Административная и судебная власть

Административная и судебная власть

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Понятие судебной власти

Судебная власть — в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел в порядке, установленном процессуальным законом, а иног- да также полномочий по обязательному толкованию норм права (например, Верховный суд США), нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в англосаксонских странах), контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других второстепенных полномочий (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т. п.), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеуказанные полномочия.

Полномочия судебной власти подразделяются на основные (исключительные) — по осуществлению правосудия — и вспомогательные.

Правосудие — форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и т. д. Правосудие осуществляется судом в установленном процессуальном порядке.

Конституционными принципами правосудия являются: 1) осуществление правосудия только судом; 2) разбирательство дел во всех судах.

Судоустройство — 1) совокупность норм, устанавливающих задачи, принципы организации и деятельности, структуру и компетенцию судов; 2) система судебных учреждений.

Сущность и функции судебной власти

В соответствии с принципом разделения властей ни законодательная. ни исполнительная власть не могут вмешиваться в судебную деятельность. В Конституции Австрии говорится: «Юстиция отделена от управления на всех уровнях».

Судебной власти и ее органам свойственны специфические черты.

Во-первых, судебная власть выполняет только ей присущую функцию — функцию правосудия, которую не могут выполнять никакие другие органы. В Основном законе ФРГ (ст. 92) зафиксировано: «Судебная власть вверяется судьям». Конституция Греции (ч. 3 ст. 26) отмечает: «Судебные функции осуществляются судами, решения которых исполняются от имени греческого народа».

Во-вторых, судебная власть реализуется в особой, установленной законом процессуальной форме, в ходе судебного процесса, опирающегося на неуклонное соблюдение специальной узаконенной процедуры, нарушение которой влечет за собой отмену решения суда. В-третьих, судебную систему составляет не только ее высший орган, но и вся система органов этой власти. Они решают судебные споры самостоятельно, независимо, руководствуясь только законом и правосознанием. «Основной закон» ФРГ (ч. 1 ст. 97) гласит: «Судьи независимы и подчиняются только закону».

Осуществление правосудия — главная и основная, но не единственная функция судебной власти. В ее рамках: •

проводится контроль (надзор) за законностью и обоснованностью принятия органами дознания и следствия мер процессуального принуждения (арест, обыск и др.); •

дается толкование правовых норм; •

официально удостоверяются имеющие юридическое значение факты (например, фактические брачные отношения, родство, признание умершим или безвестно отсутствующим и т. д.); •

судебный надзор за решениями судов и др.

Деятельность судов по разрешению правовых споров называется юрисдикционной, а предметные и пространственные рамки этой деятельности — юрисдикцией (от лат. «jurisdictio» — судебное разбирательство, судебный округ).

Совокупность судов и их деятельность обычно именуются юстицией (от лат. «justitia» — справедливость).

Понятие и виды судов

Суд — в современных демократических государствах — это орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке.

Суды делятся на обычные и чрезвычайные. Создание последних прямо запрещается почти всеми современными конституциями.

Обычные суды подразделяются на суды общей компетенции и специализированные — военные (в РФ называются военными трибуналами), арбитражные (торговые, хозяйственные), таможенные, налоговые (финансовые), по трудовым спорам и т. д.

Особыми разновидностями судов являются конституционные и административные суды.

В отдельных странах существуют также религиозные суды (например, суд шариата в мусульманских государствах — Иране, Пакистане, Судане и т.

В государствах с федеративным устройством суды делятся на федеральные и суды субъектов федерации.

Суды также подразделяются по инстанциям — первой инстанции, апелляционные, кассационные, по территориальному уровню — например, районные (городские), окружные и верховные.

К специальным судам относятся суды административной юстиции.

Административная юстиция — особый порядок разрешения административно-правовых споров, при котором судебные или иные государственные органы рассматривают жалобы на действия органов государственного управления и выносят обязывающие эти органы решения.

В некоторых зарубежных государствах функции административной юстиции осуществляют либо общие суды (США, Великобритания и др.), либо специальные административные суды (Франция, ФРГ, Швейцария и др.). Во Франции, например, имеется система административных судов — административные трибуналы, а высшим органом административной юстиции является Государственный совет Франции, возглавляемый министром юстиции. Административные трибуналы рассматривают дела о превышении органами управления их компетенции, о нарушении установленных для них форм деятельности, о превышении власти должностными лицами, а также жалобы чиновников в связи с их перемещениями по службе, увольнениями и др.

Административные суды — в ряде зарубежных государств (ФРГ, Франция, Финляндия) особый вид судов наряду с обычными (обшей компетенции и специализированными) судами. Административные суды осуществляют административное правосудие (см. Административная юстиция).

