717 коап рф

Статья 7.17 КоАП РФ. Уничтожение или повреждение чужого имущества

Новая редакция Ст. 7.17 КоАП РФ

Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Комментарий к Статье 7.17 КоАП РФ

1. В качестве объекта правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают отношения собственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Следовательно, данная статья направлена на защиту имущества, относящегося к любым формам собственности.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях, направленных на уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба.

Под уничтожением понимается приведение имущества в полную негодность, исключающую возможность его использования по назначению, а под повреждением — уменьшение его хозяйственной целости, которая может быть восстановлена в результате ремонта (реставрации) поврежденного имущества.

Следует обратить внимание на разграничение между административным правонарушением, приведенным в данной статье, и преступлением, наказуемым по ст. 167 Уголовного кодекса. Критерием разграничения является размер причиненного вреда. При причинении значительного ущерба это преступление (см. примечание к ст. 158 УК).

При определении значительности ущерба учитываются не только стоимость уничтоженного или поврежденного имущества, но и некоторые другие обстоятельства (в первую очередь материальное или финансовое положение потерпевших — физических или юридических лиц). Оценочный характер ущерба нередко вызывает определенные трудности его конкретизации в судебной практике.

3. Субъекты правонарушения — физические лица, т.е. граждане, достигшие 16 лет.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 7.17 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данное правонарушение направлено против собственности, т.е. его объектом выступает собственность в различных формах.

2. Объективную сторону выражают два противоправных действия, направленных на собственность другого лица. Эти действия могут выражаться: либо в уничтожении чужого имущества, т.е. приведении его в такое состояние, при котором оно утрачивает свою хозяйственно-экономическую ценность и не может быть использовано в соответствии со своим назначением; либо в повреждении чужого имущества, когда оно становится непригодным к использованию без восстановления или исправления.

Объективная сторона данного правонарушения связывает ответственность за данное правонарушение с последствиями противоправных действий. Они не должны повлечь причинения значительного ущерба, при котором наступает уголовная ответственность. В КоАП РФ не дается разъяснения, что следует считать незначительным ущербом.

3. Субъектами данного правонарушения являются граждане.

4. Субъективную сторону рассматриваемого правонарушения составляет вина в форме умысла. Комментируемый состав — один из немногих, содержащихся в КоАП РФ, в котором законодатель прямо указал на форму вины — умысел. При совершении данного правонарушения умысел может быть прямым, когда лицо сознавало противоправность своих действий, предвидело наступление вредных последствий и желало их наступления, и косвенным — лицо сознавало общественно опасный характер своих действий, предвидело возможность наступления вредных последствий, не желало, но сознательно допускало их наступление.

Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества

Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Комментарий к Ст. 7.17 КоАП РФ

1. Сфера действия комментируемой статьи распространяется на защиту любого чужого имущества, не принадлежащего причинителю вреда на каком-либо законном основании, независимо от того, кто именно является его собственником, владельцем или пользователем. Применение положений рассматриваемой нормы административного права возможно в случаях, если действиями виновного не причинен значительный ущерб. Следует учитывать, что значительность размера ущерба определяется не только в форме денежного выражения, но и исходя из значимости имущества для его владельца, пользователя или собственника.

Уничтожение чужого имущества подразумевает его приведение в полную непригодность, вследствие чего оно абсолютно теряет свою ценность, не может использоваться в соответствии с имеющимся у него назначением.

Повреждение имущества предполагает совершение действий, направленных на невозможность его использования без соответствующего ремонта или исправления по назначению.

2. Объективная сторона правонарушения характеризуется совершением противоправных действий, направленных на уничтожение или повреждение чужого имущества, не повлекших причинение значительного ущерба.

С субъективной стороны данное правонарушение является умышленным, совершаемым только с прямым умыслом, что прямо отражено в диспозиции комментируемой статьи.

3. Субъектом данного правонарушения может быть физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В случаях, когда действиями виновного лица, направленными на повреждение или уничтожение чужого имущества, причинен значительный ущерб, они могут быть квалифицированы по ст. 167 УК РФ.

