Тренинг для детей по правам ребёнка

Медиация в Иркутске

внесудебное разрешение споров

Главное меню

Тренинг «Права ребенка, механизмы их защиты и медиативные технологии урегулирования школьных конфликтов» прошел 27-28 октября в Шелехове

Тренинг «Права ребенка, механизмы их защиты и медиативные технологии урегулирования школьных конфликтов» прошел 27-28 октября в Шелехове. Он организован Иркутским Молодежным фондом правозащитников «Ювента» и Уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области. Как рассказала директор фонда Марианна Садовникова, в тренинге приняли участие сотрудники социальных и образовательных учреждений (учителя, сотрудники детского дома, социально-реабилитационного центра) Шелеховского муниципального образования.

Тренинг ориентирован на изучение прав ребенка в контексте урегулирования различных конфликтных ситуаций, поскольку специалисты уверены, что чаще всего нарушение прав ребенка приводит к конфликтным ситуациям, а конфликтные ситуации в свою очередь приводят к нарушению прав ребенка. «И однозначно четко понимая связь между этими двумя явлениями, и признавая, что ребенок проводит большую часть времени именно в образовательном учреждении, для нас стало очень важным рассказать учителям не только какие права есть у ребенка, но и какие есть у ребенка обязанности, как нужно действовать, чтобы не нарушать его прав и в тоже время не чувствовать себя ущемленным».

Медиаторы отмечают, что важно показать педагогам, каким образом можно разрешать те или иные конфликтные ситуации, чтобы не нарушать права ребенка и не провоцировать этого. При этом и взрослые и дети — участники конфликта должны оставаться удовлетворенными.

Медиаторы отмечают, что чаще всего занятость специалиста, загруженность бумажной работой или профессиональное выгорание приводят к тому, что в спешке он пытается разрешить конфликтную ситуацию как придется. И должно быть у педагога очень четкое понимание того, что ни одна конфликтная ситуация, которую он пытается забросить, не может быть просто упразднена распоряжением директора закрыть эту тему или указанием воспитателя «все, мы на эту тему больше не разговариваем», каждую конфликтную ситуацию необходимо разрешать, а не завершать. «И для нас было очень приятно, что большинство участников, которые пришли на тренинг в Шелехове, пришли уже с этой установкой, с готовностью не говорить нам о том, что у нас нет конфликтов, а говорить о том, что конфликты есть, не всегда удается их конструктивно разрешать. И мы хотим научиться тому, как это делать достаточно конструктивно», — подчеркивает Марианна Садовникова.

Одновременно в Шелехове проходил и тренинг по правам ребенка для детей из социальных и образовательных учреждений. На нем были и дети, которые живут с родителями и те, кто живет в социально-реабилитационном центре или в детском доме. Медиаторы отмечают, что они по разному готовы защищать свои права. Например, дети из социально-реабилитационного центра быстрее готовы защитить себя и в тоже время в защите своих прав они очень осторожны, потому что сомневаются, а не будет ли им хуже. Иная ситуация у детей домашних. Они рассуждают в чем выражается то или иное их право, как оно реализуется. И у них есть на кого рассчитывать тогда, когда их права нарушены. В этом они чувствуют себя более стабильно. «Мы считаем, что не зря уже второй раз собираем группы из детей, которые живут в семьях и детей, которые воспитываются без родителей в учреждениях. Такой опыт, как нам кажется, можно было практиковать всеми учреждениями, потому что толерантное отношение, о котором мы так много говорим, — это основа в реализации прав ребенка, ее нужно воспитывать в детях. Для этого детям нужно общаться друг с другом и видеть, может замечать разницу, но стараться быть терпимыми друг к другу», — подчеркивает правозащитница.

Эту программу поддерживает Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова. Специалисты аппарата детского омбудсмена постоянно принимают участие в тренингах в рамках проекта правового просвещения. Они рассказали как через аппарат уполномоченного можно защитить права ребенка, что для этого необходимо сделать. В свою очередь дети и взрослые – участники тренинга спрашивали о том, насколько эффективны те меры, которые предпринимаются Уполномоченным по правам ребенка в каких-то конкретных ситуациях. Много вопросов было и про необходимость правового просвещения. Например, одним из вопросов был о действиях ребенка, если его забирают полицейские. Сотрудники аппарата Уполномоченного рассказали детям: если вас забирают в полицию, и вы считаете, что это незаконно, требуйте возможности позвонить. Звоните на телефон доверия Уполномоченного по правам ребенка или хотя бы оставляйте информацию о том, кто вы и где вас забрали, в какое время и какой в отдел полиции. Потому что детям сложно отстаивать свою позицию в каких-то сложных ситуациях. Но это стало бы хорошим толчком к соблюдению прав ребенка со стороны полицейских и к уверенности детей в каких-то ситуациях, когда их права нарушаются.

Узнацкая средняя школа Крупского района

Тренинг «Право на жизнь»

Общая | Декабрь 08, 2012,16:48

Цели семинара:

  • Познакомить подростков с правами человека на жизнь и на имя, подчеркнуть значение документов, в которых они зафиксированы.
  • Сформировать собственную позицию в оценке поступков и поведения людей.
  • Пробудить желание понимать, уважать, соблюдать и защищать права человека.
  • Создать условия для развития исследовательских способностей участников семинара, тренинга.

Методический комментарий.

Тренинг – это форма активного обучения, направленная на раскрытие внутреннего потенциала человека через совместное (групповое) творчество участников.

Признаком семинара является предоставление информации через активные формы обучения.

Оптимальное количество детей, участвующих в тренинге — 20 человек.

Семинар, тренинг проводят школьники-тренеры, учащиеся 8-11 классов (2-4 человека).

Учитель занимает аналитическую позицию в экспертной группе, состоящей их учащихся (4-6 человек).

Оборудование:

Конвенция ООН о правах ребенка; Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».

