Комментарии к коап г Москвы

Московский кодекс об административных правонарушениях не работает из-за волокиты

МВД уже почти два года не может согласовать порядок взимания штрафов с горожан

27.03.2016 в 14:22, просмотров: 5000

Вы не поверите — в Москве можно шуметь по ночам, натравливать животных на людей и заниматься попрошайничеством практически безнаказанно. Штрафовать за все эти безобразия вас не имеют права. Единственное, на что могут отважиться полицейские — проведут профилактическую беседу «по душам». Казалось бы — абсурд! Ведь наказания за все эти нарушения четко прописаны в московском Кодексе об административных правонарушениях. Вот только Кодекс этот уже почти два года не работает в полную силу! Виной тому — бюрократические проволочки.

Для начала — немного теории. В каждом регионе нашей страны действует два административных кодекса. Один — местный, другой — федеральный. Московские полицейские имеют право штрафовать нарушителей как по федеральному, так и по столичному КоАП. Первый — основной: по нему, в частности, выписывают все штрафы за нарушение правил дорожного движения, охраны окружающей среды и даже санитарно-эпидемиологических норм. Московский КоАП вносит, так сказать, свою лепту. В нем есть статьи за всевозможные мелкие, чисто «столичные» правонарушения — к примеру, гадание и приставание к гражданам в общественных местах, нарушение тишины и покоя в ночное время и нарушение правил выгула собак. Два документа как бы дополняют друг друга — и столичные полицейские спокойно работали по обоим вплоть до недавнего времени.

Однако, в 2014 году вступил в силу Федеральный закон РФ от 21 июля 2014 года N 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». С тех пор полицейские не могут работать по региональным КоАП (к которым относится и московский Кодекс) — до того момента, пока МВД России и местные власти не заключат соответствующие соглашения.

Казалось бы, какие проблемы — подписать формальные бумаги! Да и времени это должно занять немного — месяц, от силы — два. Но не тут-то было.

— Соглашение со столичными властями МВД не подписало до сих пор, — сетует председатель комиссии по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Мосгордумы Александр Семенников, — причем проект документа полиции направлен уже давно. Москва в этом плане не одинока: в таком же положении находятся 70 (. ) из 85 субъектов РФ. Полиция не заключила с ними соглашения — и их региональные КоАП фактически не работают уже больше полутора лет.

Справедливости ради надо сказать: полицейские должны штрафовать нарушителей не по всем статьям столичного КоАП. Например, Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) вполне успешно и даже прьяно штрафует московских водителей за неправильную парковку руководствуясь нормами московского Кодекса. Тем не менее, более 60 «денежных» статей документа — прерогатива полицейских. Но у них связаны руки!

Некоторыми статьями городского КоАП в принципе могут заниматься только сотрудники МВД, — объясняет Семенников, — к примеру, нарушение покоя и тишины граждан в ночное время. В квартире шумят дебоширы, пьяные, агрессивные — кого туда еще направить? Какую-нибудь хрупкую девушку из Мосжилинспекции? Это просто смешно! Или, к примеру, выгул собаки без намордника и поводка. Попробует оштрафовать владельца животного какой-нибудь чиновник районной управы — а собака на него кинется. Что он будет делать? А право применять оружие есть только у полицейских! А взять другие статьи столичного КоАП — приставание к гражданам в общественных местах, попрошайничество, несанкционированная торговля. Всеми ими всегда занималась полиция — но сейчас почему-то делать это не спешит.

А последствия у такого бездействия могут быть страшными. 26 января в Люблино житель дома выстрелом из окна убил 25-летнюю девушку-промоутера, которая раздражала его шумом из мегафона. До этого москвич раз 10 обращался к полицейским, требуя принять меры — но те отказывались разбираться: мол, нарушение покоя и тишины граждан — это столичный КоАП, мы временно его статьями не занимаемся. В итоге погиб человек. Может быть, стражам порядка пора все-таки подписать соглашение с руководством города? А то цена всей этой бумажной волокиты уж слишком велика.

