Ответственность военнослужащих за уголовные правонарушения

Воинские преступления. Уголовная ответственность военнослужащих

Общие положения об уголовной ответственности военнослужащих

Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в установленных уголовным законом мерах воздействия на лицо, совершившее преступление, содержащих для него неблагоприятные последствия, применяемых в установленном порядке государственными органами.

В Российской Федерации существует только один нормативный правовой акт, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности — Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 24 мая 1996 г. и вступивший в силу с 1 января 1997 г. УК РФ выступает единственным правовым основанием уголовной ответственности и для военнослужащих за совершение ими любых преступлений.

УК РФ является уголовным законом страны, принятым в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, и состоящим из взаимосвязанных юридических норм, определяющих, какие деяния (действия или бездействия) являются преступными и какие наказания суд может применить к лицам, совершившим преступления. Согласно ст. 2 УК РФ уголовное законодательство имеет своими задачами охрану от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей природной среды и конституционного строя, обеспечение мира и безопасности человечества, предупреждение преступлений.

Уголовный закон делится на две большие, связанные между собой группы норм, образующие Общую и Особенные части. В Общей части УК РФ содержатся нормы, определяющие задачи УК РФ и основания уголовной ответственности, пределы действия УК РФ, положения о преступлении, о наказании и освобождении от ответственности и наказания. Особенная часть УК РФ включает нормы, предусматривающие меру ответственности (вид и размер наказания) за конкретные преступные деяния с указанием признаков этих деяний. Нормы Общей и Особенной частей тесно связаны между собой, они представляют единую систему условий уголовной ответственности за совершение преступлений.

УК РФ имеет универсальный характер, т. е. вопросы уголовной ответственности за совершение преступлений, как правило, решаются одинаково, независимо от того, кто их совершил и в какой области общественной жизни они совершены. Например, нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, в равной мере применяются ко всем лицам, в том числе и военнослужащим; осужденные военнослужащие на равных с другими осужденными условиях исполняют наказание в виде штрафа, военнослужащие на общих со всеми гражданами основаниях привлекаются к ответственности за убийство, кражу, хулиганство и другие преступления. Вместе с тем в отечественном уголовном законодательстве традиционно существует ряд норм, содержание которых обусловлено спецификой военной службы. Эти нормы либо полностью посвящены уголовно-правовой охране военной безопасности, либо имеют специфику при их применении в отношении военнослужащих. Совокупность таких норм образует военно-уголовное законодательство Российской Федерации.

Военно-уголовное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, применяемых только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов в связи с совершением преступлений. Оно имеет своей задачей главным образом охрану военной безопасности Российской Федерации. Источниками военно-уголовного законодательства являются нормы гл. 33 УК РФ (ст.ст. 331—352), а также нормы Общей части УК РФ, предусматривающие специальные виды уголовных наказаний, применяемые к осужденным военнослужащим, основания и порядок их назначения и отбывания (ст.ст. 48, 51, 55 и др.). Кроме того, некоторые нормы Особенной части УК РФ могут быть также отнесены к источникам военно-уголовного законодательства, например, ст.ст. 285, 286, 293, в которых предусмотрена ответственность воинских должностных лиц.

Основу военно-уголовного законодательства составляют статьи гл. 33 Особенной части УК РФ, предусматривающие ответственность за преступления против военной службы. Глава 33 состоит из 22 статьей (ст.ст. 331—352), в ст. 331 УК РФ дается определение преступлениям против военной службы, другие статьи предусматривают ответственность за конкретные воинские преступления. Эти преступления нарушают порядок прохождения военной службы и непосредственно направлены на боевую готовность войск, обусловливая тем самым особый характер и степень их общественной опасности. Некоторые из них обладают исключительно воинским характером и не имеют аналогов среди общеуголовных преступлений. В частности, самовольное оставление части или места службы — ст. 337 УК РФ, нарушение правил несения боевого дежурства — ст. 340 УК РФ. Отдельные преступления против военной службы имеют сходство с рядом общеуголовных деяний, но совершенные в условиях военной службы они обладают повышенной общественной опасностью. Например, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности — ст. 335 УК РФ.

Преступлениями против военной службы (воинскими преступлениями) признаются предусмотренные гл. 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. В соответствии со статьями гл. 33 УК РФ уголовную ответственность несут также военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 331 УК РФ ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время или в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени. Сегодня, к сожалению, этого законодательства в России нет.

Предусмотренные в гл. 33 УК РФ воинские преступления можно разделить на следующие группы:

— преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими (ст.ст. 332—336 УК РФ);

— уклонение от военной службы (ст.ст. 337—339 УК РФ);

— преступления против порядка несения специальных служб (ст.ст. 340—344 УК РФ);

— преступления против порядка использования и сбережения военного имущества (ст.ст. 345—348 УК РФ);

— преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники (ст.ст. 349—352 УК РФ).

