Источники конституционного права как отрасли понятие виды

Понятие и виды источников конституционного права.

Источники права — это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
В истории развития права различают несколько видов источников права.
1. Правовой обычай — это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила..
2. Судебный прецедент — это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем

3. Нормативный договор — это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права.
4. Религиозные тексты — это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран — собрание поучений и заповедей Аллаха,
5. Доктринальные тексты — это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (напримерУльпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел.
6. Общие принципы права — это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли.
7. Нормативный правовой акт как источник права — это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний.
Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

5. Источники конституционного права России: критерии определения, основные разновидности и их характеристика.

Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.

Источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:

1. Конституция Российской Федерации — главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные.

Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. Она является актом прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации.

2. Конституции республик, находящихся в составе России. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России. Республиканские конституции учитывают особенности субъектов федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, республики обладают всей полнотой государственной власти.

3. Статус других субъектов Российской Федерации — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов.

Конституция России предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации (ст. 66 п. 2).

4. Законы Российской Федерации. Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов:

федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84);

определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88) и т.д.

Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции России принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.

Конституция закрепляет порядок принятия федеральных конституционных законов (ст. 108) и принятия федеральных законов (ст. 105-107). В Конституции установлено также верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации.

Принципиальный характер имеют также положения, сформулированные в ст. 15 Конституции, об обязанности соблюдать Конституцию и законы органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в “Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации. Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.

5. Важным источником конституционного права являются Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, главы государства. Обладая широкими полномочиями, Президент реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В ст. 90 Конституции подчеркивается, что указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В Конституции России предусмотрено также, что Указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации (ст. 102).

6. Источниками конституционного права

являются также акты палат Федерального Собрания — парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа.

В соответствии со ст. 102 Конституции России Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Постановления принимает и Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией России.

7. Источником конституционного права являются также Декларации. Именно в этой форме были приняты “Декларация о государственном суверенитете РСФСР” от 12 июня

1990 года, “Декларация о языках народов России” от 25 октября

8. К числу источников конституционного права относятся постановления и распоряжения Правительства. Они издаются на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента. Эти постановления и распоряжения обязательны к исполнению в России. В случае их противоречия Конституции, законам и указам, постановления и распоряжения правительства могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115).

Кроме этих видов актов Правительство принимает также заключения.

9. Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. Они применяются самой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом.

10. Федеративный характер устройства России обусловливает существование таких видов источников государственного (конституционного) права как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах федерации.

11. К числу источников конституционного права относятся Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами федерации. Примером такого вида источника являются Федеративный Договор от 31 марта

1992 года, Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 года и др.

12. После принятия Конституции 1993 года в числе источников конституционного права появился еще один вид актов.

Статья 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

13. К числу специфических источников конституционного права относятся решения Конституционного Суда. Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу

14. Правовые акты СССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.

15. Источником конституционного права являются также акты органов местного самоуправления. Эти органы, реализуя свои полномочия, установленные восьмой главой Конституции Российской Федерации, издают по вопросам своей компетенции правовые акты.

16. В отдельных случаях источником конституционного права могут быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. В этой связи ст. 55 Конституции России предусматривает, например, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В заключение надо подчеркнуть, что источниками конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а только те из них, которые содержат нормы государственного права.

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 297 ; Нарушение авторских прав

Понятие, виды и иерархия источников конституционного права России

Источник права (в широком смысле слова) – совокупность документов и принципиальных положений, на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности, включая принципы морали и правосознания.

Источник права (в узком смысле) – действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права.

Источник конституционного права РФ – совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.

2. Конституция РФ.

3. Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

4. Федеральные законы, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (напр., принятый в 1999 г. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ»).

5. Решения Конституционного Суда РФ (в частности, о толковании Конституции РФ).

6. Постановления палат Федерального Собрания РФ (в частности, регламенты палат Федерального Собрания РФ).

7. Указы Президента РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (напр., принятый в 1997 г. указ Президента РФ, которым утверждается Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).

