Уголовный кодекс мораль

8. Уголовно-процессуальное право и нормы морали

В уголовном процессе, как и в других сферах общественной жизни,

регулятором поведения людей, средством организации взаимоотношений между

ними служат не только правовые нормы, но и нормы морали (нравственности).

Мораль как форма общественного сознания действует, существует в виде

суждений, представлений людей о добре, зле, справедливости, чести, долге,

гражданственности. Соответствующие моральные нормы в сознании людей служат

регулятором их поведения.

Это положение важно для характеристики взаимоотношения права и морали в

регулировании уголовно-процессуальных действий и отношений.

Взаимодействие права и морали в сознании дознавателя, следователя,

прокурора, судьи влияет на тактику его поведения, манеру общения с

обвиняемым, свидетелем, потерпевшим и даже на выбор правового решения, когда

в рамках правовой нормы это жестко не определено. И выбор зависит от

конкретных обстоятельств дела, личности обвиняемого и т. п..

Многие процессуально-правовые предписания возникли на основе

соответствующих моральных представлений и правил. Например, представление о

том, что запрещается выполнение действий или принятие решений, которые

унижают достоинство гражданина, приводят к распространению сведений об

обстоятельствах его личной жизни, ставят под угрозу его здоровье,

необоснованно причиняют ему физические или нравственные страдания, получило

закрепление в законе, где сказано: «Запрещается домогаться показаний

обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных

незаконных мер» (ч. 3 ст. 20 УПК).

Нравственные нормы включены в регламентацию правил допроса, личного

обыска, освидетельствования, следственного эксперимента (например,

следственный эксперимент возможен лишь при условии, если его проведение не

связано с унижением достоинства и чести участвующих в нем лиц и окружающих и

не создает опасности для их здоровья (ст. 183 УПК), учтены при установлении

обязанности принять меры попечения о детях и охраны имущества заключенного

под стражу (ст. 150, 172, 181, 98 УПК), в правовых нормах, охраняющих

профессиональную тайну защитника (ч. 6 ст. 72 УПК), освобождающих супруга и

близких родственников от обязанности давать свидетельские показания (ст. 51

Нормы морали должны оказывать регулятивное воздействие на поведение

субъектов уголовного процесса. Так, нравственный долг должен побудить,

например, судью заявить присяжным заседателям самоотвод, если он знает, что

имеются обстоятельства, которые могут повлиять на его объективность, (ст.

«Мораль в области уголовного судопроизводства выполняет роль

дополнительной гарантии четкого, точного и неуклонного выполнения правовых

норм. В этом проявляется ее гарантирующая роль, или, иначе, функции

моральной гарантии, дополняющей гарантии правовые» . Соединение требований

права и морали должны препятствовать проявлению предвзятости, тенденциозного

подхода при проведении дознания, предварительного следствия и судебного

разбирательства, волокиты, черствости, безразличия к судьбе людей,

формальному отношению к их обращениям, жалобам.

Нравственные требования, предъявляемые к поведению судьи, выражены в

законе РФ «О статусе судей в РФ», где сказано, что «судья при исполнении

своих полномочий, а также во вне служебных отношений должен избегать всего,

что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или

вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности»

Нравственные требования, которым должна соответствовать деятельность

присяжных заседателей, выражены .в их клятве, где сказано о «честном» и

«беспристрастном» исполнении обязанностей, о разрешении дела «по своему

внутреннему убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и

Уголовное право и мораль (2)

Главная > Реферат >Государство и право

Уголовное право – это отрасль российского законодательства, представляющая совокупность юридических норм, установленных высшими органами власти, которые определяют преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему наказаний, порядок и условия их назначения, а также порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Под словосочетанием «уголовное право» во-первых, понимается отрасль права, включающая в себя не только нормы уголовного законодательства, но и возникающие на их основе уголовные правоотношения, а так же правотворческую и правоприменительную деятельность, во-вторых, под уголовным правом понимается наука, изучающая эту отрасль права, и учебная дисциплина, изучаемая в высших учебных заведениях.

Основополагающими понятиями уголовного права являются преступление и наказание. Уголовное право имеет свои специфические задачи. Основная его задача: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а так же предупреждение преступлений.