Статья 7.17 КоАП РФ. Уничтожение или повреждение чужого имущества (действующая редакция)

Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 7.17 КоАП РФ

1. Административно-правовой охране подлежат движимые вещи (движимое имущество), а также недвижимость государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности.

Применительно к НК под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящиеся к имуществу в соответствии с ГК (п. 2 ст. 38 НК).

2. Под повреждением чужого имущества понимается причинение восполнимого вреда движимым или недвижимым имущественным объектам, находящимся у граждан, юридических лиц в собственности либо на иных законных основаниях. Уничтожение чужого имущества исключает его использование по функциональному назначению.

Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба; уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные по неосторожности, квалифицируются как преступление (соответственно ч. 1 ст. 167 и ч. 1 ст. 168 УК). Под крупным размером понимается величина стоимости имущества, в 500 раз превышающая МРОТ, установленный законодательством РФ на момент совершения преступления. КоАП, так же как и УК, не определяет квалифицирующих признаков причинения значительного ущерба, во всяком случае стоимость имущества, уничтоженного или поврежденного умышленно при совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 167 УК, должна быть значительно меньше размера вреда, причиненного при совершении указанных деяний по неосторожности (ч. 1 ст. 168 УК).

3. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 5 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности», решая вопрос о наличии в действиях виновного признака причинения значительного ущерба собственнику или иному владельцу имущества, следует исходить как из стоимости имущества, так и из других существенных обстоятельств. Таковыми, в частности, могут быть материальное положение физического лица, финансовое положение юридического лица, значимость утраченного имущества для собственника или иного владельца.

Квалифицирующий признак «причинение значительного ущерба» может быть инкриминирован лишь в случае реального наступления указанного последствия, вызванного, например, повреждением, утратой либо уничтожением имущества.

4. По смыслу п. 1 ст. 2.2 КоАП квалификация умышленно совершенного правонарушения возможна только применительно к деянию физического лица, так как лишь в данном случае возможна оценка психического отношения лица к совершенному деянию. Таким образом, субъектом данного административного правонарушения может быть только физическое лицо (о критериях виновности деяния юридического лица см. комментарий к ст. 2.1).

5. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 13 комментария к ст. 7.12.

Дело № 5-717/12

17 июля 2012 года г. Н.Новгород

Мировой судья судебного участка № 4 Ленинского района Н. Новгорода Илюшина Т.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

В отношении Мишечкина А.В.

место рождения: г…,

зарегистрированной по адресу: …

Права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в частности, право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, обжаловать вынесенное постановление, если будет с ним не согласен, лицу, привлекаемому к административной ответственности разъяснены и понятны.

Положение статьи 51 Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, также разъяснено и понятно.

24.05.2012 года в 13 часов 30 минут гр. Мишечкин А.В., в магазине «…» … в состоянии алкогольного опьянения испортил товар: губка для обуви и бутылку водки, общей стоимостью 202,34 рублей, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.17 КоАП РФ — умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба.

Мишечкин А.В. в судебном заседании вину в указанном правонарушении признал, полностью.

Суд в соответствии с ч.2 ст.25.1, а также ч.2 ст.25.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

В соответствии со ст.7.17 КоАП РФ умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Согласно примечания к ст.158 УК РФ значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей.

Судом установлено, что Мишечкин А.В. причинил своими действиями ущерб м-ну «…», который составил 202,34 рублей.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вина Мишечкина А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях: Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, доказана полностью при рассмотрении дела и подтверждается материалами, исследованными в судебном заседании:

протоколом об административном правонарушении … от 30.05.2012г.

заявлением представителя магазина «…» 1. о привлечении к административной ответственности.

постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 31.05.2012г.;

объяснением Мишечкина А.В.

справкой о стоимости товара.

Действия Мишечкина А.В. правильно квалифицированы по ст. 7.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях как умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба.