Между тем источник «МК» в МВД России пояснил, что проект многострадального соглашения в ведомстве уже рассмотрели — и в нынешнем месяце документ в своей окончательной версии отправился в Правительство Москвы. Если чиновников мэрии все устроит — то соглашение с полицией будет заключено уже в ближайшее время, и стражи порядка станут работать в Москве, как раньше. А пока полицейские при встрече с нарушителями столичного КоАП, чтобы те не делали — запускали фейерверки в неположенных местах, шумели по ночам или натравливали своих животных на прохожих — реагируют на их проступки одинаково. Проводят, безусловно, очень действенные профилактические беседы.

Заголовок в газете: Совсем штраф потеряли
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27065 от 28 марта 2016 Тэги: Власть Организации: Правительство РФ МВД Полиция Места: Москва, Россия

Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями)

Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

С изменениями и дополнениями от:

10 декабря 2008 г., 20 мая, 3 июня, 7 октября 2009 г., 10 марта, 14 апреля, 23 июня, 13 октября 2010 г., 1 июня, 26 октября, 23 ноября, 14 декабря 2011 г., 17, 24, 31 октября, 12 декабря 2012 г., 16 января, 13, 27 марта, 3, 24 апреля, 26 июня, 20 ноября 2013 г., 22 января, 7 мая, 4, 18 июня, 17 декабря 2014 г., 21 января, 13, 27 мая, 24 июня, 8 июля, 9 сентября, 9 декабря 2015 г., 27 января, 23 марта, 25 мая, 23 ноября 2016 г., 20 сентября 2017 г., 24 января 2018 г.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 24 июня 2015 г. N 39 в преамбулу настоящего Закона внесены изменения

Закон города Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее — Кодекс) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уставом города Москвы устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в городе Москве, определяет органы и перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также определяет перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Московская городская Дума

21 ноября 2007 года

Кодекс города Москвы об административных правонарушениях упорядочивает действующее законодательство г. Москвы об административных правонарушениях и сводит воедино разрозненные нормы, устанавливающие административную ответственность за правонарушения.

Кодексом предусмотрена ответственность за правонарушения в различных областях общественных отношений, в том числе за правонарушения, посягающие на права граждан, общественный порядок, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, обращения с животными, землепользования, градостроительства, благоустройства города, использования жилых объектов и объектов нежилого фонда, на транспорте, в области предпринимательской деятельности.

Так, установлена ответственность за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан, использование пиротехнических средств в общественных местах, игру в карты или иные азартные игры в общественных местах, попустительство нахождению несовершеннолетних (до 16 лет) в общественных местах в ночное время без сопровождения своих законных представителей, нарушение тишины и покоя граждан в ночное время. Запрещено приставание к гражданам в общественных местах в целях купли-продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, а также в целях гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг.

За выбрасывание посторонних предметов на сцены, трибуны, футбольные поля, хоккейные и другие спортивные площадки грозит штраф от 1,5 до 2,5 тысяч рублей. За допущение загрязнения домашними животными мест общего пользования в многоквартирных домах, а также общественных мест граждане могут поплатиться штрафом в размере от 500 до 1 000 рублей, равно как и за появление в общественных местах с собакой без поводка и намордника.

Максимальный размер штрафа для граждан установлен на уровне 5000 рублей, для должностных лиц — 50 000 рублей, а для организаций — 1 000 000 рублей.

Кодекс вступает в силу с 1 января 2008 года.

Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

Настоящий Кодекс вступает в силу с 1 января 2008 г.

Текст Закона опубликован в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», декабрь 2007 г., N 69 (дата выхода номера в свет 12.12.07), в газете «Тверская, 13» от 18 декабря 2007 г. N 151, от 17 января 2008 г. N 4-5, от 22 января 2008 г. N 7, от 24 января 2008 г. N 8-9, в «Ведомостях Московской городской Думы», 2007 г., N 12 (дата выхода номера в свет 22.01.08)

Решением Московского городского суда от 10 декабря 2014 г. N 3-0310/2014 статья 6.12 настоящего Закона признана недействующей с момента вступления решения в законную силу

Решением Московского городского суда от 19 ноября 2014 г. N 3-0268/2014 статья 10.7 настоящего Закона признана недействующей с момента вступления решения в законную силу

Решением Московского городского суда от 27 мая 2014 г. N 3-0096/2014 часть 1 статьи 9.5 и часть 1 статьи 9.9 настоящего Закона признаны недействующими с момента вступления решения в законную силу

