. по ответственности:

— в международном праве за нарушение его норм применяется международно-правовая ответственность;

— в международном частном праве за указанные действия — гражданско-правовая.

Международное право, внешняя политика и дипломатия

Внешняя политика — это общий курс государства в международных отношениях и его конкретные шаги в направлении реализации этого курса.

Дипломатия — это важнейший инструмент осуществления внешней политики государства.

Внешняя политика и дипломатия должны соответствовать международному праву и опираться на него.

Устав ООН в качестве одной из целей создания этой Организации ставит задачу «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права» (Преамбула Устава ООН).

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств. Дипломатия обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики. Этим общим знаменателем является международное право. В дипломатии важно умение не только достигать политического компромисса, но и выражать его специфическим юридическим языком. В этом и состоит диалектическое единство и взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права.

Ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в противоречие с международным правом, являющимся единственным общим языком межгосударственного общения.

Международное право оказывает непосредственное воздействие на внешнюю политику государства и его дипломатию.

Бытует мнение о том, что в международных отношениях сила доминирует над правом. Это мнение ошибочно, поскольку отдельные факты силового решения вопросов в международной жизни не могут образовать общего правила.

Один из основателей науки международного права, голландский юрист Гуго Гроций еще в 1625 году писал в своем труде «О праве войны и мира»: «Народ, нарушающий право естественное и право народов, подрывает основу своего собственного спокойствия в будущем».

Международное право — средство дальнейшей демократизации и гуманизации современной системы международных отношений.

Идеал будущего — превращение международного права в истинный кодекс поведения всех народов.

Система международного права

Система международного права — объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находится место и резолюциям международных организаций, и решениям арбитражных и судебных международных органов.

Отрасль международного права — совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большой степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретной области правоотношений.

Международно-правовой институт — это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт признания государств, институт международной ответственности и т.д.). И отрасли, и институты международного права являются его неотъемлемой составной частью.

Систему международного права нельзя отождествлять с системой науки международного права. Первая — объективно существующее социальное явление, вторая — результат научной мысли отдельных юристов или коллективов юристов-международников, международное право в субъективном понимании и изложении. Значение системы науки международного права состоит в том, что она является своего рода нитью Ариадны в огромном лабиринте многосторонних и двусторонних договоров, которыми связано каждое государство.

Существует множество научных определений понятия международного права. Наиболее общим является следующее: система юридических норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государств, обусловленную действием закономерностей международных отношений на определенном этапе развития цивилизации

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Международное право – система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами внутригосударственного права.

Международное право состоит из норм, индивидуальных дозволений, предписаний и запретов, регулирующих межгосударственные отношения, которые называют индивидуальными международно-правовыми установками и содержатся в международных договорах, а также в имеющих обязательную силу решениях международных конференций.

Международное право нередко рассматривается как особая правовая система. Здесь наиболее важную часть международного права составляют действующие и осуществляемые нормы. Особое значение имеет их осуществление, т. е. международно-правовая практика, которая наполняет нормы реальным содержанием. Возможны случаи, когда практика применения какой-либо нормы международного права приводит к возникновению новой, более конкретной нормы или обыкновения. Примером может служить правило, согласно которому воздержание при голосовании постоянного члена Совета Безопасности ООН не считается применением так называемого права вето. В Уставе ООН это правило не предусмотрено, но оно сложилось как международно-правовая норма в практике Совета Безопасности.

Функции международного права:

1) координирующая – в нормах международного прав отражаются общепризнанные для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;

2) регулирующая – установление государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия;

3) обеспечивающая – принятие норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства;

4) охранительная – защита законных прав и интересов государства.

Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе имеют место и резолюции международных организаций, решения арбитражных и судебных органов международных органов.

Общепризнанные принципы международного права – это концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

Международно-правовой институт – это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (институт признания государств, институт международной ответственности). И подотрасли, и институты международного права являются его неотъемлемой составной частью.

