Представительные и исполнительные органы рк

Местное управление и самоуправление

Казахстан / Местное управление и самоуправление

Согласно ст. 85 конституции, местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.

Местные представительные органы — маслихаты — выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учётом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для её реализации, контролируют их осуществление. Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года (ст. 86).

К ведению маслихата относятся:

1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчётов об их исполнении;

2) решение отнесённых к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства;

3) рассмотрение отчётов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесённым законом к компетенции маслихата;

4) образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихата, заслушивание отчётов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;

5) осуществление в соответствии с законодательством республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан (ст. 86). Полномочия маслихата могут быть досрочно прекращены президентом.

Согласно ст. 87 конституции, местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.

Местный исполнительный орган возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы, являющийся представителем президента и правительства. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность президентом по представлению премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом президентом Республики Казахстан. Президент вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей. Маслихат вправе двумя третями голосов от общего числа его депутатов выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед президентом республики либо вышестоящим акимом. Полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного президента.

Ст. 89 конституции предусматривает в Республике Казахстан местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно путём выборов, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в сельских и городских местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самими гражданами в пределах, установленных законом. Гарантируется самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных законом.

Казахстанская оппозиция выдвигает требования демократизации властной вертикали. С этой целью в качестве «эксперимента» 12 августа 2005 года были избраны главы исполнительной власти 4 районов. Центральная власть обещает распространить этот опыт по всей стране после подведения итогов «эксперимента». Однако оппозицию такой порядок по-прежнему не устраивает: все кандидатуры на пост «народно избираемых» выдвигались вышестоящим областным руководством, а выборы проходили путём косвенного голосования через выборщиков, в роли которых выступали депутаты маслихатов. При этом рядовые избиратели в голосовании не участвовали. Кроме того, как и в республиканском парламенте, большинство мест в областных и районных маслихатах (свыше 80 %) принадлежат членам проправительственной партии «Нур Отан».

На территории Казахстана расположен комплекс «Байконур», в состав которого входят космодром Байконур и город Байконур (бывший Ленинск), который является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей на условиях её аренды Россией (до 2050 года). В РФ город Байконур имеет статус, соответствующий статусу города федерального значения с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан (согласно постановлению правительства РФ). Исполнительную власть на территории комплекса «Байконур» осуществляет администрация города Байконур, которая на период действия договора аренды формируется правительством РФ по представлению главы этой администрации.

← Назад | Местное управление и самоуправление | Вперёд →

Закон Республики Казахстан от 10.12.1993 года «О МЕСТНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ и ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН» (ред. от 16.11.1999)

Архив

— использование рекламы, вывесок, объявлений и других информационных материалов;

— пользование общественным транспортом;

— благоустройство территории, содержание и защита зеленых насаждений;

— содержание домашних животных;

— общественный порядок в условиях стихийных бедствий или других чрезвычайных условиях, мероприятия по предупреждению и ликвидации их последствий;

— по другим предусмотренным законом вопросам.

Обязательные правила не должны противоречить законодательству Республики Казахстан.

Маслихат — Собрание депутатов доводит предусмотренные настоящей статьей обязательные правила до сведения населения. Правила вступают в силу не менее чем через две недели после их обнародования за исключением правил по борьбе со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями, которые вступают в силу незамедлительно.

Соблюдение обязательных правил контролируется Маслихатом — Собранием депутатов и местной администрацией.

2. Полномочия местных исполнительных органов

Статья 42. Полномочия главы администрации

— представляет на утверждение Маслихата — Собрания депутатов схему управления областью, районом, городом, разработанную с учетом примерного перечня отделов, управлений и служб местной администрации, утверждаемого Кабинетом Министров Республики Казахстан;

— представляет на утверждение Маслихата — Собрания депутатов проект бюджета соответствующей административно — территориальной единицы, обеспечивает исполнение бюджета;

— представляет на утверждение Маслихата — Собрания депутатов планы и программы экономического и социального развития соответствующей административно — территориальной единицы, обеспечивает их исполнение, отчитывается на сессии Маслихата — Собрания депутатов об их исполнении;

— осуществляет управление собственностью административно — территориальной единицы, назначает и освобождает от должности руководителей подведомственных предприятий, организаций и учреждений;

— координирует деятельность предприятий, организаций и учреждений республиканской собственности в соответствии с полномочиями, делегированными вышестоящим исполнительным органом;

— осуществляет регулирование земельных отношений в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;

— подписывает договоры, юридические и банковские документы;

— назначает и освобождает от должности руководителей аппарата, органов местной администрации и иных государственных учреждений, создаваемых по его решениям и финансируемых из местного бюджета, утверждает лимит их штатной численности и условия материально — технического обеспечения в пределах предусмотренных ассигнований, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

— дает согласие на назначение первых руководителей территориальных органов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Казахстан (за исключением прокуратуры, судов и государственных органов, непосредственного подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан), организаций республиканского подчинения, вносит предложение об их освобождении от должности;

— не реже двух раз в год отчитывается перед Маслихатом — Собранием депутатов об исполнении местного бюджета;

— по предложению Маслихата — Собрания депутатов не реже одного раза в год представляет отчет о выполнении планов и программ развития соответствующей территории, о состоянии владения, пользования и управления объектами государственного имущества, расположенными на данной территории, решения земельных вопросов, о деятельности подведомственных местной администрации предприятий, организаций и учреждений;

— вносит в Маслихат — Собрание депутатов предложения по вопросам административно — территориального устройства;

— осуществляет прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений;

— вносит предложения в Маслихат — Собрание депутатов об образовании и составе специальных комиссий;

— отменяет решения нижестоящих местных исполнительных органов.

