В соответствии с гк рф юридическим лицом является

Статья 48. Понятие юридического лица

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1).

4. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 48 ГК РФ

1. Глава 4 «Юридические лица» вступила в силу несколько ранее большинства положений части первой ГК РФ (с 8 декабря 1994 г. , другие положения части первой — с 1 января 1995 г.).

———————————
Российская газета. 08.12.1994.

По сравнению с ГК РСФСР и Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик само понятие «юридические лица» не претерпело значительных изменений. Вместе с тем очевидно, что динамика и «ассортимент» гражданского оборота изменились достаточно кардинально, что не могло не сказаться на создании и деятельности различных организационно-правовых форм юридических лиц.

Произошедшие в стране социально-экономические преобразования повлекли коренное изменение гражданского законодательства (и не только гражданского), в том числе о юридических лицах. Увеличилось (и весьма значительно) число организационно-правовых форм юридических лиц, изменились правила об их правосубъектности, видах юридических лиц и т.д. и т.п.

Особо следует отметить, что в отличие от ранее действовавшего законодательства, когда подавляющее число норм о юридических лицах (и не только о них) содержалось в подзаконных актах, в настоящее время соответствующие положения сосредоточены в федеральных законах, а наиболее важные из них — в Гражданском кодексе.

В п. 1 комментируемой статьи дается определение юридического лица. Данное определение относится ко всем юридическим лицам без исключения независимо от организационно-правовой формы и от того, коммерческая или некоммерческая это организация.

2. Существует ряд теорий в отношении юридического лица. Это и «теория фикции», и «теория целевого имущества», и «теория интереса», и «теория государства», и «теория коллектива», и «теория директора», и «теория организации», и «теория социальной реальности», и др. .

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

См. об этом, например: Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2007. Т. I: Общая часть. С. 216 — 223.

Вряд ли есть необходимость в настоящем издании характеризовать эти теории. Учитывая жанр работы, предлагаемой вниманию читателя, целесообразно сосредоточиться на легальном (сформулированном в законе) понятии юридического лица и положениях об отдельных видах юридических лиц.

Юридическое лицо характеризуется рядом материальных и правовых признаков .

———————————
Совокупность указанных признаков выделена проф. О.А. Красавчиковым, а соответствующая концепция получила в науке название «теория организации» (Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. N 1. С. 42 — 55; Он же. Юридическое лицо — организация — система общественных отношений // СССР — Австрия: проблемы гражданского и семейного права. М., 1983. С. 38 — 46).

К числу материальных признаков относятся следующие.

Во-первых, внутреннее организационное единство и внешняя автономия. Под внутренним организационным единством юридического лица понимается система существенных взаимосвязей всех структурных подразделений организации между собой и подчинение их руководящему органу. Благодаря внутреннему организационному единству юридическое лицо предстает не как известная совокупность (набор) образующих его элементов (цехов, отделов, служб), но как единое целое.

Внешняя автономия есть мера самостоятельности данной организации (юридического лица) в отношениях с другими лицами, причем указанная мера самостоятельности присутствует как во взаимоотношениях с учредителями (участниками) данного юридического лица, так и в отношениях со всеми иными лицами.

Во-вторых, экономическое единство и обособленность имущества.

Суть экономического единства в том, что имущество юридического лица принадлежит именно ему, а не структурным подразделениям. Им оно вверяется лишь в техническое управление. Принадлежность (присвоенность) всего комплекса имущества юридическому лицу находит свое выражение в наличии у юридического лица самостоятельного баланса или сметы.

Мерой обособленности имущества юридического лица является либо право собственности, либо право хозяйственного ведения, либо право оперативного управления.

По общему правилу юридические лица обладают имуществом на праве собственности. Собственниками имущества являются хозяйственные товарищества и общества, кооперативы (производственные и потребительские), общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды и др.

Право хозяйственного ведения своего имущества имеют государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственниками же имущества являются соответственно Российская Федерация, субъекты Федерации, а также муниципальные образования.

Правом оперативного управления принадлежащим им имуществом обладают казенные предприятия и учреждения.

В-третьих, руководящее единство выражается в том, что каждое юридическое лицо имеет один руководящий (высший) орган (не может быть двоевластия). Чаще всего деятельность юридического лица организуется системой органов (например, общее собрание, совет директоров, генеральный директор). Каждый из органов имеет широкий круг полномочий. Но руководящий (высший) орган — один (в приведенном примере — общее собрание).