Фломастеры, цветные карандаши и мелки, английские булавки, небольшие листки с клеящейся стороной, ЧАСЫ, бумага, ножницы, клей, маленькая корзинка .

Стадия вызова.

Представление участниками тренинга друг друга методом »Цветик-разноцветик». (В данном случае это одноклассники).

Сидящим в полукруге детям раздаются по 2 листа бумаги с клеящейся стороной, на которых предлагается написать крупными буквами своё имя и первую букву фамилии.

Затем каждый из присутствующих прикрепляет один листок к пиджаку, а второй кладет в корзинку тренера.

Когда все операции выполнены и наступила тишина, вызывается любой ребёнок. Его просят вытащить из перемешанных в корзинке листков с именами один и прикрепить к сердцевине понравившегося цветка на доске, а также рассказать о лучших качествах этого подростка. Далее эстафету принимает подросток, о котором говорилось. Таким образом выслушиваются все.

Как отличалась бы Ваша жизнь, если бы у Вас не было имён?

Тренеры благодарят за высказанные мысли и демонстрируют ключевые понятия усвоения:

»Мы все имеем право на имя. Все выигрывают от уважительного отношения друг к другу».

Всем известно, что рабам вместо имени ставили клеймо, а фашисты выжигали номер на руках пленных в концлагерях. Все это делалось для того, чтобы превратить человека в жалкое существо, лишить его самоуважения и гордости, внушить неуверенность и чувство неполноценности. Почему? Потому что имя человека хранит в себе силу духа его предков и его Родины. Вот почему, восхищаясь выдающимися произведениями мировой культуры или великими научными открытиями, мы все рядом со светлым именем их создателя и творца, вспоминаем с благодарностью и ту землю, на которой этот человек вырос.

Имя – это наша История, наши Традиции и Культура. – напечатано в журнале Гiсторыя: праблемы выкладання, 2000 год № 2 стр.87).

Подчеркивается, что право на имя зафиксировано в статье № 7 Конвенции ООН о правах человека. Кратко говорится о значении этого документа. Всем раздаются тексты Конвенции ООН и Закона Республики Беларусь «О правах ребенка».

Ожидания от встречи.

Всем присутствующим предлагается на листках написать свои ожидания от встречи (С какой целью я пришел на встречу?).

Ожидания заслушиваются, и листки прикрепляются на общем большом листе.

Обсуждение и принятие норм работы (правил общения).

Принятые нормы (правила) общения прописываются маркерами на бумаге и вывешиваются для всех.

Например: Правило поднятой руки.

Говорить от своего лица.

Критиковать высказывание, а не личность.

Каждое мнение имеет право на существование.

Стадия осмысления.

Вопросы и задания:

Перед вами три понятия: »право», »права человека», »права ребенка».

Попробуйте дать им определение, существует ли на Ваш взгляд разница между ними?

Самопроверка и взаимопроверка.

Демонстрируются определения: »право», »права человека» из юридического словаря или энциклопедии правоведа, других источников.

Участники сверяют своё понимание ключевых понятий с общепринятыми.

Как вы думаете, нужны ли нам права?

Что нам всем надо делать или чего не надо делать, чтобы наши права выполнялись?

Оформление принципов соблюдения прав человека, предложенных детьми, цветными мелками или маркерами, например: »Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого»; «Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе» и т.п.

2. Выявление уровня знаний участников семинара по правам ребенка.

Индивидуальное задание.

Каждому ребенку предлагается ответить на вопросы викторины (тест-олимпиады)

Затем идет краткий комментарий и викторина собирается.

Викторина (тест-олимпиада) по правам ребенка

Ребёнком, согласно Закона, считается физическое лицо:

а) до достижения им возраста 18 лет (ст. Закона РБ »О правах ребёнка»);

б) до достижения им возраста 10 лет;

в) до достижения им возраста 16 лет.

Все государственные и негосударственные организации в своей деятельности

а) отдают приоритет защите интересов детей;

б) решают вопросы независимо от возраста;

в) руководствуются интересами своей организации;

г) отдают приоритет лицам, являющимися гражданами РБ (ст. 3)

Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране;

б) если они родились в законном браке;

в) равного социального положения;

г) равного имущественного положения;

д) независимо от различных обстоятельств;

е) если они являются гражданами РБ (ст. 6)

Жестоко, грубо, оскорбительно с ребёнком имеют право обращаться:

г) сверстники ребёнка (ст. 9)

Ребёнок может попрошайничать:

а) если его об этом попросили родители;

б) если семье нечего есть;

г) если ему это интересно (ст. 9)

Каждый ребёнок определяет своё отношение к религии:

б) с помощью родителей;

в) по требованию родителей;

г) по совету друзей или взрослых людей (ст. 10)

Воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их замещающих, государство

б) никогда не вмешивается;

в) не вмешивается в него, если это не угрожает жизни и здоровью ребенка;

г) контролирует при проведении обрядов в учебных заведениях (ст.10)

Ребёнок до 15 лет может участвовать в религиозных обрядах:

а) если родителями получено специальное разрешение в государственных органах;

б) если ребёнок сделал этот выбор по совету друзей;

в) с согласия родителей;

г) самостоятельно (ст.10).

Ребёнок имеет право на свободное выражение своего мнения:

б) не имеет этого права;

в) если это не ущемляет прав других людей (ст.11)

Ребёнок имеет право на получение юридической помощи адвоката для защиты своих прав без согласия родителей:

а) в возрасте 14 лет и старше;

б) в возрасте 16 лет;

в) не имеет этого права (за него вопросы защиты решают родители) (ст.13).

Для защиты своих прав ребёнок может самостоятельно обратиться в суд с заявлением:

в) с 14 лет (ст.13).

Государство имеет право разлучать ребёнка с одним из родителей или обоими родителями:

а) если это необходимо в интересах государства;

б) не имеет такого права;

в) если это необходимо в интересах ребенка (ст. 15).

