Закон республики беларусь о профессиональном пенсионном страховании

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 5 января 2008 года №322-З

О профессиональном пенсионном страховании

(В редакции Законов Республики Беларусь от 14.07.2014 г. №190-З, 04.06.2015 г. №274-З, 09.01.2017 г. №14-З)

Принят Палатой представителей 12 декабря 2007 года

Одобрен Советом Республики 20 декабря 2007 года

Настоящий Закон направлен на обеспечение правовых, экономических и организационных основ обязательного государственного пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

1.1. профессиональное пенсионное страхование — система установленных государством отношений, заключающихся в формировании средств за счет взносов на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности (далее — особые условия труда), и использовании этих средств для выплаты пенсий в связи с особыми условиями труда;

1.2. субъекты профессионального пенсионного страхования — страховщик, страхователь, застрахованное лицо;

1.3. страховщик — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Законом деятельность по профессиональному пенсионному страхованию;

1.4. страхователь — работодатель из числа юридических лиц, их представительств и филиалов, выделенных на самостоятельный баланс, а также представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, предоставляющий работу в особых условиях труда по трудовым договорам, уплачивающий взносы на профессиональное пенсионное страхование;

1.5. застрахованное лицо — физическое лицо, за которое уплачиваются (уплачивались) взносы на профессиональное пенсионное страхование в связи с занятостью в особых условиях труда;

1.6. взносы на профессиональное пенсионное страхование — обязательные платежи страхователя для формирования средств на профессиональные пенсии;

1.7. профессиональный стаж — продолжительность работы с особыми условиями труда застрахованного лица, в течение которой за него уплачивались взносы на профессиональное пенсионное страхование;

1.8. специальный стаж — продолжительность работы с особыми условиями труда, дающей право на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или трудовую пенсию за выслугу лет в соответствии со статьями 12, 13, 15, 47 — 49, 49-2 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., №17, ст. 275), до вступления в силу настоящего Закона;

1.9. досрочный период — период, в течение которого предоставляется право на профессиональную пенсию раньше общеустановленного пенсионного возраста;

1.10. досрочный пенсионный период застрахованного лица — период с месяца, следующего за месяцем обращения застрахованного лица за досрочной профессиональной пенсией, по месяц достижения им общеустановленного пенсионного возраста;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Оглавление:

Основные положения о профессиональном пенсионном страховании (Информационно-правовая система «Эксперт» ОДО «Экспертцентр», апрель 2012)

Основные положения о профессиональном пенсионном страховании

Что такое профессиональное пенсионное страхование

С 1 января 2009 года в Республике Беларусь действует Закон от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон).

Закон направлен на обеспечение правовых, экономических и организационных основ обязательного государственного пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности.
Профессиональное пенсионное страхование (далее – ППС) является одним из видов государственного социального страхования и представляет собой систему установленных государством отношений, суть которых заключается в формировании средств за счет уплачиваемых работодателями взносов за работников, занятых в особых условиях труда, персонифицированный учет этих средств, и их использование в виде выплаты пенсий за работу с особыми условиями труда.
Одним из принципов организации и функционирования ППС является принцип накопительного формирования средств на выплату профессиональных пенсий.

Круг работников, подлежащих ППС

Круг работников, подлежащих ППС, определен пунктом 1 статьи 5 Закона. Тарифы взносов на ППС определены Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2009 № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование».

  • работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда;
  • работники летного и летно-испытательного состава гражданской авиации;
  • работники, осуществляющие непосредственное управление полетами воздушных судов гражданской авиации; бортоператоры и бортпроводники воздушных судов гражданской авиации;
  • артисты театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятые в должностях, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет;
  • спортсмены, занимающиеся профессиональным спортом и являющиеся членами национальных команд Республики Беларусь по видам спорта.
  • работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;
  • а ртисты театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятые в должностях, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет;
  • спортсмены, занимающиеся профессиональным спортом.
  • работники инженерно-технического состава гражданской авиации;
  • работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах;
  • женщины, работающие трактористами, трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
  • мужчины, работающие трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции;
  • ж енщины, работающие животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющих определенные виды работ, а также работающие доярками (операторами машинного доения);
  • водители пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) городских и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским;
  • работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах.
  • артисты театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятые в должностях, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет;
  • отдельные категории медицинских и педагогических работников.

Списки и перечни соответствующих производств, работ, профессий, должностей и показателей, учреждений и организаций утверждены постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536 и от 09.10.2008 № 1490.

Оценка условий труда на рабочих местах

ППС на предприятии, в учреждении или в организации начинается с оценки условий труда на рабочих местах.

Если на предприятии, в учреждении или в организации имеются категории работников, перечисленные в пункте 1 статьи 5 Закона, работодатель обязан провести оценку условий труда на рабочих местах в соответствии с установленным порядком. Эта обязанность работодателя закреплена статьей 19 Закона.

Оценка условий труда на рабочих местах производится в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона.

Для работников, занятых полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда и для работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, оценка условий труда на конкретных рабочих местах производится по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Для остальных категорий работников, перечисленных в пункте 1 статьи 5 Закона, оценка условий труда производится с применением критериев оценки условий труда, установленных Положением о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490).

На основании списков и перечней, утвержденных постановлениями Совета Министров РБ от 25.05.2005 № 536 и от 09.10.2008 № 1490, и с учетом оценки условий труда на конкретных рабочих местах работодатель с участием профсоюза составляет и локальным нормативным актом (приказом) утверждает перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации (пункт 2 статьи 6 Закона).