(изм. 20.11.1998, 05.04.1999)

Глава администрации осуществляет иные полномочия, возлагаемые на областные, районные, городские, районные в городах исполнительные органы действующим законодательством Республики Казахстан, а также переданные главе администрации соответственно Президентом Республики Казахстан либо главой областной, Алматинской городской администрацией.

Деятельность глав областных, Алматинской и Ленинской городских администраций по социально — экономическому развитию соответствующих административно — территориальных единиц координируется Кабинетом Министров Республики Казахстан.

Главы областных, Алматинской и Ленинской городских администраций вправе вносить в Кабинет Министров предложения по вопросам, относящимся к их компетенции.

Статья 43. Полномочия в области планирования,

бюджета, хозяйственной деятельности, транспорта и связи

Областная, районная, городская администрация:

— разрабатывает проекты местного бюджета в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе», проекты планов и программ экономического и социального развития области, района, города;

— получает от предприятий, организаций, учреждений необходимые сведения о проектах их планов и мероприятий, которые могут иметь экологические последствия, затрагивающие интересы населения области, района, города;

— образует, реорганизует и ликвидирует предприятия, организации и учреждения, находящиеся в собственности административно — территориальных единиц;

— ведает предприятиями и организациями пассажирского и грузового автотранспорта, находящимися в собственности области, района, города; утверждает маршруты и графики движения местного пассажирского транспорта; привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации;

— осуществляет контроль за качеством обслуживания населения предприятиями и организациями связи, оказывает им на договорной основе помощь в улучшении почтовой, телефонной и иной связи, развитии радиофикации и телевидения, в ремонте и охране линии связи и электропередач;

— осуществляет внешнеэкономические связи;

— обеспечивает учет и регулирует распределение трудовых ресурсов.

Статья 44. Полномочия в области землепользования,

охраны природы и рационального использования

Областная, районная, городская администрация:

— осуществляет государственный контроль за охраной природы и рациональным использованием природных ресурсов;

— организует разработку программ по охране природы, экологическую экспертизу, строительство и реконструкцию объектов охраны природы;

— подготавливает заключения о запрещении строительства и реконструкции объектов, по которым имеется отрицательное заключение экологической экспертизы;

— приостанавливает хозяйственную деятельность или строительство объектов в случаях грубого нарушения законодательства об охране природы и принимает соответствующие меры;

— принимает решения или вносит предложения в вышестоящие органы об объявлении находящихся на соответствующей территории природных и иных объектов, представляющих экологическую, историческую, культурную или научную ценность, охраняемыми памятниками природы, истории или культуры.

Статья 45. Полномочия в области строительства, жилищно —

коммунального хозяйства, бытового обслуживания,

торговли, общественного питания

Областная, районная, городская администрация:

— осуществляет застройку территории при обязательном согласовании с центральным государственным органом в области архитектуры и градостроительства или уполномоченным им органом;

— обеспечивает разработку проектов районной планировки административных районов, проектов генеральных планов городов районного подчинения и других населенных пунктов по подведомственной территории;

— вправе выступать заказчиком по строительству социально — культурных и промышленных объектов;

— содействует государственным и акционерным компаниям с функциями коммерческих застройщиков в организации строительства и ремонта жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально — культурного назначения, дорог за счет собственных средств и на долевых началах;

— содействует государственной экспертизе проектов, государственному лицензированию проектной и строительной деятельности физических и юридических лиц, обеспечивает ведение архитектурно — строительного контроля за качеством строительной продукции, осуществляемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

— обеспечивает формирование социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры населенных пунктов и территорий, содействует и участвует в организации эксплуатации и содержания жилищного фонда и других объектов этой инфраструктуры различных форм принадлежности;

— принимает решение об организации товариществ индивидуальных застройщиков жилых домов;

— организует конкурсы среди компаний с функциями коммерческого застройщика;

— распределяет жилищный фонд, находящийся в ведении области, района, города, ведет учет граждан, нуждающихся в жилье, решает вопросы использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в собственности области, района, города;

— принимает решения об организации жилищно — строительных и гаражно — строительных кооперативов, регистрирует их уставы, осуществляет контроль за их деятельностью;

— выполняет заказы по развитию электрификации, газоснабжения, водоснабжения населенных пунктов; дает заключения по планам строительства коммунальных сетей и сооружений предприятиями, организациями и учреждениями;

— организует централизованное обеспечение жителей топливом;

— контролирует эксплуатацию жилищного фонда, предприятий и сооружений коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, не находящихся в собственности области, района, города.

Статья 46. Полномочия в области социально —

культурного обслуживания населения

Областная, районная, городская администрация:

— ведает образованием, работой по дошкольному и внешкольному воспитанию детей, заботится об укреплении материально — технической базы областных, районных, городских учреждений образования;

— содействует пропаганде и развитию исторических и культурных традиций и обычаев народов, проживающих на территории области, района, города;

— осуществляет контроль за кино- и видеобслуживанием населения;

— осуществляет охрану и организует использование памятников истории и культуры;

— содействует развитию физкультурно — спортивной работы;

— ведает учреждениями здравоохранения, принимает меры по укреплению их материально — технической базы и охране здоровья населения;

— ведает вопросами социальной защиты.

