Гражданский кодекс российской федерации ст 47

Статья 47 ГК РФ. Регистрация актов гражданского состояния

Новая редакция Ст. 47 ГК РФ

1. Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:

2) заключение брака;

3) расторжение брака;

4) усыновление (удочерение);

5) установление отцовства;

6) перемена имени;

7) смерть гражданина.

2. Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.

3. Исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами.

При наличии спора между заинтересованными лицами либо отказе органа записи актов гражданского состояния в исправлении или изменении записи спор разрешается судом.

Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния на основании решения суда.

4. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.

Комментарий к Ст. 47 ГК РФ

Государственная регистрация актов гражданского состояния является одним из институтов обеспечения правосубъектности граждан. Регистрируются все имеющие гражданско-правовое значение акты, причем их перечень, указанный в комментируемой статье, является исчерпывающим. С точки зрения учения о юридических фактах рождение и смерть относятся к событиям, а остальные акты — к действиям. Зарегистрированные акты гражданского состояния не нуждаются в доказывании их существования, а свидетельства о регистрации того или акта рассматриваются как основной юридический документ, удостоверяющий то или иное действие или событие.

Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Другой комментарий к Ст. 47 Гражданского кодекса Российской Федерации

Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния (органами загса), образованными органами государственной власти субъектов РФ. Вопросы образования и деятельности органов загса на территории субъектов РФ решаются субъектами РФ самостоятельно на основании вышеназванного Закона.

Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Она производится органом загса посредством составления соответствующей записи в книге регистрации актов гражданского состояния (актовой книге), на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. Работник органа загса не вправе производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении себя, своего супруга, его и своих родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер). Государственная регистрация актов гражданского состояния производится в таких случаях другим работником или в другом органе загса (п. 6 ст. 6 Закона об актах гражданского состояния).

Для составления записи актов гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для их государственной регистрации, и документ, удостоверяющий личность заявителя. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Кроме регистрации актов гражданского состояния органы загса при необходимости вносят исправления и изменения в ранее составленные записи актов гражданского состояния. Порядок внесения таких исправлений и изменений регулируется ст. ст. 69 — 73 Закона об актах гражданского состояния. При отказе органов загса внести исправления или изменения в произведенные записи при отсутствии спора о праве вопрос решается судом в порядке особого производства (ст. ст. 307 — 309 ГПК).

Статья 47. Регистрация актов гражданского состояния

1. Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:

1) рождение;
2) заключение брака;
3) расторжение брака;
4) усыновление (удочерение);
5) установление отцовства;
6) перемена имени;
7) смерть гражданина.

2. Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.

3. Исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами.

При наличии спора между заинтересованными лицами либо отказе органа записи актов гражданского состояния в исправлении или изменении записи спор разрешается судом.

Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния на основании решения суда.

4. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.

Комментарий к статье 47 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена государственной регистрации актов гражданского состояния (далее — регистрация, АГС). Она лишь перечисляет АГС (п. 1) и формулирует основные начала их регистрации (п. п. 2, 3), все прочие вопросы подробно регулирует Федеральный закон об АГС, принятый в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 3 ГК, что объясняется значительным объемом и специальным назначением соответствующих правил (п. 4).

2. АГС — действия граждан или события (т.е. юридические факты), влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей и характеризующие правовое состояние граждан. АГС — наиболее значимые в жизни гражданина факты, прямо указанные в законе в качестве АГС. Таковы: а) рождение; б) заключение и в) расторжение брака; г) усыновление (удочерение); д) установление отцовства; е) перемена имени; ж) смерть. Прочие факты, хотя бы и влияющие на статус гражданина (например, место жительства, приобретение статуса предпринимателя, эмансипация, признание недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим — см. коммент. к ст. ст. 20, 23, 27, 29, 30, 42 ГК), не являются АГС и регистрации в этом качестве не подлежат (п. 1 ст. 47 ГК, п. п. 1, 2 ст. 3 Закона об АГС).

