Инженерно техническое обеспечение безопасности образовательного учреждения

1.6. Система безопасности ОУ и ее элементы

1.6. Система безопасности ОУ и ее элементы

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Рассмотрим подробнее основные элементы системы безопасности ОУ.

Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);

администрация района, правоохранительные органы;

органы управления образованием, органы здравоохранения.

Физическая защита здания ОУ:

освещение зданий, периметров и территорий;

ограждения, запоры, решетки на окнах;

барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;

шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.

вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

организация охраны и режима;

пакет документов по организации охраны;

организация обучения сотрудников охраны;

организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

план совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

Технические средства охраны и безопасности ОУ:

Система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация;

системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.

Финансовое и ресурсное обеспечение:

оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;

средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;

средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;

энергетические и иные ресурсы.

Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления:

согласование мер по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности с использованием специалистов инженерной и кинологической служб;

распределение ответственности за безопасность ОУ между ведомствами;

совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности;

организация совместного контроля работы ЧОП в ОУ.

Воспитательная работа с учащимися:

обучение готовности, навыкам и умениям действовать в условиях ЧС;

уроки с детьми по безопасности: «Как распознать опасность», «Умей сказать нет»;

проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;

проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.

Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;

организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ОУ;

повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;

привлечение родительской общественности к участию в контроле качества оказания охранных услуг и проведении финансовых расчетов с охранными предприятиями, оплачиваемых за счет целевых взносов (пожертвований) родителей.

подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;

проведение встреч педагогического состава с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.

Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;

комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);

номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.

Методические документы по безопасности ОУ:

методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам ОУ, педагогическим работникам, охране;

памятки и рекомендации для детей, персонала ОУ и родителей;

плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.

Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.

методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;

методики психологической реабилитации;

тренинги, ролевые игры.

Кадровые и социально-бытовые меры (рассмотрены в главе 4).

Режим, обстановка, культура безопасности (рассмотрены в главе 4).

Органы управления образованием и взаимодействие с ними (рассмотрены в главе 3).

Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними (рассмотрены в главах 9 и 10).

К элементам системы безопасности ОУ относятся также:

жители прилегающих дворов, кварталов;

шефские и близлежащие предприятия;

Со всеми этими лицами и организациями следует вести постоянную работу.

Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента – это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности. Эффективность этих элементов во многом определяется качеством преподавания курсов БЖ и ОБЖ.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

В системе безопасности ОУ, как и в окружающем мире, всегда есть элементы, процессы и явления, не поддающиеся регулированию и управлению (например, природные, гормональные процессы). Здесь многое зависит от знаний теории БЖ и методов анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на людей и окружающую среду.

Постоянное совершенствование системы безопасности, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖ;

способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;

создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Общая система безопасности ОУ должна дополняться следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося:

твердое знание законов и правил поведения;

отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуемых правил поведения и личной безопасности;

умелое использование средств безопасности;

самоконтроль и дисциплина;

хорошая связь с правоохранительными органами;

взаимопомощь товарищей по работе;

нормальные отношения в семье и с окружающими.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Парфенов А.А. Аналитический обзор и рекомендации. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемАлександр Ядовин

Похожие презентации

Презентация на тему: » ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Парфенов А.А. Аналитический обзор и рекомендации.» — Транскрипт:

1 ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Парфенов А.А. Аналитический обзор и рекомендации

2 Классификация и характеристика инженерно-технических средств безопасности

3 Состав рынка систем безопасности

4 Инженерно-технические средства безопасности (ИТСБ) – это совокупность используемых устройств, конструкций, инженерных, технических средств и оборудования, предназначенных для обеспечения охраны и защиты учащихся, персонала, материальных ценностей образовательного учреждения от противоправных посягательств и своевременного оповещения охраны (органов внутренних дел и других компетентных инстанций) о возникновении опасной или чрезвычайной ситуации в образовательном учреждении