Статья 47. Полномочия в области обеспечения

законности, охраны правопорядка, прав, свобод

и интересов граждан

Областная, районная, городская администрация:

— организует исполнение Конституции Республики Казахстан, законов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, актов других вышестоящих государственных органов, осуществляет контроль за их соблюдением расположенными на территории Маслихата — Собрания депутатов предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, обеспечивает охрану правопорядка, всех форм собственности, прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, организует разъяснение законодательства и оказание юридической помощи населению;

— решает вопросы, связанные с укреплением общественного порядка;

— принимает меры по улучшению условий работы органов суда, прокуратуры, адвокатуры, нотариата;

— оказывает содействие в работе исправительно — трудовых учреждений;

— принимает предусмотренные законом меры по обеспечению порядка проведения собраний граждан, митингов, шествий, демонстраций;

— осуществляет общее руководство органами записи актов гражданского состояния;

— осуществляет контроль за обеспечением противопожарной безопасности и безопасности на водах;

— в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка принимает предусмотренные законом особые меры по спасению жизни людей, защите их здоровья и прав, сохранению материальных ценностей, обеспечению законности и правопорядка; организует проведение противопожарных мероприятий;

— обеспечивает исполнение законодательства о всеобщей воинской обязанности;

— руководит гражданской обороной.

V. Организация управления на территории поселка,

аула (села), аульного (сельского) округа

Статья 48. Общие положения

Управление на территории поселка осуществляется главой поселковой администрации, а на территории аула (села), аульного (сельского) округа — главой сельской администрации, назначаемыми главой районной (городской) администрации;

Глава администрации соответствующей административно — территориальной единицы осуществляет функции исполнительного органа и является представителем главы районной (городской) администрации.

Глава администрации обеспечивает исполнение Конституции, законов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, актов вышестоящих органов власти и управления, представляет поселок, аул (село), аульный (сельский) округ в отношениях с государственными и общественными органами, предприятиями, организациями, учреждениями.

Глава администрации не вправе осуществлять самостоятельное участие в управлении акционерным обществом, товариществом с ограниченной ответственностью, а также иным негосударственным хозяйствующим субъектам.

Статья 49. Полномочия главы

поселковой, сельской администрации

— организует работу по исполнению законов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, решений вышестоящих органов государственной власти и управления;

— созывает собрания представителей граждан поселка, аула (села), аульного (сельского) округа (в дальнейшем собрание) обеспечивает исполнение их решений;

— рассматривает заявления, жалобы и обращения граждан;

— разрабатывает и вносит на утверждение районного (городского) Маслихата — Собрания депутатов сметы доходов и расходов соответствующей административно — территориальной единицы, обеспечивает ее исполнение;

— решает вопросы, связанные с землепользованием в пределах территории поселка, аула (села), аульного (сельского) округа в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;

— заключает договоры с юридическими и физическими лицами, подписывает юридические и банковские документы;

— организует строительство и ремонт жилого фонда, дорог, контроль за содержанием придворовых территорий;

— содействует организации крестьянских (фермерских) хозяйств, малых предприятий, кооперативов по обслуживанию населения поселка, аула (села), аульного (сельского) округа;

— решает вопросы, связанные с укреплением общественного порядка. Осуществляет контроль за обеспечением противопожарной безопасности и безопасности на водах;

— организует совершение нотариальных действий и регистрацию актов гражданского состояния в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

— организует первичный учет военнообязанных и призывников;

— в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка, принимает предусмотренные законом особые меры по спасению жизни людей, защиты их здоровья и прав, сохранению материальных ценностей;

— представляет интересы граждан в органах государственной власти и управления, в судебных инстанциях, в отношениях с предприятиями, организациями и учреждениями в случаях, предусмотренных законодательством;

— организует общественную работу по содержанию в надлежащем состоянии памятников истории и культуры, кладбищ, иных мест захоронения;

— содействует своевременному поступлению от населения налоговых, страховых и иных платежей;

— вносит в государственные и общественные органы предложения об улучшении материальных и жилищно — бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильца, многодетных семей, одиноких матерей, граждан, пострадавших от стихийных бедствий, а также по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних;

— решает вопросы административно — территориального устройства в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

— в пределах и порядке, установленных законом, решает вопросы трудоустройства, социально — культурного, медицинского, торгового, бытового и иного обслуживания населения соответствующей территории, другие вопросы, переданные ему главой районной (городской) администрации, а также предусмотренные настоящим законом.

Глава поселковой, сельской администрации пользуется правами юридического лица и имеет гербовую печать согласно образцу.

Статья 50. Подотчетность главы поселковой,

сельской администрации и порядок

освобождения его от должности

Глава администрации в своей деятельности подотчетен главе районной (городской администрации и собранию, перед которым отчитывается не реже одного раза в год.

Глава администрации может быть освобожден от занимаемой должности главой районной (городской) администрации в случаях:

— нарушения Конституции и законов Республики Казахстан;

— ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей;

— выражения ему недоверия собранием представителей.

Глава районной (городской) администрации в течение месяца принимает по данному вопросу мотивированное решение и извещает о нем собрание представителей.

Глава поселковой, сельской администрации имеет право заявить о досрочном сложении своих полномочий.

Статья 51. Аппарат главы поселковой, сельской администрации

Глава администрации имеет свой аппарат, численность которого устанавливается главой районной (городской) администрации.

Оплата труда главы администрации и работников его аппарата осуществляется в пределах сметы доходов и расходов соответствующей административно — территориальной единицы.

Аппарат главы администрации ведет делопроизводство, отвечает за сохранность документов, оформляет гражданам справки, обеспечивает первичный учет военнообязанных и призывников в поселках, аулах (селах), аульных (сельских) округах, подготавливает материалы к проведению собраний, следит за своевременным доведением до исполнителей решений собраний и главы администрации, по его поручению выполняет другую работу.

Статья 52. Акты главы поселковой, сельской администрации

Глава администрации издает решения и распоряжения, обязательные к исполнению на соответствующей территории.

Акты главы администрации доводятся до сведения соответствующих предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц и граждан в пятидневный срок со дня их принятия.

Решения и распоряжения главы администрации, противоречащие законодательству, могут быть отменены главой районной (городской) администрации или обжалованы в судебном порядке.