В случае раздельного проживания родителей ребёнок может выбирать, с кем из них он будет жить:

Ребёнок, проживающий отдельно от родителей в Республике Беларусь или в другой стране:

а) не может поддерживать контакты с родителями;

б) может поддерживать контакты с родителями, если они соответствуют интересам ребёнка;

в) может поддерживать контакты при любых обстоятельствах (ст.16).

Дети имеют право на самостоятельный труд:

в) только после получения профессиональной подготовки (ст.24).

Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:

а) при условии соблюдения законов своей страны;

в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя;

г) безоговорочно (ст.26).

Дети-инвалиды и дети с особенностями психофизического развития:

а) учатся в специальных учебных заведениях;

б) учатся в учебных заведениях, которые выбирают сами с помощью родителей;

в) не учатся согласно медицинскому заключению (ст.31).

Дети могут участвовать в военных действиях:

а) если этого требуют интересы государства;

б) если есть согласие родителей;

в) не могут (ст. 33).

Создание детских военизированных формирований:

в) разрешается при условии прохождения соответствующих аттестаций (ст. 33).

Ключ» 1-а; 2-а; 3-д; 4-в; 5-в; 6-а; 7-в; 8-в; 9-в; 10-а; 11-в; 12-в; 13-в; 14-б; 15-б; 16-а; 17-б; 18-в; 19-а

Ранжирование прав.

В группы раздаются резюме прав, определенных Конвенцией ООН о правах ребёнка

Каждый ребенок имеет право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит наилучших уход. (ст.3)

Каждый ребенок имеет право на достаточное питание, достаточное количество чистой воды. (ст.24, 27)

Каждый ребенок имеет право на приемлемый уровень жизни. (ст. 27)

Каждый ребенок имеет право на медицинский уход. (ст. 24)

Ребенок-инвалид имеет право на особую заботу, обучение. (ст. 23)

Каждый ребенок имеет право на отдых. (ст. 31)

Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. (ст. 28, 29)

Каждый ребенок имеет право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению. (ст. 19, 36)

Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат. (ст. 38)

Каждый ребенок имеет право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. (ст. 14, 30)

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. (ст. 6)

Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. (ст.13).

Предлагается проранжировать права, пронумеровав их в порядке значимости.

Одновременно демонстрируется текст: »Наши права, как и наши мысли, неотделимы, т.е. они принадлежат нам всем и не могут быть отняты у нас».

Резюме прав собирается и анализируется экспертной группой учащихся вместе с учителем. В это время школьники-тренеры проводят энергджайзер (разминку, игру и т.п.).

Энерджайзер »Ветер дует на…»

Играющие становятся в круг, в центре которого находится ведущий. Ведущий говорит: »Ветер дует на того, у кого длинные волосы». По указанному признаку он сам, если, конечно, у него длинные волосы, и все, у кого длинные волосы, должны быстро поменяться местами. Тот, кто не успевает этого сделать, становится ведущим. Игра продолжается. Ведущие не должны повторять признаки, по которым игроки меняются местами.

Подведение итогов ранжирования прав.

Легко ли вы в процессе ранжирования прав приходили к общему мнению? Почему?

На доску прикрепляется ключевое понятие (право) »Право на жизнь неприкосновенно».

Сообщается, что все группы это право поставили на первое место (обычно другие варианты возникают редко).

Что такое, по-вашему, жизнь?

В чём ценность жизни для Вас?

Что Вы можете сказать о праве на жизнь для каждого человека?

Кто или что может угрожать жизни человека?

(Например, война, преступники, недостаток врачебной помощи, врожденные болезни, самоубийство, смертная казнь).

Ответы, мнения выслушиваются, комментируются.

Приводятся сведения о войнах в истории человечества:

  • За 5,5 тысяч лет на Земле произошло свыше 14,5 тысячи больших и малых войн, в которых погибло почти 4 миллиарда человек. За этот период только 294 года были мирными.
  • В Первой мировой войне погибло 10 миллионов человек и 20 миллионов были искалечены.
  • Во второй мировой войне 55 миллионов человек погибли, 90 миллионов были ранены, из них 28 миллионов – искалечены.
  • Количество граждан Советского Союза, погибших в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945), составляет 27 миллионов человек.
  • Однако в печати можно встретить информацию о том, что в Великую Отечественную войну погибло 40 миллионов и даже больше. Это связано с тем, что Наркомат обороны СССР не опубликовал после окончания войны поименного списка тех, кто погиб или попал в плен.

Энерджайзер.

Дети становятся в круг. Ведущий просит повторять за ним слова и движения, увеличивая их количество и выполняя одновременно:

Моя тётушка вернулась из Японии и привезла мне веер …

А из древнего Алжира пару ножниц прихватила …

Из страны Голландии башмачки деревянные …

А из Мексики прекрасной привезла мне обруч красный…

С Лондонской ярмарки – кресло-качалку …

Жвачку из Америки …

Ну, а глупеньких таких привезла она с Луны.

  1. Пособие по подготовке школьников тренеров в области прав ребенка / Авт.-сост. И.И.Богданец и др.; Под общей ред. В.В.Подкопаева, О.Н.Чижденко, — Мн.: В.И.З.А. ГРУПП, 2003 – 156с. + Прил. (4с).
  2. Начальный курс обучения правам человека. Учебное пособие /Редактирование Потемкиной Е., Ковынёвой М. И др.; — М.: 121019, а/я 212.

Классный час по правам ребенка

Изучение прав человека ставит своей целью обучение учащихся умению общаться с другими людьми. Оно предполагает воспитание у школьников познание себя и окружающих, воспитание чувства собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям. Эти качества составляют основу культуры прав человека. Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа с учащимися 7-9 классов по реализации мероприятий по правовому воспитанию школьников.Для обработки правовых терминов и повышения правовых знаний использован метод социально-психологического тренинга, включающий дидактические игры интеллектуальные и познавательные .

Цель: формирование правового самосознания у подростков.

·Знакомство учащихся с международными документами, касающимися защиты прав, формирование вдумчивого и ответственного отношения к процессу защиты своих прав.