Система и принципы внутренней организации и деятельности административных судов те же, что и у обычных судов. Например, система административных судов Швеции состоит из низовых административных судов, апелляционных административных судов и Верховного административного суда, а в ФРГ — из административных судов (низовых), Высших административных судов земель и Федерального административного суда. Во Франции систему административных судов (административных трибуналов) возглавляет Государственный совет.

Суд присяжных — один из наиболее демократических институтов судебной системы и всей системы государственных органов, воплощающий принцип непосредственного участия народа в совершении правосудия. Возник в Англии в XIII—XV вв.

После Великой французской революции получил широкое распространение в Европе и некоторых других частях света. В классическом варианте состоит из скамьи присяжных заседателей — коллегии из 6, 13 или иного числа граждан, отобранных по случайной методике только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного (иногда иного числа) профессионального судьи, решающего вопросы права. Как правило, суд присяжных рассматривает уголовные дела в первой инстанции, не подлежащие апелляционному обжалованию. В настоящее время институт суда присяжных существует в США (где он получил конституционное закрепление еще в 1791 г.), Великобритании, Канаде, Ирландии, Швейцарии и ряде других стран.

Апелляционный суд — в ряде зарубежных государств судебный орган по пересмотру дел, решения и приговоры по которым еще не вступили в законную силу. Апелляционный суд повторяет исследование доказательств и вправе либо утвердить ранее вынесенное решение, либо вынести новое решение по делу.

Обычно существуют несколько апелляционных судов с точной территориальной и предметной подсудностью. Например, во Франции в каждом из судебных округов действует апелляционный суд, состоящий из нескольких отделений — часть из них рассматривают апелляционные жалобы по уголовным, другие — по гражданским делам.

В пределах юрисдикции каждого апелляционного суда образуются нижестоящие суды двух категорий — трибуналы большой инстанции, создаваемые на каждые 100 тыс. жителей, и трибуналы малой инстанции, заменяющие ранее существовавшие мировые суды.

В США имеются федеральные апелляционные суды, которые рассматривают жалобы на приговоры и решения районных федеральных судов, и апелляционные суды штатов, рассматривающие жалобы на приговоры и решения судов первой инстанции, которые, в свою очередь, являются апелляционными судами для низших судов — мировых судей, судов магистратов и т. п.

§ 2. Понятие судебной власти, правосудия

Принцип разделения властей был заложен еще мыслителями древности (Аристотель).

Разделение властей представляет определенные гарантии от произвола и беззакония.

Теория разделения властей воспринята в государственном строительстве многих стран, в том числе и Россией. Так, Федеральное Собрание, являясь законодательным органом, принимает законы. Исполнительный орган — Правительство Российской Федерации исполняет законы. Суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный) рассматривают и разрешают конкретные споры.

Судебную власть отличает ряд признаков:

1. Осуществляется только судами в лице судей и участвующих в отправлении правосудия народных, присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы или лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. 2.

Самостоятельность и независимость от других ветвей власти — законодательной и исполнительной. 3.

Осуществляется посредством конституционного» гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Таким образом, судебная власть — это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции могут рассматривать: •

административные проступки в случаях, установленных законом. •

дела о преступлениях. Только суд может признать лицо виновным в совершении преступления и применить к нему уголовное наказание. •

гражданско-правовые споры и дела, связанные с нарушением личных и имущественных прав. Рассмотрение таких споров входит и в компетенцию арбитражных судов.

Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и иных отношений, если обеими или одной из сторон в споре являются граждане.

Арбитражные суда рассматривают споры между организациями, предприятиями, гражданами-предпринимателями.

Конституционный суд рассматривает дела и вопросы, касающиеся конституционного строя Российской Федерации.

Правосудие — это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.

Правосудие отличают от других форм государственной деятельности определенные признаки: 1.

Правосудие осуществляется только судом. Никакой дру

гой орган или общественная организация не вправе принять на себя эти функции. 2.

Правосудие осуществляется только способами, перечис

ленными в законе, а именно путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 3.

Суд независим в своей деятельности и строит ее только на

основе закона. Правосудие имеет правоприменительный характер. Это означает, что суд своей деятельностью не создает нормы права, а применяет их к конкретным рассматриваемым спорным ситуациям. 4.

Правосудие осуществляется в процессуальной форме. Де

ятельность суда по разбирательству и разрешению дел детально регламентирована процессуальным законодательством. 5.