5 КЛАССИФИКАЦИЯ ИНЖЕНЕРНО- ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ БЕЗОПАСНОСТИ Инженерно- технические средства безопасности Инженерные средства Технические средства Комплексные средства Вспомогательные средства

6 Инженерные средства безопасности Простые и сложные конструкции, различного рода сооружения, механизмы, барьеры, препятствующие проникновению посторонних лиц на охраняемую территорию различного рода сооружения, механизмы, барьеры, препятствующие проникновению посторонних лиц на охраняемую территорию

7 Технические средства безопасности Предназначены для автоматического контроля состояния объекта, регистрации возможных изменений состояния и формирования сигнала тревоги в случае, если отмеченное изменение соответствует попытке нарушения режима, визуального контроля за состоянием объекта, санкционированного допуска на объект сотрудников, учащихся, посетителей, а также обнаружения попыток проноса запрещенных предметов

8 Классификация технических средств безопасности По области применения Технические средства охранной сигнализации Технические средства пожарной сигнализации СистемытелевизионногонаблюденияСистемыконтролядоступом Поисковыеприборы По назначению Для помещений Для открытых площадок Для периметров По способу применения Автономные С выводом на пункт автономной охраны С выводом на пункт централизованной охраны Техническиесредствабезопасности

9 Вспомогательные технические средства безопасности Внутренняя и прямая связь в образовательном учреждении; Внутренняя и прямая связь в образовательном учреждении; Громкоговорящая связь и система оповещения; Громкоговорящая связь и система оповещения; Прямая телефонная связь с подразделениями милиции; Прямая телефонная связь с подразделениями милиции; Радиосвязь между сотрудниками охраны и Радиосвязь между сотрудниками охраны и персоналом образовательного учреждения; персоналом образовательного учреждения; Система охранного освещения; Система охранного освещения; Сигнальные устройства Сигнальные устройства

10 Комплексные инженерно- технические средства безопасности Комплексная система безопасности должна обеспечивать быстрое, обнаружение и анализ возможной угрозы, дешифрование сигналов технических средств охраны, прием и обработку информации, слежение за перемещением обнаруженных посторонних лиц на охраняемом объекте, выбор оптимального варианта пресечения угрозы, оповещение взаимодействующих органов, действующих в интересах безопасности данного объекта, и пресечение данной угрозы

11 Технические средства охранной сигнализации

12 Главным содержанием функций охранной сигнализации является восприятие изменений на объекте при возникновении угроз, передача информации по каналам связи, прием и выдача этой информации дежурному составу охраны

13 Структурная схема системы охранной сигнализации Средства приема информации Средства автоматического пресечения Средства вывода информации Предмет ПериметрПомещение Датчики Средства передачи информации

14 Классификация датчиков систем охранной сигнализации Линейные ПоверхностныеОбъемные Дляпомещений Датчики По назначению По принципу действия Для открытых площадок Для периметра Однозонные Электро-механические Емкостные Ультразвуковые Оптико-электронные Радиоволновые По количеству зон По дальности действия Многозонные МалойСредней Большой По виду зоны Комбиниро-ванные Точечные

15 Технические средства пожарной сигнализации

16 Алгоритм построения системы пожарной сигнализации идентичен построению систем охранной сигнализации. Основная отличительная особенность систем пожарной сигнализации от систем охранной сигнализации заключается в средствах пресечения угроз

17 Структурная схема системы пожарной сигнализации извещатели Приемно-контрольный прибор Охранник Оповещатели Устройство речевого оповещения извещателиизвещателиизвещатели

18 Классификация пожарных извещателей извещатели Ручные Ручные Комбинированные автоматические Тепловые ДымовыеПламени Газа Автоматические Неадресуемые Охранно-пожарные Адресуемые

20 Тактико-технические параметры жидкостных огнетушителей ПараметрыОЖ-5ОЖ-10 Вместимость огнетушителя, л 510 Масса, кг: Огнетушащего заряда 4,59 Огнетушителя, общая 7,313 Дальность струи, м 6-8 Время выброса заряда, с 2045 Способ выброса заряда Посредством рабочего баллона Диапазон рабочих температур 2-50

