Права и обязанности граждан урок в 7 классе

Урок обществознания в 7 классе «Права и обязанности граждан»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Не бойся, что не знаешь– бойся, что не учишься. Китайская пословица

— Какие правила поведения людей существуют?

Пробное задание -Какие права человека тебе известны? -Какие права и свободы являются основными? — Что означает выражение неотчуждаемые, неделимые права?

Цель урока: познакомиться с основными права и обязанностями, которыми обладает человек и гражданин.

Какие бывают права человека? Кто и как обеспечивает твои права? Что определяет границу прав каждого человека? Какими способами мы можем реализовать эти пункты плана? Какие вопросы мы можем рассмотреть в рамках этой темы ?

параграф 6 стр.69-78 Глава 2

Работаем в группе 1. Прочитать текст учебника «Права человека на стр.69. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?

Работаем в группе 1.Выбрать из текста Конституции РФ (глава 2) статьи, относящиеся к данным группам прав (по 2-3 примера) 2. Заполните схему

В годы второй мировой войны (1939-1945 гг.) нацисты истребили на территории Германии и оккупированных стран Европы 6 миллионов евреев, уничтожили тысячи еврейских общин. Это было самое трагичное время за всю историю еврейского народа. Жертвами нацистского террора стали и представители других народов Европы, в том числе и бывшего Советского Союза. 23 марта 1943 г фашисты сожгли 149 человек жителей белорусской деревни Хатынь, из них 76 человек детей. В концлагере Бухенвальд умерли и были убиты 56 тыс. человек. В концлагере Освенцим погибло 4 млн.чел.

10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая Декларация прав человека

Какие уроки можно извлечь из этих событий? Почему события ВОВ повлекли за собой принятие 10 декабря в 1948 г. «Всеобщей декларации прав человека? Что означает неотчуждаемые, всеобщие неделимые права человека? (стр. 71-72)

Государство обязано Соблюдать права человека Защищать права человека гарантировать права человека

Обязанность – это круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения. Какие обязанности гражданина вы знаете?

Обязанности учеников записаны в уставе школы. Какие права и обязанности кадет вы знаете (на уроке, на перемене, после уроков, на улице)

Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека!

Проверьте себя! 1.К какому из предложенных терминов соответствует понятие «права человека» А. обязательства, вытекающие из законодательных актов, нормативных документов, юридических норм и правил… Б. это принадлежит человеку от рождения и предоставлено в равной мере всем и каждому В. надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения 2. К какому из предложенных терминов соответствует понятие «обязанность» А. это круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения. Б. это принадлежит человеку от рождения и предоставлено в равной мере всем и каждому В. надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения

Проверьте себя! 3. Какой из перечисленных ниже документов обладает высшей юридической силой в нашем государстве? А. Федеральный закон; Б. Указ Президента; В. Конституция; 4. Чему посвящена глава №2 Конституции Российской Федерации?…правам и обязанностям гражданина

Как и где вы можете применить знания полученные на уроке?

Продолжи фразу сегодня на уроке я узнал….. -сегодня на уроке меня удивило…. -сегодня на уроке я так и не понял…

Какую цель мы сегодня поставили на уроке? Смогли ли вы достичь поставленной цели? Докажите, что сегодня вы учились, а не просто на уроке теряли свободное время. Оцените работу на уроке.

Домашнее задание Ответить устно на вопросы 1-5 стр.76 « В классе и дома» стр.76 задание 4 выполнить письменно.

  • Александрова Любовь Александровна
  • 9475
  • 30.03.2014

Номер материала: 49422033036

Не нашли то что искали?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Права и обязанности граждан урок в 7 классе

Глава II. Человек и закон

Урок «Права и обязанности граждан» (§ 6)

Назначение данной темы состоит в формировании на доступном семиклассникам уровне знаний о правах и обязанностях гражданина.

Напомним, что частично вопрос об обязанностях гражданина уже рассматривался в курсе 6 класса. Изучение данной темы в 7 классе имеет пропедевтический характер: более обстоятельный разговор о правах и об обязанностях предстоит в 9 классе.

Урок нацелен на формирование у учащихся понимания того, что права человека, во-первых, принадлежат каждому от рождения; во-вторых, они закрепляются в законах, в которых особое внимание уделяется юридическим гарантиям прав и свобод.

