Система частного права китая

Законотворчество и практика в области международного частного права в Китае. Статьи по предмету Международное частное право

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО И ПРАКТИКА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА В КИТАЕ

ДЗОУ ЛУНМЭЙ

Дзоу Лунмэй, доцент Центрального университета национальностей КНР, г. Пекин, КНР, доктор юридических наук.

С 1978 г. началось усиление взаимодействия КНР с остальным миром, что значительно содействовало развитию международного частного права в Китае. За последние 30 лет Китай достиг развития в беспрецедентных масштабах. Экономика растет, и правовая система постоянно совершенствуется.
Как известно, международное частное право имеет тесные связи главным образом с гражданскими отношениями с иностранными элементами. Без политики открытости, без таких социальных условий, где есть гражданские правоотношения между гражданами и иностранцами, не может быть и международного частного права. С 1949 по 1978 г. было мало связей между Китаем и внешним миром, и, разумеется, было очень мало серьезных научных исследований в области международного частного права.
За последние 30 лет в Китае ученые добились больших успехов в научных исследованиях в международном частном праве. Были составлены учебники и монографии, основные зарубежные работы были переведены на китайский язык. Если международное частное право в Китае до 1978 г. заимствовало главным образом основные принципы и теории СССР из трудов профессоров А.Л. Лунца и М.М. Богуславского, то с 1978 г. китайцы начали принимать западные теории. Немецкие ученые Савиньи, Волви и британский ученый Моррис оказали большое влияние на развитие международного частного права в КНР .
———————————
Хэ Цишен. Обзор международного частного права Китая в период 30 лет реформ и открытости // Обзор иностранных дел. 2008. N 3.

С 1979 г. вступил в силу Закон КНР о предприятиях с иностранными инвестициями. Этот правовой акт был первым законодательным актом международного права Китая на его пути реформы и открытости. По мере развития правоотношений в этой области все больше внимания уделялось законодательству международного частного права. «Общие положения Гражданского права КНР», принятые в 1986 г., предусматривают восемь важнейших коллизионных норм в главе VIII «Применение права в гражданско-правовых отношениях с иностранными элементами», что заложило основу для законотворчества в области международного частного права в Китае. Затем последовали такие важные законы, как Гражданско-процессуальный закон КНР, Закон КНР об усыновлении, Закон КНР о торговом мореплавании, Закон КНР об арбитраже, Закон КНР о векселях, Закон КНР о гражданской авиации и т.д., даны судебные разъяснения со стороны Верховного народного суда относительно судебной практики. Уровень законотворчества в области международного частного права постепенно повышается.
По мере расширения внешних сношений быстро увеличивается количество гражданско-правовых споров и становится сложнее характер этих споров, так что действующее законодательство не может отвечать требованиям общественных реалий и не в состоянии регулировать все новые споры в гражданско-коммерческих отношениях.
Принятие в 2010 г. Закона КНР о применении законодательства в гражданских отношениях с участием иностранных элементов может считаться вехой на пути развития международного права в КНР.
28 октября того же года Постоянный комитет ВСНП принял Закон КНР «О применении законодательства в гражданских отношениях с иностранными элементами» (далее — Закон). Данный Закон состоит из восьми глав, таких как общая часть, субъекты гражданских отношений, брак и семья, наследование, вещные права, обязательственные права, интеллектуальная собственность, дополнительные положения. Данный Закон был введен в действие с 1 апреля 2011 г.
Как указано в пояснительной записке к проекту Закона КНР «О применении законодательства в гражданских отношениях с иностранными элементами», проект был составлен по результатам исследования законодательства некоторых стран (таких как КНР, Германия, Швейцария, Япония), Гаагских конвенций по международному частному праву, соглашений ЕС, а также рекомендаций соответственных комиссий ВСНП, Верховного народного суда КНР, Министерства иностранных дел КНР, Министерства торговли КНР по вопросам правоотношений с иностранными элементами, а также мнений специалистов международного частного права. По сравнению с «Общими положениями Гражданского права КНР» данный закон пошел вперед в направлении модернизации и по объему, содержанию и по методам, технологии регулирования . Можно сказать, что данный Закон олицетворяет передовую теорию современного международного частного права, удачно использует опыт законотворчества разных стран. В Законе отражается открытый принцип интернационализма. Обобщив опыт законодательства и судебной практики КНР за последние 30 лет, отказавшись от узкого национализма, Закон ставит целью защищать в равной мере интересы разных сторон.
———————————
Вань Эсян. О применении законодательства в гражданских отношениях с участием иностранных лиц. Положения к применению // Законность. 2011. N 8.

Закон КНР «О применении законодательства в гражданских отношениях с иностранными элементами» достиг следующих основных целей: систематизация, определенность и практичность законодательства. Он включает в себя всеобъемлющие нормы международного частного права Китая. Появилось немало правовых норм, которых ранее не существовало в области международного частного права Китая.
Данный Закон имеет следующие особенности: во-первых, в ст. 2.2 «Общей части» он предусматривает, что закон, применимый к гражданско-правовым отношениям, устанавливается по настоящему Закону. Если другие законы предусматривают к соответствующим отношениям иные специальные правила, то применяются правила других законов. К отношениям, не регулируемым ни настоящим законом, ни другими законами, применяются законы, имеющие самые тесные связи с соответствующими отношениями. Принцип «самой тесной связи» стал основным принципом применения законодательства к отношениям с иностранными элементами.
Во-вторых, широкое использование теории автономии воли. Данный принцип исходит из старинной теории и был выдвинут французским ученым Шарлем дю Муленом. Он позволяет сторонам выбирать применимый к их контрактам закон. В ст. 3 Закон устанавливает: стороны могут ясным указанием выбирать применимый к гражданским отношениям с иностранными элементами закон. Глава III Закона «Брак и семья» в ст. 24 гласит, что к имущественным отношениям между супругами стороны могут своим соглашением выбирать закон страны постоянного жительства, личный закон или закон страны, где основное имущество находится. Другие главы Закона определяют в основном этот принцип применения законодательства . Автономия воли является отличительной чертой Закона. В таких договорных отношениях, как представительство и доверенность, поручение, имущественные отношения между супругами, вещные права на движимости и т.д., широко используется выбор сторонами применимого закона.
———————————
Хуан Цинь. О применении законодательства в гражданских отношениях с иностранными элементами: Интерпретация и анализ. Пекин: Издательство законности, 2011.