21 Тактико-технические параметры пенных огнетушителей ПараметрыОХВП-10ОВП-10ОВП-100 Масса огнетушащего вещества, кг 8,7895 Масса огнетушителя, кг Длина струи, м 4-536,5 Время выброса заряда, с Огнетушащая способность, м кв 1,071,736,5 Кратность пены

22 Тактико-технические параметры углекислотных огнетушителей ПараметрыОУ-2ОУ-8ОУ-20ОУ-80 Масса огнетушащего вещества, кг 1,45,61456 Масса огнетушителя, кг 6, Длина струи, м 3335 Время выброса заряда, с 815

23 Тактико-технические параметры порошковых огнетушителей ПараметрыОПУ-2ОПУ-10ОП-10 Масса огнетушащего вещества, кг 28,510 Масса огнетушителя, кг 3,61516 Длина струи, м 46,54,5 Время выброса заряда, с 81513

24 Системы телевизионного наблюдения

25 Классификация систем телевизионного наблюдения Системытелевизионногонаблюдения Линия связи Аналоговые Сетевые Видеокамера Концентратор Компьютер Видеокамера Линии связи Цифровые Видеокамера Мультипликатор или квадратор Монитор Видео-магнитофон Видео-процессор Монитор Видео-регистратор

26 Системы контроля доступом

27 Система контроля доступом – комплекс организационно-технических мер, предназначенных для санкционированного, контролируемого, организованного прохода сотрудников, посетителей на объект, режимные зоны, помещения, а также аварийного управления открытием выходов из помещений, зон и контрольно-пропускных пунктов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

28 Структурная схема системы контроля доступом Ключ СчитывательКонтроллер Исполнительныеустройства Концентратор

29 Структурная схема классификации замков Врезные По типу крепления Накладные Накладные Навесные Замки По принципу действия Электро-магнитные Механические Электро-механические Сувальные Цилиндровые Дисковые Селеноидные Моторные Курковые

31 Интегрированная система безопасности – это совокупность объединенных общим управлением аппаратно-программных средств охранной и пожарной сигнализации, контроля и управления доступом охранного телевидения, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью и предназначенных для решения задач обеспечения безопасности объекта

33 В образовательном учреждении целесообразно использовать следующие поисковые приборы: Металлообнаружители; Металлообнаружители; Поисковые приборы взрывных устройств; Поисковые приборы взрывных устройств; Приборы дозиметрического контроля; Приборы дозиметрического контроля; Поисковые приборы наркотических средств Поисковые приборы наркотических средств

34 Проектирование и создание систем технической защиты

35 Серьезным вопросом в организации инженерно- технического обеспечения является проектирование, монтаж и ввод в эксплуатацию инженерно-технических средств безопасности. Решение данных вопросов целесообразно осуществлять по следующим направлениям: Составлением технического задания; Составлением технического задания; Проведением тендера; Проведением тендера; Созданием проектной документации Созданием проектной документации Монтажем и организацией ее грамотной демонстрации Монтажем и организацией ее грамотной демонстрации

Статья «Инженерно-техническое обеспечение безопасности образовательной организации»

Тема: «Инженерно-техническое обеспечение безопасности образовательной организации»

Шилова Ирина Андреевна

г.о. Подольск, Московской области.

1. Инженерно-техническая укрепленность объекта…………………………..4

2. Технические средства безопасности ………………………………………. 7

2.1. Охранно-пожарная сигнализация…………………………………………..8

2.2. Средства и системы связи…………………………………………………. 9

2.3. Телевизионные системы безопасности……………………………………10

2.4. Интегрированные системы безопасности…………………………………11

Обеспечение безопасности детей, подростков и молодежи, находящихся в образовательных учреждениях признано одним из важнейших направлений работы руководства страны и системы образования. Как отметил Президент России, «техническое состояние зданий, пожарная безопасность, обеспечение пропускного режима — все это должно быть в зоне постоянного внимания соответствующих структур, тех, кто отвечает за безопасность, и они же должны нести за это прямую ответственность, юридическую ответственность». Большое внимание к проблемам безопасности обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий и высокой смертностью в этих ситуациях: пожары в образовательных учреждениях, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.

