Основания для приобретения права собственности на земельный участок

§ 5. Основания приобретения и прекращения права собственности на земельный участок

Право частной собственности на земельный участок возникает по следующим основаниям: 1) из договоров и иных гражданско-правовых сделок (в частности, купли-продажи, мены, дарения, ренты); 2) из соответствующих актов государственных и муниципальных органов; 3) из судебных решений об установлении права собственности на землю; 4) в результате приобретения земельного участка в порядке наследования; 5) в результате приобретения земельного участка по иным законным основаниям; 6) вследствие наступления событий, с которыми закон связывает определенные правовые последствия.

В качестве одного из оснований приобретения права частной собственности на землю закон допускает приватизацию земельных участков. При этом исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также иными федеральными законами (в частности, Федеральными законами «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ст. 28)).

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ (с изм. от 31 мая 2010 г.) // СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 25; 2010. N 23. Ст. 2788.

Особо оговорены законодателем случаи возникновения государственной и муниципальной собственности на землю. Во-первых, в основании возникновения права государственной или муниципальной собственности на землю может лежать нормативный правовой акт. Во-вторых, это может быть решение соответствующего государственного (муниципального) органа о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ). В-третьих, в случае нарушения собственником земельного участка земельного или иного законодательства на основании соответствующего судебного решения возможно принудительное прекращение права частной собственности на земельный участок путем его изъятия (ст. 44 ЗК РФ), конфискации (ст. 50 ЗК РФ) или реквизиции (ст. 51 ЗК РФ). Кроме того, по решению суда право государственной или муниципальной собственности может возникнуть на бесхозяйный земельный участок.

ЗК РФ выделяет главным образом три основания возникновения права государственной и муниципальной собственности на землю:

1) специальное указание в федеральном законе (законе субъекта Российской Федерации — для муниципальной собственности) на принадлежность земельных участков. Так, к примеру, согласно ст. 13 Федерального закона «О гидрометеорологической службе» к федеральной собственности относится государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий;

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ (с изм. от 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3690; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.

2) принятие Правительством РФ актов об утверждении перечней земельных участков, на которые право собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает при разграничении государственной собственности на землю, а также вступление в законную силу судебных решений по спорам, связанным с разграничением права государственной собственности на землю в соответствии с земельным законодательством. Такие перечни земельных участков подготавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям, а после утверждения таких перечней земельных участков Правительством РФ сведения о включенных в них земельных участках вносятся в документы государственного земельного кадастра;

3) приобретение земельных участков Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями в результате совершения гражданско-правовых сделок с другими участниками гражданского оборота, в порядке наследования от граждан и по иным гражданско-правовым основаниям.

Также в государственной или муниципальной собственности находятся не предоставленные в частную собственность физических и юридических лиц участки из земель, специально указанных непосредственно в ЗК РФ.

Кроме того, в государственную или муниципальную собственность поступают земельные участки, выкупленные у собственников соответственно для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ), а также реквизированные и конфискованные земельные участки (ст. ст. 50, 51 ЗК РФ). Земли, национализированные в установленном законом порядке, также поступают в государственную собственность (ст. 235 ГК РФ), а бесхозяйные земельные участки становятся муниципальной собственностью (ст. 225 ГК РФ).

Прекращено право собственности на земельный участок может быть только по тем основаниям и в том порядке, которые предусмотрены непосредственно законом.

В соответствии со ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается, во-первых, при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, во-вторых, при отказе собственника от права собственности на земельный участок, в-третьих, в силу принудительного изъятия у собственника земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом принудительное изъятие земельного участка у собственника допускается только по основаниям, предусмотренным непосредственно законом: 1) при обращении взыскания на земельный участок по обязательствам; 2) при отчуждении земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу; 3) при реквизиции земельного участка; 4) при конфискации земельного участка; 5) при невозможности выдела в натуре земельного участка участнику долевой собственности при ее разделе на основании ст. 252 ГК РФ; 6) в случае признания на основании судебного решения права собственности на земельный участок за собственником недвижимости согласно п. 2 ст. 272 ГК РФ, когда снос здания или сооружения, находящегося на чужом земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами; 7) в случае выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Общая характеристика способов приобретения права частной собственности на земельные участки гражданами и юридическими лицами

