Трудовой кодекс рбСт 69

Статья 69. Трудового кодекса РБ
Оплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни

Каждый час работы в сверхурочное время оплачивается:

1) работникам со сдельной оплатой труда – не ниже двойных сдельных расценок;

2) работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады, – не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов).

По договоренности с нанимателем работнику за работу в сверхурочное время может предоставляться другой день отдыха.

Работа в государственные праздники, праздничные (часть первая статьи 147) и выходные дни оплачивается не ниже чем в двойном размере по правилам части первой настоящей статьи. При этом для работников, получающих месячный оклад, оплата производится в размере не ниже одинарной часовой тарифной ставки (оклада) сверх месячного оклада, если работа производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не ниже двойной часовой тарифной ставки (оклада) сверх месячного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.

За работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные (часть первая статьи 147) и выходные дни премии начисляются на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку.

Трудовой кодекс рбСт 69

Войти через социальные сети

Компенсации — денежные выплаты, установленные с целью возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей (ч. 2 ст. 90 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)).

Частью 2 ст. 110 ТК работа, выполненная по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни) отнесена к рабочему времени.

Рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности (ч. 1 ст. 110 ТК).

Таким образом, нормой права ч. 2 ст. 110 ТК выделены 2 основных вида работ сверх установленной продолжительности рабочего времени, выполняемых по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя: сверхурочная работа и работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни.

Сверхурочная работа выполняется непосредственно в рабочий день (смену) работника, а работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни — в соответствующие свободные от работы дни.

Статья 136 ТК регулирует выходные дни, а право работников на выходные дни — ст. 137 ТК, согласно которой право на выходные дни имеют все работники.

Выходные дни работник может использовать по своему усмотрению.

Работник, находящийся в служебной командировке, пользуется выходными днями в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), установленными у нанимателя, к которому направлен работник. Если работник специально командирован для выполнения работы в свой выходной день, то компенсация за работу в указанный день производится согласно ст. 69 ТК.

Часть 1 ст. 147 ТК предусматривает, что работа не производится в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими. При том в ч. 2 ст. 147 ТК содержатся исключения, допускающие выполнение в такие дни:

· работ, приостановка которых невозможна по производственно-технологическим условиям (непрерывно действующие организации);

· работ, вызванных необходимостью постоянного непрерывного обслуживания населения, организаций;

· неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

Компенсацию за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни регулирует ст. 69 ТК, которая определяет 2 вида компенсации: повышенную оплату труда за работу в такие дни или неоплачиваемый день отдыха.

Согласно ч. 1 указанной статьи за каждый час работы в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные (ч. 1 ст. 147 ТК) и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, производится доплата:

1) работникам со сдельной оплатой труда — не ниже сдельных расценок;

2) работникам с повременной оплатой труда — не ниже часовых тарифных ставок (окладов).

Приведенная норма означает, что при привлечении работника в установленном законодательством порядке к работе в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни ему за работу в такое время начисляется и выплачивается заработная плата за фактически отработанное время. Сверх заработной платы дополнительно нанимателем производится доплата в зависимости от формы оплаты труда.

Размер доплат, определенный в ч. 1 ст. 69 ТК, установлен минимальный. Это означает, что нанимателем могут быть установлены большие размеры доплат за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни.

Вместе с тем ч. 2 ст. 69 ТК определяет, что конкретный размер доплаты в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, устанавливается Правительством Республики Беларусь, в иных организациях — трудовым договором и (или) локальным нормативным правовым актом.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 ТК принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2014 № 583 «Об установлении размера доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни», которым установлены конкретные размеры доплаты за каждый час работы в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, работникам бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций:

— с повременной оплатой труда — в размере часовой тарифной ставки (оклада) работника;

— со сдельной оплатой труда — в размере сдельной расценки выполненной работы.

В отношении иных организаций наниматели на основании трудового договора (контракта) и (или) локального нормативного правового акта самостоятельно устанавливают размеры доплаты за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни.