Основные проблемы образовательных учреждений в сфере обеспечения безопасности были выявлены перед началом нового учебного года. В ходе проверок было выявлено более 70 тысяч нарушений требований пожарной безопасности. Среди них — отсутствие или неисправность автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и эвакуации, неисправность наружного и пожарного водоснабжения, а также неисправность электросетей и электрооборудования.

Инженерно-техническое обеспечение безопасности образовательных организации является на сегодня актуальной проблемой и требует дальнейшего развития и совершенствования. От реализации всех мер этого комплекса зависит решение многих проблем и предотвращение и профилактика многих чрезвычайных событий.

Инженерно–техническая укрепленность объекта – совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.

Основные требования к инженерно-технической укрепленности объектов образовательной сферы:

1.1. Ограждение периметра, отдельных участков территории

1.1.1.Ограждение предназначено для воспрепятствования случайного прохода людей (животных), въезда транспорта, а также для затруднения проникновения нарушителей на охраняемую территорию объекта.

1.1.2. При установке ограждения для вновь строящихся объектов конструкцию ограждения предусматривать высотой не менее 2 м и выполнять его в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение.

1.1.3. Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.

1.1.4. В случае, если часть здания образовательного учреждения прилегает в плотную к не охраняемой территории (пешеходной, проезжей части или т.п.) и не представляется возможность установки ограждения, то такие участки рекомендуется оборудовать системой видеонаблюдения и освещения в темное время суток.

1.2. Ворота, калитки

1.2.1. Ворота устанавливаются на автомобильных въездах на территорию

объекта. По периметру территории охраняемого объекта могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.

1.2.2. Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении.

1.2.3. При использовании ворот с электроприводом и дистанционным управлением ворота необходимо оборудовать устройствами аварийной остановки и открытия вручную, на случай неисправности или отключения электропитания.

1.2.4. Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).

1.2.5. Устройство ворот предусмотреть таким образом, чтобы

обеспечивалось круговое движение автотранспорта. В случае невозможности

обеспечения устройством кругового движения –тупиковые проезды выполнить длиной не более 150 м, обеспечить площадками для разворота пожарной

техники размером не менее чем 15 x 15 метров.

1.2.6. Калитку следует запирать на врезной, накладной замок или на засов с висячим замком.

1.2.7. Запирающие и блокирующие устройства при закрытом состоянии

ворот должны обеспечивать соответствующую устойчивость к разрушающим

воздействиям и сохранять работоспособность при повышенной влажности

в широком диапазоне температур окружающего воздуха (–40. +50°С), прямом воздействии воды, снега, града, песка и других факторов.

1.2.8. При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот следует устанавливать замки гаражного типа или висячие (навесные). Редко открываемые ворота (запасные или аварийные) со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и висячие (навесные)

1.2.9. Производить периодическое обслуживание замков редко открываемых ворот (смазку, открытие — закрытие и т.п.), но не реже одного раза в месяц.

1.2.10. Замки ворот защитить от атмосферных осадков.

1.2.11. Ширину ворот предусмотреть не менее 4,5 м.

1.2.12. При площади территории более 1 Га обеспечить территорию не менее чем 2 (двумя) въездами.

1.2.13. Ключи от ворот и калиток должны быть не менее чем в 3(трех) экземплярах и храниться по одному комплекту у руководителя объекта, заместителя руководителя объекта по АХЧ и дежурного персонала.

1.3.1. Дверные конструкции основных, запасных выходов должны обеспечивать надежную защиту от несанкционированного проникновения и соответствовать классу устойчивости не ниже 2 по ГОСТ Р 51242 — 98, ГОСТ Р 51224 — 98, ГОСТ 24698 — 81, ГОСТ Р 51136 — 98.

1.3.2. Входные наружные двери должны открываться наружу по направлению выхода из здания.

1.3.3. Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.