Уголовная ответственность военнослужащих

Противоправные действия, совершенные гражданином Российской Федерации, в том числе военнослужащим, подлежат рассмотрению и порицанию, в зависимости от степени их тяжести. При этом правонарушения, носящие особо острый характер, подразумевают наиболее жесткую форму ответственности – уголовную.

Уголовная ответственность, предполагает применение государственными органами законных мер воздействия, против лица, совершившего преступление. Основным законом, регулирующим порядок и условия привлечения граждан РФ к уголовной ответственности, выступает Уголовный кодекс Российской Федерации.

Военнослужащие, ввиду наличия особо статуса, попадают не только под основные нормы УК РФ, но и несут дополнительную уголовную ответственность определяющуюся спецификой военной службы.

Военно-уголовное законодательство РФ

НПА действует в отношении всех категорий военнослужащих РФ, будь то призывник, контрактник или военнослужащий запаса призванный на сборы. Закон затрагивает преступления совершенные в отношении военной безопасности Российской Федерации, либо относящиеся к особенностям воинской службы (неподчинение, дезертирство и т.д.).

Основу законодательства составляют статьи главы 33 УК РФ и положения Общей части УК РФ, регламентирующие порядок и условия применения определенного вида уголовных наказаний. В частности, они описывают процесс привлечения к ответственности за преступления против военной службы. Дополнительно могут использоваться отдельные нормы Особенной части УК.

Преступления против военной службы

Данный вид преступлений характерен нарушением воинского устава, направленным на подрыв боевой готовности войск. Примером выступает произвольное оставление территории части или боевого поста. Также к этой категории относится одно из самых распространенных правонарушений – несоблюдение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

В соответствии с главой 33 УК РФ, можно выделить несколько видов правонарушений военнослужащих:

  • затрагивающие подчиненность и уставные взаимоотношения;
  • уход от воинской обязанности;
  • несоблюдение порядка несения спец. служб;
  • нарушение правил использования и хранения имущества части;
  • несоблюдение правил работы с военной техникой и обращения с оружием.

Ответственность за военные преступления

Нарушение уставных правил является основанием для возбуждения уголовного дела. При этом степень наказания зависит от тяжести содеянного. За неподчинение приказам командира, отказ от службы, оскорбления или причинение физического вреда сослуживцам, иные действия, нарушающие воинский устав следуют наказания в виде:

  • ареста до полугода;
  • перевода в дисциплинарную часть на срок до двух лет;
  • сокращения по службе сроком до двух лет;
  • ограничения свободы сроком до пяти лет.

Отдельные виды взысканий могут быть назначены условно. В то же время, при наличии отягчающих обстоятельств в составе преступления, срок ареста увеличивается до восьми лет.

Стоит отметить, что среди военнослужащих срочной службы, распространены преступления связанные с издевательством над сослуживцами, повлекшим за собой негативные последствия для здоровья потерпевшего. За так называемую «дедовщину», предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет, в зависимости от тяжести причиненного вреда.

Также сурово карается дезертирство – умышленное уклонение от призыва или отсутствие в расположении части более трех суток, без уважительной на то причины. Наказанием служит заключение сроком до семи лет, а в случае кражи или применения оружия — до десяти лет.

Положения, исключающие уголовную ответственность

Специфика воинской службы и наличие особо статуса, позволяют военнослужащим избежать уголовной ответственности при наличии определенных обстоятельств.

В соответствии с гл.8 УК РФ таковыми считаются:

  • вынужденная самооборона;
  • нанесение вреда при задержании лица совершившего противоправное действие;
  • наличие фактов подтверждающих крайнюю необходимость;
  • обоснованный риск;
  • исполнение приказа.

При руководстве данными положениями, стоит учитывать особенности военной службы и необходимость выполнения распоряжения командира. В отдельных ситуациях, применение силы является не только правом, но и обязанностью военнослужащего. Даже при наличии риска для жизни или крайней необходимости, находясь на боевом посту, военные не имеют право уклоняться от выполнения обязанностей.

Уголовная ответственность военнослужащих за воинские преступления (стр. 1 из 2)

Т ема : « Уголовная ответственность военнослужащих за воинские преступления».

1. Понятие уголовной ответственности и основания привлечения к уголовной ответственности.

2. Особенности привлечения военнослужащих к уголовной ответственности.

3. Привлечение военнослужащих к уголовной ответственности за преступления против порядка прохождения военной службы.