Из материалов дела оснований для прекращения производства по делу не усматривается, срок привлечения Мишечкина А.В. к административной ответственности за совершение данного правонарушения в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ не истек.

При назначении вида и меры административного наказания судом учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного по материалам, представленным на рассмотрение суда, согласно которым Мишечкин А.В. ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекался. Обстоятельств отягчающих административную ответственность судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 7.17, 29.9, 29.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации , суд

Признать виновным Мишечкина А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 КоАП РФ и назначить ему административное наказание по этой статье в виде штрафа в размере 300 (Триста) рублей.

Разъяснить Мишечкину А.В., что в соответствии со статьей 32.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации — срок оплаты административного штрафа — 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного взыскания в законную силу. Кроме того, согласно статье 20.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации — в случае неоплаты административного штрафа предусмотрена административная ответственность в виде ареста до 15 суток либо штраф в двойном размере.

Постановление может быть обжаловано в Ленинский районный суд в течение 10 суток.

Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель: УФК по Нижегородской области (Управление МВД по Н.Новгороду)

ИНН . ; КПП . Р/с 40101810400000010002

ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской обл. в г.Н.Новгород

БИК 042202001; КБК 18811690040040000140; ОКАТО 22401000000

СТАТЬЯ КОАП РФ объектом данного правонарушения объективная сторона Субъектами правонарушения являются: СТАТЬЯ КОАП РФ

Транскрипт

1 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ПРАВА ГРАЖДАН, ОТНОСЯЩИХСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОМОЩЬ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит перечень административных правонарушений, посягающих на порядок проведения публичных акций, избирательных кампаний, а также осуществления предвыборной агитации. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ составление протоколов об административной ответственности по статьям: 5.6, 5.11, 5.14, 5.16, 5.22, 5.38, 5.49, 5.69 КоАП РФ относится к исключительной компетенции сотрудников органов внутренних дел. В то же время, в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении по статье 5.15 КоАП РФ уполномочены составлять члены избирательных комиссий, уполномоченные избирательными комиссиями. Протоколы об административном правонарушении по статьям 5.10, 5.12, 5.47 КоАП РФ уполномочены составлять все вышеперечисленные должностные лица. В соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях законодательства Российской Федерации о выборах рассматриваются только судами. СТАТЬЯ 5.6. КОАП НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЛЕНА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ, КОМИССИИ РЕФЕРЕНДУМА, НАБЛЮДАТЕЛЯ, ИНОСТРАННОГО (МЕЖДУНАРОДНОГО) НАБЛЮДАТЕЛЯ, ДОВЕРЕННОГО ЛИЦА ИЛИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ КАНДИДАТА, ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ, ЧЛЕНА ИЛИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА, ИНОЙ ГРУППЫ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА ЛИБО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при реализации прав лиц, перечисленных в диспозиции рассматриваемой статьи, которые предоставлены им, в том числе Федеральным законом 67-ФЗ (пункты 7, 21.2, 22, 23 статьи 29; пункты 1, 3, 6, 9 статьи 30; пункт 12 статьи 35; пункты 1,1, 7 статьи 38; пункт 1 статьи 43; пункт 4 статьи 48; пункты 2,4,12 статьи 50; пункт 14 статьи 63; пункт 14 статьи 66; пункты 6, 9, 21, 23, 25, 30, 31 статьи 68; пункты 4 и 9 статьи 69; пункт 10 статьи 75; пункт 11 статьи 76). Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 5.6 КоАП РФ, выражается в совершении действий (или бездействий), повлекших нарушение установленных соответствующим законодательством прав лиц, перечисленных в диспозиции рассматриваемой статьи. К наиболее распространенным правонарушениям можно отнести: недопущение на заседание комиссии доверенного лица, представителя средств массовой информации, иного лица, имеющего на это право; лишение возможности присутствовать на избирательном участке, помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования; воспрепятствование в ознакомлении со списками избирателей; лишение возможности присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей; непредоставление заверенной копии протокола итогов голосования ; неоповещение о заседании комиссии. Данное административное правонарушение считается оконченным с момента совершения действия (бездействия), нарушающего хотя бы одно из прав лиц, указанных в диспозиции статьи 5.6 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.6 КоАП РФ, выражается в совершении активных действий выдаче субъектом правонарушения копии протокола комиссии об итогах голосования, содержащего недостоверные данные, либо заверение указанным лицом копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом. Эти действия являются противоправными в случае выдачи недостоверных документов только лицам, перечисленным в диспозиции статьи 5.6 КоАП РФ. Субъектами правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 5.6 КоАП РФ, могут быть граждане и должностные лица. Члены комиссий, нарушающие права доверенных лиц или наблюдателей, подлежат привлечению к административной ответственности в качестве должностных лиц. Например, может быть привлечен к ответственности по данной статье председатель избирательной комиссии, не разрешивший наблюдателю присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей. Субъектами правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.6 КоАП РФ, могут быть только лица, указанные в диспозиции этой части рассматриваемой статьи КоАП РФ: председатель, заместитель председателя, секретарь, иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса.