Задачи урока: раскрыть смысл понятия «права человека»; познакомить с основными группами прав человека и гражданина; объяснить, чем ограничены права одного человека; углубить представление об обязанностях гражданина; сформировать понимание единства прав и обязанностей.

Занятие рассчитано на 2 часа.

План изучения нового материала

1. Права человека.

2. Кто и как обеспечивает твои права.

3. Где проходит граница твоих прав.

4. Единство прав и обязанностей.

При подготовке к уроку целесообразно использовать документы: Конституция РФ (Гл. 2); Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Конвенция ООН о правах ребёнка.

На любом этапе урока может возникнуть сложная ситуация, если дети будут приводить примеры нарушения прав человека. Советуем учителю не игнорировать такие вопросы, предоставить детям возможность задуматься о них.

Учитель может дать такой комментарий:

Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только Федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности страны и безопасности государства.

Все это — по букве закона. Но, разумеется, надо иметь в виду, что в жизни всегда возможны какие-то попытки отдельных чиновников, администраторов любых уровней и лиц, считающих себя крупными начальниками, воспрепятствовать нормальному осуществлению твоих прав и свобод. Увы, за свои права, даже самые что ни на есть фундаментальные и конституционные, почти всегда приходится бороться.

Урок по данной теме можно начать с опроса. Школьники отвечают на вопросы рубрики «Вспомни».

Затем класс приступает к изучению пункта 1 плана. Возможно использование задания рубрики «Обсудим вместе» в качестве проблемного. Это позволит определить уровень имеющихся исходных представлений учащихся. Целесообразно в ходе урока поэтапно выполнять задание, расширяя и углубляя представления учащихся, а затем в конце изучения темы вернуться к нему и ответить на все поставленные вопросы, подводя тем самым итог изученному материалу.

Логика подачи материала в параграфе подводит учителя к необходимости активного привлечения внутрикурсовых связей. Так, понятие «права человека» вводится с опорой на уже знакомое учащимся понятие «потребность».

В более подготовленном классе может быть предложено задание: составьте список того, что необходимо, по вашему мнению, всем людям для их благополучия и здоровья, независимо от их места жительства, достатка и т. п.

Учитель записывает на доске предложения учащихся в пять столбиков, условно выделяя гражданские, экономические, политические, социальные, культурные права. Когда список будет закончен, учитель предлагает определить, всё ли из перечисленного может быть отнесено к потребностям человека, корректируя при необходимости ответы учащихся. Затем можно предложить детям определить принцип, по которому записаны названные семиклассниками потребности в тот или иной столбик.

Выполнение этого задания поможет объяснить идею о том, что в основу разных групп прав человека положена общность потребностей людей.

Одновременно ученики приходят к пониманию того, что все права имеют естественный характер, т. е. принадлежат человеку в силу его рождения. В подкрепление этой идеи можно привести из учебника высказывание Дж. Локка и предложить детям задание: можно ли сказать, что идея о естественном характере прав человека была определяющей для всех государств на протяжении всей истории человечества, и в подтверждение своей точки зрения привести примеры.

Дети, как правило, опираясь на знания из курса зарубежной и отечественной истории, дают отрицательный ответ и в качестве примера рассказывают о рабстве и крепостничестве.

Если ученики не могут привести конкретные примеры, то учитель может, например, рассказать о русской помещице Дарье Салтыковой, чьё имя стало нарицательным («Салтычиха»). Если помещице не нравилось, как крепостная девушка мыла пол, она могла начать бить её тем, что попадалось под руку: поленом, скалкой, раскалённым утюгом. Часто она прибегала к особо изощрённым зверствам: привязывала раздетых крепостных на морозе; морила их голодом; обваривала кипятком; беременных женщин била ногами в живот; до смерти замучила двух двенадцати летних девочек. Долгое время крестьяне ничего не могли предпринять против помещицы. Когда было проведено следствие, помещицу обвинили в 38 доказанных убийствах (75 убийств не было доказано). Она была приговорена к смертной казни, которую потом заменили заключением, 33 года она провела в монастырской тюрьме.

Учитель помогает детям понять, как важен даже сам факт признания того, что все люди рождаются свободными, имеющими права. Но этого недостаточно для того, чтобы соблюдение прав человека стало обязательным правилом для всех. Поэтому люди и стали с древних времён задумываться о правах человека.