1.3.4. Входные, запасные двери должны иметь замок класса устойчивости не

ниже 3 по ГОСТ 5089 — 97.

1.3.5. Входные проемы специальных помещений должны оборудоваться цельнометаллическими дверями с замком класса устойчивости не ниже 3 по ГОСТ 5089 — 97.

1.3.6. Замки и запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

1.4. Оконные конструкции

1.4.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства. Стекла должны быть жестко закреплены в пазах.

1.4.2. Установка металлических решеток на окнах учебных классов, актовых

залов и иных помещений с массовым пребыванием людей не допускается, за исключением помещений, предусмотренных пунктом 1.4.3

1.4.3. Оконные проемы специальных помещений, расположенные на первом этаже и выше, примыкающие к козырькам, балконам, пожарным лестницам, крышам, рекомендуется оборудовать открывающимися (распашными, раздвижными) решетками. Раздвижные и распашные решетки должны изготавливаться из полосовой стали толщиной не менее 6 мм, шириной не менее 16 мм и с расстоянием между полосами – не более 180 мм. Решетки должны запираться с внутренней стороны помещения на замок 2 класса защиты устойчивости по ГОСТу 5089 — 2003, ГОСТу 52582 -2006 или на иное устройство,

обеспечивающее надежное запирание решетки и эвакуацию людей из помещения в чрезвычайных ситуациях. Установка глухих решеток на всех окнах в одном помещении не допускается.

1.4.4. Ключи от распашных решеток должны быть не менее чем в 3 (трех) экземплярах, храниться по одному комплекту у руководителя объекта, заместителя руководителя объекта по АХЧ и непосредственно возле распашной

решетки в опечатываемом шкафчике с прозрачной дверцей.

1.4.5. Производить периодическое обслуживание замков распашных решеток (смазку, открытие — закрытие и т.п.), но не реже одного раза в месяц.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БЕЗОПАСНОСТИ

Технические средства безопасности – это разнообразные аппараты, устройства и приспособления (механические, электронные, оптические), предназначенные для выявления угроз охраняемым объектам, передачи информации о них и создания преград на пути их распространения. Они позволяют обнаружить опасность в темноте, далеко от места нахождения работников или сотрудников охраны образовательных учреждений, способны заменить сторожей, в т. ч. в неуютных, сырых и холодных местах, могут быстро передавать сигнал опасности. Все это способствует успешному решению задач по охране объектов образовательной сферы. Все технические средства делят на средства обнаружения, оповещения, средства связи и средства противодействия. Охранно-пожарная сигнализация, освещение, телевидение, приборы ночного видения, рентгеновская аппаратура, газоанализаторы, а также собаки относятся к средствам обнаружения потенциальных опасностей. Компьютерные сети, радио, телефоны, телефаксы относятся к средствам связи. Заборы и ограждения вокруг объекта, замки и запоры, решетки на окнах, система контроля доступа являются средствами противодействия несанкционированному проникновению на объект (территорию). Например, усиленные стены и двери защищают от взлома, стихийных бедствий и аварий, служат защитой от подслушивания. Многие средства обнаружения, связи и противодействия комплектуются также средствами оповещения.

2.1. ОХРАННО-ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

Технические средства и системы охранно-пожарной сигнализации предназначены для автоматической регистрации возможных изменений состояния объектов и формирования сигнала тревоги в случае, если отмеченное изменение соответствует параметрам нарушения режима безопасности.

