Аудит ооо при усн

Аудит ооо при усн

Просмотров научной работы: 5422

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

В данной статье будет рассмотрено планирование и проведение аудита организации, применяющей упрощенную систему налогообложения.

Цель упрощенной системы налогообложения заключается в уменьшении налогового бремени, упрощение налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Достижение указанных целей способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.

Объектом исследования выступает ООО «Гвардейский».

Свою работу аудитор начинает с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, изучает учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Необходимо также ознакомиться с отчетностью, ее основными показателями, для того, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.

Планируя порядок проведения аудита, аудиторская организация должна руководствоваться как общими, так и частными принципами проведения аудита, к таким принципам относят: комплектность, непрерывность, оптимальность.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

деятельность аудируемого лица;

системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

аудиторский риск и существенность;

характер, временные рамки и объем процедур;

координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы;

Общий план проверки учета доходов и расходов в ООО «Гвардейский» представлен:

Общий план проверки учета доходов и расходов

в ООО «Гвардейский»

Организация: ООО «Гвардейский» Аудитор: Гордеева А.А.

Руководитель: Герасимов Б.М. Дата начала проверки: 01.09.2014

Проверяемый участок учета: Дата окончания проверки: 30.09.2014

Доходы и расходы организации

Телефон (факс): (3812)24-60-93

Проверяемый период: с01.01.2014г. по 30.09.2014г.

Инвентаризация денежных средств в кассе

Проверка соблюдения лимита кассы

Сверка данных аналитического учета доходов и расходов с оборотами и остатками синтетического учета

Проверка правильности записей, произведенных в Книге доходов и расходов

Проверка правильности формирования первичных документов

Отражение данных по счету 90 «Продажи» в бухгалтерской отчетности

Выражения мнения аудитора

Рабочий документ использован / не использован

при составлении аудиторского заключения.

Аудитор ________________________ /А.А.Гордеева/

Рабочий документ принят __________20 г.

На основании плана работ перед началом аудита составляется программа проверки:

Программа проверки учета доходов и расходов

в ООО «Гвардейский»

Организация: ООО «Гвардейский» Аудитор: Гордеева А.А.

Руководитель: Герасимов Б.М. Дата начала проверки: 01.09.2014

Проверяемый участок учета: Дата окончания проверки: 30.09.2014

Доходы и расходы организации

Телефон (факс): (3812)24-60-93

Проверяемый период: с01.01.2014г. по 30.09.2014г.

Аудит операций с доходами и расходами

Аудит учета доходов

Инвентаризация денежных средств в кассе

Правильность оформления документов при проведении инвентаризации кассы

Акт инвентаризации, инвентаризационная опись

Проверка формирования корреспонденции счетов при выявлении излишков, недостач

Проверка соблюдения лимита кассы

Кассовая книга, отчет кассира

Проверка формирования первичных документов по доходам организации

Приходные кассовые ордера

Проверка по существу

Проверка правильности корреспонденции счетов

Кассовая книга, отчет кассира

Проверка правильности отражения данных по счету 90 «Продажи»

Проверка правильности отражения доходов в Книге доходов и расходов

Книга учета доходов и расходов

Аудит учета расходов

Проверка правильности отражения расходов в Книге доходов и расходов

Книга учета доходов и расходов

Проверка правильности корреспонденции счетов

Кассовая книга, отчет кассира

Проверка формирования первичных документов по расходам организации

Приходные кассовые ордера

Проверка по существу

Проверка правильности отражения расходов по учету с поставщиками

Рабочий документ использован / не использован

при составлении аудиторского заключения.

Аудитор ________________________ /А.А.Гордеева/

Рабочий документ принят __________20 г.

Программа составляется для раскрытия общего плана и включает детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Аудитор документально оформляет программу аудита, каждой проводимой аудиторской процедуре присваивается номер, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах.

Важным элементом аудиторской деятельности при планировании аудита является аудиторский риск.

Аудиторский риск – риск аудитора можно определить как вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки и искажения, когда на самом деле таких искажений в отчетности нет.

Под аудиторским риском понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае когда в бухгалтерской отчетности содержатся существенные искажения.