8. Постановления Правительства РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам, издаваемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ (напр., принятое в 2002 г. Постановление Правительства РФ, которым утверждается Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание).

9. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ (напр., в 1999 г. Министерством юстиции РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ, были изданы Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации). Некоторые исследователи также полагают постановления Центральной избирательной комиссии РФ нормативного характера источником конституционного права.

10. Конституции (уставы) субъектов РФ.

11. Законы субъектов РФ конституционно-правового содержания (напр., законы субъектов РФ о конституционных (уставных) судах субъектов РФ).

12. Решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ (в частности, о толковании конституции (устава) субъекта РФ).

13. Некоторые нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (напр., решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о структуре исполнительных органов государственной власти субъекта РФ).

14. Уставы муниципальных образований.

15. Некоторые нормативные акты органов местного самоуправления (напр., регламент заседаний представительного органа местного самоуправления, утвержденный его постановлением).

5.Понятие и виды источников конституционного права.

Конституционное право — является отраслью права Российской Федерации и закрепляет в себе правила поведения и нормы, касающиеся взаимоотношений государства и личности. Происходит от названия особого политико-правового документа — Конституции. Конституционное право может выражаться в следующих элементах:

Источники конституционного права– это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).

Можно утверждать, что в российской правовой системе имеют место все основные источники права (схема 3). Поскольку Российская Федерация принадлежит к числу государств континентальной (европейской, романо-германской) правовой системы, основным источником права (в том числе и конституционного) в нашей стране является результат нор-мотворческой деятельности различных властных институтов – нормативный правовой акт. В свою очередь группа нормативных правовых актов – это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.

Наиболее общее деление нормативных правовых актов – это их деление на законы и подзаконные акты. Закон – понятие собирательное, правовой системе современной России известны следующие виды законов:

1) Конституция РФ – Основной Закон государства;

2) Федеральные конституционные законы;

3) Федеральные законы;

4) Законы о поправках к Конституции РФ;

5) Законы субъектов РФ.

Виды источников конституционного права.

Существуют различные виды источников (форм выражения) норм права. В научной теории, на основе обобщения практики различных стран современного мира, в их перечне выделяют: нормативный правовой акт, нормативные договоры, судебный и административный прецедент, правовой обычай, религиозные догмы, научную доктрину (юридическую науку как источник права), принципы права и правосознание1. Удельный вес указанных видов источников права в регулировании общественных отношений различен.

1. Конституционные источники:Конституция Российской Федерации;

Региональные конституции и уставы.

2. Законодательные источники:

-Законы о поправках к Конституции РФ; -Федеральные конституционные законы; -Федеральные законы; -Декларации; -Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации; -Региональные законы.

3. Подзаконные и локальные источники:

-Решения федерального Конституционного Суда;

-Решения региональных конституционных (уставных) судов; -Решения судов общей юрисдикции.

5. Договорные источники:

-Вертикальные соглашения; -Горизонтальные договоры и соглашения.

6. Конституция: понятие, сущность, юридические свойства.

Конститу́ция — основной закон государства.

Нормативный правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.

Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

В праве различают юридическое и фактическое понятие конституции. Юридическая конституция — системы правовых норм, которые регулируют определённый круг общественных отношений. Фактическую конституцию составляют реально существующие отношения.

Сущность конституции – внутреннее содержание конституции, проявляющееся во внешних формах ее существования. Сущность конституции:

конституция – это выражение общей воли народа, общественный договор (естественная школа права);

конституция – выражение высшей правовой нормы (нормативистская школа права);

конституция – акт общества как корпоративного целого (у институционалистов);

конституция – документ, устанавливающий правила политической игры;

конституция – отражение определенного соотношения политических сил.

Юридические свойства Конституции — это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства. К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституциипроявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства — парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, — учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти. Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

3. Верховенство КонституцииРФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» — закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ. Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации». Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

4. Стабильность Конституции— важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Источники конституционного права

Система источников конституционного права РФ

Источник права (в широком смысле слова) — совокупность документов и принципиальных положений, на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности, включая принципы морали и правосознания.

