Согласование границ земельного участка в судебном порядке

Подпись на заборе

Вряд ли можно найти на просторах страны районный суд, который бы не рассматривал иски соседей, не поделивших сотки. Кто-то недоволен тем, что сосед захватил буквально сантиметры чужого участка, а кому-то приходится возмущаться перенесенным на метры вглубь собственной территории забором соседа. В любом случае миром договориться почти ни у кого из сторон такого спора не получается и граждане идут в суды. Но и там не всегда находят правильные статьи для решения земельных конфликтов. Поэтому определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, пересмотревшей такой спор, может оказаться очень полезным гражданам, попавшим в похожую ситуацию.

Итак, один гражданин обратился в суд с иском к своему соседу по дачному участку. Его возмутило, что «захватчик» перенес свой забор в глубь его участка, отхватив 4,8 метра его территории. Еще истец попросил суд обязать соседа разобрать свой забор и перенести назад.

Районный суд, рассматривая этот спор, исходил из того, что истец и ответчик — собственники соседних участков земли, а граница между их участками определена заключением кадастрового инженера.

Так что никаких нарушений нет.

А еще суд отказался обязывать соседа разобрать и перенести забор, потому как стоит этот забор правильно — на границе, указанной кадастровым инженером. Апелляция с решением коллег из райсуда полностью согласилась. Так дело дошло до Верховного суда. Там вердикт местных судов изучили и сказали, что решение неверное — нарушены нормы законодательства. Вот какие нормы закона по разъяснению Верховного суда надо применять в таких спорах.

Есть Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» (N 221 от 24 июля 2007 года). В этом законе сказано, что «местоположение» границ земельных участков надо обязательно согласовывать с так называемыми заинтересованными лицами. Это делается в тех случаях, когда «в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости».

Верховный суд подчеркивает — предметом согласования по закону о кадастре является определение границ одного участка, которые одновременно являются границами соседних соток и принадлежат тому, кого закон называет заинтересованным лицом. При этом, напоминает Верховный суд, по тому же кадастровому закону это заинтересованное лицо не имеет права высказывать свои возражения по поводу границ участка соседа, если это не их общие границы.

Статья 39 Закона о кадастре гласит, что согласование границ проводится с гражданами, обладающими смежными участками на праве собственности. Из этого правила есть исключения — не требуют согласования границы смежных участков, если сотки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам в пожизненное, наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование. Не согласовывают с соседями и земли, предоставленные юридическим лицам, которые не являются ни государственными, ни муниципальными организациями. Также не требуется согласования, если государственная или муниципальная земля предоставлена в бессрочное пользование казенному предприятию.

В нашем случае райсуд установил факт, что спор идет о смежных участках собственников. Закон «О государственном кадастре» говорит, что согласование границ по выбору кадастрового инженера можно проводить, пригласив на собрание заинтересованных граждан или согласовывать границы с каждым по отдельности.

Верховный суд напомнил — обычно согласовывают места, по которым пройдут границы, на собрании заинтересованных граждан, если речь идет о территории населенного пункта и его границах. Но в этом случае внутри самой деревни или поселка границы не рисуются.

В нашей же ситуации межевание проводил кадастровый инженер, а заказчиком работ был один из соседей. Они оба прекрасно знали о том, что есть еще один — смежный собственник. Но с ним границу не согласовывали. И еще один важный момент — кадастровый инженер установил границу заказчика по фактической границе, то есть нарисовал землю там, где уже стоял забор соседа. Верховный суд подчеркнул — кадастровый инженер, проведя границу между участками по забору, то есть по фактическому землепользованию, не мог не знать, что эта граница не совпадает с границей в документах.

Из этого Верховный суд делает вывод — отсутствие согласования границ участка может свидетельствовать о недействительности межевания. И добавляет, что в подобных спорах об установлении границ местный суд вправе сам дать оценку действиям кадастрового инженера даже без просьбы одной из сторон. Заявленные соседом требования к захватчику подпадают под статью 60 Земельного кодекса.

В этой статье Земельного кодекса говорится о таком способе защиты своих интересов, как восстановление положения, которое было до того, как были нарушены права гражданина на земельный участок.

В итоге Верховный суд отменил все решения и велел пересмотреть дело, но с учетом своих разъяснений.

Суд из-за земли может кончиться большими проблемами. Так, в Липецке спор соседей из-за захваченных соток завершился уголовным делом на сына истца, так как стороной в этом споре оказался председатель областного суда. Дело получилось крайне скандальное. После возмущения президента страны с ним сейчас разбираются в Генеральной прокуратуре.

Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

Юридический Яндекс Дзен! Там особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Земельным участком признается часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ; ч. 8 ст. 22 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ; ч. 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ).

При выполнении кадастровых работ по межеванию участка предметом согласования является точное местоположение границ между двумя смежными участками.

В процессе межевания кадастровым инженером может быть выявлено пересечение границ земельного участка с границами смежных участков, сведения о которых уже содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), что может привести к разногласиям между собственниками (владельцами) смежных участков.

Если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ вашего земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию между вами и другими лицами, обладающими смежными участками на праве собственности или ином вещном праве (независимо от наличия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ). Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, являющейся границей другого земельного участка (ст. 43 Закона N 218-ФЗ).

В случае если причиной пересечения границ земельных участков является ошибка в сведениях ЕГРН о земельном участке, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, то она может быть исправлена в порядке ст. 61 Закона N 218-ФЗ.

Для определения или уточнения местоположения границ земельного участка рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь к кадастровому инженеру для составления акта согласования местоположения границ земельного участка

Акт оформляется на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если в акте стоят личные подписи всех заинтересованных лиц.

Если заинтересованное лицо, получившее в соответствии с требованиями законодательства надлежащим образом оформленное извещение, не выразило свое согласие или не представило мотивированный отказ от согласования границ, то граница считается согласованной с данным лицом, о чем в акт вносится запись. При этом к межевому плану также должны быть приложены документы, подтверждающие извещение владельца смежного участка о проведении согласования (ч. 1, 2 ст. 43 Закона N 218-ФЗ; ч. 2, 3 ст. 40 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

Если с собственником (владельцем) смежного земельного участка местоположение границ участка не будет согласовано или им будут представлены письменные возражения, обосновывающие отказ от согласования, они в обязательном порядке должны быть внесены в акт согласования. В дальнейшем отсутствие согласования или нарушение порядка его проведения может привести к тому, что орган регистрации прав откажет в осуществлении кадастрового учета вашего земельного участка (ч. 3, 7 ст. 22, п. п. 20, 25 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ; ч. 4 ст. 40 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

При наличии неурегулированных разногласий переходите к следующему шагу.