Как отрасль права, уголовное право отличается от иных отраслей тем, что охраняет существующие в обществе отношения, которые в подавляющем большинстве регулируются конституционным, гражданским, трудовым, административным, финансовым и другими отраслями права. Так, отношения собственности регулируются и охраняются, прежде всего, нормами гражданского права, однако охрана собственности от преступных посягательств (кража, мошенничество, грабеж, разбой и др.) осуществляется нормами уголовного права.

Глава 2. Источники уголовного права.

Источниками уголовного права являются Конституция Российской Федерации, международные нормы, Уголовный кодекс Российской Федерации.

Конституционные нормы, имеющие непосредственное отношение к уголовному праву, учитывались при подготовке нового Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, ч.2 ст.20 Конституции положена в основу редакции ст.59 УК, предусматривающей возможность применения смертной казни: «Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок в двадцать пять лет».[[1]]

Уголовный кодекс РФ устанавливает основания и принципы уголовной ответственности; определяет, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями; устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

В правовом государстве только уголовный закон устанавливает преступность и наказуемость деяния. Уголовный кодекс Российской Федерации является основным источником уголовного права.

Глава 3. Структура уголовного права.

Уголовное право России состоит из юридических норм Общей и особенной частей. Нормы и институты, определяющие задачи, устанавливающие основание и принципы уголовной ответственности, другие положения уголовного законодательства общего характера, относятся к Общей части уголовного права.

В нормах Общей части отечественного уголовного права определяются или регулируются:

· основание и принципы уголовной ответственности;

· принципы и пределы действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц;

· правила выдачи лиц, совершивших преступление за пределами РФ;

· понятие и категории преступлений, формы вины, возраст, с которого наступает уголовная ответственность несовершеннолетних;

· признаки и правовые последствия невменяемости, виды, признаки и правовые последствия неоконченного преступления;

· соучастие в преступлении и виды соучастников;

· обстоятельства, исключающие преступность деяния;

· виды наказаний и их система;

· общие начла назначения наказания;

· особенности назначения наказания при рецидиве, неоконченном преступлении, совокупности преступлений и приговоров;

· условия освобождения от уголовной ответственности и наказания, правила снятия и погашения судимости, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;

· основания и правила применения иных мер уголовно-правового характера (принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним и принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим психическими расстройствами, алкоголикам и наркоманам).

Нормы Особенной части определяют:

· какие общественно опасные деяния и при каких условиях признаются преступлениями;

· какие виды наказания подлежат применению к лицам, совершившим эти преступления;

· объективные и субъективные признаки конкретных составов преступлений;

· те виды и размеры наказания, которые могут применяться за совершение таких преступлений.

Для правильного понимания норм Общей и Особенной частей уголовного права большое значение имеют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. «О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда СССР» указано, что они применяются по тем вопросам, по которым не дано соответствующих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, и если они не противоречат законодательству России.[[2]]

Глава 4. Нормы уголовного права.

Норма уголовного права – это общепризнанное правило, сформулированное в статье Уголовного кодекса или иного нормативно-правового акта, рассчитанное на неопределенный круг лиц и на неопределенное число случаев криминального характера.

В России принятие норм уголовного права относится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), в частности Государственной Думы Федерального Собрания и референдума (по вопросам амнистии и помилования).ст. ой компетенции Российской фо права относится к исключительной компетенции Российской федерациивенно различаются.венности ил

Нормы уголовного права регламентируют вопросы о том, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями и какие виды наказаний или иные меры уголовно-правового характера могут и должны применяться к лицам, их совершающим; структуру уголовного законодательства России, основания и принципы уголовной ответственности, пределы и принципы действия уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц, основания и условия, при которых лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности или от наказания, особенности уголовной ответственности и т.п.

По своей структуре нормы уголовного права, принадлежащие к институтам Общей и Особенной частей, существенно различаются.

Глава 5. Структура и полномочия Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на 4 года. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Федеральное Собрание является постоянным действующим органом. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Палаты могут собраться вместе для заслушивания Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатели Государственной Думы и Совета Федерации ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Закон(но) и мораль(но): аргументы за и против

Иногда высказывается мнение, что проблемы этики можно значительно упростить, если перевести их в правовую плоскость. Однако большинство специалистов считают, что необходимо все же проводить различие между правом и моралью, между правовой и моральной оценкой каких-либо событий, между правовыми и моральными суждениями. Рассмотрим аргументы «за» и «против» тезиса «что законно, то морально» на основе примеров из истории, современной социальной практики и действующего законодательства.