Источник права (в узком смысле) — действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права.

Конституция РФ является основным (основополагающим), но не единственным источником конституционного права. Как показывает практика, круг источников конституционного права более широк.

Существование иных, кроме конституции, источников конституционного права вызвано тем, что некоторые виды общественных отношений регулируются конституционным правом в полном объеме и не относятся к предмету других отраслей права. Причем эти отношения закрепляются не только конституцией, но и другими источниками (формами) права.

Под источниками конституционного права понимаются акты, содержащие юридические нормы, направленные на регламентацию правоотношений, составляющих предмет конституционного права.

Источник конституционного права РФ — совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ.

В отличие от источников науки конституционного права, источниками отрасли являются только действующие на данный момент нормативные акты. Причем если часть из них являются безусловными источниками (Конституция РФ, конституции субъектов Федерации, федеральные конституционные законы), то другая часть выступает в качестве источников лишь в случае наличия в них конституционно-правового содержания (федеральные законы, подзаконные акты, международные договоры и т. д.).

Виды источников конституционного права РФ:

  • международные акты, например Всеобщая декларация прав человека (принята на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);
  • Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;
  • федеральные конституционные законы: а) ФКЗ от 21 июля 1994 г. 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.); б) ФКЗ от 17 декабря 1997 г. 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г.) и др.;
  • внутригосударственные договоры, например Федеративный договор (договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти соответствующих ее субъектов) от 31 марта 1992 г. и др.;
  • федеральные законы: а) ФЗ от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1 996 г., 17 марта 1 997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г.); б) ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.; 5) законы РФ, например Закон РФ от 28 ноября 1991 г. 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) и др.;
  • законы бывшего СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ;
  • указы Президента РФ: а) Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»; б) Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и др.;
  • постановления Правительства РФ, например постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. 693 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии» (c изменениями от 3 апреля 1997 г., от 8 августа 2003 г.);
  • решения и постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, например постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г.

Источники конституционного права находятся в иерархической соподчиненности. Место конкретного источника в иерархии источников конституционного права, как правило, устанавливается самой конституцией либо является следствием сложившейся правоприменительной практики и правовых традиций.

Разнообразие системы источников конституционного права и место в ней того или иного источника зависит от характера правовой системы (англосаксонской, романо-германской и др.), исторических, культурных традиций и иных факторов. Так, в англосаксонской правовой системе источниками (формами права) служат конституционные по характеру обычаи, судебный прецедент, судебная практика. В мусульманских системах обязательным источником права являются религиозные догматы, положения Корана и их толкование признанными специалистами.

Система источников зависит также от формы государственного устройства страны. В федеративных государствах, где имеются конституция и система законодательства не только на уровне федерации, но и в каждом ее субъекте, в систему источников конституционного права входят и соответствующие учредительные акты федерации и ее субъектов.

Таким образом, система источников конституционного права каждой страны имеет свою специфику и свои особенности.

Форма тех или иных источников конституционного права позволяет распределить их на определенные группы, в совокупности образующие систему источников. По мнению О. Е. Кутафина, источники конституционного права можно разделить на федеральные, федерально-региональные, региональные, регионально-местные и местные. Кроме того, он выделял в качестве отдельного источника конституционный обычай. Такое деление позволяет лучше уяснить юридическую природу источников, механизм их реализации, а также их соотношение внутри системы.

Систему источников конституционного права можно условно поделить на следующие семь групп: конституционные, законодательные, подзаконные, судебные, договорные, международные и локальные источники. В четырех первых группах выделяются, кроме того, по две подгруппы: федеральные и региональные источники.

