Административное право коап 2014

Статья 3.5. Административный штраф

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ статья 3.5 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 3.5. Административный штраф

См. комментарии к статье 3.5 КоАП РФ

Об установлении минимальных размеров штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, смотри Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 30 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 451-ФЗ

Часть 1 изменена с 1 октября 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 236-ФЗ

Часть 1 изменена с 10 августа 2018 г. — Федеральные законы от 29 июля 2018 г. NN 237-ФЗ и 239-ФЗ

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа, либо сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 3.1 с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 265-ФЗ

3.1) сумме выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 3.2 с 29 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 446-ФЗ

3.2) сумме выручки правонарушителя от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году;

4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N159-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4.1, вступающим в силу с 1 июля 2015 г.

4.1) сумме затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу, не относящихся к производству такой продукции;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ пункт 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

5) начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 — 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — контракт), цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

6) сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

7) незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8

8) сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо сумме бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме полученного бюджетного кредита, либо сумме полученной бюджетной инвестиции, либо сумме полученной субсидии, либо сумме средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме средств незаконно произведенных операций;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 9, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9) разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10

10) кадастровой стоимости земельного участка;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 265-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 11

11) стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 344-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 12

12) цене совершенной государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением сделки;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 464-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 13

13) сумме денежных средств, которые получены редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем и информация о получении которых должна предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 14

14) сумме ранее наложенного административного штрафа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 437-ФЗ в часть 2 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения — менее пятисот рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

3. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы полученного бюджетного кредита, либо суммы полученной бюджетной инвестиции, либо суммы полученной субсидии, либо суммы средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы средств незаконно произведенных операций, либо незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, либо суммы расчета без применения контрольно-кассовой техники, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, в случаях, предусмотренных статьями 7.27 и 7.27.1 настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14.10 настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости предмета административного правонарушения, в случае, предусмотренном статьей 14.15.2 настоящего Кодекса, не может превышать для граждан двадцатипятикратный размер стоимости входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, явившемся предметом административного правонарушения, для должностных лиц — тридцатикратный размер стоимости входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, явившемся предметом административного правонарушения, в случаях, предусмотренных статьями 7.1 и 8.8 настоящего Кодекса, не может превышать сто тысяч рублей для граждан, триста тысяч рублей для должностных лиц, семьсот тысяч рублей для юридических лиц, а в случае, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса, — стократный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ в часть 4 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ статья 3.5 настоящего Кодекса дополнена частью 4.1

4.1. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ статья 3.5 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.2. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа, не может превышать десятикратный размер наложенного административного штрафа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ статья 3.5 настоящего Кодекса дополнена частью 4.3

4.3. Размер административного штрафа, кратный сумме ранее наложенного административного штрафа, не может превышать двукратный размер наложенного административного штрафа.

Информация об изменениях:

Статья 3.5 дополнена частью 4.4 с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 265-ФЗ

4.4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), не может превышать одну пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Информация об изменениях:

Статья 3.5 дополнена частью 4.5 с 29 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 446-ФЗ

4.5. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, не может превышать 3 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году.

5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 6 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

6. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Административное правонарушение

Здравствуйте, я получила административное правонарушение, предусмотренного ст.6.9.ч.1 КоАП РФ, на данный момент она действующая, вопрос мой в том, что я хочу пойти работать бортпроводником, возьмут ли меня теперь туда или эта сфера деятельности мне уже не светит никогда? Заранее спасибо.

Уточнение клиента

Извините . Я совсем ошиблась .. Пожалуйста пересмотрите статью 6.11

27 Октября 2014, 20:57

Ответы юристов (11)

Вопрос о приема бортпроводником или в отказе от приема в связи с употреблением наркотических средств решается в рамках ведомственных правовых актов гражданской авиации. Если у руководства сложится убеждение, что случай с привлечением Вас к административной ответственности по ст. 6.9. КоАП РФ был единственным и последним, могут взять на работу. Если же буджут сомнения, откажут и это будет обоснованно.

Есть вопрос к юристу?

Согласно Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ(ред. от 20.04.2014)(с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014)

Статья 52. Понятие авиационного персонала
1. К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами.

2. Авиационный персонал включает в себя авиационный персонал гражданской авиации, авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал экспериментальной авиации.