Самое раннее упоминание о правах и о защите прав человека мы находим в Ветхом Завете. Это десять заповедей, которые должен соблюдать человек.

Подобные типы моральных наставлений существовали и в других религиях, других цивилизациях. Отдельные права, появившись у одной цивилизации, вскоре завоёвывали уважение и получали законный статус у других народов. Некоторые, наоборот, либо не признавались, а порой осуждались, либо предавались забвению. Например, суды присяжных, участие в голосовании широко применялись в отдельных цивилизациях, тогда как смертная казнь, принудительный труд многими обществами отвергались. Каннибализм был до недавнего времени принят в некоторых регионах мира. В отдельных странах до сих пор сохраняется рабство, тяжёлая, низкооплачиваемая работа существует везде. В соответствии с международными декларациями это нарушение прав человека.

Важным способом защиты прав человека остаётся кодификация (формулирование) и публикация законов (или Свода законов). Первый Свод законов (законы Хаммурапи) появился в Вавилоне около 4000 лет назад.

Далее учитель перечисляет исторические вехи — основные документы по правам человека — и предлагает детям вспомнить, какие права и обязанности были у граждан Древних Афин.

В Афинах в 594 г. до н. э. архонтом, наделённым широкими полномочиями отменять или сохранять существующий порядок, был избран Солон, осуществивший ряд реформ.

Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия (реформа долгового рабства). Она освободила массу должников и запретила личную кабалу, продажу несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счёт и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что был введён запрет давать взаймы под залог «тела».

Большое значение имело создание суда присяжных — гелиэи.

Наибольшего расцвета афинская демократия достигла при Перикле (V в. до н. э.). Именно ему принадлежит первая характеристика демократии как государственного строя, при котором осуществляется равноправие:

«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан. По отношению к частным лицам наши законы предоставляют равноправие для всех. »1.

Полноправными афинскими гражданами считались лишь те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин. По достижении 18 лет они зачислялись в списки членов дома. Гражданское полноправие включало совокупность определённых прав и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства (участие в Народном собрании, Совете, выборных органах), право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов. Обязанности афинских граждан заключались в том, что каждый должен был беречь своё имущество, трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов2.

Далее, опираясь на материал рубрики «Путешествие в прошлое», учитель может подвести учеников к пониманию того, что вопрос о правах человека не может рассматриваться как внутреннее дело каждого государства и тем самым обосновывается как необходимость принятия международных документов.

Изучение второго пункта плана учитель может начать с обращения к учащимся, в котором скажет, что в 9 классе они более подробно познакомятся с содержанием Всеобщей декларации прав человека. В нынешнем учебном году им предстоит уяснить, почему закрепление прав в национальном законодательстве является необходимым.

Для того чтобы дети смогли лучше понять это, желательно выяснить, как они понимают само слово «закреплены», предложить детям назвать синонимы этого слова, затем, корректируя их ответы, объяснить его юридическое понимание.

Учитель предлагает детям поэтапно проследить путь законодательного закрепления прав человека:

Всеобщая декларация прав человека

Международные пакты о правах человека

Основной закон (Конституция)

Далее возможно введение понятия «права человека». В зависимости от уровня подготовки класса учитель либо предлагает детям самостоятельно сформулировать понятие, либо сам формулирует его определение. Но в любом случае важно обратить внимание детей на то, что права человека принадлежат каждому от рождения, т. е. имеют естественный характер; закрепляются в законе, тем самым очерчивая границы дозволенного поведения.

Для закрепления изученного материала можно предложить выполнить задание 1 рубрики «В классе и дома».

В качестве домашнего задания можно предложить ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» и выполнить задания 2, 3 «В классе и дома».

Второй урок по данной теме может быть организован следующим образом. Вначале целесообразно проверить выполнение домашнего задания. В частности, по заданию 2 можно предложить обсудить следующие вопросы: изменились ли ваши представления о наиболее важных правах человека? Есть ли какие-нибудь права, которыми вы хотели бы дополнить окончательный список? Назвал ли кто-нибудь какое- либо право, не упоминавшееся ни в одном из списков?

Желательно выяснить, с какими трудностями столкнулись дети при выполнении заданий и чем они были вызваны.