Постановление Верховного народного суда КНР от 2007 г. «О некоторые вопросах применения законов в судебной практике по разрешению гражданских и коммерческих договорных споров» в ст. 4 предусматривает, что, если стороны добились соглашения о применимом законе или об изменении применимого закона до конца судебных прений, народный суд должен разрешить такое соглашение. Если стороны не выбрали применимый закон, но всегда ссылаются на закон одной и той же страны или территории и никогда не выступали против такой ссылки, то такой закон считается выбранным по соглашению сторон.
В-третьих, принцип защиты более слабой стороны. Данный закон главным образом используется в отношениях между родителями и детьми, в трудовых отношениях и ответственности за брак товаров. Например, ст. 25 Закона четко указывает, что к личным и имущественным отношениям между родителями и детьми применяется закон страны постоянного совместного жительства; при отсутствии места совместного жительства применяется закон страны постоянного жительства одной стороны или личный закон одной стороны исходя из защиты прав и интересов более слабой стороны.
В-четвертых, Закон принимает во внимание доступность к простым людям. Язык Закона ясен и понятен для простых людей, мало знающих юридические термины. Именно в этих целях применяется чаще всего закон места постоянного жительства этой стороны.
Нельзя сказать, что Закон достиг совершенства в содержании или в законодательной технике. Например, он не дает определения иностранного элемента, не отвечает на вопрос, принадлежит ли к иностранному элементу лишь выбор сторонами иностранного закона. Об этом много споров в науке. Некоторые смежные вопросы не урегулированы в Законе. Разрешение таких вопросов зависит от усилий как ученых, так и юристов-практиков. Международное сотрудничество, несомненно, имеет большое значение для развития международного частного права.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное частное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Система частного права китая

Современная правовая система Китая

Modern Chinas legal system

Автор: Чжао Лэ — Китайский политическо-юридический университет, аспирант

Author: Zhao Le — the Chinese political-legal University, Postgraduate

Аннотация: Автор в статье описывает современную правовую систему Китая, а именно, дает подробную характеристику таким понятиям как публичное право, частное право, социальное право Китая. Также в статье говориться об основных отраслях современного Китая.

Annotation: The author in the article deals with the current legal system in China, namely, gives a detailed description of such concepts as the public law, private law, social law in China. The article also talked about the main branches of modern China.

Ключевые слова: публичное право, частное право, социальное право, отрасли современного Китая, Конституция Китая, административное право, гражданское право, коммерческое право, экономическое право, трудовое право, право о природных ресурсах и охране окружающей среды, уголовное право

The keywords: public law, private law, social law, the industry of modern China, the Chinese constitution, administrative law, civil law, commercial law, economic law, labor law, law on natural resources and the environment, criminal law

1. Публичное право, частное право и социальное право Китая

Мысль деления права на публичное и частное право была высказана в самом начале Ульпианом. По его мнению, право делится по природе норм на три рода: «естественное право» обнимает все живые существа, «право народов» касается лишь людей, «гражданское право» относится лишь к известному политическому целому.[1] По этому мнению функционирование норм частного права состоит в том, что охранять и регулировать отношения между частными лицами, защищать интересы и собственность лица в его взаимоотношениях с другими лицами, как гражданское право и торговое право. Функционирование норм публичного права состоит в том, что регулировать отношения, связанные с обеспечением публичного или государственного интереса и отношения между государством и частным лицом, как административное право, уголовное право и процессуальное право.

С развитием общества в Китае постепенно появилась «социализация правом». Поэтому в Китае образовалось право нового типа, как право социального обеспечения. Его функционирование состоит в том, чтобы регулировать общественные отношения путём предоставления населению социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг в правомерном установленном порядке.

2.Отрасли права современного Китая

Отрасли права в современном Китае включают в себя Конституцию, Административное право, Гражданское право, Торговое право, Экономическое право, Трудовое право, Право социального обеспечения, Право о природных ресурсах и охране окружающей среды, уголовное право, гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право, административное процессуальное право и международное право.

2.1 Конституция Китая.

Ныне действующая Конституция КНР принята по решению на пятой сессии Всекитайского Собрания народных представителей 5-го созыва 4 декабря 1982 г. В Китае четырежды сменялись Конституции. Предшествующие Конституции КНР принимались в 1954, 1975 и в 1978 годах. Четвёртая, действующая Конституция КНР была принята в 1982 году.[2]

Ныне действующая Конституция КНР 1982 г. содержит Преамбулу и 4 главы, «Общие положения», «Основные права и обязанности граждан», «Государственное устройство» и «Государственный флаг, Государственный герб, столица КНР» и имеет 138 норм.

Кроме Конституции в отрасли конституции еще включается Закон о государственных органах, Закон об избирании, Закон о законодательстве, Закон о гражданстве и так далее.

2.2 Административное право Китая

Административное право — совокупность норм, регулирующих все административные деятельности государственным органам. В него включаются общие положения административного права, система органов правительства, процесс административных деятельностей и так далее. В отраслях административного права также включаются Закон об административном наказании, Закон об административной деятельности, Закон о пересмотре административных действий и так далее.

2.3 Гражданское право Китая

Гражданское право — совокупность норм, регулирующих имущественные, связанные и не связанные с ними личные неимущественные отношения между гражданами и юридическими лицами на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками.

Ныне действующее гражданское право в Китае состоит из общих положений гражданского права и одностороннего гражданского закона. Одностороннее право включается в себя Договорное право, Закон о браке, Закон о наследстве и так далее.

2.4 Коммерческое право Китая

Коммерческое право — совокупность норм, регулирующих коммерческие деятельности на основе равенства их участников в сфере торгового оборота. Коммерческое право Китая включается в себя Закон о хозяйственных обществах, Закон о ценных бумагах, Закон о страховании, Закон о банкротстве и так далее. И в Китае действует принципу “единство коммерческого права с гражданским правом”.

2.5 Экономическое право Китая

Экономическое право — совокупность норм, регулирующих экономические отношения при управлении гражданских оборотов государственными органами. Эта новая правовая отрасль с развитием товарного хозяйства была создана постепенно в Китае, в том числе Закон о китайском народном банке, Закон о коммерческом банке, Закон о бюджете, Закон о налогах, Закон против недобросовестной конкуренции и так далее.