Конституция Республики Беларусь определяет, что «защита Республики Беларусь – это обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от военной службы или замена ее альтернативной определяются Законом». (Ст. 57 Конституции Республики Беларусь.)

«Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования конфликтов, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Республика Беларусь ставит своей целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным». (Ст. 18 Конституции Республики Беларусь.)

Долг каждого военнослужащего – быть мужественным, верным и самоотверженным защитником своего народа, что закреплено в военной присяге.

Конституция Республики Беларусь определяет всеобщее равенство перед Законом. Наряду с этим государство предъявляет к военнослужащим особые, повышенные требования. Это обусловлено тем, что на Вооруженные Силы возложено выполнение ответственной и почетной задачи – защиты Отечества, что является важнейшей функцией государства.

1. Понятие уголовной ответственности и основания привлечения к уголовной ответственности

Уголовная ответственность – это обязанность лица, совершившего общественно-опасное деяние, претерпеть установленные уголовным законодательством меры воздействия.

«Уголовная ответственность выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на его основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом» (ч.1 ст. 44 УК РБ).

В соответствии с ч.2 ст.3 УК РБ «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. Нормы Кодекса подлежат строгому толкованию. Применение уголовного закона по аналогии не допускается».

Уголовная ответственность, в том числе и для военнослужащих, возникает в момент совершения преступления, и прекращается в момент погашения (снятия) судимости.

Формы реализации уголовной ответственности предусмотрены ст. 46 УК РБ :

· c применением назначенного наказания;

· c отсрочкой исполнения назначенного наказания;

· c условным неприменением назначенного наказания;

· без назначения наказания;

· с применением в отношении несовершеннолетних

принудительных мер воспитательного характера.

В соответствии со ст. 56 УК РБ к военнослужащим срочной службы может быть применено наказание в виде направления в дисциплинарную воинскую часть на срок от 3 месяцев до 2 лет, либо в случаях, когда суд, учитывая обстоятельства дела и личность осужденного, найдет целесообразным вместо лишения свободы на срок до 2 лет применить направление в дисциплинарную воинскую часть на тот же срок.

Направление в дисциплинарную воинскую часть вместо лишения свободы не применяется:

· в отношении лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы и имеющих судимость;

· в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления;.

К военнослужащим не применяются такие виды наказаний, как общественные и исправительные работы, а также ограничение свободы.

Исправительные работы заменяются офицерам и военнослужащим по контракту на другой вид наказания – ограничение по военной службе, которое назначается на срок от 3месяцев до 2 лет и состоит в удержании из денежного содержания осужденного в доход государства сумм в размере, установленном приговором суда в пределах от десяти до 25 процентов. Во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. (ст. 53 УК РБ,).

Военнослужащим, проходящим срочную службу, вместо исправительных работ назначается арест на срок до шести месяцев (ст. 52 УК РБ).

Военнослужащие, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, при осуждении могут быть лишены воинского или специального звания по приговору суда. (ст.60 УК РБ)

Основанием наступления уголовной ответственности необходимо считать: совокупность предусмотренных уголовным законодательством объективных и субъективных признаков. Только наличие совокупности всех признаков состава преступления позволяет утверждать, что имеется необходимое и достаточное основание для привлечения лица к уголовной ответственности.

К объективным признакам состава преступления относятся:

К субъективным признакам состава преступления относятся:

2. Особенности привлечения военнослужащих к уголовной ответственности

Ч. 1. Примечания к гл. 37 УК РБ дает понятие воинского преступления:

«Воинскими признаются предусмотренные настоящим Кодексом преступления против установленного порядка несения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, а также военнообязанными во время прохождения сборов».

Понятие воинского преступления основано на общем определении преступления, сформированного в ст. 11 УК РБ.

Порядок несения военной службы (воинский порядок) устанавливается Конституцией и законами Республики Беларусь, воинскими уставами, приказами и директивами Министерства обороны Республики Беларусь, соответствующих начальников и командиров.

Виды воинских преступлений:

1. Преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (ст. ст. 438-444 УК РБ).

2. Преступления против порядка прохождения военной службы (ст. ст. 445-449 УК РБ).

3. Преступления против порядка несения специальных служб (ст. ст.450-454 УК РБ).

4. Преступления против порядка деятельности органов военного управления (ст. ст.455-456 УК РБ).

5. Преступления против порядка хранения военной тайны (ст. ст. 457-458 УК РБ).

6. Преступления против порядка пользования военным имуществом и эксплуатации военной техники (ст. ст. 4590465 УК РБ).

