Административные правонарушения несовершеннолетних курсовая

Административное правонарушение и административная ответственность

Главная > Реферат >Государство и право

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра Государства и права

«Административное правонарушение и административная ответственность»

Выполнил_____________ студент гр. 721071 Аверьянова А.Ю

Проверил______________ Берестнев М.А.

Понятие административного правонарушения

Состав административного правонарушения.

2.1 Понятие и признаки административной ответственности

2.2 Цели, функции и стадии административной ответственности

2.3 Принципы ад­министративной ответственности

2.4 Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Презумпция невиновности.

Список источников и литературы

Представление об административной ответственности и административном правонарушении является основой для рассмотрения всей проблематики административной юрисдикции. Знание о юридической ответственности и административных правонарушениях имеют как теоретическое, методологическое значение для понимания последующего учебного материала, так и практически-прикладное значение, как основа рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Среди различных юридических способов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.

Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, — административное правонарушение. Так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. В литературе они называются административно- дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в «чистом» виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение.

Понятие административного правонарушения

Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета. Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например,невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователямимер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те жеобязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием(например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административной могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога —нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.

Виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов. Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения, признается только то деяние, за которое законодательство предусмотрена административная ответственность. С одной стороны, административное правонарушение — основа административной ответственности, с другой, такая ответственность признак административного правонарушения, определяющий юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т.д. (например, расточительное расходование электрической и тепловой энергии и т.д.).

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения» что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Состав административного правонарушения.

Понятие состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.

В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, но его содержанием обосновывается правомерность и сущность такого понятия. Состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различные. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за это административной ответственности.

Объективная сторона заключается в действии или бездействии запрещенном административным правом. Как уже отмечалось действие или бездействие может посягать на конкретные общественные, отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или действия — неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

Законодательство об административных правонарушениях в прямой форме фиксирует именно эти элементы содержания объективной стороны административного правонарушения.

Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.

Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение однородного правонарушения, за которое оно уже подвергался административному взысканию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое, а не несколько правонарушений.

Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнение обязанностей, возложенных виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым » зависимо от продолжительности действия или бездействия.

Длящееся административное правонарушение следует отличать продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, им может быть изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения, если оно совершено неоднократно.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ субъектами административного правонарушения признаются: а) физические лица;

б) юридические лица

Среди физических лиц различаются: а) граждане; б) другие, весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям.

Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания для административной ответственности, для других — ограничение применения ее мер.

К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Так, должностные лица в качестве таковых признаются субъектами административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

Ко второй группе относятся военнослужащие срочной службы, беременные женщины, имеющие детей до 12-летнего возраста, инвалиды II и I групп, несовершеннолетние. Так, к военнослужащим срочной службы не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам не может применяться арест и т.п. Кодекс об административных правонарушениях РФ в общей форме определяет, что административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста ст.ст. 2.3, 2.8.

Несовершеннолетние как субъект административной ответственности

Главная > Реферат >Государство и право

Особенности административной ответственности

Особенности производства по делам об

административных правонарушениях несовершеннолетних …. 9

Список используемой литературы ……………………………………..14

Воспитание граждан, защита их прав и законных интересов являются важной задачей и непременным долгом общества. Особое значение для Российской Федерации, имеет в этом плане забота о подрастающем поколении. Объясняется это тем, что предупредительная деятельность правоохранительных и иных органов, родителей или лиц их заменяющих, должностных лиц позволяет предотвратить преступления и рецидивную преступность несовершеннолетних на ранних стадиях. Некоторые исследователи считают, что особенности отклонений в психологии несовершеннолетних правонарушителей возникают как результат отрицательных влияний социальной среды, обуславливаются в частности, недостатками воспитательной работы, дефектами всего процесса формирования личности, деформацией правовой психологии. Повышенное внимание к несовершеннолетним объясняется также и тем, что их личность недостаточно сформирована и требует особого внимания и наказания.

В России ежегодно привлекаются к административной ответственности десятки миллионов граждан, среди которых немалую долю составляют граждане, не достигшие 18 лет.

Целью данной работы является изучение и обобщение материала, посвященного проблемам административной ответственности несовершеннолетних.

Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечении к административной ответственности несовершеннолетних, за совершенные ими проступки.

Предмет исследования: правовые нормы, регулирующие основания и порядок привлечения, несовершеннолетних к административной ответственности.

1.Особенности административной ответственности несовершеннолетних

Административная ответственность несовершеннолетних — это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, не являющемуся совершеннолетним. 1 Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер 2 .

