Фз об исполнительном производстве статья 67

Правила об ограничении на выезд должников за границу изменятся с 1 октября

1 октября 2017 года вступят в силу изменения, внесенные в ст. 67 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Так, как отмечают эксперты компании «Гарант», с 10 тыс. до 30 тыс. руб. будет увеличен размер задолженности по исполнительным документам, при которой судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Если же должник не погасит долг по истечении 2 месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, то пристав будет вправе ограничить его выезд из России и при долге в 10 тыс. руб.

Эти изменения не коснутся должников по алиментам, а также лиц, которые возмещают вред, причиненный здоровью, вред в связи со смертью кормильца, имущественный ущерб и (или) моральный вред, причиненные преступлением. Порог «невыездной» задолженности останется для них на прежнем уровне – 10 тыс. руб.

Ограничения на выезд будут сниматься в течение суток с момента оплаты долга (появления этой информации в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах) или возникновения иных оснований для снятия данного ограничения.

Наряду с судебным приставом-исполнителем, вынесшим постановление об ограничении выезда, снимать такое ограничение смогут судебные приставы-исполнители структурного подразделения ФССП России при наличии информации об уплате задолженности в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Обмен информацией о применении и снятии временного ограничения на выезд должника за границу между судебными приставами-исполнителями и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, будет осуществляться в электронном виде. Отметим, что в августе 2017 года Минюстом России был разработан проект приказа, определяющий порядок такого обмена. Однако информацией о дальнейшей судьбе подготовленного проекта мы на данный момент не располагаем.

Временные ограничения на выезд из России, примененные к должникам до 1 октября 2017 года, будут сниматься уже по новым правилам.

Фз об исполнительном производстве статья 67

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 67 ФЗ № 229-ФЗ. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:

Статья 67 ФЗ № 229-ФЗ. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации

1. Судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе следующих требований:

1) требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей;

2) требований неимущественного характера;

3) иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.

2. В случае неисполнения должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения требований, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) превышает 10 000 рублей.

3. Если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации с соблюдением правил, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи. На основании вступившего в законную силу судебного акта, устанавливающего для должника временное ограничение на выезд из Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем получения соответствующего судебного акта, выносит в порядке, предусмотренном настоящей статьей, постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

4. При вынесении постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации в ходе исполнительного производства по исполнительному документу о взыскании денежных средств судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов поручает судебному приставу-исполнителю структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов снять данное ограничение при наличии информации об уплате задолженности по исполнительному документу в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

5. Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

6. Экземпляр постановления, указанного в части 4 настоящей статьи, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, незамедлительно направляется судебному приставу-исполнителю структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов.

7. Судебный пристав-исполнитель, вынесший постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем исполнения требований исполнительного документа, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, или за днем возникновения иных оснований для снятия данного ограничения, выносит постановление о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.

8. Судебный пристав-исполнитель структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов не позднее дня, следующего за днем размещения в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате задолженности по исполнительному документу, выносит в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью этого судебного пристава-исполнителя, постановление о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, экземпляр которого незамедлительно направляет судебному приставу-исполнителю, вынесшему постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

9. Обмен информацией о применении и снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации между судебным приставом-исполнителем структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов, судебным приставом-исполнителем структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, осуществляется в электронном виде в порядке и сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности. В целях обмена указанной информацией могут использоваться государственная система миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, и единая система межведомственного электронного взаимодействия.

10. Копии постановлений о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, о снятии данного ограничения направляются судебным приставом-исполнителем должнику не позднее дня, следующего за днем их вынесения.

Комментарии к статье 67 закона об исполнительном производстве

Запрет на выезд из РФ не может быть установлен до истечения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа

Судебный пристав-исполнитель не вправе удовлетворить содержащееся в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайство взыскателя об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации одновременно с вынесением им постановления о возбуждении исполнительного производства — до истечения установленного в таком постановлении срока на добровольное исполнение исполнительного документа, а также до получения судебным приставом-исполнителем сведений о том, что должник обладает информацией о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения исполнительного документа (части 1, 2 статьи 67 Закона об исполнительном производстве).

См. п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»

Когда временный запрет на выезд из РФ устанавливается судом, а когда приставом-исполнителем?

В случае неисполнения гражданином исполнительных документов несудебных органов временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации вне зависимости от его статуса (физическое лицо, индивидуальный предприниматель, должностное лицо) устанавливается судом общей юрисдикции (часть 4 статьи 67 Закона об исполнительном производстве).