Шаг 2. Инициируйте повторное согласование местоположения границ земельного участка

Не исключено, что в сведениях кадастрового учета была допущена ошибка, поэтому нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением о необходимости ее исправления (ст. 61 Закона N 218-ФЗ).

Сведения о снятии возражений в отношении местоположения границы земельного участка будут впоследствии внесены в акт согласования (п. 87 Требований к подготовке межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921).

Если местоположение границ не было согласовано в добровольном порядке, придется обратиться в суд (ч. 2 ст. 43 Закона N 218-ФЗ; ч. 5 ст. 40 Закона N 221-ФЗ).

Шаг 3. Подготовьте исковое заявление и пакет документов

При подготовке иска об установлении местоположения границ земельного участка обратите особое внимание суда на те объекты (природные или искусственные, существующие на местности 15 лет и более), на основании которых определялось местоположение участка (как вашего, так и смежного).

Подобными объектами являются заборы, деревья, иные насаждения, столбы и т.п.

Данная информация очень важна, поскольку при отсутствии документального подтверждения границ участка его местоположение определяется только по названным объектам (ч. 10 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).

В качестве ответчика по делу необходимо указать собственника смежного с вашим земельного участка, в качестве третьих лиц — орган регистрации прав и кадастрового инженера.

Также необходимо правильно сформулировать требования к суду (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).

Исковые требования, в зависимости от обстоятельств дела, могут быть следующими:

  • признать местоположение смежной границы земельного участка ответчика технической или реестровой ошибкой;
  • установить смежную границу между земельными участками (как правило, в соответствии с координатами, указанными в заключении кадастрового инженера).

К исковому заявлению могут быть приложены следующие документы (ст. 132 ГПК РФ):

  • копии искового заявления по количеству ответчиков и третьих лиц;
  • копии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на земельный участок (документ, на основании которого вы владеете участком, свидетельство о государственной регистрации права);
  • копия межевого плана;
  • сведения из ЕГРН о смежном участке (ч. 1, 6 ст. 62 Закона N 218-ФЗ);
  • документ об уплате госпошлины. Размер госпошлины рекомендуется предварительно уточнить в суде, поскольку суд может принять иск, оплаченный госпошлиной в размере 300 руб., как за требование неимущественного характера (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), но может и оставить его без движения на том основании, что госпошлина должна уплачиваться в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ — как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска, поскольку иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество;
  • иные документы, а также копии документов, подтверждающих ваши требования, по числу ответчиков и третьих лиц.

Иск предъявляется по месту нахождения земельного участка (ч. 1 ст. 30 ГПК РФ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).

Шаг 4. Примите участие в судебном заседании

При рассмотрении дела может потребоваться назначение землеустроительной экспертизы для разрешения вопроса о том, были ли проведены кадастровые работы в соответствии с требованиями законодательства, а также о том, по каким координатам необходимо устанавливать местоположение смежной границы двух спорных участков (ст. 79 ГПК РФ).

Шаг 5. Получите решение суда и обратитесь в орган регистрации прав

После вступления решения суда в законную силу нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением о постановке вашего земельного участка на кадастровый учет или об осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ участка на основании решения суда (ч. 1, 2 ст. 14, ч. 3 ст. 61 Закона N 218-ФЗ).

Орган регистрации прав обязан исправить ошибку и осуществить кадастровый учет.

Как провести межевание земельного участка? >>>

Согласование границ земельного участка в судебном порядке

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Липецкий областной суд

В настоящее время соседские споры из-за границ земельных участков – явление распространенное. Решать такие споры можно как по совести, так и по закону. Поговорим о юридических аспектах споров о границах земельных участков.

Согласно п.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации [1] (далее – ЗК РФ) и ч.7 ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» [2] земельным участком признается часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются межеванием.

При выполнении работ по межеванию границ земельного участка предметом согласования является точное местоположение границ между двумя смежными земельными участками.

В процессе межевания кадастровым инженером может быть выявлено пересечение границ земельного участка с границами смежных земельных участков, сведения о которых уже содержатся в государственном кадастре недвижимости, что может привести к разногласиям между собственниками (владельцами) смежных земельных участков.

Если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию между лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности или ином вещном праве. Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, являющейся границей другого земельного участка (ч.1-3 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Первооснова любого спора о границах земельного участка – это несовпадение его юридических (т.е. закрепленных в государственном кадастре недвижимости) и фактических (т.е. реально существующих на местности) границ.

Несовпадение границ может быть обусловлено как их противоречием друг другу (пересечением), так и отсутствием юридической или фактической границы одного из участков.

Если обратиться к практическим аспектам обозначенной проблемы, можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся ситуации:

1) пересечение границ земельных участков, выявленное на этапе проведения процедуры согласования границ;

2) пересечение границ земельного участка, проходящего процедуру постановки на кадастровый учет, с уже установленными в государственном кадастре границами другого земельного участка.

В предмет доказывания по спорам о границах земельных участков должны включаться следующие факты:

1) принадлежность смежных земельных участков сторонам спора;

2) смежность данных земельных участков;

3) фактическое изменение границ смежного землепользования по отношению к тому, как границы определены в соответствии с правоустанавливающими документами;

4) обстоятельства такого изменения;

5) иные обстоятельства в зависимости от конкретных требований и возражений сторон.

Распределение обязанностей по доказыванию.

Обязанность доказать принадлежность участка, смежность землепользований, фактическое изменение границ смежного землепользования и нарушение прав таким изменением лежит на истце.

Ответчик, возражая против иска, должен доказать, что изменение конкретной границы не связано с его противоправным поведением, а само изменение не нарушает прав истца, поскольку связано с наличием объективных обстоятельств (например, при равномерном изменении границ всех земельных участков в квартале).

Для установления фактов, имеющих юридическое значение, представляют следующие необходимые доказательства:

— правоустанавливающие документы на земельные участки. Это могут быть постановления компетентных органов о предоставлении земельного участка, свидетельства о праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, договор аренды и т.п.;

— планы границ земельных участков истца и ответчика;

— общий план границ смежных земельных участков сторон, полученный по данным топогеодезических работ, с нанесением на него (возможно фрагментарно) границ этих участков по данным государственного кадастра недвижимости;

— общий план границ смежных земельных участков в квартале, полученный в результате топогеодезических работ с нанесением на него границ всех смежных участков по данным государственного кадастра недвижимости (при наличии соответствующих возражений ответчика);

— доказательства полномочий лица, выполнившего план границ;

В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [3] (далее – ГПК РФ) обязанность доказывания наличия указанных обстоятельств лежит на истце.