О принятии локального нормативного правового акта об утверждении перечня рабочих мест с особыми условиями труда организации, либо о внесении изменений и дополнений в указанный перечень страхователь обязан сообщить письменно в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) в течение 5 рабочих дней со дня принятия таких решений. Эта норма закреплена пунктом 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40.

С 1 июля 2011 вступило в силу постановление правления Фонда от 31.05.2011 № 5, которым утверждена форма перечня рабочих мест с особыми условиями труда организации для целей ППС. Кроме формы перечня рабочих мест с особыми условиями труда этим постановлением утверждены указания по ее заполнению и инструкция по определению формата формы перечня.

Начисление и уплата взносов на ППС

За работников, занятых на рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации, страхователь обязан своевременно и в установленных размерах уплачивать взносы на ППС. Основные положения начисления и уплаты взносов на ППС регулируются статьей 7 Закона.

Объектом для начисления взносов на ППС являются выплаты в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации, кроме выплат, предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень).

При этом на сумму выплат, превышающую трехкратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются, указанные взносы не начисляются.

Таким образом, объект для начисления взносов можно определить как ограниченную тремя средними заработными платами (далее — СЗП) разницу между (1) суммой выплат, начисленных работнику, из которой исчисляются обязательные страховые взносы (с применением Перечня, но без ограничения четырьмя СЗП) и (2) суммой выплат, начисленных работнику за периоды, не относящиеся к его работе в особых условиях труда.

К периодам, не связанным с работой в особых условиях труда относятся:

  • работа в обычных условиях труда;
  • работа не на полную ставку или не полный рабочий день;
  • работа по гражданско-правовым договорам;
  • простои;
  • служебные командировки, не связанные с выполнением работ в особых условиях труда;
  • обучение, переподготовка, повышение квалификации;
  • обследование и осмотры в медицинских учреждениях;
  • выполнение государственных или общественных обязанностей;
  • уход за больным;
  • осуществление полномочий по выборной должности;
  • социальные отпуска (по беременности и родам, по уходу за детьми, в связи с обучением, по уважительным причинам личного и семейного характера и т.п.);
  • болезнь и временная нетрудоспособность;
  • санаторно-курортное лечение и оздоровление;
  • один свободный день в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, и другие.

Уплата взносов на ППС за работников, достигших общеустановленного пенсионного возраста, не производится.

Учет сведений о застрахованных лицах и пенсионных сбережениях

Учет сведений о застрахованных лицах и пенсионных сбережениях осуществляется Фондом на специальной (профессиональной) части индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании представляемых работодателем индивидуальных сведений на профессиональное пенсионное страхование по форме ПУ-6 (далее – форма ПУ-6).

Требования по заполнению формы ПУ-6 определены Правилами индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее – Правила), Инструкцией о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 31.12.2009 № 159 (далее – Инструкция № 159) и Инструкцией о порядке передачи-приема форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.12.2009 № 158 (далее – Инструкция № 158).

Существует четыре типа формы ПУ-6: «исходная», «корректирующая», «отменяющая» и «назначение пенсии».

В соответствии с внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2011 № 1051 изменениями и дополнениями в Правила, начиная с 2012 года, форма ПУ-6 (тип формы – исходная) представляется в органы Фонда страхователем один раз в квартал.

Форма ПУ-6 (типы форм – корректирующая и отменяющая) представляется при возникновении необходимости.

Случаи представления формы ПУ-6 (тип формы – «назначение пенсии») определены пунктом 19 Правил:

  • оформление документов для назначения (перерасчета) трудовой пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда, трудовой пенсии за выслугу лет, профессиональной пенсии;
  • достижение застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста;
  • увольнение работника, который в текущем отчетном периоде достигает общеустановленного пенсионного возраста.

В случае оформления документов для назначения (перерасчета) трудовой пенсии по возрасту за работу в особых условиях труда, трудовой пенсии за выслугу лет, профессиональной пенсии форма ПУ-6 (тип формы – назначение пенсии) представляется в течение 5 рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении (перерасчете) пенсии либо работодателю, либо в орган по труду, занятости и социальной защите, либо в орган Фонда.

В случае достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста или увольнения работника, который в текущем периоде достигает общеустановленного пенсионного возраста, форма ПУ-6 (тип формы – назначение пенсии) заполняется и представляется страхователем в орган Фонда не позднее месяца, следующего за месяцем достижения застрахованным лицом указанного возраста или увольнения застрахованного лица.

Профессиональные пенсии

Уплаченные взносы на ППС используются для выплаты пенсий за работу с особыми условиями труда.

В связи с вступлением в действие Закона в системе пенсионного обеспечения появился новый вид пенсий – профессиональные пенсии, призванные постепенно полностью заменить систему досрочных пенсий, установленных Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 № 1596-ХII «О пенсионном обеспечении».

Профессиональные пенсии назначаются и выплачиваются органами Фонда застрахованным лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь.

Существует два вида профессиональных пенсий: досрочные и дополнительные.

Ответственность страхователей

За неуплату или неполную уплату в установленный срок взносов на ППС в Фонд статьей 11.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа на юридическое лицо в размере 20 % начисленной (доначисленной) суммы указанных платежей.

В соответствии со статьей 23.16 КоАП непредставление должностным или иным уполномоченным лицом в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения влекут наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

Норма статьи 23.16 КоАП распространяется, в том числе, на представление индивидуальных сведений по форме ПУ-6 и отчета о платежах на ППС по форме 4-платежи.