2.6 Трудовое право и право социального обеспечения Китая

Трудовое право — совокупность норм, регулирующих трудовые отношения в сфере труда и работы. В данной отрасли включаются в себя режим работы, нормы о трудовом договоре и так далее. Право социального права — совокупность норм, регулирующих социальные обеспечения и пособия. К данной отрасли относятся Трудовое право, Закон о профсоюзах и так далее.

2.7 Право о природных ресурсах и охране окружающей среды

Право о природных ресурсах и охране окружающей среды — совокупность норм о защите природных ресурсов и охране окружающей среды, предотвращении загрязнения. Оно было разделено на Право о природных ресурсах и Право об охране окружающей среды. Данная отрасль включает в себя Закон о лесе, Закон о стеле, Закон о рыболовстве, Закон о воде и так далее.

2.8 Уголовное право Китая

Уговорное право — отрасль, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.[3] Уголовное право — совокупность норм, регулирующие отношения, связанные с преступлением. В современном обществе Китая уголовное право играет особую важную роль для обеспечения прав человека и общественной безопасности и наказания преступления.

2.9 Процессуальное право

Процессуальное право — нормы о разных процессуальных деятельностях. Процессуальное право играет важную роль по обеспечении осуществления материального права и прав и обязанностей человека. Данная отрасль включает в себя Уголовное процессуальное право, Гражданское процессуальное право и Административное процессуальное право, а также закон об адвокатуре, закон о судии, Закон о прокуроре, Закон об арбитраже и так далее.

Правовая система Китая — совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи Китая. С помощью правовой системы Китая обеспечивается устойчивый порядок в обществе Китая, правомерные деятельности граждан и справедливость общества.

Структура современного частного права Китая

Структура современного права Китая предусматривает разделение права на частное и публичное. Каждая из этих отраслей права классифицируется по отраслевому признаку на отдельные, в частности: гражданское, семейное, конституционное, административное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное и т.д..

Дуализм частного права китайским правом не признается. Гражданское законодательство содержит и нормы торгового права.

Гражданские правоотношения регулируются Основными положениями гражданского права (ОПЦП) 1986 г., которые регулируют имущественные и личные отношения, направленные на обеспечение потребностей модернизации с целью обеспечения прав и интересов граждан и юридических лиц.

Субъектами гражданского права признаются физические и юридические лица. Правоспособность граждан является ровной. Полностью дееспособными признаются граждане, достигшие 18 лет, но допускаются исключения для граждан, достигшие 16 лет, если они своим трудом зарабатывают необходимые средства существования. Ограниченная дееспособность наступает с 10 лет.

Институт обязательственного права регулирует отношения по поводу обязательственных прав и обязанностей, которые возникают между сторонами в соответствии с условиями договора или согласно закону.

Обязательственное право не содержит норм об отдельных видах договоров и обязательств. Законодательство определяет такие условия договора, как качество, цена, срок исполнения. Нормативно определено положение о том, что в случае договоренности об этом подлежат применению государственные или общепринятые стандарты, государственные или рыночные цены.

ЗПЦП различает договорную и внедоговорную ответственность. Условиями возникновения гражданско-правовой ответственности признаются противоправное поведение и причинение имущественного ущерба. Вина не рассматривается как обязательное условие указанной ответственности, она возникает также в случае имущественного ущерба, причиненного в результате ошибки. Ответственность возникает и в случае отсутствия вины или ошибки, если это предусмотрено законом.

Отдельные институты гражданского права регулируются соответствующими законами, например: законами о хозяйственный договор 1981 г., о товарных знаках 1982 г., о патентах 1984 г., об авторском праве 1990

Семейно-правовые отношения в Китае не входят в сферу гражданско-правового регулирования и регулируются Законом о браке, принятый в 1980 году вместо закона 1950 Раньше для Китая характерной формуле воспроизводства населения была высокая рождаемость, высокая смертность и низкий уровень естественного прироста. На сегодня характерна высокая рождаемость, средний уровень смертности и высокий уровень естественного прироста, что позволяет поставить под определенный контроль ряд процессов в воспроизводстве населения.

По китайскому законодательству минимальный брачный возраст для мужчин — 22 года, для женщин — 20 лет. При этом поощряется более поздний брак и деторождения.

Закон о браке 1980 предусматривает равноправное положение супругов в семье. После регистрации брака по взаимному решению супругов жена может стать членом семьи мужа, а муж может стать членом семьи жены. Одновременно решается вопрос о месте жительства супругов. Супруги имеют право хранить свои добрачные фамилии.

гражданское право КНР новеЙшего времени

В семидесятые годы прошлого столетия начали появляться законодательные акты, отвечающие современным требованиям.

В этот новый период развития появились законы в обла­сти гражданского процесса (1982 г.), о смешан­ных предприятиях (1979 г.), об иностранных предприятиях (1986 г.) и др.

Приняты также за­коны:

1. об охране окружающей среды морей и океанов (1982),

2. о предот­вращении загрязнения водной среды (1985),

3. о предотвращении загряз­нения атмосферы (1987),

4. Водный кодекс (1988),

5. Закон об охране диких животных (1988),

6. Закон о предотвращении шумового воздействия на окружающую среду (1996)

Гражданское законодательство КНР предусматривает следую­щие виды субъектов хозяйственной деятельности:

1. государственные предприятия,

2. коллективные предприятия

3. частные предприятия,

4. самостоятельные артельные предприятия

5. компании с ограниченной ответственностью

6. совместные предприятия с китайским и иностранным капита­лом,

7. предприятия иностранного капитала,

8. крестьянские паевые и кооперативные предприятия.

В 1986 году были приняты «Общие положения гражданского права Китайской Народной Республики » в которых:

1. определена область общественных отношений регу­лируется гражданским правом (ст.2);

2. метод его регулирования (ст.2, 3);

3. субъекты гражданского права и каково их правовое положение (ст.1, 2, разделы II, III);

4. определение юридического лица (ст.36-53);

5. содержа­ние права (ст.71);

6. правовые формы реализации права государственной и коллективной собственности (ст.80-82);

7. обязательства, как они воз­никают и каким образом должны исполняться (ст.84-93)

8. единый инсти­тут интеллектуальной собственности, (ст.94-97);

9. гражданскую ответ­ственность разделили ее на договорную и внедоговорную (ст.106-133);

10. установили способы защиты гражданских прав (ст.134),

11. правила иско­вой давности (ст.135-141);

12. закрепили институт представительства (ст.63-70),

Отношения, связанные с объектами исключительных прав, регламентируются законами:

1. О техни­ческом договоре (1987),

2. Об авторском праве (1990),

3. О патентах (1984)

4. О товарных знаках (1982).