Конституционные источники

Наиболее значимыми источниками отрасли являются конституционные. Они носят учредительный характер и обладают наивысшей юридической силой по сравнению со всеми остальными нормативными актами. В качестве федерального конституционного источника выступает Конституция РФ. К числу региональных конституционных источников относятся конституции российских республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Федеральная Конституция. Конституция РФ 1993 г., как и все предыдущие российские конституции, провозглашена в качестве акта высшей юридической силы. Однако действующая Конституция в отличие от всех прежних является актом прямого действия. Ее нормами надлежит руководствоваться при рассмотрении конкретных дел в судах, в исполнительно-распорядительных органах и т. д. Прямое действие Конституции, несомненно, является большим достижением российской правовой системы в целом и российского конституционного права в частности. Применение конституционных норм прямо и непосредственно не исключает применение в дополнение к ним имеющихся нормативных актов более низкого уровня, развивающих нормы Конституции.

Региональные конституции и уставы. Конституция (устав) субъекта Федерации — основной закон, обладающий высшей юридической силой в системе законодательства субъекта Федерации, принимаемый в установленном федеральной Конституцией порядке, определяющий статус субъекта Федерации и регламентирующий вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией РФ.

В отличие от республик, изначально обладавших правом принимать собственные конституции, иные субъекты Федерации получили право принятия своих уставов относительно недавно. Данные источники включают в себя нормы, регламентирующие правовой статус того или иного субъекта Федерации, права, свободы и обязанности граждан, проживающих на соответствующей территории, порядок образования и полномочия региональных государственных органов и органов местного самоуправления.

Законодательные источники

Законы — наиболее распространенная форма конституционно-правовых норм. Именно законы, обладающие более высокой юридической силой (по сравнению с остальными нижестоящими актами), регламентируют важнейшие общественные отношения. В то же время Конституция РФ устанавливает определенные требования к законам. В частности, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54).

Некоторые отношения в соответствии с Конституцией могут быть урегулированы только в форме закона (федерального конституционного закона или федерального закона). Например, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничения прав и свобод граждан могут быть произведены только федеральным законом. Другая конституционная норма предусматривает еще более высокую по юридической силе форму акта для введения ограничений нрав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения. Такие ограничения могут устанавливаться в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ). Причем в нем должны быть указаны пределы и срок действия ограничений, которые вводятся для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.

В настоящее время существует несколько видов законов, применяемых в Российской Федерации. К ним относятся: законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, региональные законы. Самостоятельную группу законодательных источников формируют законы, принятые в предыдущие периоды развития России: законы СССР и РСФСР (позднее РФ), принятые до вступления в силу Конституции 1993 г. Такие акты согласно п. 2 раздела второго Конституции РФ применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. По мере принятия новых федеральных законов и иных правовых актов число действующих законов СССР и РСФСР сокращается.

Законы о поправках к Конституции РФ. Из всех источников конституционного права один вид не предусмотрен прямо Конституцией РФ. Конституция, устанавливая возможность внесения в ее текст определенных поправок (дополнений, изменений), хранит молчание относительно формы акта» которым такие поправки должны вноситься.

Федеральные конституционные законы — новый вид источников российского права. Они развивают наиболее важные положения Конституции РФ. Отличает их от федеральных законов ряд признаков, зафиксированных в Конституции. Конституционные законы обладают более высокой юридической силой (ч. 3 ст. 76); принимаются по более сложной процедуре (ч. 2 ст. 108); глава государства не вправе применить по отношению к ним вето (ч. 3 ст. 107); принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108). В их числе: чрезвычайное и военное положение (ст. 56, 87, 88); порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе новых субъектов (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137); порядок изменения статуса субъекта Федерации (ч. 5 ст. 66); описание и порядок официального использования государственного флага, герба, гимна (ч. 1 ст. 70); назначение референдума (п. «в» ст. 84); статус Уполномоченного по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103); порядок деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114); статус Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ч. 3 ст. 128); порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2ст. 135).

Федеральные законы в качестве источников конституционного права выступают только в том случае, если включают конституционно-правовое содержание. К их числу можно отнести федеральные законы о выборах, политических партиях, гражданстве Российской Федерации, статусе иностранных граждан и др.