Третий пункт плана изучается на основе фрагмента текста учебного пособия «Где проходит граница твоих прав».

В более подготовленном классе можно предложить вариант игры «Турпоход» (эта игра широко используется в зарубежной школе при изучении вопроса о правах человека). Предлагаемый вариант разработан на основе адаптации текста игры3.

Учитель предлагает вниманию детей следующую ситуацию:

Представьте, что вы собираетесь со своими друзьями в поход. Вам рассказали о чудесном месте — лесной поляне недалеко от озера. В течение нескольких недель вы готовились к походу, и вот наконец пришёл долгожданный день. Проделав довольно-таки длинный путь, вы пришли на поляну. Вы принесли всё, что вам необходимо для отдыха, включая одну большую палатку для ночлега. Рядом есть колодец с питьевой водой, и у вас есть разрешение на рубку деревьев и разведение костра. Вы разбиваете лагерь, плаваете и готовитесь прекрасно провести целую неделю! Однако к концу первого же дня уже возникли кое-какие разногласия по поводу организации жизни в лагере. Вы все понимаете, что будет лучше, если вы все договоритесь. Вы проводите собрание.

1. Учитель просит учеников назвать четыре или пять проблем, которые могут возникнуть в такой ситуации, и подумать о возможных способах их решения.

2. Выслушав учеников, учитель предлагает ученикам рассмотреть следующие вопросы: как они приняли свои решения? Все ли были согласны с принятым решением? Была ли возможность у каждого высказать свое мнение?

3. Далее учитель сообщает классу следующую информацию: «После собрания всё идет хорошо и в лагере заметны улучшения. Однако через пару дней возникают новые проблемы, которые надо решать вместе, чтобы они больше не возникали» — и раздаёт каждой группе набор карточек с ситуациями (см. ниже). Ученики берут их по одной. Они должны постараться найти решение, что делать в каждой ситуации. По возможности они должны прийти к общему решению.

По мере того как группы заканчивают игру, им предлагают подумать над нижеприведёнными вопросами. Затем учитель спрашивает детей, какие они приняли решения по всем ситуациям. Нет необходимости просить каждую группу комментировать каждое решение — это займёт слишком много времени.

Карточки с ситуациями для игры «Турпоход»

Ситуация 1. Кто-то должен спать в палатке около двери, которая плохо закрывается. К утру вещи этого человека обычно намокают. Он (или она) жалуется, что их вещи будут испорчены. Что вы предпримете?

Ситуация 2. На собрании вы договорились о правилах поведения в лагере. Но один из вас не соблюдает их. Как вы можете добиться соблюдения правил? Ситуация 3. Доставать воду из колодца очень скучная работа. Каждый предпочёл бы пойти поплавать. Но один из вас растянул сухожилие в руке и не может больше носить воду. Это означает, что нагрузка на всех остальных увеличивается. Что вы предпримете?

Ситуация 4. У одного из вас есть магнитофон, и он (или она) рано утром включает его на полную громкость. Это всех раздражает. Что вы предпримете?

Ситуация 5. Кто-то повредил чужую дорогостоящую гитару и отказывается оплатить её ремонт. Что вы предпримете?

Вопросы для подведения итогов игры

1. Что бы произошло, если бы вы не смогли договориться о правилах или если бы никто их не соблюдал?

2. Что делает правило хорошим/плохим?

3. А законы? Должны ли вы всегда соблюдать законы, даже если они плохи?

4. Возможно, вы решили применить санкции в отношении людей, нарушивших правила поведения в лагере. Какова цель санкций? Какого рода санкции наиболее эффективны? Учитель подводит учащихся к пониманию важности взаимоуважения прав человека.

При объяснении последнего пункта плана, для того чтобы раскрыть взаимосвязь прав и обязанностей, учитель может использовать примеры, приведённые в учебнике.

Далее можно поработать с рубрикой «Учимся пользоваться своими правами». По сути дела, здесь дети узнают о границах своей дееспособности. Г лавное условие — соблюдение корректности при изучении этого материала. Так, например, если для кого-то из детей рассматриваемые вопросы актуальны (развод родителей, замужество матери, усыновление отчимом и т. п.), можно предложить детям самостоятельно прочитать текст рубрики и, если им что-то непонятно, задать свои вопросы учителю.