Альтернативой доплате является предоставление другого неоплаченного дня отдыха. При этом день отдыха предоставляется взамен доплаты с согласия работника только за работу в сверхурочное время и выходные дни. Следует отметить, что указанный день отдыха по возможности целесообразно предоставлять в том месяце, в котором работник привлекался к работе в выходной день (выполнял сверхурочную работу), либо в учетный период (при суммированном учете рабочего времени) для соблюдения нормы рабочего времени в учетом периоде.).

При этом за часы работы в сверхурочное время один неоплачиваемый день отдыха предоставляется из расчета 8-часового рабочего дня (один день отдыха за восемь часов работы в сверхурочное время) (ч. 3 ст. 69 ТК).

Это означает, что если работник привлекался к работе в сверхурочное время, то право на замену доплаты неоплачиваемым днем отдыха возникает только при условии переработки сверхурочно 8 часов (например, за несколько рабочих дней). При этом, за работу в выходные дни данное правило не применяется, то есть при привлечении работника к работе в выходной день ему производится начисление и выплата заработной платы за фактически отработанное время (например, за 5 часов работы в выходной день) и в случае согласия работника на замену доплаты за 5 часов работы в выходной день — неоплачиваемый день отдыха независимо от количества отработанных в выходной день часов.

Если работник изъявил желание получить неоплачиваемый день отдыха за работу в сверхурочное время либо в выходной день, то предпочтительно в письменной форме выразить свое согласие на замену доплаты. Следовательно, соответствующая доплата за работу в сверхурочное время ему производиться не будет.

При привлечении работника к работе в государственные праздники и праздничные дни производится доплата. Право на замену доплаты неоплачиваемым днем отдыха у работника в такой ситуации отсутствует.

В соответствии с ч. 4 ст. 69 ТК, если работа в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК) выполнялась сверх месячной нормы рабочего времени, работнику по его желанию помимо доплаты предоставляется другой неоплачиваемый день отдыха.

Это означает, что предоставление другого неоплачиваемого дня отдыха не исключает обязанность нанимателя произвести работнику доплату согласно ч. 1 ст. 69 ТК.

Отдельно следует обратить внимание на то, что предусмотренный в ст. 69 ТК вид компенсации за работу в сверхурочное время и выходные дни в виде неоплачиваемого дня отдыха не может быть предоставлен с сохранением заработной платы на основании коллективного договора, соглашения, иного локального нормативного правого акта (ЛНПА), поскольку положения ЛНПА будут противоречить законодательству о труде.

Из ст. 69 ТК исключена норма, которая предусматривала начисление премии на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку. В этой связи данный вопрос регулируется в ЛНПА. Кроме того, в ЛНПА необходимо также определить порядок начисления иных выплат на тарифную ставку, которая выплачивается работнику за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни.

Статья 69. Медицинский осмотр при заключении трудового договора

СТ 69 ТК РФ.

Обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к Ст. 69 Трудового кодекса РФ

1. В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель, обеспечивая безопасные условия и охрану труда, обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (освидетельствований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Работник не может быть допущен к исполнению трудовых обязанностей, если он не прошел обязательный медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование, а также в случае медицинских противопоказаний. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр или обязательное психиатрическое освидетельствование (см. ст. 76 ТК РФ и комментарий к ней).

При таких условиях отказ или уклонение без уважительных причин от осмотра (освидетельствования) является нарушением трудовой дисциплины (подп. «в» п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»), которое может служить основанием для расторжения трудового договора.

Следовательно, по общему правилу обязанность пройти предварительное освидетельствование вытекает из законодательства, поэтому требование работодателя о прохождении медицинского осмотра как условие заключения трудового договора (т.е. в случаях, не предусмотренных законом) не может считаться законным.

Если же предварительное медицинское освидетельствование установлено нормативными актами государства, работник обязан пройти его. Работодатель в свою очередь обязан организовать проведение такого осмотра за счет собственных средств (средства обязательного медицинского страхования на оплату расходов медицинских учреждений на проведение обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров использованы быть не могут (письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21 января 2003 г. N 207/30-3/и «Об оплате расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров»)). В этих случаях прохождение предварительного медицинского освидетельствования является условием заключения трудового договора (вступления договора в силу).