Рассмотрим установленный законом порядок согласования местоположения границ земельного участка. Но прежде, несколько слов о межевании.

Межевание – это работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Межевание производится на основании заявления владельца земельного участка, который обращается в специализированную организацию, для проведения геодезических работ.

В ч.7-9 ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» говорится, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (Приказ Минэкономразвития России [4] ).

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены Правила установления на местности границ объектов землеустройства [5] . В силу положений п.2 названных Правил установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом «О землеустройстве» [6] сведений о недвижимом имуществе.

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Согласно п.1 ст.5 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. В соответствии со статьей 39 названного закона если местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В соответствии со ст.39, 40 этого же закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование согласно пункту 14.1. Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства [7] , проводится в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.

К межевому плану составляется акт согласования местоположения границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если в акте стоят личные подписи всех заинтересованных лиц.

Если надлежащим образом извещенное лицо не выразило свое согласие или не представило мотивированный отказ от согласования границ, то граница считается согласованной с данным лицом, о чем в акт вносится запись. При этом к межевому плану также должны быть приложены документы, подтверждающие извещение владельца смежного участка о проведении согласования.

Если с собственником (владельцем) смежного земельного участка местоположение границ участка не будет согласовано или им будут представлены письменные возражения, обосновывающие отказ от согласования, они в обязательном порядке должны быть внесены в акт согласования (ч.4 ст.40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

В дальнейшем отсутствие согласования или нарушение порядка его проведения может привести к тому, что кадастровая палата откажет в осуществлении кадастрового учета вашего земельного участка (п.9 ч.3 и п.2 ч.5 ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Во избежание возможных разногласий надлежит инициировать повторное согласование местоположения границ земельного участка (п.84 Требований к подготовке межевого плана [8] ).

Межевание земельного участка проводится для установления его границ на местности. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами новых земельных участков, купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Самостоятельно провести межевание границ земельного участка не представляется возможным, поскольку для этого необходимо иметь лицензию на право осуществления геодезической и картографической деятельности.

При проведении межевания следует придерживаться следующего порядка (п.1 Инструкции по межеванию земель [9] ).

Прежде всего, надлежит подготовить документы на земельный участок: свидетельство о праве собственности на земельный участок, постановление администрации о предоставлении земельного участка, нотариальное свидетельство о праве на наследство, решение суда, договор купли-продажи, мены, дарения; паспорт правообладателя земельного участка (и его копию); доверенность на представителя (если от имени собственника будет действовать представитель).

Подготовив названные документы, заключить договор с землеустроительной организацией, найти которую возможно самостоятельно при помощи информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или по рекламным объявлениям в кадастровой палате. Стоимость работ по межеванию границ земельного участка определяется индивидуально и зависит от многих факторов: размера и конфигурации земельного участка, сроков проведения работ, местонахождения участка и др.

Межевание границ земельного участка, как правило, включает комплекс работ, которые должна выполнять привлеченная вами специализированная организация, а именно (пп.3-8 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства; пп.8,16 Инструкции по межеванию земель):

— сбор и изучение сведений о земельном участке, предоставленных документов на земельный участок, имеющихся геодезических данных по данному земельному участку, а также адресов соседних (смежных) земельных участков;

— подготовку проекта межевания, который должен соответствовать заданию на межевание;

— обязательное уведомление соседей по земельному участку (то есть лиц, права которых могут быть затронуты межеванием);

— выезд на место и определение границ земельного участка на местности. Как правило, границы участка определяются по фактическому пользованию либо со слов собственника. При этом обязательно должен быть получен акт согласования границ участка с соседями;

— геодезическую съемку участка и определение координат межевых знаков;

— точное определение площади земельного участка;

— подготовку плана земельного участка со всеми его границами;

— формирование межевого дела.

По окончании кадастровых работ по межеванию границ земельного участка собственнику должны быть выданы два экземпляра межевого плана, один из которых остается у собственника, а второй подается в кадастровую палату для присвоения земельному участку кадастрового номера (п.16 Инструкции по межеванию земель).

Получив межевой план, надлежит представить его в кадастровую палату для получения кадастрового паспорта земельного участка.

После чего следует обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в Липецкой области – в Управление Россреестра по Липецкой области), для получения свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок. Документы можно представить непосредственно в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, либо обратиться в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Подать документы можно тремя путями: лично, направить по почте или через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», заполнив форму заявления, размещенную на едином портале государственных и муниципальных услуг или официальном сайте органа, осуществляющего государственную регистрацию прав (пп.1,2 ст.16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [10] ).

К сожалению, как показывает судебная практика, не исключено, что в сведениях кадастрового учета была допущена ошибка, в этом случае необходимо обратиться в орган кадастрового учета или к собственнику смежного земельного участка с заявлением о необходимости ее исправления (ст.28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Сведения о снятии возражений в отношении местоположения границы земельного участка будут впоследствии внесены в акт согласования. Если местоположение границ не было согласовано в добровольном порядке, придется обратиться в суд (ч.3.1 ст.25, ч.5 ст. 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

При подготовке искового заявления об установлении местоположения границ земельного участка и пакета документов (ч.2 ст.131 ГПК РФ) следует обратить особое внимание суда на те объекты (природные или искусственные, существующие на местности 15 лет и более), на основании которых определялось местоположение границ земельного участка (как вашего, так и смежного). Подобными объектами являются заборы, деревья, иные насаждения, столбы и т.п. Такая информация очень важна, поскольку при отсутствии документального подтверждения границ земельного участка его местоположение определяется по названным объектам (ч.7 и 9 ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»). В качестве ответчика по делу необходимо указать собственника смежного земельного участка.

Очень важно правильно сформулировать требования к суду. Исковые требования в зависимости от фактических обстоятельств могут быть следующими:

— признать местоположение смежной границы земельного участка ответчика кадастровой ошибкой;

— установить местоположение смежной границы между земельными участками в соответствии с координатами, указанными в заключении кадастрового инженера, содержащемуся в межевом плане.

К исковому заявлению могут быть приложены следующие документы (ст.132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации):

— копии искового заявления по количеству ответчиков и третьих лиц;

— копии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на земельный участок (документ, на основании которого вы владеете земельным участком, свидетельство о государственной регистрации права);

— копия межевого плана;

— сведения из государственного кадастра о смежном участке (ч.1 и 2 ст.14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»);

— документ об уплате госпошлины (п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации [11] );

— иные документы, а также копии документов, подтверждающих требования, по числу ответчиков и третьих лиц.