3. На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Здравствуйте, согласно КоАП РФ

Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

то есть через год срок административного наказания снимается.

Законодательством РФ ограничений в приеме на работу бортпроводников в связи с привлечением к административной ответственности не установлено.

Однако частные авиакомпании скорее всего проверяют кандидатов по всем каналам.

Попробуйте, возможно препятствий и не будет.

«возьмут ли меня теперь туда или эта сфера деятельности мне уже не светит никогда?»

Срок погашения административного наказания составляет один год. То есть, если в течение года Вы вновь не будете привлечены к административной ответственности, Вы будете считаться не привлекавшейся и оснований для отказа в приеме на работу бортпроводником отпадут. И все же, все зависит от руководства компании. Если они усомнятся в Вас, они могут найти другие причины отказа. Это надо иметь в виду.

Данное административное правонарушение положило крест на Вашем желании работать в этой структуре, т.к. служба безопасности проверяет всех кандидатов. Тем более со сложившимися обстоятельствами в стране, эти проверки только ужесточились. Вам причину по результатам проверки не скажут, но Вы будете знать какая причина принесла очивидные плоды.

Уточню, за сам факт адм-го правонарушения формально не будет являться отказом, но по факту, так как в полицию запрос пойдёт о судимостях и привлечении к ответственности, данный факт всплывёт.

Так же если Вы стоите на учёте у нарколога, то просто мед.комиссию не пройдёте.

Порядок прохождения можете прочитать тут.

Пожалуйста пересмотрите статью 6.11

Тогда формально повода для отказа нет. Но тут действительно всё зависит от службы безопасности, могут и отказать без объяснения причин.

«Я совсем ошиблась… Пожалуйста пересмотрите статью 6.11»

Эта норма предусматривает административную ответственность за занятие проституцией. Естественно, это не наркомания и не алкоголизм и прямых запретов в приеме на работу бортпроводником Вы не найдете. Но повторю примерно то же, что с случаем употребления наркотиков. Оснований для отказа нет, однако руководство авиакомпании может Вам отказать без объяснения причин и обжаловать такой отказ — дело бесперспективное. Попробуйте, может все и получится.

Но есть иной выход: зарегистрируйте официальный брак с мужчиной. Все сомнения тогда отпадут.

Если посмотреть анкету на должность борт-проводника, например, вот здесь:

то имеется графа — проблемы медицинского характера, что означает — есть ли у Вас наркозависимость. Соответственно, Вы будете проходить медосмотр.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ «Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию»

— Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
www.consultant.ru/popular/koap/13_4.html#p629© КонсультантПлюс, 1992-2014

т.е. погашение — один год. Но ст. 17 ФЗ от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» предусмотрено, что полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах, где подлежит регистрации информация о лицах, совершивших административное правонарушение. Таким образом, служба безопасности авиакомпании (или отдел кадров) может получить сведения о наличии у Вас административного правонарушения. Поэтому решение о Вашем допуске к работе будет приниматься только авиакомпанией.

Извините. Я совсем ошиблась… Пожалуйста пересмотрите статью 6.11

Думаю что Ваши шансы возросли — по сравнению с прежним административным правонарушением.

Но все равно, не стоит расслабляться Вам, так как другие «нормативы» — должны быть в полном порядке.

Если у Вас отбор идет на вакантное место через конкурс, то попробуйте перепроверить документы: отличные характеристики с прежних мест учебы или (и) работы, резюме и автобиографию .

Также при такой работе — должны быть хорошие внешние данные и приятный голос, но это уже не относится к юриспруденции (личное мнение).

Здравствуйте, Евгения! За совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.11. Кодекса России об административных правонарушениях, предписано один из видов административных наказаний, закреплённых статьёй 3.2. Кодекса России об административных правонарушениях. В данном случае речь идёт о штрафе.

Наложение на виновное лицо денежного взыскания согласно действующему российскому законодательству — необходимое и достаточное наказание. Факт привлечения к административной ответственности не является основанием для отказа в приёме Вас на работу в качестве бортпроводника.