Правовое регулирование общественных отношений связанных с привлечением несовершеннолетних к административной ответственности осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г., которая является фундаментом всего российского законодательства, определяя его основы, принципы, структуру.

2. Кодекс об административных правонарушения. В соответствии со ст.1.1 КоАП законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Законодательство субъектов Российской Федерации. За пределами ведения Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют самостоятельное правовое регулирование в сфере борьбы с административными правонарушениями, которое строится по двум основным направлениям — это самостоятельное определение видов административных правонарушений, посягающих на общественные отношения и полномочия, урегулированные региональным законодательством, а также определение основ компетенции муниципальных органов власти в борьбе с административными правонарушениями. При этом принимаемые ими в данной сфере законы не должны противоречить регулирующим те же общественные отношения федеральным законам, а также вторгаться в сферы, регулируемые в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами Российской Федерации ведения (ст.ст. 71, 72 Конституции РФ), если поданному вопросу был издан федеральный закон.

Например, в Волгоградской области действует закон о защите прав несовершеннолетних от 27 июля 2006г.. Постановление главы Волгоградской области от 14 ноября 2003г. «о комиссиях несовершеннолетних и защите их прав».

4. «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних», (утв. указом Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г.) (с изменениями от 25 февраля 1993 г.) Она применяется в части не противоречащей современному законодательству.

Это основные нормативно-правовые акты осуществляющие регулирование в данной сфере, существует конечно и ряд других. Итак, Административная ответственность несовершеннолетних -это форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний. Административная ответственность несовершеннолетних имеет довольно широкое правовое регулирование в нашей стране.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних ст. 2.3 КоАП РФ. За ряд проступков к ответственности привлекаются только лица, достигшие 18 лет (ст. 163 КоАП РСФСР и др.).

Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет следующие особенности:

* Дела об административных проступках несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, передаются на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних (ст. 14, 201 КоАП РСФСР)

* Административная ответственность родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим. Административную ответственность родителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве — к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике — к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Таким образом, когда в создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность.

* В отношении несовершеннолетних действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Именно комиссиям по делам несовершеннолетних и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Но в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ делается следующее исключение: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

* Необходимо отметить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют, прежде всего, цель — восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено, прежде всего, этим целям. Это, конечно, не означает, что административное наказание помимо цели исправления, заключающегося в выработке у подростка стойкого неприятия всего, что связано с антиобщественной деятельностью, а тем более неправомерным поведением, не преследует чисто воспитательных целей, например привития уважительного отношения к личности другого человека, к результатам его труда и т.п.

* КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП).

* К несовершеннолетним не применяется административный арест. А с другой стороны, комиссии по делам несовершеннолетних могут применять к ним следующие меры воздействия воспитательного характера. 3 : обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; вынести предупреждение; объявить выговор или строгий выговор; передать под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей; направить в специальное лечебно-воспитательное учреждение; поместить несовершеннолетнего, достигшего одиннадцатилетнего возраста, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (специальная школа, специальное профессионально-техническое училище). Указанную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может назначить также условно с годичным испытательным сроком.

* Несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим ответственность.

Таким образом, привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет ряд ключевых особенностей, определенных статусом и положением несовершеннолетних в обществе, отношением законодателя к ним. В ряде случаев к ответственности за них привлекаются их законные представители: опекуны, попечители.

2. Особенности производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних.

В соответствии с федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних и по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних, а также оказывают в этих целях необходимое содействие подразделениям по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности, центрам временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ОВД, подразделениям криминальной милиции ОВД, а также другим подразделениям ОВД, осуществляющим меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) среди специализированных служб ОВД выполняют значительный объем функций по предупреждению правонарушений подростков. В этом вопросе им отведено центральное место.

Несовершеннолетние достигшие возраста 16 лет, а также несовершеннолетние, находящиеся в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, доставляются в дежурную часть, где необходимо установить:

— установить данные, характеризующие его личность, сведения о родителях или законных представителях, условиях воспитания;

— выяснить обстоятельства совершения правонарушения или обнаружения заблудившегося, подкинутого ребенка;

— оформить материалы, необходимые для привлечения доставленных к административной ответственности;

— несовершеннолетнего, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии наркотического опьянения либо потребил наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, по возможности в установленном порядке направить на медицинское освидетельствование;

— передать в установленном порядке доставленного несовершеннолетнего родителям или законным представителям, должностным лицам образовательных учреждений, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения.