Особенности воинского преступления:

— специфический характер объекта преступного посягательства. Порядок несения воинской службы выступает родовым объектом всех воинских преступлений. Общественно опасное деяние, совершенное военнослужащим, но не посягающее на порядок несения воинской службы (кража, мошенничество) не признается воинским преступлением;

— наличие специального субъекта преступления. Субъектами воинских преступлений в соответствии с ч.1 примечаний к гл. 37 УК РБ являются военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, а также военнообязанные во время прохождения сборов.

В соответствии с ч.2 гл. 37 УК РБ лица, не упомянутые в части первой настоящих примечаний, несут ответственность за соучастие в совершении воинских преступлений в качестве организаторов, подстрекателей и пособников.

Поскольку субъектом преступлений против военной службы являются военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения военных сборов, при возбуждении уголовного дела должна иметься достоверная и достаточная информация о том, относится ли виновный к категории лиц, перечисленных в ч.1 примечаний к гл. 37 УК РБ.

Момент начала и окончания состояния военнослужащего на военной службе определяется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О всеобщей воинской обязанности и военной службе».

Время принятия военнослужащим присяги не является моментом начала военной службы, так как принимается лицом, уже находящимся на военной службе.

На практике встречаются ситуации, когда установленный Законом срок службы по призыву истек, а приказ по части об увольнении в запас, по вине должностных лиц, издан с опозданием. В подобных случаях военнослужащий считается субъектом преступления против военной службы до момента фактического издания приказа об увольнении.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь, не может проходить службу в Вооруженных Силах, поэтому такие лица не могут быть признаны субъектами преступлений против военной службы, так как приняты на военную службу без законных к тому оснований.

В равной степени это относится к лицам, негодным по состоянию здоровья к прохождению службы в Вооруженных Силах и незаконно призванным.

Лица, незаконно находящиеся на военной службе, не являются субъектами преступлений против военной службы и поэтому несут уголовную ответственность не по нормам гл. 37 УК РБ, а по нормам других разделов УК.

Преступления против порядка прохождения военной службы не имеют аналогов в других разделах УК и поэтому при совершении их лицами, незаконно находящимися на военной службе, виновные освобождаются от уголовной ответственности в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным кодексом.

3. Привлечение военнослужащих к уголовной

ответственности за преступления против порядка

Уголовная ответственность за преступления против военной службы

Военнослужащие, как и все граждане России, наделены всеми конституционными правами и свободами.

Но на них к тому же возлагается дополнительная ответственность в силу особенности федеральной государственной службы.

Они обладают особым статусом, куда входит и уголовная ответственность военнослужащих.

Общие положения

В ст. 59 Конституции РФ говорится, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России. Именно эта норма есть правовое основание установления уголовной ответственности за преступления против военной службы.

Это требование запрещает уклоняться от такой службы и нарушать порядок ее прохождения.

Военнослужащие независимо от занимаемой должности и присвоенного звания могут понести ответственность за совершение общих уголовных и воинских преступлений.

Ст. 331 Уголовного кодекса РФ (в ред. от 06.07.2016) раскрывает пределы и содержание ответственности, а также содержит определение понятия преступлений против военной службы.

Под ними признаются преступления против порядка прохождения службы, которые совершены военнослужащими и пребывающими в запасе гражданами во время военных сборов.

Правила несения службы должны исполняться на всех уровнях Вооруженных Сил РФ и относятся в равной степени ко всем должностям. При совершении противоправных проступков при боевых условиях и в военное время, судебное рассмотрение проходит в особом порядке.

Таким образом, усугубляется и ответственность. Преступления, совершенные военнослужащими, должны быть рассмотрены военными судами разных инстанций. Гражданское судопроизводство к этому отношения не имеет.

Преступления против военной службы

Ответственность военнослужащих за уголовные правонарушения общего характера ничем не отличается от ответственности обыкновенных лиц.

В то время как воинские преступления выделены в отдельную главу и разделены по направлениям:

  1. Статьи 332-336 УК — несоблюдение порядка подчиненности и нарушение уставных правил.
  2. Статьи 337-339 УК – уклонение от обязанностей службы и заведомо неправильное их исполнение.
  3. Статьи 340-344 УК – невыполнение правил несения внутренних служб.
  4. Статьи 345-352 УК – преступное и небрежное использование военного имущества, оружия и нарушение правил эксплуатации военной техники.

Данная система преступлений призвана устанавливать степень вины и ущерба, которая была нанесена обороноспособности и безопасности государства.

Наиболее часто служащие осуждаются за самовольное отсутствие на службе и нарушение устава.

Проступки, которые связаны с материальным ущербом, совершаются довольно редко. За преступления против военной службы не несут ответственность:

  • гражданские лица, которые работают в воинских частях;
  • учащиеся военных училищ;
  • сотрудники внутренних дел.