3. Полномочия на регистрацию АГС — полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти субъектов РФ с возможностью делегирования органам местного самоуправления. Они финансируются за счет субвенций из федерального бюджета. Регистрацию АГС обеспечивают органы записи актов гражданского состояния (загс). АГС, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов загса, приравниваются к АГС, совершенным в органах загса в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей регистрации. Функции органов загса при их отсутствии могут возлагаться на органы местного самоуправления. Регистрацию АГС россиян, проживающих за рубежом, производят консульские учреждения РФ. Регистрация АГС осуществляется в целях охраны имущественных и личных прав граждан и в интересах государства путем составления записи АГС в двух идентичных экземплярах. Первые и вторые экземпляры записей АГС, составленные в пределах года по каждому типу записей отдельно, собираются в хронологическом порядке в актовые книги. Последние хранятся раздельно: собранные из первых экземпляров записей — в органе загса по месту регистрации данных АГС, собранные из вторых экземпляров записей, а также метрические книги, составленные до образования или восстановления органов загса, — в органе исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по регистрации АГС и на территории которого данные записи АГС были составлены. Актовые книги хранятся 100 лет, после чего составленные из первых экземпляров записей метрические книги передаются в госархивы, составленные из вторых экземпляров записей — уничтожаются. На основании и в удостоверение записи АГС гражданам выдаются свидетельства (о рождении, о смерти, о заключении, о расторжении брака, о перемене имени и др.), в результате и в целом обеспечивается необходимый учет рождаемости, смертности, заключенных и расторгнутых браков и т.д. За регистрацию АГС уплачивается госпошлина (п. 2 ст. 47 ГК, п. 3 ст. 3, п. п. 1 — 3 ст. 4, ст. 5, п. п. 1, 2 ст. 6, п. п. 2, 4 ст. 7, ст. ст. 8, 10, п. п. 1, 2 ст. 76, ст. 77 Закона об АГС).

Регистрация АГС и выдача свидетельства могут не совпадать. Так, регистрации подлежит рождение ребенка, в том числе найденного (подкинутого). Если ребенок родился мертвым, регистрация его рождения производится на основании документа о перинатальной смерти, при этом свидетельство о рождении не выдается (вместо него может быть выдан документ, подтверждающий факт регистрации рождения мертвого ребенка) и не производится регистрация смерти. Если ребенок умер на первой неделе жизни, регистрируются его рождение и смерть, но выдается только свидетельство о смерти (п. п. 1, 2 ст. 20 Закона об АГС). Регистрации подлежит имя, полученное при рождении, а также возможная его перемена впоследствии, при этом гражданину выдается свидетельство о рождении и о перемене имени (ст. 18, п. 3 ст. 19, ст. ст. 22, 23, 58 — 63 Закона об АГС).

4. Органы загса не только регистрируют первичные АГС, но и исправляют, изменяют и аннулируют существующие и восстанавливают прежние записи АГС. Для исправления и изменения записей необходимы два условия — наличие достаточного правового основания и отсутствие спора между заинтересованными лицами. Основания для внесения исправлений и изменений: а) записи актов об усыновлении, об установлении отцовства, о перемене имени; б) решение суда; в) решение органа опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) собственно имени ребенка; г) заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо об их изменении или исключении; д) заявление лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями); е) документ, выданный органом дознания или следствия, об установлении личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица; ж) документ о факте смерти необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий лица, в случае если смерть зарегистрирована ранее; з) заключение самого органа загса об исправлении или изменении записи АГС (например, при указании неправильных или неполных сведений, допущенных орфографических ошибках). Всякий спор между заинтересованными лицами или между ними и органом загса по поводу записи или внесения в нее исправлений и изменений разрешает суд, он же решает вопросы восстановления утраченных и аннулирования первичных и восстановленных записей. Поэтому решение суда — одно из оснований для исправления и изменения и необходимое основание для восстановления и аннулирования записей АГС (п. 3 ст. 47 ГК, ст. ст. 69, 70, 74, 75 Закона об АГС).

Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства

СТ 47 ГрК РФ.

1. Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

2. Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также — договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

2.1. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на выполнение инженерных изысканий в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц.