При исполнении исполнительных документов, выданных на основании судебного акта или являющихся судебными актами, временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации устанавливается не судом, а судебным приставом-исполнителем по заявлению взыскателя либо по собственной инициативе (части 1 — 3 статьи 67 Закона об исполнительном производстве).

Рассмотрение заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации относится к компетенции арбитражного суда, если такое ограничение установлено в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа арбитражного суда, а если такое ограничение установлено в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа суда общей юрисдикции, — к компетенции суда общей юрисдикции.

Запрет на выезд из РФ устанавливается только в отношении должника, а не его руководителя или работника

Согласно статье 67 Закона об исполнительном производстве временное ограничение на выезд из Российской Федерации может устанавливаться в отношении граждан, которые являются должниками в исполнительном производстве.

Временное ограничение на выезд из Российской Федерации не может быть установлено в отношении руководителя, работников должника-организации.

Когда общий объем требований превышает минимальный размер задолженности

Если каждое из неисполненных должником имущественных требований не превышает минимальный размер задолженности, определенный частью 1 статьи 67 Закона об исполнительном производстве, при наличии которого может быть установлено временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации, а общий объем неисполненных должником имущественных требований по сводному исполнительному производству превышает этот размер, то по смыслу статей 4 , 64 и 67 названного Закона установление временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации допустимо.

Срок временного ограничения на выезд должника из РФ

В случаях, когда в соответствии с пунктом 4 статьи 67 Закона об исполнительном производстве взыскатель или судебный пристав-исполнитель обращаются в суд с заявлением об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, срок действия такого временного ограничения по общему правилу устанавливается судом с учетом конкретных обстоятельств дела, но не более срока, указанного заявителем.

Окончание исполнительного производства, в частности в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, либо прекращение исполнительного производства влекут за собой в силу закона отмену судебным приставом-исполнителем установленных для должника ограничений и в том случае, когда временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации было установлено судом (часть 1 статьи 44 , часть 4 статьи 47 Закона об исполнительном производстве).

См. пп. 46-49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»

КС РФ: не подлежит удовлетворению ходатайство взыскателя об ограничении должника на выезд из РФ до истечения срока на добровольное исполнение должником требования

В Определениях от 3 июля 2014 года N 1561-О и N 1563-О Конституционный Суд выявил смысл положений части 2 статьи 30 и части 2 статьи 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно оспоренным положениям судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя, если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.

Как отметил Конституционный Суд, такое регулирование не предполагает удовлетворение судебным приставом-исполнителем содержащегося в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайства взыскателя о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации одновременно с вынесением им постановления о возбуждении исполнительного производства — до истечения установленного в таком постановлении срока на добровольное исполнение должником содержащегося в исполнительном документе требования, а также до получения судебным приставом-исполнителем сведений о том, что должник обладает информацией о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования (Решение Конституционного Суда РФ от 05.02.2015 «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2014 года»)

Ограничение выезда из РФ по заявлению Пенсионного Фонда РФ

Вопрос 1. В каком порядке подлежит рассмотрению заявление территориального органа Пенсионного фонда РФ об установлении для индивидуального предпринимателя временного ограничения выезда из Российской Федерации, если исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного документа, выданного названным органом? Какой судебный акт (решение или определение) выносится по результатам рассмотрения такого заявления?

Ответ: В судебном порядке временное ограничение выезда из Российской Федерации устанавливается в случае возбуждения исполнительного производства по исполнительным документам, которые не являются судебным актом или выданы не на основании судебного акта.

По результатам рассмотрения дела об ограничении права на выезд из Российской Федерации выносится постановление в форме решения суда (ст. 194 ГПК РФ).

При разрешении дел названной категории суду надлежит привлекать к участию в деле в качестве заинтересованного лица гражданина, вопрос о возможности временного ограничения выезда которого рассматривается, ввиду того, что данное ограничение, применяемое в ходе исполнительного производства, затрагивает конституционное право личности на свободу передвижения (ст. 27 Конституции Российской Федерации).