Если данные лица причастны к совершению преступления, то они должны быть осуждены гражданским судом как соучастники.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Правовое положение военнослужащих и особенности их статуса предусматривают определенные особенности обстоятельств, которые исключают преступность деяния при военной службе.

Согласно главе 8 УК РФ к ним относятся:

  • необходимая оборона;
  • причинение вреда при задержании преступника;
  • состояние крайней необходимости;
  • физическое, психическое принуждение;
  • обоснованный риск;
  • исполнение распоряжения и приказа.

Данные обстоятельства распространяются на военнослужащих на общих основаниях. При их применении необходимо учесть особенности военной службы, связанной с беспрекословным выполнением поставленных задач в различных условиях, включая риски для жизни.

В некоторых случаях необходимая оборона для военнослужащих является не только правом, но и правовой обязанностью.

При несении боевой, караульной и иных специальных служб, военнослужащие не должны уклоняться от выполнения воинских обязанностей, даже если существует состояние крайней необходимости, и их жизнь подвергается опасности.

Ответственность за военные преступления

Основанием для судебного следствия является нарушение уставных правил. К ним относятся неподчинение приказу командира, нарушение устава, конфликт с сослуживцами, отказ от постовой и караульной службы, оскорбление граждан, которые исполняют воинские обязанности.

Вина обвиняемого зависит от тяжести причиненных последствий. За нарушение уставных правил законом предусмотрены следующие наказания:

  • ограничение роста по службе сроком до 2 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • перевод в дисциплинарную часть сроком до 2 лет;
  • лишение свободы до 5 лет.

Если преступление дополнено отягчающими обстоятельствами, то срок тюремного заключения может быть повышен до 8 лет.

Особо выделяют преступления, которые связаны с издевательствами над сослуживцами, и повлекшие тяжкие последствия для здоровья и жизни потерпевших.

Это та самая, пресловутая «дедовщина». Именно она является самой распространенной причиной для обращения в суд. Часто родственники солдат, проходящих срочную службу, обращаются в военную прокуратуру с просьбой инициировать рассмотрение.

За подобные противозаконные деяния предусмотрено лишение свободы от 3 до 10 лет.

Дезертирство – это отказ от военной службы, который заключается в уклонении от призыва или невозвращении на часть более трех суток без уважительной причины. Осуждается сроком до 7 лет. Если дезертир применил оружие или взял его собой, то срок увеличивается до 10 лет.

За преступное и халатное отношение к военному имуществу предусмотрена административная (выговор, штраф, понижение в звании) и уголовная ответственности. При вынесении приговора учитывается величина вреда, нанесенного технике и имуществу.

Противоправные деяния, которые были совершены во внеслужебное время, к несению службы не относятся и осуждаются по ГПК РФ. Однако рассматриваются в военных судах.

Важно знать, что штрафные санкции не могут быть применены к солдатам срочной службы. Административные наказания заменяются на содержание на гауптвахте на время, установленное гарнизонным судом.

Наказание может быть условным. Если повторных нарушений не было, то приговор в исполнение не приводится.

Расследование воинских преступлений

Расследование призвано определить к какому виду нарушение относится.

Обязательно должен быть определен состав преступления, учтены все факультативные и обязательные признаки.

К обязательным относятся доказанная вина, определение правонарушителя, причинно-следственная связь между проступком и результатом. К факультативным относятся цель, место, мотив и время события.

Роль органов дознания выполняют командиры частей и руководители военных учреждений. Командиром должна быть назначена следственная комиссия, которая проводит дознание и представляет свое заключение по имеющимся материалам дела. Не могут проводить следственные действия подчиненный или командир обвиняемого.

Решение о содержании на гауптвахте или аресте принимается коллегиально. По требованию подозреваемого лица ему может быть представлен защитник.

Далее дело должно быть направлено в военный суд гарнизона. Дознание считается законченным после получения следователем военной прокуратуры материалов дела и первичных документов.

Очень часто рассмотрение дела заканчивается изменением квалификации или определением по нескольким статьям.

Закон предусматривает довольно жесткую уголовную ответственность военнослужащих за преступления против службы. Такого рода дела рассматриваются исключительно военными судами.

Это происходит потому, что военные преступления обуславливаются спецификой объекта посягательства и субъекта. Объектом является установленный порядок прохождения военной службы. Ведь весь смысл воинской дисциплины заключается в этом порядке. Именно он обеспечивает военную безопасность государства.

Уголовная ответственность военнослужащих за воинские преступления

Главная > Реферат >Государство и право

Тема: «Уголовная ответственность военнослужащих за воинские преступления».

Понятие уголовной ответственности и основания привлечения к уголовной ответственности.