Рис. 1 — Компоненты аудиторского риска

Аудитор должен выявить и оценить риски существенного искажения на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом и на уровне конкретных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для групп однотипных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и случаев раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Для этой цели аудитор:

а) выявляет риски в процессе ознакомления с деятельностью аудируемого лица и его средой, включая средства контроля, относящиеся к этим рискам, а также с группами однотипных операций, остатками по счетам бухгалтерского учета и случаями раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

б) устанавливает соответствие между выявленными рисками и тем, какая информация может быть искажена на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

в) рассматривает, не являются ли риски столь большими, чтобы привести к существенному искажению финансовой (бухгалтерской) отчетности.[1]

При планировании оценка надежности средств внутреннего контроля была установлена в размере 48% — Средняя.

Аудит доходов организации начинается с определения правильности

отнесения поступлений. Далее необходимо определить правильность порядка признания правильности прочих доходов. Согласно п.16 ПБУ 9/99 «Доходы организации» прочие поступления организации признаются в бухгалтерском учете в следующем порядке [2]:

поступления от продажи основных средств и иных активов, а также

проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, и доходы от участия в уставных капиталах других организаций (это не является предметом деятельности организации) — в порядке, аналогичном предусмотренному п.12 ПБУ 9/99 «Доходы организации». При этом для целей бухгалтерского учета проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора;

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также

возмещения причиненных организации убытков — в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником;

суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок

исковой давности истек, — в отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек;

суммы дооценки активов — в отчетном периоде, к которому относится

дата, по состоянию на которую произведена переоценка;

иные поступления — по мере образования (выявления).

Аудит прочих расходов организации начинается с определения правильности отнесения уплат. Далее необходимо определить правильность порядка признания правильности прочих расходов.

Прочие расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий (п.16 ПБУ 10/99 «Расходы организации») [3]:

расход производится в соответствии с конкретным договором,

требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

сумма расхода может быть определена;

имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции

произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

В соответствии со ст.13 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской финансовой отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, или индивидуального аудитора, о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица. [4]

Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями сформулированными ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской финансовой отчетности и формирования мнения о ее достоверности».

Данный Федеральный стандарт определяет требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения, а также к порядку формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. [5]

Аудиторское заключение должно иметь дату подписания, после которой в заключение не может быть внесено ни одного изменения, не оговоренного с экономическим субъектом. До этой даты должны быть завершены исследование и сбор аудиторских доказательств о событиях, предшествующих дате подписания аудиторского заключения.

В аудиторском заключении может быть выражено:

Не модифицированное мнение

Модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности

Не модифицированное мнение – аудитор выражает в том случае, когда он приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положения аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами отчетности.

Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом. Следует учитывать, что аудитор и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения.

Аудиторская фирма должна представить аудиторское заключение экономическому субъекту в сроки, согласованные с этим субъектом.

Проверяемая в данной статье организация ООО «Гвардейский» существует на протяжении нескольких лет. За весь период существования в организации проводилось две выборочные аудиторские проверки по основному виду деятельности (по итогам 2009г. и за 2010 г.), а также проверка кассовой дисциплины банком (за 2009 и 2010 гг.). Заключения немодифицированные, за исключением заключения банка за 2008 год (здесь заключение модифицированное, с незначительными нарушениями).

Отчетность по УСН успешно сдается на протяжении периода деятельности организации. Главный бухгалтер в организации не менялся.

Проведенная аудиторская проверка показала, какие из участков бухгалтерского учета велись некорректно, какие показатели рассчитаны неверно и что именно следует поправить в первую очередь, о чем будет заявлено в официальном отчете, получаемом от аудитора вместе с аудиторским заключением.

На основании протокола выявленных в ходе аудиторской проверки нарушений и ошибок, был составлен отчет с указанием ошибок и возможными вариантами исправления нарушений.

В качестве мероприятий по дальнейшему предотвращению подобных ошибок рекомендации следующие:

-повысить степень надежности системы внутреннего контроля;

-привести в порядок первичные документы;

-исправить ошибки в учетных регистрах.