Тема взаимоотношений морали и права является традиционной для учебных курсов профессиональной этики представителей тех специальностей, объектом труда которых является человек. Право представляет собой публичный институт перевода моральных представлений в ясно сформулированные, недвусмысленные правила социального поведения и наложения наказания за их нарушение. В своих различных формах оно публично закрепляет способы решения тех или иных жизненно важных проблем. О праве говорят, что это не что иное, как мораль, наделенная способностью принуждения, что оно «питается моральными идеями», и т. д.

Иногда высказывается мнение, согласно которому проблемы этики можно значительно упростить или вовсе устранить, если перевести их в правовую плоскость. Однако большинство специалистов считают, что необходимо все же проводить различие между правом и моралью, между правовой и моральной оценкой каких-либо событий, между правовыми и моральными суждениями.

Рассмотрим аргументы «за» и «против» тезиса «что законно, то морально» на основе примеров из истории, современной социальной практики, действующего законодательства.

Какие ассоциации у вас возникают при словах «закон», «право»? Услышав слово «право», приверженец традиционного понимания права вспоминает о существовании уголовного кодекса; у сторонника второго понимания слово «право» ассоциируется скорее с Декларацией прав человека и гражданина. Традиционное, обыденное понимание права сложилось в докапиталистических обществах, а свое теоретическое и идеологическое обоснование получило в эпоху формирования в Европе абсолютных и сословно-централизованных монархий.

Закон в рамках традиционного понимания трактуется как возведенная в закон воля правителя — его моральные ценности, идеалы, намерения, предпочтения, принципы — и отождествляется с указом государя. В период абсолютных монархий хорошим правителем признавался в первую очередь тот, который заботился о своих подданных, был добр к ним, сострадал им, был им достойным «отцом».

Право понималось как свод запретов, ограничивающих действия любого члена общества как в хозяйственной жизни, таки в сфере нравственности, и поэтому фактически являлось «руководством для моральной полиции». Наказанию подлежали как уличенные и доказанные преступные действия (воровство, убийство и др.), так и еще не совершенные преступления (например, опасный образ мыслей, который, как считалось, должен наказываться, так как повышает вероятность совершения преступлений).

Существовали законы против неприличия, лжеверия, непочтительности, чревоугодия, неблагоразумия и др. — таким образом государство устанавливало предварительную цензуру над поведением своих подданных, что означало законодательно оформленное недоверие к каждому человеку.

Недоверие к человеку, указывает Э.Ю. Соловьев, в рамках традиционного понимания права может доводиться до следующего парадокса: опекая и заботливо принуждая членов общества, государственная власть лишь удовлетворяет их естественное право на защиту от их же собственного безволия, непредусмотрительности и порочности.

Согласно политическому патернализму, который подчинил себе юридическую мысль в эпоху абсолютных монархий, человек подобен ребенку или подростку, который может жить лишь по чужим законам под угрозой кнута или в ожидании «пряника», но никак не по своим собственным, поэтому государство и закон должнызащищать подданных от самих себя ради их же собственной выгоды.

Аргументы «против» тезиса «что законно, то морально»

Законопослушный человек отнюдь не обязательно является высоконравственным и добродетельным, а правовое закрепление какого-либо порядка не оправдывает его с моральной точки зрения. Человек, признанный по закону виновным, не обязательно является виновным и с моральной точки зрения. Признание или непризнание его виновным с моральной точки зрения зависит от морального принятия или легитимности тех законов, на основании которых судят данного человека.

2. Не все законы морально оправданны. Если мы следуем тезису «что законно, то морально», то нам будет трудно с нравственной точки зрения доказывать необходимость либо принятия нового закона, либо отмены старого. Наши действия в этом случае могут быть расценены как противоправные и подлежащие наказанию.

Произвол государственной власти во время Второй мировой войны вызвал естественное стремление народов к созданию свода правил, которые бы ограничивали этот произвол и служили нравственным обоснованием действиям борцов против него.

Международным сообществом были разработаны и приняты документы, цель которых состоит в том, чтобы защитить индивида, оградить человеческое достоинство от незаслуженных унижений, гарантировать права личности и по возможности не допустить насилия над индивидом. Это Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.

3. Не все то, что аморально, можно объявлять незаконным. Если, например, считается общепринятым, что лгать безнравственно, то это не значит, что необходимо принять закон, запрещающий всякую ложь. Такой закон оказался бы невыполнимым.