·Развитие аналитического и критического мышления.

·Воспитание вдумчивого отношения и уважения к правам других.

Форма проведения классного часа: социально-психологический тренинг.

Методы проведения классного часа:

— работа с правовым текстом;

Оборудование для проведения классного часа: компьютер,интерактивная доска, электронная презентация, текст «Конвенции о правах ребенка»,запись песни «По небу плывут облака»,фломастеры,магнитики,раздаточный материал.

Содержимое разработки

Разработка классного часа

«Детству следует оказывать величайшее уважение»

Изучение прав человека ставит своей целью обучение учащихся умению общаться с другими людьми. Оно предполагает воспитание у школьников познание себя и окружающих, воспитание чувства собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям. Эти качества составляют основу культуры прав человека. Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа с учащимися 7-9 классов по реализации мероприятий по правовому воспитанию школьников.Для обработки правовых терминов и повышения правовых знаний использован метод социально-психологического тренинга, включающий дидактические игры интеллектуальные и познавательные .

Цель: формирование правового самосознания у подростков.

·Знакомство учащихся с международными документами, касающимися защиты прав, формирование вдумчивого и ответственного отношения к процессу защиты своих прав.

·Развитие аналитического и критического мышления.

·Воспитание вдумчивого отношения и уважения к правам других.

Форма проведения классного часа: социально-психологический тренинг.

Методы проведения классного часа:

— работа с правовым текстом;

Оборудование для проведения классного часа: компьютер,интерактивная доска, электронная презентация, текст «Конвенции о правах ребенка»,запись песни «По небу плывут облака»,фломастеры,магнитики,раздаточный материал.

Ход классного часа:

1.Психологический настрой: (Слайд 1)

Учитель: Все расселись по местам,

Никому не тесно?

По секрету скажу вам:

Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть.

1 ученик Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

2 ученик Иметь уютный, теплый дом

Видеть тихий мирный сон.

3 ученик Врачей помощь получать,

4 ученик Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

5 ученик И любить и быть любим

Он на свете не один!

Учитель Определите тему сегодняшнего занятия. Почему выбрана эта тема?(Ответы детей)

3.Игровая задача «Что значит быть людьми».

Каждую минуту на земле рождается ребенок. Как вы думаете, новорожденный ребенок в России, Англии, Эфиопии,Японии и других странах наделяется правами? А кем они являются для своей страны?(гражданами). Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. Да, дети имеют права! Право есть нечто такое, что вам положено.Нечто такое, что никто не сможет и не смеет у вас отнять. Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение»

Именно уважением к детям проникнуты документы, регламентирующие права ребенка.

«Ребята, перед вами гость из другой части вселенной» (на слайде 2 изображение инопланетянина) этот гость хочет узнать о существах, которые называют себя «людьми». Детям предлагается высказать идеи, которые могли бы помочь гостю определить нас как «людей».

Школа- социальный институт,где вы не только получаете знания, но и приобретаете опыт взаимодействия с другими людьми. От того насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности,настолько успешными станут ваши школьные годы и в последующем весь ваш жизненный опыт. Если вы будете добросовестно и ответственно выполнять свои обязанности, разумно пользоваться своими правами,уважать права других людей,тогда и окружающие будут соблюдать и уважать ваши права.

4.Кластер «Права ребенка»

— А обладают ли дети такими же правами и свободами, что и взрослые?

— Необходим ли специальный документ по защите прав детей? Почему?

Такие документы существуют сегодня.(Слайд 3 )

Мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав детей:

Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей). Декларация (с лат. «провозглашение»);

Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет). Конвенция (с лат. «соглашение»).

Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Более 130 стран, включая Россию, приняли всю серьезность документа. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым документом является Конвенция. Именно Конвенции мы уделим особое внимание на занятии.

Итак, Конвенция — очень серьезный документ, адресованный правительствам государств. Чтобы он не оказался слишком трудным, попробуем сами предугадать, что в нем может содержаться.

Прежде всего, выясним, кого в Конвенции признают ребенком? (Лицо от рождения до 18 лет).

(На доске ведущий схематично изображает ребенка).

Предлагаю определить, что необходимо ребенку для нормальной жизни, т. е. его потребности. (Еда, друзья, школа, семья и т. д.).

Очевидно, что эти потребности перечислены в Конвенции как основные права детей.

Работа в группах (5 групп).Дети берут «Конвенцию о правах ребенка» и «Декларацию прав ребенка». Выбирают права,записывают на лепестках,прикрепляют на доску.

Все права можно разделить на 3 группы: (Слайд 4 )

Обеспечение (право на имя, гражданство, медицинский уход и т. д.).

Защита (от вовлечения в военные действия, экономической и других видов эксплуатации и т. д.).

Участие (свобода речи, мнений, религий, языка и т. д.).

Дети распределяют права по группам.

Декларация прав ребенка

принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей).

Конвенция о правах ребенка

ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав.

право на имя, гражданство, медицинский

свобода речи, мнений, религий, языка

от вовлечения в военные действия, экономической и других видов эксплуатации

5.Упражнение «4 правды, 1 ложь».

Каждой группе раздается два листочка с утверждениями. Группа должна прочитать утверждения и найти ложные. Далее каждая группа аргументирует свой выбор перед классом.

«В школе должно быть самоуправление учащихся»

«Я имею право отстаивать свое мнение перед учителем на занятии.»

«Я имею право громко включать музыку в любое время суток.»

Если я заболел, я имею право на медицинский уход, имею право не посещать занятия в школе.

«Милиция не имеет права меня задерживать без предварительного уведомления родителей или педагогов»

«Я имею право заниматься любой трудовой деятельностью несмотря на имеющиеся у меня дефекты речи (диктором телевидения, певцом, адвокатом, авиадиспетчером, конферансье)»

Я имею право быть гражданином той страны ,в которой родился.

Я имею право на защиту от вовлечения в военные действия на территории моей страны.