В-четвертых, функциональное единство выражается в том, что каждое структурное подразделение и каждый орган выполняют специфическую функцию. Содержание ее подчинено целям образования и деятельности юридического лица. В результате достигается единство действий соответствующего юридического лица.

3. К числу правовых признаков юридического лица можно отнести следующие.

Во-первых, законность образования юридического лица. Это означает, что не должны противоречить закону цели, для достижения которых образуется юридическое лицо. Кроме того, должны соблюдаться порядок и условия образования юридического лица, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», иными федеральными законами.

Во-вторых, способность организации от своего имени участвовать в гражданских правоотношениях (иметь имущество в собственности, права авторства, обязательственные права и т.д.).

В-третьих, способность нести самостоятельную имущественную ответственность.

Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ либо учредительными документами юридического лица.

В-четвертых, способность быть истцом и ответчиком в суде.

И наконец, в-пятых, наличие учредительных документов (см. ст. 52 ГК и комментарий к ней).

4. Учредители (участники) юридического лица имеют разные права по отношению к имуществу.

Участники хозяйственных товариществ и обществ, члены производственных и потребительских кооперативов имеют обязательственные права по отношению к имуществу указанных юридических лиц.

Учредители государственных и муниципальных предприятий (Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования) имеют право собственности на имущество данных юридических лиц. Также право собственности имеют учредители учреждений.

Следует отметить, что в гражданском законодательстве предусматривается достаточно широкий круг организаций, в которых учредители (участники) не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество юридических лиц. К таким юридическим лицам относятся общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Так, в соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» собственником имущества политической партии, в том числе региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом. При этом члены политической партии не имеют прав в отношении имущества политической партии.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.

Статья 48. Понятие юридического лица

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1).

4. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации.

Комментарий к статье 48 Гражданского Кодекса РФ

1. Статья 48 определяет юридическое лицо (далее по тексту § 1 гл. 4 ГК — ЮЛ) — важнейшего наряду с гражданами субъекта гражданского права (п. 1) — и предлагает одну из его классификаций, в основе которой — наличие и характер правовой связи между ЮЛ и его учредителем (учредителями) (п. п. 2, 3). Юридическое лицо имеет четыре признака: а) является организацией; б) способно от своего имени выступать в гражданском обороте и в процессе; в) обладает автономным имуществом; г) отвечает последним по своим обязательствам (абз. 1 п. 1 ст. 48). Второй и четвертый признаки указывают на сделко- и деликтоспособность ЮЛ.

Юридическое лицо — организация, признанная в качестве субъекта права (носителя прав и обязанностей) законом. Признание организации ЮЛ означает: а) ее соответствие одной из предусмотренных законом организационно-правовых форм и всем предъявляемым к данной форме требованиям; б) ее государственную регистрацию и включение в ЕГРЮЛ (ст. 51 ГК). Организации, не признанные ЮЛ законом (в частности, не соответствующие ни одной предусмотренной законом форме), не могут быть признаны ЮЛ и регистрироваться в этом качестве.

Поэтому ЮЛ — организация, но отнюдь не всякая организация — ЮЛ (см. п. 3 ст. 55 ГК). Признак организации (организационного единства) следует понимать с точки зрения внутреннего устройства ЮЛ, наличия единого целостного и самостоятельно функционирующего и саморегулирующегося механизма, который имеет индивидуальную внутреннюю структуру, специфическое имущественное устройство, органы управления, формирующие и выражающие его волю, которая не всегда совпадает с волей отдельного участника. Формально организованность конкретного ЮЛ и особенности его устройства характеризуют его учредительные документы (ст. 52 ГК).

Признак организационного единства очевиден, если ЮЛ представляет собой объединение (организацию) двух и более лиц, а сама предпосылка последних к объединению выступает в качестве признака и особенности устройства ЮЛ. Именно так обстоит дело в хозяйственных товариществах, кооперативных, общественных и религиозных организациях (объединениях), фондах и др., одни из которых предполагают создание организации для занятия от ее имени предпринимательством (ст. ст. 69, 82 ГК), другие — для организованной совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, удовлетворения материальных и иных потребностей (п. 1 ст. 107, п. 1 ст. 116 ГК), третьи — для организованного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117, п. 1 ст. 118 ГК). Напротив, признак организационного единства неочевиден, если ЮЛ (например, хозяйственное общество) создается одним лицом и является одночленным.