Решением Московского городского суда от 16 октября 2008 г., измененным Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 января 2009 г. N 5-Г08-105 статья 8.6 настоящего Закона, в части установления ответственности за установку объектов наружной рекламы и информации без оформления разрешительной документации и проведения технической экспертизы, признана недействующей

Решением Московского городского суда от 14 октября 2008 г., измененным Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 января 2009 г. N 5-Г08-107, пункт 9 статьи 16.3 настоящего Закона, в части слов «наземного. а дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.9 настоящего Кодекса, начальники станций и дежурные по станциям метрополитена и ММТС, а также иные уполномоченные на то работники Службы контроля метрополитена», признан недействующим

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон г. Москвы от 24 января 2018 г. N 3

Изменения вступают в силу c 11 февраля 2018 г.

Закон г. Москвы от 20 сентября 2017 г. N 35

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 23 ноября 2016 г. N 39

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 25 мая 2016 г. N 26

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 23 марта 2016 г. N 13

Закон г. Москвы от 27 января 2016 г. N 3

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 9 декабря 2015 г. N 68

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 9 сентября 2015 г. N 49

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 8 июля 2015 г. N 46

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 8 июля 2015 г. N 43

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 24 июня 2015 г. N 39

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 24 июня 2015 г. N 38

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 24 июня 2015 г. N 32

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 27 мая 2015 г. N 28

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 13 мая 2015 г. N 26

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 13 мая 2015 г. N 25

Изменения вступает в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 21 января 2015 г. N 1

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. N 61

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 18 июня 2014 г. N 31

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 4 июня 2014 г. N 30

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 24

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 22 января 2014 г. N 2

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 20 ноября 2013 г. N 65

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 26 июня 2013 г. N 36

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 26 июня 2013 г. N 35

Изменения вступают в силу с 1 августа 2013 г.

Закон г. Москвы от 24 апреля 2013 г. N 19

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 3 апреля 2013 г. N 13

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 27 марта 2013 г. N 12

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Часть 1 статьи 8.24 настоящего Закона действует до 1 мая 2013 г.

Закон г. Москвы от 13 марта 2013 г. N 11

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 16 января 2013 г. N 1

Изменения вступают в силу со дня вступления в силу Закона г. Москвы от 12 декабря 2012 г. N 65

Закон г. Москвы от 12 декабря 2012 г. N 65

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 31 октября 2012 г. N 54

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 24 октября 2012 г. N 51

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 17 октября 2012 г. N 50

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 14 декабря 2011 г. N 64

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 23 ноября 2011 г. N 56

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 23 ноября 2011 г. N 55

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 26 октября 2011 г. N 47

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 1 июня 2011 г. N 21

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 13 октября 2010 г. N 40

Изменения вступают в силу через 60 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 23 июня 2010 г. N 28

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. N 11

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 10 марта 2010 г. N 6

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 7 октября 2009 г. N 42

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 3 июня 2009 г. N 17

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 20 мая 2009 г. N 12

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 10 декабря 2008 г. N 64

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Верховный суд подсказал выигрышный номер

Как на совершенно законных основаниях не платить за парковку в центре Москвы и избежать штрафа

18.09.2013 в 17:28, просмотров: 8357

Верховный cуд страны признал совершенно законным делом оставлять машину без номерных знаков на платной парковке в центре Москвы! Да и вообще поставил под сомнение всю парковочную политику столичных властей.

Достоянием гласности стало решение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ, согласно которому нахождение машины с нечитаемыми или отсутствующими номерными знаками не является правонарушением. И КоАП Москвы, в котором за это прописан штраф в размере 5000 рублей, на самом деле противоречит федеральному законодательству!

Это следует из определения №5-АПГ13-20 Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26 июня 2013 года. Касается она статьи 8.14 КоАП города Москвы. В ее результивной части сказано, цитируем: «. признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вынесения настоящего решения «часть 1 статьи 8.14» Закона города от 21 ноября 2007 года №45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (в редакции «Закона» города Москвы от 24 октября 2012 года №51), «часть 2» этой же статьи в части слов «а равно нарушение порядка оплаты размещения транспортного средства на платной городской парковке», а также «часть 3» данной статьи».

То есть за «размещение транспортного средства на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками», как гласит статья 8.14 часть 1 КоАП Москвы, брать штраф в размере 1500 рублей — незаконно.

