Адвокат для иностранцев в россии

Верховный суд РФ дал разъяснения о статусе иностранных адвокатов в российских судах

Верховный суд РФ дал разъяснения о статусе иностранных адвокатов в российских судах. Соответствующие материалы содержатся в обзоре судебной практики за первое полугодие 2014 года, опубликованном на сайте суда.

Поводом для рассмотрения данного вопроса стало дело человека, которого требовали выдать правоохранительные органы Казахстана (вероятно, он является иностранцем, так как своих граждан Россия не выдает иностранным государствам). 16 сентября 2013 года прокурор принял решение о выдаче, 8 ноября это решение подтвердил Воронежский областной суд. Однако Верховный суд отменил решение и вернул дело на новое рассмотрение, так как интересы фигуранта представлял адвокат из Казахстана.

В обзоре поясняется, что выступать в качестве защитников в российских судах могут только российские адвокаты. Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», иностранные адвокаты могут давать россиянам разъяснения по вопросам законодательства своего государства (для этого юристу нужно зарегистрироваться в специальном реестре, кроме того, он не может быть допущен к делам, связанным с государственной тайной). В указанной норме закона нет слов «только» и «исключительно», однако в Верховном суде РФ сочли, что смысл фразы именно таков.

В обзоре подчеркивается, что Воронежский областной суд, зная, что интересы фигуранта представляет «незаконный» адвокат, должен был предоставить ему «законного» адвоката по назначению. Поскольку этого не было сделано, решение суда подлежит пересмотру (впрочем, о результатах пересмотра в обзоре не сообщается).

Стоит отметить, что если иностранный адвокат желает практиковать в России, он может изучить российское право, сдать экзамен и получить соответствующий статус в соответствии с действующим законодательством. В таком случае он будет считаться российским адвокатом и вышеуказанные ограничения не будут на него распространяться.

Защита прав иностранных граждан в судах РФ. Помощь адвоката по международным делам

Каким образом иностранный гражданин может обеспечить себе надежную правовую поддержку в российском суде?

Выход есть – услуги квалифицированного адвоката по международным делам, который обладает значительным опытом и предоставит всестороннюю юридическую поддержку на каждой стадии дела. Опытный адвокат найдет выход даже из самой сложной ситуации, эффективно защитив права иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

Иностранными гражданами признаются лица, которые находятся на территории Российской Федерации, но не являются её гражданами. Кроме этого, должны иметь место доказательства, подтверждающие принадлежность к иностранному государству.

В соответствии с действующим законодательством, защита прав иностранных граждан осуществляется в судах Российской Федерации. Более того, иностранные граждане обладают теми же процессуальными правами, что и российские граждане.

В той ситуации, когда иностранный гражданин приходит к выводу, что его законодательные права нарушены, он может обратиться за защитой в соответствующие органы, компетентные в разрешении возникших вопросов. Например, в качестве таких государственных органов выступают судебные инстанции, прокуратура и т.д. Если иностранный гражданин обращается в суд, то на него распространяются правила, связанные с соблюдением подсудности и подведомственности дела. Судопроизводство ведется в соответствии с нормами российского процессуального законодательства.

Как правило, иностранные граждане не обладают глубокими знаниями в области российского законодательства. Кроме этого, нередко возникают проблемы с коммуникацией, причиной которых является языковой барьер. Оптимальным решением в данной ситуации будут услуги, предоставляемые квалифицированным адвокатом. Опытный адвокат не только эффективно представит интересы иностранного гражданина в судебном заседании, но и обеспечит удобную коммуникацию, благодаря знанию нескольких языков.

Депортация иностранных граждан

Телефонная консультация 8 800 505-92-65

9 ответов от юристов и адвокатов

Общие положения для депортации иностранных граждан.

I. Общие положения

1. Настоящее Наставление определяет порядок:

подготовки материалов о депортации либо административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства(1);

оформления депортируемому либо административно выдворяемому за пределы Российской Федерации иностранному гражданину документов на выезд из Российской Федерации;

I. Общие положения

1. Настоящее Наставление определяет порядок:

подготовки материалов о депортации либо административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства(1);

оформления депортируемому либо административно выдворяемому за пределы Российской Федерации иностранному гражданину документов на выезд из Российской Федерации;

взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации(2) и Федеральной миграционной службы(3) с соединениями, воинскими частями и подразделениями пограничного контроля пограничных органов и пограничных войск федеральной службы безопасности(4) и Министерством иностранных дел Российской Федерации(5), дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств при организации депортации либо административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина.