2 2 СТАТЬЯ КОАП РФ ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ, АГИТАЦИИ ПО ВОПРОСАМ РЕФЕРЕНДУМА ВНЕ АГИТАЦИОННОГО ПЕРИОДА И В МЕСТАХ, ГДЕ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ. Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в ходе осуществления предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) в установленные законом сроки и в разрешенных местах. Поскольку в данной статье закреплены два альтернативных состава, ответственность наступает как за нарушение положений Федерального закона 67-ФЗ, устанавливающих запрет на проведение агитационной деятельности вне агитационного периода (в день голосования и предшествующий ему день, пункт 3 статьи 49), так и за проведение агитации в местах, где это запрещено законом (пункт 7 статьи 53; пункты 8 и 10 статьи 54). Таким образом, объективная сторона правонарушения выражается в действиях по осуществлению агитации вне агитационного периода и (или) в местах, где проводить агитацию запрещено. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда виновный допустил факт неправомерной агитации. Субъектами правонарушения являются: граждане, осуществляющие незаконную агитационную деятельность; должностные лица, разрешившие, например, проведение предвыборной агитации в месте, где ее проведение запрещено законом; юридические лица организации, осуществляющие или допустившие предвыборную агитацию в запрещенный период или в запрещенном месте. СТАТЬЯ КОАП РФ ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ, АГИТАЦИИ ПО ВОПРОСАМ РЕФЕРЕНДУМА ЛИЦАМИ, КОТОРЫМ УЧАСТИЕ В ЕЕ ПРОВЕДЕНИИ ЗАПРЕЩЕНО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ. Непосредственный объект данного правонарушения порядок и правила проведения предвыборной агитации. Объективная сторона правонарушения выражается в следующих действиях: осуществление лицами, которым запрещено федеральным законом участвовать в проведении агитации, действий, имеющих целью побудить или побуждающих избирателей к участию в выборах и референдуме, голосованию за тех или иных кандидатов или против них; привлечение к проведению предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет. Субъектами правонарушения являются физические, должностные и юридические лица: которым законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах прямо запрещено участие в проведении предвыборной агитации. Их перечень расширительному толкованию не подлежит; привлекающие к проведению предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет. Пунктом 7 статьи 48 Федерального закона 67-ФЗ установлен запрет проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы: федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления; лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные долности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей (кроме случая, предусмотренного пунктом 81 статьи 48 Федерального закона 67-ФЗ), и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения; воинским частям, военным учреждениям и организациям; благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний; комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса; иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 Федерального закона 67ФЗ, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; международным организациям и международным общественным движениям; представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности; лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона 67-ФЗ. Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности. Пунктом 81 статьи 48 Федерального закона 67-ФЗ установлено, что лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