2. Обязательность прохождения предварительного медицинского освидетельствования закон связывает с одним из двух факторов: 1) особенности личности поступающего на работу; 2) особенности работы, для выполнения которой заключается договор. Особенности работы, поручаемой работнику, определяют необходимость прохождения освидетельствования (осмотра) по соображениям обеспечения общественной безопасности, охраны труда работника либо санитарно-гигиенических (эпидемиологических) требований (см. ст. ст. 212 — 214 ТК РФ и комментарии к ним).

3. Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Указанная норма соответствует Конвенциям МОТ N 77 «Относительно медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (заключена в г. Монреале 9 октября 1946 г.) и N 78 «Относительно медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (заключена в г. Монреале 9 октября 1946 г.) (см. ст. 266 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при исполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (освидетельствования), а также Порядок проведения таких осмотров (освидетельствований) утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н.

К работам, выполняемым вахтовым методом, не могут привлекаться лица, имеющие противопоказания к выполнению работ вахтовым методом в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральным законодательством (см. ст. 298 ТК РФ и комментарий к ней).

Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей, допускается при наличии у них медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральным законодательством, об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях (см. ст. 324 ТК РФ и комментарий к ней).

Прием работника на работу после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) предусмотрен для работы, непосредственно связанной с движением транспортных средств, подземных работ, а также для профессиональных спортсменов (см. ст. ст. 328, 330.3, 348.3 ТК РФ и комментарии к ним).

О состоянии здоровья работника как факторе, обусловливающем наличие права на занятие педагогической деятельностью, см. ст. 331 ТК РФ и комментарий к ней.

5. Обязательный предварительный при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры проходят лица, обслуживающие технологические установки постоянного тока или контактирующие с источниками преобразования магнитного поля; работники, трудовая деятельность которых связана с воздействием электромагнитного излучения радиочастотного диапазона; лица, осуществляющие работы с асбестом и асбестосодержащими материалами; лица, занятые на копировально-множительных работах, и др.

6. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ст. 34 устанавливает, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей должны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.

В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (о личной медицинской книжке и санитарном паспорте см. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 г. N 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте»).

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» работники, занятые на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническое обучение в соответствии с законодательством РФ. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, которые могут представлять в связи с особенностями изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий опасность распространения таких заболеваний, а также работники, не прошедшие гигиеническое обучение, не допускаются к работам, при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями.

7. В некоторых случаях государством устанавливаются дополнительные требования к состоянию здоровья работника.

Учитывая, что объекты использования атомной энергии являются потенциальными источниками промышленных аварий со значительными негативными последствиями для окружающей среды и человека, для снижения вероятности аварий в связи с неправильными действиями персонала, связанными с отклонениями в состоянии здоровья отдельных работников, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические (ежегодные) медицинские осмотры и психофизиологические обследования работников объектов использования атомной энергии. Оперативный персонал указанных объектов проходит также предсменные осмотры в целях предотвращения допуска к работе специалиста в нетрудоспособном состоянии, обусловленном болезнью, интоксикацией, расстройством адаптации. После перенесенного работником тяжелого заболевания, травмы или длительного перерыва в трудовой деятельности по другим причинам проводятся внеплановые медицинский осмотр и психофизиологическое обследование перед допуском его к работе (Постановление Правительства РФ от 1 марта 1997 г. N 233 «О Перечне медицинских противопоказаний и Перечне должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также о Требованиях к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии»).

В соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» обязательным условием заключения трудового договора для выполнения определенных видов работ является наличие профилактических прививок. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825.

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» в ст. 9 устанавливает, что работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством РФ, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 877). Правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское освидетельствование лиц в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, устанавливаются Правительством РФ и пересматриваются им не реже одного раза в пять лет.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством РФ и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом опыта и научных достижений.