Суд вправе по результатам рассмотрения цела (уголовно

го или гражданского) при наличии соответствующих оснований применить меры государственного принуждения. Применение государственного принуждения призвано оказывать воспитательное воздействие как на правонарушителя, так и на других граждан.

§ 1. Понятие системы судебной власти

Судебная система Российской Федерации — это совокуп­ность действующих в Российской Федерации судов, осущест­вляющих судебную власть в форме конституционного, уголов­ного, гражданского и административного судопроизводства, организованная в соответствии с компетенцией и задачами, которые стоят перед конкретными судами.

Правовым базисом судебной системы являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Россий­ской Федерации», от 21 июля 1994 г. № 1-ФЗ «О Конституцион­ном Суде Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации» и др.

Глава 7 Конституции РФ посвяшена судебной власти. В ней закреплены формы ее осуществления, субъекты судебной власти, принципы правосудия, высшие органы судебной власти.

В ч. 1 и 2 ст. 118 Конституции РФ декларируется, что правосу­дие в Российской Федерации осуществляется только судом, су­дебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства.

Особенности каждого вида судопроизводства определяются за­дачами и спецификой конкретного суда. Суды различных подси­стем судебной власти не могут поручать друг другу выполнение своих полномочий. Вышестоящие суды одной подсистемы не впра­ве пересматривать решения судов другой подсистемы. Каждое из названных судопроизводств регламентируется кодифицированным процессуальным актом (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ) или от­дельными нормами процедурного характера в конституционных и федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», КоАП РФ).

Наличие собственной процессуальной формы, специализиро­ванного процессуального кодекса — непременный признак, пра­вовая основа самостоятельного вида судопроизводства.

Признаки судебной власти:

— судебная власть — одна из трех ветвей государственной власти;

— судебная власть осуществляется специальными государствен­ными органами — судами;

— судебная власть независима, самостоятельна, обособлена от других ветвей власти.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

— установления правовой основы судебной системы в Консти­туции РФ и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации»;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судь­ями установленных федеральными законами правил судопроиз­водства;

—применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнан­ных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

— признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из фе­дерального бюджета.

Независимость и самостоятельность судебной власти означа­ют, что суды при отправлении правосудия не зависят от органов законодательной и исполнительной власти, от других организа­ций, партий, движений, должностных лиц, от мнений и позиций сторон в судебном процессе, от выводов органов предварительно­го расследования и прокурора, от вышестоящих судов, от любых частных лиц.

В Российской Федерации существуют суды двух типов.

— Конституционный Суд РФ;

— суды общей юрисдикции;

— федеральные арбитражные суды.

2. Суды субъектов Федерации:

— конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;

Суды делятся на судебные инстанции в соответствии с выпол­няемыми ими функциями (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений). В граж­данском и уголовном процессе различают суды первой, кассацион­ной и надзорной инстанций.

Суд первой инстанции — это суд, уполномоченный прини­мать решение по существу вопросов, основных для данного дела. Это именно тот суд, в который обычно обращаются граждане. Реше­ния или приговоры этих судов — до вступления их в законную силу — могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о дока­занности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридиче­ских последствиях, которые должны наступить. При рассмотрении гражданского дела суд первой инстанции обязан заслушать объяс­нения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключе­ния экспертов, ознакомиться с письменными доказательствами, ос­мотреть вещественные доказательства. В качестве суда первой ин­станции может выступить любой суд, в том числе высшие суды.

Суд второй (кассационной) инстанции — суд, рассматри­вающий дело по кассационной жалобе или протесту на реше­ния и приговоры суда первой инстанции, не вступившие в за­конную силу. Это именно тот суд, в который граждане обраща­ются с кассационной жалобой. После рассмотрения дела судом кассационной инстанции решение суда первой инстанции либо вступает в законную силу, либо отменяется и передается на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В качестве суда кассаци­онной инстанции может выступить любой суд, кроме судов ос­новного звена.

Надзорная инстанция — суды, обладающие правом прове­рять законность и обоснованность решений и приговоров суда, уже вступивших в законную силу.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение судебной системы Российской Федерации.

2. Назовите признаки судебной власти.

3. Какие законы являются правовой базой судебной системы Россий­ской Федерации?

4. Что лежит в основе независимости судей?

5. Что означают понятия «суд первой инстанции» и «суд второй ин­станции»?

6. Какие категории дел рассматриваются в надзорной инстанции?

Виды судебной власти

Понятие судебной власти

Судебная власть – полномочия, предоставляемые судам в форме конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Понятие, признаки, виды и формы судебной власти определяются Главой 7 Конституции РФ, как одна из трех ветвей надзора, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.