Декларации. Особое место в системе источников конституционного права занимают декларации. Их назначение — закрепление соответствующих принципов, концепций, определяющих основные направления развития государства, его политики, а не прямое регулирование каких-либо отношений. На основе таких принципов должно развиваться все законодательство. В этом, собственно, и заключается правовое значение декларативных документов, принимаемых парламентом. На сегодняшний день приняты декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. После принятия Конституции 1993 г. не было принято ни одной декларации.

Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Промежуточную позицию между законодательными и подзаконными источниками конституционного права занимают регламенты, постановления и иные акты (например, положения) палат Федерального Собрания Российской Федерации. Последние, как известно, принимают и федеральные законы. Это обстоятельство роднит акты палат парламента с законодательными источниками. Однако юридическая сила законов выше рассматриваемых актов.

Используя свои конституционные полномочия, палаты Федерального Собрания принимают постановления. Так, Совет Федерации 25 июня 1999 г. принял постановление «Об использовании воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации в международном присутствии по безопасности в Косово, Союзная Республика Югославия», поскольку п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ возлагает решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны именно на Совет Федерации. Государственная Дума 20 апреля 2005 г. приняла постановление «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», руководствуясь п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, возлагающим функцию объявления амнистии на Думу.

Региональные законы. Согласно Конституции РФ правом принятия законов обладают все субъекты Федерации. До недавнего времени такое право предоставлялось только республикам. Федеративная природа Российского государства предполагает распределение компетенции между федеральным центром и субъектами, в том числе и по вопросам принятия законов, иных нормативных правовых актов. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, включая конституционные. По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними региональные законы и иные правовые акты. Последние принимаются также по вопросам ведения субъектов Федерации и не могут противоречить федеральным законам, принятым в рамках предметов федерального и совместного ведения. В случае обнаружения такого противоречия действует федеральный закон. В то же время, если имеет место противоречие между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, принятым по предметам своего ведения, действуют региональный закон, иной правовой акт. Закрепление этих принципов на конституционном уровне (ст. 76 Конституции РФ) выступает в качестве важной гарантии самостоятельности субъектов Федерации, их права на принятие собственных законов, иных нормативных правовых актов.

Наиболее сложен вопрос о разграничении законодательных полномочий в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. При отсутствии базового федерального закона, в соответствии с которым, как уже отмечалось, должен приниматься региональный закон, иной правовой акт, субъекты Федерации вправе применить опережающее регулирование. Однако после принятия федерального закона региональный закон должен быть приведен в соответствие с федеральным.

Используя широкие законотворческие полномочия, субъекты Федерации принимают собственные законы. В качестве примеров можно привести законы: «Об Уполномоченном Республики Башкортостан по правам человека»; «Об Уставном Суде Санкт-Петербурга»; «Об административно-территориальном устройстве Архангельской области»; «О референдуме Республики Марий Эл»; «О порядке отзыва депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания»; «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области»; Избирательный кодекс Свердловской области.

Подзаконные и локальные источники

К федеральным подзаконным источникам относятся нормативные указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти. Названные акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам. Правительственные акты и акты федеральных министерств и ведомств, кроме того, не должны противоречить указам Президента РФ, а акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих.

В системе источников конституционного права акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) следуют за правительственными актами. Их типичными признаками являются подзаконность, специализированность, оперативная распорядительность. Они издаются на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, имеют официальный характер и обязательную силу для всех субъектов в сфере, подведомственной соответствующему министерству или ведомству. К актам федеральных органов исполнительной власти, являющимся источниками конституционного права, можно отнести те, что устанавливают конкретный механизм реализации тех или иных конституционных прав и свобод граждан путем введения правил, порядка, обязанностей должностных лиц. Такой механизм может содержаться, в частности, в ведомственных актах, утверждающих различного рода положения. Например, министром юстиции РФ 24 августа 2005 г. издан приказ № 139, утвердивший Положение о порядке ведения Государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него. Все нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию. Без такой регистрации и опубликования указанные акты не имеют правовых последствий.