Однако Вам необходимо иметь в виду: каждая компания устанавливает свои правила, которым должны соответствовать лица, выполняющие функции бортпроводников. Отбор осуществляется на основе анализа профессиональных качеств кандидата. Это главное.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Новому КоАП прописано больше наказаний

Привлечение к административной ответственности 14-летних, административные запреты для бизнесменов и разного рода дебоширов, а также участников митингов и демонстраций – такие нормы предлагают отразить в новом КоАП влиятельные депутаты Госдумы. Кроме того, они хотят расширить инструментарий санкций, установить градацию правонарушений и увеличить сроки давности для привлечения к ответственности. КоАП, по их мнению, судя по всему, должен быть больше похож на УК.

Примерно год назад, в феврале 2014 года, Лариса Брычева, помощник президента Владимира Путина и начальник его государственно-правового управления назвала ситуацию с бесконечными изменениями Кодекса об административных правонарушениях близкой к катастрофе. За время действия кодекса было принято 350 законов, меняющих его, и теперь в тексте КоАП насчитывается порядка 2500 корректив. Депутаты откликнулись на ее слова попытками разработать новый КоАП, который не будет «лоскутным одеялом», как его нередко называют.

Первым сделал это эсер Александр Агеев, возглавлявший одну из двух рабочих групп по реформе законодательства об административных правонарушениях, существующий под эгидой Госдумы. Он обнародовал свой проект Общей части Административного кодекса в октябре 2014 года. А сегодня свой вариант Общей части нового КоАП представили глава думского комитета по госстроительству единоросс Владимир Плигин и его коллега по фракции Дмитрий Вяткин. Их рабочая группа трудилась над новым документом последние три месяца. В ее состав входили, как рассказал сегодня журналистам Плигин, в частности, Вячеслав Витушкин, директор Института проблем административно-правового регулирования Высшей школы экономики, глава правового управления Федеральной антимонопольной службы России Сергей Пузыревский, профессор кафедры административного права и процесса Российской академии народного хозяйства и государственной службы Нелли Побежимова и другие.

Новые возрастные ограничения и сроки давности

Снижается минимальный возраст для привлечения к административной ответственности. Плигин и его коллегии предлагают «в исключительных случаях», которые пропишут в КоАП, наказывать детей, которым исполнилось 14 лет, но общее правило о 16 годах сохраняется. Также депутаты позаимствовали из действующего кодекса норму о том, что «с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о гражданине, совершившем административное правонарушение в возрасте от 14-ти до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанный гражданин может быть освобожден от административной ответственности».

Предлагается изменить и срок привлечения к административной ответственности. По общему правилу он будет составлять один год, а не два-три месяца, как сейчас. По делам о нарушениях бюджетного и таможенного законодательства его хотят установить в два года, законодательства о налогах и сборах – три, по антимонопольным делам – четыре, а по делам о противодействии терроризму и коррупции – шесть.

Заимствования из УК

Часть идей авторов, по-видимому, почерпнута из уголовного законодательства. Так, например, вводятся категории административных правонарушений в зависимости от их характера: грубые, значительные и менее значительные. К первым предлагается причислять деяния, создающие угрозу жизни, здоровью людей, национальной безопасности России, риски наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, возникновения эпидемии, а также влекущие за собой угрозу наступления существенных вредных последствий. Вторая категория – это деяния, причиняющее значительный вред охраняемым общественным отношениям, независимо от наступления вредных последствий. Третья – правонарушения, не причиняющие значительного вреда.

В зависимости от этих категории и будут назначаться наказания. За грубые размер штрафов для граждан предлагается установить в интервале от 10 000 руб. до 100 000 руб. (сегодня от 5000 руб. до 300 000 руб.), для индивидуальных предпринимателей – от 100 000 руб. до 400 000 руб., для должностных лиц – от 200 000 руб. до 800 000 руб., для юрлиц – от 5 млн руб. до 60 млн руб. Значительные правонарушения облегчат бюджет граждан на 5000 – 10 000 руб., ИП – на 25 000 – 100 000 руб., должностных лиц – на 50 000 – 200 000 руб., юрлиц – на сумму от одного до 5 млн руб. Менее значительные «стоят» еще дешевле: для граждан – 500 – 5000 руб., для ИП – 2000 – 25 000 руб., для должностных лиц – 5000 – 50 000 руб., для юрлиц от 10 000 руб. до 1 млн руб.

В проекте также оговаривается, что размер штрафа может быть выражен не только в рублях. Допускается его кратность сумме выручки правонарушителя, стоимости предмета административного правонарушения либо вреда от административного правонарушения.