2. Финансирование расходов, связанных с депортацией либо административным выдворением за пределы Российской Федерации иностранного гражданина осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации(6).

3. Сведения о депортированных либо административно выдворенных за пределы Российской Федерации иностранных гражданах представляются в центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации(7), в установленном порядке.

II. Организация деятельности органов внутренних дел и ФМС России по депортации

4. Депортации подлежит не выехавший из Российской Федерации в установленные законом сроки иностранный гражданин:

4.1. Срок проживания или временного пребывания которого в Российской Федерации сокращен, либо у которого аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство(8).

4.2. В отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации(9).

4.3. Совместно с членами семьи, получивший уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или об отказе в признании беженцем, либо уведомление об утрате или о лишении статуса беженца, либо утративший временное убежище или лишенный временного убежища, не использовавший право обжалования вынесенного решения или получивший отказ на жалобу и не имеющий иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, а также лишенный статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации — после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Российской Федерации(10).

5. Решение о депортации (приложение 1) иностранного гражданина принимает ФМС России по мотивированному представлению начальника подразделения паспортно-визовой службы органа внутренних дел(11) либо руководителя подразделения по делам миграции органа внутренних дел(12).

При подготовке представления о необходимости депортации с целью установления оснований, по которым выезд иностранного гражданина из Российской Федерации может быть ограничен, подразделением паспортно-визовой службы либо подразделением по делам миграции проводятся проверки по централизованным учетам ГИЦ МВД России и учетам соответствующих информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

6. На иностранного гражданина, в отношении которого вынесено решение о депортации, заводится учетное дело, в котором формируются документы, предусмотренные пунктом 5 настоящего Наставления, копии документов, удостоверяющих личность и гражданство (подданство) депортируемого иностранного гражданина, копия визы, а также, при необходимости, копии других документов, связанных с въездом, пребыванием и выездом иностранного гражданина из Российской Федерации.

7. О принятом решении о депортации ФМС России незамедлительно письменно информирует органы внутренних дел, представившие материалы.

8. Решение о депортации объявляется сотрудником органа внутренних дел иностранному гражданину на личном приеме под роспись, с одновременным вручением ему копии заключения о депортации.

В случае если иностранный гражданин не владеет русским языком, объявление ему решения о депортации производится при участии переводчика.

9. Одновременно с объявлением решения о депортации сотрудник органа внутренних дел проставляет в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, штамп установленного образца(13).

Указанный штамп проставляется также в графе «Отметки о регистрации по месту временного пребывания» выездной части миграционной карты депортируемого иностранного гражданина.

10. Исполнение решения о депортации за пределы Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется органами внутренних дел в зависимости от конкретных обстоятельств, связанных с исполнением решения о депортации (приобретение проездных документов, оформление в дипломатических представительствах или консульских учреждениях иностранных государств виз, необходимых для транзита и въезда в государство конечного назначения).

11. Начальник органа внутренних дел, исполняющего решение о депортации за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, может вынести решение о направлении материалов о депортации иностранного гражданина в суд с целью рассмотрения вопроса о содержании иностранного гражданина в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.

12. Иностранный гражданин, указанный в подпункте 4.3 настоящего Наставления, не может быть депортирован в государство гражданской принадлежности (подданства) или государство постоянного проживания против его воли(14) и без согласования с МИД России.

13. Решение о депортации иностранного гражданина с отметкой о его выезде из Российской Федерации приобщается к материалам учетного дела депортируемого.

III. Организация деятельности органов внутренних дел по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина

14. Административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина(15), назначаемого судьей и в производстве по делам о которых участвуют органы внутренних дел, предусмотрены статьей 18.8 частью 2 статьи 18.10 и статьей 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(16).