Опубликовано: Информационно-правовая система «Эксперт» ОДО «Экспертцентр», апрель 2012

О профессиональном пенсионном страховании

Профессиональное пенсионное страхование введено в Республике Беларусь с 1 января 2009 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 года № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон).

Взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются за счёт работодателя и являются его обязательными платежами.

В качестве юридического лица, осуществляющего профессиональное пенсионное страхование (страховщика), определён Фонд социальной защиты населения (далее – Фонд). Фондом осуществляется весь цикл профессионального пенсионного страхования: сбор средств, размещение этих средств для получения дохода, ведение их учёта, предоставление застрахованным лицам необходимых сведений, назначение и выплата профессиональных пенсий.

Страхователями являются работодатели из числа юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, их представительств и филиалов, предоставляющие работу в особых условиях труда по трудовым договорам, уплачивающие взносы на профессиональное пенсионное страхование. Работа по другим основаниям, например, по гражданско-правовому договору, не дает оснований для профессионального пенсионного страхования.

Застрахованные лица – это физические лица, за которых уплачиваются (уплачивались) взносы на профессиональное пенсионное страхование в связи с занятостью в особых условиях труда.

  • работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда (СП1);
  • работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжёлыми условиями труда (СП2);
  • некоторые категории работников гражданской авиации, сельского хозяйства, текстильного производства;
  • водители пассажирского транспорта;
  • работники экспедиций непосредственно занятые на изыскательных работах;
  • отдельные категории артистов;
  • спортсмены, занимающиеся профессиональным спортом;
  • отдельные категории медицинских и педагогических работников.
  • в отношении работников, занятых полный рабочий день на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда и для некоторых работниц текстильного производства – по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • в отношении остальных категорий работников – с применением соответствующих критериев оценки условий труда, установленных Правительством (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 №1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования»).

По результатам оценки условий труда работодатель с участием профсоюза обязан локальным нормативным правовым актом утвердить перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации (статья 6 Закона). После утверждения этого перечня у работодателя, являющегося страхователем, наступает обязанность по уплате взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Профессиональный стаж – продолжительность работы с особыми условиями труда застрахованного лица, в течение которой за него уплачивались взносы на профессиональное пенсионное страхование. Исчисляется органами Фонда на основании сведений, содержащихся на специальной части лицевого счёта застрахованного лица, путём сложения периодов работы, за которые уплачены взносы на профессиональное пенсионное страхование.

Положение о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008г. №1488.

Средства профессионального пенсионного страхования формируются из взносов на профессиональное пенсионное страхование и доходов от их размещения, а также иных не запрещенных законодательством источников. Они являются республиканской собственностью и не могут расходоваться на цели, не предусмотренные законодательством о профессиональном пенсионном страховании. Сохранность и возвратность средств гарантируется государством.

Взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачивают наниматели за работников, занятых на рабочих местах, включённых в перечни рабочих мест с особыми условиями труда согласно тарифам, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2009 № 23. (С 1 января 2014г. изменены тарифы взносов на ППС для работников работающих по СП1 и СП2 – Указ Президента Республики Беларусь от 25.09.2013 № 441).

Взносы на профессиональное пенсионное страхование начисляются на все выплаты, начисленные работнику в связи с его занятостью в особых условиях труда, кроме выплат, предусмотренных утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд.

Таким образом, объект для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование =

Общая сумма всех выплат, начисленная в пользу работника

Выплаты, предусмотренные Перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы

Выплаты, начисленные работнику за периоды, не связанные с выполнением работ в особых условиях труда

  • работы в обычных условиях;
  • работы в особых условиях, но неполный рабочий день или неполную ставку;
  • работы по гражданско-правовым договорам;
  • простоев;
  • служебных командировок, не связанных с выполнением работ в особых условиях труда;
  • обучения, переподготовки, повышения квалификации;
  • обследования и осмотров в медицинских учреждениях;
  • выполнения государственных или общественных обязанностей;
  • осуществления полномочий по выборной должности;
  • ухода за больным;
  • социальных отпусков (по беременности и родам, по уходу за детьми, в связи с обучением, в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, по уважительным причинам личного и семейного характера);
  • болезни и временной нетрудоспособности;
  • санаторно-курортного лечения и оздоровления;
  • предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • трудового отпуска, праздничных и выходных дней, в том числе по графику работы работника, следовавших за периодом (днём), в котором работник не был занят на работе в особых условиях труда, и др.

Взносы на профессиональное пенсионное страхование не начисляют на сумму выплат, превышающую 3-кратную величину средней заработной платы работников в Республике Беларусь за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачивают указанные взносы.

Не уплачиваются взносы на профессиональное пенсионное страхование за работников, занятых в особых условиях труда, достигших общеустановленного пенсионного возраста.

Полученные от работодателей взносы размещаются в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы. Начисление дохода на суммы пенсионных сбережений от размещения данных средств каждому застрахованному лицу производится Фондом ежегодно на условиях равной процентной доходности пропорционально средневзвешенным пенсионным сбережениям на профессиональной части лицевых счетов.

Пенсионные сбережения, учитываемые Фондом на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица, используются на выплаты профессиональных пенсий.

Профессиональная пенсия – это пенсия, назначенная по Закону и выплачиваемая за счёт пенсионных сбережений. Назначение и выплата профессиональной пенсии осуществляется органами Фонда социальной защиты населения.

Полнота реализации застрахованным лицом права на досрочную пенсию за работу в особых условиях труда с учётом профессионального стажа и на профессиональную пенсию зависит от того, насколько правильно организован учёт рабочего времени в особых условиях труда работодателем, являющимся страхователем, и насколько он правильно и своевременно представляет необходимые сведения в орган Фонда.

Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 №322-З «О профессиональном пенсионном страховании»

(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)

Документ зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 15 января 2008 г. N 2/1419

Принят Палатой представителей 12 декабря 2007 года
Одобрен Советом Республики 20 декабря 2007 года

Настоящий Закон направлен на обеспечение правовых, экономических и организационных основ обязательного государственного пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности.

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

1.1. профессиональное пенсионное страхование — система установленных государством отношений, заключающихся в формировании средств за счет взносов на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности (далее — особые условия труда), и использовании этих средств для выплаты пенсий в связи с особыми условиями труда;

1.2. субъекты профессионального пенсионного страхования — страховщик, страхователь, застрахованное лицо;

1.3. страховщик — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Законом деятельность по профессиональному пенсионному страхованию;

1.4. страхователь — работодатель из числа юридических лиц (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительств, филиалов, предоставляющий работу в особых условиях труда по трудовым договорам, уплачивающий взносы на профессиональное пенсионное страхование;

1.5. застрахованное лицо — физическое лицо, за которое уплачиваются (уплачивались) взносы на профессиональное пенсионное страхование в связи с занятостью в особых условиях труда;

1.6. взносы на профессиональное пенсионное страхование — обязательные платежи страхователя для формирования средств на профессиональные пенсии;

1.7. профессиональный стаж — продолжительность работы с особыми условиями труда застрахованного лица, в течение которой за него уплачивались взносы на профессиональное пенсионное страхование;

1.8. специальный стаж — продолжительность работы с особыми условиями труда, дающей право на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или трудовую пенсию за выслугу лет в соответствии со статьями 12 — 16, 47 — 49, 49-2 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 17, ст. 275), до вступления в силу настоящего Закона;

1.9. досрочный период — период, в течение которого предоставляется право на профессиональную пенсию раньше общеустановленного пенсионного возраста;

1.10. досрочный пенсионный период застрахованного лица — период с месяца, следующего за месяцем обращения застрахованного лица за досрочной профессиональной пенсией, по месяц достижения им общеустановленного пенсионного возраста;

1.11. пенсионные сбережения — средства, формируемые для выплаты профессиональной пенсии застрахованному лицу из взносов на профессиональное пенсионное страхование и доходов от их размещения;

1.12. профессиональная пенсия — ежемесячная денежная выплата за счет пенсионных сбережений в виде досрочной профессиональной пенсии или (и) дополнительной профессиональной пенсии;

1.13. досрочная профессиональная пенсия — профессиональная пенсия, выплачиваемая застрахованному лицу в досрочный период;

1.14. дополнительная профессиональная пенсия — профессиональная пенсия, выплачиваемая в период после достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста.

2. Иные термины используются в настоящем Законе в значениях, установленных законодательством о государственном социальном страховании и пенсионном обеспечении.

Статья 2. Законодательство о профессиональном пенсионном страховании

1. Законодательство о профессиональном пенсионном страховании основывается на Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь от 31 января 1995 года «Об основах государственного социального страхования» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995 г., N 14, ст. 138), Законе Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные принципы организации и функционирования профессионального пенсионного страхования

Профессиональное пенсионное страхование организуется и функционирует на принципах:

ответственности работодателей за предполагаемое снижение трудоспособности работника вследствие занятости в особых условиях труда до достижения общеустановленного пенсионного возраста;

предоставления профессиональной пенсии в качестве целевого возмещения утраты заработной платы вследствие прекращения работы в особых условиях труда до достижения общеустановленного пенсионного возраста или в виде дополнительной выплаты после достижения общеустановленного пенсионного возраста;

выбора застрахованным лицом компенсации за работу в особых условиях труда в виде досрочной или (и) дополнительной профессиональной пенсии;

накопительного формирования средств на выплату профессиональных пенсий;

эквивалентности размера профессиональной пенсии объему пенсионных сбережений;

социального партнерства при осуществлении профессионального пенсионного страхования;

государственного контроля за осуществлением профессионального пенсионного страхования.

Статья 4. Страховщик

Страховщиком по профессиональному пенсионному страхованию является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Фонд).

Статья 5. Работники, подлежащие профессиональному пенсионному страхованию

1. Профессиональному пенсионному страхованию с учетом условий, предусмотренных настоящим Законом, подлежат:

1.1. работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (по спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей);

1.2. работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (по списку производств, работ, профессий, должностей и показателей);

1.3. работники летного и летно-испытательного состава гражданской авиации (по перечню должностей);

1.4. работники, осуществляющие непосредственное управление полетами воздушных судов гражданской авиации (по перечню должностей);

1.5. работники инженерно-технического состава гражданской авиации (по перечню должностей и работ);

1.6. бортоператоры и бортпроводники воздушных судов гражданской авиации;

1.7. работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах (по перечню текстильных производств и профессий);

1.8. женщины, работающие трактористами, трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;

1.9. мужчины, работающие трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции;

1.10. женщины, работающие животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющие определенные виды работ (по перечню), а также работающие доярками (операторами машинного доения);

1.11. водители пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) городских и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским;

1.12. работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;

1.13. отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, а также коллективов художественного творчества (по перечню);

1.14. спортсмены, занимающиеся профессиональным спортом (по перечню видов спорта);

1.15. отдельные категории медицинских и педагогических работников (по перечню учреждений, организаций и должностей).

