Институт уполномоченного при президенте рф по правам ребёнка

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах РФ

Институт Уполномоченных по правам ребенка ведет активную работу в субъектах Российской Федерации.

В Конвенции о правах ребенка закреплено, что дети обладают особыми (по сравнению со взрослыми) правами и эти права нуждаются в особой защите и особых механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и детей в целом.

Дети в силу своего возраста и связанных с ним особенностей психического, физического и интеллектуального развития, в силу своей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. От их лица действуют законные представители ребенка (родители, опекуны, директора детских учреждений и пр.). В случае нарушения прав ребенка самими законными представителями, а также в случае, когда они не отстаивают нарушенные права ребенка, тот остается беззащитным.

Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как ведомственных — органы образования, здравоохранения и др., так и надведомственных и межведомственных — органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства) в Российской Федерации, в основном, давно сложилась. Однако реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого содействия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается. Существующий контроль в подавляющем большинстве случаев означает контроль, осуществляемый органами исполнительной власти за собственными действиями (действиями учреждений, подчиненных органам исполнительной власти). К тому же контроль этот — узковедомственный: лишь в рамках компетенции ведомства.

На протяжении последних десятилетий в мировой практике вырабатывается дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка: как каждого конкретного ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Таким механизмом является институт Уполномоченного по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах (а их более 40) службы Уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей.

Комитет ООН по правам ребенка последовательно рекомендует государствам — участникам Конвенции о правах ребенка создавать независимые учреждения, органы, службы, призванные отстаивать права детей. Одним из таких механизмов выступает институт уполномоченного по правам ребенка.

История института Уполномоченного по правам ребенка в России началась с 1998 года, когда в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в пяти регионах России появились детские Уполномоченные (в Волгоградской, Калужской и Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге).

За минувшие годы возникло движение по развитию этого института — независимого механизма контроля, защиты и обеспечения прав детей в мире взрослых. Постепенно детские защитники занимают свое место в системе защиты прав и законных интересов детей современной России. Сейчас уже можно говорить о многообразном опыте работы института, самих Уполномоченных, осуществляющих деятельность в столь многоликом социокультурном пространстве Российской Федерации.

Так, в рамках своей деятельности, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации одной из наиболее важных, первоочередных задач для себя определил защиту прав детей. С этой целью в Аппарате Уполномоченного создано специализированное Управление по правам ребенка, опыт работы которого может быть положен в основу дальнейших организационных инициатив по продвижению института уполномоченного по правам ребенка. Работа Управления ориентирована на решение вопросов, связанных с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка, на содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

В целях наиболее полного обеспечения и реализации прав и законных интересов детей Уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации создан Консультативный совет по правам ребенка, объединяющий максимально широкий спектр властных, общественных и научных сил, в состав которого вошли все региональные уполномоченные по правам ре бенка.

Порядок назначения и организационно-правовой статус региональных уполномоченных различен:

– уполномоченные включены в систему исполнительной власти и назначаются главами администраций или указами президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.

– уполномоченные назначаются законодательным органом или с его согласия. Тем самым уполномоченные приобретают парламентский статус и имеют большую независимость от исполнительной власти, что повышает эффективность их работы. В ряде субъектов Федерации (например, в г. Москве, Краснодарском и Красноярском краях, Республике Саха (Якутия), Ивановской, Кемеровской и Самарской областях и др.) должность уполномоченного по правам ребенка учреждена на основе региональных законов.

– ряд уполномоченных работают на общественных началах — в Ивановской и Новгородской областях, г. Волжском Волгоградской области и другие.

– уполномоченные являются депутатами законодательных собраний, наделены дополнительными специальными полномочиями в сфере защиты прав ребенка, например в Ивановской области, Республике Дагестан, Красноярском крае и др.

– в ряде случаев уполномоченный по правам ребенка является заместителем уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с отдельным объемом компетенции или работает в штате аппарата регионального уполномоченного по правам человека.