Аргументы «за» тезис «что законно, то морально»

2. Закрепление этических правил в законодательстве. Фактически все правовые нормы являются отражением этических взглядов, которые разделяли или проповедовали законодатели. В российских законах имеются нормы с четко выраженной этической направленностью. В них устанавливаются принципы правового регулирования, которые определяют критерии этичности права или «дух» закона; в соответствии с ними и следует понимать и трактовать его «букву». Таким образом, тексты законов включают и законодательно закрепляют возможность и разрешение на моральную оценку и моральный контроль этих законов со стороны сообщества, отдельных граждан и государства.

3. Угроза безопасности страны. Тезис «что законно, то морально» является основным принципом государственного управления в ситуациях угрозы безопасности страны, государственной безопасности. В подобных ситуациях предпочтение отдается, как правило, общегосударственным интересам. Иногда это происходит за счет ущемления личных прав и свобод граждан. Некоторым государствам в определенные периоды времени выгодно поддерживать состояние угрозы безопасности страны, для того чтобы иметь возможность, опираясь на определенные трактовки законов (право), контролировать общественные порядки и определять волю народа (мораль).

4. Произвол корпораций. В ряде случаев возникает острая потребность укрепить защиту личности, прав и свобод граждан (мораль) через правосудие (право). В настоящее время эта потребность все чаще возникает в связи с произволом корпораций, который может выражаться в эксплуатации людей, в дискриминации по признаку пола, национальности, расы, социального положения и т.д., в принуждении сотрудников совершать неэтичные поступки ради блага корпораций (например, скрывать неблаговидную деятельность корпорации, производство опасной продукции, коррупцию и др.).

Узко корпоративные (эгоистичные) интересы присущи также и различным органам государственной власти. Используя свои властные полномочия, данные социальные структуры могут в своих притязаниях на долю общественного продукта (корпоративная мораль) использовать собственные властные полномочия (право), и это иногда приводит к тому, что отдельные сферы деятельности аппарата государственного управления целиком выпадают из-под контроля общегражданской юстиции (право). Поэтому связанность государственных учреждений законом (право) является наиболее действенной гарантией от злоупотреблений властью (корпоративная мораль).

5. Столкновение различных «моралей». Иногда только с помощью правоохранительных органов (право) можно предотвратить «разгул» общественности, движимой чувствами морального или религиозного негодования (мораль).

На основе приведенных выше аргументов можно сделать следующее заключение: не все то морально, что законно, и не все то аморально, что незаконно.

Мораль и право: чем различаются и где пересекаются

Право регулирует отношения в ограниченном социальном пространстве и в ограниченных временных рамках —только сегодняшние отношения между людьми. Право всегда несколько запаздывает: в общественной практике должно накопиться определенное количество коллизий, в результате чего возникает потребность их правового урегулирования. Поэтому между моментом обнаружения вредности применяемой практики и разработкой и принятием того или иного закона, объявляющего данную практику незаконной, существует временной интервал, иногда значительный.

Моральное регулирование отношений не ограничено во времени. Моральному одобрению или осуждению подвергаются люди, социальные институты, идеи, государства, народы, существующие в настоящее время и существовавшие сотни лет назад. Мораль также способна регулировать отношения людей, которые только еще будут жить на Земле. Многие люди, живущие сейчас, руководствуются моральными принципами, направленными в будущее — на сохранение всего живого на планете, на охрану окружающей среды и природных ресурсов ради будущих поколений.

Мораль регулирует отношения, опираясь, прежде всего, на традиции, привычки, обычаи, силу общественного мнения. Мораль — это всегда свободный, добровольный выбор формы поведения или поступка, который не всегда определяется рациональными соображениями. В моральном выборе большую роль играют эмоции, чувства любви, заботы, смирения, служения, альтруизма, дружбы, уважения, верности, преданности, самоотверженности, религиозные чувства и принципы. Мораль обращается к внутреннему миру человека, в то время как право интересуют только поступки людей в рамках жизни общества.

Различается структура правовых и моральных норм. Правовая норма имеет определенную логическую структуру, включающую причинно-следственную зависимость, и представляет собой умозаключение. Возможны различные логические формулы нормы права: «если…то… иначе»; «если…то»; «если…то, а если…то», но в любом случае сохраняется причинно-следственная связь. Моральные нормы имеют другую структуру, которая определяется своеобразием стоящих за ними санкций. Язык, который использует мораль, отличается от языка, на котором говорит право.

