На улучшение жилищных условий участникам вов

Улучшение жилищных условий ветеранам боевых действий

В соответствии с действующим законодательством – ФЗ «О ветеранах» одним из обязательств Российской Федерации, как социального государства является обеспечение жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов боевых действий и участников Великой Отечественной Войны.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с жилищными условиями, то вам следует помнить, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Механизм распределения жилищных сертификатов в каждом субъекте РФ свой. Ежегодно после поступления денег из федерального бюджета в казну субъекта РФ формируется список очередников на год, которым будут выделены денежные средства. Данный порядок относится только к тем ветеранам, которые встали на очередь до 1 января 2005 года.

Лица, ставшие нуждающимися в 2005 году и позднее, стоят в очереди на улучшении жилищных условий на общих основаниях и дополнительных льгот при решении данного вопроса не имеют.

Сумма субсидии высчитывается следующим образом: нормативные 18 кв. метров, указанные в ст.23.2 Закона «О ветеранах» умножаются на стоимость 1 метра. Цена одного квадратного метра в каждом регионе своя.

Документы, необходимые для получения субсидии:

  1. заявление;
  2. копия паспорта;
  3. выписка с банковского счета, куда будут перечислены средства;
  4. документ, подтверждающий участие в военных событиях;
  5. сведения о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;
  6. при наличии собственного жилья, но меньше размером, чем положено по нормативу на 1 человека, правоустанавливающие документы на эту недвижимость;
  7. копия свидетельств о заключении/расторжении брака, а также о рождении детей;
  8. справка по Ф-9;
  9. копия страхового пенсионного свидетельства.

В рамках межведомственного взаимодействия жилищный отдел администрации муниципального образования запрашивает сведения в Росреестре о наличии/отсутствии в собственности у заявителя недвижимого имущества. При желании, ветеран может самостоятельно взять аналогичные справки в регистрирующем органе и лично их приложить к пакету документов.

Важно! Если в ходе проверки выясниться, что заявитель ухудшил свои условия проживания для участия в программе, например, подарил/продал свою долю в квартире, то после этого он сможет встать на очередь по улучшению только через 5 лет после совершения сделки.

Обеспечение жильем ветеранов ВОВ и их вдов

Ветераны ВОВ, а также члены их семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение готового жилья, либо средств на его приобретение. Норматив для данной категории лиц выше, чем для ветеранов боевых действий и составляет 36 квадратных метров на человека.

В 2008 году Президент РФ подписал Указ о том, чтобы к празднованию 65 годовщины Победы – к маю 2010 года все ветераны войны 1941-1945 годов, а также вдовы участников войны были обеспечены жильем. По информации, на середину 2016 года, Указ до сих пор не исполнен в полном объеме.

Более подробно узнать о программе обеспечения жильем в Вашем конкретном регионе можно обратившись в соответствующий отдел администрации, либо в ходе платной консультации у квалифицированного юриста.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Условия получения сертификата на улучшение жилищных условий

Государственный сертификат предоставляет возможность гражданам РФ купить жилье за счет средств федерального бюджета.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Порядок и условия получения данного сертификата установлены законодательством.

Жилищный сертификат предназначен для приобретения гражданами недвижимости по государственной программе.

Условия получения

Принять участие в государственной программе граждане могут в добровольном порядке.

Участник программы должен предварительно изучить условия реализации сертификата, после чего согласиться, что после успешного приобретения квартиры не будет состоять в очереди на приобретение недвижимости по сертификату.

Участвовать в программе получения и использования сертификата могут граждане, у которых:

  • нет в собственности постоянного места для проживания;
  • проживают в общежитии или служебном помещении по причине отсутствия собственного и постоянного места проживания;
  • длительное проживание на условиях поднайма.

Не имеют права участвовать в программе граждане:

  • у которых в собственности есть личная недвижимость;
  • имеется забронированное жилье;
  • которые строят собственный дом и уже получили субсидию от муниципальных органов власти;
  • которые ранее полученную квартиру обменяли или продали, в результате чего условия проживания ухудшились.

Решение о признании граждан участниками государственных программ выносят жилищные комиссии.

Определение размера

Рассчитывается размер субсидии на основании общей площади квартиры:

  • 33 кв.м. – если проживает одинокий человек;
  • 42 кв.м. – если два человека;
  • по 18 кв.м. на каждого – если проживает более трех человек.

Расчеты проводятся в день выдачи сертификата и не подлежат изменениям.

Сертификат на улучшение жилищных условий

Получить сертификат на улучшение жилищных условий могут различные категории граждан, детальнее о которых будет описано ниже.

Молодым семьям

Для получения сертификата на улучшение жилищных условий молодым семьям необходимо обратиться в органы местной администрации по месту регистрации с заявлением и заранее подготовленным пакетом документов.

Стоит отметить, что получить сертификат сможет семья, если одному из супругов уже исполнилось 35 лет, и при условии, что на одного члена семьи в квартире приходится меньше 9 кв.м.

Подготовить необходимо следующие документы:

  • заявление;
  • паспорта;
  • свидетельство о заключении брака;
  • справка, которая подтвердит необходимость в улучшении жилищных условий;
  • документ, подтверждающий наличие денежной суммы, которая необходима для погашения второй половины стоимости жилья, не предусмотренной субсидией.

В течение 10 дней сотрудниками местного самоуправления будут проверены документы и принято решение о принятии молодой семьи в программу или же об отказе, что возможно на основании статьи 54 ЖК РФ.

О решении должны уведомить в письменном порядке.

Если же решение принято в пользу супругов, семья становится на очередь и теперь необходимо только ожидать. Выдача сертификатов проводится ежегодно, однако их количество ограничено и точно узнать, сколько будет выдано в текущем году неизвестно.

По результатам получения сертификата, семья претендует на погашение 35% от всей стоимости квартиры государством.

Если же в семье за этот период появятся дети или же семья неполная, то государство погасит 40%.

Вдовам участников ВОВ

Вдовы участников ВОВ в соответствии с п.4 ч.1ст.21 ФЗ от 12.01.1995 №5 имеют право на получение социальной поддержки, а именно обеспечение семей погибших жильем, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и уже состояли на учете до 01.01.2005 года.

Получение данной меры поддержки со стороны государства предоставляется только один раз.

Стоит отметить, что данная категория граждан имеет право на получения жилья независимо от материального положения, т.е. в любом случае должны предоставить жилье.

Ветеранам ВОВ

В соответствии со ст.21 ФЗ №5 от 12.01.1995г. ветераны ВОВ могут получить жилое помещение, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и встали на учет до 01.01.2005 года.

Многодетным семьям

Согласно ст.5 ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей» семья может получить ипотечный кредит на 30 лет для покупки жилья по социальным нормам, согласно которым предоставляется отсрочка первого платежа на три года.

Если в семье рождается четвертый ребенок, государство может оплатить кредит при условии, что один из супругов:

  • проживает на территории РФ не меньше 12 лет;
  • имеет общий стаж трудовой деятельности около 10 лет.

При решении построить дом, государство предоставляет бесплатно земельный участок, а также дотации на строительные материалы.

В соответствии со ст.17 ФЗ №181 от 24.11.1995г. инвалиды, которые нуждаются в улучшении жилищных условий получают бесплатное его улучшение, а также могут претендовать на бесплатное получение квартиры.

Если же инвалид страдает хроническим заболеванием, ему может быть предоставлено увеличение общей площади квартиры.

Кроме того, инвалиды имеют определенный перечень льгот, в которые входит получение 50% скидки на оплату коммунальных услуг.

Субсидия для улучшения жилищных условий предоставляется инвалидам, жилье которых не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, а также условия проживания ниже установленных норм.

Сотрудникам МВД

Сотрудники МВД претендуют на улучшение жилищных условий, при условии, что они:

  • отработали на государственной службе не менее 10 лет;
  • были уволены по состоянию здоровья.

Интересует закон об улучшении жилищных условий нуждающихся? Смотрите тут.

Участникам боевых действий

В соответствии с п.3 ч.1 ст.16 ФЗ №5 от 12.01.1995г. к мерам обеспечения участников боевых действий относится предоставление жилья, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и стали на учет до 01.01.2005г.

Если же участники боевых действий встали на учет после этой даты, предоставление жилья проводится субъектами РФ.

Однако закон неоднозначен, ведь согласно вышеуказанному ФЗ участник боевых действий имеет право на жилье, однако в ст.57 ЖК РФ четко не указана данная категория лиц.

Это значит, что для лиц, которые стали на учет после 01.01.2005 федеральным бюджетом не предусмотрено материальное обеспечение.

В таком случае гражданин может:

  • обратиться в муниципальные органы власти;
  • встать на учет как лицо, которое нуждается в улучшении жилищных условий.

Возможно в том субъекте федерации, где будет подано заявление существует региональный акт, в котором учтены интересы участников боевых действий.

Чернобыльцам

ФЗ № 1244 от 15.05.1991г. предоставляет возможность улучшить жилищные условий один раз.

Реализовать данную возможность можно на основании Постановления Правительства РФ №153 от 21.03.2006.

Получить сертификат могут не только чернобыльцы, но и их члены семьи. Выдачей сертификатов занимаются органы муниципальной власти в каждом регионе.

Получить сертификат чернобыльца может лицо, которое получило радиационное воздействие вследствие аварии на ЧАЭС 26.04.1986г.

Как использовать?

Воспользоваться субсидией можно для:

  • оплаты первоначального взноса при оформлении ипотеки;
  • покупки недвижимости;
  • строительства дома;
  • погашения кредита на приобретенную недвижимость, которая была куплена до получения субсидии.

Как получить?

Для получения сертификата необходимо:

  • подготовить документы;
  • подать заявление в органы местного самоуправления с указанием причины, согласно которой лицо действительно нуждается в улучшении жилищных условий.

Если же гражданину было отказано по причине подачи неполного пакета документов или же отсутствия уважительной причины улучшения жилищных условий, сертификат не выдается.

Порядок действий

Для получения сертификата подается заявление в региональные органы власти с пакетом подготовленных документов.

Потом до 1 июля текущего года нужно подготовить заявление на получение сертификата, а также справку, которая подтвердить необходимость улучшения жилищных условий.

После выполненных этапов гражданин включается в список на получение сертификата, который впоследствии является основанием его выдачи.

Получить сертификат можно в добровольном порядке. Владелец сертификата должен самостоятельно искать жилье, то есть приобрести квартиру можно как на первичном, так и на вторичном рынке, но только один раз.

Однако приобретать недвижимость без учетов норм общей жилплощади не допускается. Если же стоимость жилья превышает положенную субсидию можно использовать собственные средства или же взять кредит в банке.

После успешной покупки квартиры гражданин должен дать согласие на исключение из очереди на улучшение жилищных условий.

Для получения сертификата необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • заявление;
  • паспорт гражданина РФ;
  • справка о последнем месте проживания (касается граждан, которые не имеют постоянного места проживания);
  • выписка из домовой книги;
  • документ, подтверждающий необходимость улучшения жилищных условий;
  • документ, подтверждающий родственную связь между заявителем и лицами, которые именуются родителями, супругом(-ой) и детьми.

Для того, чтобы стать участником программы на получение сертификата необходимо подать заявление в период с 1 января по 1 июля года, который предшествует году, в котором планируется получение субсидии.

После получения сертификата его собственник:

  • на протяжении двух месяцев должен предъявить его в один из нескольких банков;
  • после чего он вправе начать поиск жилья и приобрести его на протяжении 6 месяцев.

Владелец сертификата получает денежные средства в безналичной форме на счет продавца квартиры в течение 1-2 месяцев с момента подписания сделки купли-продажи.

Также требуется 1 месяц – на регистрацию недвижимости и 2 недели – на осуществление банковского перевода.

Можно ли взять кредит на улучшение жилищных условий без залога? Читайте здесь.

Что является ухудшением жилищных условий для военнослужащих? Подробности в этой статье.

Возможные проблемы

Получить сертификат на первый взгляд достаточно просто, однако на практике можно столкнуться с рядом проблем:

  1. В некоторых случаях для получения субсидии нудно быть бедным, даже бомжом, то есть у лица не должно быть в собственности ровным счетом ничего. А сертификат могут выдать вообще только после того, как гражданин покинет ведомственное жилье, если проживает в таковом.
  2. Если не использовать сертификат на протяжении 9 месяцев, то он просто перестанет действовать. В таком случае понадобится начать весь процесс получения сертификата сначала.
  3. Купить квартиру в новостройке практически невозможно, субсидии может не хватить, так как определение суммы проводится на основании средней стоимости жилья.

Таким образом, оформить сертификат может любой гражданин, который действительно нуждается в улучшении жилищных условий.

Однако этот процесс достаточно длительный, и как показала практика достаточно проблематичный.

Однако данная помощь от государства – это реальный шанс приобрести квартиру, оплатив лишь часть суммы собственными деньгами.

На видео о получении сертификата

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Улучшение жилищных условий вдове участника ВОВ

Ветеран ВОВ умер в 2008 году в июле, его жена написала отказ от наследства на дом, в котором проживала и прописана вместе с умершим мужем. Дочь получила свидетельство о государственной регистрации на этот дом в феврале 2010 года. После смерти мужа вдова в собственности жилья не имеет. Подcкажите, пожалуйста, когда вдова может рассчитывать на обеспечение жильем как вдова участника ВОВ (через 5 лет после отказа от наследства, т.е. уже сейчас, или через 5 лет после того, как ее дочь получила свидетельство?

Ответы юристов (5)

В силу Указа
Президента РФ от 7 мая 2008 г.
№ 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945
годов, согласно которому указано завершить обеспечение жильем
нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны,
членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной
войны, имеющих право на ответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О
ветеранах».

В результате вдова уже сейчас может подавать документы на признание нуждающейся в жилом помещении.

Есть вопрос к юристу?

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» и Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с действующим законодательством признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований.

Ст. 53 Жилищного кодекса РФ

Граждане,, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Отказ от наследства не является намеренным ухудшен ищем жилищных условий.Обращайтесь в администрацию.

К ухудшению жилищных условий относится:
1) обмен жилого помещения с уменьшением его площади;
2) невыполнение условий договора социального найма, повлекшее расторжение договора социального найма и (или) выселение виновных граждан без предоставления другого жилого помещения;
3) вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми;
4) уменьшение долей, выделение собственниками жилых помещений доли в натуре, если после такого уменьшения доли или ее выделения в натуре общая площадь соответствующего жилого помещения на одного собственника будет менее учетной нормы;
5) отчуждение жилого помещения, доли жилого помещения, за исключением безвозмездной передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Не являются основанием для отказа в принятии на учет следующие действия, приведшие к ухудшению жилищных условий:
1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства, если до вселения они:
а) не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;
б) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением площадью менее нормы предоставления;
в) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;
г) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в государственную или муниципальную собственность, либо жилое помещение было изъято органами государственной власти или органами местного самоуправления для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;
2) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;
3) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;
4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Таким образом, действия бабушки по отказу от наследства не являются намеренными действиями по ухудшению жилищный условий, поэтому ждать не надо и нужно оформлять документы.

Добавлю, перечень документов для постановки на учет по Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов»:

— справки с места жительства о составе семьи и занимаемой жилой площади;

— копии паспортов заявителя и членов его семьи, указанных в заявлении;

— копии удостоверения соответствующего образца;

— копии страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;

— копии правоустанавливающих документов на занимаемые жилые помещения (свидетельство о государственной регистрации права, договор купли-продажи и другое);

— копии правоустанавливающих документов на иные жилые помещения, находящиеся в собственности заявителя (в случае их наличия).

Консультации по данному вопросу можно получить в управлении по жилищным вопросам Администрации Великого Новгорода по адресу: ул. Стратилатовская, д. 3 кабинет № 6, телефон 777194, понедельник, вторник, с 8.30- 17.30, перерыв 13.00 — 14.00.

В соответствии с ФЗ «О ветеранах»:

Статья
21. Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов
войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых
действий

1.
Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших)
инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов
боевых действий (далее также — погибшие (умершие)), предоставляются
нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его
иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца
(имеющим право
на ее получение)
в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 2) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции) 3)
преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные
кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие
объединения граждан; 4) обеспечение
за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших
(умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой
Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов
семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых
действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до
1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями
статьи 23.2
настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших)
инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной
войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению
жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых
действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января
2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством
Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой
Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны
обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения
;

Таким образом, если вдова не состояла на иждивении у супруга и не получает пенсию по случаю потери кормильца, то, к сожалению, не имеет права рассчитывать на государственную поддержку.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

На улучшение жилищных условий участникам вов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В настоящее время на имя депутата поступает множество вопросов по предоставлению жилья ветеранам Великой Отечественной Войны. Таким образом, по данному вопросу Вам предоставляется сводная информация.

1. Кто имеет право на улучшение жилищных условий?
В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно Указу Президента Российской Федерации все ветераны ВОВ и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в жилых помещениях, должны быть обеспечены жильем независимо от срока принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пп. 2 п. 3 статьи 23² Федерального закона от 12.01.1995 года
№ 5-ФЗ «О ветеранах» правом на улучшение жилищных условий обладают следующие категории граждан:
• инвалиды Великой Отечественной войны;
• участники, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских Великой Отечественной войны частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
• лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
• лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
• члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Согласно пункту 2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах», независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки (в том числе и в виде улучшения жилищных условий) предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
В Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» указана категория граждан, к которой приравнены бывшие несовершеннолетние узники фашизма по материально-бытовым льготам — инвалиды и участники Великой Отечественной войны.
Таким образом, граждане, перечисленные выше и признанные нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на улучшение жилищных условий.

2. Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилые помещения могут предоставляться только малоимущим и иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан.
Таким образом, в силу действия Федерального закона «О ветеранах» и Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов» ветераны ВОВ и члены их семей относятся к «иным определённым федеральным законом категориям граждан».
Согласно ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма являются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

Что понимается под обеспеченностью гражданина общей площадью менее «учётной нормы»?
Учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Действующее законодательство РФ под «учетной нормой» понимает общую площадь жилого помещения, а не «полезную», «жилую», которой обеспечен гражданин. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Например, в соответствии с постановлением Городской думы г.Н.Новгорода от 16.03.2005 г. № 14 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в г.Н.Новгороде» учетная норма в целях признания граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах (доме) и 12 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в коммунальных квартирах.
Если общая площадь жилого помещения на одного члена семьи более учётной нормы, гражданин не является нуждающимся в предоставлении жилья.
Кто относится в этом случае к членам семьи?
Статьи 31 и 69 ЖК РФ предусматривают, что к членам семьи нанимателя (собственника) жилого помещения относятся проживающие совместно с данным нанимателем (собственником) в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного нанимателя (собственника).
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя (собственника) жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (пункт 2 ст. 51 ЖК РФ).

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее по тексту Положение).
На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
В соответствии со п.45 Положения заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:
• нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
• план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения — проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.
• заключение специализированной организации, проводящей обследование дома (для признания многоквартирного дома аварийным);
• по усмотрению заявителя могут быть представлены: заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.
В соответствии с п.12 Положения, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. К тому же согласно пункту 13 Положения эти инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
Также, согласно п.33, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
• ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
• изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Таким образом, законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

3. Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок постановки на учет указан в Законе Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
С указанным заявлением необходимо предоставить документы, подтверждающие право граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального(в соответствии с ФЗ «О ветеранах»);
2) документы, подтверждающие право заявителя быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:
а) документы, подтверждающие состав семьи (паспорт, иные документы, удостоверяющие личность и степень родства членов семьи заявителя: свидетельство о рождении (для несовершеннолетних), свидетельство о заключении (расторжении) брака, судебное решение о признании членом семьи);
б) выписка из домовой книги и выписка из финансового лицевого счета;
в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения);
г) документы о наличии или отсутствии у заявителя и каждого члена его семьи жилых помещений на праве собственности, выданные органами государственной регистрации недвижимого имущества;
д) документ, подтверждающий несоответствие помещения, в котором проживает заявитель, установленным для жилых помещений требованиям (для граждан, проживающих в таких помещениях);
е) документы, подтверждающие наличие предусмотренных пунктом 4 части
1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (при наличии таких оснований).
Документы, указанные в подпунктах «а» и «в» представляются в копиях с одновременным представлением оригинала.
Заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с указанием даты и времени регистрации, а заявителю выдается расписка в получении заявления и прилагаемых документов с указанием их перечня, даты и времени их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) выдает или направляет гражданину, подавшему заявление, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Устный отказ в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не допускается. Письменный отказ должен содержать подробное описание оснований отказа.
Отказ в принятии граждан на учет в соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если:
1) не представлены необходимые документы (см. выше);
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете;
3) граждане с намерением приобрести право состоять на учете в течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
К ухудшению жилищных условий относится:
1) обмен жилого помещения с уменьшением его площади;
2) невыполнение условий договора социального найма, повлекшее расторжение договора социального найма и (или) выселение виновных граждан без предоставления другого жилого помещения;
3) вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми;
4) уменьшение долей, выделение собственниками жилых помещений доли в натуре, если после такого уменьшения доли или ее выделения в натуре общая площадь соответствующего жилого помещения на одного собственника будет менее учетной нормы;
5) отчуждение жилого помещения, доли жилого помещения, за исключением безвозмездной передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Не являются основанием для отказа в принятии на учет следующие действия, приведшие к ухудшению жилищных условий:
1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства, если до вселения они:
а) не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;
б) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением площадью менее нормы предоставления;
в) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;
г) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в государственную или муниципальную собственность, либо жилое помещение было изъято органами государственной власти Нижегородской области или органами местного самоуправления для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;
2) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;
3) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;
4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.