Понятие, сущность, функции и основные принципы международного права

Международное право — это отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующая взаимоотношения между государ­ствами и иными субъектами международного общения.

Предметом правового регулирования международного пра­ва являются межгосударственные и немежгосударственные отно­шения (международные отношения).

К межгосударственным относятся отношения:

— между государствами и нациями, борющимися за неза­висимость.

Международными немежгосударственными являются отношения:

— между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;

— между международными организациями;

— между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой;

— между физическими и юридическими лицами.

Функции международного права.

— стабилизирующая. С помощью норм международного пра­ва устанавливается определенный международный правопорядок, устанавливаются общеприемлемые стандарты поведения в различ­ных сферах взаимоотношений;

— регулятивная. Проявляется в принятии государствами твердо установленных правил межгосударственного общения и со­существования. Регулируя общественные отношения, международ­ные правовые нормы наделяют участников международных отно­шений определенными правами и обязанностями;

— охранительная. Проявляется в сложившемся механиз­ме международной правовой защиты законных прав и интересов государств. Международное право содержит нормы, побуждаю­щие государства следовать определенным правилам поведения,

установившимся в результате их многовекового общения. При на­рушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и сан­кции, допускаемые международным правом.

Общие принципы международного права:

— суверенное равенство государств и уважение прав, прису­щих суверенитету;

— неприменение силы или угрозы силой;

— территориальная целостность государства;

— международно-правовая ответственность в международном

— невмешательство во внутренние дела государства;

— добровольность выполнения международных обязательств;

— уважение прав человека;

— право народов и наций на самоопределение.

Суверенное равенство государств и уважение прав,

присущих суверенитету означает, что все государства на меж­дународной арене равны. Это соответствует статье 18 Конститу­ции Республики Беларусь, в которой говорится, что в своей внеш­ней политике Республика Беларусь исходит из принципов равенства.

Неприменения силы или угрозы силой также соответ­ствует статье 18 Конституции Республики Беларусь и означает, что все государства международные споры должны разрешать только мирным путем.

Территориальная целостность государства означает, что никто не имеет права без соответствующего на то решения госу­дарства распоряжаться его территорией.

Нерушимость границ соответствует статье 18 Конститу­ции Республики Беларусь и означает, что никто (ни физические, ни юридические лица) не имеет права без соответствующего на то разрешения государства пересекать их границу.

Разоружение означает, что все государства должны стре­миться к такому международному сожительству, чтобы вооружен­ные силы никогда не понадобились для защиты их суверенитета.

Это соответствует статье 18 Конституции Республики Беларусь, в которой говорится, что Республика Беларусь ставит целью сде­лать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейт­ральным.

Международно-правовая ответственность означает, что нарушение международно-правовых норм влечет за это наказание, применение санкций.

Виды ответственности государства:

К нематериальным относятся:

Сатисфакция — действие государства-нарушителя, направ­ленное на восстановление чести и достоинства потерпевшего госу­дарства. Она осуществляется в следующих формах:

— извинение от имени главы государства и главы правитель­ства государства-нарушителя;

— отзыв должностного лица, оскорбившего другое государ­ство, привлечение его к ответственности по национальному зако­нодательству.

Ресторация — восстановление нарушенных прав (вывод войск с территории оккупированного государства). Государство также может применить контрмеры (ответные меры) в ответ на нарушение международного обязательства в форме реторсии или репрессалий.

Реторсия — ответная мера, аналогичная по объему и содер­жанию той, которую применило государство-нарушитель. (Напри­мер, повышение таможенных пошлин в ответ на их повышение дру­гим государством).

Репрессалии — индивидуальные принудительные меры потер­певшего государства в ответ на нарушение международного обя­зательства (приостановление экономических соглашений с государ­ством нарушителем, разрыв дипломатических отношений с отзы­вом дипломатического представительства и т.д.). Применение во­оруженных репрессалий — военных действий против государства- нарушителя запрещается.

К материальной ответственности относятся:

1) репарация (денежное возмещение ущерба);

2) реституция (возвращение вывезенных культурных и иных ценностей).