В КНР нет Кодекса Административных правонарушений, но, как мы увидим из дальнейшего изучения, многие законы гражданского оборота содержат в себе новеллы административного (штрафного) законодательства.

Анализируя понятие «имущество» в современном законодательстве Китая, можно отметить нижеследующие значения и тенденцию расширенного значения данного понятия:

1. в соответствии с господствующим мнением об имуществе имущество есть конкретная и телесная вещь;

2. индивидуально определенность вещи, вещное право может возникнуть только на индивидуально-определенные вещи;

3. имущество — это совокупность прав и обязанностей, имеющих экономическое значение, причем право — активное имущество, обязан­ность — пассивное имущество. Такое значение имущества применяется в законах Китая «О банкротстве» и «О наследстве».

4. под вещами подразумеваются предметы, имеющие ценность и удовлетворяющие требования человека;

5. имущества, включает и ком­мерческую репутацию, коммерческое отношение и другие бестелесные «имущества», имеющие экономические ценности

6. право, имеющее эконо­мическое содержание, т. е. активное имущество, включая вещное пра­во, обязательственное право и право интеллектуальной собственности и т. д.

7. имущество включает также и некоторые личные права, имею­щие экономические ценности, например, право на наименование юри­дического лица.

8. вещью является только материальный предмет, то есть вещь — это телесный предмет;

9. вещь находится вне человека, поэтому человек или его часть не являются вещами.

Видами юридической ответственности, по китайскому гражданскому законодательству, являются:

Правовое регулирование внешнеэкономических договорных отношений в Китае и Украине

Современный этап мировой истории характеризуется интенсификацией процессов глобализации, противоречивый характер которых усиливает параллельную тенденцию регионализации. Одним из основных центров глобального мира выступает Азиатско-Тихоокеанский регион, где концентрируется более половины мировой торговли, существенно возрастают объемы международных финансовых операций, трансграничного трансфера технологий. Приоритетным вектором внешнеэкономической политики Украины является развитие взаимовыгодных двусторонних отношений с Китаем – лидером АТР по темпам экономического развития.

Общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности опосредствуются соответствующими договорами (контрактами). Специфика контрактных обязательств в данной сфере состоит в наличии в структуре правоотношений одного или нескольких иностранных элементов. Это обуславливает необходимость обращения как к нормам международного частного права (далее – МЧП), так и гражданского права, нормы которого осуществляют непосредственное регулирование договорных отношений.

В Китае существует двухэлементная система размещения коллизионных норм, которые закреплены в разделе VIII Общих положений гражданского права КНР и отдельных нормативно-правовых актах. Автономная кодификация законодательства в сфере международного частного права не осуществлена, что, по мнению китайского правоведа Хуанг Чина, объясняется следующими факторами: 1) недостаточностью правотворческого опыта в сфере коллизионного регулирования; 2) объективной необходимостью реформирования национального законодательства КНР по направлению к отмене значительного количества актов, предназначенных для одностороннего регулирования коммерческих отношений с иностранным элементом и разработки соответствующих правил решения коллизий между правопорядком КНР и других государств в результате реализации политики открытости внешней экономической среде; 3) определенной степенью эффективности коллизионного регулирования в силу того, что обозначенные два элемента «дополняют друг друга и могут быть гармонизованы» [3, С. 16].

Следует подчеркнуть существование особенности в сфере коллизионного регулирования Китая, которая состоит в том, что, не смотря то, что судебный прецедент не является источником права, роль Верховного Народного Суда КНР в сфере МЧП является достаточно важной, поскольку, как отмечают российские правоведы О.М. Жильцов и О.И. Муранов, «Верховный народный суд КНР своими указаниями достаточно активно дополняет законодательное регулирование» [1, С. 367]. В свою очередь, по мнению упомянутого выше Хуанг Чина, таким способом осуществляется «заполнение пробелов в праве и, как следствие, развитие и усовершенствование китайского коллизионного регулирования» [3, С. 8].

В договорных отношениях важную роль играет механизм определения права, которое подлежит применению к обязательственным отношениям (обязательственный статут). В соответствии с коллизионными нормами КНР, сторонам, в силу коллизионного принципа lex voluntatis – автономии воли, предоставляется возможность выбора применимого права при решении договорных споров. Верховный Народный Суд КНР разъяснил, что под договорными спорами следует понимать такие споры по отношению к договору, которые охватывают: действительность, момент возникновения, толкование, выполнение, ответственность за нарушение условий, изменение, приостановка действия, отступление, расторжение и прекращение, тем самым очертив круг вопросов, которые подлежат урегулированию системой норм обязательственного статута путем выбора сторон либо использования правоприменительными органами коллизионных норм. В Законе Украины «О международном частном праве» вопрос права, применимого к договору, урегулирован подобным образом.

Однако, исходя из того, что выбор обязательственного статута является правом сторон , а не их обязанностью, на практике этот вопрос часто остается не согласованным в договоре. В таком случае законодательством Украины предусмотрено использование коллизионной нормы с привязкой к праву страны одной из сторон, определенной в широком значении, как право страны продавца (lex venditoris). Китайская система коллизионных привязок содержит подобное регулирование, которое, базируется на принципе наиболее тесной связи (proper law of the contract).

Расширяя круг презумпций наиболее тесной связи, законодатель КНР предусматривает альтернативные юридические факты, которыми обусловлено использование такой формулы прикрепления для договоров купли-продажи товаров, как право страны покупателя на момент заключения договора. Она применяется следующих случаях: 1) переговоры по контракту проводились, и он был заключен в месте осуществления деятельности покупателя; 2) договор заключен на предложенных покупателем существенных условиях после объявления им торгов; 3) в договоре определенно, что продавец обязан осуществить передачу товара в месте осуществления деятельности покупателя. Украинскому международному частному праву такая коллизионная привязка не известна.

В случае возникновения необходимости использования правоприменительными органами материального права Китая вследствие выбора сторон или отсылки к нему коллизионных норм могут возникать определенные трудности, что связано с различиями материально-правового регулирования, в частности, общих положений о заключении договора, которые являются одним из вопросов, входящих в сферу обязательственного статута в МЧП Украины и Китая.

Основным документом в Китае, к которому следует обращаться при рассмотрении норм о заключении договора, является Закон КНР «О договорах» [2]. Китайские правоведы акцентируют внимание на том, что при разработке данного Закона «законодатели существенно опирались на Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА» [5, С. 1].