Основные задачи региональных Уполномоченных по правам ребенка, закрепленные в регламентирующих их деятельность документах:

— обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;

— всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

— анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Уполномоченные для выполнения стоящих перед ними задач имеют право:

— посещать государственные органы и органы местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности (особенно важно, что Уполномоченные обладают правом беспрепятственного посещения детских интернатных учреждений);

— проводить самостоятельно или с участием государственных и муниципальных органов проверки обстоятельств, связанных с нарушением прав ребенка;

— направлять государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам предложения и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав ребенка и совершенствованию процедур, затрагивающих права ребенка;

— при выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка обратиться в суд, в компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав ребенка;

— готовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка;

— привлекать к совместной работе квалифицированных специалистов и создавать экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми, привлекать к сотрудничеству неправительственные организации.

В своей деятельности региональные Уполномоченные по правам ребенка тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями. Как правило, при Уполномоченных по правам ребенка действуют общественные приемные, где работают квалифицированные юристы.

Отличительные особенности деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

Опыт работы региональных Уполномоченных по правам ребенка свидетельствует, что данный институт стал важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей, заняв в сложившейся сегодня системе государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав детей, свою нишу, не подменяя деятельность других субъектов, но действуя в тесном контакте с ними.

В отличие от других существующих сегодня в Российской Федерации государственных органов, в чьей компетенции находится защита прав детей, главным назначением института Уполномоченного является:

— осуществление независимого контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления по обеспечению прав детей, детских учреждений в части обеспечения прав детей;

— защита ребенка, чьи права нарушены органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, работниками учреждений;

— содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

В отличие от органов прокуратуры, к компетенции которых отнесен широкий круг вопросов, в том числе надзор за исполнением законодательства, координация деятельности правоохранительных органов и многое другое, деятельность Уполномоченного по правам ребенка сосредоточена исключительно на защите прав и законных интересов одной группы населения — детей. Как показывает практика, процедура обращения в органы прокуратуры не позволяет ребенку это осуществить, тогда как в основе работы Уполномоченного по правам ребенка лежит максимальная доступность для каждого ребенка — такая, чтобы в случае необходимости он мог самостоятельно обратиться к Уполномоченному за помощью. В силу этого Уполномоченный может более глубоко и эффективно заниматься вопросами защиты прав детей в пределах своей компетенции, прежде всего своевременным выявлением факта нарушения прав детей, оперативным реагированием и квалифицированной помощью.

Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений, то в поле деятельности Уполномоченного по правам ребенка находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.

Круг вопросов защиты прав несовершеннолетних, отнесенный к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних, не охватывает всего спектра прав детей, а ограничивается профилактикой безнадзорности и беспризорности и другими производными от этого вопросами, то есть по сути комиссии занимаются неблагополучными детьми. Комиссии по делам несовершеннолетних формируются из представителей органов исполнительной власти, работающих в комиссиях на общественных началах. Спектр проблем положения детей, которыми занимается Уполномоченный, шире, чем у комиссии, и, кроме того, он занимается ими лично и на постоянной основе, в том числе и с помощью своего аппарата. По следующим причинам Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не может столь же эффективно, как это делает Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, осуществлять функции защиты прав ребенка. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в основном определена как рассмотрение жалоб, а процедура их подачи исключает возможность подачи жалобы ребенком (необходимо обращаться письменно, жалоба должна содержать изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, и сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке). Учитывая, что ребенок в силу возраста не способен самостоятельно использовать правовые средства защиты, а также масштабы территории России и то, что нарушение прав детей происходит непосредственно по месту их жительства (пребывания), возможности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации для оперативного реагирования на нарушения прав детей крайне малы.