Статья 53. Порядок созыв собрания

Для рассмотрения наиболее важных вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории, проводится собрание представителей граждан поселка, аула (села), аульного (сельского) округа, достигших 18-летнего возраста.

Собрание созывается главой поселковой, сельской администрации. Оно может быть созвано также главой районной (городской) администрации или по инициативе не менее одной трети представителей предыдущего состава собрания.

На собрание делегируются представители граждан от улиц, жилых домов, микрорайонов или других территориальных образований. Нормы представительства устанавливаются главой поселковой, сельской администрации или главой районной (городской) администрации.

Собрание правомочно при условии явки не менее двух третей представителей.

Собрание ведет глава администрации, а в случае его отсутствия лицо, предложенное собранием. Решения по всем вопросам принимаются открытым голосованием и простым большинством голосов присутствующих представителей.

На собрании ведется протокол с указанием даты проведения собрания, числа присутствующих представителей, повестки дня и принятых решений. Протокол и решения собрания подписываются председательствующим и направляются главе соответствующей районной (городской) администрации.

Статья 54. Компетенция собрания

К ведению собрания относятся:

— заслушивание отчетов главы поселковой, сельской администрации о его деятельности;

— утверждение программы деятельности собрания представителей, планов мероприятий по благоустройству и улучшению санитарного состояния населенных пунктов;

— принятие решений по вопросам кооперирования на добровольной основе средств предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности, граждан для развития социальной инфраструктуры своей территории;

— рассмотрение вопросов административно — территориального устройства в соответствии с законодательством;

— заслушивание докладов главы поселковой, сельской администрации о его деятельности и выражение в необходимых случаях ему недоверия голосами более половины участников собрания;

— рассмотрение вопросов в области земельных отношений в соответствии с законодательством;

— решение других вопросов местного значения в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Собрание в пределах предоставленных ему полномочий принимает решения, которые обязательны для исполнения всеми гражданами, проживающими на соответствующей территории.

Решения собрания, противоречащие законодательству, могут быть обжалованы в судебном порядке.

VI. Обеспечение законности в деятельности

местных представительных и исполнительных органов

Статья 55. Обжалование в судебном порядке

решений Маслихата — Собрания депутатов

и местной администрации

Решения Маслихата — Собрания депутатов и местной администрации могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, общественными объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями, органами государственной власти и управления, если эти решения противоречат законодательству, нарушают их права и законные интересы.

Имущественные споры с участием областного Маслихата — Собрания депутатов, областной администрации разрешаются Высшим Арбитражным Судом Республики Казахстан.

Статья 56. Надзор прокуратуры за законностью

деятельности Маслихата — Собрания депутатов

и местной администрации

Генеральный Прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за соблюдением Конституции, законов Республики Казахстан, постановлений Верховного Совета, актов Президента и Правительства Республики Казахстан Маслихатами — Собраниями депутатов, местной администрацией.

Решения Маслихата — Собрания депутатов, местной администрации, противоречащие Конституции, законам Республики Казахстан, постановлениям Верховного Совета, актам Президента и Правительства Республики Казахстан, подлежат опротестованию прокурорами в установленном законом порядке.

Статья 57. Ответственность Маслихата — Собрания

депутатов и местной администрации за принятые

ими решения и акты

Маслихат — Собрание депутатов и местная администрация несут ответственность за принятые ими решения.

Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, актов, действий или бездействий местных представительных и исполнительных органов возмещается ими в полном объеме государственным органам, предприятиям, организациям, учреждениям, общественным объединениям и гражданам за счет собственных средств. Споры о возмещении ущерба разрешаются в судебном порядке.

Местные представительные и исполнительные органы, возместившие ущерб, причиненный их работниками или должностными лицами имеют право предъявлять регрессный иск к этим лицам в размере выплаченного возмещения ущерба, если иной размер не установлен законом.

Статья 58. Право Маслихата — Собрания депутатов

и главы местной администрации требовать отмены

противоречащих законодательству решений друг друга

Маслихат — Собрание депутатов и глава администрации имеют право взаимно требовать отмены любого решения друг друга, если оно, по их мнению, противоречит законодательству Республики Казахстан либо недостаточно обеспечено финансовыми, материальными или организационными средствами.

Мотивированное представление об этом вносится не позднее чем в месячный срок с момента принятия соответствующего решения. Внесение представления приостанавливает исполнение решения.

В случае, если Маслихат — Собрание депутатов большинством в две трети от числа избранных депутатов либо глава местной администрации отклонит представление, оспариваемое решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 59. Ограничения в занятии должностей

и получении доходов для должностных лиц

Маслихата — Собрания депутатов и местной администрации

Секретарю Маслихата — Собрания депутатов, главе местной администрации и его заместителям, а также руководителям органов Маслихата — Собрания депутатов (работающим на постоянной основе) и администрации запрещается:

— осуществлять самостоятельное участие в управлении акционерным обществом, товариществом с ограниченной ответственностью, а также иным негосударственным хозяйствующим субъектам;

— состоять в руководящих органах политических партий, движений, клубов.

Нарушение указанными должностными лицами требований настоящей статьи, если в их действиях не содержится признаков административного правонарушения или уголовно наказуемого деяния, влечет дисциплинарную ответственность вплоть до освобождения от должности.

Статья 60. Досрочное прекращение полномочий Маслихата —

Собрания депутатов и главы местной администрации

Полномочия Маслихата — Собрания депутатов могут быть досрочно прекращены Верховным Советом Республики Казахстан в случае неоднократного нарушения Маслихатом — Собранием депутатов Конституции и законов Республики Казахстан, прав и свобод граждан на основании заключения Конституционного суда Республики Казахстан.