В качестве региональных подзаконных источников выступают акты высших должностных лиц субъектов Федерации (президентов республик, губернаторов краев, областей и т. д.), высших органов исполнительной власти субъектов Федерации (правительств, администраций) и акты иных органов исполнительной власти этих субъектов (министерств, департаментов, управлений). Они принимаются на основе и во исполнение региональных конституций (уставов) и законов, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов — на основе Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных актов.

Локальные источники. К локальным источникам конституционного права относятся нормативные акты органов местного самоуправления. Эти органы вправе принимать собственные нормативные акты, которые в случаях регулирования ими отношений в сфере конституционного права выступают в качестве источников данной отрасли. Примерами могут служить уставы муниципальных образований, акты, утверждающие положения об органах местного самоуправления, акты, расширяющие права и свободы граждан, проживающих на соответствующей территории, усиливающие их гарантии, и т. п.

Судебные источники

Введение института конституционного контроля в России, учреждение федерального Конституционного Суда, региональных конституционных (уставных) судов, наделение их широкими полномочиями означает появление нового источника конституционного права — судебного решения. Последние подразделяются как по содержанию, так и по территориальному уровню соответствующего суда. Конституционный суд принимает несколько видов решений: заключения, определения, постановления и др. Содержание данных решений различно. В качестве источника отрасли можно рассматривать лишь постановления, материализующие такие полномочия Суда, как проверка конституционности законов, подзаконных актов, договоров и т. д., разрешение споров о компетенции, а также толкование федеральной Конституции.

По территории судебные источники делятся на федеральные (решения Конституционного Суда РФ) и региональные (решения конституционных, уставных судов субъектов Федерации). В качестве судебных источников в ряде случаев могут выступать решения судов обшей юрисдикции, например решения Верховного Суда РФ.

Решения федерального Конституционного Суда. Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Данное положение поднимает судебное решение до уровня закона, оно уже не просто акт применения права, оно само — право. Отсюда правоприменитель-профессионал обязан владеть не только нормативными правовыми актами, но и судебными решениями. Что касается толкования Конституции РФ, то оно, особенно в условиях трудности внесения в Конституцию изменений, приобретает сегодня качество конституционного законодательствования. Для государств с прецедентной системой нрава это обычное явление. В США, например, Верховный суд широко использует право официального толкования Конституции, благодаря чему не в последнюю очередь обеспечивается жизнеспособность самой Конституции.

Конституционный Суд РФ, включившись в работу по официальному толкованию Конституции РФ, пошел дальше простого разъяснения смысла отдельных ее положений. В ряде случаев он выступает в качестве квазизаконодателя. Таким образом, осуществляя толкование Основного закона, Конституционный Суд РФ принимает решения, без которых сам текст Конституции уже не может считаться полным. Интерпретация конституционной нормы, получившей официальное толкование Конституционным Судом РФ, каким-либо иным органом недопустима.

Решения региональных конституционных (уставных) судов. Конституции (уставы) субъектов РФ также предусматривают создание конституционных (уставных) судов, окончательность их решений и невозможность обжалования. Решения этих судебных органов направлены на проверку соответствия конституциям (уставам) субъектов Федерации принимаемых в них актов, толкование их основных законов. Например, постановлением Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 1994 г. был признан неконституционным Указ Президента Республики; постановлением Уставного суда Свердловской области от 7 июля 1999 г. — не соответствующим Уставу области ряд положений Устава муниципального образования «город Нижний Тагил».

Решения судов общей юрисдикции. Решения судов общей юрисдикции в большинстве своем не могут считаться источниками права. Однако некоторые из них, главным образом решения Верховного Суда РФ, могут выступать в качестве источников конституционного права. Например, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации»; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 п № 5 «О применении судами обшей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Договорные источники

Договорно-правовые источники подразделяются на две большие группы: международные договоры Российской Федерации и внутригосударственные договоры и соглашения. Будучи формально однотипными (в обоих случаях формой акта выступает договор), международные и внутригосударственные источники целесообразнее рассматривать в разных группах по следующим причинам. Международные и внутригосударственные договоры различаются по их юридической силе и предмету регулирования. Одна из сторон в обоих видах договоров совпадает (федеральные органы государственной власти), а вторая сторона всегда отлична (в международных договорах — это иностранное государство, международная организация и т. п., а во внутригосударственных договорах — всегда субъект Федерации в лице соответствующих органов). Наконец, ст. 15 Конституции РФ, впервые включившая международно-правовые источники в состав российской правовой системы, относит к их числу не только международные договоры Российской Федерации, но и общепризнанные принципы и нормы международного права, что не позволяет рассматривать названные источники в отрыве друг от друга.