Таким образом, при поступлении на работу, указанную в соответствующем перечне, гражданин должен представить справку об отсутствии у него противопоказаний для ее выполнения в силу особенностей своей психики. Как следует из Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», такая справка может быть выдана по результатам психиатрического освидетельствования гражданина и действительна в течение пяти лет. При отсутствии справки гражданин «на добровольной основе» должен пройти обязательное психиатрическое освидетельствование на предмет своей пригодности к выполнению данной работы. С учетом того что освидетельствование именуется обязательным, термин «добровольная основа» означает лишь то, что гражданин не может быть подвергнут психиатрическому освидетельствованию принудительно. Отказ его от такого освидетельствования является для работодателя основанием для отказа в заключении трудового договора. Данное правило является общим для всего содержания комментируемой статьи: гражданин не может быть принужден к представлению любого документа, как и к совершению действия из числа предписанных ст. 65 ТК РФ, однако отказ его от такого представления (действия) исключает возможность заключения с ним трудового договора.

Аналогичного характера процедуры предусмотрены и для некоторых других случаев. Так, согласно ст. 22 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может служить наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития (см. Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2011 г. N 989н). Следовательно, процедура допуска к государственной тайне как при заключении трудового договора, так и в рамках уже существующего правоотношения предполагает обязательное прохождение специального медицинского освидетельствования.

Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2003 г. N 208 утвержден Список заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей. Следовательно, условием направления (поступления) гражданина на работу в представительство Российской Федерации за границей является прохождение им обязательного медицинского освидетельствования в целях установления отсутствия у него соответствующего заболевания.

Статья 69 ТК РБ

Статья 69. Оплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни

Каждый час работы в сверхурочное время оплачивается:
1) работникам со сдельной оплатой труда — не ниже двойных сдельных расценок;
2) работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады, — не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов).
(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 N 272-З)
По договоренности с нанимателем работнику за работу в сверхурочное время может предоставляться другой день отдыха.
.

если работник отработал 1-2ч. сверхурочно то ему положен целый день отдыха? если нет то сколько положено и где это должно отражаться?

  • Войдите, чтобы оставлять комментарии

В соответствии с частью 2 статьи 69 ТК сверхурочная работа может компенсироваться другим днем отдыха, если есть договоренность между работником и нанимателем.
Такая компенсация сверхурочных работ возможна после накопления количества сверхурочных часов, равного рабочему дню, взамен которого предоставляется другой день отдыха.
То есть, если у вас 8-часовой рабочий день, и Вы отработали 2 часа сверхурочно, то Вам день отдыха предоставят тогда, когда Вы сверхурочных наберете на 8 часов.

Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

С 25 июля 2014 года вступает в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 583 «Об установлении размера доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни» (далее – постановление).

Пунктом 32 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 131-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» статья 69 Трудового Кодекса Республики Беларусь изложена в новой редакции.

Новая редакция частей первой и второй статьи 69 Трудового кодекса Республики Беларусь предусматривает, что:

1) за каждый час работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, производится доплата работникам: со сдельной оплатой труда – не ниже сдельных расценок; с повременной оплатой труда – не ниже часовых тарифных ставок (окладов);

2) конкретный размер доплаты для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее – бюджетные организации), устанавливается Правительством Республики Беларусь, в иных организациях – трудовым договором и (или) локальным нормативным правовым актом.

Справочно: До 25 июля 2014 г. статьей 69 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) предусматривалась оплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни. При этом каждый час работы в сверхурочное время оплачивался:

1) работникам со сдельной оплатой труда – не ниже двойных сдельных расценок;

2) работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады, – не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов).

Конкретный размер оплаты за сверхурочную работу устанавливался нанимателем самостоятельно (часть первая статьи 63 ТК), но не ниже размера, предусмотренного частью первой статьи 69 ТК.

Таким образом, на основании части второй статьи 69 Трудового кодекса Республики Беларусь постановлением установлен конкретный размер доплаты за каждый час работы в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни работникам бюджетных организаций.

Например.
1. Работник (водитель) с повременной оплатой труда отработал всего 169 часов, в том числе сверхурочно 3 часа.

Доплата за 3 часа сверхурочной работы составит – 19 391 руб. (тарифный оклад 1 072 957 руб. / 166 ч. * 3 ч.).