Моральные нормы являются частным случаем моральных оценок. Последние могут быть абсолютными(«Воровство аморально») и сравнительными («Воровать лекарства для онкологического больного морально предпочтительнее, чем для человека, больного простудой»). Различают:

  • частные моральные повеления, например: «Ты должен говорить правду»;
  • общие моральные нормы, например: «Люди должны говорить правду»;
  • принципы: «правда — это благо».

Принципы оценивают действительность с точки зрения ее соответствия определенной ценности, идеалу, образцу и одновременно предписывают следование этому идеалу, образцу. Рассуждая о моральных проблемах, люди, как правило, используют одни и те же приемы рассуждения, которые в совокупности принято называть логикой морального языка.

Согласно логике морального языка, частное моральное повеление обосновывается при помощи ссылки на общую норму; в свою очередь, общая норма обосновывается через принцип, а моральные принципы — в рамках целой системы моральных представлений и других принципов. Обоснование (оправдание) самой системы моральных представлений осуществляется за ее пределами, путем обращения к социальной практике и другим нормативным системам (права, политики, государственного устройства).

Например, для различных профессий есть свои системы профессиональной морали и свои кодексы профессиональной этики, регламентирующие эту мораль. Необходимость именно этих, а не иных моральных норм и принципов определяется целью, предназначением, уровнем развития данной профессии, а также ее предметом, историей формирования, требованиями внутреннего и международного законодательства, «искушениями», дилеммами и проблемами.

Право использует язык морали, называя его понятия и выражения «резиновыми параграфами», «понятиями с изменяющимся содержанием», расплывчатыми, гибкими, неопределенными. Такие понятия иногда преднамеренно вводятся в юридические тексты, чтобы оставить для судьи или органов государственной власти большую свободу оценок.

Язык морали также используется при составлении международных договоров. Современная техника принятия законов, благодаря таким неопределенным понятиям, позволяет осуществлять «делегирование нормативной функции органам власти, ответственным за принятие решений, и дозирует уровень неопределенности таких расплывчатых понятий, ориентируясь на полномочия, которые надо делегировать». Эти понятия используются на практике только в режиме «контролируемой расшифровки», которая осуществляется в процессе интерпретации и применения содержащих их правовых норм.

Право не может обойтись без гибких понятий морального языка, потому что оно предназначено, для того чтобы обеспечивать равновесие между юридическим порядком и социальной средой, подчинять ему живую социальную жизнь. Поэтому оно должно быть способно воспроизводить пластичные формы реальной жизни и может сделать это только благодаря существованию определений с широким значением, которые могут охватить сразу все известные и неизвестные случаи и предложить для них соответствующую трактовку.

Рассмотрим возможный вариант обоснования одного из самых важных этических принципов — «не убей». Прежде всего необходимо выделить признаваемые в настоящее время исключения из данного принципа — это будет первым шагом на пути прояснения его значений.

Например, в настоящее время не принято морально осуждать как убийцу того, кто:

  • сознательно лишает себя жизни: самоубийство может морально осуждаться, если человек, покончивший с собой, выбрал так называемый «более легкий» путь — ушел от выполнения каких-то важных обязательств;
  • насильственно лишает жизни другого человека в условиях защиты своей собственной жизни, жизни своих близких или других людей;
  • в условиях войны лишает жизни противника;
  • приводит в исполнение вступивший в законную силу смертный приговор.

Эти ограничения и исключения действуют в определенной стране, регионе и в рамках конкретного периода времени.

Следующая процедура обоснования морального принципа — подбор нужных аргументов. Наиболее эффективными аргументами при обосновании моральных принципов являются:

  • указание цели, которая будет достигнута в том случае, если люди будут следовать принципу «не убей»;
  • аргумент к согласованности — принцип «не убей» согласуется с другими принципами человеческого общежития: гуманности, ценности человеческой жизни, с системой права, рассматривающей убийство как одно из самых тяжких преступлений;
  • аргумент к авторитету и принятой практике (традициям);
  • аргумент к моральной интуиции — считается, что люди могут непосредственно постигать добро или испытывать отвращение ко злу без каких-либо рассуждений и доказательств;
  • аргумент к здравому смыслу — обращение к сложившемуся на данный момент у человека чувству правильности, полезности, благопристойности. Здравый смысл формируется на основе общих представлений, уклада жизни, ценностей, правил какого-либо сообщества; при этом здравый смысл одних народов может отличаться от здравого смысла других.