Международные договоры относились к источникам конституционного права и ранее, а внутригосударственные договоры и соглашения в качестве таковых появились относительно недавно. Они включают горизонтальные договоры и соглашения (между субъектами Федерации) и вертикальные договоры и соглашения (между Федерацией и ее субъектами), которые в зависимости от числа сторон могут быть двусторонними, трехсторонними и т. д.

Федеративный договор. В 1992 г. были заключены три договора между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти различных типов субъектов Федерации, получившие в целом родовое название — Федеративный договор. Данный документ был включен тогда в текст Конституции.

Сейчас Конституция РФ не содержит в своем тексте Федеративный договор. Более того, согласно ч. 4 п. 1 раздела второго Конституции РФ в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора действуют положения Конституции. В условиях, когда ст. 71-73 Конституции РФ по-новому, по сравнению с Федеративным договором, формулируют принципы разграничения предметов ведения между центром и субъектами, положений Договора, не противоречащих Конституции, остается крайне мало. Так, рассматривая дело о «республиканском суверенитете», Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что, как следует из преамбулы, ч. 3 ст. 3 и п. 1 раздела второго Конституции РФ, принятая всенародным голосованием Конституция РФ как таковая является актом высшего непосредственного выражения власти многонационального российского народа в целом. Поэтому положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции РФ.

Часть 3 ст. II Конституции называет Федеративный договор в качестве одного из документов, посредством которого разграничиваются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.

В то же время, как указал Конституционный Суд РФ, в ч. 3 ст. 11 Конституции РФ кроме Федеративного указываются и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. К ним относятся индивидуальные договоры с отдельными субъектами Федерации. Предметами таких договоров могут быть: конкретизация предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами; условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора; иные вопросы, связанные с исполнением положений договора. Договор может быть заключен при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения на его допустимость, а также при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения — с условием приведения договора в соответствие с федеральным законом после его принятия. Договор может конкретизировать предметы совместного ведения с учетом политических, экономических, социальных, географических, этнических и иных особенностей субъектов Федерации.

Вертикальные соглашения. Последние заключаются органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ. Предметами соглашений могут быть: передача части полномочий, условия их осуществления, порядок, материально-финансовая основа; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. Пример подобных соглашений — действовавшее до 1 января 2009 г. Соглашение между Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и Правительством Санкт-Петербурга о передаче Правительству Санкт-Петербурга осуществления части полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. №841′.

Горизонтальные договоры и соглашения. Они заключаются между субъектами Федерации. Последние самостоятельно реализовывают свою компетенцию, в том числе путем кооперации усилий и средств в рамках двусторонних и многосторонних договоров без участия федерального центра. Предметом горизонтальных договоров и соглашений являются экономическое, культурное, научно- техническое и иное сотрудничество. В качестве примера можно привести договоры между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 апреля 2002 г., нацеленные на объединение усилий сторон для реализации их конституционных полномочий.

Международные источники

В настоящее время нет альтернатив глобализации современного мира, сотрудничеству государств в самых различных областях жизни, сближению национальных правовых систем, развитию международного права. Ценность национальных конституций может быть существенно повышена, если они будут, во-первых, наиболее полно отражать общепризнанные принципы и нормы международного права, во-вторых, четко решать вопрос о соотношении международного права и национального права, в частности конституции.