Полномочия Маслихата — Собрания депутатов могут быть также досрочно прекращены Верховным Советом Республики Казахстан по представлению вышестоящего Маслихата — Собрания депутатов в случаях:

— если вновь избранное Маслихат — Собрание депутатов в течение месяца со дня открытия первой сессии не определило структуру и не образовало свои органы;

— если Маслихат — Собрание депутатов более двух месяцев не может созвать сессию из-за неявки необходимого для кворума числа депутатов.

Полномочия Маслихата — Собрания депутатов досрочно прекращается также в случае самороспуска Маслихата — Собрания депутатов, если решение об этом принято голосами не менее двух третей депутатов данного Маслихата — Собрания.

Полномочия главы местной администрации прекращаются в случаях:

— утраты им гражданства Республики Казахстан;

— выезда главы местной администрации на постоянное жительство и работу за пределы соответствующей административно — территориальной единицы;

— вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении главы администрации;

— личного заявления о сложении полномочий.

Решение о прекращении полномочий главы местной администрации в указанных случаях принимается главой вышестоящей исполнительной власти.

Освобождение от должности главы местной администрации за ненадлежащее исполнение своих обязанностей влечет за собой отставку руководителей органов местной администрации.

Программа по специальности 050510 «Государственное и местное управление»

ТЕМА 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕСТНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

5.1 Система местных представительных и исполнительных органов в РК
Согласно ст. 95 Конституции РК, местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.

В Республике Казахстан местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами власти.

К местным представительным органам относятся маслихаты, образуемые в областях, городах республиканского и областного значения и районах. На остальных уровнях административно-территориального деления маслихаты не создаются.

Местные исполнительные органы представляют аким с подчиненным ему аппаратом и местные органы отраслевого и межотраслевого управления. В отличие от маслихатов органы исполнительной власти создаются на всех уровнях территориального деления: в областях, городах республиканского, областного и районного значения, районах, городских районах, поселках, аульных (сельских) округах.

Местное государственное управление и местное самоуправление обеспечивает осуществление функций высших органов государственной власти. Местное население, участвуя в формировании местного представительного органа как органа местного государственного управления своими представителями, через них решает государственные проблемы.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает организационную и функциональную самостоятельность местного самоуправления; местные представительные органы организационно не связаны с местными органами исполнительной власти, хотя и те и другие относятся к органам местного государственного управления. Органы местного государственного управления в организационно-правовом отношении не связаны с местным самоуправлением, которое осуществляется населением непосредственно.

5.2 Функции и полномочия представительных органов на данной территории
В соответствии со ст. 86 Конституции РК местные представительные органы – маслихаты (выборный орган), выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.

Маслихат обладает следующими законодательными полномочиями:

— утверждает административно-территориальное деление города с прилегающими сельскими акиматами;

— устанавливает налоги, сборы, пошлины, платежи и порядок их взима­ния;

— утверждает бюджет города и отчет о его исполнении;

— принимает решения об образовании городских внебюджетных и ва­лютных фондов и заслушивает отчеты об их работе;

— определяет порядок использования природных ресурсов, охраны при­роды, культурно-исторических памятников:

— устанавливает санкции за нарушение законодательных и правовых актов, относящихся к ведению города, а также осуществляет контроль за использованием на территории правовых актов.

Полномочия маслихата прекращаются досрочно сенатом по основаниям и в порядке установленным законом, а также в случае принятия решения о самороспуске.

Наименование, численный состав и полномочия представительного органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами.

Количественный состав муниципального совета и срок его полномочий (четыре года) не могут быть изменены в течение текущего созыва.

Совет является юридическим лицом, имеет собственные средства.

К примеру, в городском маслихате нет постоянного председателя, есть председательствующий на заседаниях маслихата, который избирается на период сессии.

В составе маслихата 34 депутата. Руководитель аппарата маслихата не подчинен председателю маслихата. Схематическая структура маслихата показана на рис.1

Рис. 1 Структура маслихата

Для обеспечения работы маслихата созданы два типа структурных преобразований: рабочие группы, комиссии. Маслихат определяет направления их деятельности. В настоящее время определено более 12 направлений деятельности маслихата, которые координируются депутатами. Аппарат маслихата является органом, который осуществляет организационно-техническое правовое, информационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности.

Задачи аппарата маслихата:

— создание условий для эффективной работы маслихата и его органа;

— рассмотрение поступающих в маслихат писем, обращений, заявлений граждан, установление причин, порождающих обоснованные жалобы граждан.

В составе аппарата выделяются такие структурные подразделения, как организационный отдел, общий отдел.

Руководитель аппарата (секретарь маслихата) утверждается в должности городским маслихатом. Ревизионная комиссия является самостоятельной, структурной единицей, функцией которой является контроль за использовани­ем городского бюджета.

В маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года в областях, городах республиканского и областного значения, столице и районах. На уровне городских районов, городов районного значения, поселков, сельских (аульных) округов и аулов они не создаются.

К кандидату в депутаты маслихата предъявляются следующие требования:

— достижение 20-тилетнего возраста;

— обладание активным избирательным правом;

— обязательность проживания на соответствующей территории.

Гражданин может быть депутатом только одного представительного органа.

Депутат маслихата связан императивным мандатом и может быть отозван избирателями, он не является представителем всего народа, в отличие от депутата Парламента, а выражает волю населения своего избирательного округа.

Полномочия депутата маслихата начинаются с момента его регистрации в качестве депутата маслихата соответствующей территориальной избирательной комиссией. Его полномочия могут быть досрочно прекращены в случаях:

1) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой несовместимо с выполнением депутатских обязанностей;

2) отзыва его избирателями;

3) признание депутата судом недееспособным;

4) досрочно прекращаются полномочия маслихата Сенатом Парламента;

5) самороспуска соответствующего маслихата;

6) в связи с вступившим в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;

7) выезда депутата на постоянное место жительства за пределы территории маслихата.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается соответствующим маслихатом.