Желание или выражение воли заключить договор с другим лицом Закон КНР «О договорах» определяет как оферту, которая, по общему правилу, должна выражать намерение оферента быть обязанным в случае ее принятия адресатом. Следует заметить, что законодатель КНР, в отличие от украинского, был более категоричен в формулировании требования к оферте о конкретности содержания (ст. 14 Закона КНР «О договорах»). Так, содержание договора должно включать следующие условия: наименование (имена) и местонахождение сторон, предмет договора, количество, качество, цена и оплата, срок, место и способ исполнения, ответственность за нарушение договора, а также способ разрешения споров. В совою очередь, в ст. 638 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что оферта должна содержать существенные условия договора, которыми являются условия о предмете договора, названные таковыми в законодательных актах или являющиеся необходимыми для данного вида договора, а также те, по которым по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Оферта, согласно ст. 17-19 Закона КНР «О договорах», может быть отозвана или отменена оферентом. Сообщение об отзыве оферты должно поступить к адресату ранее или одновременно с получением оферты. Оферта может быть отменена до получения оферентом акцепта, за исключением случаев, когда: 1) оферент установил срок для акцепта или в иной форме указал, что оферта не может быть отменена; 2) адресат оферты разумно полагал, что оферта не может быть отменена и уже приступил к подготовке исполнения договора. Из вышеизложенного следует, что разница между понятиями «отзыв оферты» и «отмена оферты» заключается в том, что отозвать можно только такую оферту, которая еще не вступила в силу, а отменить – уже вступившую в силу.

Для возможности отзыва или отмены оферты в китайском частном праве ключевым является момент вступления ее в силу, который установлен, как момент ее получения адресатом. При этом китайский законодатель не упускает из поля зрения важную и широко распространенную в условиях современных высокоразвитых технологий возможность заключения договора с помощью электронных средств связи. В таком случае моментом получения оферты считается первый по времени момент получения сообщения адресатом, если оферент не установил отдельный порядок. Если такой порядок установлен, то моментом получения оферты считается момент, когда сообщение поступает в соответствии с этим порядком.

Законодательств о Украины не содержит норм об отмене оферты . Оференту, согласно ГК Украины, предоставляется возможность лишь отозвать оферту исключительно до момента или в момент ее получения адресатом, а права на отзыв или отмену оферты после ее получения адресатом (отмена, по Закону КНР «О договорах») украинский оферент не имеет.

В том, что касается принятия оферты – акцепта – и момента заключения договора материальное право Украины и Китая содержит подобные нормы, однако вопрос о месте заключения договора регулируется по-разному. Так, согласно Закону КНР «О договорах», местом вступления в силу договора в письменной форме является место его подписания сторонами или прикладывания печати. В свою очередь ГК Украины местом заключения договора называет место проживания физического лица или месторасположение юридического лица, которое сделало предложение заключить договор.

Однако средствами лишь национального права невозможно обеспечить адекватное регулирование отношений с иностранным элементом. Это проявляется в противоречии между интернациональным характером отношений международного экономического обращения и национальным в своей основе способом регламентирования гражданско-правовых и коммерческих отношений. Впервые на это обратил внимание Т. Попеску на ІІ конгрессе сравнительного права, который состоялся в Риме в 1976 г. под эгидой УНИДРУА [4, С. 25]. Избежать проблем, обусловленных сущностью коллизионно-правового метода, в частности, первичной квалификации, обратной отсылки и отсылки к праву третьей страны, обхода закона, возможно за счет не столько гармонизации, сколько международной унификация материального частного права.

Важным результатом такой унификации является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (далее – Венская конвенция), участниками которой являются оба государства. Поскольку за время ее действия в юридической литературе обстоятельно проанализированы ее структура и содержание, целесообразно обратить внимание на то, что Украина и Китай сделали к ней определенные оговорки. Так, Украина исключила для себя применение статей 11, 29 и положений части II (Заключение договора), которые допускают осуществление договора покупки – продаже товаров, его изменение, прекращение по договоренности сторон, в любой форме. В свою очередь, Китай не считает себя связанным положениями подпункта (b) пункта 1 статьи 1 и статьи 11, а также положениями Конвенции, которые касаются содержания статьи 11, где первая часть оговорки осуществлена в соответствии со специальной ст. 95 Венской конвенции.

Упомянутый п.п. (b) пункта 1 статьи 1 Венской конвенции является важным с точки зрения определения основного и субсидиарного статута договоров купли-продажи товаров между отечественными и китайскими субъектами внешнеэкономической деятельности, поскольку касается области ее применения в случае, когда, согласно норм международного частного права, применяется право государства-участника. Исходя из этого, для отечественных субъектов внешнеэкономической деятельности данная оговорка Китая будет порождать правовые последствия ограничительного характера по договорам с китайскими контрагентами в ситуациях: 1) нахождения хотя бы одного из их коммерческих предприятий (постоянного места осуществления деятельности) на территории любого государства, которое не является участником Конвенции; 2) определения компетентным правопорядка Китая сторонами, в силу автономии воли (lex voluntatis) или правоприменительными органами Китая, Украины, а также любого другого государства-участника или же не участника Конвенции, через применение соответствующих коллизионных норм при отсутствии автономного выбора сторон.

Сущность таких последствий обусловлена тем, что, при приведенных условиях, Венская конвенция не может рассматриваться в качестве инкорпорированной части законодательства Китая, и, соответственно, ее нормы не подлежат применению для регулирования договорных отношений международной купли-продажи товаров, которые будут требовать применения норм национального договорного права КНР как основного обязательственного статута.

Подводя итог вышеизложенному, стоит подчеркнуть, что механизмы коллизионного и гражданско-правового регулирования договорных отношений в Китае характеризируются наличием как подобных, так и отличных от украинских подходов. При этом, целесообразным видится заимствование в право Украины субсидиарной коллизионной привязки к праву страны покупателя по договорам купли-продажи из МЧП Китая, который, в свою очередь, использовал разработки доктринального характера в рамках такой авторитетной международной организации как Гаагская конференция по международному частному праву.

Правовая система Китая

Правовая система КНР носит смешанный характер, представляя собой сплав древних правовых традиций и современного законодательства, основанного на идеях «социализма с китайской спецификой» и некоторых принципах романо-германского права.