Язык морали — это язык, с помощью которого оформляются идеалы. Одни идеалы формируются стихийно, другие разрабатываются специалистами-профессионалами и распространяются по каналам массовой коммуникации. Различают пропагандируемые идеалы (их можно обнаружить путем анализа официальной прессы), и идеалы признаваемые. В свою очередь среди признаваемых идеалов выделяются признаваемые на словах и действительно реализуемые.

Мораль, закон и либерализм

Вот кажется мне, что либерализм с этим подходом в корне не согласен. Либерализм, похоже, выработал нечто вроде Примерного Уголовного Кодекса, и чем ближе законодательство той или иной страны к этому кодексу, тем она считается демократичнее. Все мы знаем основные моменты этого кодекса — отсутствие смертной казни, отсутствие преследований за религиозные убеждения и сексуальную ориентацию, стремление при малейших смягчающих обстоятельствах давать условный срок даже при более-менее серьезных преступлениях, и т.д.

Все это, вероятно, соответствует моральным нормам самих либералов. Но либералы имеют склонность навязывать Примерный Уголовный Кодекс всем странам, именующим себя демократическими. Иногда это бывает оправданно. Такие уголовные статьи как «оскорбление величества» или «распространение заведомо ложных сведений, порочащих социалистический строй» произошли явно не из общественной морали, и я бы не сильно обижался на либералов, настаивающих на отмене этих статей в уголовном кодексе той или иной страны, включая мою собственную. Но зачастую закон-таки проистекает из морали, а либералы все равно настаивают на его отмене. Пример ? Ну, например, супружеская неверность. Не везде в мире к этому относятся так благодушно-фривольно, как на Западе. Довольно во многих странах общество считает это самым настоящим преступлением. Тем не менее введение подобной статьи в уголовный кодекс неизбежно вызовет шквал либеральной критики вплоть до обвинений в дикости. Причем аргумент «у нас это принято считать преступлением, а не мелким грешком» отметается как неорганизованный.

Вопрос, собственно, таков. Является ли вообще либеральной ценностью связь законодательства с местной моралью ? Не считается ли это каким-то пережитком прошлых романтических времен, вроде веча ?

Мораль и право в системе культуры

Мораль в системе социальных норм

Моральэто совокупность норм, правил, принципов, являющихся следствием внутреннего убеждения человека или воздействия на него силы общественного мнения.

Моральная культура составляет «срез» культуры в целом, всех сторон и проявлений. Ее можно определить как достигнутый обществом и индивидами уровень человечности, гуманности в отношениях людей. Мораль опирается на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения личности. Моральное или нравственное сознание включает в себя моральные нормы и моральные принципы.

Нормы морали — это правила поведения людей в конкретных жизненных ситуациях.

Назначение норм морали — предоставление людям возможности определять степень соответствия своих действий признанным обществом представлениям о добре и зле, справедливости и несправедливости. Эти нормы возникают стихийно, существуют, как правило, в устной форме, отражаясь в сознании людей. Мораль формируется и поддерживается самим обществом, отвечает уровню его развития, тем общественным представлениям, которые сложились исторически и преобладают в обществе. Выполняются моральные нормы только теми людьми, для которых содержащиеся в них правила авторитетны. Итак, процесс реализации этих норм зависит от уровня информированности, развития и воспитания конкретной личности.

Моральные принципы — более широкие понятия, они носят общечеловеческий характер и обычно формируются как девизы, заповеди, кодексы, согласно которых нужно вести себя не только в конкретной жизненной ситуации, но и в целостной системе общественных отношений. К ним относятся такие положения, как «не укради», «не лги», «уважай ближнего», «чти отца своего» и т. д.

Моральная культура личности воплощается в отношениях человека с другими людьми, а моральная культура общества определяется количеством окультуренных индивидов.