В ст. 86 п.4 Конституции РК содержатся общие предметы ведения маслихатов:

1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;

2) решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства;

3) рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата;

4) образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихата, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;

5) осуществление в соответствии с законодательством Республики Казахстан иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.

Помимо вышеуказанных полномочий маслихат, также утверждает Регламент маслихата; досрочно прекращает полномочия депутатов; рассматривает запросы депутатов и принимает по ним решения; утверждает по представлению Акима схему управления областью (см. Приложение 1), районом, городом; принимает решения о выпуске, условиях и размещениях займов, облигаций и лотерей; утверждает правила, предусматривающие административную ответственность за их нарушение (по вопросам застройки населенных пунктов, охраны и содержание земель, лесов, водных ресурсов, торговли в общественных местах, общественного порядка, пожарной и дорожной безопасности, рекламы, парковки автотранспорта и прочее); решает другие вопросы, установленные законодательством Республики Казахстан.

5.3 Местные исполнительные органы. Основные формы деятельности

Согласно ст.87. Конституции РК, местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов РК, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.

Местные исполнительные органы (коллегиальный орган) представляют акимы областей, районов, городов (см.Приложение 2), аулов, сел, поселков. В отличие от маслихатов Акимы назначаются или избираются во всех территориальных единицах. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом по представлению Премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом Республик Казахстан (вышестоящими по отношению к ним акимами).

Акимы являются представителями Президента и Правительства. Президент вправе по своему усмотрению освобождать от должности любого акима.

Полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента. В случае отставки Акимов областей, городов республиканского значения и столицы подают в отставку Акимы районов и городов областного значения.

Решения и распоряжения Акимов, обязательные для исполнения на территории соответствующей административно-территориальной единицы, могут быть отменены, соответственно Президентом, Правительством либо вышестоящим акимом, а также в судебном порядке.

К предметам ведения местных исполнительных органов относится:

1) разработка планов экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения;

2) управление коммунальной собственностью;

3) назначение на должность и освобождение от должности руководителей местных исполнительных органов, решение иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;

4) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

В соответствии с Конституцией РК и исходя из её норм в Законе «О местных представительных и исполнительных органах РК» определены полномочия областной, районной и городской администраций в области планирования бюджета, хозяйственной деятельности, транспорта, связи, землепользования, охраны природы, рационального использования природных ресурсов, строительства, бытового обслуживания, жилищного строительства, торговли, социально-культурного обслуживания населения, в области обеспечения занятости, охраны правопорядка, прав, свобод и интересов граждан.

5.4 Функции государственного управления, осуществляемые главой местной администрации на вверенной территории
В условиях рыночной организации производства экономическая функция государства заключается в разработке и реализации единой экономической политики, обеспечивающей поступательное развитие страны, основанное на частной собственности и свободной предпринимательской деятельности.

Государственное управление основывается на координации развития различных отраслей реального сектора экономики, обеспечивая их пропорциональное развитие посредством использования присущих рыночной экономике инструментов: уровня налогов, тарифов и т.д. При этом главная роль в выполнении экономической функции государства принадлежит исполнительной власти.

В состав исполнительных органов входит акимат, отраслевые и территориальные органы управления городом. Исполнительные органы в целом и составляют городскую администрацию, возглавляемую акимом области.

Основные функции акима заключаются в управлении всеми социально-экономическими процессами в городе. В его власти все исполнительно-распорядительные функции. Аким устанавливает структуру органов исполнительной власти и может ее менять исходя из сложившейся обстановки. Он определяет функции всех органов исполнительной власти, утверждает положение об этих органах. Аким обладает властью назначать на должность исполнительных органов и может в случае необходимости отстранять иx от должности. Аким с согласия маслихата назначает и в случае необходимости отстраняет своих представителей в округах.

Аппарат акима осуществляет подготовку всех документов-решений, планов, методических указаний по организации и содержанию управленческой работы для муниципальных округов. Аппарат акима осуществляет контроль за выполнением решений, распоряжений.

В структуре аппарата акима выделяются департаменты:

— культуры; труда и социальной защиты населения;

— промыш­ленности, транспорта, связи, торговли;

— управления экономики; управления культуры;

— комитет по архитектуре и градостроительству;

— комитет по строительству и жилью;

— комитет по земельным oтношениям и землеустройству;

— центр жилищных пособий.

Назначение акима (главы) местной администрации (акимата).

Постоянно действующим исполнительным органом местного самоуправления является акимат (администрация муниципального образования).

Местная администрация (акимат) является юридическим лицом, а по­этому:

• имеет обособленное имущество, собственные источники финансиро­вания из местного бюджета;

• может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности;

• быть истцом и ответчиком в суде;

• имеет гербовую печать и иные печати, штампы, бланки, расчетные и иные счета в банковских учреждениях.

Структура местной городской администрации (рис.1) утверждается исполнительным органом при согласовании с представительным органом местного само­управления.

Рис. 2 Структура местной городской администрации

В структуре исполнительных органов самоуправления особое значение имеют коллегии администрации. Коллегии — это консультативный совещательный орган, который образуется при акиме (главе) местной админи­страции в составе руководителей структурных подразделений и ином составе. Они созываются для обсуждения и утверждения долгосрочных или целевых программ по важнейшим вопросам местной жизни.

Организующей основой деятельности акимата (администрации) явля­ются планы работы. Они разрабатываются всеми структурными подразделе­ниями акимата на квартал с учетом комплексного решения проблем жизнедеятельности муниципального образования.