Какими будут точные размеры штрафов за конкретные нарушения, пока неизвестно – работа над особенной частью еще ведется. Плигин рассчитывает, что на это потребуется около трех месяцев. О том, как будет вступать в силу новый документ в случае его принятия, единоросс прогнозы делать не берется, но отмечает, что идеале общая и особенная часть кодекса должны вступать в силу одновременно.

Формулы для обстоятельств, рассрочка и экстраординарные послабления

Устанавливаются в проекте и правила исчисления штрафов. Например, за грубое нарушение без смягчающих или отягчающих обстоятельств будут назначать взыскание, рассчитанное по такой формуле: разница максимальной и минимальной пределов наказания, деленная на два, суммированная с минимальной санкцией. Предлагаются такие же формулы и для исчисления наказаний при смягчающих и отягчающих обстоятельствах. Кроме того, оговаривается, что штраф нарушителю можно будет назначать с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет, либо с отсрочкой выплаты единовременно на срок до одного года. Сейчас суд или должностное лицо может рассрочить уплату штрафа до трех месяцев.

Расширяется перечень смягчающих обстоятельств, которые может учесть суд или уполномоченный орган при назначении наказания. К примеру, среди них окажутся такие случаи, как совершение правонарушения одиноким родителем, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, под влиянием угрозы, принуждения либо в силу служебной, материальной или иной зависимости. Список отягчающих обстоятельств тоже станет длиннее. К ним законопроект причисляет принуждение лицом, совершившим правонарушение, к тому же других, а также деяния, продолжительность которых превышает год. Негативно отразятся на строгости взыскания и ситуации, если из-за нарушения ущерб составил более 1 млн руб., либо нарушитель получил доход более 5 млн руб.

Разработчики проекта выполнили пожелание Конституционного суда и прописали возможность правоприменителя устанавливать для нарушителя наказание ниже низшего предела, указанного в статье, «при наличии исключительных обстоятельств». При этом оговаривается, что попавшимся на грубом правонарушении рассчитывать на такую поблажку не приходится.

Сколько, например, может «скинуть» виновнику суд, в проекте не говорится. В действующем КоАП недавно такие правила появились. В декабре 2014-го парламент записал в кодексе норму, по которой нижняя граница обычной санкции для граждан должна быть не менее 10 000 руб., для должностных лиц – 50 000 руб., а для юрлиц – 100 000 руб., а «пониженный» штраф не может быть вдвое ниже этих цифр.

Запрет на бизнес

Проект Общей части нового КоАП расширяет перечень возможных административных наказаний. К возможным сегодня штрафам, лишению специального права и т. д. добавятся, в частности, исправительные работы. Она, согласно проекту, должны назначаться судом гражданину по месту его основной работы за совершение грубого правонарушения и заключаются в удержании из зарплаты в доход бюджета от пяти до 20 % дохода. Срок такого наказания составляет от 15 дней до двух месяцев.

Есть и другие новеллы в части санкций. Одна из них – ликвидация юрлица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Эти наказания будут назначаться за работу без лицензии либо обязательного членства в саморегулируемой организации. При этом в проекте КоАП оговаривается, что такую санкцию суд выбирает, если «менее строгий вид не сможет обеспечить достижение цели административного наказания».

Адвокат Святослав Пац считает такую новеллу разумной. «Возможность ликвидации юрлица по такому основанию является по сути своей мерой публично-правовой ответственности. В условиях, когда Уголовным кодексом не предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц, КоАП является единственным нормативным правовым актом, который может предусматривать такую меру ответственности», – говорит он. В то же время, по его мнению, остается дискуссионным вопрос о том, достаточно ли гарантий правовой защиты предоставляет КоАП юрлицу при рассмотрении вопроса о его принудительной ликвидации. Потребуется корректировка Гражданского кодекса, убежден Пац.

«Черные списки дебоширов»

Авторы документа реализовали идею парламентариев об административном запрете на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров. За грубое нарушение правил поведения на борту самолета по решению суда можно будет лишаться права летать на срок от полугода до трех лет.