3 1 2 3 СТАТЬЯ КОАП РФ ИЗГОТОВЛЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИЛИ РАЗМЕЩЕНИЕ АГИТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ С НАРУШЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, отношения по проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, право участников про- водимых кампаний на равные условия проведения агитации. Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ является порядок изготовления и распространения агитационных материалов, установленный законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах (пункт 9 статьи 48; пункты 2, 3, 5, 6, 8 и 10 статьи 54; статья 56 Федерального закона 67-ФЗ). Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении требований избирательного законодательства при изготовлении или распространении печатных аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Нарушения могут состоять в следующих действиях: изготовление и распространение печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации. Так, все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать: наименование, юридический адрес и ИНН организации (Ф.И.О. лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (Ф.И.О. лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума; использование в агитационных материалах изображений и высказываний несовершеннолетних лиц, за исключения случаев использования кандидатом своих изображений (использование избирательным объединением изображений выдвинутого кандидата), а также изображений кандидатов со своими супругом, детьми (в том числе не достигшими возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц. При этом следует иметь ввиду, что из текста подпункта «д» пункта 9 статьи 48 Федерального закона 67-ФЗ следует, что использование изображения кандидата с иным несовершеннолетним членом семьи (например, внуком, племянником) является неправомерным; распространение агитационных материалов до их представления в соответствующую избирательную комиссию в нарушение требования пункта 3 статьи 54 Федерального закона 67-ФЗ. К печатным материалам относятся, например: плакаты, листовки, календари, брошюры в форме «газет» и иные. Аудиовизуальные агитационные материалы предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических средств (например, кинематографические произведения, теле- и видеофильмы, диафильмы, слайды, аудиозаписи и т.п.). Частью 2 статьи 5.12 КоАП РФ, по существу, предусмотрено самостоятельное правонарушение. Его объективная сторона состоит в том, что виновный размещает печатные и агитационные материалы в местах, где это запрещено законом или собственником здания, сооружения и т.п. Таким образом, непосредственным объектом данного правонарушения являются условия размещения агитационных материалов установленные законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Дополнительный объект это право собственников или владельцев помещений, зданий, сооружений и иных объектов на неприкосновенность своего имущества. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи КоАП РФ правонарушения выражается в действиях по размещению печатных агитационных материалов: в местах, где это запрещено законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах; в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственника или владельцев указанных объектов. Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зда- ниях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. Субъектами правонарушения могут быть изготовители и распространители физические, должностные, а также юридические лица. Оконченными эти правонарушения считаются с момента совершения любого из указанных выше действий (либо бездействия).