Особенности привлечения военнослужащих к уголовной ответственности.

Привлечение военнослужащих к уголовной ответственности за преступления против порядка прохождения военной службы.

Конституция Республики Беларусь определяет, что «защита Республики Беларусь – это обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от военной службы или замена ее альтернативной определяются Законом». (Ст. 57 Конституции Республики Беларусь.)

«Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования конфликтов, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Республика Беларусь ставит своей целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным». (Ст. 18 Конституции Республики Беларусь.)

Долг каждого военнослужащего – быть мужественным, верным и самоотверженным защитником своего народа, что закреплено в военной присяге.

Конституция Республики Беларусь определяет всеобщее равенство перед Законом. Наряду с этим государство предъявляет к военнослужащим особые, повышенные требования. Это обусловлено тем, что на Вооруженные Силы возложено выполнение ответственной и почетной задачи – защиты Отечества, что является важнейшей функцией государства.

1. Понятие уголовной ответственности и основания привлечения к уголовной ответственности

Уголовная ответственность – это обязанность лица, совершившего общественно-опасное деяние, претерпеть установленные уголовным законодательством меры воздействия.

«Уголовная ответственность выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на его основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом» (ч.1 ст. 44 УК РБ).

В соответствии с ч.2 ст.3 УК РБ «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. Нормы Кодекса подлежат строгому толкованию. Применение уголовного закона по аналогии не допускается».

Уголовная ответственность, в том числе и для военнослужащих, возникает в момент совершения преступления, и прекращается в момент погашения (снятия) судимости.

Формы реализации уголовной ответственности предусмотрены ст. 46 УК РБ:

 c применением назначенного наказания;

 c отсрочкой исполнения назначенного наказания;

 c условным неприменением назначенного наказания;

 без назначения наказания;

 с применением в отношении несовершеннолетних

принудительных мер воспитательного характера.

В соответствии со ст. 56 УК РБ к военнослужащим срочной службы может быть применено наказание в виде направления в дисциплинарную воинскую часть на срок от 3 месяцев до 2 лет, либо в случаях, когда суд, учитывая обстоятельства дела и личность осужденного, найдет целесообразным вместо лишения свободы на срок до 2 лет применить направление в дисциплинарную воинскую часть на тот же срок.

Направление в дисциплинарную воинскую часть вместо лишения свободы не применяется:

 в отношении лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы и имеющих судимость;

 в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления;.

К военнослужащим не применяются такие виды наказаний, как общественные и исправительные работы, а также ограничение свободы.

Исправительные работы заменяются офицерам и военнослужащим по контракту на другой вид наказания – ограничение по военной службе, которое назначается на срок от 3месяцев до 2 лет и состоит в удержании из денежного содержания осужденного в доход государства сумм в размере, установленном приговором суда в пределах от десяти до 25 процентов. Во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. (ст. 53 УК РБ,).

Военнослужащим, проходящим срочную службу, вместо исправительных работ назначается арест на срок до шести месяцев (ст. 52 УК РБ).

Военнослужащие, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, при осуждении могут быть лишены воинского или специального звания по приговору суда. (ст.60 УК РБ)

Основанием наступления уголовной ответственности необходимо считать: совокупность предусмотренных уголовным законодательством объективных и субъективных признаков. Только наличие совокупности всех признаков состава преступления позволяет утверждать, что имеется необходимое и достаточное основание для привлечения лица к уголовной ответственности.

К объективным признакам состава преступления относятся:

К субъективным признакам состава преступления относятся:

2. Особенности привлечения военнослужащих к уголовной ответственности

Ч. 1. Примечания к гл. 37 УК РБ дает понятие воинского преступления:

«Воинскими признаются предусмотренные настоящим Кодексом преступления против установленного порядка несения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, а также военнообязанными во время прохождения сборов».

Понятие воинского преступления основано на общем определении преступления, сформированного в ст. 11 УК РБ.

Порядок несения военной службы (воинский порядок) устанавливается Конституцией и законами Республики Беларусь, воинскими уставами, приказами и директивами Министерства обороны Республики Беларусь, соответствующих начальников и командиров.

Виды воинских преступлений:

Преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (ст. ст. 438-444 УК РБ).

Преступления против порядка прохождения военной службы (ст. ст. 445-449 УК РБ).

Преступления против порядка несения специальных служб (ст. ст.450-454 УК РБ).

Преступления против порядка деятельности органов военного управления (ст. ст.455-456 УК РБ).

Преступления против порядка хранения военной тайны (ст. ст. 457-458 УК РБ).

Преступления против порядка пользования военным имуществом и эксплуатации военной техники (ст. ст. 4590465 УК РБ).