Иск предъявляется в суд по месту нахождения земельного участка (ч.1 ст.30 ГПК РФ; п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации [12] ).

При возникновении спорных ситуаций по вопросам использования земельных участков необходимо проведение землеустроительной экспертизы, которая является одной из самых сложных экспертиз (ст.79 ГПК РФ).

Виды землеустроительных экспертиз:

— землеустроительная экспертиза по выносу границ земельных участков в натуру;

— экспертиза раздела земельного участка;

-услуги строительной геодезии.

По спорам о границах земельных участков эксперту могут быть поставлены следующие вопросы.

1) Соответствуют ли фактические границы земельных участков, расположенных по определенным адресам, границам этих земельных участков, установленным в соответствии с правоустанавливающими документами?

2) Каковы величина и характер отклонений фактически сложившихся границ земельных участков по отношению к границам, как они обозначены в правоустанавливающих документах?

3) Чем обусловлено и в чем выражается такое отклонение?

Постановка третьего вопроса обусловлена необходимостью определить, не только вследствие каких конкретных действий произошло изменение (установили ограждение, складировали материалы и т.д.), но и, при наличии соответствующих возражений стороны, не связано ли изменение границ у смежных землепользований с ошибкой, при которой имело место смещение границ в квартале. Такая ошибка характеризуется тем, что изменение границы конкретного участка с одной стороны влечет равное изменение границы этого участка с другой стороны, и такие равные (пропорциональные) изменения имеют место у всех землепользователей на данном участке (в квартале). Обязанность представить доказательства наличия такого изменения в силу ст.56 ГПК РФ лежит на ответчике.

4)Определить расположение ограждения ответчика относительно границ спорных земельных участков, а также местоположение объектов капитального строения, инженерных коммуникаций, находящихся на спорных земельных участках.

5) Какова фактическая площадь исследуемых земельных участков и соответствует ли она площади, отраженной в документе о праве собственности?

6) Каковы фактические границы исследуемых земельных участков и соответствует ли она границам, отраженным в землеотводных документах?

7) В случае отсутствия у исследуемого земельного участка физических границ произвести вынос на местности границы земельных участков?

8)Установить факт наложения (или его отсутствие) границ смежных земельных участков?

9)Установить площадь наложения границ смежных земельных участков?

10) Установить факт наличия (отсутствия) смещения забора между смежными земельными участками?

11) Какова фактическая площадь исследуемого земельного участка?

12) Соответствует ли установленная в процессе выполнения экспертизы фактическая площадь участка, расположенного по указанному адресу…, заявленной в правоустанавливающих документах?

13) Имеется ли наложение границ данных земельных участков (имеющих соответствующие кадастровые номера)?

14) Каковы географические координаты угловых (поворотных) точек исследуемого земельного участка?

15) Какова общая площадь пересеченных частей данных земельных участков с кадастровыми номерами …. расположенных по адресам….

16) Соответствует ли фактическое местоположение границ земельного участка с КН…, расположенного по адресу…. местоположению границ, обозначенному в проекте межевого плана, подготовленного кадастровым инженером….. от (дата)?

17) Какие действия необходимо предпринять для приведения фактической границы названного земельного участка в соответствии с материалами межевого плана от (дата), подготовленного кадастровым инженером….?

После вступления судебного решения в законную силу надлежит обратиться в кадастровую палату с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет или об осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка на основании решения суда (ч.4 ст.28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»). Кадастровый орган обязан исправить ошибку и осуществить кадастровый учет.

Следует отметить, что необходимость обращения в суд очень часто возникает у тех владельцев земельных участков, которые длительный период времени, а иногда и долгие годы, не появлялись на своих земельных участках. А, посетив его однажды, неприятно были удивлены, что, не только конфигурация границ земельного участка, но и его площадь, изменились, поскольку смежные землепользователи, воспользовавшись вашим длительным отсутствием, по тем или иным причинам провели межевание границ своих земельных участков без учета ваших интересов.

В заключение представляется необходимым напомнить, что, сэкономив на проведении кадастровых работ по межеванию границ земельного участка, можно в последующем поплатиться значительными расходами в ходе судебного спора, поскольку стоимость судебной землеустроительной экспертизы в разы превышает стоимость работ по межеванию границ земельного участка.

И все-таки, подводя итог, отметим, что при возникновении подобных ситуаций необходимо попытаться урегулировать возникший спор путем обращения с соответствующей просьбой к собственнику смежного земельного участка, а затем уже с заявлением в суд. При этом актуальной проблемой является выбор надлежащего способа защиты права, который, конечно же, зависит от особенностей конкретного дела.

[1] Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

[2] О государственном кадастре недвижимости: федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.

[3] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ

(в ред. от 11.05.2015) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

[4] Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков: приказ Минэкономразвития России от 17.08.2012 № 518 // Российская газета от 16.01.2013.

[5] Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства: постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688// СЗ РФ. 2009. № 35. Ст. 4240.

[6] О землеустройстве: федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2582.

[7] Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003 (в ред. от 18.04.2003).

[8] Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков: приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (в ред. от 22.12.2014) // Российская газета от 19.12.2008.

[9] Инструкция по межеванию земель, утв. Роскомземом 08.04.1996.

[10] О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

[11] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 2000 № 32. Ст. 3340.

[12] О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (в ред. от 23.06.2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. №7.

Практика по спорам об установлении границ земельного участка (об установлении местоположения границ земельного участка)

Федеральные нормативные правовые акты (до 01.01.2017):

Земельный кодекс РФ

— ст. 11.10 «Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».

— гл. I.1 «Образование земельных участков» (ст. ст. 11.2 — 11.9)

П. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

— ст. 38 «Межевой план»

— ст. 39 «Порядок согласования местоположения границ земельных участков»

— ст. 40 «Акт согласования местоположения границ»

— ст. 22 «Состав необходимых для кадастрового учета документов»

— ст. 14 «Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости»

Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства»

Приказ Минэкономразвития России от 09.06.2016 N 363 «Об утверждении порядка и сроков хранения актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ, а также порядка и сроков их передачи в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости»

Примечание. Приказ Минэкономразвития России от 09.06.2016 N 363 действует с 05.12.2016.

Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»

Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003)

Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003)

Федеральные нормативные правовые акты (с 01.01.2017):

Земельный кодекс РФ

— ст. 11.10 «Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»

— гл. I.1 «Образование земельных участков» (ст. ст. 11.2 — 11.9)

Примечание. С 01.01.2017 ст. ст. 11.2, 11.4, 11.10 ЗК РФ действуют в новой редакции (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

П. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

— ст. 22 «Требования к межевому плану»

— ст. 24.1 «Требования к карте-плану территории»

— ст. 28 «Удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав»

— ст. 43 «Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков»

— ст. 14 «Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав»

— ст. 25 «Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения»

— ст. 26 «Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав»

— ст. 27 «Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав»

— ст. 29 «Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав»

— ст. 61 «Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости»

— ст. 62 «Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости»

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»

— ст. 39 «Порядок согласования местоположения границ земельных участков»

— ст. 40 «Акт согласования местоположения границ»

Примечание. С 01.01.2017 наименование Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» изменено на новое — «О кадастровой деятельности». С указанной даты ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ применяется в новой редакции (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства»

Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»

Приказ Минэкономразвития России от 21.11.2016 N 735 «Об установлении примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России»

Приказ Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения»

Приказ Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378 «Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 968»

Приказ Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 975 «Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде»

Приказ Минэкономразвития России от 09.06.2016 N 363 «Об утверждении порядка и сроков хранения актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ, а также порядка и сроков их передачи в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости»

Примечание. Приказ Минэкономразвития России от 09.06.2016 N 363 действует с 05.12.2016.

Приказ Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав»

Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003)

Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003)

Федеральная судебная практика:

П. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. Таким образом, круг исков о правах на недвижимое имущество, на которые распространяется правило об исключительной подсудности, определен в данном пункте не исчерпывающим образом.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 17.09.2013 N 1192/13 по делу N А64-7845/2012)

Оспариваемое заявителем решение об отказе в постановке на кадастровый учет является актом органа государственной власти, поэтому избранный заявителем способ защиты нарушенного права является правильным и не относится к искам о правах на недвижимое имущество. В деле отсутствуют сведения о наличии разногласий относительно границ принадлежащего заявителю земельного участка, поэтому к требованиям заявителя правила исключительной подсудности не применяются.

(Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2015 N 18-КГ15-135)

Части 1 — 3, 7 — 9 ст. 39 «Порядок согласования местоположения границ земельных участков» Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» признаны соответствующими Конституции РФ, поскольку устанавливают порядок согласования местоположения границ земельных участков, обеспечивают учет законных интересов правообладателей смежных земельных участков посредством необходимости согласования местоположения границ земельных участков с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве собственности, и не нарушают конституционные права граждан.

(Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 N 1022-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Девятериковой Риммы Александровны на нарушение ее конституционных прав частями 1 — 3 и 7 — 9 статьи 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»)

Примечание. С 01.01.2017 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») применяется в новой редакции (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

Часть 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» признана соответствующей Конституции РФ, поскольку она направлена на идентификацию земельного участка как объекта гражданских и земельных отношений с учетом данных, содержащихся в правоустанавливающих и других документах, а также предусматривает необходимые гарантии для защиты имущественных и других прав участников земельных отношений, которые не имеют документов, подтверждающих местоположение границ земельных участков.

(Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N 2114-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Зори Елены Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 9 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»)

Примечание. С 01.01.2017 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») признана утратившей силу (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

Часть 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусматривающая, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, и Постановление Правительства РФ от 03.03.2007 N 139 «Об утверждении Правил установления местных систем координат», которое закрепляет порядок установления местных систем координат, признаны соответствующими Конституции РФ.

(Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2014 N 1529-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Паклиной Натальи Ивановны на нарушение ее конституционных прав частью 7 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил установления местных систем координат»)

Примечание. С 01.01.2017 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») признана утратившей силу (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

Отказ суда установить смежную границу земельных участков истца и ответчика в связи с тем, что отсутствует акт согласования границ участков смежных землепользователей, не основан на законе и преграждает доступ к правосудию.

(Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2015 N 19-КГ15-37)

Законом не предусмотрен такой способ защиты, как требование признать границу между земельными участками согласованной в координатах характерных точек в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером. Согласование границ участков является продуктом двух и более волеизъявлений, которые не могут подменяться судебным актом.

(Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2016 N 308-ЭС16-535 по делу N А53-17634/2014)

Отсутствие согласования границ земельного участка ответчика с истцом может свидетельствовать о недействительности результатов межевания земельного участка ответчика. Суд вправе дать оценку данному обстоятельству при рассмотрении спора об установлении границ, при этом самостоятельного оспаривания истцом землеустроительного дела или действий кадастрового инженера не требуется.

(Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2015 N 58-КГ15-14)

Наложение ареста на земельный участок не влечет ограничения права собственника на судебную защиту, в том числе права на установление границ земельного участка.

(П. 3 раздела «Разрешение споров, возникающих из вещных правоотношений» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)

Практика Московского городского суда:

Примечание. В приведенных ниже аннотациях к судебным актам упоминаются нормы Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который с 01.01.2017 применяется в новой редакции (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ). В частности, с 01.01.2017 название этого Закона изменено на Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Также следует учитывать, что с 01.01.2017 действует новый Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

На основании заключений строительно-технической и землеустроительной экспертизы суд установил границы земельного участка истца в соответствии с координатами, указанными в заключении эксперта, а также исключил из ГКН сведения о границах земельного участка ответчика.

По мнению суда, в данном случае исключение указанных сведений из государственного кадастра недвижимости не влечет за собой прекращение прав ответчика на земельный участок. Ведь участок ответчика не снимается с кадастрового учета и фактически приобретает статус участка, границы которого не установлены на местности, что не противоречит нормам ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, регулирующим правовое положение ранее учтенных объектов недвижимости. Кроме того, ответчик не лишен права уточнить границы принадлежащего ему участка в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Принимая решение по делу, суд учел факт несоответствия площадей земельных участков истца и ответчика правоустанавливающим документам: площадь участка истца по фактическому пользованию значительно меньше, а площадь участка ответчика — значительно больше, чем указано в документах, что нарушает права истца.

(Определение Московского городского суда от 03.03.2016 N 4г-1384/2016)

Истец доказал, что границы земельного участка ответчика частично наложены на земельный участок истца, в связи с чем суд удовлетворил иск об исключении сведений из государственного кадастра недвижимости, установлении характерных точек границ земельного участка и внесении их в государственный кадастр.