15. При организации производства по делу об административном правонарушении, влекущем административное выдворение, на стадиях возбуждения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу об административном правонарушении сотрудники органов внутренних дел руководствуются положениями Кодекса.

16. Сотрудник органов внутренних дел, выявивший иностранного гражданина, виновного в совершении действий, за которые в качестве меры административного наказания может быть установлено административное выдворение, докладывает о случившемся рапортом начальнику органа внутренних дел или его заместителю. В рапорте подробно излагаются обстоятельства, связанные с пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации, и правовые основания для рассмотрения вопроса о его административном выдворении.

17. В случае доставления и административного задержания иностранного гражданина производится уточнение данных о личности задержанного лица путем направления соответствующих запросов в центральный банк данных.

18. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, информация об административном задержании иностранного гражданина направляется в консульское учреждение или дипломатическое представительство иностранного государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания данного лица. По требованию задержанного указанная информация должна быть направлена безотлагательно(17).

При отсутствии у задержанного лица документов, удостоверяющих личность, такая информация сопровождается обращением об оказании содействия в установлении его личности и документировании задержанного иностранного гражданина.

19. С целью установления оснований, по которым выезд иностранного гражданина из Российской Федерации может быть ограничен, органом внутренних дел, возбудившим дело об административном правонарушении, указанном в пункте 14 настоящего Наставления, проводятся проверки по централизованным учетам ГИЦ МВД России и учетам соответствующих информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

20. При отсутствии оснований, препятствующих выезду иностранного гражданина из Российской Федерации, после оформления всех необходимых материалов начальник органа внутренних дел или его заместитель обеспечивает их направление в суд, а так же личное присутствие иностранного гражданина в суде(18), с целью рассмотрения вопроса об административном выдворении.

21. Оформленные материалы дела об административном правонарушении, указанном в пункте 14 настоящего Наставления (рапорт сотрудника органа внутренних дел, протоколы о доставлении, административном задержании и административном правонарушении, результаты проведенных проверок и иные необходимые документы) направляются по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя на рассмотрение суда в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении(19).

Копии документов, направляемых в суд, а также копии документов, удостоверяющих личность и гражданство (подданство) иностранного гражданина, визы, а, при необходимости, иных документов, связанных с въездом, пребыванием и выездом иностранного гражданина из Российской Федерации, формируются в учетное дело иностранного гражданина, совершившего административное правонарушение, указанное в пункте 14 настоящего Наставления.

22. В целях исполнения вступившего в законную силу постановления об административном выдворении(20) орган внутренних дел, ответственный за его исполнение, определяет при необходимости по согласованию с МИД России, государство выезда выдворяемого лица и принимает меры для организации его выезда.

23. В документе, удостоверяющем личность выдворяемого иностранного гражданина, сотрудником органа внутренних дел, ответственного за исполнение постановления об административном выдворении, проставляется штамп установленного образца(21).

Одновременно указанный штамп проставляется в графе «Отметки о регистрации по месту временного пребывания» выездной части миграционной карты выдворяемого иностранного гражданина.

24. В случае отсутствия у выдворяемого иностранного гражданина документов, удостоверяющих личность, орган внутренних дел, ответственный за исполнение постановления об административном выдворении, направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания выдворяемого иностранного гражданина обращение о документировании выдворяемого лица в возможно короткие сроки.

Копия такого обращения направляется по каналам электронной факсимильной либо телетайпной связи в соответствующий территориальный департамент МИД России для оказания по дипломатическим каналам содействия в документировании.

25. В случае, когда документирование выдворяемого лица задерживается либо отсутствуют финансовые средства на его отправку, а также при наличии иных обстоятельств, препятствующих исполнению постановления об административном выдворении, начальник органа внутренних дел, ответственного за исполнение постановления об административном выдворении, или его заместитель направляет соответствующие материалы судье, вынесшему данное постановление, для рассмотрения вопроса о продлении срока содержания иностранного гражданина в специальных учреждениях(22).

26. Постановление об административном выдворении с отметкой об исполнении административного наказания возвращается органом внутренних дел, ответственным за его исполнение, судье, вынесшему данное постановление(23).