Таким образом, начисленная заработная плата (за 169 ч.) составит всего 2 837 649 руб., в том числе:
тарифный оклад (за 169 ч.) – 1 092 348 руб.;
повышения тарифного оклада на:
15 процентов за стаж работы в отрасли – 163 852 руб.,
50 процентов в соответствии с п.п. 2.5 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь № 29 – 546 174 руб.;
надбавка за классность 25 процентов – 273 087 руб.;
доплата за особый характер работы 25 процентов – 273 087 руб.;
премия 20 процентов – 469 710 руб.;
доплата за сверхурочные 3 часа – 19 391 руб.

2. За месяц работник, которому установлена сдельно-премиальная система оплаты труда, оказал 120 единиц услуг, в том числе 10 единиц услуг в сверхурочное время. Сдельная расценка 1 единицы услуги составляет 50 000 руб.

Итого начисленная заработная плата составит 8 300 000 руб., в том числе:
сдельный заработок – 6 000 000 руб. (120 ед.у. * 50 000 руб.);
премия 1 800 000 руб. (6 000 000 руб. * 30 процентов);
доплата за услуги, оказанные в сверхурочное время, 500 000 руб. (10 ед.у. * 50 000 руб.).

Порядок привлечения работника к работе в выходные дни и оплата труда за работу в выходные дни

Статья 43 Конституции Республики трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков и дней еженедельного отдыха.

Согласно ст. 136 Трудового кодекса Республики Беларусь всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых).

При пятидневной рабочей неделе предоставляются два выходных дня каждую календарную неделю. При шестидневной рабочей неделе предоставляется один выходной день.

В соответствии с ч. 1 ст. 142 Трудового кодекса Республики Беларусь работа в выходные дни допускается по предложению нанимателя и только с согласия работника или по инициативе работника с согласия нанимателя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом, если к работе в выходной день привлекается несколько работников, то наниматель должен получить согласие от каждого из них. Необходимость выполнения работы в выходной день с согласия или по инициативе работника определяет наниматель.

Согласно ст. 143 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель вправе привлекать работника к работе в его выходной день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), без согласия работника в следующих исключительных случаях для:

  1. предотвращения катастрофы, производственной аварии, выполнения работ, необходимых для немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия;
  2. предотвращения несчастных случаев;
  3. устранения случайных или неожиданных обстоятельств, которые могут нарушить или нарушили нормальное функционирование водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;
  4. оказания медицинским персоналом экстренной медицинской помощи.

Перечень оснований привлечения работника к работе в его выходной день исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Ст. 144 Трудового кодекса Республики Беларусь устанавливает предельное количество выходных дней, которые могут использоваться для привлечения работников к работе. Так, допускается использование для работы не более 12 выходных дней в год каждого работника. При этом в предельное количество выходных дней не включаются выходные дни, в которые работник привлекался к работе без его согласия в порядке, предусмотренном ст. 143 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Привлечение к работе в выходной день оформляется приказом (распоряжением) нанимателя с соблюдением гарантий, предусмотренных законодательством.

Запрещается привлечение к работе в выходные дни беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также работников моложе восемнадцати лет. Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов – до восемнадцати лет), могут привлекаться к работе в выходные дни только с их письменного согласия. Привлечение инвалидов к работе в выходные дни допускается только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена им индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

В соответствии со ст. 69 Трудового кодекса Республики Беларусь за

каждый час работы в выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, производится доплата:

  1. работникам со сдельной оплатой труда — не ниже сдельных расценок;
  2. работникам с повременной оплатой труда — не ниже часовых тарифных ставок (окладов).

Конкретный размер доплаты в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, устанавливается Правительством Республики Беларусь, в иных организациях — трудовым договором и (или) локальным нормативным правовым актом.

За работу в выходные дни взамен доплаты с согласия работника может предоставляться другой неоплачиваемый день отдыха.

Статья подготовлена заведующим юридической консультации

Барановичского района и города Барановичи Грицкевич Т. А.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.