Договор социального найма сиротам

Оглавление:

Правительство России

О внесении изменений в типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Постановление от 16 апреля 2016 года №316. Типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот дополняется позицией, что жилое помещение предоставляется таким лицам с правом оформления постоянной регистрации по месту жительства. Это уточнение позволит исключить двойственное толкование правовых норм и защитить жилищные и гражданские права детей-сирот.

Постановление от 16 апреля 2016 года №316

Разработано Минобрнауки во исполнение поручения Правительства России.

Жилищным кодексом установлено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам (нанимателям) во владение и пользование для временного проживания.

Статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное обеспечение детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями для постоянного проживания с последующим исключением этого помещения из специализированного жилищного фонда и заключением с такими гражданами договора социального найма.

Правоприменительная практика показывает, что в ряде случаев территориальные подразделения Федеральной миграционной службы отказывают детям-сиротам и лицам из их числа в регистрации по месту жительства в жилом помещении специализированного жилищного фонда, рассматривая такое жилое помещение как предоставленное для временного проживания. Таким образом, дети-сироты и лица из их числа получают регистрацию по месту пребывания (временную регистрацию) сроком на пять лет.

Вместе с тем статьёй 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что местом жительства является в том числе жилое помещение специализированного жилищного фонда либо другое жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору найма специализированного жилого помещения либо на других основаниях, предусмотренных законодательством, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Таким образом, законодательство не содержит ограничений для оформления постоянной регистрации детей-сирот и лиц из их числа по месту жительства в предоставляемых им жилых помещениях.

Подписанным постановлением типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утверждён постановлением Правительства от 28 июня 2013 года №548), дополняется позицией, что жилое помещение предоставляется указанным лицам с правом оформления постоянной регистрации по месту жительства.

Это уточнение позволит исключить двойственное толкование правовых норм и защитить жилищные и гражданские права детей-сирот.

Может ли сирота приватизировать квартиру по договору социального найма до истечения 5 лет?

Здравствуйте! Я сирота. Мне 29 лет. 10.06.2013году получила вторичное жилье по договору социального найма. В данный момент хочу ее приватизировать, но мне отказывают местные власти говорят нужно ждать 5 лет. Могу ли я приватизировать по договору социального найма сейчас или все таки придется ждать 5 лет.

Ответы юристов (2)

Вы знаете, что для сирот существует закон, что ранее 5 лет пользования этой квартирой вы не можете ее приватизировать.

Здравствуйте, Татьяна! Вы скорее всего путаете, Вам должны были предоставить жилье по договору специализированного найма. В этом случае придется ждать 5 лет, чтобы с вами заключили договор социального найма. Согласно статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Договор социального найма сиротам

Предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты), регулируется положением ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон № 159-ФЗ), а также аналогичными законами соответствующих субъектов РФ. Региональные законы не могут противоречить федеральным требованиям, но могут их дополнять специальными региональными требованиями и условиями. Поэтому для определения порядка и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам в первую очередь необходимо знать требования федерального законодательства.

Положения ст. 8 Закона № 159-ФЗ применяются в настоящее время в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, положения которого вступили в законную силу с 01 января 2013 года.

Общий порядок предоставления определен положением ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, согласно которому «Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений».

Таким образом, действующее законодательство предполагает несколько обязательных условий для включения в список на получение жилого помещения:

  1. Наличие статуса сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на момент достижения лицом совершеннолетия.
  2. Отсутствие у сироты на момент включения в список жилого помещения на праве собственности или праве социального найма. Необходимо отметить что если сирота осуществляет коммерческий найм жилого помещения (арендует его у частного лица на коммерческих условиях), то подобный найм не ограничивает его права на включение в список на получение жилого помещения.
  3. Отсутствие у членов семьи сироты жилых помещений на праве собственности или праве социального найма. Согласно ст. 2 Семейного Кодекса РФ членами семьи признаются супруги, родители и дети. Иные родственники в соответствии с семейным законодательством не могут быть отнесены к категории «члены семьи». То есть если квартира на праве собственности имеется у опекуна или брата сироты, то сирота не рассматривается в качестве члена их семьи и имеет полное право претендовать на включение в список на получение жилого помещения. При этом важным является также вопрос включения сироты в договор социального найма жилого помещения в качестве члена семьи нанимателя, так как на практике такое включение возможно даже в отношении помещений, нанимателем которого выступает, например, бабушка сироты. Если сирота включен в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя, то подобное включение является основанием для отказа во включении сироты в список на получение жилого помещения в случае если в судебном порядке не будет доказано отсутствие семейных отношений с нанимателем и не будет принято решение о внесении исправления в текст договора социального найма, в результате которого сирота будет исключен из него в качестве члена семьи нанимателя.
  4. Отсутствие возможности проживания в жилом помещении, находящемся на праве собственности или социального найма у сироты или членов его семьи, по основаниям, установленным ч. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ.
  5. Подача заявления в районный орган опеки и попечительства о включении в список в возрасте от 14 до 23 лет. Заявление подается либо лично, либо представителем сироты. В отношении сирот в возрасте до 18 лет представителем может выступать опекун (попечитель), приемный родитель или представитель детской сиротской организации, в которой постоянно пребывает сирота. Для представления интересов при подаче заявления представитель должен предъявить документы, подтверждающие право действовать от имени сироты, а также документы, удостоверяющие его личность. В отношении сирот в возрасте от 18 до 23 лет представителем может выступать любое лицо на основании нотариальной доверенности. Подача документов осуществляется с предоставлением полного комплекта документов, обосновывающих право на получение жилого помещения, установленных региональным законодательством. Документы предоставляются либо в нотариально заверенных копиях, либо в копиях с одновременным предоставлением оригиналов на обозрение. Документы подаются в орган опеки и попечительства по месту выявления ребенка в качестве сироты, либо по месту его постоянного проживания, либо по месту его проживания в связи с обучением. Если сирота включена в список на получение жилого помещения, но достигло возраста 23 лет, из списка такое лицо не исключается и ожидает получения квартиры как и раньше.