Эффективность работы Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации обусловлена тем, что, в соответствии со смыслом института Уполномоченного, он лично участвует в содействии восстановлению прав как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются, непосредственно по месту жительства (пребывания) ребенка. Лицо, избираемое (или назначаемое) на должность Уполномоченного по правам ребенка, обладает общественным авторитетом. Сама процедура назначения на эту должность предполагает, что Уполномоченный — лицо незаурядное, обладающее помимо высоких профессиональных и необходимыми личными качествами. Особенно ярко это проявляется в отношении тех Уполномоченных, которые действуют на основе специального регионального закона и назначаются законодательным органом или с его согласия. Принципиальным отличием деятельности Уполномоченного от всех остальных субъектов защиты прав детей является то, что каждый из них с первых дней своей деятельности активно осуществляет правовое просвещение, прежде всего самих детей, налаживает линии связи с детьми, посещает детские учреждения, разъясняя детям в доступной форме их права и обязанности, возможности их защиты, каким образом и куда они могут обратиться за помощью в конкретных обстоятельствах. Уполномоченный, что очень важно, организует процедуры, обеспечивающие доступность и простоту обращения к нему ребенка. Так, Уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области обеспечила воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот конвертами с почтовым адресом Уполномоченного, для того, чтобы они могли обратиться к нему в случае необходимости по почте.

Уполномоченный ведет личный прием граждан, в том числе с выездом на место (в районы, учреждения и пр.). Важное отличие Уполномоченного по правам ребенка от многих других государственных органов, включая Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, состоит в том, что дети могут лично без посредничества взрослых обратиться к региональному Уполномоченному, и это право обеспечивается практически. Во всех субъектах Российской Федерации, где введены должности Уполномоченного по правам ребенка, востребованность этого института подтверждается значительным объемом обращений граждан о защите прав несовершеннолетних.

Подробную информацию о региональных детских омбутсменах можно посмотреть на сайте Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка , на сайте Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в РФ .

Институт Уполномоченных по правам ребенка

Информация

939 записей предложить новость

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова посетила 24-ю Международную выставку «Мир детства-2018».

Детский омбудсмен выступила на двух площадках Конгресса индустрии детских товаров – в пленарном Показать полностью… заседании «Цифровизация детской промышленности».

Участники встречи начали свое обсуждение с одной из важных проблем – вопроса нехватки положительного и позитивного контента, ориентированного на подростковый возраст.

Немного статистики: в среднем современный ребенок от 3 до 5 часов в сутки потребляет медиа, при этом для детей характерен очень высокий уровень пользования цифровыми устройствами: согласно исследованиям – до 3х лет каждый 10-тый ребенок в нашей стране уже пользуется смартфоном или планшетом родителей, а к 10 годам уже у 9 из 10 детей есть свой гаджет.

«Очень хорошо, что эта проблема замечается специалистами. Нам необходимо не только восполнять нехватку контента для подростков, не менее важно его качественное наполнение, – говорит детский омбудсмен. – Можно бесконечно выстраивать преграды, устанавливать запреты, но это будет неэффективно, потому что на смену одному деструктивному контенту будет приходить другой. Очень важно, чтобы сегодня у наших детей была альтернатива, которая была бы для них интересна и направляла в созидательное русло».

Институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации Колосов Александр Викторович

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Колосов Александр Викторович. Институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: диссертация . кандидата юридических наук: 12.00.02 / Колосов Александр Викторович;[Место защиты: Иркутский государственный университет].- Иркутск, 2014.- 199 с.

Содержание к диссертации

Глава 1. Институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: конституционно-правовая характеристика 14

1.1. Правовые основы деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка .14

1.2. Компетенция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка . 28

1.3. Взаимодействие Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации .47

1.4. Гарантии (обеспечение) деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка .58

CLASS Глава 2. Становление и развитие института уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации 67

2.1. Правовые основы деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации .67 CLASS

2.2. Порядок назначения и освобождения от должности уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации .76

2.3. Компетенция уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации 89

2.4. Гарантии (обеспечение) деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации 120

Глава 3. Институт уполномоченного по правам ребенка в муниципальных образованиях и уполномоченного по правам ребенка в образовательных организациях .136

3.1. Особенности правового положения уполномоченного по правам ребенка в муниципальных образованиях .136

3.2. Особенности правового положения уполномоченного по правам ребенка в образовательных организациях .149

Список использованной литературы .