Если культурные ценности уничтожены или испорчены при­меняется субституция — замена предметами, аналогичными по стоимости, либо денежное возмещение.

Решение о введении санкций против государства-нарушителя принимает Совет Безопасности ООН. Резолюция считается принятой, если за нее проголосовало 5 постоянных членов и 4 непостоянных.

В санкциях против нарушителя участвуют все государства.

Если такие санкции не помогают, Совет Безопасности ООН принимает резолюцию о введении военных санкций (применение вооруженных сил ООН). Впервые военные санкции были примене­ны в 1991 г. к Ираку за агрессию против Кувейта.

После прекращения международного преступления государ­ство-нарушитель привлекается в нематериальной и материальной ответственности, а физические лица- исполнители к уголовной от­ветственности.

Суд осуществляет Международный трибунал.

Впервые такой суд был создан на основе Лондонского согла­шения от 8 августа 1945 г., заключенного СССР, Англией, и Францией для суда над главными военными преступниками ІІ мировой войны.

В 1993 г. на основе резолюции 827 Совета Безопасности ООН утвержден Международный трибунал для суда над лицами, винов­ными в грубых нарушениях международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

К 2001 г. Международный трибунал приговорил 7 человек к различным срокам лишения свободы за этнические чистки, убий­ства гражданского населения в период вооруженных конфликтов в Боснии, Хорватии, Герцеговине в 1992-1994 гг.

В 1998 г. принята Конвенция о Международном уголовном суде, вступившая в силу в 2002 г., юрисдикция которого будет рас­пространяться на такие преступления, как агрессия, военные пре­ступления, геноцид, преступления против человечества.

Невмешательство во внутренние дела государства соот­ветствует статье 18 Конституции Республики Беларусь и означает, что поскольку Республика Беларусь не вмешивается в дела других государств, то и другие государства не должны вмешиваться во внутренние дела Республики Беларусь.

Сотрудничество государств означает, что все государства на международной арене должны взаимовыгодно сотрудничать друг с другом в экономических и политических целях.

Добровольность выполнения международных обяза­тельств означает, что каждое государство подписывает тот или иной международный договор или соглашение только добровольно и поэтому эти взятые обязательства государство добровольно выполняет.

Уважения прав человека означает, что обеспечение прав и свобод граждан любого государства является высшей целью этого государства.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необ­ходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан, закреп­ленные в Конституции, законах и предусмотренные международ­ными обязательствами государства.

Право народов и наций на самоопределение означает, что все народы и нации могут самостоятельно определять истори­ческий ход своего развития, могут объединяться с другими госу­дарствами и народами, могут образовывать самостоятельные го­сударства, вплоть до отделения от уже существующих государств.

Международное гуманитарное право является одним из ин­ститутов международного права.

Под международным гуманитарным правом понимает­ся система юридических норм, регулирующих как международные, так и немеждународные отношения при вооруженных конфликтах, устанавливающих принципы, взаимные права и обязанности субъек­тов международного права по запрещению или ограничению при­менения определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы и ответственность за нарушение этих принципов и норм.

Международное гуманитарное право основано на интересах, которые государства согласовывают на международном уровне для усиления защиты от последствий войны, в условиях когда на­циональные законодательные системы являются недостаточно эф­фективными.

Международное гуманитарное право выполняет следую­щие функции:

Организационная функция обеспечивает упорядочение отно­шений между сторонами вооруженных конфликтов.

Превентивная функция обеспечивает ограничение суверени­тета государств-участников в части применения определенных средств, способов и методов ведения войны.

Защитная функция обеспечивает предоставление покровитель­ства (защиту) различным категориям граждан.

Принципы международного гуманитарного права как таковые в едином международном нормативном правовом акте не закреплены. Они выводятся из ряда конкретных правовых норм, закрепленных в различных международных документах.