К сожалению, ни действующее законодательство, ни положения об органах опеки и попечительства на местах не определяют обязанность органа опеки и попечительства или какого-либо иного органа осуществлять информирование детей-сирот о наличии у них права на включение в список для последующего получения жилого помещения. Эта проблема имеет существенное негативное значение на практике. Большое количество сирот узнает о наличии у них права на включение в список после достижения 23 лет, что не позволяет им подать документы и быть включенными в список. Многие продолжают надеяться, подают соответствующие заявления и обжалуют отказы во включении, но добиваются включения в итоге единицы. Нельзя сказать, что органы опеки и попечительства мотивированы на непредоставление квартир сиротам и поэтому сознательно замалчивают наличие соответствующих прав. Скорее речь следует вести именно об отсутствии закрепленной обязанности информирования, что порождает субъективное желание минимизировать собственные трудовые затраты. В итоге действует схема: я не обязан этого делать, так зачем я буду усложнять себе жизнь. Без пересмотра соответствующего положения на уровне законодательного обязывания осуществлять информирование о наличии соответствующего права проблема не может быть решена, но для этого требуется воля законодателя.

Законодательство предусматривает предоставление жилого помещения по достижении сиротой 18-летнего возраста, а также в случае приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (например, при вступлении в брак в возрасте до 18 лет или при начале официальной трудовой деятельности до 18 лет). На практике органы опеки и попечительства, а также органы образования указывают сиротам на тот факт, что если они осуществляют обучение, квартира будет им предоставлена исключительно по окончании обучения. На самом деле законодательно данное положение не закреплено и наличие у сироты места в общежитии не предполагает необходимости ожидать окончания обучения для получения жилого помещения. Это подтверждается положением ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, так как место в общежитии предоставляется не на праве собственности или социального найма, а предоставление жилого помещения временно на другом основании (комнаты в общежитии предоставляются на основании договора найма специализированных жилых помещений) не является основанием, препятствующим как включению в список на получение жилых помещений, так и получению жилого помещения лицу, ранее включенному в список.

Предоставление жилого помещения сиротам в возрасте после 18 лет возможно по их личному письменному заявлению по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. То есть если отказ в предоставлении жилого помещения орган государственной власти мотивирует, например, обучением сироты в колледже, такой отказ не может быть признан обоснованным, если он не сопровождается одновременным письменным заявлением сироты о предоставлении жилого помещения только по окончании обучения.

По сути, Закон № 159-ФЗ, не устанавливая иных условий для получения жилого помещения сиротой, делает список на получение жилого помещения не очередью, а именно списком, в котором сироты распологаются по дате обращения за получением жилого помещения или по датам рождения. Эту позицию поддерживает и Министерство образования и науки РФ, федеральный орган государственной власти, осуществляющий общее управление по вопросам реализации прав и законных интересов детей сирот. Соответствующая позиция отражена, например, в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года № ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций. Методические рекомендации по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Учитывая отмеченное выше, можно говорить о том, что закрепление жилого помещения за сиротой, осуществляемое органом опеки и попечительства при помещении сироты на воспитание в семью или в детскую сиротскую организацию, не гарантирует возникновение права на соответствующее жилое помещение. То есть закрепление следует рассматривать как гарантию права сироты на проживание в соответствующем жилом помещении до 18-летнего возраста, при этом закрепление не дает ни права собственности, ни права социального найма, которые являются обязательными условиями для отказа во включении в список на получение жилого помещения. То есть не требуется снимать закрепление или признавать его незаконным для осуществления включения в список. Ранее, до 01 января 2013 года действовало иное правило, согласно которому именно закрепление жилого помещения имело существенное значение при решении вопроса о включении в список на получение жилья.