Список использованной литературы

Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она

осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности: правило (стандарт) №8 (с изменениями от 19.11.2008г.) [Электронный ресурс]. – М., [2012]. – Режим доступа: Информационно-правовая справочная система «Консультант плюс»

Доходы организации: положение по бухгалтерскому учету 9/99

(утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999г. N 32 н) [Электронный ресурс]. – М., [2012]. – Режим доступа: Информационно-правовая справочная система «Консультант плюс»

Расходы организации: положение по бухгалтерскому учету 10/99

(утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999г. N 33 н) [Электронный ресурс]. – М., [2012]. – Режим доступа: Информационно-правовая справочная система «Консультант плюс»

Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008г. №

307-ФЗ (ред. От 01.07.2010г.) [Электронный ресурс]. – М., [2012]. – Режим доступа: Информационно-правовая справочная система «Консультант плюс»

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и

формирование мнения о ее достоверности: правило (стандарт) №1/2010 (Приказ Минфина РФ от 20.05.2010г. № 46н) [Электронный ресурс]. – М., [2012]. – Режим доступа: Информационно-правовая справочная система «Консультант плюс»

Как проводится обязательный аудит для ООО в 2018 году

Хозяйственная деятельность организации требует повышенного внимания к активам, ресурсам и денежному обороту. Для выявления ошибок применяется аудиторская проверка. Что в 2018 году являет собой обязательный аудит для ООО?

Для юридических лиц в России наиболее популярной организационно-правовой формой является общество с ограниченной ответственностью. Большая часть малого и среднего бизнеса регистрируется в качестве ООО.

Содержание

При этом предполагается соблюдение определенных требований, одним из которых является проведение аудиторских проверок. Как в 2018 году проводится обязательный аудит для ООО?

Что нужно знать ↑

ФЗ №307 от 30.12.1998 в ч.2 ст.5 обязует некоторые организации ежегодно проводить аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности.

Обязательному аудиту организация подлежит если это:

  • акционерное общество;
  • профессиональный участник рынка ценных бумаг;
  • страховая компания;
  • кредитная организация;
  • негосударственный пенсионный фонд либо его управляющая компания.

Прочие организации, кроме государственных и муниципальных учреждений, обязаны пройти аудит если:

Перечень организаций, для которых обязательный аудит является непреложным требованием, приведен в ч.1 ст.5 ФЗ №307.

Если аудит для организации обязателен вследствие организационно-правовой формы, то прочие показатели значения не имеют. Обязательный аудит ООО проводится в случаях, если превышены установленные суммы выручки и активов.

Определение

Понятие «аудита» применимо к разнообразным видам контроля. Но чаще всего данный термин подразумевает проверку бухгалтерской или финансовой отчетности внешними организациями.

Проверке подлежит соответствие документации действующим нормативам и правилам. В процессе проверки можно выявить свершенные ошибки, исправить неточности, привести в порядок бухгалтерию предприятия и наладить его экономику.

Обязательным аудитом именуется процесс подтверждения годовой финансовой отчетности, проводимый в силу закона в обязательном порядке.

Обязательные аудиторские проверки предусмотрены для организаций, годовая выручка которых превышает в пятьсот тысяч раз минимальный размер заработной платы.

Также обязателен аудит для организаций, организационная форма которых попадает под установленный законом перечень.

Обязательным аудитом можно считать и проверки, назначенные по решению суда, прокуратуры или органов дознания, когда аудит проводится в ходе расследования гражданского или уголовного дела.

Аудит ооо при усн

Свиридова Т. В.,
руководитель аудиторской фирмы, консультант по налогам и сборам, судебный эксперт

Обязательный аудит
бухгалтерской отчетности «упрощенца»

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит бухгалтерской отчетности. Применение УСН не освобождает организацию от аудита. Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Исчерпывающий список условий, при которых необходимо проводить обязательный аудит, приведен в ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Помимо этого, на сайте www.minfin.ru содержится полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих (Информационное сообщение Минфина России от 20 января 2016 г. № ИС-аудит-1).

В отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязательный аудит проводится, в частности, в следующих случаях:

  • организация является акционерным обществом;
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн руб.

Как правило, предприятия на «упрощенке» являются субъектами малого бизнеса и, соответственно, имеют право вести бухгалтерский учет в упрощенном виде и сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам, показатели в которых укрупнены.

Однако в соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерской учете» организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации, не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Таким образом, компаниям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, следует вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность в полном объеме.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Порядок упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для СМП описан в информационном письме Минфина России от 01.11.2012 № ПЗ-3/2012.

Требования к аудиторским организациям (аудиторам)

Как указано в ч. 2 ст. 1, ст.ст. 3, 4 Закона № 307-ФЗ, обязательный и инициативный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы. Исключение предусмотрено только в отношении организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации.

С 01.01.2010 аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проводить аудиторские проверки и оказывать сопутствующие аудиту услуги только в том случае, если она является членом саморегулируемой организации аудиторов (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 23 Закона № 307-ФЗ, информационное сообщение Минфина России от 01.01.2009).