Для разработки плана работы акимата заместители акима, руководи­тели структурных подразделений представляют руководителю аппарата акима свои предложения по плану не позднее чем за 15 дней до окончания квартала.

Руководитель аппарата обобщает представленный плaн работы, согласо­вывает, уточняет и представляет его акиму на утверждение до 5 числа месяца, предшествующего планируемому периоду. Утвержденный план рассылается департаментам, управлениям, комитетам и доводится до сведения заместителей акима не позднее 3-х дней со дня утверждения.

План работы акимата состоит из четырех разделов:

1. Вопросы, рассматриваемые акимом;

2. Вопросы, рассматриваемые на коллегии;

3. Вопросы, рассматриваемые заместителями акима;

4. Организационная работа (семинары, совещания, научно-практические конференции и т.д.).

Администрацию муниципального образования возглавляет глава админи­страции (аким) через своего представителя (окил).

Глава администрации (аким) является высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Назначение акима местной администрации проводится в соответствии Конституцией Республики Казахстан.

Для сравнения, в Российской Федерации главы администрации в горо­дах, сельских поселениях избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Глава администрации вступает в должность с момента его регистрации избирательной комиссией.

Функции акима (главы) местной администрации:

• организует разработку и исполнение местного бюджета, осуществляет функции распорядители кредитов при исполнении бюджета;

• организует подготовку генерального плана развития территории муни­ципального образования;

• организует разработку и исполнение программы экологической без­опасности;

• определяет структуру, штаты акимата и вносит их на утверждение представительному органу местного самоуправления, т.е. маслихату;

• не реже одного раза в год представляет населению и представитель­ному органу местного самоуправления отчет о деятельности акимата;

• принимает меры по обеспечению правопорядка, координирует меры пo борьбе с преступностью;

— руководит гражданской обороной муниципальных образований, осуществляет мероприятия по защите населения и территории от чрезвы­чайных ситуаций,

— назначает и освобождает другиx руководителей администрации и муниципальных предприятий;

— осуществляет иные распорядительные функции.

Функции заместителей акима.

Аким местной администрации имеет своих заместителей. Их число зависит от уровня муниципального образования (город, район, село, аул). Так, аким местного самоуправления (администрации) города имеет:

а) первого заместителя;

б) заместителей – руководителей структурных подразделений акимата;

в) заместителя по социальным вопросам, заместителя по экономике, заместителя по строительству.

Распределение обязанностей (функций) между заместителями устанавливается решением акима местной администрации.

Заместители выполняют функции, переданные акимом, в пределах своих полномочий.

Приведем примерную перечень функций первого заместителя акима города Караганды :

1) ведет вопросы:

  • реформирования сельского хозяйства, земельных отношений, экологии, лесного хозяйства:
  • вопросы регионального комитета по госимуществу и приватизации;

2) контролирует и направляет деятельность:

  • городского департамента сельского хозяйства;

— городского комитета по земельным отношениям и землеустройства;

— межрайонного управления экологии и биоресурсов;

3) осуществляет руководство:

— по контролю за использованием и охраной земель, рыбоохране охране животного мира;

— работой центров; аренды; по недвижимости; стандартизации, метрологии и сертификации;

— работой призывными комиссиями, комиссии по переписи населен комиссии по предварительному рассмотрению наградных дел.

По закрепленным за ними вопросам заместители акима издают решения, обязательные к исполнению соответствующими органами и должностными лицами.

Функциональным органом местной администрации является ее аппарат.

Основными структурными подразделениями аппарата акима, например, г. Караганде являются:

В структуре отделов аппарата акима могут быть образованы более мелкиe подразделения, подотделы, бюро, группы, секторы. Например, в структуре общего отдела аппарата акима, как правило, выделяются:

• сектор по работе с распорядительными документами;

• сектор приема граждан и письменных обращений граждан.

Структура аппарата городского акима (Приложение 2), его численность и фонд оплаты труда работ­ников утверждаются акимами соответствующей территории. Начальники и ра­ботники отделов аппарата назначаются и освобождаются от должности акимом по представлению руководителя аппарата.

Функции руководителя аппарата акима. Он ведет вопросы:

— контроля за выполнением принимаемых распорядительных документов акимата, поручений акима;

  • работы органов записи актов гражданского состояния;
  • взаимодействие акимата со средствами массовой информации;
  • организации приема, рассмотрения заявлений и писем граждан;
  • организации и проведения учебы аппарата, отделов служб акимата;
  • делопроизводство акимата и обеспечение порядка с документами;
  • подготовки наградных материалов;
  • планирования работы акимата;
  • организации помощи в подготовке материалов к заседаниям муниципального совета;
  • рассмотрения проектов распорядительных документов и представления их на подпись акиму;
  • финансово-хозяйственной деятельности;
  • подготовка материалов коллегии акимата, совещаний;
  • информатизации и компьютеризации отделов, служб акимата;
  • обеспечения порядка в здании акимата, дежурства ответственных работников.

Контролирует и направляет деятельность:

  • общего отдела;
  • организационного отдела;
  • контрольного отдела;
  • межведомственного отдела;
  • управления ЗАГС.

5.5. Взаимодействие центральных и местных органов в управлении социально-экономическим развитием муниципального образования
Регулирующие функции центральных исполнительных органов в области регионального развития заключаются в осуществлении следующих мероприятий:

  • разработка законодательных, правовых и нормативных основ функционирования всех субъектов территориального хозяйствования , центральных и местных исполнительных органов;
  • определение важнейших направлений и пропорций территориального развития, исходя из макроэкономических и отраслевых приоритетов перспективного развития хозяйств республики;
  • обеспечение государственных гарантий в определенном минимальном уровне жизни на территории республики для всего населения, независимо от места проживания;
  • решение территориальных проблем, носящих межрегиональный или общереспубликанский характер;
  • обеспечение государственных гарантий в определенном минимальном уровне жизни на территории республики для всего населения, независимо от места проживания;
  • решение территориальных проблем, носящих межрегиональный или общереспубликанский характер;
  • обеспечение приоритетного развития территорий, имеющих особо важное значение для экономики республики в целом.