«Родители и педагоги не имеют права заставлять меня изучать те предметы, которые я не считаю важными для моей дальнейшей трудовой деятельности»

«Родители обязаны принимать все важные решения касающиеся нашей семьи, только посоветовавшись со мной (покупка дорогостоящих предметов, место проведения отпуска, приглашение гостей, в т.ч. неприятных мне; переезд на новое место жительства; планирование семейного бюджета)»

«Я имею право дружить и общаться, в том числе с лицом противоположного пола, невзирая на негативное мнение о моих друзьях родителей и педагогов, а также проводить с ними время (ночью) не ставя в известность взрослых»

Я защищен законом от любых видов эксплуатации.

Я имею право исповедовать ту религию, которую хочу.

Закон защищает меня от физического воздействия со стороны взрослых.

Закон защищает меня от всех видов дискриминации, унизительных действий и высказываний со стороны других людей.

Я имею право на отдых от занятий в течение дня.

Я имею право на персональное имущество.

Закон гарантирует мне справедливое и беспристрастное отношение при определении дисциплинарного наказания.

Я имею право выкладывать в интернет любую информацию и свободно общаться со сверстниками в Сети.

Я имею право самостоятельно выбирать дополнительные факультативные учебные курсы, после обсуждения с родителями.

Каждый имеет право на свое собственное мнение, но надо иметь в виду, что у каждого может быть своя точка зрения.

Умение отстоять свою точку зрения позволяет сделать свой собственный выбор в различных правовых ситуациях.

Умение отстаивать свою позицию в критических ситуациях при гражданских, уголовных и других прецедентах.

Отрабатывать навыки по аргументированной защите собственной позиции.

6.Проблемная ситуация «Суд совести» (Слайд 5 )

Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей. Мы часто встречаемся с нарушением прав учеников их сверстниками.Послушайте историю.

В 7 классе Сергей был непослушным, хулиганистым мальчишкой. Ребята считали его лидером, потому что он постоянно придумывал всякие развлечения.

Однажды на уроке ему удалось стащить у одной девочки, Тани Ивановой, сумку со сменной обувью и выбросить ее в открытое окно. Малыши, увидев чужие старые ботинки, забросили их в глубокую лужу.

После уроков у ребят был матч с 7 «Б», и Сергей совсем забыл про эти несчастные ботинки. Он сбегал домой, пообедал, переоделся, потом полтора часа честно отстоял на воротах, не пропустив ни одного гола.

Уже на последних минутах матча он увидел, как из дверей школы вышла Иванова, как шлепала в домашних тапочках по грязи, размазывая по щекам слезы. Сергей подозвал ребят, и они хохотали, глядя на эту раззяву.

. А вечером у них в подъезде был скандал. Из квартиры Ивановых раздавались крики. Пьяный отец кричал, что заставит Таньку ходить босиком или в кирзовых сапогах, так как она не умеет беречь свои вещи.

Сергей надел наушники, включил музыку и принялся делать уроки. Смеяться почему-то совсем не хотелось. А ночью он никак не мог уснуть, что-то противно царапало в сердце, мешало, не давало покоя. Он вспоминал все события дня: заплаканная Иванова, шлепающая по лужам в домашних тапочках, голос ее пьяного отца, жалобный лепет матери — как ни уговаривая себя Сергей, как ни оправдывал, но получалось, это он был виноват во всем- Решив, что утро вечера мудренее, Сергей уснул.

А на следующее утро скорая помощь увезла Иванову в больницу с воспалением легких. Вот тут Сергей и понял, как может грызть совесть.

У него были деньги, которые он копил на велосипед. В обувном магазине Сергей купил на эти деньги женские ботинки 38-го размера, как у своей мамы, и пошел в больницу проведать Иванову.

Он сказал, что пришел по поручению классного руководителя, положил на кровать пакет с ботинками и убежал. Попросить прощения у Ивановой он так и не решился.

Придя домой, он по привычке включил компьютер, надел наушники, включил музыку. И вдруг, вспомнив жалкое, испуганное и удивленное лицо Ивановой, Сергей почему-то заплакал. Он проплакал несколько минут и, как ни странно, почувствовал такое облегчение, как будто с души свалился огромный, тяжелый камень.

Вскоре семья Ивановых переехала на новую квартиру, и после болезни Таня перешла в другую школу.

Прошло много лет, Сергей стал офицером, капитаном первого ранга. Девятиклассники пригласили его на классный час рассказать о профессии морского офицера.

Тут Сергей и решил почему-то рассказать эту историю.

— Как вы считаете, почему Сергей почувствовал облегчение, купив Тане ботинки?

— И почему все-таки он плакал?

Примерные ответы детей:

— Он постарался загладить свою вину.

— Совесть подсказала ему, что он все сделал правильно.

— Совесть открыла ему глаза, и он смог почувствовать боль другого человека.

— Он должен был что-то сделать, чтобы искупить свою вину.

— Он плакал от жалости и от досады на себя.

— Это были слезы облегчения, очищения.

— Он плакал от радости: девочка не будет теперь на него обижаться.

Учитель . А как вообще можно загладить свой бессовестный поступок?

Примерные ответы детей:

— Можно попросить прощения у того, кого обидел.

— Верующие могут покаяться на исповеди.

— Пообещать самому себе, что больше этого никогда не будешь делать.

— Можно сделать какие-нибудь три хороших дела.

7.Закрепление материала. (Слайд 6 )

Как вы себя чувствуете? Как температура?

А сейчас предлагаю измерить температуру прав человека в вашей школе, не удивляйтесь. На листочке бумаги считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прослушайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу вашей школы.

В моей школе учащимся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность.

В моей школе одинаковые мероприятия для всех.

Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.

Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.

В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.

Никто не посягает на мое персональное имущество или место.

Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.

Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.

Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.

Максимально возможная температура — 36 градусов «прав человека».

У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36.

Как вы думаете, почему результат низкий?