Для правовой культуры Китая характерно традиционное преобладание норм морали над нормами права в регулировании любых вопросов общественной жизни, включая самые важные. Такое отношение к праву вытекает из конфуцианского учения, составлявшего основу государственной идеологии Китайской империи вплоть до революции 1911 г. Согласно идеям конфуцианства на переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение. В следствие таких взглядов китайцы отрицательно относятся к европейской идее права с его строгостью и абстрактностью. Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех. В любом случае конкретное решение должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не быть втиснутым в рамки юридической схемы. Возмещение вреда не должно ложиться непомерным грузом на плечи должника и вести его семью к разорению.

По этическому учению конфуцианства гражданин, считающий, что кто-то по отношению к нему пренебрег правилами «ли» (т.е. правилами гармоничного, «правильного» поведения), должен стремиться к беспристрастному разрешению конфликта посредством спокойного обсуждения, нежели подчеркивать возникшие разногласия, настаивая на своих правах или апеллируя к судье. Само понятие субъективного права до начала ХХ в. в Китае отсутствовало.

Китай в течение веков жил, не зная организованных юридических профессий. Суд творили администраторы, сдававшие для занятия поста экзамены литературного характера. Они не знали права и руководствовались советами своих чиновников, принадлежащих к наследственной касте. Людей, сведущих в законе, презирали, и если советовались с ними, то тайно. Не было юридической доктрины, и в долгой истории Китая не обнаруживается ни одного крупного юриста, оставившего в ней след.

Однако в Китае существовал и другой подход к праву. В III в. до н.э. школа легистов заняла позицию, согласно которой власть должна основываться не столько на добродетели правящих (правлении людей), сколько на подчинении закону (правлении законов). Взгляды легистов изложены в трактате, принадлежащем Хан Фэйцзы. Он и другие легисты настаивали на необходимости постоянно действующих законов; правитель должен знать их, а подданные — строго исполнять. Это была концепция права и закона, близкая к западной. Однако взгляды легистов остались чуждыми сознанию большинства китайского населения. При династии Хань (206 г. до н.э.) конфуцианство снова возобладало, и с тех пор его господство было постоянным. Китайские кодексы, которые появлялись после воцарения династии Хань, содержали лишь административные предписания или нормы, относящиеся к уголовному праву; гражданско-правовые правила попадали в них лишь, когда нарушение норм обычая влекло уголовные санкции.

При последней, Цинской династии (1644-1911 гг.) Китай имел два систематизированных свода законов, один из которых относился к государственному и административному праву, другой — к уголовному, гражданскому и семейному. Первый свод законов (Дацин хуэйдянь) содержал детальные предписания относительно функций всех правительственных учреждений. Второй назывался Дацин люйли (Основные законы и постановления Великой династии Цин). Он состоял из 7 разделов. В первом указывались виды наказаний и обстоятельства, при которых они могут быть смягчены, в остальных содержались составы преступлений и способы разрешения гражданских споров, причем каждый раздел был связан с деятельностью одного из министерств. По форме изложения материала Дацин люйли представлял собой сборник огромного числа казусов. Многие положения этого кодекса действовали до 1931 г. Брачно-семейные, наследственные, торговые и другие отношения регулировало обычное право, отличавшееся чрезвычайной пестротой (партикуляризмом).

С победой синьхайской революции 1911 г. в Китае начался процесс модернизации традиционного права. После провозглашения республики была проведена огромная работа по созданию современных кодексов, основанных на лучших европейских образцах. Уже в 1912 г. принято первое современное Уголовное уложение, пересмотренное в 1928 г. и переименованное в Уголовный кодекс. Основанный преимущественно на германском и японском законодательствах, Гражданский кодекс, включающий и гражданское, и торговое право, вступил в силу в 1929-1931 гг. Гражданский процессуальный кодекс — в 1932 г. Земельный кодекс — в 1930 г. В результате этих работ китайское право (во всяком случае внешне) европеизировалось и вошло в семью правовых систем, основанных на римском праве. Однако за этим фасадом продолжали существовать традиционные понятия и, за немногими исключениями, именно они преобладали в реальной жизни. Кодексы и законы применялись в Китае только в той мере, в какой они отвечали народному чувству справедливости и приличиям.

В результате победы в гражданской войне (1925-1949 гг.) Коммунистической партии, возглавляемой Мао Цзэдуном, Китай с 1 октября 1949 г. стал народной республикой. В том же 1949 г. были отменены все ранее изданные законы и декреты и упразднены старые суды. Началась рецепция (заимствование) социалистического права. Органические законы 1949 г., которые предусматривали воссоздание правовой системы, исходили из советской модели. На Верховный суд возлагалось руководство всеми новыми судами; была создана прокуратура, призванная утвердить принцип социалистической законности. В 1950-1951 гг. изданы крупные законы: о браке, профсоюзах, об аграрной реформе, о судебной организации и др. Кодификационная комиссия приступила к подготовке кодексов.

Однако уже в 1952-1953 гг. принцип законности, и так утверждавшийся с трудом, был подвергнут нападкам: критиковались отделение права от политики, независимость судей, юридический формализм, принцип непридания закону обратной силы, давность, принцип «нет наказания без закона». Тем не менее от советской модели не отказывались, и принцип социалистической законности должен был в итоге восторжествовать. Эту тенденцию подтвердила Конституция 1954 г., построенная по типу советской Конституции 1936 г. В том же году были реорганизованы суды и прокуратура. Постановление 1954 г. содержало гарантии против ареста и задержания.

После разрыва дружеских отношений с СССР в 1960 г. руководство КНР попыталось отойти от советской модели права как «ревизионистской». В рамках этого курса в КНР попытались ввести рабочее самоуправление на предприятиях, полностью отказаться от принципа оплаты по труду и любых других форм материального стимулирования. В период «культурной революции» 1964-1973 гг., сопровождавшейся военными действиями, массовыми репрессиями и погромами, вся система правопорядка была дезорганизована. Законодательство практически перестало применяться, в стране царил хаос.