3. Лицами, выполняющими инженерные изыскания, могут являться застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на выполнение инженерных изысканий. Лицо, выполняющее инженерные изыскания, несет ответственность за полноту и качество инженерных изысканий и их соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик или лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, вправе выполнить инженерные изыскания самостоятельно при условии, что такие лица являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, или с привлечением иных лиц по договору подряда на выполнение инженерных изысканий.

4. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения:

1) материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;

2) материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.

4.1. Результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.

5. Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.

6. Виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. Утратила силу с 1 января 2017 г.

Комментарий к Ст. 47 Градостроительного кодекса РФ

1. Инженерные изыскания – это изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

Значение изыскательских работ заключается в том, что в результате их проведения сформируется системное представление о существующем состоянии земельного участка и о перспективах его градостроительного развития. При этом собирается фактический материал, способный служить основанием для принятия управленческих, проектных и инженерных решений. Совокупность полученных в результате инженерных изысканий данных позволяет комплексно рассматривать земельные участки. Проведение инженерных изысканий является необходимой частью исследований в процессе архитектурно-строительного проектирования. В градостроительной практике используются различные виды изысканий. Их выбор обуславливается целями, которые преследуются в данной конкретной ситуации.

Выделяются три основных вида инженерных изысканий: технические, экономические и планировочные.

Технические изыскания направлены на исследование природных явлений, которые могут оказывать влияние на территорию, в пределах которой будет реализован архитектурно-строительный проект, а также на составление прогноза изменения природных факторов. В комплекс работ, выполняемых в процессе технических изысканий, включаются топографо-геодезические, геологические, гидрогеодезические, климатические, почвенно- и геоботанические, санитарно-гигиенические исследования. Технические изыскания позволяют получить материалы, необходимые для принятия принципиального градостроительного решения относительно развития территории, обоснования общей конструктивной схемы, инженерного обеспечения объекта строительства и объемно-пространственного решения здания (сооружения).

Планировочные изыскания, чаще называемые обследованиями, направлены на получение сведений о состоянии благоустройства территории, качестве застройки, техническом состоянии зданий и инженерных систем. Результаты изысканий этого вида позволяют составить как общее, так и длительное представление об архитектурно-планировочных особенностях территории и застройки, выделить специфические особенности, дающие основание для определения степени реконструктивных вмешательств, а, следовательно, о необходимых объемах строительных и проектных работ. Этот вид изысканий в большей степени, чем другие позволяет разрабатывать вариантные проекты решения, соизмеримые по комплексу показателей, и выбирать впоследствии наилучший из них.

Проведение экономических изысканий необходимо для обоснования выбора земельного участка для размещения планируемого объекта, а также для организации всего комплекса работ, связанных с его строительством. Среди возможных экономических исследований в первую очередь выделяются такие, которые способны оказать существенное влияние на проектное решение. Экономически не оправданно, не целесообразно получение данных, которые впоследствии, в процессе разработки проектного решения, не будут учитываться. Поэтому объем исследований этого вида следует ограничивать теми позициями, без которых проектный процесс будет затруднен. К таким позициям относятся сведения о состоянии территориальных ресурсов. Исследуются возможности территории, ее инвестиционный потенциал, инфраструктурный потенциал (наличие и перспективы развития транспорта, инженерных и обслуживающих сетей), источников водоснабжения, энергетических и прочих ресурсов, возможных для потребления объекта строительства (продуктов, производимых в этих объектах). Наиболее предпочтителен выбор земельных участков, связанный со сведением к минимуму инвестиционных расходов по освоению (реконструкции) территории и застройки.

В условиях рыночных отношений на стадии проведения изыскательских работ учитываются основные принципы экономико-правового регулирования земельных отношений. При выборе площадок для размещения строительства исходят из соображения снижения издержек, связанных с инженерным освоением и благоустройством территории, модернизации инженерных и транспортных сетей, а также приближения объектов к сырьевым и энергетическим источникам, сокращения времени доступности объектов из транспортных узлов и т.д.