В технических системах безопасности пожарная сигнализация оборудуется по таким же принципам, как и охранная сигнализация, используя однотипные с ней элементы (каналы связи, тревожное оповещение, радиосвязь и энергоснабжение); отличие заключается только в конструкции датчиков, реагирующих на изменение среды под воздействием температуры. Отличие систем охранно-пожарной сигнализации от чисто охранных заключается в дополнительном использовании специальных «пожарных» датчиков, способных воспринимать критическое повышение температуры и задымленности на объекте. Охранно-пожарная сигнализация более универсальна и предназначается как для обнаружения попыток проникновения на объект, так и для оповещения о появлении огня или дыма на охраняемой территории. В соответствии с перечисленными функциями в состав системы охранно-пожарной сигнализации входят такие элементы, как датчики, устройства обработки и вывода информации, линии связи, средства оповещения, средства тушения огня. Датчики (извещатели) как средства обнаружения нарушений режима охраны в значительной степени определяют тактические возможности охранно-пожарной сигнализации и, в целом, надежность обеспечения охраны. Наиболее важными характеристиками любого датчика являются: вероятность обнаружения нарушений режима охраны, степень уязвимости, уровень ложных срабатываний. Датчики являются чувствительными приборами, которые воспринимают изменения в состоянии охраняемого объекта и преобразуют их в электрический сигнал. Любое открывание двери, окна, шкафа; разбитие стекла, пролом стены фиксируются приемно-контрольным прибором, ведущим непрерывный контроль сигналов установленных датчиков. Устройство вывода выполняет функцию преобразования вида представления информации, то есть сигнал тревоги преобразуется в звуковой, световой или иной сигнал оповещения персонала охраны. Линии связи технических систем охранной сигнализации могут быть проводными или беспроводными. Охранные датчики (извещатели) подразделяются на два вида: контактные и бесконтактные.

2.2. СРЕДСТВА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ

Обеспечение имущественной и личной безопасности невозможно без средств и систем связи. Они являются элементами управления и составной частью технических систем охраны. Используются: радиоканалы (радиосистемы), проводные каналы (проводные системы), оптические каналы (оптические системы). Любая техническая система связи помимо канала связи содержит устройство ввода и вывода информации, обеспечивающее представление сообщений в удобном виде. В зависимости от передаваемых и принимаемых сообщений и вида устройства ввода и вывода информации существующие технические системы связи подразделяются на: телефонные, телеграфные, телефаксные, телевизионные и компьютерные системы. Таким образом, технические системы связи, используемые охранными структурами, могут быть классифицированы по виду канала связи, виду передаваемого сигнала, а также форме представления сообщения. К проводной связи относятся: низкочастотная и высокочастотная (ВЧ) телефонная связь, телеграф и фототелеграф. Как правило, низкочастотные телефонные каналы связи не защищены от прослушивания посторонними лицами.

Наиболее перспективным средством, способным обеспечить устойчивую связь, является радиосвязь. Радиосвязь с выходом на телефонные каналы (радиотелефон) позволяет осуществлять контакты, находясь в различных условиях, посредством подключения к сети городской телефонной станции. Основными характеристиками систем радиосвязи являются: чувствительность приемника радиостанции; выходная мощность передатчика радиостанции; частотный диапазон; режим работы. Для организации бесперебойной работы радиостанций следует соблюдать обязательные правила их эксплуатации, а именно: не следует вести радиообмен вблизи крутых склонов, железобетонных строений, линий электропередачи. В целях экономии электропитания нельзя держать радиостанцию постоянно включенной, для увеличения дальности действия радиостанции ее антенну необходимо располагать как можно выше (на крыше дома, на дереве и пр.). На автомашине следует выехать на возвышенное место. В целях обеспечения скрытности управления всем радиостанциям присваиваются условные наименования и номера (коды). Для скрытой и экстренной связи многие образовательные учреждения оборудованы кнопкой экстренного вызова полиции. Следует иметь в виду, что при авариях и стихийных бедствиях многие средства связи выходят из строя, образуются помехи. Поэтому часто целесообразно иметь в запасе и применять более примитивные, но надежные способы связи.

2.3. ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

В последнее время наблюдается существенное удешевление охранной видеотехники, что позволяет все шире использовать ее для нужд образовательных учреждений. Охранное телевидение дает возможность не только фиксировать нарушение режима охраны объекта, но и контролировать обстановку вокруг объекта, вести скрытое наблюдение и производить видеозапись, фиксируя действия правонарушителя. Классической схемой организации охранного телевидения является соединение нескольких камер, каждая из которых соединена со своим монитором, находящимся в квартире, офисе или помещении поста охраны. Любая телевизионная система состоит из нескольких частей: передающей телевизионной камеры (или нескольких камер), канала передачи информации (проводной, радио– или оптический канал), видеоприемного устройства, видеомагнитофона. Телекамеры широко применяются для внешней и внутренней охраны объектов в сочетании с другими техническими средствами охраны. В сочетании с другими видами сигнализации телевизионные системы охраны на отдельных участках могут заменить охранников, особенно в ночное время.