В конституциях многих стран провозглашается положение о приоритете международного права перед внутригосударственным правом, в том числе конституцией. В ряде стран за конституцией и международным правом признается равная юридическая сила.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Включенная в Конституцию РФ категория общепризнанных принципов и норм международного права всякий раз ставит вопрос определения этих принципов и норм. Таковыми являются принципы Устава Организации Объединенных Наций и др. Универсальное признание каких-либо принципов или норм большинством государств не порождает обязанности каждого государства соблюдать их, если эти принципы или нормы не нашли своего закрепления во внутригосударственном праве, в акте их ратификации или международном договоре.

Конституция РФ закрепляет, что согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (ч. 1 ст. 17). В ней также специально оговорено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55). Другие статьи Конституции РФ предписывают руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права при предоставлении политического убежища (ч. 1 ст. 63), при гарантировании прав коренных малочисленных народов (ст. 69). Из этих положений следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права в случае признания их Российской Федерацией стоят на уровне конституционных норм, г. е. приравниваются по юридической силе к самой Конституции. Конституционный Суд РФ, ссылаясь в своих решениях на те или иные общепризнанные принципы и нормы международного права, тем самым фиксирует факт их признания Российской Федерацией.

Международные договоры Российской Федерации как источник конституционного права

По аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция РФ устанавливает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Отсюда можно сделать вывод о том, что в иерархии источников конституционного права ратифицированный международный договор Российской Федерации стоит выше, чем федеральные законы, поскольку нормы последних не могут отменить положения международного договора Российской Федерации или противоречить им.

Заключение Россией договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Данный Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты. Законом устанавливаются порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения Российской Федерации к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.

Названный Закон закрепляет «особый порядок выражения согласия на обязательность для Российской Федерации международных договоров»: если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке (ст. 22). Международный договор, следовательно, сам по себе не может изменить Конституцию РФ или действовать в противоречии с ней.

Признание приоритета за международными договорами Российской Федерации не придает им, однако, силы конституционных установлений. Нормы международного договора Российской Федерации не входят в содержание Конституции РФ и не приравниваются по юридической силе к силе самой Конституции РФ. Международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом перед всеми видами законов в Российской Федерации, но уступают по юридической силе самой Конституции РФ. В силу этого допускается проверка Конституционным Судом РФ на соответствие Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (п. «г» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ). Если Конституционный Суд РФ признает их не соответствующими Конституции РФ, то такие договоры не подлежат введению в действие.

Рассматривая международные источники отрасли, следует упомянуть и о Конституционном Суде РФ, который, с одной стороны, наделен полномочием разрешения дел о конституционности не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации, а с другой — сам применяет в своей деятельности общепризнанные принципы и нормы международного права.

Конституционные обычаи

Являются нетрадиционным источником конституционного права в Российской Федерации. Это неоднократно применяемые на практике правила, не зафиксированные в официальных правовых источниках, но неуклонно соблюдаемые, в сущности, санкционированные компетентными органами. Обычаи играют меньшую или большую роль в конституционной практике государств в зависимости от исторических или национальных особенностей этих государств.

Конституционные обычаи (обыкновения) применяются и в государственной практике Российской Федерации в деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти, высших судебных инстанций. Они могут отражаться в регламентах палат Федерального Собрания РФ, в регламенте Конституционного Суда РФ.

Вполне возможно и желательно формирование конституционного обычая, связанного с принесением Президентом РФ присяги народу. В ч. 2 ст. 82 Конституции РФ закреплено, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. К сожалению, условия и процедура принятия присяги Президента РФ народу не отработана и всякий раз наполняется новыми элементами, а подчас определяется размерами помещения, в котором проводится это конституционно значимое действие.

Система источников конституционного права — это не застывшее явление, раз и навсегда установленное. Конституционное право во многих странах, особенно в развивающихся, а также в государствах молодой демократии, более мобильно, чем в государствах традиционной демократии. Объясняется это динамичностью общественно-политических и государственно- правовых процессов, происходящих в них. Так, в постсоветских независимых государствах появился такой новый источник национального, в том числе конституционного, права, как решения и правовые позиции конституционных судов и иных органов судебного конституционного контроля.