Рассматривая данный вопрос, суд, исходя из чч. 1 и 4 ст. 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве», устанавливает неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, и наличие уважительных причин, не позволивших эти требования исполнить. Наряду с этим, суду надлежит, руководствуясь положениями п. 5 ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», устанавливать соразмерность временного ограничения выезда из Российской Федерации требованиям, содержащимся в исполнительном документе («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 03.07.2013; извлечение)

Статья 67 ФЗ Об исполнительном производстве

Статья 67 ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляет судебному приставу-исполнителю право временно ограничивать выезд должника из Российской Федерации. Указанные исполнительные действия могут быть совершены при совокупности следующих условий:
1) исполнительный документ, по которому совершаются эти исполнительные действия, должен быть выдан на основании судебного акта или являться судебным актом;
2) судебным приставом-исполнителем назначен срок для добровольного исполнения требований или срок для исполнения неимущественных требований в случаях, установленных гл. 13 Закона об исполнительном производстве, но должник не исполнил требование в установленный срок;
3) у должника отсутствовали уважительные причины для неисполнения требований исполнительного документа (отсутствие денежных средств не относится к уважительным причинам);
4) с совершением указанных действий в отношении должника согласился старший судебный пристав, который утвердил постановление об ограничении выезда должника из Российской Федерации.
В случае временного ограничения выезда должника из Российской Федерации судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего, за днем вынесения указанного постановления направляет должнику и другим заинтересованным лицам данное постановление, а также по месту исполнения ограничения.

Время создания документа: 26 июля 2011 09:27

Федеральная служба судебных приставов

107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 16/5, строение 1

107996, г. Москва, Газетный пер., д. 7, строение 1

Дата последнего изменения на сайте 28 сентября 2018 08:16

Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации

1. При неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительном документе неимущественного характера, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

2. Судебный пристав-исполнитель вправе также вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя в случае, предусмотренном частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.

3. Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Копии указанного постановления направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.

4. Если исполнительный документ, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительный документ неимущественного характера выданы не на основании судебного акта или не являются судебным актом, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации

Комментарий к статье 67

1. Положение об ограничении неплательщикам права выезда за границу введено в России с 1998 г. Но огласке этот метод борьбы с должниками стали предавать совсем недавно. В декабре 2006 г.

С помощью данного метода судебный пристав-исполнитель вправе оказать воздействие не только на должников, не возвращающих ссуды в банки, но даже на должников, обязанных выплатить определенные суммы другому физическому лицу. Аргумент простой: если должник нашел средства для поездки за границу, значит, они есть у него и для погашения долгов. Так, показателен пример, когда в по добной ситуации судебный пристав-исполнитель Приволжского районного отдела судебных приставов У ФССП по Республике Татарстан взыскал рекордную сумму алиментов -156 млн. рублей, которая образо валась в качестве задолженности с 2003 г. .

См.: Войткова А. Долговой ямы на вас нет!// Восточный экспресс: Общественно-политическая газета. 2007. 12 апреля. N 15 (506). С. 6.

При всей плодотворности данного способа стимулирования должника к правомерным действиям имеются и определенные недостатки, так как постановление об ограничении права должника выезда за пределы Российской Федерации действует шесть месяцев и судебный пристав-исполнитель может продлить его действие, пока должник не рассчитается со всеми долгами и не предъявит судебному приставу-исполнителю документы (например, квитанции), свидетельствующие об исполнении исполнительного документа. До этих пор ограничения могут быть не сняты. Поэтому здесь необходимо также учитывать основные конституционные права граждан. Так, согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Данное право не может быть ограничено в произвольном порядке, так как ст. 27 Конституции РФ не предусматривает исключения, как, например, это сделано в отношении права на неприкосновенность жилища (никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения — ст. 25 Конституции РФ). Определенным оправданием может быть положение ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, т.е. право должника выехать за пределы Российской Федерации не должно нарушать право взыскателя на исполнение исполнительного документа.

2. В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, выработанной в Определении Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 291-0 , именно из названных конституционных положений исходил законодатель, закрепляя в ст. 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г., 15 июня 2006 г.) основания ограничения права граждан на выезд из Российской Федерации. Такое ограничение не является абсолютным, поскольку действует только в течение сроков, максимальный предел которых установлен в том же Федеральном законе; более того, разрешение на выезд из Российской Федерации может быть дано и независимо от истечения этих сроков.

Определение Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 291-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хлюстова Вячеслава Игоревича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». (Опубликовано не было. СПС «Гарант».)

СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

Во всех случаях временного ограничения конституционного права на выезд из Российской Федерации орган внутренних дел обязан уведомить гражданина об основаниях и сроке ограничения, указать дату и регистрационный номер соответствующего решения, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации (ст. 16 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»), что возлагает на нее обязанность обосновать необходимость ограничения.

Следовательно, предусмотренная п. 5 ст.15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» возможность временного ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации в случае уклонения от исполнения обязательств, наложенных на него судом, направлена на защиту конституционно значимых целей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Кроме того, ограничение права любого гражданина на выезд из Российской Федерации ставится законодателем в зависимость не только от наличия формальных оснований, но и от связанных с ними ко нкретных фактических обстоятельств, которые могут быть при необходимости проверены судом общей ю рисдикции, так как в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» отказ гражданину Российской Федерации в праве на выезд из Российской Федерации может быть обжалован в суд.