О передаче несовершеннолетнего делается отметка в протоколе административного задержания и книге учета лиц, доставленных в дежурную часть, с указанием времени передачи и лица, которому передан несовершеннолетний;

— направить в лечебные учреждения органов здравоохранения подростков, находящихся в состоянии наркотического опьянения либо одурманивания или в тяжелой степени алкогольного опьянения, а также в случае необходимости несовершеннолетних, имеющих телесные повреждения.

В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних КоАП определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Главными задачами комиссий по делам несовершеннолетних являются организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, устройство и охрана прав несовершеннолетних, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации и специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях.

Материалы о правонарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской), районной в городе комиссией, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение:

а) рассмотреть дело на заседании комиссии;

б) произвести дополнительную проверку материалов дела.

в) принять меры воздействия в отношении несовершеннолетнего до рассмотрения дела на заседании комиссии;

г) передать материалы о малозначительных правонарушениях общественным организациям по месту учебы или работы несовершеннолетнего, если этим может быть достигнуто воспитательное воздействие на нарушителя.

До рассмотрения комиссией дела о правонарушении несовершеннолетний может быть отдан под присмотр родителей или лиц, их заменяющих, а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, под надзор администрации этого учреждения.

Если возникает сомнение в психической полноценности несовершеннолетнего, дело о котором должно рассматриваться, он подлежит направлению на медицинское обследование.

При подготовке и рассмотрении дел комиссия по делам несовершеннолетних должна точно установить возраст, занятие, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, факт правонарушения и данные, подтверждающие его совершение, имелись ли взрослые подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия.

Комиссия по делам несовершеннолетних обязана выявлять причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений несовершеннолетним, и принимать меры к их устранению.

Комиссия по делам несовершеннолетних может истребовать необходимые сведения и документы, а также вызывать должностных лиц и граждан для получения от них объяснений по вопросам, рассматриваемым комиссией.

При неявке по вызову комиссии должностных лиц и граждан без уважительных причин комиссия может отложить рассмотрение дела и принять меры к их явке через администрацию, общественные организации по месту их работы или учебы. В случае отказа несовершеннолетнего, дело о котором рассматривается, а также его родителей или лиц, их заменяющих, от явки на комиссию без уважительных причин, они могут быть доставлены через органы внутренних дел (милицию).

Признав дело подготовленным, председатель, заместитель председателя или член комиссии по делам несовершеннолетних, которому это поручено, до рассмотрения дела знакомит несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей воспитательных учреждений, со всеми материалами, устанавливает, кто должен быть вызван на заседание комиссии, и назначает время и место рассмотрения дела. О дне заседания комиссии извещается прокурор.

Заседание комиссии по делам несовершеннолетних является правомочным при наличии не менее половины ее состава.

На заседании комиссии по делам несовершеннолетних обязательно присутствие несовершеннолетнего, дело о котором рассматривается, а также родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей воспитательных учреждений.

Комиссия вправе удалить несовершеннолетнего с заседания на время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него.

Комиссия по делам несовершеннолетних рассматривает собранные по делу материалы, выслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, потерпевшего, свидетелей и после всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела принимает соответствующее решение.

На заседании комиссии составляется протокол с указанием даты и места заседания, содержания рассматриваемого дела, сведений о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, и краткой записью их объяснений, других данных, относящихся к делу, а также сведений об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования. Протокол подписывается председательствующим и секретарем.

Комиссия по делам несовершеннолетних может проводить выездные заседания по месту работы или жительства лиц, дела о которых рассматриваются.

Постановления комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.

Постановление комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано. В постановлении о применении меры воздействия указываются: наименование комиссии; дата рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, и принятое по делу решение.

Постановление подписывается председательствующим и секретарем и оглашается вслед за его принятием.

О принятом постановлении комиссия, как правило, сообщает общественным организациям по месту работы, учебы или жительства несовершеннолетнего правонарушителя, а также по месту работы или жительства его родителей или лиц, их заменяющих.

Таким образом, привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет ряд ключевых особенностей, определенных статусом и положением несовершеннолетних в обществе, отношением законодателя к ним. В ряде случаев к ответственности за них привлекаются их законные представители: опекуны, попечители.

Подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) среди специализированных служб ОВД играют первостепенную роль по предупреждению правонарушений подростков и производству по делам об административных правонарушений подростков.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних отнесено к компетенции комиссии по делам о несовершеннолетних, которая имеет широкий круг полномочий в данном вопросе. Порядок рассмотрения дела в принципе схож с рассмотрением дела совершеннолетних, однако включает ряд особенностей: обязательно присутствие несовершеннолетнего, дело о котором рассматривается, а также родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей воспитательных учреждений; комиссия должна точно установить возраст, занятие, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, факт правонарушения и данные, подтверждающие его совершение, имелись ли взрослые подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия.