Копия постановления об административном выдворении, с отметкой начальника органа внутренних дел, ответственного за исполнение постановления об административном выдворении, или его заместителя о выезде выдворяемого иностранного гражданина из Российской Федерации, подшивается в учетное дело иностранного гражданина, совершившего административное правонарушение, влекущее за собой административное выдворение.

IV. Обеспечение деятельности органов внутренних дел по исполнению решений о депортации либо постановлений об административном выдворении

27. На иностранного гражданина, в отношении которого вынесено заключение о депортации, либо совершившего административное правонарушение, указанное в пункте 14 настоящего Наставления, составляется учетная карточка (приложение N 2), производятся его фотографирование и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация с последующим направлением полученных сведений в центральный банк данных(24).

28. Составленные дактилоскопические карты указанных лиц с приложением копии заключения органа внутренних дел о депортации иностранного гражданина либо копии протокола об административном правонарушении в 2-х экземплярах ежемесячно направляются в информационный центр МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации.

29. Учетные дела иностранных граждан, в отношении которых вынесено заключение о депортации, а также учетные дела иностранных граждан, совершивших административные правонарушения, указанные в пункте 14 настоящего Наставления, регистрируются по журналам учета соответствующих дел.

Порядковый номер регистрации проставляется на учетном деле и на учетной карточке на иностранного гражданина, депортируемого либо выдворяемого за пределы Российской Федерации.

Срок хранения органами внутренних дел учетных карточек и учетных дел на депортированных и выдворенных в административном порядке за пределы Российской Федерации иностранных граждан составляет пять лет.

30. Журналы учета дел депортируемых иностранных граждан, а также иностранных граждан, совершивших административное правонарушение, влекущее административное выдворение, подлежат регистрации в подразделении делопроизводства и режима (секретариате, канцелярии) органа внутренних дел исполнившего решение о депортации либо постановление об административном выдворении, и ведутся до их окончания за присвоенными номерами без ежегодной перерегистрации.

Срок хранения журналов учета дел депортируемых и совершивших административное правонарушение, влекущее административное выдворение, иностранных граждан составляет пять лет с даты их окончания.

31. Орган внутренних дел, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, в течение суток направляет по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи информацию о принятом решении о депортации либо о вынесенном судьей постановлении об административном выдворении в соответствующий территориальный департамент МИД России с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания иностранного гражданина.

32. Одновременно информация, указанная в пункте 31 настоящего Наставления, направляется в пригласивший иностранного гражданина орган, дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства, международную организацию либо ее представительство, юридическому или физическому лицу, по ходатайству которого иностранному гражданину было оформлено приглашение на въезд в Российскую Федерацию.

33. В случае вынесения судьей постановления о содержании депортируемого либо выдворяемого в административном порядке иностранного гражданина в специальных учреждениях(25) орган внутренних дел, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, в течение суток направляет по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи информацию о содержании иностранного гражданина в специальных учреждениях в соответствующий территориальный департамент МИД России с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания депортируемого (выдворяемого) иностранного гражданина.

34. В случае если Российской Федерацией с государством выезда депортируемого либо выдворяемого в административном порядке иностранного гражданина заключен международный договор о возврате, приеме лиц, незаконно находящихся на территории государств, орган внутренних дел, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, направляет компетентным органам иностранного государства, на территорию или через территорию которого иностранный гражданин депортируется (выдворяется), ходатайство о его приеме в порядке, установленном данным международным договором.

35. При необходимости орган внутренних дел, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, направляет в МИД России обращение об оказании по дипломатическим каналам содействия в оформлении дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями соответствующих государств виз, необходимых для транзита и въезда депортируемого (выдворяемого) лица в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания.

36. Иностранный гражданин, в отношении которого принято решение об административном выдворении или о депортации, выезжает на основании данного решения(26), о чем предупреждается органом внутренних дел, ответственным за исполнение данного решения.

37. В случае если международным договором Российской Федерации с государством выезда депортируемого (выдворяемого в административном порядке) иностранного гражданина предусмотрен возврат, прием лиц, незаконно находящихся на территориях государств, орган внутренних дел, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, согласовывает в порядке, установленном данным международным договором, место и время передачи депортируемого (выдворяемого) лица представителю властей иностранного государства, на территорию или через территорию которого иностранный гражданин депортируется (выдворяется).