Принимая решение по делу, суд оценил такие доказательства, как план земельного участка истца, протокол согласования его границ, сообщение Архитектурно-планировочного управления, которым установлено наложение границ участка ответчика на фактические границы участка истца, а также показания свидетеля, подписавшего акт согласования границ земельного участка истца на момент его образования. План земельного участка истца, который в соответствии с законодательством, действовавшим на момент предоставления данного участка, устанавливал границы участка на местности, не оспорен; доказательства того, что после предоставления истцу участка его границы изменялись, отсутствуют. Поскольку внесение сведений о границах земельного участка ответчика в ГКН произведено с нарушением прав истца, суд принял решение исключить из ГКН сведения о границах участка ответчика, установив первоначальные границы земельного участка истца.

(Определение Московского городского суда от 25.12.2015 N 4г-13600/2015)

Суд обязал ответчика за свой счет освободить принадлежащий истцу земельный участок путем демонтажа забора, огораживающего участок, постановил внести в ГКН изменения в части сведений о границе между земельными участками истца и ответчика и установить данную границу по конкретным координатам, поскольку доказан факт самовольного занятия ответчиком части участка истца.

Согласно результатам судебной землеустроительной экспертизы и дополнительной судебной землеустроительной экспертизы площадь фактически занимаемого ответчиком земельного участка больше площади участка, принадлежащего ему в соответствии с правоустанавливающими документами, а площадь земельного участка, фактически занимаемого истцом, меньше площади участка, указанной в правоустанавливающих документах. Эксперты установили, что имеется наложение границ земельного участка ответчика по сведениям ГКН на фактические границы земельного участка истца. Суд отказал в удовлетворении требований об обязании ответчика за свой счет установить межевые знаки на границах земельных участков и внести изменения в государственный кадастр недвижимости. Вступившее в законную силу решение суда является достаточным основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр, поэтому возложение на ответчика обязанности установить межевые знаки между спорными участками и внести изменения в кадастр является излишним и не основано на нормах действующего законодательства.

(Определение Московского городского суда от 21.12.2015 N 4г-12855/2015)

Действующее законодательство не предусматривает наличия кадастровой ошибки в качестве основания для возмещения материального и морального ущерба со смежного землепользователя, границы земельного участка которого не установлены в государственном кадастре недвижимости.

При рассмотрении дела установлены факты несоответствия сведений ГКН о местоположении границ участка ответчика их фактическому расположению, значительное «запользование» ответчиком смежных земельных участков, а также доказано нарушение прав истца. Однако суд отказался удовлетворить иск к ответчику об установлении границ земельного участка истца, обязании демонтировать забор и освободить самовольно занятую территорию, поскольку в заключении эксперта, проводившего землеустроительную экспертизу по делу, предложены варианты установления границ земельных участков истца и ответчика, а также восстановления границ, которые нарушают права третьего лица. Стороны не просили провести судебную экспертизу, чтобы установить наличие кадастровой ошибки при постановке земельного участка третьего лица на кадастровый учет с установлением границ, не требовали изменить сведения о границах участка третьего лица. Суд пояснил, что после разрешения вопроса об установлении наличия кадастровой ошибки и ее исправлении в отношении участка третьего лица истец не лишен права обратиться в суд с новым иском с требованием об устранении нарушений в отношении его земельного участка со стороны ответчика.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2015 по делу N 33-47962/2015)

Примечание. С 01.01.2017 действует ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, которая устанавливает порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН.

Если земельные участки не сформированы с установлением границ и не поставлены на кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», они не обладают всеми характеристиками индивидуализированной вещи и не могут быть предметом гражданско-правовых отношений.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 16.11.2015 по делу N 33-41571/2015)

Границы земельного участка должны устанавливаться при его межевании, которое производится правообладателем во внесудебном порядке, а при наличии спора при согласовании границ правообладатель может обратиться за его разрешением в суд.

Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы фактические границы земельных участков истца и ответчика соответствуют кадастровым границам земельного участка, сведения о котором закреплены в ГКН, следовательно, нарушения в отношении смежной границы в виде запользования части участка отсутствуют. В рамках исследования эксперты разработали вариант определения границ участка истца по фактическому пользованию с учетом фактических и кадастровых границ смежных земельных участков, определили площадь участка и координаты поворотных точек его границ. Учитывая, что границы участка истца не установлены и имеется спор со смежным землепользователем, суд принял решение установить границы земельного участка истца согласно варианту землеустроительной экспертизы, который не нарушает прав смежных землепользователей, разработан с учетом предложений истца и в соответствии со сведениями о границах участка ответчика.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 18.08.2015 по делу N 33-30062/15)

Коротко о важном:

— об установлении границ земельного участка.

Примечание. В некоторых случаях основное исковое требование по рассматриваемой категории споров формулируется как требование об определении границ земельного участка (например, Определения Московского городского суда от 04.03.2016 N 4г-1386/2016, от 18.01.2016 N 4г-222/2016) или об определении границ земельных участков (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 02.12.2013 по делу N 11-38896). Иногда — как требование о восстановлении границ земельного участка (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 20.03.2015 по делу N 33-8964/15).

— об освобождении проезда на земельный участок;

— об обязании ответчика освободить самовольно занятую часть земельного участка истца;

— об обязании устранить препятствия в пользовании земельным участком путем сноса нежилых (хозяйственных) построек, заборов, демонтажа ограждений, разборки фундаментов и т.п.;

— о переносе в конкретное место нежилых (хозяйственных) построек, заборов, ограждений, коммуникаций для обслуживания жилого дома (типа водопроводного крана, колодца, фонарей освещения), беседок, парников и т.п. (например, требование передвинуть разделительный забор между участками на границу раздела земельных участков);

— о внесении изменений в генеральный план садового товарищества;

— об определении порядка пользования земельным участком между истцом и ответчиком;

— о разделе земельного участка;

— об установлении сервитута в отношении земельного участка ответчика;

— об исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН (до 01.01.2017)/ошибки в сведениях ЕГРН (с 01.01.2017) о земельном участке.

Обращаем внимание, что с 01.01.2017 действует ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, которая устанавливает порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН;

— об исключении из ГКН (до 01.01.2017)/из ЕГРН (из сведений кадастра недвижимости) (с 01.01.2017) сведений о координатах поворотных точек границ земельного участка ответчика;

— о признании отсутствующим права собственности на земельный участок у ответчика;

— о восстановлении нарушенного права истца на земельный участок.

— Следует учитывать, что с 01.01.2017 действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). С указанной даты признаны утратившими силу положения гл. 2 «Ведение государственного кадастра недвижимости» Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

Обращаем внимание, что с 15.07.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 361-ФЗ). С 01.01.2017 государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Формы выписок из ЕГРН утверждены Приказами Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378, от 25.12.2015 N 975.