4 4 СТАТЬЯ КОАП РФ УМЫШЛЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ АГИТАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА ЛИБО ИНФОРМАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА, ОТНОСЯЩЕГОСЯ К ВЫБОРАМ, РЕФЕРЕНДУМУ. Непосредственный объект правонарушения общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, связанных с уничтожением или повреждением информационных или агитационных печатных материалов, а равно нанесением на них надписей или изображений какого бы то ни было смыслового назначения. Действия, влекущие наступление ответственности по данной статье, относятся только к вывешенным в разрешенных местах информационным и агитационным печатным материалам, поэтому нельзя считать правонарушением уничтожение или повреждение этих материалов, вывешенных на зданиях и сооружениях без согласия собственника или владельца этих объектов, а также вывешенных в местах, где это запрещено. Субъектами данного правонарушения являются физические, должностные, а также юридические лица. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно. СТАТЬЯ КОАП РФ НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ ПОРЯДКА И СРОКОВ УВЕДОМЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ О ФАКТЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ И ПРАВА НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ВСТРЕЧ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ, УЧАСТНИКАМИ РЕФЕРЕНДУМА. Объектом данного административного правонарушения является пассивное избирательное право, то есть право быть избранным, а также избирательное право и право на участие в референдуме избирательных объединений, инициативных групп. К непосредственному объекту относится право зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума на пользование помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) России, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований превышает 30 процентов при условиях, предусмотренных данной статьей (части первая и вторая), для встреч с избирателями, участниками референдума, и право на равные условия предоставления таких помещений. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 5.15 КоАП РФ, составляют действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих порядок и сроки уведомления комиссии: а) о факте предоставления помещения для встреч с избирателями, участниками референдума; б) об условиях, на которых помещение было предоставлено; в) о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим указанным выше участникам избирательной кампании, кампании по проведению референдума. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.15 КоАП РФ, составляют действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих право на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, кампании референдума (нарушение срока рассмотрения заявления о выделении соответствующего помещения; нарушение равных условий пользования поме- щениями путем предоставления помещения безвозмездно в пользование одному зарегистрированному кандидату и отказа другому и т.д.). Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть должностные лица собственника, владельца помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов (референдума). Субъектами правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.15 КоАП РФ, кроме того, могут быть еще и члены комиссий, которые в нарушении подпункта 41 Федерального закона 67-ФЗ в течение двух суток с момента получения уведомления о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума) не разместили содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иным способом не довели ее до сведения других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных групп участников референдума (инициативной группы по проведению референдума). СТАТЬЯ КОАП РФ ПОДКУП ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА ЛИБО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ В ПЕРИОД ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ, КАМПАНИИ РЕФЕРЕНДУМА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ. Непосредственный объект правонарушения общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов на этапе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицами уполномоченным представителям, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, а также иным организациям и лицам, участвующим в агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума, в частности, вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей и т.п.), бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, изготовленных для избирательной кам пании, проведения референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Также запрещается воздействовать на избирателей, участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаги других материальных благ, в том числе по итогам голосования. Кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица или уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума, а также зарегистрированные после начала кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами, членами органов управления которых являются названные лица, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

5 5 Физическим и юридическим лицам запрещено осуществлять благотворительную деятельность по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, их уполномоченных представителей и доверенных лиц. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, нарушающих перечисленные выше запреты. Ответственность наступает только при их осуществлении на этапе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума. Субъектами правонарушения являются физические, должностные лица или организации, прямо или косвенно участвующие в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума: кандидаты, руководители и члены избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, инициативных агитационных групп, сами избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума, инициативные агитационные группы, уполномоченные представители и доверенные лица названных субъектов и др. СТАТЬЯ КОАП РФ НЕЗАКОННЫЕ ВЫДАЧА И ПОЛУЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЮЛЛЕТЕНЯ, БЮЛЛЕТЕНЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ. Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан, правом участвовать в референдуме и, в частности, с установленным порядком голосования на выборах и референдуме. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой рассматриваемой статьи, выражается в одном из следующих действий члена комиссии: а) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, не включенному в списки избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, либо вообще не обладающему избирательным правом, правом участия в референдуме и не включенному в списки избирателей, участников референдума (например, несовершеннолетнему), с целью предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, другого участника референдума; проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования; б) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, включенному в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования; в) в выдаче гражданину уже заполненных кем-либо ранее бюллетеней. Субъектом правонарушения является член участковой или иной комиссии. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.22 КоАП РФ, состоит в получении гражданином, включенным либо не включенным в список избирателей, участников референдума на данном участке, избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью голосования за других лиц, имеющих право голосования на данном участке. При квалификации данного нарушения не имеет значения, за какое лицо (родителя, супруга, соседа и т.п.) и по какой причине намерен проголосовать гражданин, получивший бюллетень. Данное деяние может быть совершено, в том числе и при предъявлении гражданином чужого открепительного удостоверения. Субъектом правонарушения является физическое лицо, обладающее либо не обладающее правом участия в голосовании на выборах (референдуме), хотя и достигшее 16-летнего возраста. СТАТЬЯ КОАП РФ НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ, ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИИ. Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами своего конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, урегулированные нормами федерального законодательства. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения проявляется в: а) воспрепятствовании организации массовой акции; б) воспрепятствовании ее проведению; в) воспрепятствовании участию в ней; г) принуждении к участию в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании. Субъектом административного правонарушения может быть как физическое, так и должностное лицо. СТАТЬЯ КОАП РФ СБОР ПОДПИСЕЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА В ЗАПРЕЩЕННЫХ МЕСТАХ, А ТАКЖЕ СБОР ПОДПИСЕЙ ЛИЦАМИ, КОТОРЫМ УЧАСТИЕ В ЭТОМ ЗАПРЕЩЕНО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ. Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с законным осуществлением сбора подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, инициативы проведения референдума. Объективная сторона правонарушения выполняется в форме действий по сбору подписей избирателей, участников референдума, проведенных с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах. Субъектами данного правонарушения являются физические лица, осуществляющие сбор подписей, достигшие возраста к моменту сбора подписей 18 лет, а также лица, прямо указанные в диспозиции указанной статьи органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления организаций независимо от форм собственности, учреждений и их должностные лица и служащие, а также члены комиссий с правом решающего голоса. Пунктом 6 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен запрет на сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи.