Юридическое лицо — правосубъектная организация, которая самостоятельно (от своего имени) выступает в гражданском обороте и в процессе, т.е. приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. Возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте и в процессе обеспечивают его: а) органы, а также участники и работники (ст. ст. 53, 402 ГК); б) наименование и другие средства индивидуализации; в) место нахождения (ст. 54 ГК).

Юридическое лицо имеет автономное имущество, т.е. имущество, переданное учредителями (участниками) и приобретенное в процессе дальнейшей деятельности, которое юридически и экономически не совпадает с имуществом учредителей (участников). Подавляющее большинство ЮЛ — собственники автономного имущества, обладание правом собственности на автономное имущество соответствует условиям и потребностям рыночной экономики, где каждый участник гражданского оборота должен видеть в потенциальном контрагенте субъекта с максимальными полномочиями.

Несобственники в условиях рынка — унитарные предприятия (одна часть которых — субъекты права хозяйственного ведения, другая — права оперативного управления) и учреждения (субъекты права оперативного управления). Между тем правило п. 1 ст. 48 подлежит распространительному толкованию, так как не может быть ограничено только тремя упомянутыми вещными правами, иначе придется признать, что организация, имущественная автономия которой не вписывается в указанную триаду, не может и не должна признаваться ЮЛ.

Между тем ЮЛ могут иметь иные имущественные права на отдельные объекты из числа автономного имущества: а) вещные (например, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком) (ст. ст. 216, 268 — 270 ГК; см. также п. 7 ст. 3 Закона об автономных учреждениях); б) обязательственные (например, права на арендованный офис, на деньги на банковском счете); в) исключительные (например, право на результат интеллектуальной деятельности, вытекающее из патента на изобретение, внесенное в качестве вклада в уставный капитал). Иногда же вообще весьма непросто определить сущность правового режима имущества ЮЛ (см. п. 2 ст. 298 ГК). Отсюда упоминание в абз. 1 п. 1 ст. 48 только о трех вещных правах играет лишь информационно-иллюстративную роль. Экономически имущественную автономию ЮЛ отражают самостоятельный баланс или смета (абз. 2 п. 1 ст. 48).

Структурные подразделения ЮЛ (цеха, бригады и т.п., в том числе обособленные — ст. 55 ГК) наделяются имуществом для решения строго определенных задач (эксплуатация, обработка, реализация и проч.). Такое имущество может быть обособлено от имущества ЮЛ фактически (например, находиться в другом городе), юридически же оно остается имуществом ЮЛ и учитывается на его балансе (и только в некоторых случаях может учитываться на отдельном балансе подразделения). Именно отдельный (а не самостоятельный) баланс используется и как средство учета имущества ЮЛ в некоторых случаях, прямо указанных в законе (см. п. 2 ст. 298 ГК).

С наличием у ЮЛ автономного имущества связано несение им самостоятельной ответственности данным имуществом, которая обычно распространяется на все имущество. В то же время закон устанавливает целый ряд случаев, когда автономное имущество не является пределом имущественной ответственности и когда при его недостаточности к ответственности могут привлекаться учредители (участники) ЮЛ или собственник его имущества (см. комментарий к ст. 56 ГК).

2. В п. п. 2 и 3 ст. 48 содержится классификация ЮЛ, в основе которой — признак наличия или отсутствия у учредителей (участников) имущественных прав в отношении ЮЛ. Данная классификация напрямую связана с признаком имущественной автономии (абз. 1 п. 1 ст. 48) и с организационно-правовой формой (п. п. 2, 3 ст. 50 ГК).

В п. 2 ст. 48 учредители (участники) имеют имущественные права в связи с участием в образовании имущества ЮЛ (абз. 1), при этом в хозяйственных товариществах и обществах, в потребительских и производственных кооперативах они сохраняют обязательственные права (требования) в отношении самого ЮЛ (абз. 2), а в унитарных предприятиях и учреждениях — вещные права на его имущество (абз. 3). Напротив, в п. 3 ст. 48 учредители (участники) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений ЮЛ (ассоциаций и союзов) не имеют в отношении данных ЮЛ имущественных прав.