2.4. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Современные интегрированные системы безопасности ОУ создаются на мощной компьютерной базе для комплексного решения проблем производственной, криминальной, пожарной, экономической и социальной безопасности. Они включают следующие элементы и системы, позволяющие оперативно выявлять и минимизировать вероятность возникновения и последствия опасных ситуаций: системы экстренного оповещения служб МЧС, МВД, ФСБ; системы контроля доступа на территорию и в помещения объектов; системы видеоконтроля территории, процессов и объектов; системы контроля исправности инженерных сетей, систем и коммуникаций; датчики охранно-пожарной сигнализации и системы пожаротушения; датчики контроля состояния конструкций объекта; альтернативные каналы и средства связи; центр управления, связи и наблюдения; сценарии и алгоритмы действий персонала на все случаи и стадии ЧС; универсальную высокопроизводительную программно-аппаратную платформу для создания дополнительных подсистем безопасности любой сложности; планы и маркировку путей эвакуации; силы и средства служб безопасности.

С помощью специальной компьютерной программы каждая видеокамера, каждый датчик, сенсор, а также сотрудник становятся частью общей системы безопасности. Общая административная консоль позволяет управлять всеми подсистемами и их элементами на множестве объектов. Приборы, тепловые сенсоры, датчики движения реагируют на любые отклонения, изменения в обстановке, и программа сама поворачивает камеры в нужное место, передает звуковую, текстовую и видеоинформацию оператору и охране.

Взаимодействие программных средств осуществляется через сервер управления с использованием открытого протокола TCP/IP по локальной компьютерной сети и с возможностью защищенного удаленного доступа. Сетевой обмен информацией реализуется по схеме клиент-сервер.

Достоинства интегрированных систем: интегрирующая компьютерная программа управления сама координирует и фильтрует поток сигналов от сотен и тысяч различных датчиков, автоматически обрабатывая сообщения для операторов; электронная книга ведет автоматическую запись всех событий и действий персонала; полноценное управление на всех стадиях происшествия. Операторы реагируют на предупреждающие сигналы и информации о ЧС при помощи автоматизированного списка сценариев и рекомендаций для принятия решения; удобный и легко настраиваемый интерфейс, позволяющий следить за десятками объектов одновременно. Программа автоматически выводит на экраны сигналы и изображения с тех мест, где произошло отклонение от нормы или опасное событие; быстрая обработка сигналов от датчиков движения, температуры, камер слежения, автоматическое информирование операторов о любых событиях. Полноценный контроль операторов на всех этапах – от срабатывания сенсоров и принятия неотложных мер по локализации ЧС до эвакуации, ликвидации последствий, оказания помощи и восстановления функционирования объекта. Быстрое обнаружение места события и реагирование предотвращает ЧС и позволяет уменьшить убытки; тревожная информация и алгоритмы действий в опасных ситуациях автоматически выводятся на мониторы, что позволяет оператору быстро и последовательно управлять защитой множества объектов одновременно; защищенный доступ и дифференцированное автоматическое уведомление персонала служб безопасности, органов правопорядка, служб ГОЧС, управляющего персонала в зависимости от вида и опасности события, ожидаемых последствий.

Таким образом, создание надежной и эффективной системы обеспечения безопасности образовательного учреждения в современных условиях весьма актуально имеет принципиальной значение, что обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, подобная система повышает психологическую устойчивость учащихся, педагогов, персонала к чрезвычайным происшествиям и способствует повышению статуса человека, обладающего прочными знаниями основ безопасности жизнедеятельности, умениями и навыками безопасного поведения.