Указанные доводы, изложенные в Определении Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 291-0, имеют ряд недостатков, которые на практике в некоторых случаях позволяют должникам путем обжалования добиваться отмены постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении права выезда за пределы Российской Федерации.

3. Злоупотребление правом со стороны должника может повлечь неблагоприятные последствия в виде ограничения права должника выезда за пределы Российской Федерации только при наличии следующих условий:

1) применение данных мер непосредственно судебным приставом-исполнителем возможно только по судебным исполнительным документам — исполнительным листам и судебным приказам (п. п. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

2) если исполнительное производство было возбуждено по несудебным исполнительным документам ( п. п. 3 — 8 ст. 12 указанного Закона), использование указанных мер воздействия к должнику допустимо лишь по постановлению суда, так как согласно ч. 4 ст. 67 комментируемого Закона, если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации;

3) исполнительное производство должно быть возбуждено в установленном законом порядке (ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве») и не окончено;

4) ограничение права выезда за пределы Российской Федерации возможно только в отношении должников-граждан, если должником в исполнительном производстве является организация; к руководителям, иным должным лицам данных организаций применение указанных ограничений невозможно, так как Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» регулирует отношения лишь в отношении граждан, тогда как руководитель организации-должника непосредственным должником не является;

5) должник не должен уклоняться от исполнения обязательств, возложенных на него судом, однако в соответствии со ст.

6) исключение из вышеотмеченного правила составляют случаи, когда в заявлении содержится ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных федеральным законом, — временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 комментируемого Закона);

7) постановление судебного пристава-исполнителя о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом. При этом копии указанного постановления направляются:

— в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

— в пограничные органы.

Указанным субъектам также должно быть направлено судебное постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, если данные меры были установлены в судебном порядке по несудебным исполнительным документам.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 67

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 15 АВГУСТА 1996 Г. N 114-ФЗ «О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ» (Извлечение)

Пункт 5 ст. 15, статьи 16 -18 — не приводятся.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 24 февраля 2005 г. N 291-0

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ХЛЮСТОВА ВЯЧЕСЛАВА ИГОРЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 5 СТАТЬИ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ»

. 1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.И. Хлюстов оспаривает конституционность пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», согласно которому право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.

По мнению заявителя, в результате применения в его деле пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» были нарушены его права, гарантированные статьями 2, 18, 27, частью 1 ст. 34, статьями 35, 36, частями 1, 2, 3 и 5 ст. 37, частью 2 ст. 38 и статьей 41 Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.И. Хлюстовым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанность государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации; они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц ( статьи 1,2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).

Частью 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, которое, однако, в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Именно из названных конституционных положений исходил законодатель, закрепляя в статье 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основания ограничения права граждан на выезд из Российской Федерации. Такое ограничение не является абсолютным, поскольку действует только в течение сроков, максимальный предел которых установлен в том же Федеральном законе; более того, разрешение на выезд из Российской Федерации может быть дано и независимо от истечения этих сроков.

Во всех случаях временного ограничения конституционного права на выезд из Российской Федерации орган внутренних дел обязан уведомить гражданина об основаниях и сроке ограничения, указать дату и регистрационный номер соответствующего решения, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации (статья 16), что возлагает на нее обязанность обосновать необходимость ограничения.

Следовательно, предусмотренная пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» возможность временного ограничения права

гражданина на выезд из Российской Федерации в случае уклонения от исполнения обязательств, наложе иных на него судом, направлена на защиту конституционно значимых целей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Кроме того, ограничение права любого гражданина на выезд из Российской Федерации ставится законодателем в зависимость не только от наличия формальных оснований, но и от связанных с ними конкретных фактических обстоятельств, которые могут быть при необходимости проверены судом общей юрисдикции. В компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», разрешение данного вопроса не входит.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПИСЬМО

от 15 ноября 2007 г. N 12/01-12863-АП О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ,

СЛОЖИВШЕЙСЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ВЫЕЗДА ДОЛЖНИКОВ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 декабря 2007 г. N 12/02-6/МС-1/3-24149

О ПОРЯДКЕ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБОЙ, ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ (Извлечение)

Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации

1. При неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительном документе неимущественного характера, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

2. Судебный пристав-исполнитель вправе также вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя в случае, предусмотренном частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.

3. Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Копии указанного постановления направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.

4. Если исполнительный документ, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительный документ неимущественного характера выданы не на основании судебного акта или не являются судебным актом, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.