2. Списки и перечни соответствующих производств, работ, профессий, должностей и показателей, учреждений и организаций утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 6. Оценка условий труда на рабочих местах

1. Оценка условий труда на конкретных рабочих местах производится:

1.1. для работников, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, — по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация рабочих мест);

1.2. для работников, указанных в подпунктах 1.3 — 1.6, 1.8 — 1.15 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, — с применением критериев оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей и видов выполняемых работ (далее — критерии).

2. На основании списков и перечней (пункт 2 статьи 5 настоящего Закона) и с учетом оценки условий труда на конкретных рабочих местах работодатель с участием профсоюза составляет и локальным нормативным правовым актом утверждает перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации (далее — перечень рабочих мест с особыми условиями труда). В случае, если по результатам последующей оценки условий труда на конкретном рабочем месте не будут установлены или подтверждены факторы, послужившие основанием для его включения в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, оно подлежит исключению из указанного перечня.

3. Порядок проведения аттестации рабочих мест утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

4. Критерии и порядок их применения утверждаются Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

5. Контроль за правильностью применения списков, перечня и качеством проведения аттестации рабочих мест в отношении работников, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, осуществляют органы государственной экспертизы условий труда. Положение об органах государственной экспертизы условий труда утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Контроль за правильностью применения перечней и критериев в отношении работников, указанных в подпунктах 1.3 — 1.6, 1.8 — 1.15 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, осуществляется органами, уполномоченными Советом Министров Республики Беларусь.

Глава 2 СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 7. Взносы на профессиональное пенсионное страхование

1. Взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются за работников, занятых на рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест с особыми условиями труда.

2. Объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд. При этом на сумму выплат, превышающую трехкратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются, указанные взносы не начисляются.

3. Взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются в Фонд.

4. Тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование, дифференцированные в зависимости от категории работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, а также порядок уплаты таких взносов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

5. Уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование за работников, достигших общеустановленного пенсионного возраста, не производится.

Статья 8. Учет сведений о застрахованных лицах и пенсионных сбережениях

Учет сведений о застрахованных лицах и пенсионных сбережениях осуществляется Фондом в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 1999 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 4, 2/5) на специальной части индивидуального лицевого счета (далее — профессиональная часть лицевого счета).

Статья 9. Формирование и расходование средств профессионального пенсионного страхования

1. Средства профессионального пенсионного страхования формируются из взносов на профессиональное пенсионное страхование и доходов от их размещения, а также иных не запрещенных законодательством источников.

2. Средства профессионального пенсионного страхования размещаются в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы (далее — уполномоченный банк).

3. Сохранность и возвратность средств профессионального пенсионного страхования гарантируются государством.

4. Средства профессионального пенсионного страхования являются республиканской собственностью, не могут расходоваться на цели, не предусмотренные законодательством о профессиональном пенсионном страховании, на них не может быть обращено взыскание по долгам Фонда, уполномоченного банка, страхователей и застрахованных лиц.

Статья 10. Начисление дохода от размещения средств профессионального пенсионного страхования

1. Начисление на суммы пенсионных сбережений дохода от размещения средств профессионального пенсионного страхования производится Фондом ежегодно на условиях равной процентной доходности пропорционально средневзвешенным за период распределения пенсионным сбережениям на профессиональной части лицевых счетов.

2. Пенсионные сбережения, не востребованные застрахованным лицом, включаются в доход от размещения средств профессионального пенсионного страхования и распределяются в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи. В таком же порядке распределяются пенсионные сбережения, не использованные в связи со смертью застрахованного лица.

Глава 3 НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПЛАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ

Статья 11. Право на досрочную профессиональную пенсию

1. Право на досрочную профессиональную пенсию имеют:

1.1. застрахованные лица, указанные в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, из числа:

работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников, при профессиональном стаже не менее 25 лет — раньше достижения общеустановленного возраста на 15 лет; при профессиональном стаже не менее 20 лет в ведущих профессиях на этих работах (горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин) — на 20 лет;

других работников, занятых полный рабочий день на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, при профессиональном стаже не менее 10 лет у мужчин и не менее 7 лет 6 месяцев у женщин и стаже работы соответственно не менее 20 и 15 лет — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет; при профессиональном стаже не менее 5 лет у мужчин и не менее 3 лет 9 месяцев у женщин и стаже работы соответственно не менее 25 и 20 лет — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год за каждый год профессионального стажа у мужчин и за каждые 9 месяцев такого стажа у женщин;

1.2. застрахованные лица, указанные в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, при профессиональном стаже не менее 12 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 10 лет у женщин и стаже работы соответственно не менее 25 и 20 лет — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет; при профессиональном стаже не менее 6 лет 3 месяцев у мужчин и не менее 5 лет у женщин и стаже работы соответственно не менее 25 и 20 лет — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев профессионального стажа у мужчин и за каждые 2 года такого стажа у женщин;

1.3. застрахованные лица, указанные в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, при профессиональном стаже не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 20 лет. При увольнении с летной работы по состоянию здоровья (болезни) и профессиональном стаже не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года профессионального стажа у мужчин и за каждые 1 год 6 месяцев такого стажа у женщин;

1.4. застрахованные лица, указанные в подпункте 1.4 статьи 5 настоящего Закона, при профессиональном стаже не менее 12 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 10 лет у женщин и стаже работы соответственно не менее 25 и 20 лет — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет;

1.5. застрахованные лица, указанные в подпунктах 1.5, 1.8, 1.9, 1.11, 1.12 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, при профессиональном стаже не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин и стаже работы соответственно не менее 25 и 20 лет — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет;

1.6. застрахованные лица, указанные в подпункте 1.6 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, из числа:

бортоператоров при профессиональном стаже не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет. При увольнении с работы по состоянию здоровья (болезни) и профессиональном стаже не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года профессионального стажа у мужчин и за каждые 1 год 6 месяцев такого стажа у женщин;

бортпроводников при профессиональном стаже не менее 15 лет у мужчин и стаже работы не менее 25 лет — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, при профессиональном стаже не менее 10 лет у женщин и стаже работы не менее 20 лет — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет;

1.7. застрахованные лица, указанные в подпунктах 1.7, 1.10 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, при профессиональном стаже не менее 20 лет — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет;

1.8. застрахованные лица, указанные в подпункте 1.13 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, при профессиональном стаже не менее 20, 25 или 30 лет (в зависимости от характера творческой деятельности) — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста соответственно на 15, 10 или 5 лет;

1.9. застрахованные лица, указанные в подпункте 1.14 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, из числа:

отдельных категорий спортсменов, являвшихся членами национальных команд Республики Беларусь по видам спорта не менее 5 лет (по перечню спортивных достижений), — при профессиональном стаже не менее 5 лет и стаже работы не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет;

других спортсменов — при профессиональном стаже не менее 15 лет у мужчин и не менее 10 лет у женщин и стаже работы соответственно не менее 25 и 20 лет — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет;

1.10. застрахованные лица, указанные в подпункте 1.15 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, при профессиональном стаже не менее 30 лет у мужчин и не менее 25 лет у женщин — раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет.

2. При определении права застрахованного лица на досрочную профессиональную пенсию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи:

2.1. учитываются периоды работы с особыми условиями труда, для которой указанным пунктом предусмотрены аналогичные или более льготные условия по продолжительности профессионального стажа и возрасту выхода на пенсию;

2.2. при наличии не менее половины профессионального стажа, предусмотренного указанным пунктом, учитываются периоды работы с особыми условиями труда до вступления в силу настоящего Закона, для которой Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» предусмотрены аналогичные или более льготные условия по продолжительности специального стажа и возрасту выхода на трудовую пенсию по возрасту или трудовую пенсию за выслугу лет, в соответствии с требованиями указанного Закона.

3. Порядок зачета стажа с различными особыми условиями труда для определения права на досрочную профессиональную пенсию устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 12. Право выбора пенсии

Застрахованным лицам, имеющим одновременно право на досрочную профессиональную пенсию и другую государственную пенсию, ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством о государственной службе, назначается (выплачивается) по их выбору одна из указанных выплат.

Статья 13. Исчисление профессионального стажа

1. Профессиональный стаж для назначения досрочной профессиональной пенсии исчисляется в полных годах и месяцах.

2. Исчисление профессионального стажа застрахованного лица производится на основании сведений профессиональной части лицевого счета путем сложения периодов, за которые уплачены взносы на профессиональное пенсионное страхование, с учетом условий, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 14. Исчисление досрочной профессиональной пенсии

1. Досрочная профессиональная пенсия исчисляется путем деления суммы пенсионных сбережений (по данным профессиональной части лицевого счета) на число месяцев досрочного пенсионного периода застрахованного лица.

Если досрочный пенсионный период застрахованного лица меньше 12 месяцев, досрочная профессиональная пенсия устанавливается в размере, не превышающем двукратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату исчисления досрочной профессиональной пенсии.

2. Перерасчет досрочной профессиональной пенсии осуществляется ежегодно в апреле. Ее новый размер определяется путем деления остатка пенсионных сбережений на оставшееся число месяцев досрочного пенсионного периода застрахованного лица.

Статья 15. Назначение досрочной профессиональной пенсии

1. Досрочные профессиональные пенсии назначаются застрахованным лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь.

2. Назначение досрочной профессиональной пенсии осуществляется городским, районным, районным в городе отделом областного, Минского городского управления Фонда.

3. Застрахованное лицо может обратиться за назначением досрочной профессиональной пенсии в любое время после возникновения права на такую пенсию, но не позднее месяца, предшествующего месяцу достижения им общеустановленного пенсионного возраста.

4. Заявление о назначении досрочной профессиональной пенсии подается в городской, районный, районный в городе отдел областного, Минского городского управления Фонда. Срок рассмотрения заявления — не более 10 рабочих дней.

5. Досрочная профессиональная пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о ее назначении.

Статья 16. Выплата досрочных профессиональных пенсий

1. Досрочные профессиональные пенсии выплачиваются за истекший месяц через уполномоченный банк на основании поручения Фонда.

2. Выплата досрочной профессиональной пенсии в период занятости застрахованного лица на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, приостанавливается.

3. При возникновении обстоятельств, влекущих приостановление выплаты досрочной профессиональной пенсии (занятость на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, получение другой государственной пенсии, ежемесячного денежного содержания, другие случаи, предусмотренные законодательством) или прекращение ее выплаты (окончание досрочного пенсионного периода застрахованного лица, смерть застрахованного лица), выплата досрочной профессиональной пенсии приостанавливается (прекращается) с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли такие обстоятельства.

4. Выплата досрочной профессиональной пенсии возобновляется с месяца, следующего за месяцем, в котором изменились обстоятельства, повлекшие приостановление ее выплаты.

Статья 17. Дополнительная профессиональная пенсия

1. Застрахованным лицам, на профессиональной части лицевого счета которых на день достижения общеустановленного пенсионного возраста имеются пенсионные сбережения, назначается дополнительная профессиональная пенсия.