Закрепление материала возможно с использованием вопросов 4 и 5 рубрики «Проверь себя».

Подводя итоги по теме, целесообразно вернуться к заданию рубрики «Обсудим вместе».

Более подготовленному классу можно задать вопрос: как вы думаете, что представляло бы из себя общество, в котором все граждане понимали бы важность соблюдения прав человека? Возможно ли это?

Ученики при помощи учителя формулируют вывод: чем больше людей поймут значимость прав человека, тем больше вероятность того, что эти права станут не просто идеалом, а реальностью для большинства. В таком случае сократится число нарушений прав человека, руководители государства будут лучше относиться к своим гражданам, а граждане в свою очередь будут справедливо относиться друг к другу.

Трудно представить, что все люди придут к общему пониманию прав человека, но прогресс в этом вопросе очевиден: многие страны подписали различные декларации и соглашения по правам человека.

Домашнее задание может включать выполнение заданий 4 и 7 рубрики «В классе и дома».

1 Королькова Е., Семина Л., Суворова Н. Право на жизнь, свободу, собственность // Права человека — твои и мои. — М.: Логос, 1999. — Кн. 3. — С. 181.

2 Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батыра. — М., 1996. — С. 57.

3 См.: Первые шаги: начальный курс обучения правам человека: Учеб. пособие. — Лондон, 1997. — С. 101—104.

План-конспект урока обществознания в 7 классе «Права и обязанности граждан».

Тема нашего урока: «Права и обязанности граждан». (слайд 1)

Аннотация к уроку – краткое описание урока ( слайд2)

Методическая разработка по теме: «Права и обязанности граждан» для учащихся 7 классе предназначена, как урок изучения нового материала.

Данная разработка включает в себя все этапы урока, на каждом из которых происходит определение целей и закрепление.

В курсе обществознания 7 класса у обучающихся формируется первичное представление о правах и обязанностях человека, важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам. В последующие годы – 8, 9, 10, 11 классы – эти знания расширяются и углубляются. (заканчивается 2 слайд)

Формулирование цели урока (слайд 3)

Исходя из темы урока давайте попытаемся определить цель нашего сегодняшнего урока.

Давайте вместе подумаем:

Что мы сегодня на уроке должны вспомнить?

Что нового узнать?

Чему научиться? (Слайд заканчивается)

Ученики отвечают на вопросы, а учитель обобщает. Таки образом сегодня на уроке мы попытаемся сформировать представление о правах и обязанностях человека и их классификации, необходимости соблюдения законов и отрицательного отношения к противоправным поступкам, уважению прав другого человека.

Знакомство с планом урока (слайд 4)

Давайте мы с вами определимся с планом сегодняшнего урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Изучение новой темы

3.1.Что такое права.

3.2.Права человека. (Характеристики).

3.4.Кто и как обеспечивает твои права.

3.5.Где проходит граница твоих прав.

3.6.Нет прав без обязанностей.

3.7.Права человека до 14 лет.

3.8.Новые возможности после исполнения 14

4. Закрепление изученного материала

5. Домашнее задание (слайд заканчивается)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (слайды 5,6,7)

Но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним материал по теме прошлого урока – «Почему нужно жить по правилам»

Перед вами лежат кроссворды и вопросы к ним, пожалуйста, впишите в клеточки нужные термины. (Приложение 1)

Вопросы к кроссворду (слайд 5)

1. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами.

2.Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

3. Последовательность действий.

4. Закон, или постановление, основание для действий в данных случаях, при известных обстоятельствах.

5. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности (заканчивается слайд 5)

Вопросы к кроссворду (слайд 6)

6. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности.

7. Правила или образцы действий, одобряемые обществом.

8. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм.

9. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах.

(заканчивается слайд 6)

Готовы, теперь давайте проверим, как вы справились с заданием, поменяемся тетрадями друг с другом и сверим ответы – смотрим на ответы и сверяем свои ответы

1. обряд 2. Манеры 3. Привычка 4. Правило 5. Ритуал 6. Право 7. обычаи

8. санкции 9. Этикет (слайд 7 заканчивается)

Молодцы, хорошо усвоили урок.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Для того чтобы перестроиться на новую тему, проведем небольшую разминку – поиграем. (слайд 8)

Правила игры : Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (учитель раздает карандаши, часть оставляет у себя). — Игра началась! (дети приходят в замешательство), учитель через 30 с. удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету. — Игра началась! (учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаш через левое плечо) — Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей).