Компетенция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка .

Российская Федерация, являясь полноправным членом мирового сообщества, последовательно проводит государственную политику по обеспечению прав и свобод человека, закрепленных в различных международно-правовых актах, а также в национальном законодательстве. При этом особое значение придается вопросам реализации и защиты прав детей, которые в силу своего возраста нуждаются в повышенном внимании со стороны родителей, общества и государства.

Необходимость в особой защите ребенка предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года, признана во Всеобщей декларации прав человека1, в Международном пакте о гражданских и политических правах (статьи 23 и 24)2, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 10)3, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

Как провозглашается в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первыми получают защиту и помощь4.

В России установлению, реализации гарантий прав и законных интересов ребенка уделяется особое внимание. Конституция РФ (статья 38)5 устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Более подробное регулирование условий, процедуры защиты прав

Российская газета. 2009. 21 января. № 7. и законных интересов детей производится как в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, так и в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, что обусловлено федеративным устройством нашего государства, предполагающим разграничение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. Например, согласно статье 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»1 к полномочиям органов государственной власти РФ на осуществление гарантий прав ребенка в РФ относится установление порядка судебной защиты, а также сама судебная защита прав и законных интересов ребенка.

К полномочиям же органов государственной власти субъектов РФ на осуществление гарантий прав ребенка в РФ относится реализация государственной политики в интересах детей, решение иных вопросов, предусмотренных законом.

Федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ предусматривается существование различных органов, способствующих защите и охране прав и законных интересов детей.

1 сентября 2009 года после подписания Президентом РФ Указа № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка»2 в России был образован новый институт несудебной защиты прав ребенка. Ранее еще в 2001 году с предложением к Президенту РФ об учреждении для координации деятельности органов законодательной, исполнительной, судебной власти по реализации программ защиты детей института Уполномоченного по правам ребенка в РФ обращался Совет Федерации Федерального Собрания РФ3. Необходимость введения подобной должности в нашей стране отмечали многие ребенка в РФ: Обращение Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 июля 2001 г. № 290-СФ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 31. Ст. 3232. специалисты1, включая Уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина2. И в России наконец учредили эту должность, пойдя по пути ряда зарубежных государств, где уже достаточно давно существуют омбудсмены, специализирующиеся на защите прав детей3.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (в том числе и детей). И реализуя предоставленные Конституцией РФ полномочия, Президент РФ принял решение о введении указанной должности. Первым Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка стал Алексей Иванович Головань, занимавший до назначения должность Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве4. В настоящее время эту должность занимает Павел Алексеевич Астахов5.

Появление института уполномоченного по правам ребенка в России получило высокую оценку со стороны представителей международной организации ЮНИСЕФ. «Назначение Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка — важный и своевременный для страны шаг. Международный опыт показывает, что статус национального уполномоченного по правам ребенка позволяет поднимать вопросы защиты прав детей на самый высокий уровень», — заявил представитель ЮНИСЕФ в РФ Бертран Бейнвель6.

Гарантии (обеспечение) деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Одной из основных задач Совета является содействие согласованности и повышению эффективности деятельности региональных органов государственной власти округа в сфере реализации прав и законных интересов детей, взаимодействию указанных органов с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, федеральными органами исполнительной власти, общественными объединениями и иными организациями в области охраны и защиты прав детей.