Список используемой литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г.

2. «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних», (утв. указом Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г.) .

Учебная и научная литература

1. Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие — М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — С.15..

2. Ювенальное право: Учебник для вузов (под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова). — «Юстицинформ», 2005 г..

3. Административное право «Учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

4. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. — М.: «Юринформцентр», 2001.

5. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М., 2000.

1 Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие — М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — С.15..

2 Ювенальное право: Учебник для вузов (под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова). — «Юстицинформ», 2005 г..

3 Административное право «Учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2002

Административная ответственность несовершеннолетних

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

по Административному праву

Административная ответственность несовершеннолетних

1. Административная ответственность несовершеннолетних: понятие, основные черты. Виды административных взысканий применяемых к несовершеннолетним

2. Лишение специального права, предоставленного гражданину как мера административного взыскания

1. Административная ответственность несовершеннолетних: понятие, основные черты. Виды административных взысканий применяемых к несовершеннолетним

Административная ответственность – это применение судей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством мер административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами субъектов РФ, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание.

Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, не нарушая при этом права и свободы других лиц. Однако такое регулирование не исключает возможности установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста. Норма данной статьи Кодекса корреспондируется с нормами уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает, что, к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста. За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут ответственность в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора, с лицами, достигшими 16 лет. Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений. Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и, в первую очередь, уточнить его возраст. Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело, требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы, постановления и определения по делу. Не достижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет его к прекращению.

Новый Кодекс сохраняет провозглашенный КоАП РСФСР принцип рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, основной задачей которых является защита прав несовершеннолетних. КоАП РФ относит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите в случае совершения ими правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к нарушителям, достигшим шестнадцатилетнего возраста, наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет). Меры административного взыскания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием, сообщить о поведении подростка его семье.

Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ, допускает возможность освобождения лица, совершившего правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и называемые мерами воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного характера, а также штраф). Обычно административному штрафу, за административные правонарушения своих несовершеннолетних детей, подвергаются родители или лица их замещающие. Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест; несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение — отягчающее обстоятельство. Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя и профилактику правонарушений. Как было сказано выше к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест, но может применяться административное задержание. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Такое кратковременное ограничение свободы может применяться к несовершеннолетнему в том случае, если составление протокола об административном правонарушении обязательно, а на месте совершения данного административного правонарушения отсутствует возможность составить такой протокол. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц. В случае административного задержания несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или законные представители. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. Законные представители извещаются о месте и времени рассмотрения данного дела. Если законный представитель по каким-либо причинам не явился, в этом случае применяется привод законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности. Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. В остальных случаях при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет законные представители могут не присутствовать. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Лишение специального права, предоставленного гражданину как мера административного взыскания

Административное наказание – это мера юридической ответственности, назначаемая государством или от имени государства за совершенное административное правонарушение, которое применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом. Федеральным законодательством установлен исчерпывающий перечень видов административных наказаний. Одним из видов административного наказания является лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Этот вид наказания может устанавливаться, и применятся только в качестве основного административного взыскания. Административное наказание в виде лишения физического лица специального права заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом. К специальным правам относятся право управления транспортным средством, трактором, самоходной машиной или другими видами техники; право управления судном (в том числе маломерным); право на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; право охоты.

Лишение права управления транспортным средством, трактором, самоходной машиной или другими видами техники, а также воздушным судном или морским судном (в т.ч. маломерным) может применяться за:

нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего – на срок от 3 до 6 месяцев;

управление транспортным средством в состоянии опьянения, или передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, а также невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения – на срок 1 год;

превышение установленной скорости движения транспортного средства более 60 километров в час, выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено ПДД – на срок от 2 до 4 месяцев;

пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановку или стоянку на железнодорожном переезде – на срок от 3 до 6 месяцев;

непредставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов – на срок от 1 до 3 месяцев;

оставление водителем в нарушение ПДД места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся – на срок от 6 месяцев до 1 года;

нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов – на срок до 1 года;

нарушение лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков – на срок до 1 года;

превышение лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости. Несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков – на срок до 6 месяцев;

управление судном (в том числе маломерным) лицом, находящимися в состоянии опьянения, передачу управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, а также уклонение лица, управляющего судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения – на срок от 1 года до 2 лет;

нарушение судоводителем правил погрузки и разгрузки судов, в том числе маломерных – срок до 1 года.