— Что вам не понравилось в ходе игры? (нечестность)

— Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно? Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными.

— Как вы думаете, почему мы начали урок с игры? Что наша жизнь – игра. И на уроках права мы знакомимся с самыми важными правилами этой игры – законами. Закон регулирует все стороны нашей жизни, а незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре). На примере разминки в начале занятия, полагаю, что мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков права.

ЭПИГРАФ К УРОКУ (слайд 9)

Урок хотелось бы начать со слов великого русского писателя и поэта Н. А. Некрасова:

«Поэтом можешь ты не быть

Но гражданином быть обязан,

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын» (слайд заканчиваеся)

Что же такое право? Когда оно появилось? (ответы учеников)

Из истории права (слайд 10)

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой отразили все права и обязанности человека. (слайд заканчиается)

Что такое права? (слайд 11)

Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Для того чтобы получить права не нужно идти куда-то и регистрироваться, просить чтобы нас наделили правами, потому что каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равным правам другого человека. (слайд заканчивается)

Эти слова можно подтвердить Законом.

Родился ты уже человек (слайд 12)

Статья 1 гласит: «Все люди рождены свободными и равными в своих правах». Это значит, что государство уважает и обеспечивает все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национальности.

Статья 7-я гласит: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и имеет право на имя и приобретение гражданства» (слайд заканчивается)

Получается, что с самого рождения человек получает права, которые не могут быть никем нарушены

Родился ты уже человек (слайд 13)

Вспомним сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане»:

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха пишут письмо царю:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, ни лягушку,

А неведому зверюшку».

Царь читает. Ой, что же это? дает гонцу ответ: «Ждать царева возвращенья для законного решенья»

Повариха и ткачиха, подменив грамоту, решили извести царицу и сына-наследника.

«Царь велит своим боярам,

Времени, не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод»

Правомерно ли они поступили? Почему? (ответы учащихся, слайд заканчивается)

Конечно нет, здесь нарушено неотъемлемое право человека на жизнь, кроме того тайна переписки, что недопустимо, никто и никогда не может отнять жизнь у другого человека.

Права и свободы человека и гражданина ( слайд 14)

Назовите известные вам права и свободы человека и гражданина (заканчивается слайд)

-на жизнь, -слова, печати, мирных собраний и др.

-на свободу передвижения

-на честь и достоинство

-собственность и др.

Права человека (слайд 15)

Все права человека можно разделить на 4 группы, давайте познакомимся с этими группами и с тем какие права относятся к то или иной.

достоинство и др.

возможность участия граждан в политической жизни страны

участие в культурной жизни страны

доступ к культурным ценностям

свободу творчества и др.

достойный уровень жизни

наследовать имущество (заканчивается слайд 15)

Характеристика прав человека (слайд 16)

Права человека обладают определенными характеристиками, давайте в кратце рассмотрим их.

1. Всеобщий характер — Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.

2. Неотчуждаемый характер — Они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать.

3. Неделимый характер — Каждый человек обладает всей совокупностью прав. (слайд заканчивается)

Таким образом, мы свами выяснили, что права принадлежат всем людям, их нельзя купить, продать, отобрать и разделить.

Конституция (слайд 17, 18)

В нашей стране права и обязанности граждан закреплены в основном законе – Конституции РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием – это красный день календаря. (слайд заканчивается)

Конечно же, Вы знаете народную мудрость: «Что написано пером, того не вырубишь топором». Можно сказать, что закрепление прав в законах делает их прочными, придаёт им обязательную силу.

Кто и как обеспечивает твои права (слайд 19)

Государство, не только признаёт права и свободы человека на словах, но и обязуется:

соблюдать их на своей территории;

принимать законы, гарантирующие каждому его права;

обеспечить в случае их нарушения возможность судебной защиты,

право обращаться в соответствии с межгосударственными договорами в международные органы по защите прав и свобод человека,

право прибегать к помощи уполномоченного по правам человека. (слайд заканчивается)

Какие права героев нарушены? (слайд 20)

Давайте попробуем определить какие права героев сказки «Золотой ключик» нарушены в каждом, из предложенных, эпизодов сказки.