С 01.01.2017 признаны утратившими силу нормы ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ). В ч. 2 ст. 14 этого Закона предусматривалось, что внесенные в ГКН сведения предоставляются в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте внесены в ГКН, и в другом виде.

— Иски об установлении (определении) границ земельного участка чаще всего предъявляются в случаях, когда после проведения кадастровых работ местоположение границ земельного участка не удается согласовать с владельцами (правообладателями) смежных земельных участков (например, Определение Московского городского суда от 04.03.2016 N 4г-1386/2016, Апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2015 по делу N 33-46177/2015).

Такое согласование является обязательным, если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, или местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ГКН (до 01.01.2017)/в ЕГРН (с 01.01.2017) (ч. 1 ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 07.06.2011 N Д23-2437, Апелляционное определение Московского городского суда от 18.08.2015 по делу N 33-30062/15).

Согласовывать местоположение границ земельного участка необходимо, во-первых, с лицами, которые обладают смежными земельными участками на праве собственности. Исключение составляют случаи, когда эти земельные участки находятся в государственной (муниципальной) собственности и предоставлены в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование гражданам или в постоянное (бессрочное) пользование организациям, которые не являются государственными (муниципальными) учреждениями либо казенными предприятиями (ч. 3 ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ). Во-вторых, согласовывать местоположение границ нужно с лицами, которые обладают смежными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования (при этом согласование с учреждениями, казенными предприятиями, органами государственной власти и органами местного самоуправления не требуется) или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет. Если смежный участок находится в государственной (муниципальной) собственности и предоставлен по договору аренды на срок более пяти лет, то согласование местоположения границ нужно проводить как с лицом, обладающим таким участком на праве собственности, так и с лицом, обладающим им на праве аренды (Письмо Минэкономразвития России от 24.09.2015 N ОГ-Д23-12402). При рассмотрении конкретного спора суд пояснил, что владелец земельного участка, который не имеет смежной границы с участком истца, не является заинтересованным лицом, с которым необходимо согласовывать границы в силу ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (Определение Московского городского суда от 04.03.2016 N 4г-1386/2016).

Кроме того, иск об установлении границ земельного участка можно предъявить в случае, если при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка истца было выявлено, что границы смежного земельного участка пересекают границы земельного участка истца (например, Определение Московского городского суда от 19.11.2015 N 4г/7-11615/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 12.08.2015 по делу N 33-30068/2015). Соответствующий иск можно предъявить и в том случае, когда имеет место факт наложения границ земельного участка ответчика на фактические границы земельного участка истца и границы участков по фактическому пользованию не соответствуют правоустанавливающим документам (например, Определения Московского городского суда от 25.12.2015 N 4г-13600/2015, от 21.12.2015 N 4г-12855/2015). Также иск об установлении границ земельного участка можно предъявить в случае, когда истец приобрел участок на территории садового товарищества и впоследствии не согласился с площадью и определением границ его участка согласно откорректированному генеральному плану товарищества и акту согласования границ земельного участка, выданному истцу членами правления товарищества (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.04.2014 по делу N 33-11800).

— Заявить иск об установлении границ земельного участка вправе гражданин, который обладает этим земельным участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет (ч. 3 ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ). Именно такие граждане имеют право требовать согласования местоположения границ земельного участка.

— Надлежащим ответчиком по спору об установлении границ земельного участка является правообладатель смежного земельного участка, с которым не удается согласовать местоположение границ участка.

Помимо него, ответчиком также может выступать садовое товарищество, на территории которого находится земельный участок истца (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.04.2014 по делу N 33-11800), Департамент городского имущества г. Москвы, местная администрация (например, Определения Московского городского суда от 03.03.2016 N 4г-1384/2016, от 18.01.2016 N 4г-222/2016), кадастровый инженер (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 12.08.2015 по делу N 33-30068/2015).

В судебной практике имеется прецедент, когда в иске в качестве соответчика был указан владелец земельного участка, который не имеет смежной границы с участком истца. Суд пояснил, что этот соответчик не является заинтересованным лицом, с которым требуется согласовывать границы участка в силу ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Вместе с тем суд отклонил довод этого соответчика о необоснованности требований к нему со стороны истца, т.к. согласно представленным документам соответчик возражал против согласования границ земельного участка истца, что и послужило причиной обращения истца в суд (Определение Московского городского суда от 04.03.2016 N 4г-1386/2016).

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, можно привлечь кадастрового инженера, который выполнял кадастровые работы (если он не указан в иске в качестве соответчика), а также орган, осуществляющий кадастровый учет (Росреестр). Обращаем внимание, что с 01.01.2017 действует Приказ Росреестра от 18.10.2016 N П/0515, в соответствии с которым ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав, в том числе в сфере государственного кадастрового учета.

— По данной категории споров ответчик может заявлять встречные исковые требования (встречный иск) об установлении границ земельного участка другим способом и по другим точкам, чем те, которые предлагает истец (например, Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2013 N 4-КГ13-34, Определения Московского городского суда от 23.05.2014 N 4г/1-5411, от 29.09.2014 N 4г/7-9709/14).

Также возможно предъявление встречного иска о восстановлении смежной границы между участками, о сносе самовольной постройки (например, Определения Московского городского суда от 03.03.2016 N 4г-1384/2016, от 19.11.2015 N 4г/7-11615/2015), о выявлении кадастровой ошибки (до 01.01.2017), о выявлении ошибки в ЕГРН (с 01.01.2017), обязании возместить моральный вред (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2015 по делу N 33-47962/2015), об обязании перенести ограждение (забор) (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2015 по делу N 33-46177/2015). Обращаем внимание, что с 01.01.2017 действует ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, которая устанавливает порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН.

— Необходимо учитывать, что с 01.01.2017 признана утратившей силу ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), которая устанавливала требования к межевому плану.

С указанной даты требования к межевому плану предусмотрены в ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, а его новая форма, состав включаемых в него сведений и требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921. Как и ранее, к текстовой части межевого плана относится акт согласования местоположения границ земельного участка (далее также — акт согласования). Случаи и порядок оформления акта согласования определены в п. п. 82 — 87 Требований к подготовке межевого плана (Приложение N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921).