Эксперт по воздушному законодательству Федеральной палаты адвокатов России Лина Тальцева позитивно воспринимает эту идею, но отмечает, что предложенные нормы выглядят недостаточно проработано в части особенностей назначения такого наказания. «Не ясно, что будет, если авиакомпания принимает на борт воздушного судна такого пассажира. Будет ли установлена какая-либо обязанность авиакомпании и агента по продаже билетов сообщать в органы МВД о попытке пассажира приобрести билет на рейс, несмотря на наличие административного запрета?» – высказывает свои сомнения Тальцева. Она отмечает, что пока неясно, каким образом будет налажен контроль за исполнением такого наказания: будет ли создан реестр лиц, которым запрещено пользоваться услугами воздушных перевозчиков, кто будет ответственным за его ведение.

Партнер юрфирмы «ЮСТ», адвокат Александр Боломатов поддерживает идею временного ограничения возможности пользоваться услугами авиакомпаний. Предложено довольно гуманное наказание за ту опасность, которую пассажиры-дебоширы наносят при совершении полетов, считает адвокат. Такая процедура предусмотрена во многих странах, где существуют «черные» листы пассажиров, говорит он. А в России, по словам Боломатова, установить такой запрет боялись, так как это может быть рассмотрено как грубое нарушение прав граждан на перемещение по территории страны, поскольку из многих регионов крайне затруднительно выбраться без авиасообщения.

Действующий КоАП предусматривает возможность запретить человеку посещать спортивные мероприятия от двух месяцев до семи лет, если он нарушил правила поведения зрителей. Эта норму авторы проекта нового КоАП собираются не только включить в свой кодекс, но и расширить сферу применения подобной санкции. Они предусмотрели возможность установления такого же ограничения на срок от трех месяцев до года и для участников массовых мероприятий. «Запрет на посещение публичных мероприятий состоит во временном запрете гражданину на участие в митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании», – говорится в документе. Такое наказание суд может выбрать за грубое нарушение законодательства о митингах. Кроме того, из документа следует, что за распитие алкогольных напитков и мелкое хулиганство в общественных местах можно будет лишиться права появляться там.

Страховка от будущих изменений

Попытались разработчики документа обезопасить свое творение от возможных корректив. Предлагается установить правило, что менять КоАП можно будет только специальными законами о его корректировке. Для этого в проекте Общей части записывается, что предложения об изменении кодекса «не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих, отменяющих, признающих утратившими силу другие законодательные акты РФ или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования».

С текстом законопроекта № 703192-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Общая часть)» можно ознакомиться здесь.

Нарушения и наказания – чего ждать от нового Кодекса об административных правонарушениях

Обеспечительный арест имущества станет возможных по делам об административных правонарушениях, а небольшие штрафы – до 10 000 руб. – будут удерживаться из зарплаты, пенсии или стипендии. Такие новеллы содержатся в проекте нового КоАП, который разработан в Госдуме. Помимо этого, разработчики документа намерены заставить арбитражные и суды общей юрисдикции разбирать дела об административных правонарушениях по единым процессуальным правилам, а гражданампредложить новые виды наказаний.

В феврале 2014 года Лариса Брычева, помощник президента Владимира Путина и начальник его государственно-правового управления назвала ситуацию с бесконечными изменениями Кодекса об административных правонарушениях близкой к катастрофе. После этого на Охотном Ряду две группы парламентариев – во главе с единороссом, председателем комитета по госстроительству Владимиром Плигиным и эсером Александром Агеевым – начали работу над новой редакцией кодекса. С небольшим опережением во времени действовал Агеев: в октябре 2014-го он обнародовал проект общей части нового КоАП (внесен в ГД, пока не рассматривался), а в январе 2015-го аналогичную часть документа презентовала и группа, трудившаяся под руководством Плигина («Новому КоАП прописано больше наказаний»). В начале октября эсер внес в Госдуму проект нового КоАП, содержащего и специальную главу – с санкциями за конкретные нарушения. А в конце месяца Плигин вынес на общественное обсуждение свой вариант документа.

Сходство с Уголовным кодексом

В нем сохранилась идея разделить все административные правонарушения по категориям на грубые, значительные и менее значительные. Такая идея, видимо, была почерпнута авторами из Уголовного кодекса РФ. К грубым будут относиться деяния, за которые будет полагаться штраф для граждан от 10 000 до 100 000 руб., для индивидуальных предпринимателей 100 000–400 000 руб., юрлиц – от 5 до 60 млн руб., исправительные или обязательные работы, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, на срок более одного года либо лицензии, а также запрет на посещение публичных, спортивных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, дисквалификация на год. К значительным авторы нового КоАП предлагают относить нарушения, за которые гражданам будет полагаться штраф от 5000 до 10 000 руб., индивидуальным предпринимателям – 25 000–100 000 руб., юрлицам – от 1 до 5 млн руб., лишение специального права или дисквалификация не более чем на год. Остальные будут считаться «менее значительными». За них «могут устанавливаться административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа».