Данная классификация позволяет разделить все ЮЛ на организации — собственники автономного имущества (абз. 2 п. 2 и п. 3 ст. 48), и организации, обладающие в отношении данного имущества более узкими в сравнении с правом собственности правами хозяйственного ведения и оперативного управления (абз. 3 п. 2 ст. 48); она полностью соответствует правилам абз. 1 п. 1 ст. 66, п. п. 3, 4 ст. 213 ГК, раскрывает правовой режим ЮЛ, степень обособленности его имущества, решает важные вопросы, возникающие между учредителем (участником) и ЮЛ (см., например, п. 7 ст. 63 ГК).

Проецируя данную классификацию на другую (см. ст. 50 ГК), нетрудно заметить, что в абз. 2 и 3 п. 2 ст. 48 упоминаются коммерческие и некоммерческие организации, в п. 3 ст. 48 — только некоммерческие. В то же время, учитывая, что перечень форм некоммерческих организаций (в отличие от коммерческих) не исчерпывается ГК (абз. 1 п. 3 ст. 50 ГК), в п. п. 2 и 3 ст. 48 попали лишь те некоммерческие организации, которые упоминаются в § 5 гл. 4 ГК. Поэтому остается открытым вопрос о месте в данной классификации госкорпорации — собственника автономного имущества, судьбу которого при ее ликвидации всякий раз должен определять закон, предусматривающий ее создание (п. п. 1, 3 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

В свою очередь, некоммерческие партнерства можно лишь условно отнести к числу ЮЛ, упоминаемых в абз. 2 п. 2 ст. 48: члены некоммерческого партнерства вправе получать при выходе часть имущества партнерства (его стоимость) в пределах стоимости имущества, переданного ими в собственность партнерства (кроме членских взносов), а также ликвидационную квоту в пределах стоимости имущества, переданного ими в собственность партнерства, только если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами партнерства (абз. 5, 6 п. 3 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях). Автономная некоммерческая организация однозначно принадлежит к числу ЮЛ, упоминаемых в п. 3 ст. 48 (абз. 2 п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

Ст. 48 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 48. Понятие юридического лица.

7 февраля 2017

18 октября 2016

30 марта 2016

Арбитраж, суд обшей юрисдикции, мировой судья, а также Суд по интеллектуальным правам — их юрисдикции нередко пересекаются, а потому даже самые опытные юристы недоумевают, почему решение третейского суда, принятое по взысканию кредита с физического лица, можно обжаловать только в суде общей юрисдикции, или в какой суд подать иск к потребительскому кооперативу. Об этих и подобных им ситуациях — в обзоре судебной практики.

21 октября 2015

12 октября 2015

Основная масса дел, которые рассматривают арбитражные суды приходится на долю хозяйственных отношений между субъектами предпринимательской деятельности. Иногда такие дела приходиться рассматривать и судам общей юрисдикции. Взыскание задолженности, оспаривание условий договора и другие споры о хозяйственных отношениях — в этом обзоре судебной практики.

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

О применении льготы по налогу на имущество организаций при приведении учредительных документов и наименования юрлица в соответствие с законодательством РФ.

О применении УСН организацией, создающей филиалы

является ли муниципальное бюджетное учреждение структурным подразделением органа местного самоуправления

Вопрос относится к городу Уфа Республика Башкортостан

Предпринимательский стаж служит стажем для учета-назначения ветеранского стажа?

Вопрос относится к городу благовещенск

Является ли ИП юридическим лицом.

Вопрос относится к городу Тамбов

Подлежит ли переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД деятельность столовой, организующей горячее питание учащихся и преподавателей общеобразовательной школы? Если подлежит, то каким образом следует рассчитать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением системы налогообложения в виде ЕНВД?

Как отразить в учете филиала, выделенного на отдельный баланс, перечисление налога на прибыль в региональный бюджет за все филиалы, находящиеся на территории данного субъекта РФ, по расчету, произведенному головной организацией?

За отчетный период сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет субъекта РФ данным филиалом, составила 1 000 000 руб. Налог перечисляется с отдельного расчетного счета филиала.