38. После оформления депортируемому (выдворяемому в административном порядке) лицу документов на выезд из Российской Федерации орган внутренних дел, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, не позднее двух суток до выезда депортируемого (выдворяемого) иностранного гражданина информирует подразделение пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, через который будет осуществлена депортация либо административное водворение, и соответствующее подразделение органов внутренних дел на транспорте (при его наличии) либо подразделение органа внутренних дел, в ведении которого находится обслуживаемая территория, о персональных данных депортируемого (выдворяемого) лица, а также дате и времени планируемого пересечения им Государственной границы Российской Федерации. В случае если передача лица, подлежащего административному выдворению, представителю власти иностранного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с указанным государством, административное выдворение осуществляется в месте, определяемом пограничным органами(27).

39. При наличии сведений о возможности уклонения депортируемого либо выдворяемого в административном порядке иностранного гражданина от выезда из Российской Федерации в установленный для исполнения решения о депортации либо постановления об административном выдворении срок, порядок организации сопровождения иностранного гражданина до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации определяется начальником или заместителем начальника органа внутренних дел. Процедура сопровождения иностранного гражданина в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации определяется начальником или заместителем начальника орган внутренних дел по согласованию с командованием соединения, части или подразделения пограничного контроля.

40. Пост иммиграционного контроля либо подразделение по делам миграции, получившие выездную часть миграционной карты иностранного гражданина со штампом о депортации либо об административном выдворении, в течение трех суток направляют в орган внутренних дел, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, сообщение о выезде депортируемого (выдворяемого) иностранного гражданина из Российской Федерации.

41. В случае контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого иностранного гражданина из Российской Федерации начальник органа внутренних дел, ответственного за исполнение постановления об административном выдворении, или его заместитель проставляет отметку об исполнении в постановлении об административном выдворении на основании указанного сообщения поста иммиграционного контроля либо подразделения по делам миграции.

42. Орган внутренних дел, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, в течение суток с момента исполнения решения (постановления об административном выдворении) направляет в подразделение паспортно-визовой службы представление о недопущении въезда депортированного либо выдворенного в административном порядке иностранного гражданина в Российскую Федерацию на срок, установленный законодательством Российской Федерации, с целью последующей передачи информации в центральный банк данных.

43. Одновременно информация о завершении процедуры депортации либо административного выдворения направляется по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи в соответствующий территориальный департамент МИД России с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания депортированного (выдворенного) иностранного гражданина.

44. О депортированных либо выдворенных в административном порядке иностранных гражданах, получивших ранее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или отказе в признании беженцем, либо уведомление об утрате или о лишении статуса беженца, либо ранее утративших временное убежище или лишенных временного убежища, а также виновных в нарушении иммиграционных правил либо правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы, направляются сообщения в ФМС России

Получить статус адвоката в Российской Федерации для иностранца

При создании новых стандартов регулирования профессии не предлагается запрещать или ограничивать право российских клиентов заключить договор с иностранной юридической фирмой об оказании юридических услуг за границей для целей получения юридической помощи по вопросам иностранного права. Речь идет лишь об упорядочении их деятельности в России – о создании единого профессионального стандарта для оказания юридической помощи, причем на принципах взаимности и без нарушения обязательств Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией.

Необходимо отметить, что в настоящее время в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 2 Закона об адвокатуре адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. При этом адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются Минюстом России в специальном реестре. Осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации без регистрации в указанном реестре запрещается.

Для обеспечения защиты национальных интересов следует предусмотреть, что осуществление не только адвокатской деятельности, но и деятельности по оказанию юридической помощи в любой другой форме лицами, являющимися адвокатами или юристами иностранных государств, допускается при условии их регистрации в специальном реестре, который ведется Минюстом России, и лишь по вопросам права данного иностранного государства, при соблюдении принципа взаимности
(то есть иностранное государство, в котором данное лицо является адвокатом или юристом, предоставляет российским адвокатам на своей территории статус, позволяющий оказывать юридическую помощь).