Согласно требованиям, приведенным в ст. 8 Закона № 307-ФЗ, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе проводить проверку в случаях, если:

  • аудитор (его руководитель или должностные лица) является учредителем (участниками, акционерами) проверяемой организации;
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) занимает должность, ответственную за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководитель, бухгалтер);
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) состоит в близком родстве с должностными лицами, ответственными за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководителем, бухгалтером);
  • проверяемая организация является учредителем (участником, акционером) аудитора;
  • проверяемая организация является дочерним обществом учредителя (участника, акционера) аудитора;
  • у проверяемой организации и аудитора имеются общие учредители (участники, акционеры);
  • в течение трех лет, предшествующих аудиту, аудитор вел (восстанавливал) бухучет в проверяемой организации или составлял ее финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
  • проверяемая организация является страховой компанией, с которой аудитор заключил договор страхования ответственности.

Таким образом, при выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора) компания должна убедиться в том, что аудиторская организация (индивидуальный аудитор):

  • является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги;
  • является независимой.

Перед заключением договора с аудиторской организацией на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо запросить у нее документы, свидетельствующие о том, что аудиторская компания является членом саморегулируемой организации.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru

Принципы и процедуры проведения аудита

Доступ к полным текстам статей осуществляется по подписке. Несколько статей каждого номера находятся в открытом доступе. Также Вы можете получить один из номеров журнала бесплатно. Если Вам понравился наш журнал, информацию по подписке можно получить здесь . Вот список подписок, которые позволяют читать эту статью:

Можно ли учесть в расходах при УСН (15%) консультации аудиторов?

Коллеги, наша компания на УСН (15%), мы получаем консультации аудиторов, касаемых бухгалтерского учета МСФО.

Можно ли отнести такие консультации на расходы при УСН, на основании пп. 15 п. 1 ст 346.16 НК РФ?

Цитата (tokareva89): компания на УСН (15%), мы получаем консультации аудиторов, касаемых бухгалтерского учета МСФО.

Можно ли отнести такие консультации на расходы при УСН, на основании пп. 15 п. 1 ст 346.16 НК РФ?

Можно, если это экономически обоснованно.

Цитата (ст. 346.16 НК РФ): 2. Расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса.
Расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9 — 21, 34 пункта 1 настоящей статьи, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 265 и 269 настоящего Кодекса.

Имею ли я основание списать как аудиторские услуги, сопутствующие аудиторские услуги ?
И являются ли сопутствующими консультационные услуги аудиторов?

tokareva89, добрый день.

Для начала определение «аудиторские услуги»

Цитата (Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016) ст. 1): 7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги , в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование ;
2) налоговое консультирование , постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

Критерии обязательного аудита для ООО в 2018 году

Регулирование деятельности российского бизнеса все больше приближается к международным стандартам, что связано и с притоком иностранных инвестиций, и с выходом российских компании на внешние рынки капитала.

Для эффективного взаимодействия с российскими и иностранными партнерами в России на 2018 год были введены международные стандарты аудита, которые серьезно повлияли на сложившуюся практику проведения проверок.

Требования к проведению аудита для обществ с ограниченной ответственностью распространяются не на все компании, а только на юридические лица, попадающие под определенные критерии. Связано это с тем, что большинство ООО, относящихся к малому и среднему бизнесу, имеют небольшие финансовые обороты, не выводят свои акции или облигации на рынок ценных бумаг, публикуя проспект эмиссии, не привлекают деньги частных лиц. Следовательно, необходимости дополнительной проверки достоверности их отчетности не возникает.

Основные критерии для проверки

Обязательный аудит должны проходить компании, чья деятельность затрагивает интересы множества третьих лиц или имеющих достаточно высокие финансовые показатели. Эти критерии устанавливаются законодательством об аудиторской деятельности и иногда меняются в части повышения пороговых значений выручки и валюты баланса.

Требования для ООО делятся на две группы: по видам деятельности и иным схожим характеристикам и по финансовым показателям. По этим признакам можно выделить ООО, которые являются субъектами обязательного аудита. Акционерные общества в форме ПАО, чьи акции распространяются по публичной подписке, проверяются в любом случае вне зависимости от соответствия иным критериям.