В той же мере незаконно штрафовать автовладельца на 2500 рублей за «нарушение порядка оплаты размещения транспортного средства на платной городской парковке».

Однако самое существенное, что содержится в определении ВС, касается другого. Суд счел, что гражданин имеет полное право оставлять машину на платной парковке с нечитаемыми номерными знаками или вообще без оных. И штрафовать его за это на 5000 рублей, как записано в третьей части статьи 8.14 КоАП города Москвы, — абсолютно противозаконное занятие, противоречащее федеральному законодательству!

То есть городские власти имеют полное право оштрафовать владельца машины, которая бесплатно стоит на одной из улиц центра столицы. Но если ее госномера нечитаемы или вовсе отсутствуют, законных способов оштрафовать человека у чиновников нет!

Хотя исключительно ради частичного решения проблемы хитрецов, заклеивающих номера своих машин, и придумали власти столицы «парковочную инспекцию» — 70 муниципальных служащих, штрафующих неплательщиков за парковку в пешем порядке. В отличие от «паркона», установленного на машине, «пехотинец» может подойти к авто с грязным или чем-то заклеенным номером, убрать помеху и оформить штраф. Но с теми, кто, запарковавшись на платном месте, не поленится снять и убрать госномера своего авто в багажник, никакие парковочные инспектора ничего поделать не смогут.

Нельзя, кстати, не обратить внимание на еще один отрывок из текста вышеупомянутого определения. Он неплохо расставляет точки над «ё» в вопросе правомерности самого принципа взимания штрафов за неправильную парковку в городе. Цитируем мнение ВС: «. обозначенные разметкой парковки на проезжей части, внеуличные парковки (в виде «карманов» и отступов от проезжей части) относятся не к элементам дороги, а к элементам благоустройства территории (! — Ред.), в связи с чем размещение транспортного средства на городской парковке не подпадает под действие Правил дорожного движения Российской Федерации». Другими словами, парковка, например, в «кармане» у автобусной остановки, даже если там висит знак «остановка запрещена», под действие ПДД РФ не попадает, и, как выясняется, штрафовать за такое деяние никакая ГИБДД вообще не имеет права!

Столичный Департамент транспорта, правда, с этим вердиктом не согласился и сейчас пытается обжаловать его. Однако пока суд да дело — паркуйтесь на платных парковках совершенно бесплатно. Только не забудьте снять номера…

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26337 от 19 сентября 2013

Имеется ли срок исковой давности для привлечения ОАТИ г. Москвы подрядчика

Вопрос-ответ по теме

Имеется ли срок исковой давности для привлечения ОАТИ г. Москвы подрядчика к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы? Можно ли применить данный срок исковой давности, если постановление ОАТИ г. Москвы о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока, но не успело вступить в законную силу, так как юр.л., привлекаемое к административной ответственности, обратилось в суд с жалобой об отмене вынесенного ОАТИ г. Москвы Постановления о наложении штрафа? Имеется ли подобная практика?

Так как производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, применяется срок давности, установленный в ст. 4.5 КоАП РФ – два месяца.

Если постановление вынесено в течение двух месяцев, то последующее его обжалование не влияет на сроки давности. Интересующая Вас практика отсутствует.

Остались вопросы по сроку давности? Ответ найдется в Системе Юрист

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Статья 16.4. Производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний

Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях*».

Комментарии к коап г Москвы

Без контроля

Московские власти намерены получить право выписывать протоколы по нескольким десяткам статей столичного КоАП до конца этого полугодия, сообщил РБК глава департамента региональной безопасности Владимир Черников. Под юрисдикцию города может перейти право наказывать за более чем 60 видов нарушений. «Есть более 20 ключевых статей, за которыми сегодня нет достаточного контроля. Самый «кричащий» пример — «закон о тишине», — пояснил Черников. — Мы работаем с депутатами, создана рабочая группа».

В 2015 году Мосгордума приняла постановление «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время», запретив шуметь в жилых домах с 19:00 до 9:00 и с 13:00 до 15:00. Штраф за нарушение статьи 3.13 КоАП Москвы составляет 1–2 тыс. руб. для граждан, 4–8 тыс. руб. для должностных лиц и от 40 тыс. до 80 тыс. руб. для юридических.

Всего в столичном КоАП более 170 статей о правонарушениях. По ряду статей столичного Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) городские власти уже выписывают протоколы. Например, Госинспекция по недвижимости — за самострой, Мосжилинспекция — за нарушения правил перепланировки, департамент природопользования — за нарушение требований по защите зеленых насаждений. Однако часть статей городского кодекса почти три года никем не администрируется. Ранее по ним выписывала протоколы полиция, но в июле 2014 года вступили в силу изменения в федеральном КоАП, согласно которым полицейские имели право штрафовать за нарушения, предусмотренные региональными законами, только после заключения специального соглашения с местными чиновниками.

Без контроля за исполнением оказались статьи московского КоАП, которые связаны с общественной безопасностью: выгул животных, запуск фейерверков, попрошайничество и т.д., уточнила РБК глава комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко. «До сих пор идет дискуссия, какие статьи будет администрировать полиция, какие — город», — утверждает депутат.

Восемь статей

Полиция готова взять на себя контроль за исполнение всего восьми статей столичного КоАП. Это следует из проекта соглашения об исполнении административного кодекса Москвы, которое столичная полиция направила в мэрию еще 6 сентября 2016 года. О том, что такой проект соглашения был отослан, говорится в письме врио начальника ГУ МВД России по Москве Вячеслава Козлова в Мосгордуму, которое датировано 17 марта (копия письма есть у РБК).

Полицейские готовы взять на себя контроль за нарушением правил содержания домашних животных (в том числе выгул собак без поводков и намордников, нападения животных на людей, повлекших нетяжкий вред здоровью), приставание к гражданам, азартные игры в общественных местах, а также нарушение закона о тишине.

Полиция готова пресекать нарушение правил поведения на спортивных и зрелищных мероприятиях, не допускать несовершеннолетних в неположенные места, наказывать за расклеивание объявлений и нанесение надписей в запрещенных местах (в том числе рекламы на асфальте), а также пресекать нарушение правил пользования метро (к ним, в частности, относится провоз оружия и животных, бег по эскалатору, безбилетный проезд).

В письме за подписью Козлова подчеркивается, что «переданные полномочия могут касаться только правонарушений в сфере общественного порядка и общественной безопасности».

В пресс-службе ГУ МВД не предоставили РБК оперативный комментарий.

Всего в главу «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность», входит 17 статей. К нарушениям общественного порядка относятся еще и воспрепятствование деятельности дружинника, запуск фейерверков по ночам, нарушение возрастных ограничений при показе аудиовизуальных произведений, неуведомление о ЧС, разведение костров, нарушения безопасности на воде и т.д. Все эти статьи, таким образом, могут официально перейти столичным властям.

Полномочия и дружинники

У Москвы уже есть опыт, когда город забирал себе полномочия полиции. В 2013 году столичные власти получили право штрафовать за нарушение правил парковки. Для этого были созданы специальные ведомства: ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» и Московская административная дорожная инспекция.

Как будут администрироваться статьи московского КоАП, пока непонятно: об увеличении численности городских инспекций и комиссий речи не идет, заявил Черников. Но будет ли создана новая структура в мэрии, он не знает. Депутат Мосгордумы от КПРФ Андрей Клычков полагает, что новая структура необходима — это может быть государственное бюджетное учреждение, но это потребует от Москвы «огромных ресурсов». «Не очень понятно, откуда брать», — сказал Клычков.

Какие будут полномочия у городских инспекторов, тоже неясно: смогут ли они задерживать и доставлять в полицию нарушителей, какие санкции будут предусмотрены за неповиновение их требованиям и станут ли вообще граждане исполнять эти требования. ​За неповиновение сотрудникам полиции грозит уголовная ответственность, поскольку полицейский является «спецсубъектом права», напоминает адвокат Эдуард Оганян.

Но ответственность за неподчинение сотрудникам других государственных служб, которые исполняют обязанности по охране общественного порядка, нигде не прописана, уточняет эксперт. «Однако есть такое понятие, как применение уголовного закона по аналогии, и не исключено, что эта статья также будет применяться по аналогии, если соответствующие разъяснения даст Верховный суд. Второй вариант — считать неповиновение городским инспекторам административным правонарушением», — сказал РБК Оганян.