Новые наказания

Оставили разработчики в документе и новые виды наказаний за правонарушения, которые вызвали споры. В частности, речь идет о ликвидации юрлица или прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по решению суда. Ранее авторы обещали, что эти наказания будут назначаться за работу без лицензии либо обязательного членства в саморегулируемой организации, но не конкретизировали за какие. После публичных дискуссий перечень нарушений, за которые может назначаться такое наказание, состоит из пяти пунктов: создание юрлицом условий для торговли детьми или эксплуатации детей; повторное изготовление, приобретение, публичная демонстрация юрлицом порнографических изображений; незаконная организация, проведение азартных игр; оказание финансовой поддержки терроризму и легализация, отмывание доходов, полученных преступным путем. При этом суд, вынося решение о необходимости ликвидации юрлица, также может запретить его учредителям на срок от шести месяцев до полугода создавать новые компании.

За грубые и значительные нарушения гражданам будут грозить исправительные работы, которые заключаются в удержании из зарплаты в доход бюджета от 5 до 20 % дохода гражданина в срок от 15 дней до двух месяцев. Но есть условие: сумма взысканного должна быть «не менее минимального размера установленного административного штрафа за значительное административное правонарушение», то есть 5000 руб. В частности, исправительные работы будут грозить попавшимся на мелком хулиганстве либо за потреблением наркотиков или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспорте либо за появление в общественных местах в состоянии опьянения.

Предлагают авторы в новом КоАП расширить норму из действующего кодекса, предусматривающую возможность запрещать гражданину, нарушившему правила поведения зрителей, посещать спортивные мероприятия на срок от двух месяцев до семи лет. Проект вводит запреты на срок от трех месяцев до года на посещение публичных мероприятий – участие в митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании – привлеченным к ответственности за грубое нарушение законодательства о собраниях, митингах. Также документ предусматривает создание черных списков авиадебоширов, которым от полугода до трех лет будет запрещено летать в качестве пассажира. Например, за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна, предполагается либо штрафовать на 20 000–50 000 руб., либо лишать права на полеты на полгода-год.

Вести учет таких граждан будут судебные приставы. В реестр авиадебоширов, сведения которого будут «открытыми для всеобщего ознакомления» на сайте службы судебных приставов, будут вносить фамилии, имена, отчество, дату и место рождения привлеченного к административной ответственности, даты, в течение которых действует запрет на полеты в качестве пассажира. Авиакомпаниям, которые провезут человека, значащегося в черном списке, будут грозить штрафы от 30 000 до 100 000 руб.

Сроки давности

Документ предусматривает увеличение сроков давности привлечения к административной ответственности до одного года по общему правилу с двух-трех месяцев. При этом срок для наказаний два месяца будет за нарушения «в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, совершенные с использованием транспортных средств», в случае их фиксации на камеры в автоматическом режиме. По делам о нарушениях бюджетного и таможенного законодательства его хотят установить в два года, законодательства о налогах и сборах – три, по антимонопольным делам – четыре.

Арбитражным судам придется работать по новым правилам

По проекту арбитражные и суды общей юрисдикции будут разбирать дела об административных правонарушениях по единым процессуальным правилам, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях. Сейчас арбитражные суды в таких случаях руководствуются главой 25 Арбитражного процессуального кодекса. «Можно констатировать, что в России появилась специфическая разновидность административного судопроизводства – рассмотрение судами дел об административных правонарушениях», – говорит Анастасия Рагулина, заместитель директора по научной работе юридической группы «Яковлев и партнеры», к. ю. н., доцент МГЮА им. Кутафина. «Введение единых процессуальных правил [является] достоинством проекта КоАП – систематизация подходов и продуманность наказаний обеспечит соблюдение принципов правосудия», – считает Марина Шикова, юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры».