Начиная с 1979 г. в КНР происходит коренное изменение политического курса. С целью модернизации страны руководство КПК отказалось от идей обострения классовой борьбы и полного огосударствления экономической жизни. В сельском хозяйстве крестьянам была предоставлена большая свобода; им стали больше платить за обязательные поставки государству, разрешили продавать часть продукции на свободном рынке. Сходные реформы были проведены и в промышленности, где допустили деятельность малых и средних частных предприятий. Для развития экономики были приняты меры по привлечению иностранных инвестиций, в частности, в 1979 г. издан Закон о совместных предприятиях, образованы четыре свободные экономические зоны. Начали восстанавливаться режим законности и нормальная деятельность судебно-правоохранительной системы. Начиная с 1979 г. были заново или даже впервые в истории КНР кодифицированы основные отрасли права (в частности, в 1979 г. принят первый в КНР единый Уголовный кодекс и УПК, в 1986 г.»Общие положения гражданского права», в 1994 г. кодифицировано трудовое законодательство). По мере накопления правоприменительного опыта и формирования новых общественных потребностей происходит постепенная замена ранее принятых законов новыми, более соответствующими международным стандартам редакциями (в 1996 г. — новая редакция УПК, в 1997 г. — УК). В результате почти 20-летнего периода реформ в КНР сложилась система законодательства, сочетающая в себе как марксистские принципы советского (социалистического) права, так и некоторые начала романо-германской правовой семьи (в экономической сфере).

Основными источниками права в КНР являются законы и другие нормативные правовые акты. Их иерархию образуют Конституция, законы, постановления Постоянного комитета ВСНП, постановления и распоряжения Государственного совета, подзаконные акты других органов государственной власти и управления, в том числе местных.

На практике иерархия правовых актов часто нарушается, что приводит к всевластию инструкции и усмотрения административных органов. Кроме того, в КНР по-прежнему нет четкой границы между правовым актом и политической директивой. В законах встречаются положения неправового характера; например, в Законе об организации народной прокуратуры говорится, что прокуроры должны «проводить в жизнь линию масс, прислушиваться к мнениям масс, находиться под контролем масс» (ст.7).

Совершенно обособленное место в правовой системе КНР занимает бывшая английская колония Гонконг (Сянган). Согласно китайско-британским договоренностям САР Сянган (бывший Гонконг) предоставлена высокая степень самоуправления. Ему дано право иметь собственные исполнительную, законодательную и судебную системы, а также проводить самостоятельную иммиграционную и налоговую политику. Вне компетенции местных властей находятся лишь вопросы внешней политики и обороны. По принятому ВСНП в 1990 г. Основному закону для Гонконга до 2047 г. территории гарантируется неизменность ее социально-экономической системы и «местного образа жизни», за ней сохраняется статус свободного порта (порто-франко), отдельной таможенной территории, международного финансового центра с собственной валютно-финансовой системой. Китаем было подтверждено (локализовано) действие около 140 законов Великобритании, ранее распространявшихся на Гонконг.

На острове Тайвань, номинально принадлежащем КНР, продолжает действовать политическая и правовая система, унаследованная от гоминьдановского Китая.

Гражданское и смежные с ним

Содержание гражданского права КНР, как и других отраслей, определяется особенностями социально-экономической модели этого государства. Основы экономических отношений (прежде всего отношений собственности) закреплены на конституционном уровне. Статья 15 Основного закона КНР в редакции 1993 г. гласит: «Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство. Государство усиливает законодательную деятельность в области экономики, совершенствует макрорегулирование». В Конституции закреплено, что основа социалистической экономической системы КНР — социалистическая общественная собственность на средства производства, т.е. общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс (ст.6); государственный сектор экономики «руководящая сила в народном хозяйстве» (ст.7); различные формы кооперативной собственности рассматриваются как социалистический сектор хозяйства (ст.8), а единоличные хозяйства городских и сельских тружеников определяются как дополнение к социалистическому общественному хозяйству (ст.11). В 1988 г. ст.11 Конституции была дополнена следующим образом: «Государство допускает существование и развитие частного хозяйства в пределах, установленных законом. Частное хозяйство является дополнением к социалистической экономике, основанной на общественной собственности. Государство охраняет законные права и интересы частного хозяйства, направляет его деятельность, осуществляет контроль и управление».

Начиная реформу, Китай оказался фактически без гражданского законодательства. Отказ от командно-административных методов и строительство многоукладной экономики смешанного (планово-рыночного) типа потребовали разработки правовых норм, необходимых для регламентации рыночных отношений. Создание нового гражданского законодательства чрезвычайно осложняется тем фактом, что руководство КНР не имеет четкого представления об окончательной общественной модели, которая должна утвердиться в результате длительных экономических реформ. Поскольку эта модель в конечном итоге должна воплощать «социализм с китайской спецификой», законодатель лишен возможности заимствовать «готовые» гражданские законы капиталистических стран, как это было сделано в конце XIX в. в Японии и в 1920-е гг. в гоминьдановском Китае.

В целом гражданское право КНР находится в стадии формирования, многие его институты до сих пор законодательно не закреплены. ВКНР пока нет собственного Гражданского кодекса. Задача разработки ГК ставилась еще в 1950-е гг., работа в этом направлении активно велась в начале 1980-х гг. (было подготовлено несколько проектов ГК). Однако китайский законодатель в итоге отказался от Гражданского кодекса. Вместо ГК в 1986 г. были приняты и в 1987 г. вступили в силу Общие положения гражданского права (ОПГП). Они закрепляют основы систематизации этой отрасли, ее роль и место в системе современного китайского права.

В ОПГП урегулированы лишь те вопросы гражданского права, которые не вызывали резких разногласий у китайских законодателей. В этом акте определено, в частности, какая область общественных отношений регулируется гражданским правом (ст.2); каков метод его регулирования (ст.2, 3); кто является субъектами гражданского права и каково их правовое положение (ст.1, 2, разделы II, III); за какими образованиями может признаваться статус юридического лица (ст.36-53); каково содержание права собственности — важнейшего цивилистического института (ст.71); в каких правовых формах предполагается реализация права государственной и коллективной собственности (ст.80-82); что такое обязательства, как они возникают и каким образом должны исполняться (ст.84-93). Общие положения гражданского права КНР также закрепили единый институт интеллектуальной собственности, не раскрыв, правда, ее понятия (ст.94-97); в специальный институт выделили гражданскую ответственность, разделив ее на договорную и внедоговорную (ст.106-133); установили способы защиты гражданских прав (ст.134), правила исковой давности (ст.135-141); закрепили институт представительства (ст.63-70). Наконец, в ОПГП были включены важные нормы международного частного права, регулирующие гражданско-правовые и семейные отношения с «иностранным элементом» (ст.142-150).