Глава 4. Юридические лица (ст.ст. 48 — 123.28)

Глава 4. Юридические лица

О применении судами положений главы 4 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25

§ 1. Основные положения

См. схему «Общие положения о юридических лицах»

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 48 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

Статья 48. Понятие юридического лица

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 48 ГК РФ

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1).

4. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации.

Статья 49. Правоспособность юридического лица

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 49 ГК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в пункт 1 статьи 49 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2014 г.

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ в пункт 2 статьи 49 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ пункт 3 статьи 49 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной, см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 9 июня 2000 г. N 54

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 80-ФЗ в пункт 4 статьи 49 настоящего Кодекса внесены изменения

4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ статья 49 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. К юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения настоящего Кодекса о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.

Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 50 ГК РФ

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ пункт 2 статьи 50 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ в подпункт 2 пункта 3 статьи 50 настоящего Кодекса внесены изменения

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 2.1

2.1) общественных движений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 12-ФЗ в подпункт 3 пункта 3 статьи 50 настоящего Кодекса внесены изменения

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

Информация об изменениях:

Подпункт 4 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 12

12) адвокатских палат;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 13

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 14, вступающим в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

14) государственных корпораций;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 12-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 15

15) нотариальных палат.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ пункт 4 статьи 50 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 50 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Правило пункта 5 статьи 50 подлежит применению к некоммерческим организациям, создаваемым со дня официального опубликования Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ. В отношении некоммерческих организаций, созданных до дня его официального опубликования, указанное правило применяется с 1 января 2015 г.

В отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 не применяются

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 50 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 сентября 2014 г.

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

См. схему «Виды юридических лиц»

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 50.1, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

Статья 50.1. Решение об учреждении юридического лица

См. комментарии к статье 50.1 ГК РФ

1. Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

2. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично.

В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ в пункт 3 статьи 50.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, а в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса, о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.

В решении об учреждении корпоративного юридического лица (статья 65.1) указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

В решении об учреждении юридического лица указываются также иные сведения, предусмотренные законом.

Информация об изменениях:

Статья 50.1 дополнена пунктом 4 с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 259-ФЗ

4. В случае создания наследственного фонда (статья 123.20-1) решение об учреждении наследственного фонда принимается гражданином при составлении им завещания и должно содержать сведения об учреждении наследственного фонда после смерти этого гражданина, об утверждении этим гражданином устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества наследственного фонда, лицах, назначаемых в состав органов данного фонда, или о порядке определения таких лиц.

После смерти гражданина нотариус, ведущий наследственное дело, направляет в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда с указанием имени или наименования лица (лиц), осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа фонда.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ статья 51 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 51 ГК РФ

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в пункт 2 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2014 г.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 52 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

Статья 52. Учредительные документы юридических лиц

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 52 ГК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ в пункт 1 статьи 52 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.

Государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ пункт 2 статьи 52 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

О типовых уставах юридических лиц см. также пункт 7 статьи 1244 настоящего Кодекса и Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ

3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ в пункт 4 статьи 52 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

5. Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (пункт 1 статьи 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.

6. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

См. схему «Создание юридического лица. Учредительные документы»

Статья 53. Органы юридического лица

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 53 ГК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ в пункт 1 статьи 53 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в пункт 2 статьи 53 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2014 г.

2. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ пункт 3 статьи 53 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

3. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 53 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 1 сентября 2014 г.

4. Отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 53.1, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

Статья 53.1. Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 53.1 ГК РФ

О применении судами статьи 53.1 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25

В отношении религиозных организаций положения статьи 53.1 не применяются

1. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.

Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

2. Ответственность, предусмотренную пунктом 1 настоящей статьи, несут также члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании.

3. Лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, названным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.

4. В случае совместного причинения убытков юридическому лицу лица, указанные в пунктах 1 — 3 настоящей статьи, обязаны возместить убытки солидарно.

5. Соглашение об устранении или ограничении ответственности лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, за совершение недобросовестных действий, а в публичном обществе за совершение недобросовестных и неразумных действий (пункт 3 статьи 53) ничтожно.