При этом участие государства в регулирование регионального развития состоит в осуществлении целевых комплексных программ, финансируемых из бюджета; отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, имеющих мультипликативный характер; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд и др.

Регулирующие функции местных исполнительных органов направлены на реализацию мероприятий, обеспечивающих:

— сбалансированное социально-экономическое развитие территории с учетом экологических аспектов;

— организацию местного хозяйства, социально-культурного обслуживания населения и его социальной защиты;

— охрану природы, рациональное и эффективное использование природных, трудовых и иных региональных ресурсов;

— создание условий для развития предпринимательской деятельности с использованием на равных условиях всех форм собственности, привлечения иностранных инвесторов;

— разработка стратегических планов и долгосрочных прогнозов развития регионов;

— формирование предложений к целевым программам, видам государственной поддержки значимых для регионов проектов.

Функции прямого регулирования со стороны региональных органов осуществляются в отношении предприятий муниципальной собственности. На объекты других секторов региональной экономики регулирующее воздействие оказывается мерами косвенного регулирования в пределах имеющихся полно­мочий, а также через систему договорных отношений.
5.6 Взаимоотношения органов муниципальных образований с предприятиями, организациями
Сущность взаимоотношений органов местного самоуправления с предприятия­ми и организациями состоит в следующем:

  • органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности;
  • осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги);
  • утверждают уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, заслушивают отчеты о их деятельности;

— отношения между органами и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

Содержание взаимоотношений органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности, заключается в следующем:

— органы местного самоуправления содействуют развитию предпринима­тельской деятельности на подведомственной территории;

— органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения на ввоз и вывоз продукции и товаров за пределы соответствующей территории за исключением случаев, предусмотренных законодатель­ством;

— по вопросам, не входящим в компетенцию органов местного само­управления с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами, строятся на основе дого­воров;

— пользование предприятиями природных ресурсов на соответствую­щей территории осуществляется с согласия соответствующего органа местного самоуправления;

— условия использования месторождения полезных ископаемых, нахо­дящихся на самоуправляющейся территории, определяются правовыми актами представительного органа в соответствии с законодательством РК;

— орган местного самоуправления соответствующей территории определяет квоту на разработку месторождений полезных ископаемых, находящихся в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления вправе:

— передавать находящиеся в муниципальной собственности объекты во владение и использование (постоянное или временное), сдавать в apенду, продавать, отчуждать в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и правовыми актами представительною органа;

— распоряжаться средствами местного бюджета, внебюджетными и валютными фондами;

— устанавливать при отчуждении муниципальных предприятий ограничения на определенный срок по перепрофилированию этих предприятий, а также по изменению ассортимента выпускаемой ими продук­ции;

— требовать oт соответствующих органов передачи или продажи в муниципальную собственность предприятия, находящихся в государственной собственности, если они имеют особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населе­ния данной территории;

— получать полную компенсацию за причиненный ущерб в случае от­чуждения в государственную собственность объектов муниципальной собственности;

— передавать право распоряжения отдельными объектами муниципаль­ной собственности другим органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе координировать хозяй­ственную деятельность на подведомственной территории, т.е.:

— координировать участие предприятий и организации в комплексном социально-экономическом развитии территории;

— объединять на добровольной основе средства предприятия, организа­ции, граждан и местного бюджета для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной ин­фраструктуры;

— выступать в установленном законодательством порядке заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному об­служиванию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, ока­занию услуг, выполнению других работ, необходимых для удовлетво­рения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения с использованием собственных материальных и финансо­вых ресурсов.

Органы местного самоуправления в установленном законодательством порядке вправе самостоятельно устанавливать внешнеэкономические связи:

— заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и при­обретение продукции за счет имеющихся в ее распоряжении валют­ных средств и на иной основе;

— создавать совместные предприятия по выпуску товаров народного по­требления и оказанию услуг населению, организовывать приграничную торговлю;

— создавать муниципальные внешнеэкономические организации, оказы­вать предприятиям помощь в развитии экспортных возможностей.

Органы местного самоуправления участвуют в кредитных отношениях и в организации денежного обращения. В порядке и в пределах устано­вленных законодательством они вправе:

— пользоваться на договорных началах кредитами на производственные и социальные цели;

— выдавать процентные и беспроцентные ссуды другим органам место го самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям;

— создавать целевые фонды и передавать их любому банку в качестве ресурсов кредитования целевых программ и мероприятий для решения территориальных задач;

— выпускать местные займы для развития социальной и производствен­ной инфраструктуры;

— получать кредиты в коммерческих банках и кредитных учреждениях;

-создавать финансово-кредитные организации и учреждения (банки страховые, инвестиционные компании).

Тестовые вопросы
1. Проведение сессий характерно для …

Б) исполнительного органа

В) центральных органов управления

2. Согласно какой статьи Конституции РК, местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории?

А) ст.86 Конституции РК

Б) ст. 87 Конституции РК

В) ст. 95 Конституции РК

3. Акимы являются представителями …

А) Министерства и ведомства

Б) Президента и Правительства

В) Президента и Сената

4. Какой орган является коллегиальным?

А) исполнительный орган

Б) представительный орган

В) органы местного самоуправления

5. Сколько заместителей у областного акима?