2. Дополнительная профессиональная пенсия устанавливается в размере бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего в месяце, за который она выплачивается. Период выплаты дополнительной профессиональной пенсии определяется исходя из суммы пенсионных сбережений, имеющихся на профессиональной части лицевого счета на день назначения пенсии, и бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на эту дату. При этом, если период выплаты дополнительной профессиональной пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, составляет более 60 месяцев, пенсионные сбережения в сумме, превышающей требуемую для выплаты данной пенсии в течение указанного периода, по желанию застрахованного лица выплачиваются единовременно. Выбор застрахованного лица является окончательным и пересмотру не подлежит.

3. Назначение дополнительной профессиональной пенсии осуществляется в порядке, установленном пунктами 1, 2, 4, 5 статьи 15 настоящего Закона. При этом профессиональная часть лицевого счета закрывается.

4. Дополнительная профессиональная пенсия выплачивается за истекший месяц через уполномоченный банк на основании поручения Фонда.

5. Выплата дополнительной профессиональной пенсии производится независимо от получения каких-либо других пенсии или дохода.

6. При возникновении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты дополнительной профессиональной пенсии (окончание периода выплаты пенсии (пункт 2 настоящей статьи), смерть застрахованного лица), выплата дополнительной профессиональной пенсии прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли такие обстоятельства.

Глава 4 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 18. Права и обязанности застрахованного лица

1. Застрахованное лицо имеет право:

1.1. получать у страхователя информацию об уплаченных взносах на его профессиональное пенсионное страхование и иные сведения, представленные в Фонд;

1.2. обращаться в Фонд за получением сведений о текущем состоянии профессиональной части лицевого счета;

1.3. обращаться за назначением профессиональной пенсии;

1.4. в случае нарушения его прав и законных интересов обращаться с жалобой (заявлением) на действия (бездействие) страхователя или городского, районного, районного в городе отдела областного, Минского городского управления Фонда в вышестоящий орган Фонда. При несогласии застрахованного лица с принятым этими органами решением спор разрешается в судебном порядке.

2. Застрахованное лицо, которому назначена профессиональная пенсия, обязано сообщать в Фонд об обстоятельствах, влияющих на ее выплату в соответствии с настоящим Законом, не позднее одного месяца после их возникновения.

Статья 19. Права и обязанности, ответственность страхователя

1. Страхователь имеет право получать в порядке, определяемом Фондом, информацию о поступивших взносах на профессиональное пенсионное страхование и профессиональном стаже застрахованного лица.

2. Страхователь обязан:

2.1. проводить оценку условий труда на рабочих местах в соответствии с установленным порядком;

2.2. утверждать в установленном порядке перечень рабочих мест с особыми условиями труда;

2.3. уплачивать своевременно и в установленных размерах взносы на профессиональное пенсионное страхование;

2.4. представлять в Фонд сведения о застрахованных лицах, необходимые для ведения профессиональной части лицевых счетов;

2.5. предоставлять застрахованному лицу информацию о начисленных и уплаченных взносах на профессиональное пенсионное страхование, а также о профессиональном стаже;

2.6. сообщать в Фонд об обстоятельствах, влияющих на право застрахованного лица на досрочную профессиональную пенсию (ее выплату), не позднее одного месяца после их возникновения.

3. Страхователь несет ответственность за несвоевременность проведения оценки условий труда на рабочих местах и несвоевременную и не в полном объеме уплату взносов на профессиональное пенсионное страхование в порядке, установленном законодательством.

Статья 20. Обязанности Фонда по осуществлению профессионального пенсионного страхования

1. Фонд исполняет обязанности, установленные настоящим Законом, в интересах застрахованных лиц.

2.1. осуществлять сбор и вести учет взносов на профессиональное пенсионное страхование;

2.2. размещать средства профессионального пенсионного страхования в уполномоченном банке;

2.3. предоставлять в порядке, определяемом Фондом, застрахованному лицу сведения о текущем состоянии профессиональной части лицевого счета, страхователю — информацию о поступивших взносах на профессиональное пенсионное страхование и о профессиональном стаже застрахованного лица;

2.4. использовать средства профессионального пенсионного страхования исключительно на цели, предусмотренные законодательством о профессиональном пенсионном страховании;

2.5. производить расчет, назначение и выплату профессиональных пенсий;

2.6. соблюдать иные требования, предусмотренные настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним актами законодательства.

Глава 5 ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Назначение и выплата трудовых пенсий застрахованным лицам, работавшим в особых условиях труда до введения профессионального пенсионного страхования

1. Застрахованным лицам, работавшим в особых условиях труда до введения профессионального пенсионного страхования, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию, назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или трудовой пенсии за выслугу лет осуществляются в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

При определении права застрахованного лица на такую трудовую пенсию в качестве недостающего специального стажа, предусмотренного указанным Законом, учитывается соответствующий профессиональный стаж. При этом назначение и выплата трудовой пенсии производятся при согласии застрахованного лица на перечисление пенсионных сбережений, учтенных на профессиональной части его лицевого счета, для компенсации расходов по финансированию трудовой пенсии в период до достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста.

2. Перечисление пенсионных сбережений осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Статья 22. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь до 1 января 2009 года:

подготовить и внести в установленном порядке предложения по приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

утвердить предусмотренные настоящим Законом списки и перечни производств, работ, профессий, должностей и показателей, учреждений и организаций, а также принять другие нормативные правовые акты, направленные на реализацию положений настоящего Закона;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации настоящего Закона.

Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением настоящей статьи и статьи 22, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

2. До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом нормативные правовые акты Республики Беларусь применяются в той части, в которой они не противоречат настоящему Закону.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО

Популярные новости

При покупке квартиры целесообразно провести психолого-психиатрическую экспертизу продавца

При покупке квартиры целесообразно провести психолого-психиатрическую экспертизу продавца. Об этом рассказал председатель Государственного комитета судебных экспертиз Андрей Швед в эфире интернет-телевидения “СБ”. После крупных сделок, в основном купли-продажи квартиры, со стороны продавца могут появиться родственники, готовые оспорить законность сделки. Чтобы минимизировать вероятность возникновения подобных проблем, до сделки целесообразно провести психолого-психиатрическую экспертизу продавца. Подробнее»

Долгосрочная аренда жилья за символическую плату с правом выкупа

Жаль, что это происходит не в Беларуси, а только в соседней Польше В Польше стартует новая жилищная программа «Mieszkanie plus». С 2018 года, а точнее с этой весны, в Польше стартует новая жилищная программа «MieszkaniePlus». Разберемся, что она из себя представляет. Программа была разработана польскими властями специально для тех, кто по каким либо причинам не может себе позволить купить жильё, а в предоставлении ипотечного кредита ему отказано. Подробнее»

На Олимпиаде в Пхенчхане используют методы белорусских властей (видео)?

Еще свежи в памяти события, когда основные конкуренты А.Лукашенко на пост президента Республики Беларусь строем отправлялись прямиком на кладбище или в тюрьму. На Олимпиаде в Пхенчхане до этого пока не дошло, но белорусского претендента на золотую медаль бесцеремонно “подвинули” от золотой медали. Президент Беларуси Александр Лукашенко прокомментировал судейство в отношении белорусского фристайлиста Антона Кушнира на Олимпиаде в Пхенчхане: выкинули главного конкурента из финала. Об этом глава государства заявил 18.02.2018 журналистам, передает корреспондент БЕЛТА. Подробнее»

Заложниками химической “бомбы” замедленного действия станут 360 тысяч жителей города Гродно

Заложниками очередной химической “бомбы” замедленного действия станут 360 тысяч жителей города Гродно. Напомним, что по общим правилам химические предприятия такого типа, как в Гродно, должны находиться а 20-30 км. от крупных городов. Логично было строить новое предприятие на приличном расстоянии от областного центра. Но кого интересует судьба 360 тысяч человек, которые будут ежедневно вдыхать воздух с примесью отработки химпроизводства, а случае ЧП вообще могут быть похоронными на кладбище, которое находиться недалеко он самого предприятия “Гродно Азот”. Подробнее»

Против людей потерявших работу начнут принимать экономические репрессии

Противостояния власть имущих и простого белорусского народа набирает обороты. Власть все больше становится похожей на обезьяну с гранатой. Новый “оригинальный” способ “борьбы” с тотальной безработицей в Беларуси “изобрели” государственные умы в Беларуси. Если кто-то думает, что это будет создание новых производств и высококвалифицированных рабочих мест, то он сильно ошибается. Всех безработных заставят… имитировать трудоустройство и самозанятость, а против людей потерявших работу начнут принимать экономические репрессии. Вот такая альтернатива недавнему скандальному декрету, установившему налог на безработных. Подробнее»

“Смертники” из МВД

Введение повсеместной продажи алкоголя не обсуждали, ввели тихо и по закону (указу, декрету, постановлению), а вот ограничения по продаже алкоголя сегодня решили обсудить. То, что вводить ограничительные меры по продаже такого наркотика, как алкоголь — давно пора, было понятно даже первокласснику. Но достаточно ли только запретительных и ограничительных мер по продаже алкоголя, который сегодня продают круглосуточно везде, даже на АЗС? Подробнее»

Как секты превращают людей в дойных коров

В России действует не менее 5 крупных сект. Например, к кришнаитам попадают через йогу, лекции в интернете, спецтренинги, — говорит мне кандидат психологических наук Александр Невеев. — Сначала поют, потом смотрят, что из тебя выжать. Многие думают, что это просто учение, а не секта. На этом заблуждении народ и попадает в их сети! Подробнее»

В Беларуси займутся “разведением” и “отстрелом” предпринимателей?

В Беларуси похоже начнут “разводить” и “отстреливать” предпринимателей. А почему нет? Рыбу, бычков и даже страусов разводят. Очевидно, что данный декрет, вынужденная и временная мера, а не путь к либерализации бизнеса. Нужно куда-то срочно деть 500 тысяч безработных. Путь найден — тех кто не может найти работу, зарегистрируют предпринимателями, потом декрет отменят или изменят условия работы, бизнес станет невозможным и его прикроют, а долги перед государством у банкротов и неудачников — предпринимателей останутся Подробнее»

Пожар как способ восстановить справедливость?

Не совсем удачно произошла очередная “прихватизация” властями чужого имущества. “Врагу” не достался “отжатый” в Гродно пивзавод, во всяком случае в том виде, в котором его изъяли в доход государства. Так должно было все выглядеть по плану…. Вопросов с данным пивзаводом много. Он стоит в центре города и не выпускает пива уже 10 лет. То, что там никто ничего все это время не делает, было видно многочисленным контролерам и всем властям. Подробнее»

Государство будет “терроризировать” население под предлогом борьбы с терроризмом

Инакомыслие в Беларуси приравняют к терроризму. В синеокой днем с огнем не найдешь террориста. Бывают, правда искусственные, “притянутые за уши” или топорно сделанные. Нет за 2013-2016 год и осужденных за терроризм. Не смотря на это сегодня Палата представителей Национального собрания приступит к рассмотрению в первом чтении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам борьбы с терроризмом». Подробнее»