Освобождение от наказания

Если предложения разработчиков станут законом, то в КоАП появится глава об освобождении от административного наказания и ответственности. Освобождение от ответственности будет возможно в нескольких случаях, среди которых такие, как: деятельное раскаяние совершившего правонарушение, примирение с потерпевшим, малозначительность правонарушения, амнистия, а также «установления факта злоупотребления потерпевшим своими правами» и признание утратившим силу закона или его положения, на основании которого гражданина или компанию предполагалось наказать, истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

От наказания нарушителя могут освободить, если тот обязуется исполнить «в установленный срок возложенную на [него] обязанность, за неисполнение которой привлекается к административной ответственности». На такое послабление смогут рассчитывать лишь впервые попавшиеся на нарушении и если выплата штрафа «может повлечь за собой невозможность исполнения данным лицом обязанности, за неисполнение которой оно привлекается к административной ответственности». Однако на это также потребуется согласие того, кто направил протокол на рассмотрение в орган или суд, и потерпевшего. Если нарушитель не устранит недоработки, то постановление об освобождении от штрафа будет аннулировано.

Взыскание штрафов замотивируют

Нашли разработчики документа и несколько способов повысить собираемость штрафов. Во-первых, они предлагают делать 50%-ную скидку при оплате штрафов за все значительные и менее значительные нарушения для тех, кто сделает это в течение 20 дней с момента вынесения постановления. С 1 января 2016 года на такую скидку могут рассчитывать водители, нарушившие Правила дорожного движения. Однако дисконт не распространяется на случаи, когда автомобилист попался пьяным за рулем или отказался от медосвидетельствования (ст. 12.8, 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ ) или если нарушение привело к ДТП с пострадавшими (ст. 12.24 КоАП РФ). Полностью штраф придется оплачивать и тем, кто повторно попался на управлении незарегистрированным автомобилем (ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ), проезде на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (ч. 3 ст. 12.12 КоАП РФ), превышении скоростного режима более чем на 40 км/час (ч. 6 и 7 ст. 12.9 КоАП РФ) и выезде на полосу встречного движения (ч. 5 ст. 12.15, ч. 3.1 ст. 12.16 КоАП РФ).

Во-вторых, проект нового КоАП предусматривает возможность удержания штрафов в размере до 10 000 руб. из зарплаты, пенсии, стипендии и иных периодических платежей гражданина. Это будет возможно, если суд или госорган обладают информацией о месте работы, учебы нарушителя, а тот в течение 60 дней взыскание не исполнил. В этом случае суд или госорган отправят поставление тому, кто платит привлеченному к административной ответственности деньги, а тот должен будет удержать необходимую сумму из причитающихся выплат нарушителю. В противном случае компании будет самой грозить штраф от 30 000 до 100 000 руб., а индивидуальному предпринимателю – 10 000–20 000 руб., если постановление не исполнит банк – ему придется отдать в госказну «половину от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей».

В-третьих, впервые в КоАП появляется такая мера обеспечения производства по делу, как обеспечительный арест имущества. Она может применяться, согласно проекту, «в целях обеспечения исполнения административного наказания в виде административного штрафа, назначаемого за грубое либо значительное административное правонарушение, а также возмещения ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения». Арест заключается в составлении описи имущества, запрете собственнику или владельцу «распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться им, изъятии арестованного имущества (при необходимости), передаче его на хранение». Арест должен производиться в присутствии владельца имущества или его представителей и при двух понятых. Обязательно должна быть видеозапись процесса, следует из документа. Тем не менее «в случаях, не терпящих отлагательства», говорится в проекте нового КоАП», «арест имущества может быть осуществлен в отсутствие собственника или владельца имущества». Особо оговаривается, что стоимость имущества «должна быть соразмерна максимальному размеру административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи» или обеспечивать при реализации имущества возмещение ущерба, если он нанесен правонарушением.

«Нововведение, на наш взгляд, позволит пресекать действия лица, совершившего грубое или значительное административное правонарушение, по «уводу» имущества от обращения на него взыскания», говорится в пояснительной записке к документу.

Рагулина из «Яковлев и партнеры» приветствует появление упрощенного порядка взыскания административных штрафов. «Это облегчит жизнь как лицу, которому это наказание назначено, так и приставам-исполнителям», – полагает она.