Указанный порядок не исключает возможности иностранных граждан получить статус адвоката в Российской Федерации и право оказывать юридическую помощь по вопросам российского права, если они имеют высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации или Союзе ССР, либо высшее юридическое образование, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации, при условии соблюдения принципа взаимности (то есть, если в соответствии законодательством данного иностранного государства гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, вправе получить в данном государстве на тех же условиях статус адвоката или иной аналогичный статус, позволяющий оказывать юридическую помощь по вопросам права этого государства).

Также необходимо установить, что с определенного момента юридические услуги по вопросам российского права (в том числе судебное представительство) на территории Российской Федерации смогут предоставлять только те организации, которые зарегистрированы в соответствии с российским законодательством в качестве юридических лиц, являющихся адвокатскими образованиями. При этом следует предусмотреть ряд мер, исключающих прямую или косвенную подконтрольность таких адвокатских образований иностранным лицам, в частности, путем установления ограничений по субъектному составу участников адвокатских образований и т.д.

ФПА разрешила иностранным адвокатам получать статус российского адвоката

Сегодня Федеральная палата адвокатов России отменила свое разъяснение от 2004 года, в соответствии с которым адвокаты иностранных государств не имели права получить аналогичный статус в России, а могли только консультировать по вопросам права своей страны. Решение связано с условиями вступления России в ВТО. После этого события иностранные адвокаты смогут работать в нашей стране на равных правах со своими местными коллегами, пройдя специальный экзамен.

О том, что Разъяснение Совета ФПА от 22.04.2004 (протокол №5) об иностранных адвокатах подлежит отмене, сегодня сообщил на заседании Совета ФПА Юрий Самков, руководитель Управления по адвокатуре и адвокатской деятельности Федеральной палаты адвокатов РФ. В этом разъяснении говорилось о том, что адвокаты иностранных государств не могут приобретать статус адвоката на территории России, поскольку это не предусмотрено российским законодательством.

«В 2004 году совет принял такое решение, полагая, что для адвокатов иностранных государств достаточно возможности участвовать в делах на территории России, касающихся иностранного права. Это предусмотрено Законом об адвокатской деятельности», — пояснил Юрий Самков.

В Законе об адвокатской деятельности и адвокатуре (см. документ в СПС «Право.Ru») говорится, что иностранные граждане могут получить статус российского адвоката на общих основаниях, а также о том, что адвокаты из другой страны могут оказывать юридическую помощь на территории России по вопросам права данного государства. При этом они должны зарегистрироваться в специальном реестре Минюста. «Сейчас в России работает немало юристов-иностранцев, в том числе, по моим данным, около 50 адвокатов, — сказал Самков. — Необходимо устранить препятствия для проверки их компетентности и допущения к работе уже в статусе адвокатов».

Перемены связаны с будущим вступлением России во Всемирную торговую организацию. Правила ВТО не ограничивают участие иностранных адвокатов в юридической деятельности на территории любой страны-члена организации с признанием их статуса, если они пройдут проверку на знание местных законов. Поэтому среди условий вступления России в организацию содержится и такое: российским властям необходимо установить процедуру проверки компетентности юристов из любого другого государства-члена ВТО и соблюдать эту процедуру после вступления РФ в организацию.

Сейчас в Минюсте при участии адвокатского сообщества обсуждаются правила и порядок аттестации иностранных адвокатов в России (с одним из проектов Минюста можно ознакомиться в СПС «Право.Ru» здесь). Одновременно стало очевидно, что разъяснение ФПА от 2004 года о невозможности приобретения иностранным адвокатом статуса российского адвоката должно быть отменено. После доклада Ю.С. Самкова Совет ФПА единогласно проголосовал за отмену документа.

Иностранным адвокатам в России дали зелёный свет

Граждане нашей страны смогут теперь выбирать, кто будет отстаивать их права и интересы, утверждают российские СМИ. Раньше иностранцы не могли получить в России статус адвоката, у них можно было проконсультировать лишь по законам их страны. Мнение экспертов о том, как допуск иностранцев на российский рынок адвокатских услуг скажется на их качестве и стоимости, разделились. Одни говорят, что это поможет поднять уровень российских защитников до европейского, другие полагают, что до этого уровня вырастут лишь цены. Своё мнение в эфире «Вестей ФМ» высказал президент Федеральной палаты адвокатов Евгений Семеняко.