Особенности воинского преступления:

— специфический характер объекта преступного посягательства. Порядок несения воинской службы выступает родовым объектом всех воинских преступлений. Общественно опасное деяние, совершенное военнослужащим, но не посягающее на порядок несения воинской службы (кража, мошенничество) не признается воинским преступлением;

— наличие специального субъекта преступления. Субъектами воинских преступлений в соответствии с ч.1 примечаний к гл. 37 УК РБ являются военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, а также военнообязанные во время прохождения сборов.

В соответствии с ч.2 гл. 37 УК РБ лица, не упомянутые в части первой настоящих примечаний, несут ответственность за соучастие в совершении воинских преступлений в качестве организаторов, подстрекателей и пособников.

Поскольку субъектом преступлений против военной службы являются военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения военных сборов, при возбуждении уголовного дела должна иметься достоверная и достаточная информация о том, относится ли виновный к категории лиц, перечисленных в ч.1 примечаний к гл. 37 УК РБ.

Момент начала и окончания состояния военнослужащего на военной службе определяется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О всеобщей воинской обязанности и военной службе».

Время принятия военнослужащим присяги не является моментом начала военной службы, так как принимается лицом, уже находящимся на военной службе.

На практике встречаются ситуации, когда установленный Законом срок службы по призыву истек, а приказ по части об увольнении в запас, по вине должностных лиц, издан с опозданием. В подобных случаях военнослужащий считается субъектом преступления против военной службы до момента фактического издания приказа об увольнении.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь, не может проходить службу в Вооруженных Силах, поэтому такие лица не могут быть признаны субъектами преступлений против военной службы, так как приняты на военную службу без законных к тому оснований.

В равной степени это относится к лицам, негодным по состоянию здоровья к прохождению службы в Вооруженных Силах и незаконно призванным.

Лица, незаконно находящиеся на военной службе, не являются субъектами преступлений против военной службы и поэтому несут уголовную ответственность не по нормам гл. 37 УК РБ, а по нормам других разделов УК.

Преступления против порядка прохождения военной службы не имеют аналогов в других разделах УК и поэтому при совершении их лицами, незаконно находящимися на военной службе, виновные освобождаются от уголовной ответственности в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным кодексом.

Привлечение военнослужащих к уголовной

ответственности за преступления против порядка

прохождения военной службы

Статья 445 УК РБ предусматривает уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы военнослужащим срочной службы, либо его неявку без уважительных причин при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения в срок продолжительностью свыше 2 суток, но не более 10 суток, либо за уклонение от военной службы на тот же срок путем подлога документов или иного обмана.

Преступление считается оконченным, если виновный находился вне части свыше 2 суток, но не более 10 суток (ч. ст. 445 УК РБ).

Субъект преступления по ч. 1 данной статьи – военнослужащие срочной службы.

По ч. 2 и 3 ст. 445 УК РБ кроме военнослужащих срочной службы, к уголовной ответственности привлекаются также офицеры, прапорщики и военнослужащие контрактной службы, если самовольное оставление части продолжалось свыше 10 суток, либо свыше месяца. При этом фактическое нахождение вне части влияет на то, по какой именно части статьи 445 наступает ответственность.

В тех случаях, когда лицо оставило часть с намерением уклониться от военной службы на срок свыше 2 суток, но не более 10 суток, либо свыше 10 суток, но не более 1 месяца, либо свыше 1 месяца, однако было задержано до истечения этих сроков, его действия следует квалифицировать как покушение на преступление, предусмотренное ст. 445 УК РБ.

Субъектами указанных преступлений могут быть и военнообязанные во время прохождения учебных сборов.

Местом преступления — место расположения воинской части или место службы, где виновный должен выполнять свои обязанности по военной службе.

Субъективная сторона данного преступления: намерение виновного лишь временно уклониться от военной службы с последующим возвращением в часть.

При подлоге документов – военнослужащий предоставляет соответствующему командиру подделанный им самим или по его просьбе другим лицом документ и на этом основании получает постоянное или временное освобождение от обязанностей по военной службе.

Иной обман — сообщение заведомо ложных сведений о фактах, которые служат основанием для освобождения от исполнения служебных обязанностей, случаи подкупа должностного лица (при этом наступает совокупность преступления). По ч. 4 настоящей статьи уголовная ответственность наступает, если действия, предусмотренные ч.1, 2,3 ст. 445 УК РБ совершены в военное время.

Ст. 446 УК РБ предусматривает ответственность военнослужащих за дезертирство, т.е. оставление части или места службы с целью вовсе уклониться от военной службы.

В этом случае виновный совершает указанные действия с целью навсегда уклониться от прохождения военной службы, при этом время фактического нахождения вне части на квалификацию в данном случае не влияет.

Дезертирство считается оконченным уже с момента оставления части или места службы, но оно является длящимся преступлением, длится в течение всего времени, пока не будет прекращено самим виновным, либо с его задержанием.

Добровольный отказ от дезертирства возможен только до момента оставления части.

Дезертирство совершается только с прямым умыслом и с целью уклониться от службы.

Побег с гауптвахты военнослужащего, в отношении которого применена мера пресечения в виде ареста, с целью избежать как содержания под стражей, так и дальнейшего прохождения службы, следует квалифицировать только по ст. 413 УК РБ, т.е. как побег.

Те же действия военнослужащего, содержащегося на гауптвахте в дисциплинарном порядке, перед отправкой в дисциплинарный батальон, либо для отбывания наказания по приговору в виде ареста, в зависимости от направленности умысла — по ст. ст. 445, 446 УК РБ.

Ст. 447 УК РБ «Уклонение от военной службы путем членовредительства или иным способом».

Членовредительство: это искусственное повреждение различных органов или тканей тела. Может осуществляться различными способами: огнестрельным или холодным оружием, путем использования транспортных средств и других механизмов, путем принятия вовнутрь лекарственных или ядовитых веществ. Вред здоровью может причиняться как самим виновным, так по его просьбе и другими лицами.

Симуляция — заключается в приписывании себе несуществующих заболеваний или физических недостатков.

Иной обман – сообщение заведомо ложных сведений о фактах, которые служат основанием для освобождения от исполнения служебных обязанностей, случаи подкупа должностного лица.

Отказ от осуществления обязанностей военной службы заключается в открытом заявлении или иным способом выраженном нежелании осуществлять обязанности военной службы и фактическом прекращении их выполнения.

Уклонение признается оконченным с момента фактического невыполнения всех или некоторых обязанностей по службе.

Субъективная сторона преступления: прямой умысел.

Ст. 448 УК РБ предусматривает ответственность за самовольное оставление части или места службы в боевой обстановке независимо от продолжительности.

Неявка в срок на службу без уважительных причин в часть военнослужащих, находящихся в боевой обстановке, квалифицируется по ст.ст. 445, 446 УК РБ.

Необходимый элемент : сознание виновным того, что самовольное оставление части или места службы происходит в боевой обстановке.

Ст. 449 УК РБ «самовольное оставление поля боя либо отказ действовать оружием». Виновное лицо наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.

Примечания к ст. 445 УК РБ гласят, что военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные ч. 1, 2, 3 ст. 445 и ч. 1 ст. 446 УК РБ, может быть освобожден от уголовной ответственности, если содеянное явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Ч.4 ст. 445, ч.2 ст. ст. 446, 447 УК РБ предусматривает уголовную ответственность за уклонение военнослужащего от несения обязанностей военной службы, совершенное в военное время или в боевой обстановке.

Военное время – период фактического нахождения Вооруженных Сил Республики Беларусь в состоянии войны с иностранным государством.

Боевая обстановка — нахождение воинской части или подразделения в непосредственном соприкосновении с противником. Воинская часть может находиться в боевой обстановке и в мирное время: при отражении нападения на воинскую часть, перехвате нарушителя границы Республики Беларусь

В современных условиях, когда армия оснащена коллективными видами оружия и боевой техники, сложными боевыми комплексами, поддержание которых в постоянной боевой готовности зависит от умных и согласованных действий многих людей и, когда даже единичные случаи беспечности и недисциплинированности могут привести к тяжелым последствиям, командиры и начальники всех уровней, военные прокуроры, следователи и судьи обязаны активно вести правовую пропаганду, уделять больше внимания предупреждению нарушений воинской дисциплины и уставного порядка, быть нетерпимыми к ним и строго пресекать правонарушения. В данных условиях уголовный кодекс и ответственность за нарушение его норм приобретают особую значимость, что говорит об актуальности рассмотренной темы лекции.

Существующая правовая система вполне может обеспечить строгий уставной порядок и воинскую дисциплину в Вооруженных Силах Республики Беларусь, однако не следует ориентироваться прежде всего на карательные, репрессивные меры со стороны уголовного законодательства, нельзя воспринимать каждое правонарушение как факт, который влечет за собой уголовно-правовые последствия. Необходимо глубже вникать в саму суть, природу преступлений в армейской среде и применять активные меры по их профилактике и предупреждению. Формализм же в профилактической работе влечет за собой рост преступности.

В активе командиров, начальников имеется богатый арсенал мер воздействия (поощрения, взыскания), умело его применять и не допускать правонарушений – вот наша задача.