Образование подобных координационных советов уполномоченных по правам ребенка в федеральных округах, безусловно, заслуживает поддержки. Координационные советы позволяют региональным уполномоченным обсуждать проблемы, характерные для целой группы субъектов РФ, формировать единую позицию по тем или иным вопросам и доводить ее до Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. К примеру, Координационный совет уполномоченных по правам ребенка субъектов РФ Южного федерального округа по результатам заседания, состоявшегося 1 декабря 2011 года (г. Элиста), обратился к Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка с просьбой решить вопрос о завершении реконструкции Республиканской детской больницы за счет выделения дополнительных средств из федерального бюджета1.

В процессе своей деятельности Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка направляет уполномоченным по правам ребенка в субъектах РФ обращения с предложениями провести работу в каком-либо направлении. Так, в 2011 году Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П. А. Астахов обратился к руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, а также к уполномоченным по правам ребенка в субъектах РФ, указав на необходимость активизации деятельности в сфере борьбы с преступлениями в отношении несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях. И, как отмечают сами уполномоченные по правам ребенка, такая работа в субъектах РФ ими была проведена. Например, 1 сентября 2011 года в школах Иркутской области и других регионов были проведены уроки медиа-безопасности, на которых школьники информировались об опасностях и угрозах, поступающих из всемирной сети Интернет, и способах защиты от них1.

Уполномоченным по правам ребенка в Томской области был осуществлен анализ действующих в области нормативных правовых актов, регулирующих вопросы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью или физическому, нравственному, духовному, психическому развитию2. Помимо этого, Уполномоченный инициировал разработку проекта регионального закона, устанавливающего нормативы распространения различных видов информационной продукции, с учетом критериев классификации всех ее видов и других правовых механизмов, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»3.

По инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка региональные уполномоченные по правам ребенка могут проводить тематические проверки. Например, Уполномоченным по правам ребенка в Волгоградской области в 2011 году была проведена проверка условий безопасности в детских больницах и детских отделениях учреждений здравоохранения на территории Волгоградской области, проверка обоснованности помещения и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в психиатрических больницах и психиатрических отделениях учреждений здравоохранения, соблюдения прав таких детей на охрану здоровья и полноценное развитие1. Информация о результатах проверок была направлена Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка.

Обобщив существующую практику, возможно выделить несколько основных направлений взаимодействия Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка с уполномоченными по правам ребенка в субъектах РФ. Во-первых, это координация Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка работы региональных уполномоченных по правам ребенка, во-вторых, научно-информационное и методическое сопровождение их деятельности, анализ и обобщение накопленного опыта работы, в-третьих, сотрудничество при осуществлении контрольных мероприятий, в-четвертых, на основании обращений региональных уполномоченных оказание содействия в решении конкретных вопросов, касающихся защиты прав ребенка.

При этом как теоретическое, так и практическое значение имеет вопрос о характере возникающих между Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка и уполномоченными по правам ребенка в субъектах РФ отношений. Представляется, что их нельзя отнести к отношениям власти-подчинения, так как в федеральном законодательстве не предусмотрена подотчетность региональных уполномоченных по правам ребенка Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка. В данном случае применимо сравнение с отношениями, возникающими между Уполномоченным по правам человека в РФ и уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, которые, как обоснованно отмечают специалисты, не могут иметь субординационный характер, для этих связей главными являются отношения координационного вида2.

Компетенция уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации

В статье 7 Закона Пермского края от 28 августа 2013 года № 231-ПК «Об Уполномоченном по правам ребенка в Пермском крае»1, вступающего в силу с 1 января 2014 года указано, что уполномоченный может обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке законности вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи. Однако в данном случае следует отметить, что закрепление в законе субъекта РФ права уполномоченного по правам человека обращаться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи, было признано противоречащим федеральному законодательству. К такому выводу, в частности, пришла Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ2. В силу пункта «о» статьи 71 Конституции РФ судоустройство, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в исключительном ведении РФ.