Цель судебной власти – обеспечение правопорядка и законных интересов организаций и физических лиц.

Признаки судебной власти:

  1. Власть реализуется специальными органами – судами;
  2. Исключительная форма власти;
  3. Обособленность структуры и самостоятельность субъекта управления;
  4. Власть осуществляется системой судопроизводства;
  5. Соответствие процессуальным требованиям;
  6. Властный характер ведения дел.

Судебная власть осуществляется в форме правосудия и судебного контроля.

Виды судебной власти

Виды власти по предоставленным полномочиям

1.Суды общей юрисдикции рассматривают дела уголовного и гражданско-трудового характера и включают:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Верховный Суд РФ – высший орган судебной системы, осуществляющий надзор за всеми судами общей юрисдикции;
  • Суды субъектов РФ – верховные суды, осуществляющие свои полномочия в рамках республики, края, области или города;
  • Мировые суды – нижнее звено судебной системы в делах о маломасштабных преступлениях и правонарушениях.

2.Специальные суды – суды рассматривающие отраслевые правонарушения (таможенные, военные).

3.Конституционные суды – судебные органы, разбирающие дела конституционных прав и свобод гражданина

К иным судебным органам относятся органы досудебного разбирательства (непрофессиональные судьи по малозначимым делам); племенные суды, в которых участвуют вожди и старейшины; церковные суды и пр.

Конституциями демократических государств запрещается создание чрезвычайных судов, действующих вне правил судебной процедуры.

Виды власти по масштабу влияния

  1. Федеральные суды включают Конституционный суд РФ, Федеральные суды общей юрисдикции, Федеральные арбитражные суды;
  2. Суды субъектов включают Уставный (конституционный) суд субъекта, мировые городские суды.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Виды власти по судопроизводству

  1. Конституционная – власть, охраняющая установленные законом свободы человека, а также споры между ветвями государственной власти и нарушения международных договоров;
  2. Гражданская – власть, регулирующая отношения между гражданами, определение и защита их гражданских прав. К гражданским спорам относятся семейные, пенсионные, земельные, наследственные и прочие конфликты;
  3. Административная – власть рассматривающая споры между административными органами или юридическими лицами (административные правонарушения, нарушения должностных лиц или государственных органов и др.);
  4. Уголовная – деятельность судебных органов по рассмотрению уголовных дел и назначению уголовного наказания.

Виды власти по инстанции рассмотрения дела

  1. Суд первой инстанции, принимающий решения по существу рассматриваемого вопроса;
  2. Кассационный суд (вторая инстанция) проверяет соблюдение принципов судебной власти – законности и обоснованности вынесенного решения не вступившего в законную силу;

Виды власти по коллегиальности решений

  1. Власть, осуществляемая единолично судьей. Ответственность за принятие верного решения возлагается на единственно уполномоченного представителя власти;
  2. Судебная коллегия из одного или нескольких представителей власти, совместно выносящих решение по вопросу.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Особенности судебной власти

Франция / Особенности судебной власти

Организация судебной власти во Франции характеризуется чётким разграничением полномочий административной юстиции и судов по гражданским и уголовным делам.

Специфика французского суда, в сравнении с британским или американским, объясняется своеобразием политической эволюции данной страны. Местная судебная система развивалась столь же прерывисто, как и другие институты публичной власти. Несмотря на многочисленные преобразования, нередко радикальные, местные учреждения юстиции постепенно приобрели ряд черт, часть которых со временем стала иметь статус традиционных.

Первой особенностью судебной системы Франции является разделение судебных органов. Наряду с судами общей (уголовной и гражданской) юрисдикции, здесь давно сложились административные суды. С 1958 года действует Конституционный совет, исполняющий, народу с другими обязанностями, функции Конституционного суда. Другая особенность заключается в кодифицированности законодательства. В создании системы кодексов выдающуюся роль сыграл Наполеон I. Некоторые из них действуют и сейчас. Наиболее известным из наполеоновских кодексов стал гражданский. Третья черта французской юстиции — существование системы прокуроров при судебных учреждениях различных инстанций. Так, прокурор республики состоит при суде (трибунале) большой инстанции, генеральные прокуроры — при апелляционных судах и при Кассационном суде. Прокуроры состоят в иерархической зависимости друг от друга, выступают обвинителями в уголовных процессах, а также надзирают над следствием.