От кого зависит температура прав человека в школе?

Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться.Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях.

8. Рефлексия. На доске 10 квадратиков и цветные магнитики.Дети оценивают по 10-ти бальной системе,ставя магнитик в соответствующую клеточку.

Звучит песня «По небу плывут облака».

Содержимое разработки

«Детству следует оказывать величайшее уважение»

Free Powerpoint Templates

Мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав детей:

Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей).

Декларация (с лат. «провозглашение»);

Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет).

Конвенция (с лат. «соглашение»).

Все права можно разделить на 3 группы:

Обеспечение (право на имя, гражданство, медицинский уход и т. д.).

Защита (от вовлечения в военные действия, экономической и других видов эксплуатации и т. д.).

Участие (свобода речи, мнений, религий, языка и т. д.)

Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей

Календарь правовых дат

1января ― Всемирный день мира

8 декабря 1967 года римский папа Павел VI установил новый праздник, «Всемирный день мира» (у католиков, «День всемирных молитв о мире»), который было принято отмечать в первый день каждого нового года.

17 декабря 1969 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила этот праздник официальным. Общий лозунг Всемирного дня мира таков: «Прости, и ты обретешь мир».

1 июня — Международный день защиты детей

1 июня — один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято Международной демократической федерацией женщин на специальной сессии в ноябре 1949 года.

20 ноября ― Всемирный день прав ребенка

В 1954 году Генеральная Ассамблея рекомендовала всем странам ввести в практику празднование «Всемирного дня ребенка» как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.

ООН предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным. 20 ноября знаменует день, в который ассамблея приняла в 1959 году декларацию прав ребенка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка.

10 декабря ― День прав человека

В 1950 году Генеральная Ассамблея предложила всем государствам и заинтересованным организациям отмечать 10 декабря в качестве «Дня прав человека». Этот день знаменует годовщину принятия Ассамблеей Всеобщей декларации прав человека в 1948 году.

Тренинг для детей по правам ребёнка

Автор-составитель Косицына И. Е.
ЦППРК «Практик»

Изучение прав человека ставит своей целью обучение учащихся умению общаться с другими людьми. Оно предполагает воспитание у школьников познание себя и окружающих, воспитание чувства собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям. Эти качества составляют основу культуры прав человека. Для обработки правовых терминов и повышения правовых знаний нами использован метод социально-психологического тренинга, включающий дидактические игры интеллектуальные и познавательные с открытыми и фиксированными правилами.

Программа тренинга

Тренинг разработан для учащихся 7-8 классов, но в нем присутствуют упражнения адаптированные также и для 9 класса.

В процессе обучения происходит накопление правовых знаний, формирование правового сознания, умений, правовых установок, правомерного поведения.

Правовые знания проявляются:

  • В понимании функций права, осознании своих прав и обязанностей.
  • В точном и осознанном выполнении правовых норм, умелом использовании механизмов по реализации прав, уважении прав других, умений выйти из конфликтной ситуации цивилизованными средствами.
  • В социально-активном поведении в правовых ситуациях.

Формы работы могут включать в себя:

  • Игры (проигрывание правовых ситуаций), тренинги.
  • Проведение диспутов, дебаты.
  • Работа с правовыми текстами с опорой на наглядный материал.
  • Контакты с правоохранительными органами: экскурсии, приглашения.
  • Лекционная работа старшеклассников.
  • В данном случае используется метод социально-психологического тренинга, включающий активизирующие упражнения, деловые игры, мозговые штурмы, работа с правовыми текстами с опорой на наглядный материал.

Приёмы работы

  • Работа с наглядным материалом по правовой тематике.
  • Работа с текстами:
  • пересказ специальных правовых текстов по опорам;
  • продолжить задание по предложенной правовой ситуации.
  • Разбор правовой и юридической терминологии на основе примеров из литературы, жизни, средств массовой информации.
  • Разбор учащимися литературных и литературно-публицистических произведений, газет и журнальных статей, рассказов и сообщений гражданских прав и прав человека с должной юридической и правовой оценкой случившегося, на основе знаний Российского Законодательства, конституции РФ, Прав человека и Прав ребёнка.
  • Игровая ситуация, где одни учащиеся заканчивают правовой рассказ, предложенный другими учащимися.
  • Игровые ситуации, где учащиеся проигрывают различные правовые моменты в качестве нарушителей закона, свидетелей, представителей закона.
  • Моделирование избирательной компании с участием всех воспитанников школы.
  • Написание учащимися сочинений, рефератов или рассказа по предложенной правовой тематике с использованием сюжетов исторических и литературных произведений; просмотр кинофильмов, телепередач, связанных с правовой проблематикой с последующим анализом материала.
  • Проигрывание ситуации Суд Присяжных, где в процессе обсуждается виновность или невиновность юридического лица.
  • Приглашение представителей МВД и других правоохранительных органов с лекциями и сообщениями на юридическую и правовую тематику. Дальнейший анализ материала педагогами.

Приемы работы в рамках данного тренинга включают в себя 1,3,5,6 из перечисленных пунктов. Дальнейшая работа социального педагога может продолжаться по вышеуказанным направлениям.

Цели:

  • Знакомство учащихся с международными документами, касающимися защиты прав, формирование вдумчивого и ответственного отношения к процессу защиты своих прав; акцентирование внимания участников тренинга на понятии «обязанности» и «ответственности».
  • Развитие аналитического и критического мышления.
  • Воспитание вдумчивого отношения и уважения к правам других.

Задачи:

  • Мобилизовать все имеющиеся знания.
  • Быстро принять решение зачастую в нестандартной, парадоксальной ситуации.
  • Проявить находчивость.
  • Выиграть состязание (индивидуальное или коллективное).

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТРЕНИНГА

Занятия включают в себя элементы социально-психологического тренинга, поэтому проводить их лучше в кабинете психолога или в специальном помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

Продолжительность занятия не должна превышать 40 минут (время одного школьного урока).