«Вести ФМ»: Как вы считаете, возможен ли сейчас существенный рост цен на услуги адвокатов?

Семеняко: Понимаете, прежде чем говорить о росте цен, надо все-таки понять — а на самом ли деле достоверна та информация, которая сейчас идет по нашим средствам массовой информации, что якобы Федеральная палата разрешила иностранным адвокатам работать у нас, в России?

«Вести ФМ»: А что же, не разрешала?

Семеняко: Во-первых, Федеральная палата не обладает полномочиями запрещать или разрешать работать иностранным адвокатам. Ни при каких обстоятельствах мы решений о разрешении не принимаем. Мы даже не ходатайствовали, не просили разрешить иностранным адвокатам работать в России. Мы никаких таких шагов не предпринимали, потому что закон российский эту ситуацию давно разрешил. Разрешил — в смысле отрегулировал. Иностранные адвокаты могут на территории Российской Федерации консультировать только своих граждан, то есть граждан своих стран, по вопросам их национального законодательства. А в России для того, чтобы иностранный адвокат имел возможность практиковать наряду с российским адвокатом, он должен сдать квалификационные экзамены на русском языке, чтобы его поняли члены квалификационной комиссии, должен продемонстрировать высокий уровень знаний российского законодательства. И только после этого он сможет работать наряду с российским же адвокатом. В том числе и заниматься адвокатской практикой. Поэтому откуда вот такая странная информация возникла, я не знаю.

«Вести ФМ»: Но ведь совет Федеральной палаты адвокатов единогласно отменил свое собственное разъяснение от 2004 года, в котором говорилось, что иностранцы могут представлять интересы своих доверителей в российских судах только по вопросам иностранного права.

Семеняко: Нет! Я все-таки президент Федеральной палаты адвокатов и, честно признаться, претендую на то, что я все-таки знаю о тех решениях, которые принимает совет Федеральной палаты адвокатов. В свое время совет Федеральной палаты адвокатов запретил допускать иностранных адвокатов к сдаче квалификационных экзаменов для приобретения статуса адвоката в России, ссылаясь на то, что такое разрешение есть только для иностранных граждан. Российские законы в адвокатской деятельности не запрещают иностранцам приобретать статус адвоката в России, следуя вот тем самым европейским стандартам, которые приняты в Европе, когда не требуется иметь гражданства страны, на территории которой претендуешь практиковать в качестве адвоката. Так вот мы отменили этот запрет, коль скоро он не был основан на действующем законе об адвокатской деятельности. И мы говорим, что если граждане иностранных государств имеют в своей стране — иностранном государстве — статус адвоката, иностранного адвоката, они могут на общих основаниях быть допущены к сдаче квалификационных экзаменов на приобретения статуса адвоката в России.

Полностью интервью с Евгением Семеняко слушайте в аудиофайле.

Популярное

«РПЦ – последний общерусский институт»

МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: «Русская православная церковь – единственный оставшийся общерусский институт. Тысячу лет (тысячу!) мы его сохраняли! Мы что, возьмем и сольем, что ли?! В этом есть какая-то даже сакральная сущность. Я знаю, как Украинская православная церковь Московского патриархата защищала свои святыни совсем недавно. Потому что отнять пытались все время».

«Во что человек верит – тому он и служит»

ОТЕЦ ДМИТРИЙ: «Когда-то Феофан Затворник ещё в XIX веке сказал, что придёт такое время, когда в России будет столько вер, сколько голов. А человеком движет его вера. Во что он верит – тому он и служит. Поэтому все люди, так сказать, по-разному. Как-то они группируются: одни, как они говорят, служат искусству, другие служат богатству, третьи – славе, во что бы то ни стало».

Россияне в «деле Скрипалей»: ищем логику

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ: «Если меня спросят, знаю ли я, кто отравил Скрипалей, и будете думать, что я скажу, что это ГРУ или не ГРУ, я вам отвечаю: «А я не знаю». Я просто предлагаю порассуждать. Я предлагаю сейчас не иронизировать, не издеваться, не вздымать руки вверх, а просто отнестись к этому, как к обычному расследованию».