Наказание можно будет смягчить

Вписывают авторы проекта нового кодекса в него и уже существующие в действующем КоАП положения о смягчении взысканий. Речь идет о возможности назначить нарушителю штраф ниже низшего предела. Суд или орган, в производстве которого находится дело, смогут вынести взыскание в урезанном варианте, если минимальный штраф для граждан составляет не менее 10 000 руб., для индивидуальных предпринимателей – не менее 30 000 руб., а для должностных лиц – не менее 50 000 руб., сейчас для последних действует порог в 100 000 руб. При этом «пониженный» штраф не может быть вдвое ниже этих цифр. На сокращение взыскания можно будет рассчитывать, следует из проекта, лишь «при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физлица».

За денежные суррогаты выпишут штрафы в рублях

Авторы проекта нового КоАП предлагают записать в кодексе новые составы административных правонарушений. Среди них ответственность за недобросовестный выпуск (эмиссию) денежных суррогатов, если он не предусмотрен российским законодательством либо проводится с его нарушением. За это будет полагаться штраф для граждан от 20 000 до 40 000 руб., индивидуальным предпринимателям – от 50 000 до 70 000 руб., а юрлицам – 2–3 млн руб. Во всех случаях «предмет административного правонарушения» будет конфисковываться. Не будут считаться суррогатами «электронные деньги, выпуск и обращение которых происходит в соответствии с положениями законодательства стран СНГ, Евросоюза, а также Великобритании», средства, используемые исключительно для приобретения объектов, не обладающих собственной потребительской стоимостью, в том числе в рамках многопользовательских компьютерных игр, и другие.

Установление административной ответственности за недобросовестный выпуск денежных суррогатов Рагулина называет «необходимой мерой», поскольку последствия их использования могут быть негативными. «Широкое замещение денег в качестве средств платежа; скрытые убытки предприятий, как по времени получения средств, так и по фактически поступающим суммам; уклонение от налогов; стимулирование завышенных отпускных цен по сравнению с рыночными ценами (это приводит к провоцированию инфляции); деформация товарного векселя как инструмента коммерческого кредитования», – перечисляет она возможное негативное влияние денежных суррогатов. Юрист из адвокатского бюро «Линия права» Марина Литвинова, положительно оценивая предложение разработчиков нового КоАП, говорит о том, что «бесконтрольный оборот денежных суррогатов опасен в том числе тем, что этот инструмент может быть использован в целях отмывания доходов, полученных преступным путем».

Шикова из «Олевинский, Буюкянн и партнеры» напоминает о том, что «ст. 27 ФЗ «О Центральном банке РФ» введен прямой запрет на выпуск на территории Российской Федерации денежных суррогатов. Однако этот закон не раскрывает понятие денежных суррогатов, в отличие от предложенной редакции КоАП».

Строже будут наказывать тех, кто занимался эмиссией денежных суррогатов с помощью «информационно-телекоммуникационных сетей» или совершал свои действия «на территории более чем одного субъекта Российской Федерации». В этом случае гражданам будет грозить штраф от 40 000 до 50 000 руб., ИП – 80 000–100 000 руб., а юрлицам – от 4 до 5 млн руб. Литвинова напоминает, что ранее с похожими инициативами выступал Минфин. «Высказывались мнения, в частности, представителями Генпрокуратуры о необходимости закрепления уголовной ответственности за введение денежных суррогатов. Однако в итоге было принято более осторожное решение о введении административной ответственности за недобросовестный выпуск (эмиссию) денежных суррогатов», – говорит она.

Административно наказуемым станет и «прямое или косвенное понуждение со стороны поставщика товаров, обладающих собственной потребительской стоимостью» к оплате их криптовалютой. За это граждане будут рисковать суммой от 40 000 до 50 000 руб., ИП – от 80 000 до 100 000 руб., а юрлица – 4–5 млн руб. Пополнят госказну граждане на 20 000–30 000 руб. за простую куплю-продажу денежных суррогатов, а за дарение 2000–3000 руб., компаниям будет грозить штраф в 2–3 млн руб. и 400 000–600 000 руб. соответственно. Однако есть и исключение из правил: единоразовое приобретение денежных суррогатов, выпущенных в документарной форме, в качестве сувенирной продукции без намерения их дальнейшего использования не будет считаться административным правонарушением.

Производство в целях сбыта либо реализация программного обеспечения, необходимого и достаточного для выпуска (эмиссии) денежных суррогатов, тоже будет наказуемо. Гражданам за такие действия будут, согласно проекту, назначать штраф в 20000–40000 руб., юрлицам – от 4 до 5 млн руб.