Принципы международного гуманитарного права:

— ответственность за нарушение норм и принципов междуна­родного гуманитарного права;

— ограничения воюющих в выборе средств вооруженной борьбы;

— защита окружающей среды.

Принцип гуманности в международном гуманитарном пра­ве означает запрещение применения такого военного насилия, кото­рое не является необходимым для целей войны. Это один из самых старейших принципов. В Санкт-Петербургской декларации об от­мене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 11 декаб­ря 1868 г. говорилось о необходимости установления «технических границ, в которых потребности войны должны оставаться перед требованиями человеколюбия», а «успехи цивилизации должны иметь последствием уменьшение по возможности бедствий войны».

Принцип гуманности является обобщенным принципом меж­дународного гуманитарного права. Другие принципы только конк­ретизируют данный принцип, продолжают его.

Принцип гуманности распространяется на все стороны по­ведения воюющих. В ст. 13 Женевской конвенции об обращении с

военнопленными 1949 г. излагается требование для воюющих — «всегда обращаться гуманно» с военнопленными. Женевская кон­венция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. устанавливает обязанность обеспечить раненым и больным необходимый уход, оградить их от ограбления и дурного обращения и т.д. Ст. 1 Дополнительного протокола 1 содержит положение о необходимости исходить воюющим сторонам «из принципов гумманости».

Принцип недопустимости дискриминации означает, что воюющие стороны при любых обстоятельствах не должны в своих действиях допускать дискриминацию, т.е. изменять свое отноше­ние к воюющим по причинам расы, цвета кожи, религии, пола, иму­щественного положения и т.д.

В ст. 9 Дополнительного протокола 1 устанавливается, что этот протокол направлен на защиту всех лиц «без какого-либо неблагоп­риятного различия по причинам расы, цвета кожи, пола, языка, рели­гии или веры, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рожде­ния или другого статуса, либо любых аналогичных критериев».

В ст. 3 каждой их четырех Женевских конвенций 1949 г. в чис­ле минимума прав, который должен быть гарантирован жертвам вой­ны, названо гуманное обращение без всякой дискриминации.

Под принципом ответственности за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права понимает­ся установленная международно-правовая ответственность госу­дарств и физических лиц за нарушение этих норм и принципов.

В соответствии с этим принципом и в соответствии с п. 1 статей 49, 50, 129, 146 всех четырех Женевских конвенций 1949 г., государства-участники должны «ввести в действие законодатель­ство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных нака­заний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения» Женевских конвенций.

В соответствии с п. 3 статей 49, 50, 129, 146 всех четырех Женевских конвенций 1949 г. государства-участники должны пред­принимать все необходимые меры для пресечения серьезных нару­шений и всех иных действий, противоречащих их положениям. Кон­кретные наказания за несоблюдения этих положений Женевскими конвенциями для физических лиц не определены. Эти наказания могут быть установлены государствами-участниками в своем на­циональном законодательстве и предусматривать дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

В ст. 12 третьей Женевской конвенции закреплено, что «неза­висимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену Держава несет ответственность за обращение с военнопленными».

Под принципом ограничения воюющих в выборе средств вооруженной борьбы понимается, что «в случае вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать мето­ды и средства ведения войны не является неограниченным» (п. 1 ст. 35 Дополнительного протокола 1).

Данный принцип впервые был сформулирован в Санкт-Петер­бургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажи­гательных пуль от 11 декабря 1868 г. В этой декларации говорилось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государ­ства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприяте­ля» и что для достижения этой цели «достаточно выводить из строя наибольшее, по возможности, число людей».

Под принципом защиты окружающей среды понимается такое ведение военных действий, при которых проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговечного и серьезно­го ущерба. Эта защита включает запрещение использования мето­дов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить такой вред и тем самым нанести ущерб здоровью или выживанию населения.

Принципы, обеспечивающие защиту прав участников вооруженных конфликтов:

— неприкосновенности лиц, прекративших принимать непосред­ственное участие в боевых действиях;

— ограничения по объектам.