Закон устанавливает следующие группы обществ с ограниченной ответственностью, для которых аудит годовой отчетности является обязательным:

  1. По видам деятельности – аудит обязаны проводить банки, страховые компании, пенсионные фонды, холдинговые компании, которые готовят консолидированную отчетность по холдингу и публикуют ее, компании, чьи облигации обращаются на организованном рынке ценных бумаг.
  2. По финансовым показателям эти требования распространяются на предприятия с объемом выручки, превышающим 400 миллионов рублей, а также если валюта актива баланса превышает 60 миллионов рублей.

Цели и задачи

Согласно новым стандартам целями и задачами обязательного аудита в 2018 году станут не только стандартные проверка достоверности бухгалтерской отчетности и выявление ошибок, возникающих при ведении учета, но и анализ бизнеса. Первые две задачи сохраняются в полном объеме и несколько расширяются, так на плечи внешних аудиторов ложится и обязанность проверять работу внутренних.

Задача бизнес-анализа состоит в выявление рисков, факторов, из-за которых появляются препятствия при развитии деятельности компании, и разработка рекомендаций по такому изменению финансово-хозяйственной деятельности, которая поможет устранить эти риски.

При том, что заключение с этого года подлежит обязательной публикации, его бизнес-часть должна быть выполнена максимально корректно и взвешенно, нельзя допускать неверной трактовки тех или иных фактов хозяйственной жизни.

Законодательство

Кроме основных законов регулируется обязательный аудит по нормам Приказом Минфина №192н, вышедшим 24 октября 2016 года. Им введено в силу 30 международных стандартов аудита.

Также чуть позже был принят Приказ №203н, который утвердил еще 18 стандартов. Среди наиболее значимых изменений:

  • внедрение принципов поэтапного аудита;
  • введение понятия аудиторских доказательств;
  • изменение формы заключения, вместо стандартного отчета предлагается расширенный документ с анализом деятельности организации, рисков бизнеса и других вопросов;
  • подготовка модифицированного заключения;
  • аудиторское заключение, выполненное для организаций, для которых требуется обязательный аудит, должно публиковаться.

Ответственность аудиторских организаций с введением новых стандартов усилилась, увеличится и конкуренция, так как публикация отчетов даст возможность всем желающим ознакомиться с качеством работы аудиторов до заключения договоров.

Серьезное влияние на работу аудиторов оказала отмена с 2018 года положений об аудиторской тайне. Согласно ему на сотрудников аудиторских компаний возложена обязанность сообщения в органы финансового мониторинга о так называемых «странных» операциях клиентов.

Изменения в стоимости

Новые стандарты существенно увеличили трудоемкость работы проверяющих отчетность специалистов. Серьезно измененные требования, необходимость заполнения дополнительных таблиц увеличили трудозатраты специалистов на 30-40%, пропорционально должна была увеличиться и цена на эти услуги.

В любом случае, стоимость услуг аудитора должна быть утверждена участниками общества, поэтому при вынесении вопроса об обязательном аудите на собрание участников цена должна быть определена.

Аудиторская проверка и ее суть не претерпели каких-либо изменений. Стандартно проверяется правильность ведения бухгалтерского учета на основании документов по определенной выборке, сплошной аудит не проводится. Но существенно увеличился объем предоставляемой информации, а значит, и нагрузка на бухгалтера.

Кроме того, необходимость анализа бизнеса вынуждает принимать участие в проверке и руководство предприятия, от которого потребуются комментарии к тем или иным рискам в деятельности. На самих аудиторов стандартами возлагается обязанность об информировании руководства о недочетах в работе систем внутреннего аудита.

Аудитор должен быть определен на собрании участников. К проверке он приступает по мере готовности отчетности, но до ее сдачи. Таким образом основная работа на аудитора придется на март – для бухгалтерской отчетности, на июнь – для налоговой.

С учетом существенного усложнения требований лучше не рисковать и приступать к проверке как можно раньше, велик риск не успеть подготовить отчет, что может привести к различным санкциям.

Результатом проверки станет составление заключения, серьезно отличающегося от ранее принятых форм. Сборник рекомендуемых форм заключений утвержден Минфином, в нем приведены рекомендации для обычных и специальных заключений, которые формируются по итогам проверки консолидированной отчетности.

Санкции и штрафы

Может ли организация быть наказана за непроведение обязательной аудиторской проверки? Да, но санкции последуют не напрямую. Прежде всего, ей будет отказано в принятии годовой бухгалтерской отчетности. Такая несдача привет к возложению на нее административной ответственности.

Также может быть установлен факт грубого нарушения правил ведения бухгалтерской отчетности, что приведет к административному штрафу в размере до 20000 рублей. Небольшие штрафы могут быть наложены за непредоставление заключения вместе с отчетностью и органами статистики.