Основными нравственными понятиями являются:

  • добро изло: противоположные, но взаимосвязанные качества. Добро — позитивное, созидательное, гармоническое качество личности; зло — агрессивное, эгоистическое, раз­рушительное состояние личности. Добрый человек — значит хороший, злой — значит плохой. К основным понятиям морали также относятся:
  • долг необходимость подчиняться более значимой воле, чем собственная при выполнении нравственных обязательств;
  • совесть — внутренний прокурор, «собственный суд справедливого человека», другими словами, соотношение поступков человека с общепризнанными нормами морали;
  • гуманизм — признание человека высшей ценностью. Основной признак гуманизма выражен в так называемом «золотом правиле нравственности», которое формулируется так: относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Или, как сказано в Библии, «возлюби ближнего,как самого себя».

Мораль является основой любви, брака и семьи. Взаимоотношения людей в обществе регулируются не только нормами морали, но и правом.

Единство и различия права и морали

Между моралью и правом существует единство и взаимосвязь:

  • мораль и право выполняют регулирующую функцию в обществе, то есть, направлены на социальные связи человека;
  • мораль и право имеют сходные структуры, нормативы и принципы;
  • мораль и право должны соответствовать друг другу и утверждать в обществе принципы добра и справедливости;
  • мораль и право не должны противостоять друг другу.

В то же время между моралью и правом существуют отличия:

  • нормы права — это сумма законов, предписаний, положений, санкционированных государством;
  • нормы морали — «санкционированы» только общественным мнением, то есть они формируются в процессе непосредственного общения людей;
  • нормы права всегда конкретны и однозначны в толковании (например, «Уголовный кодекс»);
  • нормы морали допускают различное толкование и восприятие в зависимости от этнических, религиозных и других особенностей общества;
  • нормы права формируют правила поведения в виде прав и обязанностей;
  • нормы морали существуют не только в виде прав и обязанностей, но и в виде общих принципов, целей, лозунгов и т. п.;
  • нормы права обеспечиваются государственным принуждением;
  • нормы морали обеспечиваются привычкой, внутренним убеждением, моральным, общественным влиянием и другими негосударственными методами.

Значительные отличия права и морали позволяют обществу и государству гибко использовать наиболее приемлемые для конкретной ситуации средства в процессе регулирования общественных отношений. Так, например, обязанность уступать место старшим в общественном транспорте носит моральный характер, а обязанность платить за проезд — правовой.

Итак, мораль и право имеют общее предназначение в процессе регулирования общественных отношений и разное воздействие и значение в обеспечении системности общества.

Право в системе социальных норм

Право — это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых силой государства, которые регулируют важнейшие общественные отношения.

Правом называют социально-правовые притязания людей: право на жизнь, право на свободу, право на труд и образование и т.д. Это так называемые естественные права человека. Право, отражая моральные установки общества, способствует узаконению некоторых моральных принципов и постепенному сужению сферы применения тех из них, которые утратили свою актуальность.

Признаками права являются:

  • Выражение общей воли. По словам Г. Гоббса, право есть продукт воли тех, кто имеет власть над другими. Для К. Маркса, «право — это возведенная в закон воля господствующегокласса»,
  • Нормативное регулирование общественных отношений, то есть право, предписывает человеку: «поступай так, а не иначе». Нормы права носят всеобщий и обязательный характер. («Закон суров, но он есть закон»).
  • Определение меры свободы поведения человека. Это означает, что право выражает меру доступности, реальности прав и свобод личности и меру допустимости ограничения свободы. Принцип свободы был сформулирован во французской Декларации прав человека и гражданина: «свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому».
  • Краеугольным признаком права является то, что оно устанавливается, санкциализируется и поддерживается государством. В рамках отдельного государства оно выступает как государственная воля. В реальной жизни это означает, что государство обеспечивает выполнение признаваемых и действующих юридических норм, так как нет других способов возвести общую волю граждан в закон.

Функции права в обществе состоят в следующем:

  • связывать членов общества юридическими узами в форме правоотношений;
  • согласовывать различные интересы людей общностей, организаций;
  • закреплять экономические основы деятельности человека (право собственности);
  • регулировать с помощью законов позитивные правила поведения с целью закрепления и развития общественных отношений;
  • охранять общезначимые общественные и личные отношения граждан (с помощью запретов, санкций и юридической ответственности).

Право как воплощение социальной справедливости

Цель права — реализация одной из высших моральных ценностей, имеющих общечеловеческое значение, — справедливости.

Справедливость — это категория, содержащая требование соответствия между значимостью отдельных индивидов, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением за него, преступлением и наказанием.