Можно сказать, что права человека – это понятие, которое характеризует меру свободы человека, его определённую независимость, самостоятельность человека по отношению к государству, его возможность делать, осуществлять что-либо в экономической, социальной, политической и духовной сферах.

Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности. Благодаря этому права обретают границы дозволенного.

Рассмотрим в качестве примера некоторые гарантии права на образование.

Допустим, Ваша семья переезжает в другой район, город или область. Вы продолжаете своё обучение в новой школе по тем же предметам, которые изучали раньше, потому что государством определены предметы, обязательные для изучения во всех школах.

Согласно Конституции Российской Федерации Вы имеете право получить бесплатно основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Основное общее образование обязательно. Родители обязаны обеспечить детям получение основного общего образования. После окончания школы на конкурсной основе (успешно сдав вступительные экзамены) вы можете получить бесплатно первое высшее профессиональное образование в государственном образовательном учреждении.

Граница твоих прав проходит там где (слайд 21)

Граница твоих прав проходит там, где нарушаются права другого человека, т.е.

твои права = правам другого. Нужно уважать права другого человека, и тогда твои права тоже будут уважать, для этого нужно обладать умением внимательно слушать и всегда сохранять человеческое достоинство. (слайд заканчивается)

Давайте рассмотрим ситуацию из жизни и попытаемся в ней разобраться. «Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Дети были довольны, несколько часов подряд они исполняли любимые песни. Но Саше нужно было готовиться к контрольной работе. Он стал заниматься, а Оля продолжала петь. Вскоре Саша понял, что пение сестры мешает ему сосредоточиться, и попросил её сделать перерыв, чтобы он смог заниматься. Оля сказала, что она будет петь, пока ей не надоест, потому что завтра у неё свободный день. Её ответ рассердил Сашу настолько, что он на полную мощность включил телевизор».

Итак, конфликт возник из-за того, что дети не хотели считаться с правами друг друга (подумайте, чьи права были нарушены в данной ситуации, какие права). Можно ли было избежать этой ссоры?

Нет прав без обязанностей. Каждому праву соответствует определенная обязанность, давайте рассмотрим самые важные из них

Граждане Российской Федерации обязаны (слайд 22)

соблюдать конституцию и другие законы РФ

Забота о детях, их воспитание –обязанность родителей

платить законно установленные налоги и сборы

Основное общее образование бесплатно

беречь памятники истории и культуры

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

бережно относиться к природным богатствам (этими словами слайд заканчивается)

Вы должны не только знать свои права, но и уметь ими пользоваться. Это поможет в решении конкретных жизненных ситуаций.

А знаете ли вы, что уже сейчас имеете право?:

До 14 лет ты уже имеешь право (слайд 23)

давать согласие на изменение своего имени и фамилии;

выражать своё мнение, с кем из родителей (в случае расторжения их брака) вы хотели бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего ваши интересы;

быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства? (слайд заканчивается)

Когда вам исполнится 14 лет, вы приобретёте новые возможности (слайд 24)

выбирать своё место жительства (с согласия родителей);

совершать любые сделки и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

поступать на работу (на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;

обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге.(слайд заканчиваеся)

В то же время 14-летний подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) и имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

А теперь вместе рассмотрим конкретные ситуации и попробуем определить, где и какие права сказочных героев были нарушены – Викторина «Права литературных героев» (приложение 2)

Прослушаем хорошо известные вам фонограммы песен и тоже узнаем о каких правах в них идет речь. (приложение 3)

Индивидуальные задания — игра в крестики- нолики, вопросы требующие простые ответы да, нет. (приложение 4) (слайд 25)

Итак, мы познакомились с основными правами и обязанностями гражданина, рассмотрели документы, закрепляющие права и обязанности, определили роль и функции государства.

Ну и в завершении нашего урока (СЛАЙДЫ 26-27) давайте попытаемся выступить в качестве законодателей. Обведите вашу ладошку и напишите те права которых у вас нет но вы хотели бы получить. (слайд заканчивается)

ЗАДАНИЕ НА ДОМ (слайд 28).

Прочитать параграф, выучить термины, подготовиться к проверочной работе, написать сочинение-рассуждение на тему: «Не бывает лишних прав»