— При рассмотрении спора суд может установить границу земельного участка не на основании представленного истцом межевого плана или представленных истцом и ответчиком межевых планов, составленных разными кадастровыми инженерами, а на основании результатов землеустроительной экспертизы, назначенной судом (например, Определение Московского городского суда от 04.03.2016 N 4г-1386/2016, Апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2015 по делу N 33-46177/2015).

Если границы земельного участка истца и ответчика не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в ГКН (до 01.01.2017)/в ЕГРН (с 01.01.2017) нет сведений о границах земельных участков и имеется спор о принадлежности части земельного участка, над которой расположены помещения истца и ответчика, то эксперты могут разработать несколько вариантов установления границ земельных участков сторон. Суд вправе принять решение по делу, исходя из предложенного (рекомендованного) экспертами варианта установления границ земельных участков (например, Определение Московского городского суда от 28.08.2014 N 4г/7-9001/14).

Если при рассмотрении дела суд установит, что в сведениях ГКН (до 01.01.2017) имеется кадастровая ошибка (до 01.01.2017) в части описания поворотных точек границ земельного участка ответчика, истец и ответчик в результате использования земельных участков необоснованно увеличили фактическую площадь своих участков, то суд может принять решение устранить кадастровую ошибку (до 01.01.2017) по одному из вариантов экспертного заключения, вынесенного по результатам проведения землеустроительной экспертизы. Причем на основании такого заключения суд может не только изменить сведения ГКН (до 01.01.2017) в части описания поворотных точек границ участка ответчика, но и установить границы участка истца, поскольку по варианту установления границ участков, предложенному экспертами, земельные участки сторон соответствуют правоустанавливающим документам, а также учитываются границы по сведениям ГКН (до 01.01.2017) (например, Определение Московского городского суда от 19.11.2015 N 4г/7-11615/2015). Важно учитывать, что на основании заключений судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы суд может исключить из ГКН (до 01.01.2017) сведения о границах земельного участка ответчика (например, Определение Московского городского суда от 03.03.2016 N 4г-1384/2016). Обращаем внимание, что с 01.01.2017 действует ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, которая устанавливает порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН.

— Если стороны спора об установлении границ земельных участков — владельцы соседних земельных участков, которые не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, представляют в суд противоречивые и взаимоисключающие доказательства, однако отказываются от проведения предложенной судом землеустроительной экспертизы, то суд откажет в удовлетворении иска. Например, если истец и ответчик представили суду чертежи границ своих земельных участков, выполненные по результатам обмера участков двумя разными геодезическими организациями, которые свидетельствуют о разночтении имеющихся данных. С одной стороны, граница участка ответчика накладывается на границу земельного участка истца, что свидетельствует о занятии ответчиком части участка истца; с другой стороны, фактически занимаемый истцом участок превышает размер участка, указанный в правоустанавливающих документах. В такой ситуации суд считает обстоятельства, на которые ссылается истец и ответчик, недоказанными (например, Определение Московского городского суда от 29.09.2014 N 4г/7-9709/14).

— По спорам об установлении границ земельного участка не предусмотрен обязательный досудебный (в т.ч. претензионный) порядок их разрешения, на что неоднократно указывалось в судебной практике (например, Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2015 N 19-КГ15-37, Апелляционное определение Московского городского суда от 20.03.2015 по делу N 33-8964/15). Судья не вправе вернуть исковое заявление об установлении границ земельного участка со ссылкой на то, что истцом не соблюден установленный федеральным законом досудебный порядок урегулирования спора (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

При этом следует учитывать, что если правообладатель смежного земельного участка представляет обоснованные возражения о местоположении границы земельного участка, то можно снять их не только путем обращения в суд, но и:

— путем проведения повторного согласования местоположения границы (отдельной характерной точки или части границы). Такая возможность предусматривалась в п. 84 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (до 01.01.2017).

— путем изменения местоположения границ и проведения повторного согласования местоположения границы (отдельной характерной точки или части границы). Такая возможность предусмотрена в п. 87 Требований к подготовке межевого плана (Приложение N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921) (с 01.01.2017).

В обоих указанных случаях (как до 01.01.2017, так и после этой даты) оформляется новая редакция чертежа земельного участка. На его оборотной стороне приводится акт согласования, который содержит сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения, а также в отношении которых изменилось описание местоположения частей границ участков. В данной ситуации в состав межевого плана включаются все редакции чертежа участка и акта согласования. По сути, повторное согласование границ земельного участка со смежным землепользователем (до 01.01.2017)/изменение местоположения границ и повторное согласование границ земельного участка со смежным землепользователем (с 01.01.2017) является альтернативой судебному разбирательству.

— Иск об установлении границ земельного участка следует предъявлять по месту его нахождения по правилам исключительной подсудности (ч. 1 ст. 30 ГПК РФ). В противном случае судья возвращает исковое заявление в связи с тем, что дело неподсудно данному суду (п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ) (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 16.07.2015 N 33-24427/2015, от 10.04.2015 по делу N 33-7109, от 24.03.2015 по делу N 33-9610/15).

— Обращаем внимание, что с 01.01.2017 исковое заявление может быть подано в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде — в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, — посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 1.1 ст. 3 ГПК РФ в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ).

— В судебной практике имеется прецедент, когда при проведении землеустроительной экспертизы по делу эксперт предложил варианты установления и восстановления границ земельных участков истца и ответчика, при которых границы участка истца будут пересекать границы участка третьего лица, и предположил, что при уточнении местоположения границ участка третьего лица была допущена кадастровая ошибка (до 01.01.2017). В таком случае истцу рекомендуется ходатайствовать о проведении судебной экспертизы, чтобы установить наличие кадастровой ошибки (до 01.01.2017) при постановке участка третьего лица на кадастровый учет с установлением границ, а также требовать изменить сведения о границах земельного участка третьего лица. В противном случае велика вероятность отказа в иске, поскольку суд может не принять во внимание предложенные экспертом варианты установления границ участков истца и ответчика, нарушающие права третьего лица (Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2015 по делу N 33-47962/2015). Обращаем внимание, что с 01.01.2017 действует ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, которая устанавливает порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН.

— Если при проведении судебной землеустроительной экспертизы выяснится, что определить границы участка истца по фактическому пользованию и его фактическую площадь невозможно, и эксперт представит единственный вариант установления границ, при котором площадь участка истца будет меньше его площади по правоустанавливающим документам, суд может установить границы участка истца по предложенному экспертом варианту при условии, что истец не возражает против этого (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.11.2015 по делу N 33-41397/2015).

Для принятия решения в пользу истца при заявлении иска об установлении границ земельного участка необходимо доказать обстоятельства, указанные в таблице: