142 коап рб

Оглавление:

Постановление Минздрав РБ 142 30.12.2016 Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарные нормы и правила «Требования к организации зон санитарной охраны источников и централизованных систем питьевого водоснабжения» и признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 декабря 2016 г. № 142

Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарные нормы и правила «Требования к организации зон санитарной охраны источников и централизованных систем питьевого водоснабжения» и признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 1

На основании статьи 13 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», абзаца второго подпункта 8.32 пункта 8 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360», Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Утвердить прилагаемые Санитарные нормы и правила «Требования к организации зон санитарной охраны источников и централизованных систем питьевого водоснабжения».

2.Признать утратившим силу постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 1 «О введении в действие Санитарных правил и норм».

3.Настоящее постановление вступает в силу через пятнадцать рабочих дней после его подписания.

Первый заместитель Министра Д.Л.Пиневич

Санитарные нормы и правила «Требования к организации зон санитарной охраны источников и централизованных систем питьевого водоснабжения»

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Настоящие Санитарные нормы и правила устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к организации зон санитарной охраны (далее – ЗСО) источников питьевого водоснабжения (далее – источник) и централизованных систем питьевого водоснабжения.

Требования настоящих Санитарных норм и правил не распространяются на нецентрализованные системы питьевого водоснабжения.

2.Для целей настоящих Санитарных норм и правил используются основные термины и их определения в значениях, установленных Водным кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды»,

Законом Республики Беларусь от 24 июня 1999 года «О питьевом водоснабжении» , Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , а также следующие термины и их определения:

второй пояс ЗСО источников и централизованных систем питьевого водоснабжения – пояс ЗСО, предназначенный для предупреждения микробного загрязнения воды источника;

грунтовые воды – подземные воды первого от поверхности земли безнапорного водоносного горизонта, получающего питание на площади его распространения;

первый пояс ЗСО источников и централизованных систем питьевого водоснабжения – пояс ЗСО, предназначенный для защиты водозабора, участков расположения водопроводных сооружений и водоводов от повреждения, а источника – от загрязнения;

расчетное время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору (Тм) – время, достаточное для утраты патогенными и болезнетворными микроорганизмами жизнеспособности и вирулентности;

расчетное время продвижения химического загрязнения с потоком подземных вод к водозабору (Тх) – время, в течение которого химический состав воды подземного источника будет оставаться стабильным в течение расчетного срока эксплуатации водозабора;

режим хозяйственной и иной деятельности в пределах ЗСО источников и централизованных систем питьевого водоснабжения (далее – режим) – порядок, специально установленный в пределах границ поясов ЗСО, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих или ограничивающих хозяйственную и иную деятельность с целью сохранения постоянства природного состава воды в водозаборе из подземных источников и максимального снижения микробного и химического загрязнения воды поверхностных источников;

третий пояс ЗСО источников и централизованных систем питьевого водоснабжения – пояс ЗСО, предназначенный для предупреждения химического загрязнения воды источников.

3.Настоящие Санитарные нормы и правила обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

4.За нарушение настоящих Санитарных норм и правил виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

5.Государственный санитарный надзор за соблюдением требований настоящих Санитарных норм и правил осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 2

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗСО ИСТОЧНИКОВ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

6.В каждом из трех поясов ЗСО источников и централизованных систем питьевого водоснабжения, а также в пределах санитарно-защитной полосы водоводов (далее – СЗП водоводов) в соответствии с их назначением должен быть установлен особый режим, а также определен комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

7.Установление границ поясов ЗСО источников и централизованных систем питьевого водоснабжения, обоснование режима и комплекса мероприятий в пределах каждого пояса должны осуществляться с учетом:

вида источника (поверхностный или подземный), состояния централизованной системы питьевого водоснабжения (проектируемая или действующая);

степени естественной защищенности подземного источника от поверхностного загрязнения для различных гидрогеологических условий, оцениваемой в соответствии с гидрогеологическими методами, установленными техническими нормативными правовыми актами;

характера загрязнения (микробное или химическое); гидрогеологических или гидрологических условий.

8.Решение о возможности организации ЗСО должно приниматься на стадии разработки градостроительного проекта, проекта при выборе источника.

В генеральных планах ЗСО источников и централизованных систем питьевого водоснабжения должны быть показаны на схеме планировочных ограничений.

При выборе источника для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора земельного участка для строительства проектируемого водозабора.

9.Выбор места размещения земельного участка для строительства водозабора осуществляется в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» , санитарными нормами и правилами, устанавливающими требования к проектированию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции, благоустройству объектов строительства, вводу объектов в эксплуатацию и проведению строительных работ.

При выборе места размещения земельного участка под строительство водозабора в территориальные учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, должна быть представлена информация, характеризующая источник, в объеме согласно приложению 1 к настоящим Санитарным нормам и правилам.

10.Проект ЗСО подлежит государственной санитарно-гигиенической экспертизе. Санитарно-гигиеническое заключение о соответствии (несоответствии) требованиям законодательства Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения выдается в соответствии с пунктом 10.25 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» .

11.Проект ЗСО должен состоять из:

планово-картографических материалов с нанесением границ поясов ЗСО источников, водопроводных сооружений и СЗП водоводов;

пояснительной записки с обоснованием границ поясов ЗСО источников, водопроводных сооружений и СЗП водоводов, а также особенностей режимных мероприятий в их пределах;

проекта решения местных исполнительных и распорядительных органов, определяющего перечень мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, согласованных с землепользователями, сроки их исполнения и ответственных исполнителей.

Планово-картографические материалы проекта ЗСО должны быть представлены в следующем объеме:

ситуационный план с границами второго и третьего поясов ЗСО, местами водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника и бассейна его питания (с притоками) в масштабе 1:50 000–1:100 000 (при поверхностном источнике) и 1:10 000– 1:25 000 (при подземном);

план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500–1:1 000;

план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10 000–1:25 000 (при подземном источнике) и 1:25 000–1:50 000 (при поверхностном) с нанесением всех расположенных на данной территории объектов;

гидрогеологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора (при подземном источнике).

К пояснительной записке должны прилагаться: характеристика санитарного состояния источника,

результаты лабораторных исследований воды источников по перечню показателей согласно приложению 2 к настоящим Санитарным нормам и правилам, – не менее трех проб воды в каждом сезоне;

гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) – при поверхностном источнике водоснабжения;

гидрогеологические данные (основные параметры и их динамика во времени) – при подземном источнике водоснабжения;

характеристика взаимовлияния подземного источника и поверхностного водного объекта (при наличии гидравлической связи);

данные о перспективах строительства в районе расположения источника.

12.При изменении параметров, используемых при расчете границ ЗСО источников и централизованных систем питьевого водоснабжения, или местной санитарно- эпидемиологической обстановки должны быть скорректированы установленные границы ЗСО.

Проектирование и согласование новых границ ЗСО производится в том же порядке, что и первоначальных.

ГЛАВА 3

ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВЛЕНИЮ ГРАНИЦ ПОЯСОВ ЗСО ИСТОЧНИКОВ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

13.Граница первого пояса ЗСО водозабора подземных вод определяется компоновочной схемой расположения сооружений на участке водозабора.

Границы первого пояса ЗСО водозабора подземных вод должны устанавливаться от источника, водозабора на расстоянии не менее:

30 м – при использовании защищенных подземных вод;

50 м – при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Если в группе подземных водозаборов расстояние между скважинами более 30 м и 50 м для защищенных и недостаточно защищенных подземных вод соответственно, первый пояс для скважин огораживается отдельно.

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных в пределах территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, расстояние от водозабора до границы первого пояса ЗСО допускается уменьшать до 15 м при наличии гидрогеологического обоснования, содержащего благоприятный прогноз соответствия качества воды требованиям безопасности в течение расчетного срока эксплуатации водозабора, по результатам положительной государственной санитарно- гигиенической экспертизы.

14.Границы второго пояса ЗСО подземного источника определяются в соответствии с гидрогеологическими методами, установленными техническими нормативными правовыми актами, учитывающими время продвижения микробного загрязнения до водозабора. При этом для природно-климатических условий Республики Беларусь Тм в зависимости от степени естественной защищенности подземных вод принимается равным:

400 суток – для недостаточно защищенных подземных вод, 200 суток – для защищенных подземных вод.

15.Границы третьего пояса ЗСО подземного источника определяются в соответствии с гидрогеологическими методами, установленными техническими нормативными правовыми актами, учитывающими время продвижения химического загрязнения до водозабора. При этом Тх должно быть более расчетного срока эксплуатации водозабора, но не менее 25 лет.

16.По истечении расчетного срока эксплуатации водозабора должен осуществляться пересчет границ ЗСО с учетом переоценки эксплуатационных запасов подземных вод.

ГЛАВА 4

ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВЛЕНИЮ ГРАНИЦ ПОЯСОВ ЗСО ПОВЕРХНОСТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

17.Границы первого пояса ЗСО для водозабора из поверхностного источника должны устанавливаться с учетом местных санитарно-топографических и гидрологических условий, второго и третьего поясов ЗСО – природных, климатических и гидрологических условий.

18.Первый пояс ЗСО поверхностного источника должен включать участок акватории и прилегающей береговой зоны поверхностного источника, в пределах которых расположены сооружения водоприемника, сеточного берегового колодца, раздельной или совмещенной насосной станции первого подъема и других сооружений.

19.Границы первого пояса ЗСО для водотока должны устанавливаться на расстоянии:

вверх по течению – не менее 200 м от водозабора; вниз по течению – не менее 100 м от водозабора;

по прилегающему к водозабору берегу – не менее 100 м от линии уреза воды при летне-осенней межени;

в направлении к противоположному от водозабора берегу при ширине водотока менее 100 м – вся акватория и противоположный берег шириной 50 м от линии уреза воды при летне-осенней межени, при ширине водотока более 100 м – полоса акватории шириной не менее 100 м.

20.Границы второго пояса ЗСО для водотока должны устанавливаться:

вверх по течению от водозабора (включая притоки) – исходя из скорости движения воды, усредненной по ширине и длине водотока или для отдельных его участков (при резких колебаниях скорости течения), чтобы время протекания воды от границы пояса до водозабора при среднемесячном расходе воды 95 % обеспеченности было не менее 5 суток;

вниз по течению от водозабора – исходя из исключения влияния ветровых обратных течений, но не менее 250 м от водозабора;

боковые границы – на расстояние не менее 500 м от линии уреза воды при летне- осенней межени.

21.Границы третьего пояса ЗСО для водотока должны вверх и вниз по течению совпадать с границами второго пояса ЗСО, боковые границы проходить по линии водоразделов в пределах 3–5 километров, включая притоки.

22.Границы первого пояса ЗСО для водоемов (водохранилища, озера) должны устанавливаться на расстоянии:

по акватории во всех направлениях – не менее 100 м от водозабора;

по прилегающему к водозабору берегу – не менее 100 м от линии уреза воды при летне-осенней межени.

На водозаборах ковшевого типа в пределы первого пояса ЗСО должна включаться вся акватория ковша и территория вокруг него полосой не менее 100 метров.

23.Границы второго и третьего поясов ЗСО для водоема должны полностью совпадать и устанавливаются:

по акватории во всех направлениях – на расстоянии 3 км от водозабора при наличии нагонных ветров до 10 % в сторону водозабора и 5 км при наличии нагонных ветров более 10 %;

боковые границы – на расстоянии не менее 500 м от линии уреза воды при летне- осенней межени.

ГЛАВА 5

ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВЛЕНИЮ ГРАНИЦ ПОЯСОВ ЗСО ВОДОПРОВОДНЫХ СООРУЖЕНИЙ

24.Границы первого пояса ЗСО водопроводных сооружений устанавливаются на расстоянии:

не менее 30 м – от стен запасных и регулирующих емкостей, фильтров и контактных осветлителей;

не менее 10 м – от водонапорных башен;

не менее 15 м – от остальных помещений (отстойники, реагентное хозяйство, склад хлора, насосные станции и иные).

25.При расположении водопроводных сооружений на территории обслуживаемого объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, указанные расстояния допускается сокращать до 10 м по результатам положительной государственной санитарно-гигиенической экспертизы.

ГЛАВА 6

ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВЛЕНИЮ ГРАНИЦ СЗП ВОДОВОДОВ

26.Ширина СЗП водоводов, проходящих по незастроенной территории, устанавливается по обе стороны от крайних линий водоводов:

при отсутствии грунтовых вод – не менее 10 м при диаметре водовода до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водовода более 1000 мм;

при наличии грунтовых вод – не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов.

27.При прокладке водоводов по застроенной территории ширину СЗП водоводов допускается в случае необходимости сокращать при наличии гидрогеологического обоснования, подготовленного специализированными научными организациями, деятельность которых связана с исследованиями в области охраны и использования вод, по результатам положительной государственной санитарно-гигиенической экспертизы.

ГЛАВА 7

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ В ГРАНИЦАХ ЗСО ИСТОЧНИКОВ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

28.Требования к режимам и ограничению хозяйственной и иной деятельности в пределах ЗСО установлены законодательством Республики Беларусь по вопросам питьевого водоснабжения.

29.За необеспечение содержания в надлежащем состоянии ЗСО источников и централизованных систем питьевого водоснабжения и несоблюдение режимов хозяйственной и иной деятельности в пределах ЗСО влечет ответственность установленную законодательными актами Республики Беларусь.

к Санитарным нормам и правилам

«Требования к организации зон санитарной охраны источников и централизованных систем питьевого водоснабжения»

Информация, характеризующая источник, представляемая при выборе участка под строительство водозабора и обосновании границ ЗСО подземных источников

1.Общее геологическое строение территории района расположения источника и общая характеристика его гидрогеологических условий; тип выбранного водоносного горизонта (артезианский – напорный, грунтовый – безнапорный), глубина (абсолютная отметка) залегания кровли водоносного горизонта, мощность, водовмещающие породы (пески, гравий, трещиноватые известняки); условия и места питания и разгрузки водоносного горизонта; общие сведения о водообильности горизонта (эксплуатационного запаса); сведения о существующем и перспективном использовании горизонта для водоснабжения и других целей.

2.Общие сведения о гидрогеологических условиях района (месторождения), условия питания водоносных слоев, предлагаемых к использованию для водоснабжения, топографическая, почвенная и санитарная характеристика участка водозабора, характеристика водоносного горизонта, намечаемого к эксплуатации (литологический состав, мощность, характер перекрытия, динамический уровень воды при расчетном водоотборе).

3.Данные о степени проницаемости слоев, перекрывающих пластов, данные о возможности влияния зоны питания на качество воды.

4.Санитарная характеристика местности, непосредственно прилегающей к водозабору; расположение и расстояние от водозабора до возможных источников загрязнения: брошенных скважин, поглощающих воронок, провалов, колодцев, заброшенных горных выработок, накопителей и прочее.

Информация, характеризующая источник, представляемая при выборе участка под строительство водозабора и обосновании границ ЗСО поверхностных источников

1.Наименование поверхностного водного объекта и его место расположения.

2.Водосборная площадь поверхностного водного объекта и характеристики его гидрологического режима (максимальный, минимальный и средний расходы воды, скорость течения и уровень воды в месте изъятия воды, сроки ледостава и вскрытия, сведения о приливно-отливных течениях).

Для водохранилищ в составе характеристик гидрологического режима дополнительно указываются: площадь поверхности воды и ее объем, НПУ и УМО, условия образования водохранилища и размер его регулирования, максимальная и минимальная глубины водохранилища, характер дна, берегов, донных отложений, наличие цветения, зарастания, заиления и направление господствующих ветров.

3.Общая санитарная характеристика водосборной площади поверхностного водного объекта в той ее части, которая может влиять на качество воды в месте ее изъятия:

характер почв, виды растительности и земель, наличие населенных пунктов;

наличие объектов промышленности (их число, место расположения, занимаемая площадь, вид экономической деятельности);

причины, влияющие или способные влиять на ухудшение качества воды поверхностных водных объектов (наличие выпусков сточных вод и сооружений для их очистки, удаленность выпусков сточных вод от места изъятия воды, способы и места удаления, хранения и захоронения отходов в границах водосборной площади поверхностного водного объекта, ведение судоходства, лесосплав, водопой и прогон сельскохозяйственных животных, организация мест рекреации, спорта и туризма, проведение работ по мелиорации земель, применение химических средств защиты растений, минеральных удобрений и др.).

4.Характеристика ассимилирующей (самоочищающей) способности поверхностного водного объекта.

к Санитарным нормам и правилам

«Требования к организации зон санитарной охраны источников и централизованных систем питьевого водоснабжения»

ПЕРЕЧЕНЬ

контролируемых показателей воды подземного источника централизованного питьевого водоснабжения

1.Органолептические показатели воды: Температура в момент взятия пробы, °С Запах при 20 °С качественно и в баллах Привкус при 20 °С качественно и в баллах Запах при 60 °С качественно и в баллах Цветность в градусах

2.Показатели химического состава воды Водородный показатель (рН)

Барий, мг/дм3 Бериллий, мг/дм3 Бор, мг/дм3 Железо, мг/дм3 Марганец, мг/дм3 Медь, мг/дм3 Молибден, мг/дм3 Мышьяк, мг/дм3 Нитраты, мг/дм3

Общая жесткость, ммоль/дм3 Окисляемость перманганатная, мгО/дм3 ХПК, мгО/дм3

Свинец, мг/дм3 Селен, мг/дм3 Сероводород, мг/дм3 Стронций, мг/дм3 Сульфаты, мг/дм3

Сухой остаток, мг/дм3 Фтор, мг/дм3 Хлориды, мг/дм3 Цинк, мг/дм3

Промышленные, сельскохозяйственные и бытовые загрязнения (перечень показателей промышленных, сельскохозяйственных и бытовых загрязнений согласовывается с территориальным органом и учреждением, осуществляющем государственный санитарный надзор, с учетом характеристики территории).

3.Микробиологические показатели воды Число сапрофитных бактерий в 1 см3

Число бактерий группы кишечных палочек (БГКП) в 1 дм3

Энтеровирусы ГЭ/1000 дм3 (контролируемым показателем является РНК энтеровирусов).

ПЕРЕЧЕНЬ

контролируемых показателей воды поверхностного источника централизованного питьевого водоснабжения

1.Органолептические показатели воды: Температура в момент взятия пробы, °С Запах при 20 °С качественно и в баллах Запах при 60 °С качественно и в баллах Привкус при 20 °С качественно и в баллах Цветность в градусах

2.Показатели химического состава воды: Водородный показатель (рН)

Железо, мг/дм3 Марганец, мг/дм3

Общая жесткость, ммоль/дм3 Сульфаты, мг/дм3

Сухой остаток, мг/дм3 Углекислота свободная, мг/дм3 Фтор, мг/дм3

Хлориды, мг/дм3 Щелочность, мг-экв/дм3 Цинк, мг/дм3

Промышленные, сельскохозяйственные и бытовые загрязнения (перечень показателей промышленных, сельскохозяйственных и бытовых загрязнений согласовывается с территориальным органом и учреждением, осуществляющем государственный санитарный надзор, с учетом характеристики территории).

3.Санитарно-химические показатели качества воды: Поверхностные анионактивные вещества (ПАВ) – суммарно, мг/дм3 Биохимическое потребление кислорода (БПКполное), мгО/дм3

Окисляемость перманганатная, мгО/дм3 Аммоний солевой, мг/дм3

Нитриты, мг/дм3 Нитраты, мг/дм3

4.Биологические показатели воды: Число сапрофитных бактерий в 1 см3

Число лактозоположительных кишечных палочек (БГКП) в 1 дм3

Возбудители кишечных инфекций (сальмонеллы, шигеллы, энтеровирусы) в 1 дм3 Число колифагов в 1 дм3

Число энтерококков в 1 дм3 Фитопланктон, мг/дм3 Фитопланктон, кл/см3

Энтеровирусы ГЭ/1000 дм3 (контролируемым показателем является РНК энтеровирусов).

От 5 до 10 базовых с лишением «прав» или без. С 29 августа в КоАП РБ — новый штраф. Кого будут штрафовать?

Законом РБ от 17 июля 2018 года №2018 №131-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» внесены изменения и дополнения, касающиеся правоприменительной деятельности ГАИ.

Так, статья 18.14 КоАП РБ дополнена частью 9 1 , а именно: «9 1 . Управление мотоциклом, мопедом на одном колесе, а равно движение, при котором лицо, управляющее таким ТС, не держится за руль или не держит ноги на педалях (подножке), — влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком до шести месяцев или без лишения«;

Таким образом, с 29 августа 2018 года в РБ вводится специальная норма, предусматривающая ответственность лица, управляющего мотоциклом (мопедом). Если водитель совершает любое из вышеуказанных действий (движение на одном колесе, движение, не держась за руль или не держа ноги на педалях (подножке)), его деяние полежит квалификации по части 9 1 статьи 18.14 КоАП РБ.

Если в результате действий водителя мотоцикла (мопеда) будет создана аварийная обстановка другому участнику дорожного движения, то действия водителя мотоцикла (мопеда) подлежат квалификации по части 10 статьи 18.14 КоАП РБ.

Статья 11.11 ПиКоАП дополняется пунктом следующего содержания:

ПравоВед.by — Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде.

Популярные вопросы:

Оплата обучения

получение гражданства при отсутствии паспорта иностранн .

Возмещение ущерба добросовестному покупателю

Ребёнок уходит домой после школы один по заявлению роди .

Стаж гос службы

Получение категории

Снятие с регистрационного учёта

Квартира trade in с привлечением кредита

Как начисляется оплата за вывоз мусора в ТС

Постановление 778

Внимание! Каждый Ваш вопрос уникален и юридическая консультация дается только по нормативным правовым актам, которые действовали на момент написания конкретного вопроса! Не поленитесь задать свой уникальный юридический вопрос. Мы рады каждому обращению к нам за консультацией, но постарайтесь, задавая Ваш юридический вопрос, описать сложившуюся юридическую ситуацию как можно подробнее не опуская ни одной правовой детали.

Ч 1 ст. 18.19 КоАП РБ

Теги данного вопроса:

Если Вам нужна срочная правовая помощь.

Если Вы не получили ответ на свой вопрос или по каким-то причинам он Вам не ясен.

Если Вы хотите получить квалифицированную помощь адвоката с учетом Ваших деталей.

Если Вам нужно представительство Ваших интересов уже сегодня.

Если Вы не уверены, что сможете сами защитить свои законные права.

Мы предлагаем воспользоваться платной юридической помощью адвоката
Филанович Ирины Николаевны.

Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь № 02240/2210.
Действительно до 02.10.2017 года.

Телефон +375 29 145-45-19.

Тех осмотр.

штраф за фликер

Добавить комментарий к юридическому вопросу касающемуся «Ч 1 ст. 18.19 КоАП РБ»:

Информация

Платные консультации:

получить платную юридическую консультацию адвоката или иную правовую помощь можно по телефону, электронной почте или при личной встрече с адвокатом в его офисе. Достаточно позвонить адвокатам по телефонам:

При звонке из Республики Беларусь вместо цифр «+375 29» можно набирать цифры «8 029».

Телефоны адвокатов доступны
с 8.00 до 22.00 ежедневно.
В рамках платных консультаций правовая помощь оказывается с учетом всех Ваших правовых нюансов и представленных Вами документов. По итогам устной консультации возможна подготовка письменного документа с текстами извлечений из нормативных правовых актов (нормы, на основании которых дана консультация).

Обращаем внимание, что указанные телефоны принадлежат адвокатам и не предназначены для бесплатных консультаций! Получить бесплатную помощь Вы можете только задав вопрос на нашем сайте.

142 коап рб

Ужесточаются меры ответственности.

Меняется административная ответственность для «любителей» насвая, алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Принят Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» 19 июля 2016 года. Он дополнен статьей 16.10 «Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания». Этой статьей вводится ответственность за приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в размере, не превышающем пятьдесят граммов, а также за их перевозку, пересылку, приобретение, хранение в количестве превышающем пятьдесят граммов, и их реализацию. В соответствии с частью 3 статьи предусмотрена ответственность за изготовление некурительных табачных изделий в размере, превышающем пятьдесят грамм.

Под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов.

Также полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.10 КоАП предоставлены таможенным органам Республики Беларусь.

Кроме того, в новой редакции изложена статья 17.3 КоАП «Распитие алкогольных напитков или пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения».

В новой редакции названой статьи разделена ответственность за деяния, связанные с употреблением алкоголя, слабоалкогольных напитков и пива и потреблением наркотических средств.

Ужесточены меры ответственности за появление в общественном месте и нахождение на рабочем месте в состоянии наркотического опьянения, потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ, аналогов или других одурманивающих веществ.

Основные положения Закона вступили в силу с 23 августа 2016 года.

Начальник ОВД
Речицкого райисполкома А.В.Силков

Статья 142 ТК РФ. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику (действующая редакция)

Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы:

в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

На период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 142 ТК РФ

1. Статья предусматривает ответственность за нарушение прав работника в сфере оплаты труда. К таким нарушениям относятся:

— нарушение сроков выплаты заработной платы;

— оплата труда не в полном размере;

— оплата труда предметами, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;

— нарушение порядка исчисления средней заработной платы;

— оплата сверхурочной работы в одинарном размере;

— установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже МРОТ и др.

2. К ответственности могут привлекаться работодатель и (или) его представители.

Напомним, что работодатель — физическое лицо действует самостоятельно.

Представителем работодателя — юридического лица применительно к данной норме должен считаться руководитель организации (ст. 20 ТК), а также должностные лица (руководящие работники), которые в соответствии с должностной инструкцией, заключенным трудовым договором должны обеспечить соблюдение требований законодательства об оплате труда. К ним (в зависимости от распределения обязанностей) могут относиться заместители руководителя, главный бухгалтер, руководитель обособленного структурного подразделения и т.п.

3. Материальная ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы установлена ст. 236 (см. коммент. к ней).

Работодатель (как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо) может быть привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ).

4. Должностные лица, по вине которых допущены задержка выплаты заработной платы или иные нарушения, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (ст. 419 ТК, ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 145.1 УК РФ).

5. Наряду с ответственностью в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней может быть применена мера самозащиты в виде приостановления работы на период задержки выплаты заработной платы. Такая мера применяется индивидуально каждым работником, ее следует отличать от забастовки.

О приостановлении работник должен известить работодателя в письменной форме. Законодатель не устанавливает сроков предупреждения, однако, учитывая значение термина «предупреждение», можно предположить, что оно должно быть сделано до приостановления работы.

При этом необходимо учитывать, что приостановление работ допускается не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой (п. 57 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

6. Часть 3 ст. 142 учитывает толкование, данное Постановлением Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, и предусматривает право работника отсутствовать на рабочем месте в период приостановления работы. Однако у него возникает обязанность приступить к работе не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления от работодателя. Уведомление о готовности выплатить заработную плату направляется работодателем в письменной форме.

Неисполнение указанной обязанности по вине работника является дисциплинарным проступком и может повлечь привлечение работника к дисциплинарной ответственности (см. коммент. к ст. ст. 192, 193).

7. Судебная практика исходит из того, что работодатель обязан выплатить работнику заработную плату за весь период приостановления работы как за время вынужденного прогула работника, поскольку данная мера со стороны работника имеет вынужденный характер и является одной из форм защиты его права на справедливую оплату труда (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2009 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 10.03.2010).

8. К приостановлению работы нельзя прибегнуть в периоды военного или чрезвычайного положения (ст. 7 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении», ст. 11 Закона о чрезвычайном положении).

9. Установлены определенные ограничения использования указанной меры самозащиты и для отдельных категорий работников, чья деятельность связана с обеспечением безопасности и нормального функционирования государства либо с обеспечением жизнедеятельности населения. При этом учитывается не только профиль деятельности организации, с которой работник состоит в трудовом отношении, но и характер деятельности самого работника. Так, в трудовые обязанности работника должно входить выполнение работы, непосредственно связанной с энергообеспечением, отоплением, теплоснабжением и т.п.

10. Судебная практика исходит из того, что ст. 142 применима только в случаях задержки выплаты заработной платы в строгом смысле слова, т.е. вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных и стимулирующих выплат. Задержка гарантийных выплат, например оплаты отпуска, или выплаты утраченного заработка при несчастном случае на производстве не может повлечь приостановление работы (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 30.04.2013 по делу N 33-3629/2013) (см. также коммент. к ст. 124).

142 коап рб

Административная практика, применяемая органами Комитета государственного контроля

Когда в организации идет проверка, это всегда волнительный процесс. Особенно, если ее осуществляют специалисты финансовых расследований КГК*. Ведь органы КГК проверяют не только порядок соблюдения налогового законодательства, но и многие другие вопросы, регулируемые иными законодательными актами. Как правило, за нарушение законодательства к организациям и их должностным лицам применяются значительные административные санкции.

13 декабря у читателей журнала «Главный Бухгалтер» появилась уникальная возможность в ходе «Прямой линии» задать вопросы и получить квалифицированные ответы от начальника отделения правовой работы управления ДФР КГК по Минской области и г. Минску Прибытко Виталия Александровича.

Организация получила товар по истечении 90 дней со дня проведения платежа. При этом она предприняла все меры, чтобы товар поступил в Республику Беларусь: писала претензионные письма, должностные лица ездили в Российскую Федерацию в командировку, был подан иск в суд.

На данную сделку не оформлялось разрешение на ее продление, так как российская сторона постоянно обещала выполнить свои обязательства.

Будет ли организация привлечена к административной ответственности?

Резиденты при импорте обязаны не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме (подп. 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (в ред. от 09.08.2011**, далее – Указ № 178))***.
_____________________
* Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля (центральный аппарат), его территориальные органы, территориальные органы финансовых расследований Комитета государственного контроля (ст. 1 Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»).

** Гл. бухгалтер. – 2011. – № 32. – С. 25–29.

*** Там же. – 2008. – № 18. – С. 10–23.

В то же время Совет Министров совместно с Нацбанком имеет право по отдельным видам внешнеторговых договоров устанавливать иные сроки завершения внешнеторговых операций (часть первая подп. 1.5 п. 1 Указа № 178). Сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Нацбанком (его главными управлениями по областям) при соблюдении условий, определенных п. 2 постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 05.11.2011 № 1483/22*.

Выдачу разрешений на продление данных сроков регулирует Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52.
____________________
* Гл. бухгалтер. – 2011. – № 43. – С. 32–33.

Выдачу разрешений на продление данных сроков регулирует Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52.

Получение разрешения Нацбанка (его главного управления по области) на продление срока завершения внешнеторговой операции в случае, если предусмотренный договором либо фактический срок поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг либо получения денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги превышает срок, установленный законодательством, является не правом, а обязанностью резидента (абз. 4 подп. 1.16.1 п. 1 Указа № 178).

Юридическое лицо признают виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст. 3.5 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)).

При отсутствии же обращения резидента в Нацбанк (его главное управление по области) утверждение о принятии юридическим лицом всех мер по соблюдению нарушенных норм необоснованно.

Таким образом, юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 11.37 КоАП.

Суд в отношении организации вынес решение о погашении кредиторской задолженности в пользу предприятия. В настоящее время у организации отсутствуют денежные средства и соответственно нет возможности погасить задолженность.

Предусмотрена ли административная ответственность за это и если да, то кто имеет право ее применить?

За непогашение кредиторской задолженности ст. 11.18 КоАП предусмотрена административная ответственность. Так, уклонение индивидуального предпринимателя или должностного лица юридического лица от погашения по вступившему в законную силу судебному решению кредиторской задолженности влечет наложение штрафа в размере от 6 до 20 базовых величин (БВ), если:

1) у этих лиц была возможность выполнить обязательство;

2) в этих действиях нет состава преступления.

Данную меру могут применить должностные лица КГК. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами КГК, рассматривают органы КГК (ст. 3.7 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП)).

Каждая ситуация рассматривается индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, в т.ч. важно, имела ли организация реальную возможность погасить задолженность.

В ноябре в организации состоялась проверка с участием представителей КГК. Проверяющие установили, что организация имеет просроченный кредит. Директора организации привлекли к административной ответственности. По нашему мнению, кредитные отношения – это отношения между банком и организацией.

Правомерны ли действия проверяющих?

Административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитополучателями обязательств по возврату банковских кредитов и уплате процентов в установленные кредитным договором сроки определена подп. 2.13 п. 2 Указа Президента РБ от 16.01.2002 № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» (далее – Указ № 40).

Ведение административного процесса, в т.ч. наложение административных взысканий по правонарушениям, предусмотренным Указом № 40, осуществляют уполномоченные должностные лица органов КГК по делам об административных правонарушениях, предусмотренных пп. 1 и 2 Указа № 40.

Организация занимается оптовой торговлей. Ее офис и склад находятся в разных районах города. Многие документы, в т.ч. подтверждающие приобретение товаров (товарно-транспортные накладные, в т.ч. международные «CMR»), находятся в офисе. Недавно в складских помещениях организации была рейдовая проверка, которую осуществляли представители финансовых расследований. За отсутствие на складе товарно-транспортных накладных (были карточки складского учета) организацию привлекли к административной ответственности.

Правомерны ли действия проверяющих?

Так, приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей является хозяйственной операцией, так как это действие (событие), вызывающее изменения в объеме, составе, размещении и использовании активов и (или) пассивов организации.

Факт совершения хозяйственной операции должен быть подтвержден первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляет ответственный исполнитель совместно с другими участниками операции (ст. 9 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Обязанность плательщиков обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, в местах их хранения и при их транспортировке установлена подп. 1.12 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса РБ (далее – НК).

Карточка складского учета в качестве самостоятельного документа, подтверждающего приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, не может применяться по причине отсутствия в ней необходимой информации.

Документами, подтверждающими приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, являются товарно-транспортная накладная и товарная накладная.

Таким образом, если в организации в местах хранения товарно-материальных ценностей отсутствуют документы, подтверждающие их приобретение (поступление), то такая организация нарушает указанную норму НК и будет привлечена к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 12.17 КоАП.

То есть приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов КГК влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 30 до 50 БВ с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.

Имеют ли право должностные лица организации представить все необходимые документы после проверки?

Плательщики обязаны обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, в местах их хранения и при их транспортировке (подп. 1.12 п. 1 ст. 22 НК).

При этом контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества.

Если запрашиваемые документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий) (п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510). Особенности истребования информации и (или) документов при проведении внеплановой тематической оперативной проверки предусмотрены в п. 88 указанного Положения.

Конкретные сроки представления документов не установлены в случаях, когда органы финансовых расследований осуществляют проверочные мероприятия в соответствии с Законом РБ от 09.07.1999 № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» и ст. 13 Закона РБ от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь». В таких случаях Указ № 510 не применяют (абз. 4 п. 21 Указа № 510).

К проверочным мероприятиям, например, относят выявление случаев участия субъектов хозяйствования в операциях с лжепредпринимательскими структурами. В таких ситуациях собирают доказательства, опровергающие факт осуществления проверяемым субъектом конкретной хозяйственной операции с данными структурами, связанной, например, с приобретением или реализацией товаров, а также достоверно подтверждающие неучастие лиц, поименованных в первичном учетном документе (например, перевозчик, грузоотправитель), в обороте товара и т.д.

При осуществлении указанных мероприятий сроки представления документов определяет должностное лицо, осуществляющее их (например, исходя из объема необходимых к представлению документов).

Организация имеет склады, которые территориально расположены в разных концах города. Иногда возникают ситуации, когда товар надо перевезти с одного склада на другой.

Каким документом должна быть оформлена перевозка товаров со склада на склад?

Перевозка товаров со склада на склад является внутренним перемещением товара.

При перемещении товаров для собственных нужд (внутреннем перемещении) наряду с накладными ТТН-1 и ТН-2 можно использовать первичные учетные документы, составленные по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров и осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, в соответствии с законодательством (п. 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192).

В настоящее время перечень первичных учетных документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления, определен постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360. Он включает в себя 9 документов: товарно-транспортную накладную, товарную накладную, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, акт о приеме-передаче основных средств, акт о приеме-передаче нематериальных активов, акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, акт о передаче не завершенного строительством объекта, акт о передаче затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры.

В то же время Указ Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» (далее – Указ) определил, что формы иных первичных учетных документов (т.е. не включенных в перечень, утвержденный Правительством) могут быть утверждены:

– руководителем организации (индивидуальным предпринимателем);

– республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином.

При этом организации (индивидуальные предприниматели) вправе самостоятельно утверждать формы документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления (подп. 1.3 п. 1 Указа).

Следовательно, при оформлении операций по внутреннему перемещению товарно-материальных ценностей организации могут применять:

– ТТН-1 и ТН-2 установленных форм;

– накладные на внутреннее перемещение по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином;

– накладные на внутреннее перемещение, разработанные руководителем организации (индивидуальным предпринимателем) самостоятельно.

Белорусская организация в течение 3 лет сотрудничает с российской фирмой. Российская сторона всегда добросовестно исполняла договорные обязательства. Однако последняя поставка товара в связи со смертью директора российской фирмы была осуществлена по истечении 68 дней (Указом № 178 установлен 60-дневный срок).

Будет ли организация привлечена к административной ответственности за эти 8 дней просрочки?

Обязательства по поставке товара в адрес белорусской организации возникли и имеются у российской фирмы – юридического лица, смерть должностного лица которого не прекращает и не изменяет их условия и порядок исполнения.

Обязанность по исполнению внешнеторговой операции (в данном случае – при импорте) лежит на резиденте (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).

Пути завершения внешнеторговой операции при импорте установлены подп. 1.9 п. 1 Указа № 178. Они не связаны с действиями исполнительных органов нерезидента.

Кроме того, одним из путей завершения внешнеторговой операции при импорте является получение страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска. Однако, как показывает практика, доля случаев страхования предпринимательского риска среди резидентов при осуществлении внешнеторговых операций крайне мала.

Основаниями для начала административного процесса являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс (ч. 2 ст. 9.1 ПИКоАП).

Закрытый перечень обстоятельств, исключающих административный процесс, установлен ст. 9.6 ПИКоАП.

Юридическое лицо признают виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст. 3.5 КоАП).

Таким образом, смерть директора организации-нерезидента не является обстоятельством, исключающим административный процесс, и не подтверждает принятие юридическим лицом всех мер по соблюдению императивных норм, устанавливающих обязанность. Следовательно, организация может быть привлечена к административной ответственности.