По сравнению с предыдущими периодами почти ничего не изменилось, за исключением требований о включении данных об обязательности аудита в Единый государственный реестр согласно закону 129-ФЗ и требований об обязательной публикации результатов аудита.

Неисполнение этого требования может стать основанием для привлечения к административной ответственности, руководитель может быть дисквалифицирован или подвергнут штрафу до 50000 рублей (п. 6, 7, 8 ст. 14.2 КоАП).

Санкции, накладываемые на самих аудиторов, ужесточились. За недостоверность заключения они могут подвергнуться санкциям согласно КоАП, а также предполагается ввести уголовную ответственность, если подготовка некачественного отчета привела к существенным убыткам. Закон об уголовной ответственности пока находится на рассмотрении.

Изменения в порядке проведения проверки, с одной стороны, носят позитивный характер, повышая прозрачность работы предприятий и доверие к ним инвесторов и партнеров, с другой стороны, раскрытие дополнительной информации, которая перестала быть налоговой тайной, может привести к повышению стоимости банковских кредитов ввиду публичности некоторых рисков. Но в конечном итоге анализ документации по новым правилам должен пойти на пользу бизнесу.

Зачем нужен аудит? Подробности — в данном видео.

Аудиторское заключение при УСН

Организации, применяющие упрощенную систему и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям, должны определять чистую прибыль и стоимость чистых активов в соответствии с правилами бухучета. Такое мнение высказал Минфин России в письме от 11.03.2004 № 04-02-05/3/19.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ
О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона
3. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
(п. 3 введен Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ)

В сответсвии с тем же законом 129-ФЗ

Статья 13. Состав бухгалтерской отчетности

1. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
2. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
(в ред. Федерального закона от 23.07.1998 N 123-ФЗ)
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.

Таким образом, в соответствии с законодательством бухгалтерский учет Вы не ведете, Бухгалтерскую отчетность Вы не готовите, следовательно аудиторы могут подтвердить только данные, указанные в деклариции по УСНО.

1) Любопытная статья на этом же сайте:
Что будет с бухучетом
Минфин подготовил проект нового закона «О бухгалтерском учете». Интересных новшеств несколько.

По словам разработчиков документа, новый закон должен вступить в силу уже во втором полугодии этого года. Сейчас окончательный вариант проекта находится на согласовании в правительстве.

«Упрощенка» в пролете

Первое нововведение добавит проблем фирмам, которые работают по упрощенной системе. Теперь они будут обязаны вести бух-учет и сдавать бухгалтерскую отчетность на общих основаниях. Видимо, проанализировав годовые итоги работы спецрежима, чиновники решили, что освобождение от этой традиции было ошибкой.

К счастью, многие бухгалтеры все равно не пользовались своей льготой и продолжали вести все бухгалтерские записи. Соответственно никаких сложностей с возвращением на бухучет у них не возникнет.

А вот тем, кто поверил в эксперимент и поспешил распрощаться с проводками, теперь придется все восстанавливать. Ситуация усугубляется тем, что ни один нормативный документ не разъясняет, как это сделать. На практике бухгалтер может пойти одним из двух путей:

1) на основании первичных документов сформировать все проводки за время работы на «упрощенке». Этот способ самый надежный, но и самый трудоемкий. Выбирать его имеет смысл только фирмам с небольшим количеством операций;

2) восстановить сальдо по отдельным счетам. Для этого можно провести инвентаризацию имущества, сверить расчеты с контрагентами и т. д. Делать это лучше на начало квартала, когда остатки по многим счетам должны быть нулевыми (например, по счетам 20, 26, 44, 90, 91, 99 и др.). Недостаток этого способа – большая вероятность возникновения погрешностей, которые в итоге помешают свести баланс.
и т.д.

2) Освобождение от обязанности (ведение бухучета) не есть лишения права. В Вашем случае приоритет следует отдавать Вашей учетной политикой, т.к. Вы имеете право выбора — либо воспользоваться освобождением, либо нет.
3) По закону об АО — обязаны вести бухучет.

В моей практики были предприятия, работающие на упрощенке и ведущие бухучет, и к заключению я прикладывала не декларацию, а бухгалтерскую отчетность. Ведь подтверждала-то я наличие активов, реальность обязательств и т.п., а не правильность исчисления Единого налога. Боюсь, с декларацией меня бы заказчики не поняли — особенно когда речь идет о предпродажном аудите.