Дружинники

За всеми мелкими правонарушениями должны следить именно городские власти и дружинники, считает глава профсоюза московской полиции Михаил Пашкин. Если организовать их работу с помощью средств фотовидеофиксации, то конфликтов с гражданами возникать не должно, полагает Пашкин. Если же обязать полицейских следить за выгулом собак без намордника, шумом по ночам и прочими мелкими нарушениями, то им придется заниматься только этим. «Сейчас на один экипаж за смену приходится пять вызовов «02». Если обязать полицию администрировать городской КоАП при той же зарплате и том же штате, то охрана правопорядка ухудшится», — заключил Пашкин.

В столице с 1993 года действует Московская городская народная дружина. Сегодня в ней состоят более 21,5 тыс. человек, говорится на портале открытых данных Москвы. В столице действуют и казачьи дружины, которые составляют несколько сот человек. Дружинники выходят в рейды вместе с сотрудниками полиции, поскольку сами не имеют права выписывать штрафы, задерживать нарушителей или заходить в квартиры без разрешения. Но согласно поправкам в федеральный КоАП, которые вступили в силу в 2014 году, граждане обязаны подчиняться требованию дружинников прекратить правонарушение, если это требование законно. В противном случае придется заплатить штраф до 2,5 тыс. руб.

В Москве регулярно возникают скандалы с участием добровольных помощников полиции. Летом прошлого года дружинник напал на девушку, сделавшую ему замечание, и пытался запугать ее своим удостоверением. В 2015 году случились беспорядки на летнем фестивале в Измайлово, по утверждениям гостей мероприятия, спровоцированные дружинниками. В сентябре 2016 года активисты организации «Офицеры России», которые периодически выходят в рейды по соблюдению общественного порядка, заблокировали фотовыставку «Без смущения», на которой выставлялись фотографии с изображением обнаженных несовершеннолетних.

Для московских водителей снизятся штрафы за парковку на газонах

В Государственную думу внесен проект поправок в КоАП РФ, уточняющий ответственность за парковку на газоне и других объектах благоустройства. Инициатором документа стала большая группа депутатов во главе с председателем законодательного комитета ГД Павлом Крашенинниковым.

До недавнего времени одним из способов решения проблемы с массовой стоянкой машин на газонах, клумбах, детских и спортплощадках и иных объектах благоустройства были повышенные штрафы, размер которых регионы устанавливали самостоятельно. Например, в Москве за стоянку на газоне или территории, занятой зелеными насаждениями, предусмотрен штраф от 5000 руб. для физлиц до 300 000 руб. для юрлиц (ст. 8.25 КоАП города Москвы). Причем нарушителей разрешено штрафовать на основе данных с фото- и видеокамер.

Инициаторы законопроекта ссылаются на судебную практику о признании таких нормативных положений противоречащими федеральному законодательству. Суды полагают, что в этих случаях региональный законодатель вторгается в область правоотношений, урегулированных на федеральном уровне. В частности, согласно решениям судов и определениям ВС РФ, порядок остановки и стоянки регламентирован разделами 12 и 17 ПДД, а ответственность за нарушение правил установлена ст. 12.19 КоАП РФ. Таким образом, федеральное законодательство не предполагает установления дополнительных требований к ПДД, в том числе путем установления дополнительных запретов для остановки и стоянки, а следовательно – и ответственности за их нарушение.

Санкт-Петербургский городской суд в прошлом году признал недействительной ст. 32 КоАП СПб, устанавливающую ответственность за стоянку на газонах, бульварах, детских и спортплощадках (до 5000 руб. для граждан и до 500 000 руб. для организаций). Судебная коллегия по административным делам ВС РФ оставила это решение без изменений. Однако ст. 8.25 КоАП Москвы решением Мосгорсуда в прошлом году признана не противоречащей законодательству, и ВС это решение тоже оставил в силе.

Для устранения коллизии толкования и применения положений ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ без изменения существа состава депутаты предлагают уточнить, что действия по нарушению правил остановки или стоянки транспортных средств понимаются в смысле, определенном ПДД. После вступления в силу поправки водители за парковку на газонах будут нести ответственность на общих основаниях: предупреждение или штраф в 500 руб. (2500 руб. для Москвы и СПб.).