Наконец, необходимо перечислить основания, которые позволяют включить сироту в список на получение жилого помещения даже при наличии у него самого или членов его семьи жилого помещения на праве собственности или праве социального найма. На федеральном уровне перечень оснований утвержден ч. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и включает в себя:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот. Для включения в список необходимо наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса РФ. То есть родителю, лишенному родительских прав, должно быть предложено в письменной форме как минимум два варианта размена жилого помещения, на что должен быть получен письменный отказ (в виде отдельного документа или в виде соответствующей отметки на самом предложении). Этот отказ следует обжаловать в районном суде и после отказа суда в удовлетворении искового заявления на основании решения суда сирота должен быть включен в список на получение жилого помещения. При этом отмеченное правило может быть реализовано только в случае наличия у сироты или члена семьи сироты жилого помещения на праве социального найма и не применимо к праву собственности. Однако и при наличии права собственности можно пробовать применять соответствующее положение на практике, требуя расселения с родителем, лишенным родительских прав;

2) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ и утвержденным Постановлением Правительства РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно. Наибольшую сложность в данном случае представляет получение документа, подтверждающего медицинский статус совместно проживающего лица, так как диагнозы заболеваний относятся к категории врачебной тайны и могут быть предоставлены либо самому больному, либо по решению суда. В случае, если через лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, невозможно получение документа, подтверждающего соответствующий диагноз, но диагноз доподлинно известен и включен в перечень противопоказанных к совместному проживанию, можно обратиться в суд, чтобы он подал судебный запрос о предоставлении подтверждающей диагноз документации. Целесообразным является подавать сразу заявление о признании невозможным совместного проживания и в рамках соответствующего судопроизводства истребовать медицинскую документацию. Если же тяжелой формой хронического заболевания страдает сам сирота, на этом основании он не имеет права требовать признания невозможности совместного проживания;

3) характер жилого помещения непригоден для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации. Непригодность для проживания должна быть подтверждена решением межведомственной комиссии муниципалитета. Для созыва комиссии собственник или наниматель жилого помещения по договору социального найма должен подать соответствующее заявление в муниципалитет. В случае, если межведомственная комиссия признала жилое помещение пригодным для проживания, но сирота считает его непригодным, есть возможность обратиться за проведением независимой экспертизы в специализированную организацию, а после получения заключения экспертизы в судебном порядке требовать признания жилого помещения аварийным или непригодным для проживания. Экспертное заключение можно получить только на договорной основе, никаких льгот у сирот при его оплате не имеется;

4) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном случае важно подтвержденное количество проживающих лиц, подтвержденное выпиской из домовой книги. В отдельных случаях количество фактически проживающих может подтверждаться иным образом, например, показаниями свидетелей, но эта форма доказательства применима скорее в судебном процессе. Учетная норма площади жилого помещения (не путать с нормой предоставления) – это минимальный размер площади, который должен быть на одного проживающего. Данная норма утверждается муниципалитетами (городами или районами).

Отдельные регионы также могут устанавливать дополнительные основания для включения в список сирот, обладающих жилыми помещениями.

Согласно п. 7 ст. 8 Закона № 159-ФЗ «по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются … в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма». Таким образом, предоставление части квартиры, отдельной комнаты или предоставление квартиры на несколько сирот законодательством с 01 января 2013 года не предусматривается и является незаконным. Также не предусматривается возможность выдачи жилищных сертификатов, денежных средств на приобретение жилого помещения и т.д. При этом незаконным является требование с сироты осуществить доплату на приобретение жилого помещения. Допускается предоставление жилых помещений как первичного жилищного фонда, так и вторичного жилья. Также допускается ситуация, при которой сирота самостоятельно находит жилое помещение для приобретения в рамках выделенной денежной суммы и предоставляет информацию региональным органам власти, которые осуществляют выкуп соответствующего жилого помещения в целях последующей передачи сироте. Под благоустроенностью жилого помещения подразумевается такое его состояние, которое является пригодным для постоянного проживания лица, в том числе по техническим и санитарным характеристикам. Вопрос предоставления жилого помещения с меблировкой или домашней техникой не урегулирован ни федеральным, ни региональным законодательством. Однако в отдельных регионах существует положение законодательства о выдаче сиротам денежных средств на приобретение мебели при получении жилого помещения. В любом случае для получения соответствующих денежных средств необходимо обратиться с заявлением в орган государственной власти, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, или в орган социальной защиты населения.