Во-вторых, создает благоприятные условия для повышения эффективности учебного и воспитательного процесса, качества жизнедеятельности образовательного учреждения, для защиты жизни, здоровья, благополучия и иных жизненно важных потребностей учащихся и персонала.

В-третьих, одним из важных элементов обеспечения безопасности образовательного учреждения является знание основ безопасности жизнедеятельности, без которых все организационные, технические, кадровые, правовые и финансовые решения могут остаться невостребованными.

1.Петров В.С. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Практическое пособие. — М.: НЦ ЭНАС, 2013.

2.Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Бакалавриат. — 3-е издание, переработанное — ИЦ «Академия», 2011.

3.Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов.16-е издание, переработанное и дополненное — М.: ИТК «Дашков и К», 2011.

4.Занько Н. Г, Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. — 13-е издание, исправленное. — СПб. — Москва — Краснодар: Лань, 2012.

5.Белов С.В., Девисилов В.А., Ильницкая А.В., и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. Издание восьмое, стереотипное — М.: «Высшая школа», 2013.

Электронное образование в Республике Татарстан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Бугульминский аграрный колледж»

Визитная карточка

Система обеспечения безопасности образовательных учреждений РТ

Система обеспечения безопасности образовательных учреждений РТ

Система безопасности образовательных учреждений Республики Татарстан — это комплекс организационно-технических мероприятий, осуществляемых министерством образования и науки РТ, муниципальными органами управления образованием и образовательными уч­реждениями во взаимодействии с органами власти, правоохранительными и иными структурами с це­лью обеспечения постоянной готовности образовательных учреждений к безопасной по­вседневной деятельности, а также к действиям в случае угрозы или возникновения чрезвычай­ных ситуаций.

Формируется и достигается в процессе реализации следующих основных мероприятий:

1. Организация физической охраны ОУ

· контроль и обеспечение безопасности объекта и его территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;

· осуществление пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники;

· защита персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и на его территории.

Осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий имеющих лицензию на осуществление частной охранной деятельности, выданную органами внутренних дел.

2. Организация инженерно-технической укрепленности охраняемого объекта (ограждения, решетки, металлические двери и запоры, противотаранные устройства и др.). Предназначены для оказания помощи сотрудникам охраны при выполнении ими служебных обязанностей по поддержанию общественного порядка и безопасности в повседневном режиме и в ЧС.

3. Организация инженерно-технического оборудования образовательного учреждения

Включает в себя системы:

· охранной сигнализации (в т.ч. по периметру ограждения);

· тревожно-вызывной сигнализацией (образованную локально или выведенную на «01»);

· ограничения и контроля за доступом (т.н. «рамки» с целью обнаружения оружия, ВВ, др. опасных предметов);

· радиационного контроля и контроля химического состава воздуха.

4. Плановая работа по антитеррористической защищенности ОУ («Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения»)

5. Обеспечение контрольно-пропускного режима

6. Выполнение норм противопожарной безопасности

7. Выполнение норм охраны труда и электробезопасности

8. Плановая работа по вопросам гражданской обороны

9. Взаимодействие с правоохранительными органами и другими структурами и службами

10. Правовой всеобуч, формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности

11. Финансово-экономическое обеспечение мероприятий

Предусматривает также работу по проверке законности и целесообразности различных договорных обязательств, проверку и анализ экономической эффективности работы с охранными предприятиями, а также организациями, фирмами, партнерами, участвующими в реализации мероприятий по вопросам обеспечения безопасности.

Формы и методы работы в области организации безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования:

· обучение педагогического персонала, сотрудников и обучающихся;

· взаимодействие с органами исполнительной власти;

· взаимодействие с правоохранительными структурами;

· квалифицированный подбор охранных предприятий и сотрудников охраны;

· проведение плановых и внеплановых проверок по всем видам деятельности, обеспечивающим безопасность и антитеррористическую защищенность образовательных учреждений;

· совершенствование материально-технической базы и оснащенности образовательных учреждений техническими средствами охраны и контроля;

· изучение и совершенствование нормативно — правовой базы в области комплексной безопасности объектов системы образования.