Согласно части 1 статьи 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Поэтому принятие такой нормы субъектом РФ является вторжением в компетенцию РФ. В этой связи статья 7 указанного Закона Пермского края нуждается в корректировке в целях приведения ее в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Уполномоченный по правам ребенка на практике принимает участие в судебном процессе. И зачастую не в качестве заявителя. Например, в Волгоградской области в отдельных случаях, когда со стороны одного из родителей органами опеки и попечительства фиксируется злоупотребление родительскими правами, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, Уполномоченный принимал решение об участии в суде в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования. Но были ситуации, когда истец в суде при рассмотрении имущественного спора заявлял ходатайство о привлечении к делу Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан и суд его отклонил поскольку участие Уполномоченного по правам ребенка не является обязательным по данной категории дел1.

В Республике Карелия в 2012 году Уполномоченный по правам ребенка приняла участие в 12 судебных процессах. Кроме того, в 17-ти случаях была оказана юридическая помощь в составлении процессуальных документов: 14 исковых заявлений в районные суды Республики Карелия, 3 кассационных и надзорных жалобы в Верховный Суд Республики Карелия2.

В специальной литературе предлагается наделить Уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ правом на обращение в суд в интересах несовершеннолетнего гражданина3 в том числе с иском о лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах и по делам, связанным с воспитанием детей4. Однако данное предложение нуждается в дополнительной проработке. Действующее законодательство позволяет региональному уполномоченному обратиться к органам, которые наделены полномочиями обращаться в суд по указанным категориям дел.

обращается в порядке, установленном законом, в уставный суд с запросом о соответствии уставу нарушающих права и законные интересы ребенка законов, иных нормативных правовых актов субъекта РФ и муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории

субъекта РФ. Но такая возможность есть только у Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области. В других субъектах Федерации, где образованы конституционные и уставные суды, уполномоченные по правам ребенка таким правом не обладают. Хотя аналогичное право есть у Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Карелия, Чеченской Республике. Как представляется, уполномоченный по правам ребенка также должен иметь право на обращение в конституционный (уставный) суд субъекта РФ в целях защиты прав ребенка, которое необходимо закрепить в правовых актах субъектов РФ об уполномоченном по правам ребенка и о конституционном (уставном) суде. По мнению же Н.В. Витрука уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ следует включить и в число субъектов обращения в Конституционный Суд РФ по вопросам толкования Конституции РФ и осуществления абстрактного нормоконтроля1. Аналогичной точки зрения придерживается и В.А. Кряжков2. Данное предложение заслуживает поддержки, так как расширит возможности уполномоченным по правам ребенка по защите прав детей. Но такое же право должно быть и у Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.

6) В случае грубого и (или) массового нарушения прав ребенка Уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Иркутской области с предложением инициировать в Законодательном Собрании назначение депутатской проверки по данному основанию. Данное полномочие есть только у Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области.

Особенности правового положения уполномоченного по правам ребенка в образовательных организациях

1 См., например: О Региональной программе действий в интересах детей Мурманской области на 2012 — 2017

годы: Постановление Правительства Мурманской области от 14 ноября 2012 г. № 570-ПП // КонсультантПлюс

[Электронный ресурс]: справочная правовая система.

2 См.: Шишов П.В. Компенсаторные институты защиты прав человека в системе местного самоуправления //

Административное и муниципальное право. 2009. № 6. С.7, Уполномоченный по правам ребенка в

муниципальном образовании // Городское управление. 2008. №2. С.20-31.

3 Гуль Н.В. Конституционное право на защиту семьи, материнства и детства // Журнал российского права. 2007.

4 См.: Новикова Т.Ю. Особенности участия Уполномоченного по правам ребенка в правозащитной

деятельности и реализации гражданских инициатив // Юридический мир. 2009. № 12. С. 74 — 76.

Институт омбудсменов в России

Омбудсмен (швед. ombudsman — представитель чьих‑либо интересов) — специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах — также частными лицами и объединениями. В отличие от прокуратуры осуществляет контроль и ведет расследование с позиций не только законности, но и эффективности, целесообразности, добросовестности, справедливости.