Соглашение об устранении или ограничении ответственности лица, указанного в пункте 3 настоящей статьи, ничтожно.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 53.2, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

Статья 53.2. Аффилированность

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 53.2 ГК РФ

В случаях, если настоящий Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 54 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 54 ГК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ в пункт 1 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ в пункт 2 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ в пункт 3 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ в пункт 5 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, — только в едином государственном реестре юридических лиц.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ наименование статьи 55 настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

Статья 55. Представительства и филиалы юридического лица

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 55 ГК РФ

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в пункт 3 статьи 55 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2014 г.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

См. схему «Филиалы и представительства»

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 56 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

Статья 56. Ответственность юридического лица

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 56 ГК РФ

1. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 — 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами пункта 2 статьи 123.28 настоящего Кодекса.

2. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.

Статья 57. Реорганизация юридического лица

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 57 ГК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ пункт 1 статьи 57 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в пункт 2 статьи 57 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2014 г.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

См. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина РФ от 20 мая 2003 г. N 44н

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в пункт 4 статьи 57 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2014 г.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

См. схему «Реорганизация юридического лица»

Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 58 ГК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в пункт 1 статьи 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2014 г.

1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в пункт 2 статьи 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2014 г.

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в пункт 3 статьи 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2014 г.

3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в пункт 4 статьи 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2014 г.

4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ пункт 5 статьи 58 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

5. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 настоящего Кодекса не применяются.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 59 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

Статья 59. Передаточный акт

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 59 ГК РФ

1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 60 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 60 ГК РФ

1. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.

2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

Право, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных статьей 327 настоящего Кодекса.

Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено обеспечение, признаваемое достаточным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Предъявление кредиторами требований на основании настоящего пункта не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.

3. Если кредитору, потребовавшему в соответствии с правилами настоящей статьи досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц (пункт 3 статьи 53.1), члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица (пункт 3 статьи 53), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.

4. Предложенное кредитору обеспечение исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица или возмещения связанных с его прекращением убытков считается достаточным, если:

1) кредитор согласился принять такое обеспечение;

2) кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.

5. Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 60.1, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

Статья 60.1. Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 60.1 ГК РФ

1. Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом.

Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.

2. Признание судом недействительным решения о реорганизации юридического лица не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом.

3. В случае признания решения о реорганизации юридического лица недействительным до окончания реорганизации, если осуществлена государственная регистрация части юридических лиц, подлежащих созданию в результате реорганизации, правопреемство наступает только в отношении таких зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами.

4. Лица, недобросовестно способствовавшие принятию признанного судом недействительным решения о реорганизации, обязаны солидарно возместить убытки участнику реорганизованного юридического лица, голосовавшему против принятия решения о реорганизации или не принимавшему участия в голосовании, а также кредиторам реорганизованного юридического лица. Солидарно с данными лицами, недобросовестно способствовавшими принятию решения о реорганизации, отвечают юридические лица, созданные в результате реорганизации на основании указанного решения.

Если решение о реорганизации юридического лица принималось коллегиальным органом, солидарная ответственность возлагается на членов этого органа, голосовавших за принятие соответствующего решения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 60.2, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

Статья 60.2. Признание реорганизации корпорации несостоявшейся

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 60.2 ГК РФ

1. Суд по требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании по данному вопросу, может признать реорганизацию несостоявшейся в случае, если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации, а также в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации.

2. Решение суда о признании реорганизации несостоявшейся влечет следующие правовые последствия:

1) восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации, о чем делаются соответствующие записи в едином государственном реестре юридических лиц;

2) сделки юридических лиц, созданных в результате реорганизации, с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;

3) переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, при этом предоставление (платежи, услуги и т.п.), осуществленное в пользу юридического лица, созданного в результате реорганизации, должниками, добросовестно полагавшимися на правопреемство на стороне кредитора, признается совершенным в пользу управомоченного лица. Если за счет имущества (активов) одного из юридических лиц, участвовавших в реорганизации, исполнены обязанности другого из них, перешедшие к юридическому лицу, созданному в результате реорганизации, к отношениям указанных лиц применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60). Произведенные выплаты могут быть оспорены по заявлению лица, за счет средств которого они были произведены, если получатель исполнения знал или должен был знать о незаконности реорганизации;

4) участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации, а при смене участников юридического лица в ходе такой реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 65.2 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 61 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

Статья 61. Ликвидация юридического лица

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 61 ГК РФ

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ в подпункт 4 пункта 3 статьи 61 настоящего Кодекса внесены изменения

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

О конституционно-правовом смысле положений пункта 5 статьи 61 настоящего Кодекса см. определение Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 2371-О

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.