Лишение права охоты применяется за нарушение правил охоты – на срок до 2 лет.

На сегодняшний день, в статьях Особенной части Кодекса не предусмотрена ответственность в виде лишения права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Исполнение постановления о лишении права:

управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники, осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники;

охоты, осуществляется путем изъятия охотничьего билета;

на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, осуществляется путем изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;

Минимальный срок лишения специального права не может быть менее одного месяца, а максимальный срок лишения специального права не может превышать два года.

Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления постановления о назначении данного вида наказания в законную силу. Течение срока прерывается в случае, когда привлеченное к административной ответственности лицо уклоняется от сдачи соответствующего удостоверения или иных документов. Это может заключаться в сокрытии указанных документов, а также в сокрытии самого лица.

В таком случае течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи привлеченным к ответственности лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения или иных документов.

Возможна ситуация, когда лицо, лишенное специального права, вновь совершает правонарушение, за которое оно снова привлекается к административной ответственности в виде лишения того же специального права. В этом случае течение срока вновь назначенного лишения специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, которое было применено ранее. Таким образом, после окончания исполнения постановления о ранее назначенном наказании фактически начинается исполнение вновь назначенного наказания в виде лишения одного и того же специального права.

По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату.

Осуществляя торговлю картофелем на рынке, Р. попросила свою знакомую С. посмотреть за товаром и при возможности осуществлять торговлю, в то время, пока Р. заберет своего 4-летнего сына из детского сада. За время осуществления торговли картофелем вместо Р., С. произвела обсчет одного покупателя на сумму 5 рублей, другого покупателя – на сумму 3 рубля 31 копейка и была задержана сотрудниками милиции. Доверяя С. осуществлять продажу картофеля, Р. никаких документов на товар не имела, о чем С. не знала.

1. Квалифицируйте деяния С. и Р.

2. К какому виду ответственности должны быть привлечены С., и Р., за повторное совершение аналогичных деяний в течение 1 года.

Квалифицируйте деяния С. и Р.

Деяния Р. можно квалифицировать по нескольким статьям.

Из условия задачи, не ясно является ли Р. индивидуальным предпринимателем или нет. Под предпринимательской деятельностью (предпринимательством) понимается, самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица, так и граждане — индивидуальные предприниматели. Как мы видим из вышеупомянутого определения, такое право наступает только после государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Если же она все-таки является индивидуальным предпринимателем, то вышеупомянутое наложение административного штрафа можно исключить. Следуем дальше. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой.

Исходя, опять же, из условия: …«Доверяя С. осуществлять продажу картофеля, Р. никаких документов на товар не имела»… Значит, продажа товаров с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия, удостоверяющего безопасность такого товара (картофеля) для жизни и здоровья людей – это подходящая статья для привлечения к административной ответственности. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. Согласно этому к Р. может быть применено и положение части 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Данное положение звучит так: «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда». Объективную сторону данного административного правонарушения, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя. Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с прямым умыслом, так и по неосторожности. В то же время следует обратить внимание на 4-летнего сына Р., по этому поводу КоАП говорит вот, что: «совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка» – это обстоятельство признается смягчающим административную ответственность. Малолетними в соответствии со ст. 28 ГК РФ признаются несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет. На этом в принципе все, что касается Р. Что же касается С., то к ней применимы все те же виды статей административного кодекса, что и к Р. Сюда можно еще добавить и статью 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей». Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

К какому виду ответственности должны быть привлечены С., и Р., за повторное совершение аналогичных деяний в течение 1 года?

По общему правилу назначения административного наказания, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ (1 год) – является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, признается отягчающим обстоятельством. Оно свидетельствует об устойчивой противоправной установке нарушителя, в отношении которого не оказало своего воспитательного и предупредительного воздействия административное наказание, назначенное за первое правонарушение. Отягчающим обстоятельством повторное административное правонарушение должно быть признано, если:

лицо, ранее подвергавшееся административному наказанию, вновь совершает административные правонарушения;

правонарушение совершено лицом, к которому за первое однородное правонарушение было применено административное наказание;

не истек годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

2. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – 2-е изд., переработан и дополнен – М. Юрист, 2004.

3. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. / Под редакцией профессора Туманова Г.А. – М. Юрист, 1997.

4. Четвериков В.С. Административное право. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.