В результате экономических изысканий могут быть получены факторы, при совокупности которых определяется выбор наилучшего варианта. Например, оптимизация системы городского обслуживания (для объектов обслуживания), формирование жилой среды (для жилых объектов), использование имеющихся транспортных коммуникаций без крупных капиталовложений на их расширение, устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений на участках, гидрологические условия которых не требуют больших затрат и не связаны с разведкой полезных ископаемых; трудовые ресурсы, задействованные в реализации проекта должны быть доступны. Экономические изыскания в большей степени, чем другие определяют целесообразность освоения выбранного земельного участка. Отсутствие экономических изысканий может впоследствии сказаться на продолжительности и качестве архитектурно-строительного проектирования.

2. Выбор содержания, полноты и последовательности проведения изыскательских работ определяется в первую очередь в зависимости от вида, назначения объекта строительства (реконструкции), степени его сложности, а также от реальной ситуации. Чаще всего используются ставшие традиционными для проектной практики виды инженерных изысканий. Так, среди технических изысканий выделяются: топографо-геодезические, геологические, сейсмические, коррозийные, почвенные и метеорологические.

Метеорологические (климатологические) изыскания представляют собой сбор, обобщение и анализ сведений за максимально длительный период времени, дающих развернутую характеристику атмосферным явлениям. Они включают данные об изменениях температуры наружного воздуха, влажности, ветровых режимах (силе и направлениях ветра), о глубине и сроках промерзания, оттаивания грунтов, составе воздуха.

Топографо-геодезические изыскания обеспечивают данные для составления картографических материалов (ситуационных планов-карт района строительства), позволяющих составить представление о рельефе местности с точки зрения ее пригодности для строительства. Кроме того, эти материалы являются основой для выполнения любых проектно-планировочных и расчетных работ.

Геологические изыскания позволяют получить данные о строении и составе почвы с использованием методов разрезов, позволяющих определить порядок чередования залегающих грунтов, их несущую способность, физико-механические свойства грунтов, уровень и режим грунтовых вод, выявить карстовые явления, районы оползней и размывов грунтов. Изыскания этого вида в значительной степени оптимизируют в последующем проектный процесс: они ограничивают поле проектных инициатив, позволяя определить непригодные для застройки территории. Учитывая высокую динамику геологических процессов, этот вид изысканий позволяет заранее предусмотреть мероприятия защиты территорий, существующих и вновь возводимых зданий. В результате изучения геологии почвы определяются следующие категории зон геологического риска: чрезвычайно опасная, весьма опасная, опасная, малоопасная и неопасная. Устанавливаются причины, обуславливающие геологический риск. В зависимости от того, в какую из указанных категорий попадает избранный для застройки (реконструкции) участок, разрабатываются рекомендации по использованию территории, а также мероприятия по снижению геологического риска (регламентные, защитные, мониторинговые).

Сейсмические изыскания позволяют оценить явления, вызываемые размещением в процессе строительства (реконструкции) объектов вблизи специальных технических сооружений (трамвайных, железнодорожных путей, тоннелей метрополитена) и подверженных влиянию отдельных типов технологического оборудования.

Необходимость в поведении почвенных изысканий возникает в тех случаях, когда проектные работы связаны с землеустройством, благоустройством, преобразованием ландшафта. Поскольку большинство проектов планировки предусматривают производство таких работ в составе проектных разработок, то на стадии предпроектных исследований анализируются данные о почвенном составе и почвообразующих компонентах, химическом составе почв, о состоянии угодий и их хозяйственной ценности. Результаты изысканий обобщаются и представляются в виде полевой геоботанической карты и раскрываются в соответствующих разделах пояснительной записки.

Коррозионные изыскания позволяют установить наличие источников возникновения блуждающих токов, границы их распространения, степень опасности этих источников для сооружений различного рода. Особенно важно иметь эту информацию в процессе проектирования подземных сооружений, учитывая то, что одной из современных градостроительных тенденций является подземная урбанистика, значительно расширяющая типологию объектов с использованием подземного пространства. Не следует исключать этот вид технических изысканий из перечня предпроектных разработок.