Кроме того, одной из целей Пятой республики стало упрощение и удешевление суда. «Рационализация» судебной системы, проведённая наряду с «рационализацией» парламентаризма, была связана с постоянно возрастающим количеством рассматриваемых дел и опасной перегрузкой судов всех уровней. Данную проблему стремились решить, например, за счёт укрупнения учреждений юстиции, ликвидации многочисленных мировых судов. Однако последствия данной реформы были противоречивы.

Судебная система стала более стройной, но одновременно менее доступной для населения, лишившегося близко стоящих к нему мировых судов. Это было сделано для сокращения числа обращений в суд по малоосновательным поводам. Другой целью было создание необходимого, с точки зрения идеологов нового режима, баланса между независимостью органов юстиции и их способностью действовать солидарно с общим государственно-политическим курсом. Судебная власть во Франции более зависима от правительства и менее авторитетна, чем в англосаксонских странах. Многие французские специалисты полагают, что суд в системе Пятой республики не может претендовать на положение самостоятельной власти. Однако подобные оценки не означают отрицания успехов и заслуг французского правосудия. Его особенности можно заметить в конституционных формулировках. Раздел VIII конституции называется «Судебная власть». В нем всего 3 статьи. Ключевая ст. 64, определяющая статус суда, сформулирована очень кратко. Судьи объявляются несменяемыми. Президент признается «гарантом независимости судебной власти». Подобное определение звучит двусмысленно. Наиболее подробно сформулирована ст. 65, посвящённая Высшему совету магистратуры, который помогает президенту осуществлять его функцию гаранта судебной независимости.

Низшими и наиболее активно работающими учреждениями общей юрисдикции являются трибуналы большой и малой инстанций. Около 500 трибуналов малой инстанции заменили старинный мировой суд. Судьи здесь назначаются на 3 года и, как правило, ведут дела единолично. В качестве первой и последней инстанции низшие трибуналы рассматривают небольшие иски. Пересмотр подобных решений возможен лишь в порядке кассации. Уголовные подразделения данных судов называются полицейскими трибуналами. Они вправе налагать штраф (до установленного лимита) или подвергать аресту на срок до 2 месяцев.

Трибуналов большой инстанции — около 190. Каждый департамент имеет не менее одного подобного суда. Они решают более сложные дела, не отнесённые специально к другим судам. Уголовное отделение называется исправительным трибуналом. Оно имеет право налагать штрафы (до установленного лимита) и заключать в тюрьму на срок до 5 лет. Дела здесь ведутся коллегиально, но число судей должно быть нечётным. С согласия сторон процесс может слушаться судьёй единолично.

Наиболее крупные уголовные дела рассматриваются судами ассизов (присяжных). Формально эти учреждения работают не постоянно, а по мере накопления дел. Во Франции также отказались от широкого использования в судебной практике присяжных. Суды ассизов — единственное учреждение, где они используются, но в форме, которая отличается от американской. Для привлечения к работе в суде ассизов из списка граждан отбираются 27 основных и 6 дополнительных присяжных. Для участия в конкретном деле по жребию отбираются 9 присяжных, которые совместно с 3 судьями составляют единую коллегию. Она выступает не только в качестве суда факта, решающего проблему виновности или невиновности подсудимого, но и как суд права, выносящий конкретный приговор. Это происходит в результате тайного голосования судебной коллегии по турам, в ходе которых снимается более строгое наказание. Принимается первое из предложений, собравшее абсолютное большинство голосов.

Приговор суда ассизов окончательный и не подлежит пересмотру в порядке апелляции, что является одной из причин тенденции прибегать к ним только в наиболее важных случаях. Другая причина — более строгие требования в отношении собранных доказательств и процессуальных норм. Под предлогом, что суды формально действуют непостоянно, прокуратура стремится рассмотреть дела преимущественно в судах большой инстанции.

В порядке апелляции (по существу) дела пересматриваются апелляционными судами, сфера юрисдикции которых охватывает несколько департаментов.

Высшей судебной инстанцией во Франции традиционно является Кассационный суд, в состав которого входят специализированные палаты по гражданским, уголовным, административно-торговым делам, а также по социальным конфликтам. Его возглавляет первый председатель, считающийся высшим судьёй страны и играющий важную роль в Высшем совете магистратуры. Решения здесь выносятся коллегиально не менее чем 3 судьями. Главной функцией суда, как это следует из его названия, является кассация, то есть пересмотр суда в случае неправильного применения закона или нарушения процессуальных норм. Суд играет выдающуюся роль в надзоре за единообразным применением правовых норм. Долгое время Кассационный суд имел право только направлять дела на повторное рассмотрение, но с 1967 года получил возможность самостоятельно пересматривать дела.

← Назад | Особенности судебной власти | Вперёд →