Оптимальная периодичность встреч участников программы 1-2 раза в неделю.

Ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки все время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем более обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков.

Подготовленность психолога к проведению тренинга означает не только знакомство с теоретическими основами разных образных тренинговых методов, но и обязательно личный опыт многократного участия в психологических тренингах разных типов, а также ведения групп хотя бы в роли ассистента.

Важно также желание учащихся стать членами тренинговой группы. Добровольность участия является необходимым профессионально-этическим требованием. Поэтому, пришедший на тренинг потенциальных участников, психолог должен доступно объяснить цели такой работы и ее формы, сформировать у них мотивацию к этой деятельности.

  • Не курить
  • Не опаздывать
  • Говорить по очереди
  • Если хотите говорить – поднимайте руку
  • Не шуметь
  • Не критиковать
  • Не дискутировать
  • Уважать мнения друг друга
  • Быть открытым
  • Активность
  • Конфиденциальность
  • Не подавать дурных примеров
  • Соблюдать правила

Ход первого занятия:

1. Организационный момент.

2. Разминка.

Упражнение на знакомство «Сравнение»

Цель упражнения: групповая рефлексия

Описание упражнения: Каждый участник по очереди сравнивает себя с определенным животным (птицей, насекомым), объясняя это сравнение, и подробно рассказывая об этом животном — где оно живет, с кем, чем питается, веселое оно или грустное.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

Для начала поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах — капитаны.
Составьте словосочетание со словом «право». Команда, составившая, больше всего словосочетаний и предложений выигрывает.
На доске появляются слова: ясность, четкость, стабильность, равенство).
Вы слышали выражение «Что наша жизнь – игра…»

И на занятиях права вы познакомитесь с самыми важными правилами этой игры — законами. Именно закон отвечает этим требованиям (ясность, четкость, стабильность, равенство). Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к разным неприятностям. На примере разминки в начале занятия, полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших занятиеов права.

Как называется основной международный документ по правам человека? (Всеобщая декларация прав человека).
А обладают ли дети такими же правами и свободами, что и взрослые?
Необходим ли специальный документ по защите прав детей? Почему?
Такие документы существуют сегодня, это и есть тема нашего занятия.

3. Сообщение темы занятия.

Мы приступили к изучению нового раздела — «Права детей». Наше первое занятие посвящено международным документам о правах детей.

4. Объяснение нового материала.

Итак, мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав детей:
Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей). Декларация (с лат. «провозглашение»);
Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет). Конвенция (с лат. «соглашение»).

Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Более 130 стран, включая Россию, приняли всю серьезность документа. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым документом является Конвенция. Именно Конвенции мы уделим особое внимание на занятиее.

Итак, Конвенция — очень серьезный документ, адресованный правительствам государств. Чтобы он не оказался слишком трудным, попробуем сами предугадать, что в нем может содержаться.

Прежде всего, выясним, кого в Конвенции признают ребенком? (Лицо от рождения до 18 лет).

(На доске ведущий схематично изображает ребенка).

Предлагаю определить, что необходимо ребенку для нормальной жизни, т. е. его потребности. (Еда, друзья, школа, семья и т. д.).

Очевидно, что эти потребности перечислены в Конвенции как основные права детей.

Все права можно разделить на 3 группы:

Обеспечение (право на имя, гражданство, медицинский уход и т. д.).
Защита (от вовлечения в военные действия, экономической и других видов эксплуатации и т. д.).
Участие (свобода речи, мнений, религий, языка и т. д.)

5. Работа по группам.

Цель игры: формирование правового самосознания у подростков.

Правосознание учащихся формируется не только предписаниями и требованиями, стереотипами, но и самостоятельным осмысливанием проблем, поиском выхода из сложных ситуаций, учеников нужно неоднократно сталкивать со злом в различных педагогически конструируемых ситуациях. В результате ученик будет подготовлен к реальным сложностям жизни.

Задачи игры:

Развитие навыков: самопонимания, самоуважения, коммуникабельности, умения слушать, самоутверждения.
Переведение дискуссионных навыков на социально-правовую тематику.
Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Педагог определяет предмет игры (связанный с правовыми нормами) и правила спора (не перебивать, уважать мнение другого, не принимать без необходимости другую точку зрения).

Для спора предлагаются следующие темы:

«В школе должно быть самоуправление учащихся»
«Я имею право отстаивать свое мнение перед учителем на занятие»
«Я имею право громко включать музыку в любое время суток»
«Милиция не имеет права меня задерживать без предварительного уведомления родителей или педагогов»
«Я имею право заниматься любой трудовой деятельностью не смотря на имеющиеся у меня дефекты речи (диктором телевидения, певцом, адвокатом, авиадиспетчером, конферансье)»
«Родители и педагоги не имеют права заставлять меня изучать те предметы, которые я не считаю важными для моей дальнейшей трудовой деятельности»
«Родители обязаны принимать все важные решения касающиеся нашей семьи, только посоветовавшись со мной (покупка дорогостоящих предметов, место проведения отпуска, приглашение гостей, в т.ч. неприятных мне; переезд на новое место жительства; планирование семейного бюджета)»
«Я имею право дружить и общаться, в том числе с лицом противоположного пола, не взирая на негативное мнение о моих друзьях родителей и педагогов, а также проводить с ними время (ночью) не ставя в известность взрослых»
В группах присутствуют дети разного пола. Двое учеников из группы спорят, двое — наблюдают, затем участники меняются ролями.

Цель игры: не выиграть спор, а испытать чувство, когда кто-либо с тобой не согласен.

В конце игры обсуждаются чувства, которые возникли во время спора. Соблюдались ли правила спора? Изменили ли вы ваше мнение во время спора?

Выводы:

Каждый имеет право на свое собственное мнение, но надо иметь в виду, что у каждого может быть своя точка зрения.
Умение отстоять свою точку зрения позволяет сделать свой собственный выбор в различных правовых ситуациях.
Умение отстаивать свою позицию в критических ситуациях при гражданских, уголовных и других прецедентах.
Отрабатывать навыки по аргументированной защите собственной позиции.