Право частной собственности на земельные участки может приобретаться в силу различных гражданско-правовых и земельно-правовых оснований. При этом представляется необходимым различать термины «приобретение» и «возникновение» права собственности на землю. Когда мы говорим о возникновении права собственности, речь идет о появлении права собственности у государства (муниципального образования). Так, в ст. 17 ЗК РФ указано, что в федеральной собственности находятся участки, право собственности на которые возникло у РФ при разграничении государственной собственности на землю.

Приобретение земельного участка означает появление права собственности у государства или иных субъектов по основаниям, предусмотренным законом (ст. 8 ГК РФ). На возможность приобретения РФ участков по гражданско-правовым основаниям указывается 17 ЗК РФ. Аналогичный термин используется и в других статьях ЗК РФ, например, когда речь идет о праве граждан — землевладельцев и землепользователей приобрести их в частную собственность.

Существует следующая классификация оснований приобретения земельных участков в частную собственность:

а) договоры и иные сделки (гражданско-правовой порядок), в том числе купля-продажа, дарение, мена, рента, наследование земельных участков;

6) акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Последняя группа оснований иногда называется административно-правовым способом (порядком) приобретения права частной собственности на земельные участки, поскольку при данном способе одной из сторон правоотношения обязательно является государственный орган или орган местного самоуправления.

Административно-правовой порядок заключается в передаче компетентным органом в частную собственность из государственной или муниципальной собственности земельных участков посредством первичного предоставления либо переоформления прав на землю. Таким компетентным органом в большинстве случаев (вплоть до окончательного разграничения государственных земель) является орган местного самоуправления.

Отличие процедуры «предоставления земельного участка» от процедуры «переоформления прав на земельный участок» заключается в том, что при предоставлении земельного участка право собственности на него у граждан и юридических лиц возникает впервые за плату или бесплатно’. Как правило, предоставление земельного участка осуществляется по итогам аукционов или конкурсов. Бесплатное предоставление участков из государственной или муниципальной собственности в частную собственность осуществляется в случаях, предусмотренных ЗК РФ и иными федеральными законами, законами субъектов РФ (п. 2 ст. 28 3 К РФ). Например, право на бесплатное получение в собственность земельных участков под индивидуальное жилищное строительство или личное подсобное хозяйство имеют Герои СССР и России, кавалеры ордена Славы, граждане, имеющие трех и более детей, и ряд иных категорий граждан.

Процедура переоформления прав на земельный участок применяется в случае, когда граждане уже имеют на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, а юридические лица — па праве постоянного бессрочного пользования земельные участки и желают приобрести их в собственность. При этом граждане переоформление нрав на землю осуществляют бесплатно и по желанию, а юридические лица (кроме указанных ст. 20 ЗК РФ) — обязательно и за плату.

Подчеркивая равенство граждан и юридических лиц в вопросах приобретения в собственность земельных участков, ЗК РФ имеет в виду равное право па приобретение земельных участков из государственной или муниципальной собственности. Однако некоторые земельные участки принципиально не могут находиться в собственности юридических лиц, но могут находиться в собственности граждан (например, для ведения личного подсобного хозяйства). С другой стороны, некоторые процедуры приобретения права собственности на земельные участки не применяются в отношении граждан (приобретение права собственности юридического лица в результате внесения земельных участков в уставной капитал). Поэтому указанное равенство следует понимать как потенциальное равенство в нравах, но не равенство во всех процедурах по приобретению участков различного целевого назначения, не изъятых из оборота и не ограниченных в нем.

Земельный кодекс РФ предусматривает две процедуры предоставления земельного участка в частную собственность из государственной или муниципальной (по критерию процедуры и целевого назначения участка): для строительства и для целей, не связанных со строительством. Предоставление участка для строительства не означает, что оно будет проводиться исключительно на землях населенных пунктов. Данная процедура в силу ее универсальности может применяться и при предоставлении участка для строительства промышленного объекта за границами населенного пункта либо строительства турбазы на землях рекреационного назначения (с учетом специфики использования п охраны земель этих категорий) и т.д.

Процедура предоставления земельного участка для строительства включает две разновидности: с предварительным согласованием мест размещения объекта и без предварительного согласования. Принципиальным различием данных процедур является субъектный состав будущих правообладателей земельных участков, порядок получения и вид их прав на земельный участок после его предоставления. При процедуре предоставления земельного участка без предварительного согласования мест размещения объекта право собственности или право аренды земельного участка возникает исключительно по итогам торгов (кроме случаев предоставления участка для строительства в пределах застроенной территории в соответствии с договором о развитии застроенной территории), а его правообладателями становятся граждане и юридические лица. Данный порядок включает в себя несколько разновидностей: общий порядок предоставления земельных участков для строительства (кроме жилищного строительства); предоставление участка в соответствии с договором о развитии застроенной территории; предоставление земельных участков для жилищного строительства. Последняя процедура содержит в качестве разновидности предоставление земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Предоставление земельного участка с предварительный согласованием мест размещения объекта в собственность не производится. Данные участки передаются в аренду (для подавляющего большинства случаев), постоянное (бессрочное) пользование (для государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий), в безвозмездное срочное пользование (религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения).

Основания для приобретения права собственности на земельный участок

Согласно ст. 25 ЗК РФ п раво собственности на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством , федеральными законами.

Основания приобретения земельных участков в собственность:

1) в частную собственность (по Гражданскому кодексу РФ):

    1. на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении земельного участка ( ст. 218 );
    2. в порядке наследования , а также в результате правопреемства при реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 218 );
    3. в порядке приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности ( ст. 217 );
    4. по иным основаниям (п. 3 ст. 218), например, в силу приобретательной давности.

2) в государственную собственность ( ст. 17, 18 ЗК РФ):

    1. по федеральным законам;
    2. процедура разграничения государственной собственности на землю;
    3. гражданско-правовые основания;
    4. безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).

3) в муниципальную собственность ( ст. 19 ЗК РФ):

    1. по федеральным законам и принятым в соответствии с ними законам субъектов Российской Федерации;
    2. процедура разграничения государственной собственности на землю;
    3. гражданско-правовые основания;
    4. безвозмездная передача в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности и возникает с момента такой регистрации .

См. также п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Переход права собственности на земельный участок на основании сделки об отчуждении

Под сделками понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделки с земельными участками совершаются в письменной форме . Так как предметом договора может быть только индивидуально определенное имущество, к договору в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт земельного участка. Отсутствие паспорта влечет признание сделки недействительной.

Все сделки с землей подлежат обязательной государственной регистрации территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Данные о совершении сделок вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Сделки дарения и мены совершаются по правилам гражданского законодательства. Особого порядка совершения данных сделок федеральным земельным законодательством не предусмотрено.

Ничтожным является условие передачи земельного участка после смерти дарителя. Отказ от земельного участка после оформления его в собственность является добровольным отказом от участка, прекращающим право собственности на него, и право на участок переходит к государству.

Основной трудностью при заключении договора мены может стать оценка земельного участка как объекта недвижимости, поскольку по общему правилу (п. 1 ст. 568 ГК РФ) обмениваемые вещи предполагаются (должны быть) равноценными. Такая оценка будет примерной, если она будет произведена сторонами. В случае, когда соглашение насчет цены обмениваемого имущества не достигнуто, стороны могут прибегнуть к услугам профессионального оценщика недвижимости, и, если вещи будут неравноценными, сторона, имеющая менее ценную вещь, должна будет доплатить разницу в ценах (п. 2 ст. 568 ГК РФ). Цена обмениваемого земельного участка должна быть не ниже нормативной.

В ст. 15 ЗК РФ установлен принцип равного доступа к приобретению земельных участков в собственность. Однако из данного принципа есть исключения:

  1. собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды данного земельного участка ( п. 3 ст. 35 ЗК РФ);
  2. и ностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды данного земельного участка ( п. 5 ст. 35 ЗК РФ).

Переход права собственности на земельные участки по наследству

Правоотношения по передаче земельных участков по наследству регулируются нормами гражданского, наследственного и семейного законодательства.

Наследование представляет собой одностороннюю сделку, т.е. сделку, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны, в данном случае наследодателя.

Наследование земельных участков осуществляется по завещанию, а при его отсутствии — по закону (ст. 1111 ГК РФ).

Наследование есть вид универсального правопреемства, субъектами которого в большинстве случаев выступают граждане (ст. 1110 ГК РФ).

Каждый гражданин вправе завещать свое имущество (в частности, и земельный участок) любому лицу или нескольким лицам, в том числе и не входящим в круг наследников по закону. Завещание должно быть составлено письменно и нотариально удостоверено.

Согласно ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности

    • земельный участок или
    • право пожизненного наследуемого владения земельным участком

входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях , установленных Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.

Переход права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Согласно ст. 39.1 ЗК РФ з емельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

  1. решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка — в собственность бесплатно (приватизация) или в постоянное (бессрочное) пользование ;
  2. договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату ;
  3. договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду ;
  4. договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование .

Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается , за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 39.3 Кодекса ( продажа без проведения торгов ), а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со ст. 39.18 Кодекса ( для индивидуального жилищного строительства, ведения ЛПХ, КФХ и т.д. ).

Особенности купли-продажи земельных участков установлены ст. 37 ЗК РФ.

В общем случае п родажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть земельный участок с установленными границами:

    • в качестве продавца — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления;
    • в качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) — собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также — аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами ( ст. 27 ЗК РФ):

    1. государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Кодекса);
    2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
    3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
    4. объектами организаций федеральной службы безопасности;
    5. объектами организаций органов государственной охраны;
    6. объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
    7. объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
    8. объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
    9. воинскими и гражданскими захоронениями;
    10. инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте не изъятые из оборота и находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки ( ст. 27 ЗК РФ):

    1. в пределах особо охраняемых природных территорий;
    2. из состава земель лесного фонда;
    3. в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
    4. занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия , историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
    5. предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;
    6. в границах закрытых административно-территориальных образований;
    7. предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
    8. предоставленные для нужд связи;
    9. занятые объектами космической инфраструктуры;
    10. расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
    11. предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
    12. загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
    13. расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
    14. в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно указаны в ст. 39.5 ЗК РФ.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов указаны в ст. 39.6 ЗК РФ.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно :

  1. органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  2. государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  3. казенным предприятиям;
  4. центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Основания и порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в безвозмездное пользование указаны в ст. 39.10 ЗК РФ.

Возникновение права собственности при переходе права собственности на здание, строение и сооружение

Ст. 35 ЗК РФ устанавливает, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (с учетом долей в праве собственности — для нескольких собственников).

Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

  1. отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
  2. отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота;
  3. отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Основания прекращения права собственности на землю

Право собственности на землю прекращается ( ст. 44 ЗК):

1) добровольно:

    1. при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;
    2. при отказе собственника от права собственности на земельный участок;

2) в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном земельным и гражданским законодательством :

    1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника ( ст. 278 ГК РФ);
    2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением ( ст. 284 ГК РФ);
    3. использования земельного участка с нарушением законодательства ( ст. 285 ГК РФ);
    4. реквизиции земельного участка ( ст. 51 ЗК РФ);
    5. изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд ( ст. 49 ЗК РФ);
    6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
    7. национализации земель;
    8. конфискации земель ( ст. 50 ЗК РФ).

Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам

Конституция РФ устанавливает право каждого распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии с земельным законодательством распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Гражданское законодательство говорит о праве собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Отчуждение земельных участков другим лицам осуществляется путем совершения сделок в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством, но с учетом

    1. ограничений оборотоспособности земельных участков, а также
    2. специальных норм, предусмотренных земельным законодательством в отношении отдельных видов договоров (например, специальные нормы установлены в отношении договора купли-продажи земельного участка).

Распорядиться дальнейшей юридической судьбой своего земельного участка гражданин может также в результате совершения им односторонней сделки — завещания.

Все подобные сделки подлежат государственной регистрации.

Отказ собственника от права собственности на земельный участок

Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права ( ст. 53 ЗК).

Отказ от права собственности допускается только в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности . Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не наделены правомочием отказаться от находящихся в их собственности земельных участков.

При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.

Принудительное изъятие у собственника его земельного участка

В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Гражданское законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка:

    1. обращение взыскания на земельный участок по обязательствам (например, в порядке обращения взыскания на заложенный земельный участок);
    2. отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу (в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если земельный участок был унаследован иностранным гражданином, то он должен быть отчужден. В противном случае уполномоченный орган власти вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении иностранного гражданина к отчуждению земельного участка на торгах);
    3. реквизиция, конфискация или национализация земельного участка;
    4. отчуждение доли в праве общей долевой собственности на земельный участок в случае невозможности выдела доли в натуре при условии выплаты соответствующей денежной компенсации;
    5. изъятие (выкуп) земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
    6. изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Земельный кодекс РФ содержит специальные правила в отношении двух оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка: реквизиции и изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Прекращение прав на землю путем изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится в исключительных случаях, связанных ( ст. 49 ЗК РФ):

    • с выполнением международных обязательств Российской Федерации;
    • с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень таких объектов);
    • в иных случаях, установленных федеральными законами, а применительно к изъятию (выкупу) из земель, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, — в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда ( ст. 55 ЗК РФ).

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством .

Земельный кодекс устанавливает три основания принудительного изъятия земельных участков:

    1. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 49, 55);
    2. конфискация земельного участка (ст. 50);
    3. реквизиция земельного участка (ст. 51).

Земельным кодексом РФ предусматривается возможность реквизиции земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер ( ст. 51 ЗК РФ). Земельный участок в этом случае может быть временно изъят у собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земли причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка собственнику возмещается его рыночная стоимость или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Конфискацию как меру уголовного наказания по решению суда следует отличать от реквизиции как временной меры общего характера в случаях стихийных бедствий или возникновении иных обстоятельств чрезвычайного характера.

Основания приобретения права частной собственности на землю

Статья 8 Гражданского кодекса РФ содержит перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, многие из которых являются основаниями приобретения пра­ва частной собственности на землю. К ним относятся:

  • договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотрен­ные законом, но не противоречащие ему;
  • акты государственных органов и органов местного само­управления, которые предусмотрены законом в качестве ос­нования возникновения гражданских прав и обязанностей;
  • судебные решения, установившие гражданские права и обязанности (в том числе право частной собственности на землю);
  • приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом;
  • иные действия граждан и юридических лиц;
  • события, с которыми закон или иной правовой акт свя­зывает наступление гражданско-правовых последствий.

Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земель­ные участки, в том числе и право частной собственности на землю, возникают по основаниям, установленным граждан­ским законодательством, федеральными законами, и подле­жат государственной регистрации в соответствии с Федераль­ным законом «О государственной регистрации прав на не­движимое имущество и сделок с ним». Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с мо­мента регистрации соответствующих прав на него, если иное
не установлено законом (п. 2 ст. 8 ГК РФ).

Статья 25 (п. 3) Земельного кодекса РФ содержит также принципиальное положение, согласно которому не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализа­ции земельных участков.

Выделяют следующие основания приобретения права собственности на земельные участки 1 :

а) приобретение права собственности на земельный участок в результате перехода права собственности на здание, строе­ние, сооружение, находящиеся на этом участке;

б) приобретение права собственности на земельный уча­сток, находящийся в государственной или муниципаль­ной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости;

в) приватизация земельного участка при приватизации на­ходящихся на нем объектов недвижимости;

г) приватизация земельных участков землепользователями (п. 5 ст. 20 ЗК РФ), землевладельцами (п. 3 ст. 21 ЗК РФ) и арендаторами (п. 8 ст. 22 ЗК РФ) (более подробно — в разделе 4.5 «Иные вещные права на землю»;

д) предоставление земельных участков, находящихся в го­сударственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам для строительства путем их продажи на торгах (ст. 30-32 ЗК РФ) или для целей, не связанных со строительством (ст. 34 ЗК РФ);

е) договоры и сделки (купля-продажа, мена, дарение и др.), на основании которых происходит переход права собст­венности на земельный участок от одного лица к друго­му (более подробно — в главе 5. «Правовое регулирование сделок с земельными участками»);

ж) приобретательная давность (ст. 234 ГК РФ).

Приобретение права собственности на земельный участок в результате перехода права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на этом участке

Статья 35 (п. 1) Земельного кодекса РФ содержит норму, согласно которой при переходе права собственности на зда­ние, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использо­вание соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их ис­пользования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Если право собственности на зда­ние, строение, сооружение переходит к нескольким собствен­никам, то порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строе­ние, сооружение или сложившегося порядка пользования зе­мельным участком.

В этом случае размер части земельного участка, которая за­нята объектом недвижимости и необходима для его дальнейшего использования, определяется по правилам статьи 33 (п. 3) ЗК РФ, согласно которой предельные размеры земельных участков уста­навливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятель­ности или в соответствии с правилами землепользования и за­стройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Гражданское и земельное законодательство содержит ряд гарантий соблюдения прав на землю собственника не­движимого имущества, расположенного на чужом земельном участке, что, в частности, выражается в предоставлении ему преимущественного права покупки или аренды такого зе­мельного участка. Так, согласно ст. 35 (п. 3) Земельного кодек­са РФ собственник здания, строения, сооружения, находящих­ся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осу­ществляется в порядке, установленном гражданским законо­дательством для случаев продажи доли в праве общей собст­венности постороннему лицу. Содержание преимуществен­ного права покупки раскрыто в ст. 250 Гражданского кодекса РФ и заключается в следующем. При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участни­ки долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продает­ся, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. Продавец доли обязан известить в пись­менной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указа­нием цены и других условий, на которых продает ее. Если ос­тальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собст­венности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество в течение деся­ти дней со дня извещения, продавец вправе продать свою до­лю любому лицу. Следует помнить, что при продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой дру­гой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя, а также то, что уступка пре­имущественного права покупки доли не допускается.

Отчуждение здания, строения, сооружения, находящих­ся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, про­водится вместе с земельным участком, за исключением сле­дующих случаев:

  1. отчуждение части здания, строения, сооружения, кото­рая не может быть выделена в натуре вместе с частью зе­мельного участка;
  2. отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 ЗК РФ.

Отчуждение здания, строения, сооружения, находящих­ся на ограниченном в обороте земельном участке и принад­лежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участ­ком, если федеральным законом разрешено предоставлять та­кой земельный участок в собственность граждан и юридиче­ских лиц. Не допускается также отчуждение земельного уча­стка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Отчуждение доли в праве собственности на здание, строе­ние, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадле­жащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за со­бой отчуждение доли в праве собственности на земельный уча­сток, размер которой пропорционален доле в праве собственно­сти на здание, строение, сооружение.

Приобретение права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости

Земельный участок, который является государственной или муниципальной собственностью, может быть приватизи­рован в тех случаях, когда на нем находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим ли­цам на праве собственности. Это прямо предусмотрено ст. 36 (п. 1) Земельного кодекса РФ, установившей, что исключи­тельное право на приватизацию земельных участков или при­обретения права их аренды имеют граждане и юридические лица-собственники объектов недвижимости. В то же время это правило не применяется в отношении земельных участков в составе земель, изъятых из оборота, и земель, ограниченных в обороте. Кроме того, п. 3 и 4 ст. 36 ЗК РФ выделяют особенно­сти определения права собственности (и иных прав) на зе­мельный участок в зависимости от того, на каких правах лица владеют объектами недвижимости, находящимися на недели­мом земельном участке. Так, если все здание (помещения в нем) принадлежит нескольким лицам на праве собственности и находится на неделимом земельном участке, то эти лица вправе приобрести земельный участок в общую долевую соб­ственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ и иными фе­деральными законами. Когда часть здания находится в собст­венности одних лиц, а другая часть — на праве хозяйственного ведения или все здание принадлежит лицам на праве хозяйст­венного ведения, то допускается приобретение права аренды данного земельного участка с множественностью лиц на сторо­не арендатора. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Порядок приобретения права собственности на земель­ный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости определен п. 5-8 ст. 36 ЗК РФ.

Приватизация земельного участка при приватизации находящихся на нем объектов недвижимости

Основные положения и порядок приватизации земель­ных участков при приватизации находящихся на них государ­ственных и муниципальных предприятий определен в Феде­ральном законе 21.12.01 г. № 178-ФЗ «О приватизации госу­дарственных и муниципальных предприятий».

В соответствии со ст. 28 Закона, приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство кото­рых не завершено и которые признаны самостоятельными объ­ектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуж­дением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным за­коном. При приватизации имущественных комплексов унитар­ных предприятий одновременно осуществляется отчуждение покупателю следующих земельных участков:

  • находящихся у унитарного предприятия на праве посто­янного (бессрочного) пользования или аренды;
  • занимаемых объектами недвижимости, входящими в со­став приватизируемого имущественного комплекса уни­тарного предприятия, и необходимых для использова­ния указанных объектов.

Необходимо отметить, что собственники объектов недви­жимости, не являющихся самовольными постройками и распо­ложенных на земельных участках, относящихся к государствен­ной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не преду­смотрено федеральными законами. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за ис­ключением предусмотренных законодательством случаев.

По желанию собственника объекта недвижимости, рас­положенного на земельном участке, относящемся к государст­венной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет. При этом, договор аренды земельного участка не является препятствием для последую­щего выкупа арендованного земельного участка.

Пункт 4 ст. 28 Закона содержит положение, согласно ко­торому при приватизации расположенных на неделимом зе­мельном участке частей зданий, строений и сооружений, при­знаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с по­купателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодатель­ством. Причем собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после при­ватизации всех частей зданий, строений и сооружений, рас­положенных на этом земельном участке. Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропор­ционально отношению площади соответствующей части зда­ния, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

Отчуждение земельного участка осуществляется в гра­ницах, которые определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государ­ственного земельного кадастра. Следует отметить, что указан­ный план земельного участка прилагается к акту инвентари­зации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

Важная норма, обеспечивающая учет общественных интересов при приватизации земельных участков, находя­щихся в публичной собственности, закреплена в п. 6 ст. 28 Закона; она предусматривает, что одновременно с приняти­ем решения об отчуждении такого земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.

Следует помнить, что при отчуждении земельных участ­ков право собственности не переходит на объекты инженер­ной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключи­тельно для обеспечения объектов недвижимости, располо­женных на указанных земельных участках. Исключения из данного правила возможны лишь при установлении на зе­мельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

Установлен следующий порядок определения цены за выкупаемый земельный участок: при численности населения свыше 3 миллионов человек — в размере от пяти- до тридцати­кратного размера ставки земельного налога за единицу пло­щади земельного участка; при численности населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек — в размере от пяти- до семна­дцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; при численности населения до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений — в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года). До установления цены выкупа земельных участков субъектами Российской Федерации цена соответствующих земельных участков определяется исходя из указанных в ст. 28 Закона минимальных размеров.

Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фон­дов, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биоген­ному заражению; водоохранного и санитарно-защитного на­значения; общего пользования (улицы, проезды, дороги, на­бережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водо­емы, пляжи и другие); транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропор­тов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспек­тивного развития; предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в го­сударственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования; не подлежащих отчуждению в соответст­вии с законодательством Российской Федерации.