6 6 СТАТЬЯ КОАП РФ НАРУШЕНИЕ ЗАПРЕТА НА ПРОВЕДЕНИЕ В ПЕРИОД ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ, КАМПАНИИ РЕФЕРЕНДУМА ЛОТЕРЕЙ И ДРУГИХ, ОСНОВАННЫХ НА РИСКЕ ИГР, СВЯЗАННЫХ С ВЫБОРАМИ И РЕФЕРЕНДУМОМ. Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с недопустимостью злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях граждан, должностных и юридических лиц по организации проведения в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом. Противоправное деяние может выражаться в следующих действиях: заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовлением лотерейных билетов, изготовление лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов); распространение лотерейных билетов; заключение договоров с участниками лотереи; розыгрыш призового фонда лотереи; выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотереи др. Субъектами данного правонарушения являются организаторы лотереи и других, основанных на риске игр физические, должностные и юридические лица. Следует отметить, что в данном случае проведение лотерей и иных основанных на риске игр означает их организацию, поэтому лица, участвующие в таких действиях, не несут ответственности по ст КоАП РФ. Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется только прямым умыслом. При этом виновный преследует цели связать итоги лотерей, тотализаторов, пари и т.д. с итогами выборов (референдума). СТАТЬЯ КОАП РФ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ, КОМИССИЕЙ РЕФЕРЕНДУМА ПОЛНОМОЧИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ, ЛИБО СОЗДАНИЕ ПОМЕХ УЧАСТИЮ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА В ГОЛОСОВАНИИ. Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с законным осуществлением избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, и с законным участием избирателей, участников референдума в голосовании. Объективная сторона правонарушения выполняется в форме действий по вмешательству в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, повлекших нарушение установленного законом порядка работы избирательной комиссии, а также в форме действий по созданию помех участию избирателей и участников референдума в голосовании, при условии, что данные действия не содержат состава уголовно наказуемого деяния (статья 141 УК РФ). Противоправное деяние может выражаться в следующих действиях: неправомерные требования к членам избирательной комиссии, выраженные в устной или письменной форме, например, требование гражданина посмотреть список избирателей, хотя в соответствии с законом он не обладает правом на ознакомление с ним, или требование наблюдателя предоставить ему копию списка граждан, проголосовавших вне помещения для голосования, и другие неправомерные требования; препятствование доступу избирателей и членов участковой избирательной комиссии к ящику для голосования или, к примеру, информационному стенду в помещении для голосования; воспрепятствование проведению заседания избирательной комиссии, создание помех в работе членов избирательной комиссии, выехавших (вышедших) для проведения голосования вне помещения для голосования; другие действия, направленные на затруднение работы избирательной комиссии и проведения голосования, но при этом не содержащие состава уголовного преступления. Субъектами данного правонарушения являются физические лица и должностные лица. Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется только прямым умыслом. При этом виновный преследует цели препятствовать законной работе избирательной комиссией, комиссией референдума и установленному порядку голосования.