3. На стадии предпроектной работы выделяют инженерные изыскания территории и застройки двух видов: общие и детальные. Общее обследование преследует цели получения комплекса информационных сведений, позволяющих составить системное представление о территории и застройке. Посредством сбора и аналитической обработки данных составляется аргументированное заключение о существующем состоянии территории и застройки и о направлениях их функционально-пространственных преобразований. Информация о территории систематизируется по следующим критериям: социально-экономическим, градостроительным, гигиены среды, состоянию инженерных сетей, функционированию системы обслуживания. Состояние зданий оценивается в соответствии с такими факторами, как архитектурно-исторический, объемно-планировочный, технический, экономический. Сущность метода группировки информации заключается в соблюдении принципа преемственности в принятии на основе собранной информации проектного решения.

На практике этот метод функционирует следующим образом. Изучение (пофакторное) состояния территории позволяет получить ряд аналитических выборок: социально-экономическое обоснование, заключение о зонировании и использовании территории, схемы функционирования систем транспортного обслуживания территории, обслуживания населения, использование подземного пространства, характеристика состояния окружающей среды. Полученный комплекс данных является основой принятия градостроительного проектного решения, т.к. содержит в себе сформулированные требования к организации застройки.

Общее обследование застройки носит структурный характер. Исходная информация сгруппирована в четыре раздела. Каждый из этих разделов выделен таким образом, чтобы иметь возможность составить разностороннее представление и описание объекта, начиная от архитектурно-планировочных характеристик вплоть до технических и экономических. На основе анализа информации составляется комплексное заключение о существующем состоянии застройки, проблемах ее функционирования и о перспективах последующего использования. Принципиальное значение обследования застройки состоит в том, чтобы составить мотивированное заключение по выбору наиболее оптимального направления строительных изменений объекта. Среди технических параметров важную роль играет оценка физического и морального износа зданий. Эти факторы в совокупности в наибольшей степени оказывают влияние на принятие проектных решений. В условиях рыночной экономики факт физического и морального износа зданий определяет суммарную оценку (размер инвестиций) на проведение строительных (реконструкционных) работ. Как следствие этого повышается (либо напротив, понижается) общая эффективность проводимых мероприятий. Кроме того, способность правильно определить степень износа зданий дает основание для принятия принципиального решения в пользу любого вида вмешательств: модернизации, сохранения (реконструкции) зданий.

4. Как отмечается ч.3 комментируемой статьи, отношения между застройщиком (заказчиком) и лицом (физическим или юридическим) по проведению инженерных изысканий, оформляются договором. В качестве такового может выступать договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. Для выполнения изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика (ст.759 ГК РФ).

Письмом Госстроя РФ от 31 марта 2004 г. № НЗ-2078/10 «О Методическом пособии по определению стоимости инженерных изысканий для строительства» был введен порядок определения стоимости таких работ во исполнение постановления Госстроя России от 08.04.2002 № 16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве». Данное пособие предназначено для практического применения при определении стоимости изыскательских работ и составлении сметных расчетов при финансировании инженерных изысканий для строительства за счет средств федерального бюджета, а также для аналогичных расчетов при других источниках финансирования.

Общие требования к подрядчику вытекают из ГК РФ (ст.49 и др.), а специальные требования сформулированы в Законе о лицензировании (ст.17). Как следует из данной статьи, в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, включены инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом. Порядок проведения лицензирования инженерных изысканий определен в Положении о лицензировании деятельности по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом (утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. № 174).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 286 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству» (ред. от 26 января 2005 г.), Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству до внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты РФ осуществляет лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, по инженерным изысканиям для строительства указанных зданий и сооружений.

Статья 47 ГК РФ. Регистрация актов гражданского состояния (действующая редакция)

1. Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:

2) заключение брака;

3) расторжение брака;

4) усыновление (удочерение);

5) установление отцовства;

6) перемена имени;

7) смерть гражданина.

2. Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.

3. Исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами.

При наличии спора между заинтересованными лицами либо отказе органа записи актов гражданского состояния в исправлении или изменении записи спор разрешается судом.

Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния на основании решения суда.

4. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 47 ГК РФ

1. Пунктом 1 комментируемой статьи определен перечень актов гражданского состояния, подлежащих государственной регистрации.

Согласно ст. 3 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» актами гражданского состояния называются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. В настоящее время государственной регистрации подлежат акты, указанные в п. 1 комментируемой статьи, а также в ч. 2 ст. 3 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах государственного состояния».

2. Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГСа, образованными органами государственной власти субъектов РФ. Вопросы образования и деятельности органов ЗАГСа на территориях субъектов РФ решаются субъектами РФ самостоятельно на основании ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений, на территориях которых отсутствуют органы ЗАГСа, также могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Органы местного самоуправления сельских поселений могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию:

При этом органы государственной власти субъектов РФ осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий.

Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан РФ, проживающих за пределами территории РФ, производится консульскими учреждениями РФ.

Контроль за деятельностью по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляет Минюст России, который:

— координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;

— осуществляет контроль за осуществлением полномочий РФ на государственную регистрацию актов гражданского состояния;

— осуществляет надзор за соблюдением законодательства РФ при государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Государственная регистрация акта гражданского состояния производится посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге и являются документами строгой отчетности. Каждый такой бланк имеет серию и номер.

Обратим внимание, что работник ЗАГСа не вправе производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении следующих лиц:

— его и своих родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер).

Поэтому государственная регистрация актов гражданского состояния в таких случаях производится другим работником ЗАГСа или в другом ЗАГСе.

Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния является удостоверением факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Свидетельство подписывается руководителем ЗАГСа и скрепляется печатью этого органа.

За государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина. Размер и порядок уплаты пошлины определен в ст. ст. 333.26, 333.27 НК РФ.

4. В силу ст. 69 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится при отсутствии спора между заинтересованными лицами и при наличии следующих оснований:

— записи акта об усыновлении;

— записи акта об установлении отцовства;

— записи акта о перемене имени;

— решения органа опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) собственно имени ребенка;

— заявления матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо об их изменении или исключении;

— заявления лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями);

— документа установленной формы, выданного органом дознания или следствия, об установлении личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица;

— документа установленной формы о факте смерти необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий лица в случае, если смерть зарегистрирована ранее;

— заключения органа ЗАГСа о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных ст. 70 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда.

В силу ст. 70 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния составляется органом ЗАГСа в случае, если:

— в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки;

— запись акта гражданского состояния произведена без учета правил, установленных законами субъектов РФ;

— представлен документ об изменении пола.

Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган ЗАГСа по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению. Внесение исправлений и изменений в запись акта гражданского состояния, ранее составленную в отношении умершего, производится по заявлению родственника умершего или другого заинтересованного лица.

В заявлении должны быть указаны следующие сведения:

— фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства заявителя;

— реквизиты записи акта гражданского состояния, в которую заявитель просит внести исправление или изменение.

К заявлению необходимо приложить:

— свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением исправления, или

— документы, подтверждающие наличие основания для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния.

5. Восстановление записей актов гражданского состояния производится органом ЗАГСа по месту составления утраченной записи акта гражданского состояния только на основании решения суда, вступившего в законную силу. В случае если утраченная запись акта гражданского состояния была составлена за пределами территории РФ, то восстановление записи может производиться по месту вынесения решения суда, вступившего в законную силу.

На основании восстановленной записи акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния с отметкой о том, что запись восстановлена.

Аннулирование первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния производится ЗАГСом по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей аннулированию, на основании решения суда, вступившего в законную силу.

5. Применимое законодательство:

— ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»;

— Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1049;

— Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1030;

— Постановление Правительства РФ от 28.03.2005 N 159;

— Постановление Правительства РФ от 06.07.1998 N 709;

— Постановление Правительства РФ от 17.04.1999 N 432;

— Постановление Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274;

— Приказ Минюста России от 28.03.2014 N 47;

— Приказ ФФОМС от 04.05.2010 N 90;

— Приказ Минюста России от 20.11.2012 N 212.