Принцип защиты прав означает, что государства должны как на национальном, так и международном уровне обеспечить защиту всех лиц (комбатантов и некомбатантов), оказавшихся в их власти.

При выполнении этого принципа необходимо учитывать, что:

— пленный находится не во власти войск, захвативших его, а во власти государства, к которому относятся эти войска;

— государство несет ответственность за лиц, захваченных ими в плен;

— военнопленные, так как они лишены естественной защиты, должны быть обеспечены международной защитой.

Под естественной защитой понимается защита государства гражданином которого является данное лицо. Под международной защитой — защита державы покровительницы или Международного комитета красного креста (МККК).

Принцип неприкосновенности лиц, прекративших принимать непосредственное участие в боевых действи­ях, означает, что:

— убивать можно только солдата, который сам готов убивать. Павший на поле боя неприкосновенен, так же как и противник, сда­ющийся в плен, имеет право на сохранение жизни.

— каждый, в том числе и противник, имеет право на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность, на уважение все­го, что является неотъемлемой частью его личности.

К лицам, прекратившим принимать непосредственное учас­тие в боевых действиях, относятся: раненые, больные, военноплен­ные, парламентеры и т.д.

Принцип неприкосновенность некомбатантов означа­ет, что к лицам, личному составу (медицинский персонал, духовен­ство и т.д.), оказывающих помощь своим вооруженным силам, не­посредственно не участвующих в боевых действиях, не может применяться оружие, и эти лица должны пользоваться уважением и покровительством со стороны противника при всех обстоятельствах, за исключением их непосредственного участия в боевых действиях.

Принцип ненападения означает, что гражданское населе­ние, а также отдельные граждане не должны являться объектами для нападения.

Принцип ограничения по объектам означает, что бое­вые действия должны вестись только с войсками и в отношении тех объектов, где эти войска расположены.

Еще в Санкт-Петербургской декларации об отмене употреб­ления взрывчатых и зажигательных пуль от 11 декабря 1868 г. го­ворилось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении сил неприятеля».

Первоначально этот принцип развивался только как принцип, ограничивающий воюющих в выборе средств и методов ведения войны, а затем уже как принцип, направленный на усиление защиты гражданского населения.

Этот принцип означает следующее:

— нападения должны быть строго ограничены военными объектами;

— нападения на необороняемые местности и объекты граж­данского назначения запрещаются;

— враждебные акты, направленные против зданий, где прово­дятся научные исследования или расположены благотворительные учреждения, против исторических памятников, произведений искус­ства или мест отправления культов, которые составляют культур­ное или духовное наследие, запрещаются;

— нападения на установки и сооружения, если это может выз­вать освобождение опасных для гражданского населения сил зап­рещаются;

— гражданское население не должно использоваться для за­щиты военных объектов от нападения.

Международное право подразделяется на отрасли. Отрасли международного права регулируют крупные сферы международ­ных отношений определенного вида и представляют собой сово­купность международно-правовых институтов и норм, регулирую­щих относительно обособленные отношения, отличающиеся каче­ственным своеобразием.

В международном праве сформировались следующие отрас­ли права:

— право международной правосубъектности (регламентирует правовое положение государств, наций и народов, борющихся за независимость, международных организаций и государствоподоб­ных формирований как субъектов международного права и вклю­чает в себя также институты признания и правоприемства);

— право международных договоров;

— право международных организаций;

— право международных конференций и совещаний;

— право внешних сношений;

— право международной безопасности;

— международное гуманитарное право;

— международное право в период международных конфликтов;

— право международного сотрудничества в борьбе с преступ­ностью;

— международное морское право;

— международное воздушное право;

— международное космическое право;

— международное атомное право;

— право охраны окружающей среды;

— международное экономическое право.

Ученые подразделяют международное право на: междуна­родное публичное право и международное частное право.

Международное публичное право регулирует отношения меж­ду государствами и другими субъектами международного общения.

Международное частное право регулирует гражданско- правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения с участи­ем иностранных предприятий и граждан.