Руководитель Центра юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» Денисов П. Л.

Может ли сирота приватизировать квартиру раньше истечения пяти лет, если планирует переезд в другой город?

Я сирота. Мне 22 года, я получила квартиру год назад. Живу в другом поселке,так как там , где получила жить не хочу. я живу с молодым человекоМ и мы хотим переехать в другой город. Я хочу продать эту квартиру, но мне надо ждать еще 4 года . МОЖНО ЛИ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ ЕЕ РАНЬШЕ СРОКА. ДА КСТАТИ ПАРЕНЬ ЭТОТ НЕ МОШЕННИК И МЫ ЖИВЕМ УЖЕ ВМЕСТЕ(В ГРОЖДАНСКОМ БРАКЕ) 4 ГОДА.

Ответы юристов (2)

Здравствуйте, Людмила Александровна!

К сожалению, Вы не только раньше срока не сможете приватизировать квартиру. Вы её вообще не сможете приватизировать и продать.

Потому что по федеральной программе обеспечения жильём сирот и в соответствии с жилищным законодательством данная квартира предоставлена Вам по договору найма специализированного жилого помещения (ст. 100 ЖК РФ) сроком на 5 лет. То есть, Вы не являетесь собственником.

Если Вы выедете из квартиры, то договор найма будет с Вами расторгнут.

Здравствуйте! Согласно части 7 статье 8 закона о дополнительных гарантиях предоставляемых детям сиротам и статье 109.1 жилищного кодекса, жилые помещения предоставляются по договору специализированного найма. Согласно части 6 статье 8 упомянутого выше закона, срок заключения договора специализированного найма составляет 5 лет.

Таким образом ранее чем через 5 лет вы не сможете приватизировать квартиру.

Статья 8. Дополнительные гарантии прав
на имущество и жилое помещение
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в
случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается
невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на
территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке,
установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом
настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в
случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом
настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения
предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных
организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы
здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по
завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения
военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных
учреждениях.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и
(или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей
нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением
надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации,
формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом
пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых
помещений в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей
нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они
являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц
в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых
помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу
решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии
с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в
соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса
Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном
жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания
или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим
правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно
лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого
помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в
данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской
Федерации обстоятельство.
5. Порядок установления факта невозможности проживания
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых
жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам
социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается
законодательством субъекта Российской Федерации.
6. Срок действия договора найма специализированного жилого
помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о
необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1
настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор
найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый
пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается
законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма
специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний
срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма
специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств,
свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1
настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление
государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого
помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами,
указанными в пункте 1
настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого
помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской
Федерации.
7. По договорам найма специализированных жилых помещений
они предоставляются лицам, указанным в пункте 1
настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к
условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади
жилого помещения по договору социального найма.

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к
расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и
в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами,
которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми
помещениями.

Статья 109.1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ)
1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма
специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам,
лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г.

Глава 10. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИ

Статья 99. Основания предоставления специализированных жилых помещений

1. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

2. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Статья 100. Договор найма специализированного жилого помещения

1. По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона — собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

2. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

3. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.

4. Наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем.

5. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 — 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 № 182-ФЗ)

6. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.

7. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.

8. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 27.07.2010 № 237-ФЗ)

Статья 101. Расторжение договора найма специализированного жилого помещения

1. Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

2. Наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения.

3. Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.

Статья 102. Прекращение договора найма специализированного жилого помещения

1. Договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

2. Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилого помещения.

Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений

1. В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 488-ФЗ)

3. Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

4. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.

5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
(часть 5 введена Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ)

Статья 104. Предоставление служебных жилых помещений

1. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.05.2010 № 70-ФЗ)

2. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:

1) органом государственной власти Российской Федерации — в жилищном фонде Российской Федерации;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;
3) органом местного самоуправления — в муниципальном жилищном фонде.

3. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Статья 105. Предоставление жилых помещений в общежитиях

1. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

2. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

Статья 106. Предоставление жилых помещений маневренного фонда

1. Жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

2. Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период:

1) до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 1 статьи 95 настоящего Кодекса);
2) до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 2 статьи 95 настоящего Кодекса);
3) до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса);
4) установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 4 статьи 95 настоящего Кодекса).

3. Истечение периода, на который заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, является основанием прекращения данного договора.

Статья 107. Предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 358-ФЗ)

Порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 358-ФЗ)

Статья 108. Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами

Порядок предоставления жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, устанавливается федеральными законами.

Статья 109. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан

Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 109.1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(введена Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ)

1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.