Омбудсмен может избираться или назначаться. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену непосредственно. Обнаружив упущение или злоупотребление, омбудсмен указывает на это соответствующему органу или должностному лицу и предлагает их устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент. Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе.

В России должность уполномоченного по правам человека (омбудсмена) учреждена Конституцией РФ 1993 года. 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Должность уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

По окончании календарного года уполномоченный направляет доклад о своей деятельности президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, правительство России, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Генеральному прокурору РФ, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Кроме того, по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

В специальных докладах обобщаются типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражается деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предлагается комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.

Назначение и освобождение от должности уполномоченного относится к ведению Государственной Думы.

В соответствии с законодательством, может учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. Учреждение института уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать решение по этому вопросу. В настоящее время омбудсмены работают в 48 субъектах РФ.

С 13 февраля 2004 года уполномоченным по правам человека в РФ является Владимир Лукин.

Должность уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка была введена указом главы государства от 1 сентября 2009 года «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».

В соответствии с этим документом уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности президентом РФ.

Основная задача института уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка — улучшение положения детей в РФ, обеспечение соблюдения прав и свобод ребенка и восстановление нарушенных прав детей, в том числе путем осуществления независимого контроля за деятельностью органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц в части соблюдения ими прав и законных интересов несовершеннолетних.

Особое внимание уполномоченным по правам ребенка уделяется совершенствованию международно‑правовых механизмов защиты прав детей, рожденных в смешанных браках, детей, усыновляемых иностранными гражданами, а также детей — жертв торговли людьми, сексуальной эксплуатации и других преступлений, имеющих транснациональный характер, в том числе связанных с изготовлением и распространением детской порнографии в сети Интернет.

Должность уполномоченного по правам ребенка учреждена в 23 субъектах РФ.

Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка с 30 декабря 2009 года является Павел Астахов.

В декабре 2012 года в Госдуму был внесен законопроект «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
18 декабря 2012 года Госдума в первом чтении одобрила законопроект.

Предполагается, что основными задачами уполномоченного будут защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществление контроля за соблюдением их прав и законных интересов органами государственной власти и органами местного самоуправления, участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности и защиты прав субъектов предпринимательства.

Уполномоченный будет рассматривать жалобы предпринимателей; участвовать в рассмотрении дел арбитражными судами, а также в уголовном судопроизводстве; в случаях, предусмотренных федеральными законами, без специального разрешения сможет посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; выносить предписания по приостановлению ненормативных актов органов местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Для участия в их деятельности будут привлекаться представители предпринимательского сообщества, общественных организаций, а также представители органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Законопроект предусматривает возможность создания подобных постов в регионах.

Уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей с 22 июня 2012 года является Борис Титов.

24-27 декабря 2012 года состоялись выборы уполномоченного по правам студентов в РФ. Они проводились по инициативе Всероссийского студенческого форума, при поддержке министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.

Основной целью деятельности Уполномоченного по правам студентов будет представительство и защита прав студентов, а также выстраивание конструктивного диалога между студенчеством и государственной властью. Для реализации этих целей Уполномоченный получит возможность непосредственно обращаться к руководству министерства образования и науки РФ, в структурные подразделения министерства.

Уполномоченный будет доводить позицию ведомства до студенческой аудитории, заниматься правовым просвещением студентов, вести мониторинг конфликтных ситуаций в студенческой среде, а также регулярно представлять информацию о своей деятельности и итогах мониторинга на заседаниях Совета по делам молодежи при Минобрнауки России, коллегии Минобрнауки.

Победителем голосования за уполномоченного по правам студентов стал председатель Общероссийской общественной организации «Российский студенческий союз» Артем Хромов.

29 марта 2013 года президент РФ Владимир Путин на конференции Общероссийского народного фронта в Ростове‑на‑Дону заявил, что готов рассмотреть идею учреждения в России института уполномоченного по правам инвалидов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-g[email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.