Назначение права как воплощения социальной справедливости проявляется в том, что:

  • право основывается на принципах гуманизма и справедливости;
  • права и обязанности субъектов находятся в отношениях справедливой взаимности;
  • сам процесс разработки права характеризуется обеспечением справедливых институтов демократии;
  • право обеспечивает равенство субъектов в процессе реализации и защиты их прав, а также установления их обязанностей;
  • право уравновешивает социальные интересы разных групп, существующих на уровне общества;
  • право устанавливает наиболее целесообразные и справедливые средства, формы и виды ответственности, имеющие целью восстановление нарушенных прав, а также интересов общества;
  • выполняя гуманистическую функцию, право предоставляет возможность реализовать в конкретном поведении людей те принципы справедливости, которые наиболее полно отвечают уровню развития общества и государства.

Итак, предоставляя субъектам права равные возможности, налагая равные обязанности и устанавливая равную ответственность, право выступает в качестве средства обеспечения справедливости в реальной общественной практике.

Понятие политической и правовой культуры

Взгляд на государство и право как на историческое достижение цивилизации, оценка их с позиций гуманизма и справедливости вызвали активное использование в юридической науке двух взаимосвязанных понятий — «политическая культура» и «правовая культура».

Понятие «культура» происходит от латинского слова «cultura», которое переводится как «обрабатывание земли», «воспитание», «развитие» и т. п. Сегодня оно главным образом обозначает систему материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, своего рода исторический опыт, который передается из поколения в поколение и соответствующим образом влияет на поведение людей. Социальное назначение права детализируется в правовой культуре.

Политическая культура определяется как исторический опыт, память социальных групп и отдельных людей в сфере политики, которые влияют на их политическое поведение.

Этот опыт в обобщенном виде содержит достижения как в сфере международных отношений, так и в сфере внутренней политики. С одной стороны, политическая культура является частью всей культуры общества, с другой же — она связана с конкретной политической системой.

Политическая культура может быть охарактеризована как качественное состояние политической жизни общества и степень зрелости политической системы общества.

В то же время в политической культуре находят отражение не только объективные политические институты, но и политические взгляды, идеи, представления, чувства, которые характеризуют отношение носителей политической культуры к политической жизни.

Правовая культура по аналогии с предыдущим понятием также может быть определена как исторический опыт, влияющий на поведение социальных групп и отдельных людей, но уже в сфере права.

Иногда правовую культуру понимают несколько упрощенно — как категорию, указывающую на уровень понимания, признания и сознательного исполнения правовых предписаний. Исходя из этого правовую культуру разделяют на:

  • общественную, присущую обществу;
  • групповую, характерную для какой-то социальной группы;
  • индивидуальную, характерную для отдельной личности.

Определенный уровень правовой культуры достигается с помощью объективных и субъективных факторов. Объективные — это условия развития общества, а субъективные — правовое воспитание.

Основные задачи правового воспитания

Правовое воспитание — это деятельность юридических и физических лиц, целенаправленно воздействующая на правовое сознание и правовое поведение граждан.

Задача правового воспитания состоит в том, чтобы на основе общих правовоспитательных целей у каждого человека были сформированы:

  • правильная правовая ориентация и уважительное отношение к законам;
  • сознательный выбор правомерных вариантов поведения;
  • уважительное отношение к правоохранительным органам;
  • чувство личной ответственности и сознание неотвратимости наказания за правонарушение;
  • критическое отношение к нарушениям и нарушителям закона;
  • потребность в личном участии в борьбе с правонарушениями;
  • уверенность в необходимости правовых норм для нормальной жизнедеятельности общества и его членов;
  • осознанная привычка соблюдать закон.

Таким образом, правовое воспитание должно воздействовать на разум и чувства человека, подсказывать ему пути правильного поведения в той или иной жизненной ситуации. Правовое воспитание направляет поведение и поступки людей в рамки требований законности. Именно поэтому наряду с формированием правового сознания, повышением уровня правовой культуры молодежи правовое воспитание работает на такую важную социальную функцию, как предупреждение нарушений.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2. Основи правознавства: Проб. підручник для 9 кл. серед. загальноосвіт. шк. / За ред. І. Б. Усенка. — Київ: Ірпінь: ВТФ «Перун», 1997. — 448 с.: іл. — Рос. мовою

3. Основы правоведения. 50 конспектов уроков по программе Министерства образования и науки Украины. 9 класс. — Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 2003. — 328 с.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями: