Материальная помощь 2014

Оглавление:

Указ Президента РФ от 9 апреля 2018 г. № 150 “О единовременной материальной помощи некоторым категориям граждан Российской Федерации”

В целях обеспечения социальной защиты отдельных категорий граждан Российской Федерации постановляю:

1. Произвести в 2018 году выплату единовременной материальной помощи следующим гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и г. Севастополя:

а) военнослужащим (сотрудникам), которые уволены из вооруженных сил Украины, органов внутренних дел Украины и органов безопасности Украины по основаниям, предусмотренным законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 г., и признаны инвалидами вследствие военной травмы или в связи с заболеванием, полученным в период военной службы (службы);

б) члену семьи сотрудника органов внутренних дел Украины, погибшего при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы до 18 марта 2014 г.

2. Установить, что единовременная материальная помощь предоставляется, если основания, по которым законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 г., предусмотрены соответствующие выплаты, возникли в период с 18 марта 2013 г. по 31 декабря 2014 г. и граждане, названные в пункте 1 настоящего Указа, обращались за их получением по месту прохождения военной службы (службы) не позднее 31 декабря 2014 г.

3. Для получения единовременной материальной помощи граждане, названные в пункте 1 настоящего Указа, представляют документы, предусмотренные законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 г., а в случае их отсутствия следующие документы:

а) заявление о предоставлении единовременной материальной помощи, составленное в произвольной форме;

б) документ, подтверждающий факт установления инвалидности;

в) заключение военно-врачебной комиссии (справку или свидетельство о болезни).

4. Размер единовременной материальной помощи определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 г., уменьшается на сумму ранее осуществленных выплат и пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 18 марта 2014 г.

5. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществить за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

6. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации обеспечить реализацию настоящего Указа.

7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Москва, Кремль
9 апреля 2018 года
№ 150

Обзор документа

В 2018 г. решено выплатить единовременную материальную помощь военнослужащим и сотрудникам, которые были уволены из вооруженных сил, органов внутренних дел и органов безопасности Украины по основаниям, предусмотренным действовавшим в Крыму и Севастополе до 21 февраля 2014 г. законодательством, и признаны инвалидами вследствие военной травмы или в связи с заболеванием, полученным в период военной службы (службы).

Помощь предоставляется, если основания для выплаты возникли с 18 марта 2013 г. по 31 декабря 2014 г. и если указанные военнослужащие (сотрудники) обращались за ними по месту военной службы (службы) не позднее 31 декабря 2014 г.

Выплата предусмотрена и для члена семьи сотрудника украинских органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей в период службы до 18 марта 2014 г.

Отметим, что речь идет о лицах, постоянно проживавших в указанных регионах по состоянию на 18 марта 2014 г.

Размер помощи определяется по законодательству, которое действовало в Крыму и Севастополе до 21 февраля 2014 г. При этом он уменьшается на сумму ранее осуществленных выплат и пересчитывается в рубли по официальному курсу Банка России на 18 марта 2014 г.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Выплачиваем материальную помощь работникам

Нередко возникают ситуации, когда работник обращается к работодателю за материальной помощью. И если у организации есть желание и возможность помочь, работнику выплачивают требуемую сумму. Расскажем о том, как правильно оформить подобные выплаты, как учитывать их при налогообложении и исчислении страховых взносов.

Причины, по которым работник решает обратиться за материальной помощью, могут быть различными, например, предстоящий отпуск, рождение ребенка или срочная необходимость в лечении. От основания для выплаты материальной помощи во многом зависит порядок ее налогообложения, а также документального подтверждения понесенных организацией расходов.

Как оформить выдачу материальной помощи

Первым делом работник, желающий получить материальную помощь, должен написать соответствующее заявление и приложить к нему документы, подтверждающие необходимость в такой помощи.

Например, для получения материальной помощи в связи с рождением ребенка работнику следует сделать копию свидетельства о рождении и передать ее в бухгалтерию вместе с заявлением. Если матпомощь требуется лицу, пострадавшему от стихийного бедствия, к своему заявлению он прилагает справку, выданную компетентным государственным органом. В частности, пожар, по мнению финансистов, может быть отнесен к стихийному бедствию или к чрезвычайному обстоятельству, если его причина носила объективный характер и не была связана с действиями или бездействием пострадавшего от пожара лица. В таком случае за документом для подтверждения указанного факта пожара, работнику следует обращаться в Государственную противопожарную службу МЧС России (письмо Минфина России от 10.06.2013 № 03-04-05/21487).

Если руководство организации принимает решение удовлетворить заявление работника, издается приказ об оказании материальной помощи. Унифицированной формы такого документа нет, организация разрабатывает ее самостоятельно.

Обратите внимание: если матпомощь организация оказывает за счет прибыли прошлых лет, такая выплата должна быть одоб­рена общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью или акционеров акционерного общества. Решение собрания оформляется протоколом — п. 6 ст. 37 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ст. 63 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Если в ООО или АО единственный участник или акционер, он оформляет свое решение письменно (ст. 39 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ, п. 3 ст. 47 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ).

Расходы, учитываемые при налогообложении

По общему правилу расходы на выплату материальной помощи организация не вправе учесть при исчислении налога на прибыль. На это прямо указывает п. 23 ст. 270 НК РФ. Отметим, что в данном пункте не уточняется, о какой именно материальной помощи идет речь.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 30.11.2010 № 4350/10 пришел к выводу, что к материальной помощи, не учитываемой в расходах на основании п. 23 ст. 270 НК РФ, относятся выплаты, которые не связаны с выполнением ее получателем трудовой функции. То есть не отражаются в налоговой базе выплаты, направленные на удовлетворение социальных потребностей, обусловленные возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события. К таким событиям, в частности, могут быть отнесены причинение вреда в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, смерть члена семьи, рождение или усыновление ребенка, тяжелое заболевание и т.п.

В то же время, по мнению Президиума ВАС РФ, есть случаи, когда материальную помощь можно учесть в расходах. В частности, выплаты материальной помощи к отпуску, предусмот­ренные системой оплаты труда, также трудовым или коллективным договором, отвечают таким критериям, как экономическая обоснованность и направленность на осуществление приносящей доход деятельности (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому судьи пришли к выводу, что суммы материальной помощи к отпуску можно учесть в составе расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ).

Такой подход подтвердил впоследствии и Минфин России. Например, в письме от 02.09.2014 № 03-03-06/1/43912 финансисты указали, что единовременная выплата к отпуску является элементом системы оплаты труда, если такая выплата:

а) предусмотрена трудовым или коллективным договором;

б) зависит от размера заработной платы;

в) зависит от соблюдения трудовой дисциплины работником.

В таком случае выплата связана с выполнением работником его трудовой функции и не признается материальной помощью по смыслу п. 23 ст. 270 НК РФ. Соответственно, сумму выплаты можно учесть в составе расходов на оплату труда.

Страховые взносы

На основании п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) и подп. 3 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) страховые взносы не начисляются на суммы единовременной материальной помощи, которая оказывается:

а) лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от терактов на территории РФ;

б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Кроме того, согласно п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ и подп. 12 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам в иных случаях, в сумме, не превышающей 4000 руб. на одного работника за расчетный период.

Вопрос: нужно ли облагать страховыми взносами выплаты сверх указанной суммы? Напомним, что объектом для начисления страховых взносов являются выплаты, произведенные в пользу работников в рамках трудовых отношений и некоторых видов гражданско-правовых договоров (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ и п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ).

Специалисты ПФР и ФСС России дают положительный ответ. В совместном письме ПФР № НП-30-26/9660 и ФСС России № 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014 сказано, что суммы выплат и иных вознаграждений в пользу работников (в том числе и материальной помощи), не относящиеся к стимулирующим и не зависящим от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения самой работы, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке с учетом норм ст. 9 Закона № 212-ФЗ. К таким же выводам приходил и Минтруд России в письме от 20.01.2014 № 17-3/В-13.

Суды, как правило, придерживаются противоположной позиции. Например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 14.05.2013 № 17744/12 указал, что выплаты социального характера, которые основаны на коллективном договоре и не являются стимулирующими, не облагаются страховыми взносами. К ним Президиум ВАС РФ отнес, кроме прочего, суммы материальной помощи, которые выплачиваются вне зависимости от квалификации работников, сложности, качества, количества произведенной работы и условий труда. Основываясь на выводах Президиума ВАС РФ, было вынесено, в частности, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.07.2014 № А33-15536/2013. Судьи отметили, что выплаты социального характера не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Поэтому они не относятся к объекту обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

В статье 217 НК РФ указаны случаи полного и частичного освобождения от обложения НДФЛ материальной помощи, оказываемой работнику.

Виды материальной помощи, полностью не облагаемой НДФЛ

На основании п. 8 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи. Обратите внимание, что не облагаются налогом именно единовременные выплаты.

Исходя из разъяснений Минфина России (письма от 22.05.2006 № с и от 16.11.2005 № 03-05-01-04/360) под понятие «единовременная материальная помощь» подпадает такая выплата, которая производится гражданину на определенные цели не более одного раза за календарный год. Если материальная помощь предоставляется частями в течение года, такая выплата не может быть признана единовременной вне зависимости от причин, по которым она не была выдана одной суммой.

Таким образом, выплата материальной помощи лицу в связи с одним и тем же событием, производимая в соответствии с разными распоряжениями работодателя, не может рассмат­риваться как единовременная (письмо Минфина России от 22.08.2013 № 03-04-06/34374).

Кроме того, полное освобождение от НДФЛ предусмотрено для выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых (п. 8.3 и 8.4 ст. 217 НК РФ):

а) лицам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также гражданам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств;

б) лицам, пострадавшим от терактов на территории нашей страны, а также гражданам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории РФ.

Напомним, что согласно ст. 217 НК РФ в редакции, действовавшей до 2015 г., указанные выплаты не облагались НДФЛ на основании п. 8 ст. 217 НК РФ. При этом в п. 8 ст. 217 НК РФ содержится уточнение, что выплаты должны быть единовременными. А в п. 8.3 и 8.4 ст. 217 НК РФ подобных уточнений не содержится. Таким образом, с 1 января 2015 г. от НДФЛ полностью освобождена матпомощь, оказываемая лицам в связи со стихийными бедствиями или пострадавшим от терактов, независимо от того, сколько раз в год она выплачивается.

Материальная помощь при рождении ребенка

Согласно п. 8 ст. 217 НК РФ не облагается НДФЛ единовременная материальная помощь работникам, являющимся родителями, усыновителями или опекунами, при рождении, усыновлении или удочерении ребенка, выплачиваемая в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), в сумме не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Еще раз подчеркнем, что согласно п. 8 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ именно единовременные выплаты. Однако для случая выплаты матпомощи в связи с рождением ребенка Минфином России почему-то сделано исключение. В письме от 27.08.2012 № 03-04-05/6-1006 специалисты финансового ведомства указали, что порядок выплаты суммы материальной помощи (одним или несколькими платежами) для целей освобождения от налогообложения по НДФЛ значения не имеет.

Добавим, что не облагается НДФЛ материальная помощь при рождении ребенка, предоставленная либо одному из родителей (по их выбору) в сумме, не превышающей 50 000 руб., либо каждому из родителей из расчета общей суммы 50 000 руб.

Сказанное подтверждает ФНС России в письме от 28.11.2013 № БС-4-11/[email protected] При этом НК РФ не устанавливает обязанность для работодателя требовать предоставления сведений по форме 2-НДФЛ с места работы другого родителя, а также иных документов, свидетельствующих о том, что другой родитель помощь не получал. Но такие рекомендации содержатся в указанном письме ФНС России. Ведь правильность исчисления НДФЛ относится к обязанностям работодателя как налогового агента. Если же если сотрудник не предоставил сведения о получении (неполучении) матпомощи другим родителем, работодатель, по мнению ФНС России (письмо от 02.04.2013 № ЕД-17-3/[email protected]), может самостоятельно запросить их в соответствующей организации.

Если же один из родителей не трудоустроен, для подтверждения этого факта могут использоваться данные его трудовой книжки, а также справки, выданные органами службы занятости (письмо Минфина России от 01.07.2013 № 03-04-06/24978).

Материальная помощь, выплачиваемая по прочим основаниям

Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы, не превышающие 4000 руб., полученные за налоговый период по каждому из указанных ниже оснований. И одним из видов таких доходов являются суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту.

Таким образом, не облагаются НДФЛ доходы в виде материальной помощи (полученной по иным основаниям, кроме тех, о которых было рассказано в предыдущих разделах), а также иные доходы, указанные в п. 28 ст. 217 НК РФ, в сумме не превышаю­щие 4000 руб. за налоговый период.

Напомним, что в п. 28 ст. 217 НК РФ кроме материальной помощи упомянуты также следующие виды доходов:

— стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;

— стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;

— возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным (в возрасте до 18 лет), бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимос­ти приобретенных ими (для них) лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих фактичес­кие расходы на приобретение этих лекарственных препаратов для медицинского применения;

— стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);

— суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов.

Каким образом следует рассчитывать НДФЛ при выплате материальной помощи, не связанной с рождением ребенка, смертью, стихийными бедствиями или терактами, покажем на примере.

Работнику организации Иванову И.В. установлен должностной оклад в размере 60 000 руб. В январе 2015 г. у Иванова И.В. родилась дочь. Супруга Иванова И.В. на момент рождения дочери не была трудоустроена.

В связи с рождением ребенка Иванов И.В. обратился за оказанием ему материальной помощи в размере 50 000 руб. Соответствующее заявление, свидетельство о рождении ребенка и трудовая книжка матери ребенка были предоставлены Ивановым И.В. в бухгалтерию организации. Помощь в размере 50 000 руб. была выплачена работнику в январе 2015 г. В январе 2015 г. Иванов И.В. также получил от организации подарок к рождению ребенка стоимостью 3000 руб.

Кроме того, в конце февраля Иванову И.В. была также выплачена материальная помощь на лечение зубов в сумме 5000 руб. Рассчитаем НДФЛ, который следует удержать из доходов работника за январь и февраль 2015 г. при условии, что оба месяца были отработаны им полностью. Иных доходов кроме оклада, двух случаев выплат материальной помощи и подарка к рождению ребенка, у Иванова И.В. не было. В январе 2015 г. работник написал заявление о предоставлении ему стандартного вычета по НДФЛ на первого ребенка.

Согласно абз. 8 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ работник имеет право на получение стандартного вычета на первого ребенка в размере 1400 руб. Вычет на ребенка может быть предоставлен работнику до момента, пока сумма его доходов не превысит 280 000 руб. (абз. 17 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

За январь сумма доходов работника составила 113 000 руб. (60 000 руб. + 50 000 руб. + 3000 руб.). Однако для определения суммы дохода, который рассматривается при определении возможности предоставления стандартных налоговых вычетов по НДФЛ, учитываются только доходы, которые подлежат обложению по ставке 13% (ст. 218 и п. 1 ст. 224 НК РФ). Материальная помощь к рождению ребенка в сумме 50 000 руб. и подарок стоимостью 3000 руб. относятся к необлагаемым доходам (п. 8 и 28 ст. 217 НК РФ). Поэтому сумма доходов работника за январь, учитываемая при определении вычета, — 60 000 руб. Сумма стандартного вычета — 1400 руб. НДФЛ, который организация должна была удержать при выплате зарплаты за январь 2015 г., составляет 7618 руб. [(60 000 руб. – 1400 руб.) х 13%].

За январь и февраль 2015 г. общая сумма доходов работника равна 178 000 руб. (113 000 руб. + 60 000 руб. + 5000 руб.). Так как в январе 2015 г. работник уже получил доход, указанный в п. 28 ст. 217 НК РФ (подарок стоимостью 3000 руб.), а необлагаемая сумма составляет 4000 руб. за налоговый период, облагаемая налогом часть материальной помощи, выплаченной ему в феврале 2015 г., составит 4000 руб. [5000 руб. – (4000 руб. – 3000 руб.)].

Таким образом, сумма доходов работника за январь и февраль 2015 г., учитываемая при определении стандартного вычета, равна 124 000 руб. (178 000 руб. – 50 000 руб. – 4000 руб.) или (60 000 руб. + 60 000 руб. + 4000 руб.). Это меньше 280 000 руб., поэтому вычет предоставляется работнику и в феврале 2015 г. Сумма вычета — 1400 руб. Величина НДФЛ, которую нужно удержать при выплате заработной платы за февраль, составит 8138 руб. [(124 000 руб. – 1400 руб. – 1400 руб.) х 13% – 7618 руб.]

Материальная помощь

Устроился на работу в фсин в ноябре 2014 года! Три месяца была стажировка! С февраля работаю как полноценный сотрудник! 19 марта пошел в очередной ежегодный отпуск после отпуска я ухожу на выходные дни за переработку и увольняюсь в связи с сокращением! Мне в бухгалтерии сказали что не положена материальная помощь! Хотелось бы уточнить правильно ли это.

Ответы юристов (1)

Размеры и порядок выплаты материальной помощи устанавливаются коллективным договором либо положением об оплате труда организации где Вы работаете.

Если Вас увольняют в связи с сокращением штата, то должно было быть направлено письменное предупреждение за 2 месяца до увольнения и предложение всех имеющихся вакансий.

В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан выплатить увольняемому работнику выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также сохранить за ним средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). По решению органа службы занятости средний месячный заработок может быть выплачен и за третий месяц, при условии что работник в двухнедельный срок после увольнения обратился в этот орган и не был трудоустроен.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Когда с материальной помощи придется начислить НДФЛ и взносы

Арбитры указали, что материальная помощь работникам из малообеспеченных семей не облагается взносами. Рассмотрим порядок удержания НДФЛ и начисления взносов с материальной помощи по разным основаниям.

Приказ руководителя необязателен

  • основания оказания работникам материальной помощи;
  • размер материальной помощи или порядок его определения;
  • документы, которые должен представить работник для получения материальной помощи (например, свидетельство о рождении ребенка, акт о хищении имущества, о пожаре);
  • сроки выплаты матпомощи после представления работником документов.

Основанием для выплаты материальной помощи является приказ руководителя.

В нем указываются:

  • фамилия, имя и отчество работника;
  • причина выдачи материальной помощи (рождение ребенка, тяжелое материальное положение сотрудника и т. д.);
  • сумма материальной помощи.

Материальная помощь может быть предоставлена на основании заявления работника без составления приказа руководителя.

В этом случае в заявлении должна быть указана причина, по которой работник просит оказать помощь, а руководитель отражает сумму оказываемой помощи и ставит подпись.

НДФЛ и взносы с матпомощи

Рождение ребенка

Указанная выплата не облагается НДФЛ в соответствии с пунктом 8 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Правда, при условии, что сумма выплаты не превышает 50 тыс. руб.

ФНС России указывает, что освобождение от налога предоставляется только одному из родителей по их выбору либо двум родителям из расчета общей суммы выплаты в размере 50 тыс. руб. на двоих (письмо от 28 ноября 2013 г. № БС-4-11/21330).

Хотя в Налоговом кодексе РФ такого ограничения нет. Также налоговики отмечают, что ответственность за правильность удержания налога возлагается на работодателя (письмо от 2 апреля 2013 г. № ЕД-17-3/[email protected]). Поэтому для подтверждения того, что матпомощь была (или не была) оказана, один из родителей может представить в организацию любой документ, указывающий на данный факт (например, справку о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ), либо заявление, подписанное другим родителем, что ему материальная поддержка не оказывалась. Кроме того, работодатель может самостоятельно получить сведения у работодателя второго супруга.

Если другой родитель не состоит в трудовых отношениях, то для подтверждения этого факта могут быть использованы данные его трудовой книжки, а также справки, выданные органами службы занятости (письмо Минфина России от 1 июля 2013 г. № 03-04-06/24978).

Необходимо отметить, что если материальная помощь выплачивается работнику на основании нескольких приказов, то она не может считаться единовременной, даже если ее общая сумма не превысила 50 тыс. руб. Поэтому суммы доплат подлежат налогообложению (письмо Минфина России от 16 августа 2013 г. № 03-04-06/33543).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации» указанная материальная помощь не облагается страховыми взносами.

При этом Минтруд России в письме от 20 ноября 2013 г. № 17-3/1926 отметил, что лимит в 50 тыс. руб., в пределах которого материальная помощь не облагается страховыми взносами, надо применять к каждому родителю, даже если они трудятся в одной организации.

Чрезвычайные обстоятельства

При перечислении физлицу сумм материальной помощи в связи с одним и тем же событием (например, лесным пожаром) на основании разных документов соответствующие выплаты не признаются единовременными, даже если назначение выплат различно (одна из них производится для приобретения предметов первой необходимости, а другая — для компенсации причиненного имуществу ущерба). Об этом сказано в письме Минфина России от 22 августа 2013 г. № 03-04-06/34374.

Единовременная помощь не облагается страховыми взносами (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Смерть родственника

Отметим, что членами семьи признаются супруги, родители, дети, усыновители и усыновленные (ст. 2 Семейного кодекса РФ).

Так, Минфин России в письме от 14 ноября 2012 г. № 03-04-06/4-318 пояснил, что при выплате материальной помощи работнику в связи со смертью его брата необходимо удерживать НДФЛ.

В то же время системное толкование положений Семейного кодекса РФ позволяет включить в понятие членов семьи лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. Поэтому если брат проживал совместно с работником, то сумма материальной помощи НДФЛ не облагается.

Материальная помощь, выплачиваемая работнику в связи со смертью члена его семьи, не облагается страховыми взносами (п. 3 ч. 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ).

При применении этой нормы также необходимо, чтобы умерший родственник соответствовал понятию «член семьи», установленному положениями Семейного кодекса РФ. В частности, в письме Минтруда России от 5 декабря 2012 г. № 17-3/954 отмечено, что суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работнику в связи со смертью родителей супруга (супруги), облагаются взносами.

Иные основания

Минфин России в письме от 22 октябВ­ря 2013 г. № 03-03-06/4/44144 отметил, что указанная норма не содержит ограничений в отношении целей выплаты помощи.

Матпомощь может предоставляться на условиях, что работник обязан отработать в организации определенное время (например, помощь для приобретения жилья), а в случае досрочного увольнения она возвращается пропорционально неотработанному времени. В этом случае при увольнении работника и возвращении матпомощи организация может вернуть переплату по НДФЛ в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 17 октября 2012 г. № 03-04-05/10-1198).

Суммы материальной помощи до 4 тыс. руб. также не облагаются страховыми взносами (п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Важно запомнить

Освобождение материальной помощи от налогов и взносов зависит от причины ее назначения и документального оформления. В некоторых случаях важно также соблюсти лимит выплаты и оказать помощь единовременно.

Приказ Федеральной таможенной службы (ФТС России) от 23 июня 2014 г. N 1163 г. Москва «Об утверждении Положения о порядке выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 августа 2014 г.

Регистрационный N 33529

В соответствии со статьями 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215) и Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3459; 2014, N 18 (ч. I), ст. 2135) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу приказ ФТС России от 14 сентября 2006 г. N 875 «Об утверждении Положения о порядке выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 03.10.2006, peг. N 8348), пункт 1 приказа ФТС России от 31 июля 2007 г. N 917 «О внесении изменений в приказы ФТС России от 14 сентября 2006 г. N 875 и от 30 октября 2006 г. N 1058» (зарегистрирован Минюстом России 20.08.2007, peг. N 10008).

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации А. Бельянинов

Положение о порядке выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации

1. Настоящее Положение определяет порядок выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации (далее соответственно — гражданские служащие, таможенные органы).

2. Материальная помощь гражданскому служащему выплачивается один раз в календарном году в размере одного оклада, установленного в соответствии с замещаемой им должностью, по его заявлению при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск либо в другое время на основании письменного распоряжения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного. В случае разделения ежегодного оплачиваемого отпуска на части материальная помощь выплачивается при предоставлении любой из частей указанного отпуска по желанию гражданского служащего.

Гражданскому служащему, не получившему материальную помощь в течение календарного года, выплата материальной помощи производится в декабре календарного года на основании приказа таможенного органа.

В случае смерти гражданского служащего материальная помощь, не полученная им в год смерти, выплачивается его наследникам в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Материальная помощь не выплачивается гражданским служащим:

а) находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора или трех лет;

б) уволенным из таможенных органов и получившим материальную помощь в текущем календарном году и вновь принятым в этом же году на службу в таможенные органы.

3. Помимо материальной помощи, указанной в пункте 2 настоящего Положения, гражданскому служащему выплачивается материальная помощь в следующих случаях:

а) рождения ребенка на основании копии свидетельства о рождении в размере до двух окладов денежного содержания;

б) смерти его родителей, детей, супруга (супруги), родных братьев и сестер на основании свидетельства о смерти в размере до четырех окладов денежного содержания;

в) в связи с утратой или повреждением имущества в результате стихийного бедствия, пожара, кражи, аварий систем газо- и водоснабжения, отопления на основании справок из соответствующих органов в размере до четырех окладов денежного содержания;

г) необходимости на основании подтверждающих документов — в размере до двух окладов денежного содержания.

Решение о выплате материальной помощи в указанных случаях принимается на основании мотивированного заявления гражданского служащего на имя начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, согласованного с непосредственным начальником.

4. По решению начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, в связи со смертью гражданского служащего одному из лиц, указанных в подпункте «б» пункта 3 настоящего Положения, выплачивается материальная помощь в размере до четырех окладов денежного содержания на основании его личного заявления при предъявлении соответствующих документов (свидетельство о смерти, документы, подтверждающие родство с умершим).

5. В отдельных случаях начальник таможенного органа вправе принимать решение о выплате материальной помощи, указанной в пунктах 3 и 4 настоящего Положения, в других размерах.

6. Для расчета суммы материальной помощи принимаются размеры оклада в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы и оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы, установленные на день ее выплаты.

7. Выплата материальной помощи производится в пределах денежных средств, доведенных таможенным органам лимитами бюджетных обязательств на оплату труда гражданских служащих.

Материальная помощь сотруднику полиции

Здравствуйте! помогите разрешить следующую ситуацию. Являюсь сотрудником полиции т. е. восстановился в МВД в апреле 2014 года, на протяжении 6 месяцев в качестве стажёра по должности, послне назначен на должность и в декабре 2014 года направлен на первоначальную подготовку сроком на 6 месяцев. в графике отпусков на 2014 год не попал т.к. график составляется в конце предыдущего года т.е на 2014 год в конце 2013 года. В отпуске с апреля 2014 года по настоящее время в отпуске не был, в мае 2015 года написан рапорт на отпуск с 01.07.2015 за 2014 год. отработал более года. Сотруднику при уходе к отпуску выплачивается материальная помощь в размере одного оклада т.е. оклад по должности и оклад по специальному звания. также написан рапорт на материальную помощь при уходе в отпуск. На счёт отпуска начальник думает. Материалка выплачивается в любой период в размере оклада , можно без отпуска один оклад в год, по матевированному рапорту может начальник выдать ещё.

на данную тему читал Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ПРИКАЗ от 31 января 2013 г. N 65 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМ ДОВОЛЬСТВИЕМ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ раздел ХХII

В 2014 году речи об отпуске не было и практически сразу направили на первоначальную подготовку т.к. перевыв в службе более пяти лет. приказ о присвоении специального звания поступил в конце декабря 2014 года, когда находился в командировке на первоначальной подготовке.

ВОПРОС: главбух поясняет, что материальную помощь в размере оклада я потерял т.к. 2014 год закрыт, выплатит матпомощь в размере оклада за 2015 год, когда по графику в ноябре 2015 года пойду в отпуск за 2015 год матпомощь не дадут.

Если она права то я потерял нормальную сумму, кто прав?

Должно ли было руководство выдать мне материльную помощь в конце 2014 года, т.е. известить о необходимости написания рапорта на материальную помощь за 2014 года, если да, что мне сделать для получения сейчас матпомощи именно за 2014 год, а после в этом году за 2015 год?

спасибо за ответ

Ответы юристов (8)

1) На основании п. 2 ст. 56 ФЗ от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основной и дополнительные отпуска сотруднику органов внутренних дел
предоставляются ежегодно начиная с года поступления на службу в органы внутренних дел.

2) На основании п. 3 ст. 56 Закона продолжительность отпуска, предоставляемого сотруднику органов внутренних дел в год поступления на службу в органы внутренних дел, определяется
путем умножения одной двенадцатой части основного и дополнительных отпусков, установленных сотруднику в соответствии с настоящей главой, на число полных месяцев, прошедших от начала службы в органах внутренних дел до окончания текущего календарного года. Отпуск продолжительностью менее 10 календарных дней присоединяется к основному отпуску за следующий календарный год.

3) В силу п. 4 ст. 24 Закона в период испытания со стажером заключается
срочный трудовой договор, на стажера распространяется действие трудового законодательства.

4) Таким образом, на основании изложенного, пока Вы являлись стажёром, на Вас распространялись общие нормы ТК РФ относительно отпусков работников. Нормы же специального закона распространяются на Вас только с момента назначения на должность. Поэтому, правила Закона относительно порядка предоставления отпусков именно сотрудникам также распространяются на Вас с того момента, как Вы были назначены на должность.

В связи с этим вопрос: когда Вы были назначены?

Есть вопрос к юристу?

Материальная помощь предусмотрена в ст. 3 ФЗ от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

Сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

На основании п. 136 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 31.01.2013 N 65, решением руководителя материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ежегодно при уходе сотрудника в основной отпуск или в иные сроки по рапорту сотрудника.

Исходя из приведённых норм, право на получение материальной помощи «железно» не связано с предоставлением ежегодного основного отпуска, поэтому Вы вправе написать рапорт на получение такой помощи за 2014 год.

Таким образом, ответ на Ваш вопрос следующий:

что мне сделать для получения сейчас матпомощи именно за 2014 год, а после в этом году за 2015 год?
евгений

Если Вас назначили на должность в 2014-м году, то Вы имеете право на получение этой помощи, вне зависимости от ухода в отпуск. Поэтому пишите рапорт начальству. Также поступайте и в этом году.

Пишите рапорт на имя руководства о выплате мат помощи за предыдущий год со ссылкой на данный приказ, и следом на выплаты мат помощи за этот год, в случае отказа, вы вправе будете его обжаловать в суд порядке

Так же в соответствии с ч. 2 ст.3 ФЗ от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год.

В соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. N 1260 г. Москва «Об утверждении Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»

Сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год.
По решению руководителя органа внутренних дел, материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ежегодно при уходе сотрудника в основной отпуск или в иные сроки по рапорту сотрудника.

Вы имеете право получить материальную помощь, напишите рапорт начальнику.

Тот факт, что бухгалтерия закрыла 2014 финансовый год не дает основания ей прекратить свои финансовые обязательства перед сотрудником в последующем.

Статья 24. Испытание при поступлении на службу в органы внутренних дел

2. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.
3. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера.
4. В период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор, на стажера распространяется действие трудового законодательства, а также частей 1 — 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.

Согласно Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ«О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 3. Гарантии, пособия и другие денежные выплаты в связи с прохождением службы

1. Сотрудникам, направляемым в служебную командировку, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
2. Сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Согласно Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 января 2013 г. N 65 г. Москва

«Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»

XXII. Порядок оказания материальной помощи

135. Сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год.
136. Решением руководителя материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ежегодно при уходе сотрудника в основной отпуск или в иные сроки по рапорту сотрудника.
137. В пределах средств, выделенных на денежное довольствие, решением руководителя сотруднику на основании его мотивированного рапорта может быть оказана дополнительная материальная помощь.
138. Решение об оказании материальной помощи (дополнительной материальной помощи) руководителям подразделений, а также дополнительной материальной помощи их заместителям принимается вышестоящим руководителем.
139. В случае смерти сотрудника материальная помощь, не полученная им в год смерти, выплачивается наследникам в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Исходя из изложенного на Вас как на сотрудника из бюджета были выделены денежные средства (даже если бы Вы прослужили бы один день, скажем приказ был 30 декабря 2014 г., у вас появляется право на материальную помощь.

Должно ли было руководство выдать мне материльную помощь в конце 2014 года,
евгений

Вас должны были известить о необходимости написания данного рапорта.

При этом как видите в приказе №65 о том, что материальная помощь утрачивается если человек не обратился с рапортом в текущем году.

Следовательно обращайтесь с рапортом о выплате Вам материальной помощи за 2014 г., а так же уже можете и за 2015 г. на имя начальства, если Вам откажут, можете писать жалобу в Прокуратуру, или обращаться в суд.

Документ утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 31.01.2013 N 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»

к приказу МВД России
от 31.01.2013 N 65

ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МВД РОССИИ И ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДПИСАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МВД РОССИИ,
ПРИЗНАВАЕМЫХ УТРАТИВШИМИ СИЛУ
7. Приказ МВД России от 19 декабря 2011 г. N 1260 «О порядке оказания материальной помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»

Евгений, добрый вечер. Могу добавить к ответам коллег следующее: право на отпуск и мат. помощь за 2014 года Вы имеете, никто его у Вас не отнимет. Если глав. бух. отказывает на словах, сделайте так: сдайте в ОДиР (канцелярию) рапорт на материальную помощь, на 2 экз. пусть поставят штамп, что приняли и ждите 30 дней, пусть попробуют отказать мотивированно 🙂 Если нужно, бланк рапорта скину.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.