7 7 ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ О совершении административного правонарушения составляется протокол. В соответствии с правилами ведения по делам об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является одним из основных процессуальных документов, без которых невозможно такое производство (кроме случаев, указанных в статье 28.6.КоАП РФ). При направлении протокола об административном правонарушении судье, надо учитывать ряд обстоятельств: протокол должен быть составлен должностным лицом, уполномоченным составлять такой процессуальный документ в соответствии с перечнем соответствующих должностных лиц органов внутренних дел (пункт 1 части 2 статьи 28.3.КоАП); протокол об административном правонарушении подлежит направлению строго по подведомственности в краткий срок: протоколы об административном правонарушении по статьям 5.6, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15, 5.16, 5.22, 5.38, 5.47, 5.49, 5.69 направляются судье в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении; протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (части 1 и 2 статьи 28.8 КоАП РФ). Выполнение таких правил необходимо для обеспечения своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (статья 24.1.КоАП РФ). Недостатки протокола об административном правонарушении (указанные в части 3 статьи 28.8.КоАП РФ), подлежат устранению должностным лицом, составившим такой протокол. При этом надо иметь ввиду, что такие недостатки протокола подлежат устранению в краткий срок (но не более трех суток) и только до рассмотрения дела по существу (статья КоАП РФ, пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. No 5). Протокол по делу об административном правонарушении в сфере законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах является одним из наиболее важных процессуальных документов, своего рода обвинительным актом, который во многом определяет результативность правой оценки полученной информации по факту совершенного административного правонарушения, правильность рассмотрения дела в суде по существу. При определенных обстоятельствах имеет доказательное значение (статья 26.2 КоАП РФ). Протокол составляется во всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, в сфере нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, относящихся к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченными на это должностными лицами, указанными в статье КоАП РФ. Перечень сведений, которые обязательно фиксируют в протоколе об административных правонарушениях, указан в статье КоАП РФ. В настоящее время нет единой типизированной формы бланка протокола об административном правонарушении, и в территориальных органах внутренних дел, этот вопрос решается в рабочем порядке. Используемые формы протоколов об административных правонарушениях, как правило, имеют достаточно места для записи сведений о правонарушении и личности правонарушителя, но объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, целесообразно приставлять в отдельной записи, по которой можно определить субъективное отношение указанных лиц к правонарушению, обстоятельствам его совершения и его последствиям. Нецелесообразно такую информацию фиксировать по сообщению привлекаемого к административной ответственности физического лица, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Сведения о личности физического лица, привлекаемого к административной ответственности, должны фиксироваться в протоколе на основании соответствующих документов с записью о месте и времени их выдачи. При затруднениях установления таких данных допускается административное задержание физического лица, привлеченного к административной ответственности (статья 27.3 КоАП РФ). При составлении протокола об административном правонарушении необходимо соблюдение прав и охраняемых законом интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, что имеет существенное значение для вынесения законного и справедливого решения по делу (статьи 25.1 и 25.2 КоАП РФ). Выполнению задач производства по делам об административных правонарушениях способствует выполнение предписаний части 6 статьи 28.2 КоАП РФ о необходимости вручения под расписку копии протокола об административном правонарушении физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Принцип оперативности в производстве по делам об административных правонарушениях обусловлен краткостью сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных в статье 4.5. КоАП РФ. Допускается составление протокола в течение двух суток с момента выявления факта административного правонарушения по основаниям, установленным частью 2 статьи 28.5 КоАП РФ. В целях предупреждения волокиты на стадии возбуждения дела об административном правонарушении такие основания строго регламентированы и должны подтверждаться материалами дела. Исключительными являются иные сроки для составления протокола в случаях проведения по делу административного расследования. О необходимости такого расследования выносится определение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях (статьи 28.7 и 28.8 КоАП РФ).