В то же время многие важные моменты гражданско-правового регулирования в ОПГП не отражены. Так, в нем отсутствуют нормы, позволяющие провести классификацию юридических лиц, закрепляющие порядок их образования. Не наблюдается сколь-нибудь значительного (по сравнению с Конституцией) развития положений о видах собственности — государственной, коллективной, частной собственности, об их режимах и т.п. То же самое можно сказать и об индивидуальной (личной) собственности граждан. В Конституции эта собственность никак не характеризуется, а в ОПГП любая собственность граждан именуется нейтрально — индивидуальное имущество (ст.75). Не содержат ОПГП и основы для регламентации основных видов гражданских договоров, для регулирования совместной деятельности. Неполно обрисован правовой статус индивидуальных хозяйств в промышленности и торговле, а также артелей. Немало вопросов возникает по поводу ответственности при отсутствии вины, правил возмещения убытков и т.д.

Вместе с ОПГП была принята серия законов и положений, которыми регулируется правовой статус различных субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности и в которых одновременно содержится определенная регламентация отношений собственности. Еще в 1981 г. принят Закон КНР о хозяйственном договоре — основной акт, регулирующий отношения хозяйственного оборота (помимо этого Закона в КНР действует ряд положений об отдельных видах хозяйственных договоров). Отношения, связанные с объектами исключительных прав, регламентируются законами о техническом договоре (1987), авторском праве (1990), о патентах (1984) и товарных знаках (1982). Наследственным отношениям посвящен отдельный Закон 1985 г. Регулирование экономических отношений с иностранным участием основывается на Положении об особых экономических зонах провинции Гуандун (1980) и на Законе КНР о внешнеэкономическом договоре (1985).

Гражданское законодательство КНР предусматривает следующие виды субъектов хозяйственной деятельности: государственные предприятия, коллективные предприятия (городские, волостные, деревенские предприятия коллективной собственности), частные предприятия, совместные предприятия с китайским и иностранным капиталом, предприятия иностранного капитала, крестьянские паевые и кооперативные предприятия. Частные предприятия (по Закону о частных предприятиях 1988 г.) делятся на 3 вида: самостоятельные, артельные предприятия и компании с ограниченной ответственностью. В 1993 г. был принят Закон о компаниях, которым предусмотрены также акционерные компании с ограниченной ответственностью. В 1997 г. принят Закон о хозяйственных товариществах.

В области семейного права (которое в КНР не входит в систему гражданского) в период реформ был принят Закон о браке 1980 г. Он отменил Закон 1950 г., закреплявший старый, феодальный строй семейных отношений. В новом Законе отчетливо прослеживается стремление поощрять поздние браки, что должно способствовать решению демографических проблем страны; ст.2 Закона предписывает супругам обязанность «планирования семьи». Подтвержден принцип свободы брака, оба супруга должны выразить согласие на вступление в него. В ст.9 провозглашен принцип равенства супругов. Если оба согласны на развод и при этом договорились о судьбе и содержании детей, то такой развод осуществляется с минимальными формальностями: достаточно обратиться к чиновнику, ведающему актами гражданского состояния, и заполнить соответствующий формуляр. Чиновник выдает супругам свидетельство о разводе, но при условии, если он найдет соглашение справедливым, а согласие на развод — действительно соответствующим намерениям сторон. В противном случае дело о разводе передается в суд.

В 1991 г. был принят новый Гражданский процессуальный кодекс, сменивший аналогичный акт 1982 г.

Значительной трансформации в соответствии с концепциями «социалистической рыночной экономики» подверглось и трудовое право КНР. Наряду с сохранением некоторых прежних, социалистических черт, новое китайское трудовое законодательство восприняло ряд положений и конструкций, присущих странам развитой рыночной экономики. В 1986 г. были изданы 4 Временных правила по регулированию трудовых отношений: о трудовых контрактах; о трудоустройстве; об увольнениях; о страховании по старости и безработице. Эти акты вводили новую модель индивидуальных трудовых отношений, призванную постепенно заменить действовавшую прежде систему пожизненной занятости, при которой наем, перемещение, увольнение значительной части работников допускались только с разрешения государственного органа. Новая система основывалась на свободе найма и увольнения и предусматривала заключение срочных трудовых контрактов продолжительностью не менее одного года, детально определяющих обязанности, условия труда, способы обеспечения трудовой дисциплины, порядок увольнений. В 1990-е гг. приняты законы о профсоюзах (1992), о безопасности труда на шахтах (1992), о технике безопасности и производственной санитарии (1993) и ряд других нормативных актов, относящихся к отдельным институтам трудового права (например, Правила установления государственного минимума заработной платы 1993 г., Правила о порядке разрешения трудовых споров 1994 г.).

В Законе о труде КНР 1994 г. (в силе с 1 января 1995 г.), закрепившем результаты первого этапа реформы трудового права, прослеживается тенденция к формированию современного трудового законодательства, соответствующего общепризнанным принципам и нормам международного трудового права, стандартам ООН и МОТ. Он состоит из 107 статей, сгруппированных в 13 глав: общие положения; поощрение занятости; трудовые и коллективные договоры; рабочее время и время отдыха; заработная плата; техника безопасности и производственная санитария; специальная охрана труда женщин и молодежи; профессиональное обучение; социальное страхование и благосостояние; трудовые споры; надзор и контроль за соблюдением законодательства; ответственность за нарушение законодательства; переходные положения. Таким образом, Закон 1994 г. фактически представляет собой новый Трудовой кодекс.

В развитие Закона о труде планируется разработать и принять законы о трудовом договоре, о содействии трудоустройству, об охране труда, об условиях труда, о заработной плате, о рабочем времени, о трудовых спорах, о социальном страховании.

Начиная с 1979 г. в КНР введено в действие значительное количество нормативных актов в области охраны окружающей среды. Так, в 1979 г. были приняты экспериментальные Лесной кодекс КНР и Закон КНР об охране окружающей среды, который явился основой для формирования всей системы природоохранного законодательства. В 1989 г. он был заменен более совершенным постоянным актом с аналогичным названием. Экспериментальный Лесной кодекс 1979 г. был пересмотрен и утвержден в качестве постоянного закона в 1984 г. Приняты также законы об охране окружающей среды морей и океанов (1982), о предотвращении загрязнения водной среды (1985), о предотвращении загрязнения атмосферы (1987), Водный кодекс (1988), Закон об охране диких животных (1988), Закон о предотвращении шумового воздействия на окружающую среду (1996) и др.