6. Проверка работы групп.

Ведущий обязательно оценивает работу групп и коротко комментирует ответы.

7. Домашнее задание.

В рабочих тетрадях составьте список своих обязанностей.

8. Итог занятия.

  • Назовите основные международные документы по правам ребенка?
  • В чем разница Конвенции и Декларации?
  • Кого в Конвенции считают ребенком?
  • Назовите основные права, которые предусмотрены в Конвенции?
  • Что нового вы узнали сегодня на занятие?

Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на сегодняшнем занятие вы реализовали главное свое право — право знать о своих правах.

Ход второго занятия:

1. Организационный момент.

2. Разминка.

Упражнение-активатор 1. «Без слов»

Описание упражнения: Ведущий загадывает простой текст, записывая его на бумагу, после чего передает его остальным участникам на ушко, а участники передают друг другу понятое. Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.

А теперь вспомним, то что было на предыдущем занятии и поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах — капитаны.

Составьте словосочетание со словом «право». Команда, составившая, больше всего словосочетаний и предложений выигрывает.

Игра «право-понятия»

Цель: помочь учащимся осознать правовые термины, понять их значение и научиться применять в речевой практике.

В ходе игровой ситуации должны развиваться когнитивные, речевые и коммуникационные навыки.

Правовые термины: цензура, клевета, преступник, правонарушение, оскорбление, помилование, мошенничество, взятка, конфискация, коммерция, право, дезертирство, прокурор.

Участникам игры предлагается сесть в круг. Раздаются карточки с правовыми терминами. Учащиеся прочитывают термины, рассказывают, как понимают их значение. Затем находят на столе карточки с определениями этих терминов и зачитывают их.

На следующем этапе игры предлагается работа с терминами, которые уже знакомы. С ними нужно составить предложения по смыслу.

Лучшие предложения зачитываются, повторяются.

Рекомендуется вести «Словарь правовых терминов» (можно групповой).

3. Основная часть

Игра — «Права ребенка»

С помощью воображаемой ситуации игры, учебная деятельность приближается к реальному действию.

Главная задача — переключение основного внимания учащимися с освоения правовых знаний на их практическую значимость.

Цель: закрепление правовых знаний у учащихся об основных правах и законах общества. Развивать самоуважение и независимость принятия правовых решений.

Участники делятся на 4 группы.

1группа — «Права, которые я имею и хочу сохранить»;

2группа — «Права, которых у меня нет, но хочу иметь»;

3группа — «Если бы я был родителем, то дал бы моим детям право на…»;

4группа — «Если бы мои права были нарушены, я бы сделал…»

В каждой анкете предлагается выделить 5 прав, категорий и расположить их по уровню значимости. Затем каждая группа зачитывает свои ответы и проводится обсуждение высказанного мнения.

Затем педагог рассказывает, как права ребенка защищаются в нашей стране (области, городе). Приводятся примеры основных законодательных актов.

Перед тренингом проводится беседа по материалам Конвенции ООН по Правам ребенка, ознакомление с некоторыми пунктами Устава школы.

Ход третьего занятия:

1. Организационный момент.

2. Разминка.

Игра «Никто не знает»

Инструкция. «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, у кого окажется этот мяч, говорит такую фразу: «Никто из вас не знает, что я (или -у меня). » Будьте вниматель­ны, старайтесь сделать так, чтобы каждый принял уча­стие в упражнении. У каждого из нас мяч может по­бывать много раз».

А теперь вспомним то,ч то уже изучали и поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах — капитаны.

Составьте словосочетание со словом « право». Команда, составившая, больше всего словосочетаний и предложений выигрывает.

3. Закрепление материала.

Как вы себя чувствуете? Как температура?

А сейчас предлагаю измерить температуру прав человека в вашей школе, не удивляйтесь. На листочке бумаги считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прослушайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу вашей школы.

  • В моей школе учащимся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность.
  • В моей школе одинаковые мероприятия для всех.
  • Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.
  • Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.
  • В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.
  • Никто не посягает на мое персональное имущество или место.
  • Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.
  • Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.
  • Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.

Максимально возможная температура — 36 градусов «прав человека».

У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36.

Как вы думаете, почему результат низкий?

От кого зависит температура прав человека в школе?

Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права заканчиваются у кончика вашего носа. Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях.

Упражнение: Игра «Остров»

Цель: понимание и закрепление изученных понятий в области права, развитие коммуникабельных способностей, умения вести взаимодействие, формирования понятия необходимости, вывод с понятия «личное» на понятие «общее».

Время игры: 1час 20 мин.

Роли участников: Представители разных островов (внутри островов роли могут быть самыми разнообразными).

Роли играющих мастеров (тех, кто регулирует игру изнутри): по необходимости, на каждый остров по представителю.

Написать закон острова, включающий свод правил, прав, обязанностей и свобод для живущих на острове и туристов.

2. Неявная задача.

Организовать взаимодействие островов для выживания, т.к на одном острове есть пресная вода, а на втором острове есть спички.

Узловые моменты игры, по которым определяется текущий уровень игры: Приезд новых инопланетян (игровых мастеров) с некой информацией, прозрение игровых мастеров на остовах.

Возможность формирования дополнительных целей играющим: не требуется.

Легенды для островов (их история, традиции).
Разработка системы ресурсов для островов и объединение законов, таким образом, что бы ни один остров не смог выжить самостоятельно. Создать различное для всех расписание: сколько и каких ресурсов необходимо для 1 дня жизни и т.д.

Выживание каждого острова возможно в двух случаях: объединение законов, кооперация, перераспределение ресурсов всех островов (или хотя бы их части). Ресурсы по островам должны распределяться так, что бы их не хватало до конца игры.

Подведение итогов игры: что вы узнали нового в процессе игры, научились ли вы находить компромисс, общие впечатления.